Госдолг США. Государственные и социальные структуры, США
 
2017/09/12 17:39:27

Госдолг США

Государственный долг США (The United States government debt) или национальный долг США (national debt) — деньги, которые федеральное правительство США должно своим кредиторам. Формально к государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также деньги, принадлежащие получателям социальной помощи в будущем. Госдолг США - главный риск, нависший над мировой экономикой.

Содержание

Размер федерального долга

2017: 20 000 000 000 000 долларов

Государственный долг США по итогам 8 сентября пересек историческую отметку 20 триллионов долларов. Ежедневные отчеты о состоянии госдолга публикуются на сайте Минфина США.

К повышению на 318 миллиардов долларов привел[1] подписанный 8 сентября закон, который позволяет правительству США в течение трех месяцев привлекать новые заимствованные средства. В частности, 15 миллиардов долларов направят пострадавшим от урагана «Харви».

Для принятия закона о повышении границы госдолга президент США Дональд Трамп заключил соглашение с демократами в Конгрессе. На момент инаугурации Трампа долг составлял 19,9 триллиона долларов[2].

2016

106% от ВВП страны

По итогам 2016 года госдолг США составлял 106% от ВВП страны — это третий показатель среди стран «Большой двадцатки». Первое место занимает Япония, госдолг которой составляет 9,1 триллиона долларов, но в два с половиной раза превышает ВВП страны.

Госдолг России, по оценке Минфина, к концу 2017 года достигнет 12,7 триллиона рублей, что составит 13,8% ВВП страны[3].

На сентябрь $19,573 трлн (+$1,4 трлн за год)

Правительство США закрыло 2016 финансовый год, который закончился 30 сентября 2016 года, с уровнем долга в размере $19,573 трлн. Всего за один год долг вырос более чем на $1,4 трлн.

Такой рост долга соответствует примерно 7,5% всей мировой экономики. Для сравнения, план Маршалла, благодаря которому была полностью восстановлена экономика Западной Европы после Второй мировой войны, стоил $12 млрд в 1948 г., а это всего 4,3% от ВВП США в то время.

Новый курс Рузвельта, который дал работу миллионам людей, стоил 6,7% ВВП США, а совсем недавно, в начале 2008 г., на спасение важных банков было потрачено $700 млрд, а это всего 4,8% от ВВП.

Так что экономика США получила за эти деньги?

Если отвечать коротко, то эти деньги просто растворились. В теории на эту сумму можно было добиться мира во всем мире, практически покончить с нищетой, улучшить экологию на планете или хотя бы провести модернизацию инфраструктуры США, которая просто необходима.

Последний финансовый год стал своеобразным рекордом, так как увеличение является третьим по своей величине за всю историю США. При этом предыдущие два раза, когда долг рос быстрее, чем в 2016 г., фиксировались во время финансового кризиса.

Image:Госдолг_США_1970-2016.jpg

Но в 2016 финансовом году не было никакого финансового кризиса, правительство не тратило сотни миллиардов на спасение банков. Учитывая все обстоятельства, 2016 г. был нормальным финансовым годом для федерального правительства. Не было никаких серьезных чрезвычайных ситуаций, чтобы истощить средства налогоплательщиков.

Тем не менее им пришлось нарастить долг так сильно, потому что этот уровень расходов уже вмонтирован в систему.

Даже если Белый дом сейчас резко сократит расходы и избавится от целых отделов федерального правительства, он все равно будет тратить значительно больше по сравнению с ростом экономики.

Социальное и медицинское страхование в настоящее время является самой большой статьей этих огромных расходов, и оно истощает бюджет все сильнее с каждым годом. Все другие государственные расходы, вместе взятые, просто бледнеют по сравнению с расходами на социальное и медицинское страхование.

Так что, если сложить военные расходы, расходы на обеспечение национальной безопасности, расходы на национальные парки и на реактивный самолет президента Обамы, то это будет всего лишь частью расходов на социальное и медицинское страхование.

Эти программы потребляют подавляющее большинство налоговых поступлений США, вынуждая правительство занимать ошеломляющие суммы средств, чтобы финансировать свою деятельность. И это происходит даже в стабильные времена, а если ударит новый кризис, эти суммы вырастут еще сильнее.

Но еще более примечательным является то, что социальное и медицинское страхование даже не финансируется должным образом. Согласно последним исследованиям в течение следующих нескольких лет целевые фонды будут полностью истощены, а некоторые из них уже были исчерпаны еще в 2016 финансовом году. Таким образом, денег правительству требуется даже больше, чем оно занимает сейчас.

