Содержание |
Основные статьи:
ВВП
2022: Размер ВВП – $0,10 трлн
2018: ВВП - $891 на человека
Финансовая система
Госдолг
2023: Госдолг - 46% ВВП
2017: Госдолг - 54% ВВП
Внешний долг
2019: Долг перед Китаем - $6,5 млрд
Инфляция
2022: Инфляция в ноябре - 31,7%
Полезные ископаемые
2025: Нелегальная добыча золота в Тыграе с участием китайских компаний
В разрушенном войной эфиопском регионе Тыграй развернулась масштабная нелегальная добыча золота с участием китайских компаний, местных чиновников и иностранного капитала.
В ноябре 2025 г в канадских СМИ распространяется расследование, согласно которому китайская компания Tibet Huayu тайно разрабатывает месторождения Мато-Була и Да-Тамбук, формально принадлежащие канадской East Africa Metals. Несмотря на нулевую официальную добычу, на участках работают тяжёлая техника и китайские шахтёры.Александр Стихарёв, Shtab: Российскому рынку collaboration-систем не хватает экосистемности
Ключевую роль в схеме играет Цзинбинь Ван — сопредседатель канадской компании и фактический руководитель сразу нескольких китайских горнодобывающих предприятий. С компаниями-партнëрами он организовал систему анонимных платежей для сокрытия покупки нелегально добытого золота.
Реакция местных властей остаётся неопределённой. Чиновники, бизнесмены и военные хотят конкурировать за право возглавить ту же самую систему хищения ресурсов, однако во главе неë уже сидят китайцы, и остаëтся лишь бороться за их благосклонность, писал канал "Рыбарь".
Китайские компании, позиционирующие себя как «друзья» африканских стран, повсеместно опираются на коррупционные сети, разъедающие госуправление Эфиопии.
2022: 1,3 млн человек задействовано в малой добыче полезных ископаемых
Энергоносители
2021: Цена бензина - $0,46 за литр
Энергетика
Гидроэнергетика
2025: В Эфиопии возникла острая нехватка электричества из-за майнинга — на него приходится треть энергопотребления
Майнинг криптовалют в Эфиопии потребляет треть от общего энергопотребления страны, что составляет 8 ТВт•ч электроэнергии. Дата-центры для добычи цифровых активов создают критическую нагрузку на энергосистему, которая уже испытывает серьезные проблемы с энергоснабжением. Данные приводятся в отчете профильного министерства за 2025 год и опубликованы в начале июля 2025 года.
Спрос со стороны майнеров достигнет 30% от общего потребления электроэнергии в стране в 2025 году. Власти Эфиопии запланировали кардинальную реформу тарифной политики для решения энергетического кризиса.
В течение четырех лет цены на электроэнергию для бизнеса вырастут на 400%. Стоимость киловатт-часа увеличится с 2,12 быров до почти 10 быров к 2028 году, что эквивалентно росту с $0,015 до $0,075.
Авторы министерского отчета полагают, что повышение тарифов снизит привлекательность инвестиций в майнинг криптовалют. Новый спрос от дата-центров создает дополнительную нагрузку на энергосистему, которая не справляется с текущими потребностями.
Около четверти генерирующих мощностей страны простаивает из-за нехватки импортных запасных частей для ремонта оборудования. Крупные промышленные потребители сталкиваются в среднем с тридцатью девятью отключениями электроэнергии в месяц общей продолжительностью двадцать один час.
Энергосистема Эфиопии на 100% базируется на возобновляемых источниках энергии, преимущественно гидроэлектростанциях. Ключевым объектом является ГЭС GERD, обеспечивающая значительную часть национального энергобаланса.
Прогресс в электрификации населения остается крайне медленным. Только 22% домохозяйств имеют легальное подключение к национальной электросети, что свидетельствует о серьезных проблемах в энергетической инфраструктуре.
