2025/09/05 14:00:00

Enterprise application integration

EAI (Enterprise application integration) – интеграционная программная структура, объединяющий различного рода приложения, разработанные независимо друг от друга, так, чтобы они работали как одно целое, прозрачно для пользователя. Данные приложения способны использовать разные технологии и оставаться независимо управляемыми. EAI является технологией, при помощи которой организация достигает централизации и оптимизации интеграции корпоративных приложений, используя, как правило, подходящие формы технологии оперативной доставки информации (push technology), которая управляется внешними событиями (event-driven).

Содержание


Технология EAI становится наиболее функциональной тогда, когда необходимо объединить приложения в реальном времени для автоматизации бизнес-процессов. Также возможно применение EAI в том случае, когда необходимо, чтобы изменения, которые были занесены в одно приложение (обычно это небольшой набор записей), были отражены во всех других. Такая технология прекрасно справляется с задачей закрепления изменений и их переноса в соответствующие приложения или системы.

Назначение

  • Интеграция приложений (Application Integration)

На данном уровне задачей интеграции является объединение функции либо данных одного приложения с другим, с помощью которого обеспечивается интеграция, близкая к реальному времени. Интеграция приложений используется с целью интеграции B2B, введения CRM-систем, которые интегрированы с корпоративными серверными приложениями, web-интеграции и создания web-сайтов, которые поддерживают большую часть бизнес систем. Кроме этого, может возникнуть необходимость проведения особой интеграции, особенно, если требуется интегрировать существующее приложение с устанавливаемым вновь ERP-приложением.

Во время интеграции бизнес-процессов компания обязана определять, осуществлять и управлять процессами обмена корпоративной информацией между разного рода бизнес системами. В связи с этим организация может облегчить операции, уменьшить расходы и улучшить ответы на запросы клиентов. В состав элементов данного процесса входит управление процессами, моделирование процессов и технологический процесс, включающий в себя различные задачи, процедуры, архитектуры, требуемую входную и выходную информацию, а также средства, которые нужны для каждого этапа в бизнес-процессе.

  • Интеграция данных (Data Integration)

Гарантия качественной интеграции приложений и бизнес-процессов - это интеграция данных и систем баз данных. Перед тем как приступать к интеграции, необходимо определить местонахождение данных и внести их в каталог, создать модель данных. После завершения трех этих этапов данные можно совместно распространять или использовать в системах баз данных.

  • Стандарты интеграции (Standards of Integration)

С целью обеспечения интеграции данных нужно найти стандартные форматы для данных. Форматы, поддерживающие использование и распространение информации и бизнес данных являются стандартами интеграции, т.е. такие стандарты и есть основа для проведения интеграции корпоративных приложений. К таким стандартам относят CORBA, EDI , COM+/DCOM, JavaRMI и XML.

Цели

Основные цели интеграции приложений могут быть определены следующим образом:

  • Сократить стоимость использования совокупности приложений предприятия;
  • Повысить скорость выполнения типичных задач или обеспечить сроки их исполнения;
  • Улучшить качество выполнения задач с помощью формализации процессов и минимизации человеческого фактора, как главного фактора ошибок.

Такие формулировки как: «обеспечить формирование финансовой отчетности предприятия в срок не более одной недели после окончания финансового периода»; «сократить время оформления продажи с одного часа до 15 минут»; «уменьшить количество персонала, который принимает участие в поддержании в актуальном состоянии справочников и классификаторов с 20 до пяти человек» часто используются для обозначения целей конкретных интеграционных проектов. Тем не менее в итоге все сводится к общим задачам, которые можно сформулировать в еще более обобщенной форме — сократить операционные затраты предприятия или организации. В результате интеграционные замыслы часто оказываются в выгодном положении с позиции объяснения перед людьми, которые принимают решение о финансировании проектов: расчет показателей возврата инвестиций для этих проектов может выглядеть достаточно заманчивым. Обеспечение автоматизированного контроля прохождения базовых бизнес-процессов на предприятии, информационная безопасность при реализации бизнес-процессов достигается по средствам благополучной интеграция корпоративных систем.

Топология EAI

В организации маршрутов взаимодействия интегрируемых систем выделяется два подхода. Во-первых, это прямое согласование интегрированных систем по принципу «каждая с каждой», или «точка-точка». Во-вторых, это связь через центральный узел; данную подобную звезде архитектуру, как правило, называемую «хаб + спицы». Топология определяет логические пути взаимодействия и передачи данных между интегрированными системами и не зависит от физической архитектуры информационной системы.