Так что единственным выходом будет объявление своеобразного дефолта по этим обязательствам. Потребуется около $42 трлн, чтобы полностью закрыть эти программы, но вряд ли можно себе представить, что Белый дом когда-нибудь решится на такое безумие.

Другой вариант – это сказать будущим бенефициарам этих программ, что деньги они не получат. И выбора, в принципе, нет[4].

На январь $19 трлн

По состоянию на 29 января 2016 года долг составил $19,013 трлн, из которых $13,7 трлн приходятся на public debt, держателями которого являются частные лица, иностранные государства, американские и зарубежные корпорации. Остальные $5,3 трлн составляют внутренние государственные заимствования.

С начала вступления Барака Обамы в должность президента США в 2009 году госдолг увеличился почти вдвое: с января 2009 года показатель подскочил на $8,4 трлн, увеличиваясь ежегодно более чем на триллион.

Как прогнозирует управление конгресса США по бюджету, к 2020 году госдолг увеличится до $22,6 трлн, а через десять лет, к 2026 году, превысит $29,3 трлн.

Как демонстрирует статистика, рост госдолга в последние годы заметно ускорился. Если в период до конца 2008 года он составлял в среднем $300 млрд/год, то с 2009 года по настоящее время скорость превысила $1,2 трлн/год[5].

2015: $18 трлн, но госдолг США в 3 раза больше официальных данных

В ноябре 2015 года бывший глава Счетной палаты США (Government Accountability Office) заявил, что реальный долг США приближается к $65 трлн, что почти в 3 раза превышает официальную цифру в $18 трлн.

Дэйв Уолкер, который возглавлял Счетную палату США при Билле Клинтоне и Джордже Буше, сказал, что если прибавить к официальным данным необеспеченные обязательства страны, то реальное значение госдолга будет просто феноменальным.

"Если вы добавите около $18,5 трлн необеспеченных гражданских и военных пенсий, пенсий по здоровью, добавите недофинансированные расходы по социальных обязательствам, Medicare, все различные обязательства, то госдолг составит около $65 трлн и он автоматически растет из-за отсутствия реформ", - заявил Уолкер.

По его словам, растущий долг затрудняет способность правительства осуществлять внутренние и внешнеполитические инициативы.

"Если вы не поддерживаете экономику сильной, то есть в состоянии, когда она генерирует новые рабочие места и возможности, вы не будете сильным на международном уровне с учетом внешней политики, вы не сможете инвестировать в национальную оборону и национальную безопасность, и в конечном итоге вы не сможете поддерживать социальное обеспечение", - добавил он.

Уолкер считает, что американцы "теряют связь с реальностью", когда дело доходит до расходов. Он призвал демократов и республиканцев отложить "партизанскую политику", чтобы собраться вместе и решить проблему.

"Вы можете быть демократом, вы можете быть республиканцем, вы можете быть беспартийным, вы можете быть всем, кем хотите, но ваша обязанность приносить пользу стране, а не партии, и мы должны решить некоторые крупные проблемы, которые у нас есть", - сказал он.

Можно сколько угодно критиковать подобные прогнозы и расчеты, но человек, в ведении которого долгое время находились все государственные расходы США, который проверял их соответствие фискальным целям, заслуживает внимания.

Особенно большая проблема заключается в дефиците пенсионной системы. В октябре 2015 года Moody’s сообщило, что 25 крупнейших пенсионных фондов не получают достаточного финансирования, дефицит оценивается в $2 трлн.

Об этом говорят и в Goldman. Пенсионные взносы ниже, чем необходимо для стабилизации или снижения необеспеченных обязательств. Кроме проблем со взносами по пенсионными планам, в некоторых случаях сами штаты нарушают правила, даже не финансируя свои фонды на минимальные суммы. Так, например, в течение последних нескольких лет Нью-Джерси в среднем вносил лишь около 40% ожидаемых сумм.

Image:Наполняемость_пенсионных_фондов_штатов_США_2015.jpg

Осенью 2015 года вводятся новые правила, которые должны изменить ситуацию. Но если государственные и местные органы власти вынуждены будут выделять больше ресурсов на эти обязательства, то влияние на состояние местных бюджетов будет усиливаться.