Правительство параллельно стимулирует переход на электрический транспорт. К 2030 году электромобили должны составить 28% от общего автопарка страны, что потребует дополнительных энергетических мощностей.[1]
2020: Очень низкое потребление энергии на душу населения
2019: Уровень электрификации 47%
Промышленность
2020: Индустриальные парки с крошечными зарплатами
Эфиопия переживает грандиозную по континентальным меркам трансформацию. Еще в 2014 г. в соответствии с планом экономиста Аркебе Окубая (на 2020 г - спецсоветник премьера Абия Ахмеда) страна приступила к форсированной индустриализации. И хотя промышленное производство составляет еще скромные 10% от ВВП, к концу 2020 года в Эфиопии должны действовать 30 индустриальных парков в сфере текстильной и легкой промышленности, машинного производства, ИТ и связи.
Есть только одна проблема. В индустриальном парке Хавасса - флагмане промышленного рывка Эфиопии - на предприятиях H&M, Levis и др. платят порядка $26 в месяц, что составляет самую низкую зарплату в мире (в ДР Конго и Мозамбике платят больше, а на аналогичных позициях в Мьянме и Бангладеш - так вообще под $95). По мнению Аркебе Окубая, низкие зарплаты необходимы: так компании выручают средства на инвестиции, а если зарплаты будут высокими - то не предвидится, по его мнению, ни новых рабочих мест, ни экономического роста.
На фоне роста зарплат в КНР, Малайзии, Индонезии и Бангладеше эфиопское правительство удачно воспользовалось конкурентным преимуществом своей страны и заманило налоговыми каникулами ведущие международные компании, готовые платить в лучшем случае 35-50$ вместо китайских 300$.
Высокое предложение рабочей силы и высокая молодежная безработица стимулируют произвол на рабочих местах. Менеджеры беззастенчиво увольняют замешкавшихся в уборных, а экономист нобелевский лауреат взывает недовольных к сознательности и патриотизму.
Но несмотря на бум self-help литературы и семинаров в духе Тони Роббинса, тысячи эфиопцев не задерживаются на потогонках и уезжают обратно в деревню или в эмиграцию. Вместе с приобретенными навыками и опытом. Так, в прославленном парке Хавасса в 2017-2018 гг. текучка кадров составила около 100%.
Кроме того, аргументация Аркебе Окубая очень уязвима. Необстрелянный выпускник вуза в соседней Кении - самой мощной экономике Восточной Африки - в реальном выражении получает в 4 раза выше, чем заслуженный профессор университета Аддис-Абебы с 30-летним стажем, а зарплаты опытных педагогов отличаются в шесть раз.
ИТ-рынок Эфиопии
2024: Утверждена стратегия цифровой трансформации Эфиопии
В Эфиопии утверждена стратегия цифровой трансформации, направленная на формирование инновационной и устойчивой экономики. Программа основана на целостном подходе, объединяющем национальные цели развития и стремление к внедрению цифровых технологий в различных областях. О результатах реализации стратегии в середине декабря 2024 года доложило Министерство инноваций и технологий Эфиопии (MoIT).
Речь идет о комплексной инициативе «Цифровая Эфиопия 2025» (Digital Ethiopia 2025). Одной из ее основных задач является переход к более диверсифицированной экономике, включающей производство, услуги и ИТ-сервисы. Особое внимание уделяется созданию новых рабочих мест, особенно в сфере цифровых технологий, с целью сокращения безработицы и вовлечения молодежи. Планируется улучшение предоставления услуг как в государственном, так и в частном секторе с помощью цифровых платформ. Осуществляются преобразования в ключевых сферах, включая сельское хозяйство и производство. Кроме того, предполагается использование цифровых инструментов для популяризации культурного и природного наследия Эфиопии, что должно способствовать развитию туризма как источника иностранной валюты.
Министр инноваций и технологий Эфиопии Ишурун Алемайеху (Yishurun Alemayehu) отметил, что стратегия «Цифровая Эфиопия 2025» позволила увеличить количество интернет-пользователей в стране с 17 млн до 42,5 млн. Правительство построило ряд крупных дата-центров, а инвестиции частного сектора способствовали формированию трех трехуровневых ЦОД. Реализация стратегии помогла улучшить доступность электроэнергии.
Власти страны стимулируют создание благоприятной нормативно-правовой базы, которая поощряет инновации, защищает данные и способствует росту цифровой грамотности населения. Поощряется сотрудничество между правительством и частным сектором в целях более эффективного использования ресурсов.[2]







