2022/12/11 18:02:44

Наркотики в Афганистане

.

Содержание

Основные статьи:

Почему Афганистан стал мировым лидером в культивировании мака

Культивирование мака и его производных на территории Афганистана развито из-за того, что другие агрокультуры вроде пшеницы не вырастут в Афганистане в связи с необходимостью регулярного орошения. А мак — это по сути красивый сорняк, которому практически не нужен уход. На 2022 г канал "Рыбарь" выделял несколько основных факторов, объясняющих экономический фундамент наркоторговли в Афганистане.

Климат

Афганистан по большей части находится в зоне пустынь и полупустынь, а северная и южная части страны разделены горными грядами Гиндукуша. В условиях жаркого климата мак растет лучше, и практически не требует орошения, что весьма удобно для страны с серьезными проблемами в пресной воде.

Лёгкость в производстве

Выращивание других сельскохозяйственных культур требует больше времени и сил, и при этом приносит меньше прибыли, чем мак, урожайность которого не зависит от использования удобрений и современных технических средств.

Себестоимость

Мак обладает более высокой стоимостью в сравнении с другими агрокультурами. Доход от культивации опиумного мака в разы превышает доход от культивации пшеницы. В отличие от зерновых, мак намного дольше можно хранить в виде сырья (до двух лет) и транспортировать практически в любых условиях.

При этом фактически каждая часть растения используется для производства наркотических веществ: из семян делают маковое молоко, а стебли сушат и получают самый дешёвый вариант наркотиков, получаемых из растения.

Особенности менталитета

Афганские фермеры просто-напросто привыкли к прибыльному и неприхотливому бизнесу. Попытки насадить необходимость перехода на другие культуры, включая пшеницу и даже шафран, безуспешны.

Для выращивания и получения прибыли необходимы многомесячный уход, хорошие климатические условия, а также постоянный рынок сбыта, что в Афганистане неосуществимо.

А в самой культуре Востока легкие наркотики стали привычным делом. В любом доме должна быть марихуана или гашиш в нескольких вариациях, причём высококачественных, даже если не куришь. Просто в знак уважения к неожиданным гостям.Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. Обзор и рейтинг TAdviser 300.4 т

И контроль за слабыми наркотиками практически не осуществляется, что де-факто легализовало весь процесс.

Влияние внутренних и внешних сил

Афганистан является крупнейшим поставщиком опиатов практически на все крупнейшие рынки в мире, в том числе в Северной Америке, Европе, России и Юго-Восточной Азии.

Значение афганской продукции слишком велико и для транснациональных преступных группировок, и политических верхушек множества стран, получающих свою прибыль или «откат» при провозе или распространении на территории того или иного государства.

Никто из заинтересованных сторон, в том числе зарабатывающие на контрабанде талибы, не позволит афганскому населению прекратить выращивание мака. Да, будут демонстративные акции, будут показательные сжигания маковых полей, но все это лишь для галочки.

Наркооборот в Афганистане после непродолжительного снижения во время первого пришествия талибов (1996 – 2001 гг) рос ежегодно, а с возвращением «Талибана» к власти ситуация ухудшилась.

Изоляция на политической арене, неполный контроль над территорией Афганистана из-за активности оппозиции и террористов ИГ, слабое госуправление, отсутствие альтернативных посевных культур и общее нежелание что-либо менять — основные факторы, способствующие увеличению посевов, производства и контрабанды наркотиков.

Сам процесс настолько прижился в афганской среде, что уже де-факто стал элементом национальной культуры населения Афганистана. Хотя и уровень наркозависимых в стране высок.

При этом значительную роль в этом играют международные преступные группировки, которые через своих лиц и посредников осуществляют контроль за хранением, транспортировкой и дистрибуцией опиатов.

По данным на 2022 г

История

2023: После прихода к власти Талибана производство опиума в Афганистане сократилось на 95%

После прихода к власти Талибана в Афганистане на 95% сократилось производство опиума.

В докладе Управления ООН по наркотикам и преступности показано, что выращивание мака в Афганистане сократилось — с 233 тыс. до га на конец 2022 года до 10,8 тыс. в 2023 году. Производство опия аналогичным образом упало с 6200 тонн до 333 тонн.