В общей сложности расходы на пенсионные взносы правительства должны вырасти на $100 млрд в год, то есть на около 0,6% ВВП. То есть по каким-то статьям необходимо снизить расходы на аналогичную сумму.

2012: Госдолг $15,8 трлн или 101,5% ВВП

По состоянию на 30 июня 2012 года, американский государственный долг превысил 101,5% от ВВП и составил $15 856 367 млн, увеличившись на $75 млрд за одну ночь.

Судя по графику, темпы роста американского госдолга в 2011-2012 гг не замедлялись и заметно опережают темпы роста ВВП.

На июль 2012 года потолок госдолга США составляет 16,394 триллиона долларов, а объем заимствований - 15,835 триллиона долларов[6]. Если дефицит бюджета будет расти такими же темпами, как и в январе-июне 2012 года - в среднем на 150 миллиардов долларов в месяц - законодателям придется снова повышать потолок госдолга до президентских выборов 6 ноября 2012 г.

Дебаты в Конгрессе шли до самого дедлайна 2 августа 2012, после которого США оказались бы в состоянии технического дефолта, если бы компромисс не был найден. В самый последний момент договориться все же удалось: оппозиция повысила потолок заимствований на 2,5 триллиона долларов, а Обама в свою очередь обещал сократить объем бюджетных расходов более чем на 2 триллиона долларов в течение ближайших десяти лет.

Меры, позволяющие снизить эти расходы, вступают в свою силу с начала 2013 года. Предполагается сократить траты на более чем тысячу федеральных бюджетных программ, включая военные и социальные расходы. Эти шаги уже сами по себе для экономики опасны, но угроза заключалась не только в них.

Так совпало, что на начало 2013 года приходится и окончание целой серии программ, предусматривающих налоговые льготы. В первую очередь, речь идет о льготах, предоставленных еще администрацией Джорджа Буша в 2000-е годы и продленных Бараком Обамой в 2010-м. Эти послабления касаются высокооплачиваемых американцев - с годовыми доходами в 250 тысяч долларов и более. Одновременно начинают работать отчисления по программе реформирования сферы здравоохранения, что также существенно повышает налоговую нагрузку.

Год Госдолг США, млрд. $  % ВВП
1910 2,653 8,0
1920 25,95 29,2
1927 18,51 19,2
1930 16,19 16,6
1940 50,696 52,4
1950 256,853 94,0
1960 290,525 56,0
1970 380,921 37,6
1980 909,041 33,4
1990 3206,290 55,9
2000 5628,700 58,0
2001 5769,881 57,4
2002 6198,401 59,7
2003 6760,014 62,6
2004 7354,657 63,9
2005 7905,300 64,6
2006 8451,350 65,0
2007 8950,744 65,6
2008 9985,757 70,2
2009 11875,851 83,4
2010 13786 96,5
2011 15144 100
2012 16432 103,8

2011: Госдолг $15 трлн

В 2011 году у "красной" партии (обычно республиканцы в различных графических материалах показываются красным цветом, а демократы - синим) появилась возможность выполнить обещание. К августу размер госдолга должен был превысить уровень очередного потолка, что было ожидаемо - каждый посткризисный год дефицит намного превышал триллион долларов. Республиканцы с самого начала подчеркивали свое нежелание делать это без взаимных серьезных уступок со стороны администрации.

График изменения "потолка" государственного долга США

По состоянию на 17 ноября 2011 года, общий объём национального долга США составил $15 трлн 33 миллиарда 607 миллионов 225 тысяч 920 долларов 32 цента, на 1 января 2012 - 15,3 трл. долл. Объём долга превысил 100 % ВВП США[7].

2010

В 2010 году государственный долг, по данным справочника ЦРУ, занимал 36-е место в мире по размеру в отношении ВВП[8][9].

Image:Отношение_государственного_долга_к_ВВП_2010.PNG

2009: Дефицит $1,6 трлн

Уже следующий 2009 год американский бюджет провел с дефицитом в 1,6 триллиона долларов, или 12 процентов ВВП. Деньги потребовались на множество программ экономического стимулирования, в то время как доходы казны резко упали. Поужасавшись цифрам, Конгресс все-таки принял бюджет, но республиканское большинство, в последнее время требующее фискальной умеренности, заявило, что это в последний раз.

