Замминистра связи РФ Алексей Козырев: Наша цель - переход к концепции цифрового правительства
 
2015/06/25 14:58:51

Замминистра связи РФ Алексей Козырев: Наша цель - переход к концепции цифрового правительства

Задачи инфраструктуры электронного правительства существенно расширились. В связи с этим в Минкомсвязи планируют ее серьезно обновить, рассказал заместитель министра связи Алексей Козырев в интервью главному редактору TAdviser Александру Левашову. Результатом обновления станет переход к концепции "цифрового правительства", когда все данные, находящиеся в государственных базах, будут связаны между собой, а многие госуслуги будут оказываться без участия граждан.

Алексей Козырев анонсировал переход от электронного правительства к цифровому

TAdviser: Инфраструктура электронного правительства создавалась в 2009-2010 годах, причем, в основном, с целью предоставления госуслуг. Как изменились ее задачи с тех пор и каковы в связи с этим планы ее модернизации?

Алексей Козырев: Сейчас инфраструктура электронного правительства существенно выросла из рамок 210 федерального закона. С ее использованием реализуется большое количество государственных функций. Например, принято отдельное решение о том, что на базе инфраструктуры электронного правительства создается единая сеть передачи данных для органов власти, делается гособлако для размещения информационных систем. То есть, инфраструктура электронного правительства уже служит не только для предоставления госуслуг, но и много для чего еще.

Поскольку функциональный запрос меняется, требуется и с точки зрения функциональной архитектуры, и с точки зрения программно-аппаратного обеспечения обновить систему.

Кроме того, за период эксплуатации инфраструктуры стали очевидны узкие места, которые мы уже сейчас можем идентифицировать. Они связаны с производительностью систем. Именно производительность бывает часто ограничена архитектурными решениями, которые были приняты ранее, потому что не было понято, как именно будет создаваться нагрузка внутри инфраструктуры. Это касается единой системы идентификации (ЕСИА), удостоверяющего центра. Также надо внимательно изучить вопросы относительно использования свободного программного обеспечения в инфраструктуре.

TAdviser: Каков нынешний статус вопроса об использовании свободного ПО в инфраструктуре электронного правительства?

Алексей Козырев: Принято решение о том, что мы должны внимательно изучать его возможности. По умолчанию мы хотим, чтобы у нас не было импортного программного обеспечения, оборудования, но мы должны каждый раз внимательно изучать, насколько это возможно, потому что нельзя допустить рисков или остановки инфраструктуры.

TAdviser: Принято ли решение о миграции базы данных ЕСИА, например?

Алексей Козырев: Пока решение не принято, мы работаем над этим вопросом. Сейчас ведем миграцию базы СМЭВ. Если там будет положительный результат, то на следующем этапе будет решение и по ЕСИА.

TAdviser: Это связано с большим масштабом ЕСИА? Или с другими причинами?

Алексей Козырев: По СМЭВу миграция на третью версию требует доработки базы данных, и когда мы приняли решение миграции на новую СМЭВ, мы должны были либо развивать существующую базу данных, вкладывать туда деньги, либо принять решение, что мы будем новый СМЭВ делать на новой базе данных. Поэтому технологически мы должны это решение принять.

По ЕСИА серьезных архитектурных изменений не было, и поэтому мы можем прожить на этой базе данных еще какое-то количество времени. В то же время, когда мы спроектируем новую архитектуру, будет понятно, что мы будем делать дальше с ЕСИА.

TAdviser: Какова глобальная цель новой архитектуры электронного правительства?

Алексей Козырев: Наша цель - переход к концепции цифрового правительства, где информационные ресурсы государства связаны между собой и обеспечивают качественно новый уровень аналитики. Для этого в инфраструктуре электронного правительства требуется создать новый элемент, которого раньше не было, который бы отвечал за связность данных между собой.

Частично это реализовано на базе единой системы нормативно-справочной информации, но только в части использования справочников. При этом данные в различных информационных ресурсах между собой не соединены никак.

