2010/05/12 11:34:09

Тенденции развития и прогнозы рынка HRM-систем

Автоматизация работы кадровой службы в последние годы становится одной из самых популярных задач, решаемых российскими предприятиями. Она осуществляется как в рамках общей автоматизации компаний (внедрения ERP-систем), так и в ходе обособленных проектов внедрения функциональности HRM. Первоочередными задачами при этом являются организация кадрового учета и расчетных процедур в рамках единой информационной системы с централизованным хранением данных. После их решения предприятия часто переходят к реализации информационной поддержки управления трудовыми ресурсами (функции по управлению компетенциями, мотивацией, компенсациями, наймом, карьерой и т. п.).

Содержание

Разные ориентиры

В условиях российского рынка HRM-систем спрос во многом определяет предложение решений соответствующего класса. Для иностранных поставщиков, предлагающих локализованные продукты, реакция на потребности отечественных предприятий выражается в предложении лишь определенного подмножества функций созданных комплексных решений с возможностью его расширения. Что же касается российских поставщиков, то они реализуют в своих продуктах принцип необходимой достаточности, наращивая функциональность в соответствии с существующим спросом на автоматизацию отдельных процедур управления трудовыми ресурсами.

В описанной ситуации на технологическое и функциональное развитие HRM-систем иностранной разработки преобладающее влияние оказывают процессы, происходящие на мировом рынке (требования внутреннего рынка касаются лишь соответствия законодательным требованиям автоматизированных процедур кадрового учета, расчета заработной платы и отчислений, а также генерации отчетности). Для российских же разработчиков мировой рынок HRM-систем является лишь общим ориентиром и индикатором перспективных направлений развития продуктов и используемых в них технологий. А конкретные шаги по расширению функциональных возможностей предлагаемых ими программных продуктов определяет внутренний рынок через требования российских предприятий.

Похоже на мировой рынок

В то же время, общая ситуация на российском рынке HRM-систем схожа с положением дел на мировом рынке. В частности, у нас существует достаточно большое число специализированных решений, выходящих за рамки возможностей менее многочисленных интегрированных продуктов. Хотя значительную долю в этих решениях составляют системы, обеспечивающие, по отдельности, автоматизацию кадрового учета и отчетности, кадрового документооборота, расчета заработной платы, табельного учета и контроля доступа, на рынке предлагаются и системы автоматизации отбора кандидатов и найма персонала (включая HR-порталы), системы психологического тестирования сотрудников, системы оценки персонала, средства планирования обучения и карьеры, управления дистанционным образованием (eLearning), управления мотивацией и др. То есть, так же, как и на мировом рынке, производители продуктов best-of-breed более активно ведут себя в «нишах специализации», чем поставщики интегрированных решений, которые немного отстают в плане удовлетворения существующего спроса.

Но не совсем

Однако, в отличие от многих игроков мирового рынка, российские разработчики твердо придерживаются принципа «все из одних рук» и, как правило, оставляют вопросы интеграции своих продуктов с решениями best-of-breed на совести их разработчиков и заказчиков. Недостающую же функциональность вендоры отечественных комплексных HRM-систем реализуют собственными силами. В этом плане аналогия с мировым рынком отсутствует — не наблюдается ни интеграции и совместного распространения комплексных систем со специализированными решениями (за очень редкими исключениями), ни, тем более, поглощения разработчиков best-of-breed компаниями, предлагающими крупные HRM-системы.

Скорее всего, стремление реализовать всю функциональность самостоятельно является следствием определенного консерватизма российских разработчиков, а причины отсутствия практики поглощения более мелких компаний более крупными кроются в относительно небольших (по сравнению с игроками мирового рынка) финансовых ресурсах в их распоряжении. В то же время, практика сотрудничества с разработчиками специализированных продуктов и(или) поглощения части подобных компаний могла бы ускорить развитие рынка и усилить решения, предлагаемые российскими поставщиками отечественным заказчикам.Как защищать «поумневшие» промышленные сети: «Синоникс» на страже безопасного объединения изолированных сетей 6.2 т

В настоящее же время российские предприятия, которым требуется решение по автоматизации управления трудовыми ресурсами, функциональность которого шире, чем реализованная в отечественных комплексных HRM-системах, вынуждены либо пользоваться услугами иностранных разработчиков, либо самостоятельно реализовывать проект интеграции российской HRM-системы со специализированными решениями, «закрывающими» ее функциональные «бреши», либо найти соответствующие требованиям по функциональности системы best-of-breed, разработчики которых сами предусмотрели возможность совместной работы с одной из отечественных HRM-систем.

Догнать и перегнать

Что касается общих тенденций развития российского рынка HRM-решений, то они заключаются в усилении отечественных комплексных решений, как в плане масштабируемости и производительности, так и в плане расширения возможностей по управлению трудовыми ресурсами. На сегодняшний день HRM-системы ведущих российских поставщиков не включают лишь блоки электронного обучения, «информационного самообслуживания» и средства организации и (для части систем) поддержки HR-портала. Наиболее вероятная схема их развития будет включать создание web-расширений, в частности, обеспечивающих работу HR-порталов, с переходом к поддержке электронного обучения, а в последствии — и к поддержке информационного самообслуживания.

Поставщики HRM-систем с менее широкой функциональностью, до того как развивать свои продукты в указанных выше направлениях, должны будут реализовать в них функции управления персоналом на базе компетенций, планирования человеческих ресурсов, оценки персонала, планирования и управления обучением, подбора персонала и управления кадровым резервом, а также управления компенсациями.