2008: Дефицит $460 млрд

Государственный долг в соотношении к ВВП страны, достиг максимума в 1946 году. Что являлось в следствием массивных военных госрасходов в период Второй мировой войны. Тогда данный показатель составил 121,2% ВВП. Однако опережающая динамика роста экономики над ростом госдолга (с середины 40-х по начало 80-х годов), позволила сократить данный показатель до уровня около 33-36%. [10]

С 1980-х годов, объём государственного долга стал расти намного быстрее экономики. Разрыв между динамикой роста ВВП и роста госдолга увеличился в 2000-х годах.

Долгое время процедура повышения потолка долгов была в большей степени церемонией. Никому из ведущих политиков и в голову бы не пришло устраивать из этого эпическое противостояние. Это во многом объясняется тем, что сам долг США длительное время был невелик, редко составляя более двух третей ВВП, а экономика росла опережающими темпами. Соответственно, подспудной угрозы от наращивания обязательств никто не видел.

Все изменилось к концу 2000-х. В 2008 году, когда заканчивалось президентство Джорджа Буша-младшего, выяснилось, что США закончили год с бюджетным дефицитом в 460 миллиардов долларов. Тогда эта цифра поражала воображение и пробуждала тревожные настроения по поводу того, что "нельзя жить взаймы". Но тут разразился глобальный финансовый кризис - и стало ясно, что эта сумма была просто ерундой.

Гособлигации: Кредиторы США

2008: Резкий рост спроса в условиях нестабильности

После финансового кризиса 2008 года иностранные инвесторы начали массово скупать американские ценные бумаги, видя в них защиту от всеобщего обвала рынков. Объем обязательств на руках иностранцев увеличился за этот период вдвое до 5,6 триллиона долларов.

Все это время ставки по облигациям находились на рекордно низких уровнях, отставая от показателей инфляции в США. Тем не менее, вложение средств в государственные бонды позволяло инвесторам играть на повышении их котировок.

Зарубежные страны также увеличили свои инвестиции в государственные облигации США. Лидерами по этому показателю на июль 2013 года являются Китай и Япония, держащие в этих активах 1,3 и 1,1 триллиона долларов соответственно.

2012: Предупреждения аналитиков о рисках гособлигаций США

В июне 2012 года инвестор Марк Фабер, открывший миру развивающиеся рынки, объявил рынок гособлигаций США величайшим пузырем в истории. И он не одинок. Огромное число аналитиков настойчиво рекомендуют клиентам держаться подальше от казначейских обязательств США. Суть аргументации: учетные ставки крайне низки, дальше падать им некуда и, как только экономика вернется на рельсы устойчивого роста, вырастет инфляция и ставки поползут вверх. Если они вернутся к 1,5% годовых, цена текущей десятилетней бумаги упадет на 12%, а тридцатилетней — на все 22%.

2013: Обвал котировок

В мае-июне 2013 года котировки американских 10-летних облигаций упали в общей сложности на 3,2 процента. Причиной обвала послужили сигналы от ФРС относительно того, что ее закупки долговых обязательств в ближайшее время могут сократиться.

В результате часть инвесторов начала выводить средства из гособлигаций, хотя ставки по ним начали расти. В минувшем месяце чистые потери рынка составили 79,8 миллиарда долларов.

В июле 2013 года стало известно, что инвесторы, вложившие свои средства в американские государственные облигации, потеряли около 317 миллиардов долларов из-за снижения котировок этих бумаг в течение двух последних месяцев, сообщает Bloomberg. Несмотря на это, крупнейшие зарубежные банки, такие как Mizuho, Deutsche Bank (Дойчебанк) и HSBC, не спешат избавляться от ценных бумаг США[11].

2015: Китай и Япония - главные кредиторы США, Россия - №16

Россия решила приостановить продажу американских трежерис и в июле 2015 года вложила в них $9,7 млрд, такие данные приводит Минфин США.

Таким образом, вложения России в американские госбумаги увеличились до $81,7 млрд, что, впрочем, все равно примерно на треть меньше, чем год назад. В июле 2014 года показатель составлял почти $115 млрд.

В списке крупнейших держателей госдолга США на июль 2015 года Россия занимает 16-е место, а 1-е делят Китай и Япония: у них примерно по $1,2 трлн, хотя сейчас Пекин активно продает трежерис и, по некоторым данным, только за этот год китайцы выбросили на рынок этих бумаг более чем на $100 млрд.