Отдельные попытки их связать были, когда происходило так называемое `оснилсовывание` баз данных. Например, когда ГИБДД брал СНИЛС у Пенсионного фонда, кто-то ИНН брал у Налоговой. Это все делается без надлежащей системы и единоразово, то есть актуальность этих систем не поддерживается, потому что технического способа это сейчас реализовать нет.

Мы предполагаем, что возникнет некая система, которая будет отвечать за то, чтобы понимать, где лежат мастерданные, где лежат дублированные данные, как мастерданные связаны со своими дублями и с другими данными, которые лежат в разных областях.

TAdviser: Можете объяснить на простом примере, какие новые возможности откроются с появлением этой связывающей системы с точки зрения гражданина, который обращается за госуслугами?

Алексей Козырев: Это позволит в значительной степени автоматизировать процесс предоставления связанных услуг. Давайте рассмотрим на примере рождения ребенка.

Человек родился, Минздрав зафиксировал факт его рождения в справке, потому что врач удостоверил факт рождения. Информация об этом внесена в базу данных Минздрава. Затем на основании того, что человек родился, этой справки, ЗАГС регистрирует акт гражданского состояния, что появился новый человек, у него есть мать, отец.

Затем Федеральная миграционная служба должна в документ, удостоверяющий личность матери, в паспорт, вписать ребенка и подтвердить, что у него есть гражданство Российской Федерации. После этого в Пенсионном фонде на родившегося ребенка должен открыться номер счета, у нового гражданина должен появиться СНИЛС.

После этого ребенка надо поставить в очередь в детский сад, матери выдать материнский капитал. Если у них есть права на льготы, значит нужно оформить льготы и так далее. Все это происходит по цепочке. Шаг за шагом. Эта цепочка, очевидно, неразрывна. Но сейчас, поскольку она разбита на ведомства, человеку приходится выполнять функции курьера, уведомляя каждое следующее ведомство о факте того, что процесс в предыдущем ведомстве закончился.

TAdviser: Как вы предполагаете решить эту проблему?

Алексей Козырев: Если в инфраструктуре электронного правительства появляется информационная система, которая может обеспечивать связанность данных, то каждый раз, когда фиксируется факт рождения, эта запись не может висеть в вакууме, не имея соответствующей записи в ЗАГСе. И это означает, что данные обо всех новых родившихся людях в ЗАГС можно пушить автоматически без участия гражданина. А это означает, что женщина, находясь в роддоме, даже не видит, как происходит оформление документов - врач оформил справку, информация об этом пошла в ЗАГС, там оформили свидетельство о рождении, отправили информацию в ФМС.

Человек в итоге только получает уведомление от ведомств, что у них для него есть свидетельство о рождении, карточка СНИЛСа и так далее.

На следующем этапе можно будет реализовать схемы, при которых человеку надо будет один раз прийти с паспортом в МФЦ, и там его будут ждать все документы. В паспорт при нем впишут ребенка, он заберет все документы и уйдет. Это идеальная картина мира.

TAdviser: В идеале не надо забирать бумажные документы...

Алексей Козырев: Это тоже правильно и эта тема в 210 законе заложена. Как только мы имеем государственный информационный ресурс, в котором ведется информация, то предъявление документов не является обязательным. Но у человека всегда должно быть право получить бумажку. Право, не обязанность. Если ему не нужна карточка со СНИЛСом или бумажное свидетельство о рождении, пожалуйста, пусть не приходит, не забирает.

В общем, система, которая должна обеспечить в инфраструктуре электронного правительства связывание данных, для граждан такие эффекты создаст, но не только.

Информационные системы инфраструктуры электронного правительства

Если говорить об аналитических возможностях такой системы, то, допустим, мы сможем на основании связанных государственных данных выявлять ситуации, при которых происходит злоупотребление со стороны граждан какими-либо льготами. Допустим, живет в квартире семья. Один из них пенсионер. Получают дотацию на оплату ЖКХ. Пожилой человек умирает, семья не сообщает о том, что он умер. Дотации продолжают выплачивать. Те люди, которые имеют право, они могли бы получать гораздо больше, если бы не было вот такого неэффективного расходования.