Точка-точка

Данный подход предполагает взаимодействие интегрированных систем напрямую. Достоинствами подхода являются отсутствие необходимости в дополнительном программном обеспечении, простота и прозрачность. И все-таки есть и отрицательные стороны. Первое - интегрированные приложения должны обмениваться информацией используя одинаковые методы взаимодействия и форматы вызовов данных. В процессе изменения какого-либо приложения (если оно повлекло за собой изменение интерфейса взаимодействия данного приложения) возникает необходимость видоизменять или хотя бы перенастраивать все интегрированные с ним системы. Второе - в информационной системе предприятия появляется очень много связей, каждую из которых необходимо проверять и поддерживать в работоспособном состоянии. Стоимость сопровождения интегрированной таким способом информационной системы предприятия становится непозволительно высокой если взаимодействующих приложений слишком много. Но в то же время подход «точка-точка» используется достаточно широко. Обычно это происходит в тех случаях, когда при согласовании определенных приложений необходимо передавать многочисленные объемы данных или обеспечивать нормированное время взаимодействия, а также если используемые на предприятии приложения имеют встроенные средства взаимодействия (это часто случается при введении нескольких систем от одного поставщика, а также если в процессе разработки заказных программных систем или внедрении новых к ним изначально предъявляется условие по взаимодействию с уже имеющимися системами).Три проблемы — три решения: МикроЦОД, ПАК хранения данных и ПАК виртуализации 19.6 т Однако здесь таится опасность так называемой «ползучей» интеграции, которая делает возможной ситуацию, при которой необходимость поменять систему XYZ неожиданно обнаруживает, что сделать этого нельзя, поскольку справочник оргструктуры и сотрудников вашего предприятия, исторически ведущийся в XYZ, каждую ночь реплицируется еще в десяток систем.

Хаб и спицы

Согласованность по принципу «точка-точка» создает в инфраструктуре предприятия чересчур много связей и ставит условием взаимодействие интерфейсов и форматов данных между согласующимися приложениями. Такие отрицательные моменты призвана разрешить архитектура взаимодействия, в которой все приложения непосредственно связаны только с центральным узлом, который решает следующие задачи:

  • организация маршрутизации согласованности между объединенными приложениями;

изменение форматов файлов и данных;

  • гарантия согласования приложений с использованием различных методов и протоколов взаимодействия.

Оценки рынка

2024

Объем мирового рынка iPaaS за год вырос на 23,4% до $8,5 млрд

По итогам 2024 года затраты на глобальном рынке iPaaS (интеграционная платформа как услуга) составили $8,5 млрд. Это на 23,4% больше по сравнению с предыдущим годом, когда объем отрасли оценивался в $6,89 млрд. Такие данные отражены в исследовании Gartner, с результатами которого TAdviser ознакомился в начале сентября 2025 года.

iPaaS — это облачная платформа, которая объединяет разрозненные приложения, данные, процессы и события в облачной и локальной средах. С помощью iPaaS пользователи без специальной технической подготовки могут интегрировать информацию из сторонних SaaS-приложений (программное обеспечение как услуга) и локальных центров обработки данных в централизованный облачный сервис. Модель iPaaS помогает автоматизировать рабочие процессы между системами, что упрощает операции и сокращает количество ручных задач. При этом достигается высокая масштабируемость: iPaaS предоставляет готовые коннекторы и шаблоны, которые ускоряют развертывание сложных интеграций в любом объеме. Поставщик облачных услуг отвечает за предоставление обновлений программного обеспечения, безопасность, техническую поддержку и аварийное восстановление в случае сбоев.

За прошедший год объем глобального рынка iPaaS увеличился на 23,4%, составив $8,5 миллиардов

Одним из ключевых драйверов рынка аналитики называют активную цифровую трансформацию предприятий, которая порождает спрос на быструю и эффективную интеграцию. Многие поставщики iPaaS предлагают гибкие решения, позволяющие клиентам быстро разрабатывать интеграции в любом масштабе: например, в ответ на бизнес-событие или по запросу. Кроме того, организации могут интегрировать различные системы независимо от того, где они размещены — локально, в частном облаке или у разных поставщиков облачных услуг. Это повышает гибкость и конкурентоспособность.

Еще одним стимулирующим фактором названо увеличение популярности SaaS-решений. Поставщики услуг iPaaS предоставляет инструменты и инфраструктуру интеграции, позволяющие обмениваться данными между сторонними приложениями SaaS. При этом iPaaS играет ключевую роль в объединении бизнес-логики нескольких приложений, что повышает эффективность операций.

По способу развертывания рынок сегментирован на публичное, частное и гибридное облака. Доминирует первый из этих секторов, что объясняется масштабируемостью, гибкостью и доступностью таких платформ. По сферам применения iPaaS выделяются ИТ и телекоммуникации, BFSI (банковское дело, финансовые услуги и страхование), розничная торговля, здравоохранение, государственная сфера, производство и др. В 2024 году наибольшую долю выручки обеспечило BFSI-направление. Решения iPaaS предлагают надежные возможности интеграции, которые помогают оптимизировать работу различных систем и приложений организаций сектора BFSI, обеспечивая при этом соблюдение строгих нормативных требований.