Предполагаемый объём героина на экспорт в 2023 году составляет 24-38 тонн по сравнению с 350-580 тоннами в прошлом году.

Но в ООН этим недовольны (!): в организации утверждают, что внезапное сокращение опиумной экономики Афганистана приведёт к потенциальным «гуманитарным последствиям для многих уязвимых сельских общин», поскольку производители были вынуждены обратиться к гораздо менее прибыльным альтернативным культурам.

По данным ООН, доходы фермеров, оцениваемые в 1,36 млрд долларов в 2022 году, упали на 92% в этом году до 110 млн долларов, и ожидается, что эти потери окажут более широкое влияние на и без того испытывающую трудности экономику страны.

Очевидно, что сокращение производства приводит к росту цены на наркотик. ООН в данном случае выступает глашатаем, который объявляет многочисленным наркоторговцам среднего и низового уровней новый расклад и ценовую политику.

2022

Маршруты наркотрафика из Афганистана в Россию

Ферганская долина — гористая труднодоступная местность, которая облюбована наркоторговцами и контрабандистами. На юго-западной оконечности пролегает трасса Баткен — Исфана: к 2022 году все основные стычки между киргизами и таджиками приходятся на этот участок.

Большая часть местного населения (вне зависимости от страны проживания) плотно сотрудничает с различными группировками. Зачастую это единственный способ хоть как-то выжить.

Лишь коренные граждане региона хорошо знают эту местность — в том числе и тайные горные маршруты, используемые для транспортировки различных контрабандных грузов на север в Казахстан и Россию.

Пролегающий маршрут наркотрафика, несмотря на использование скрытных тропинок в гористой местности, нельзя было бы использовать без ведома и содействия властей.

Приграничные конфликты между таджикскими и киргизскими военнослужащими происходят практически регулярно после распада СССР. Обе страны разделяет более 900 километров совместной границы, но полноценно демаркирована лишь половина.

На сентябрь 2022 г сохраняется 70 спорных участков. В обеих странах отказываются искать компромисс. А это ведь только касается спорных участков: конфликты возникают ещё и по причине межнациональной розни и споров из-за воды.

Отсутствие четкой границы между государствами и, как следствие, желание каждой из сторон урвать как можно более «жирный» кусок является камнем преткновения.

Даже пара десятков метров в пользу одной из стран значительно повысит стоимость тарифов за «транзитный проезд», то есть взятку.

Несмотря на заявления талибов о борьбе с производством наркотиков в Афганистане, объемы экспорта после прихода их к власти к 2022 г выросли в несколько раз.

Директор агентства по контролю за наркотиками в Таджикистане Хабибулло Вохидзода заявил, что с момента прихода талибов к власти уровень изъятых наркотических веществ из Афганистана вырос втрое (три тонны против одной).

Наиболее активной в выращивании опиатов является провинция Бадахшан, откуда и берет начало маршрут до России.

Основным и более рискованным является транзит из афганского Ишкашима через столичный регион Таджикистана, Рават в Согдийской области и киргизские Баткен и Ош в направлении Казахстана.

Несмотря на то, что и таджикские, и киргизские силовики уже прочно сидят на «дотациях» со стороны контрабандистов, существует вероятность изъятия груза. По этой причине есть ещё один маршрут движения.

Второй путь пролегает через Ваханский коридор Афганистана и Памирский тракт в Горно-Бадахшанской области (ГБАО) Таджикистана и впоследствии уже знакомый Ош до территории Казахстана.

Однако из-за сложного рельефа местности в ГБАО по этому пути невозможно провести большое количество груза. Он менее рентабелен в отличие от маршрута через Ферганскую долину.

После попадания на казахскую территорию караваны используют малонаселенные пустынные районы страны для незаметного передвижения до российской границы.

Там на слабо охраняемых участках или также через подкуп определённых лиц товар достигает точки назначения в Челябинской (Троицк) или Оренбургской (Новотроицк) областях, а после расходится по всей России.

Сухопутные маршруты наркотрафика из Афганистана в Турцию

В 2021-2022 г произошло увеличение уровня производства опиатов в Афганистане при талибской власти.

Это было ожидаемо на фоне отсутствия международного признания так называемого «Исламского Эмирата Афганистана» и невозможности широкого сотрудничества властей страны с внешним миром при нынешних условиях, писал телеграм-канал "Рыбарь".