Ориентация на СМБ, но без SaaS

Таким образом, отечественные HRM-системы будут «подтягиваться» по предоставляемым возможностям к решениям иностранных вендоров и «выравниваться» по функциональности по отношению друг к другу. При этом они останутся существенно доступнее по стоимости, чем зарубежные системы, что позволит отечественным вендорам успешно работать в сегменте СМБ, особенно чувствительном к ценовым характеристикам предлагаемых продуктов.

В то же время, прогнозировать появление и серьезное распространение HRM-систем «по требованию», реализующих бизнес-модель «ПО как услуга» (SaaS), скорее всего, преждевременно. Подобные решение пока лишь начинают распространяться даже на западных рынках, где аренда программного обеспечения вполне привычна. Что же касается российского рынка, то, во-первых, практика предоставления услуг по удаленному пользованию программными продуктами здесь является редкостью, во-вторых, сетевая инфраструктура для широкого распространения подобных услуг явно недостаточна, и, в третьих, подобная организация обработки данных оценивается отечественными предприятиями как весьма рискованная и чреватая потерей и(или) утечкой важной информации.

Посткризисные тенденции

Алексей Лапиров, центр разработки ФОРС, отмечает следующие тенденции развития российского рынка ИТ-услуг:

  • Перемещении фокуса при реализации проектов на бизнес-интересы заказчика. Клиентоориентированность становится основным условием успешной работы интеграторов в кризис.
  • Курс на интеграцию: в ожидании спада продаж на новые продукты ИТ-компании обращаются к интеграции уже внедренных у заказчика решений.
  • Условное деление игроков с точки зрения спроса. Одни интеграторы готовы предлагать различные скидки и акции, другие более четко выделили свою добавленную стоимость и стали подробно объяснять заказчику, за что именно он платит, и почему дисконтировать было бы неправильно.
  • Повышение значимости работы с СМБ-рынком для интеграторов.

Перспективы рынка на 2010 год

Результаты опроса клиентов Астерос о структуре затрат на ИТ в 2010 г. (доля голосов от общего количества респондентов)

Объем российского рынка ИТ-услуг в 2010 г. составит $4,3-4,5 млрд, считают в группе «Астерос». Рост выручки игроков рынка по сравнению с предыдущим годом будет незначительным - в пределах 10%. «Основная причина этого в том, что ИТ-бюджеты многих компаний по-прежнему серьезно ограничены антикризисной политикой», – считает президент группы «Астерос» Михаил Эренбург. В 2009 г., по оценке «Астерос», этот сектор сократился на 30-33%.

Эксперты группы выделили четыре сегмента ИТ-услуг и рассказали об их перспективах по отдельности. Первое место они отдали ИТ-аутсорсингу. Выручка от таких услуг, как считают в «Астеросе», в 2010 г. вырастет на 10-15% по сравнению с предыдущим годом. Далее следует направление системной интеграции с ростом 5-10%. Внедрению бизнес-приложений исследователи обещают 5% рост, а ИТ-консалтингу – нахождение на уровне предыдущего года. Полное восстановление рынка ИТ-услуг в «Астерос» ожидают в 2012 г.

Кроме того, "Астерос" опубликовала результаты опроса 104 своих заказчиков. Вопросы касались структуры затрат на ИТ. Респонденты заявили, что до 55% ИТ-бюджетов их компаний в 2010 г. будет приходиться на поддержку существующей ИТ-инфраструктуры. Еще около 35% составят затраты на модернизацию. Объем финансирования инноваций не превысит 10%. Как видно из диаграммы, показывающей процент выбравших тот или иной вариант (можно было отмечать несколько позиций), в числе приоритетов заказчиков также построение ИТ-инфраструктуры и телеком-решения. Наименьшим спросом из предложенных вариантов будут пользоваться услуги управленческого консалтинга и внедрения ERP-систем.

Однако, при оценке перспектив рынка HRM-решений необходимо учитывать тенденции на рынке труда. По результатам мониторинга 184 крупных компаний из 12 российских регионов, проведенного консалтинговой компанией “Ernst&Young” в 2010 году 15% российских компаний планируют продолжить сокращать персонал. Четверть компаний – участников опроса намерены повысить число сотрудников вплоть до 20%. Сегодня компании все больше стремятся к повышению эффективности и производительности, поэтому многие готовы полностью пересмотреть структуру вознаграждения сотрудников с учетом специальных показателей эффективности. Среди тенденций на рынке труда, как отмечают в “Ernst&Young”, – оптимизация организационных структур, переход к сбалансированному рынку труда и стратегии развития, пересмотр корпоративных политик вознаграждения с точки зрения систем переменного вознаграждения, сохранение и расширение льгот, локализация обучающих программ, растущая важность эффективных внутренних коммуникаций. Эффективная реализация таких приоритетов невозможна без использования функционала HRM-систем, что позволяет прогнозировать востребованность HR-решений на уровне 15-20%.

Вывод

Соответственно, основной тенденцией рынка HRM-систем будет оставаться перенимание зарубежного опыта управления трудовыми ресурсами вкупе с развитием отечественной практики организации учетных и расчетных кадровых операций и подготовки отчетности. Революционных изменений в используемых разработчиками базовых технологиях, скорее всего, не будет, но, возможно, проявятся процессы интеграции комплексных систем и решений best-of-breed. Ценовая доступность отечественных решений сохранится.

См. также

Ссылки