Но здесь есть один тонкий нюанс. По официальным данным, Китай в июле 2015 продал трежерис на сумму $30,4 млрд, а вот Бельгия продала их на сумму $52,3 млрд и, кстати, из тройки крупнейших держателей американского долга опустилась ниже 10-го места. Дело в том, что Китай в свое время покупал американские облигации именно через Бельгию, а теперь, очевидно, эти бумаги продавал.

Кстати, Китай здесь совсем не одинок: общий объем вложений центральных банков в трежерис в июле 2015 года упал на 1,5% до $6,08 трлн, и это уже третье снижение за последние 4 месяца.

2016

Государства кредитуют США на $6,1 трлн

Всего страны владеют US Treasuries на $6,126 трлн, по данным на 20 января 2016 года.

На январь 2016 года крупнейшим кредитором США выступает Китай. На его счету казначейские облигации США (Treasuries) на сумму около $1,264 трлн. На втором месте находится Япония: ей принадлежат $1,145 трлн Treasuries.

Россия также является крупным держателем американских казначейских облигаций, но в последние два года размер инвестиций в эти ценные бумаги сократился более чем в полтора раза.

Если в декабре 2013 года Россия занимала 9-ю строчку в списке наиболее крупных стран — держателей US Treasuries с инвестициями в эти бумаги на сумму $138,6 млрд, то к декабрю 2015 года она опустилась на 15-е место с объемом вложений на уровне $82 млрд. Впрочем, в январе 2016 года наметилась обратная тенденция: Россия вновь увеличила инвестиции в казначейские бумаги США, до $88 млрд.

В 2007 году кандидат в президенты США Хиллари Клинтон назвала тот факт, что большая часть госдолга США сконцентрирована в руках других стран, «источником большой уязвимости».

ФРС владеет 35% от объема облигаций США сроком погашения более 5 лет

В сентябре 2016 года один из бывших представителей руководства Федеральной резервной системы, занимавший пост президента ФРБ Далласа с 2005 по 2015 гг., в интервью телеканалу CNBC заявил о том, что ФРС проводит монетизацию госдолга США:

Один из ключевых фактов на сегодня заключается в том, что Федеральная резервная система владеет 35% от общего объема облигаций сроком погашения более 5 лет. ФРС монетизирует госдолг США[12].

Когда ЦБ осуществляет подобные действия, у чиновников пропадает стимул к ведению стабильной фискальной политики. При этом эффективность монетарных программ со временем сводится к нулю, приводя к инфляции стоимости финансовых активов, но не помогая реальной экономике.

* Штаты по размеру долга

В апреле 2017 года из инфографики информационного сайта HowMuch.net видно, что накопление долга в различных штатов США сравнимо с эффектом снежного кома.

Пять штатов в центре снежного кома – это штаты с самым высоким уровнем долга на душу населения: Массачусетс ($11 тыс.), Коннектикут ($9 200), Род-Айленд ($8 900), Аляска ($8 200) и Нью-Джерси ($7 400).

На другом конце спектра находятся пять штатов с самым низким уровнем госдолга на душу населения: Теннесси ($900), Небраска ($1 тыс.), штат Невада ($1 200), Джорджия ($1 300) и Арканзас ($1 500).

Конечно, разумно ожидать больших различий в уровне долга на душу населения между штатами, но не с таким разрывом, какой можно видеть на этом графике. А чем объясняются такие сильные различия?

В это время штат Массачусетс является штатом с самым высоким уровнем долга на душу населения и располагается на втором месте с точки зрения госдолга в процентах от ВВП (14%). Аналитики S&P недавно понизили прогноз по гособлигациям штата со "стабильного" на "негативный".

Forbes отмечает, что необеспеченные обязательства — самая большая фискальная проблема, стоящая перед правительствами штатов, и Массачусетс не исключение. Необеспеченные обязательства составляют $94,45 млрд.

Столь существенная разница в экономических показателях между штатами в конечном итоге будет в пользу дальнейшей дезинтеграции страны.

Дело в том, что США все чаще делят на две группы штатов: экономически успешные штаты и депрессивные штаты. Конгрессмены от этих групп все чаще требуют в сенате и палате представителей совершенно разных инициатив со стороны государства[13].