Такая ситуация создала безальтернативную выращиванию опиатов ситуацию. Ведь доходы от наркотрафика составляют значительную часть как бюджета страны, так и доходов рядовых члена «Талибана».

Однако резкое увеличение производства опиатов порождает другую сложность в виде маршрутов доставки груза из Афганистана. Да, есть «северный путь» через Ваханский коридор и Ферганскую долину, но из-за гористой местности практически нереально перевезти большое количество «товара» за раз.

Но есть и альтернативный коридор, который активно используют для поставок афганской продукции в Европу.

Путь проходит через афганскую провинцию Нимруз, граничащую с условной родиной маковых полей — Гильмендом. Именно там контрабандисты под надзором членов «Талибана» собирают караван перед его отправкой.

Для прикрытия используют беженцев или специально нанимаемых людей, которых формируют в колонны прямо на границе с Ираном и Пакистаном. После они выдвигаются по двум направлениям: в сторону иранского Заболя и пакистанского Нок-Кунди.

Оттуда они выдвигаются через слабо охраняемые участки границы на договорённостях с иранскими пограничниками и членами белуджских сепаратистских организаций в Белуджистане к Захедану.

Затем организованные колонны по уже заранее оговоренному маршруту в Иране выдвигаются в сторону Ирака и Иракского Курдистана. Там караван может разделиться и пойти через восточную часть Ирака, а другая через иранский Курдистан к Сулеймании с последующим переходом к КПП «Ибрагим Халил» на границе Ирака и Турции.

Почему выгоден этот маршрут?

Этот путь более опасный с точки зрения безопасности из-за необходимости пересечения территорий нескольких стран. Каждый караван планируется за несколько месяцев, проводится подбор «курьеров», подготовка фальшивых документов и подкуп нужных людей.

Однако при выполнении всех условий маскировка под беженцев позволяет перевозить намного больше груза, в отличие от «северного пути». Территории Ирана и Ирака по большей части — это малонаселенные районы пустынь и полупустынь, что позволяет передвигаться незаметно.

Найти нужных людей в Афганистане и Пакистане также не составляет проблем: всем, кто задействован в перевозке платят значительные гонорары в долларах, которые они никогда в жизни не смогут заработать честным трудом.

Многолетняя контртеррористическая операция против курдских формирований на севере Сирии и Ирака создала необходимую напряжённость и состояние полувойны на юго-востоке Турции. Существующая буферная зона на этих территориях частично контролируется турецкими военнослужащими, а также военизированными формированиями на стороне Турции, которые осуществляют условный контроль в этих районах. Это создало благоприятные условия для скрытного провоза любого груза через Ирак в Турцию. А принцип «война все спишет» позволяет беспрепятственно заниматься контрабандой и зарабатывать на стороне заинтересованным.

Почему все замыкается на Турции?

Географическое положение Турции между Европой и Азией, а также выход к Средиземному и Чёрному морям, превратило её в хаб для транзита различной продукции, в том числе и для транспортировки наркотиков.

По прибытии на турецкую территорию через проплаченных пограничников груз распределяется по конечным точкам назначения. В зависимости от направления выбирается наиболее оптимальный способ доставки. В большинстве случаев это морской транспорт из-за своей незаметности.

А уже из турецких портов опиаты вывозят к потребителям в Европе через балканские государства и в страны Северной и Латинской Америки.

Контрабанда наркотиков через турецкие порты даёт Турции политические рычаги влияния на другие страны

Значительная часть поставляемых наркотических веществ на мировые рынки из Афганистана идёт через турецкие порты. Порты это большой грузопоток и, как следствие, огромные денежные потоки и значительные суммы взяток и высокий уровень криминала. А в портах с трансконтинентальными перевозками все это увеличивается кратно, и остановить такое практически невозможно, так как никто в этом просто не заинтересован.

Этот алгоритм был заложен ещё в прошлые столетия. В 1930-х годах гангстеры активно боролись за контроль над портами, так как большая часть поставок контрабандного оружия, алкоголя и опиатов проходила морским путем. Тот, кто владел морем, владел всем.

Транснациональные группировки используют морские гавани в Турции из-за объемов грузооборота с помощью транспортных и торговых судов и скрытности при перевозке. Сам процесс давно отлажен.

