2021/10/25 11:44:00

Реестровая модель госуслуг: инструкция по внедрению

С 1 января 2022 года большинство госуслуг будет переведено на реестровую модель. Это значит, что бизнес и граждане перестанут получать разрешительные документы на бумаге, а госорганы будут вносить всю информацию в электронные реестры. Как госорганам безболезненно перейти на новый формат оказания госуслуг? Ответ на этот вопросы знает команда POLYCODE, подготовившая эту статью.

Содержание

Как изменился процесс оказания госуслуг?

Суть реестровой модели состоит в том, что вместо документа (неважно, бумажного или электронного) юридически значимым становится внесение записи в реестр. Такое юридическое нововведение влечет целый ряд технических решений, которые мы реализовали уже для 8 госуслуг с помощью нашей платформы POLYCODE.

Итак, компания или предприниматель, которые хотят получить разрешительный документ, подают заявление через свой личный кабинет на Портале госуслуг или «бумагой» по почте.

Для рассмотрения заявления и принятия решения сотрудник ведомства создает проект записи в реестре и заполняет ее. Затем уполномоченное лицо принимает окончательное решение и заверяет реестровую запись своей электронной подписью.

Мы внимательно относимся к безопасности данных, поэтому в POLYCODE они хранятся по принципам блокчейн – в виде непрерывной цепочки блоков, изменить или удалить которые нельзя, можно только добавить новые. Так, при внесении в реестровую запись новой информации старая не удаляется безвозвратно, а переносится в архив – в любой момент к ней можно обратиться из интерфейса без привлечения программистов для «отсматривания» логов.

Подписанная запись в реестре автоматически публикуется на сайте ведомства и доступна для всех заинтересованных лиц.

Бланки строгой отчетности ушли в прошлое

Заявитель в качестве подтверждения получает выписку из реестра. При этом юридическую значимость имеют именно данные в электронном реестре, которые публикуются на сайте госоргана.

Выписка – это документ, который носит информационный характер и отражает данные из записи в реестре. Как правило, электронная выписка является бесплатной, а за ее получение «на бумаге» придется заплатить пошлину. В случае лицензий, например, 3000 рублей.Российский рынок СЭД/ECM борется с демпингом и рассчитывает на возможности искусственного интеллекта. Обзор и рейтинг TAdviser 200.7 т

В POLYCODE выписка автоматически формируется и направляется заявителю на Портал госуслуг. Она содержит QR-код, просканировав который можно получить данные о разрешении, опубликованные на сайте госоргана.

Image:Выписка 1.png

Полностью цифровая госуслуга

Заявители с Портала госуслуг получают полностью цифровую госуслугу. Весь пакет документов можно подать в электронной форме.

В личный кабинет они получают информацию о статусах оказания госуслуги (заявление зарегистрировано, назначен исполнитель, услуга оказана и т.д.) и электронную выписку.

В случае лицензирования данные о лицензии также отобразятся в личном кабинете заявителя на Портале госуслуг по аналогии с паспортными данными и СНИЛС.

Для каких госуслуг нужна реестровая модель

Сегодня госорганы оказывают более 1000 госуслуг, и это число будет только расти. Если госуслуга дает права или налагает обязанности (а таких большинство!), то по закону с 1 января 2022 года она должна оказываться по реестровой модели.

С 2021 года технологию уже применяют лицензирующие органы. Они больше не выдают бумажные лицензии, а ведут электронные реестры. В них содержатся данные об организациях и предпринимателях, получивших лицензию на осуществление той или иной деятельности.

Плюсы и новые возможности

Переход на реестровую модель выгоден и тем, кто хочет получить лицензию или разрешительный документ, и тем, кто предоставляет госуслугу.

В первую очередь – уменьшается количество хранимых бумажных документов. Электронная запись не может потеряться и пострадать в результате пожара или потопа.

Другим плюсом является сокращение случаев мошенничества. Заключая сделку, любой контрагент может оперативно проверить достоверность разрешений потенциального партнера (например, его лицензию) на сайте госоргана. В то время как бумажный документ можно подделать.

Экономия времени и средств на обмен документами. Заявители не ждут, пока им по почте придет бумажный документ. Как только формируется запись в реестре, она появляется на сайте ведомства. Реестровая модель также дает возможность госорганам сократить финансовые издержки, например, на почтовые и курьерские отправления, а также бланки строгой отчетности.

Доступность машиночитаемых данных, которые хранятся в электронном и структурированном виде – отличная основа для создания новых программных продуктов. Эта возможность значительно облегчает работу программистам и аналитикам.

Выводы

Реестровая модель – это удобное получение госуслуг для организаций и предпринимателей. А для госорганов – инструмент, позволяющий сократить нагрузку на сотрудников, снизить расходы и повысить качество предоставления госуслуг.

В ближайшее время реестровая модель станет обязательной для большинства госуслуг. Наша команда разработала продукт на базе собственной платформы POLYCODE, который позволяет госорганам оперативно и безболезненно внедрить реестровую модель.