Дефолты городов

Эксперт Всемирного Банка Эрик Швайцерн в интервью «Эксперт Онлайн» (август 2013 года):

США многие социальные обязательства за последние годы были переданы от федерального на уровень штатов, а сами штаты, в свою очередь, охотно отдавали их муниципалитетам. Достаточно сказать, что из 22 социальных программ, инициированных с 2008 года в рамках Антикризисного пакта, только 3 остались за федеральным центром и 7 – за бюджетами штатов. Проблемные активы в системе госуправления тоже передаются в округа и городские поселения. Это делается для того, чтобы скрыть огромный дефицит консолидированного бюджета страны, который, если рассматривать в комплексе, уже имеет определенно дефолтные параметры. Покрывать дефициты традиционными трансферами из Вашингтона уже не получается из-за закона о секвестре. В течение ближайших 3 лет мы ожидаем лавинообразного процесса банкротств городов США, который способен поставить уже всю страну на грань суверенного дефолта"[14].

Калифорния

Маммот Лейкс

Третьего июля 2013 года Маммот Лейкс подал заявление о банкротстве из-за неспособности оплатить по иску о возмещении $43 миллионов, поданных городским планировщиком против города.

Сан - Бернардино

Сан-Бернардино подал документы о банкротстве (ранее августа 2013), став третьим по величине обанкротившимся американским городом. Вместо крупных урезаний для полицейского и пожарного департаментов, город предпочёл подать документы о признании себя банкротом. Адвокат города Джеймс Пенман говорит, что документы, которые представлялись мэру и городскому совету, 13 из 16 лет были фальсифицированы, и таким образом скрывали истинные расходы города, в итоге лишь усугубив его финансовые проблемы.

Санта-Ана

Кредитный рейтинг города по оценке Moody’s всего лишь на единицу выше статуса неплатежеспособного. Прогноз банкротства: 2014 год.

Лонг-Бич

Лонг-Бич пересмотрел договоры с полицейским и пожарным профсоюзами относительно урезания пенсионных трат в попытке сокращения общих расходов и экономии для городского бюджета 18,5 миллионов долларов. Прогнозируемое банкротство: 2014 год

Коста-Меса

Чтобы сэкономить деньги, город Коста-Меса продал полицейские вертолёты и сократил фонд заработной платы. Банкротство ожидается уже в декабре 2013 года.

Сан – Диего

Пенсионные проблемы преследуют город уже много лет, и большинство из предлагаемых решений оказывают отрицательный эффект на новую рабочую силу, мало что делая для сокращения всё нарастающих долгов. Дефолт в 2014.

Лос-Анджелес

Дефицит городского бюджета составляет $238 миллионов, также у него огромные необеспеченные пенсионные обязательства и ежегодный бюджет почти в 7 миллиардов долларов. Ожидаемый дефолт (если его не спасет федеральный центр): февраль 2014 года.

Штат Нью-Йорк

Округ Рокланд

Округ сократил 412 рабочих мест в середине 2012 года, после того как Moody’s дал ему негативный прогноз из-за его бюджетного дефицита в 18 миллионов долларов. В 2013 году власти пошли на увольнение еще 514 сотрудников. Все американские аналитики солидарны во мнении, что город вплотную подошёл к дефолту, который неминуемо настанет в течение 1-1,5 года.

Пенсильвания

Скрентон

К августу 2013 года Скрентону не хватает примерно $16,8 миллионов. Чтобы помочь снизить расходы, город сократил около 400 государственных рабочих мест. "У города нет денег", говорит член городского совета Роберт Макгофф. "Мы каждый день живём, как последний". Прогноз банкротства: I квартал 2014 года.

Род-Айленд

Провиденс

В конце мая 2013 года назначенный на рассмотрение банкротства Сентрал Фоллс (город в округе Провиденс) судья заявил, "Не знаю, как ещё они смогут из этого выбраться, кроме как объявив банкротство". Прогноз дефолта: осень 2013 года.

Мичиган

Губенатор штата Мичиган Рик Снайдер в январе 2013 года заявил, что по его подсчётам в его штате 235 больших и малых городов, которые являются функциональными банкротами. Одним из таких городов штата Мичиган является город Флинт. Когда-то Флинт называли «город-двигатель Америки», поскольку в нём находился завод по сборке Бьюиков, большое предприятие по производству свечей зажигания, и Fisher Body. Ни одна из этих единиц более не функционирует. «Город-двигатель» стал «городом убийств». В 2012 году в городе с населением в 102 тысячи человек было зарегистрировано 66 этих преступлений. Уровень убийств здесь даже хуже, чем в Багдаде.

Риск пенсионных дефолтов

Основная статья: Пенсии в США

См. также

Экономика США

Примечания