Система позволит, сопоставив данные ЗАГСа с данными соответствующих социальных служб субъекта Российской Федерации, всегда сказать, кому персонально надо продолжать платить, кому не нужно.

Таких ситуаций очень много. Начиная с того, как правильно спланировать государственную политику в области обеспечения детей детскими садами, школами. Демография, если к ней относиться статистически, дает очень примерные оценки - сколько нужно детских садов с точностью до плюс-минус миллиона человек. Но каждый ребенок имеет право ходить в детский сад, и нельзя ошибиться.

Поэтому, если мы знаем, сколько детей рождается, сколько не дай бог умирает, сколько инвалидов среди них, сколько выехало за пределы территории Российской Федерации, мы точно знаем, сколько в следующем году, через два года, через три года у нас будет детей в детском саду. И исходя из этого можно принимать решения, строить ли детские сады, чтобы через три года любой ребенок мог в них пойти.

Это уже эффект, который люди напрямую не чувствуют, как в случае с рождением, но он в целом существенно повышает эффективность госуправления. Потому что позволяет принимать решения не на основании грубой статистки, а точечно до конкретной фамилии, конкретного названия юрлица. Это очень важно.

TAdviser: Когда вы планируете начать создавать, закончить создание этой системы, объединяющей данные?

Алексей Козырев: Мы сейчас готовим документы на объявление конкурса для разработки новой архитектуры и обновления системного проекта электронного правительства.

TAdviser: Это будет не `Ростелеком`, это будет конкурс?

Алексей Козырев: Это будет конкурс. Мы рассчитываем, что в нем примут участие практики, научное сообщество. Нам как раз был бы очень интересен взгляд со стороны.

Мы будем выбирать то предложение, которое нам покажется наиболее интересным, адекватным. И в рамках работ по этому конкурсу нам проанализируют текущие узкие места в архитектуре, предложат стратегии развития архитектуры с учетом задач по переходу на цифровое правительство с необходимым анализом по возможным нагрузкам, по масштабированию системы, плюс системный проект, описывающий функциональность, архитектуру, программные и аппаратные средства.

Очень важны подходы к организации эксплуатации всей этой инфраструктуры. Сейчас сформировалась некая экосистема в области электронного правительства, когда фактически в любом взаимодействии есть три стороны. Две стороны, которые взаимодействуют между собой, и посередине инфраструктура электронного правительства. Это означает, что у нас нет единой точки сборки решения технической проблемы. Всегда есть отправитель, получатель и посредник.

TAdviser: Шина…

Алексей Козырев: Да, и шина. Вот в этой системе координат важна правильная организация процессов эксплуатации: какие должны быть SLA выстроены между сторонами, как ответственность переходит от одного к другому, кто главный при решении инцидентов. Это очень важная тема, т.к. чем более активнее мы используем инфраструктуру, тем более критичней становится ее надежность и производительность.

Одно дело, когда запросы через СМЭВ были экзотикой. Другое дело, когда использование системы становится настолько рутинным, что, если эти запросы останавливаются, люди работать не могут. В этот момент требования к слаженности работы всех служб техподдержки резко повышаются.

И в этом смысле у нас тоже есть несколько таких развилок. Должно ли быть одно окно по обращениям с инцидентами, ситуационный центр. Что бы не возникло – только туда. Либо нам надо делать так, чтобы у каждого пользователя был свой инженер, к которому он может обратиться. А вот тот инженер уже, понимая, как устроена вся поддержка, должен по определенным правилам эскалировать, формировать запрос. Там есть много вот таких вот тем, которые надо исследовать, продумать.

TAdviser: Эти исследования вы рассчитываете провести до конца года?

Алексей Козырев: Даже до ноября. Потому что мы планируем в ноябре-декабре на основании результатов этого конкурса формировать техническое задание на развитие инфраструктуры на 2016 год.

TAdviser: Уже для `Ростелекома`?

Алексей Козырев: Да, уже для `Ростелекома`.