В географическом плане лидирует Северная Америка: компании в этом регионе стремятся повысить гибкость и сократить время вывода продуктов на рынок, используя iPaaS для быстрой интеграции новых технологий и приложений без длительных циклов разработки. Вместе с тем самые высокие среднегодовые темпы роста демонстрирует Азиатско-Тихоокеанский регион: местные предприятия в секторах розничной торговли, производства, здравоохранения и финансов переживают стремительную цифровую трансформацию, которая сопровождается увеличением потребности в инструментах iPaaS. В глобальном масштабе значимыми отраслевыми игроками названы:

Объем мирового рынка интеграционного ПО за год вырос на 9,8% и достиг $5,9 млрд

В 2024 году затраты на глобальном рынке интеграционного программного обеспечения составили около $5,9 млрд. Это на 9,8% больше по сравнению с предыдущим годом, когда объем отрасли оценивался в $5,4 млрд. Соответствующие цифры приводятся в исследовании Gartner, с результатами которого TAdviser ознакомился в конце августа 2025 года.

В обзоре речь идет о специализированном софте для интеграции данных. Такие инструменты позволяют компаниям комбинировать и использовать все типы информации из различных источников. Процесс интеграции обеспечивает консолидацию и чистоту данных, а также помогает минимизировать ошибки, что дает бизнесу возможность использовать данные максимально эффективно. Интеграция обеспечивает ряд значительных преимуществ для организаций разного масштаба:

  • Предоставление более ценной информации;
  • Повышение качества и целостности данных;
  • Улучшение качества обслуживания клиентов и партнеров;
  • Повышение эффективности и рентабельности инвестиций;
  • Ускорение получения ценной аналитической информации;
  • Улучшение сотрудничества благодаря беспрепятственной передаче информации между различными системами.

Объем мирового рынка интеграционного ПО за год вырос на 9,8%

Одним из ключевых драйверов рассматриваемого рынка является продолжающаяся цифровая трансформация предприятий в различных сферах. Процессы цифровизации приводят к экспоненциальному росту объемов данных, что порождает дополнительный спрос на интеграционное ПО. Компании, предоставляющие потребительские услуги и работающие с большим количеством партнеров, вкладывают значительные средства в инструменты, повышающие эффективность сбора и анализа информации.

Положительное влияние на отрасль оказывает развитие облачных платформ. Интеграционное ПО основано на аналитических моделях, которые хранят и отслеживают большие объемы данных. Облачные технологии позволяют обрабатывать огромные массивы информации без необходимости приобретения собственного дорогостоящего ИТ-оборудования. При этом компании могут масштабировать ресурсы по мере необходимости. Кроме того, облачные платформы предоставляют доступ к данным и сервисам из любой точки мира с подключением к интернету. Это особенно важно в случае крупных организаций с географически распределенной сетью представительств.

Еще одним стимулирующим фактором названо развитие искусственного интеллекта и машинного обучения. Такие технологии обеспечивают автоматизированное сопоставление, преобразование информации и предиктивную аналитику. Это позволяет предприятиям оптимизировать операции по интеграции данных и получать более глубокое представление о процессах внутри компании.

Пандемия COVID-19 положительно повлияла на рынок интеграции данных, ускорив инициативы цифровой трансформации. В условиях удаленной работы и роста онлайн-активности организации осознали необходимость оптимизации управления данными и аналитики.

По сферам применения рынок сегментирован на BFSI (банковское дело, финансовые услуги и страхование), здравоохранение, производство, розничную торговлю, ИТ и телекоммуникации, СМИ и развлечения, энергетику и коммунальное хозяйство, государственный сектор и др. Наибольшую выручку обеспечивают направления BFSI и ИТ. С географической точки зрения лидирует Северная Америка, а самые высокие среднегодовые темпы роста фиксируются в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В глобальном масштабе в список значимых игроков входят:

2010

Основываясь на том, что компании предлагают продукты, в которых реализуется только часть основных задач интеграции, и ни один поставщик пока не поставляет законченного решения можно объяснить нынешнюю неоднородность рынка EAI. Лидерами этого рынка считаются BEA Systems, NEON, CrossWorlds Software, Level 8 Systems, Mercator Software, SeeBeyond, Software AG, TIBCO, IONA Technologies, Vitria Technology и webMethods. Такие компании как PricewaterhouseCoopers, CSC и EDS занимаются интеграцией крупных систем Исходя из прогнозов аналитиков, в ближайшее время рынок услуг в области EAI станет наиболее перспективным и быстро растущей частью рынка IT. По утверждению консалтинговой компании IDC, ожидается стабильный рост поступлений от реализации программного обеспечения, которое предназначено для решения интеграционных задач.

См. также

SOA

EDA

Ссылки

Примечания