Заранее подкупаются портовые работники и сотрудники сил безопасности. Практически каждый работник – от самой низшей должности до большей – «состоит на попечении». Все участвующие выполняют строго отведенную роль.

Турция полностью повязана на контрабанде и нелегальном грузообороте. А восточный менталитет, присущий и туркам, позволяет делать все, руководствуясь принципом «хочешь - не хочешь, но товар будет доставлен». И желание заработать относительно легкие деньги перевешивает все возможные последствия.

Для отвода глаз подразделения береговой охраны или военно-морских сил стран Европы проводят дежурные обыски и задержания на кораблях и катерах мелких контрабандистов, чтобы создать видимость борьбы.

Помимо портов, Турция географически контролирует проливы Босфор и Дарданеллы, которые являются одними из основных связующих звеньев между Европой и Азией.

Страна стала своего рода контрольно-пропускным пунктом перед последующей отправкой в Европу и Северную Америку. Стекающиеся караваны с Востока проходят транзитом Турцию и направляются в пункты назначения.

Одна из важных ролей на чёрном рынке позволяет туркам влиять на те или иные политические и экономические процессы, особенно в зависящих от этого странах. Это удачно коррелирует с нынешней политикой турецких властей на возрождение Османской империи, писал канал "Рыбарь" в декабре 2022 г.

Продвижение своей политики на Балканах, поддержка и финансирование нужных военизированных формирований, укрепление влияния на Африканском континенте — все это стало возможно во многом из-за контроля над транзитом.

Преимущества больших и малых группировок для транспортировки опиатов

Со времён верблюжьих караванов транспортировка опиатов осуществлялась коллективно, так как это более безопасно и можно увести большее количество груза. Однако были и есть одиночные или малые группы. Они не в состоянии взять большие объёмы, но как и крупные организации обладают своими преимуществами. В чем разница?

Объемы перевозимого товара

Мелкие группировки и наркокурьеры не в состоянии перевезти большое количество товара из-за ограниченного числа людей и использования труднопроходимого маршрута.

К тому же транспортировка значительных объемов грузов с наркотиками из Афганистана за рубеж требует больших финансовых затрат на выплаты за проход через территории транзитных государств, что могут позволить только крупные организации.

Необходимость защиты

Контрабанда опиатов и их производных — прибыльный, но опасный бизнес, поживиться на котором хотят многие. Это создаёт необходимость вооруженного сопровождения караванов для их защиты от мародеров и посягательств представителей силовых структур в странах пребывания.

Маленькие группировки или одиночные курьеры в этом плане более уязвимы, и не могут позволить идти по общим маршрутам, используя тайные пути, известные только местным или же самим контрабандистам.

Расходы

Себестоимость транспортировки маленького груза при условии вывоза качественной продукции (не маковой соломки) выходит значительно ниже из-за отсутствия нужды в «откатах» и выплатах за транзит.

Также для перевозки больших партий через границу необходимы автомобили большой вместимости, например, автоцистерны (наркотики прячут в специальных отсеках или грузе). Проезд каравана под прикрытием возможен только при «стимулировании» пограничных отрядов, а также коррумпированных чиновников.

В обратную сторону для возмещения затрат на транспортировку крупные караваны могут везти оружие, а мелкие группы — лекарства, электронику, продукты первой необходимости.

Монополизированный рынок

В каждой из стран, через которые идет контрабанда, контроль за наркооборотом осуществляет одна или две крупные преступные организации. Они владеют и держат весь «бизнес» под своим крылом.

Транзит контрабанды любого типа облагается установленной пошлиной, а попытка провоза товара без ведома руководящего движения жестоко пресекается.

Время

Преимущество в виде больших объёмов транспортировки в какой-то степени нивелируется затрачиваемым временем на организацию поставки. Мелкие курьеры более маневренны, используют проторённые дорожки и гораздо быстрее выполняют задачу.

Поставка прекурсоров

Мелкие контрабандисты не в состоянии обеспечить афганских производителей химикатами, необходимыми для переработки опиума в героин из-за отсутствия промышленных мощностей в Афганистане.

Достаточные объемы химикатов можно обеспечить только путем использования ж/д и автодорог с легальным пересечением КПП. Это подразумевает наличие таможенников или пограничников на «обеспечении» или с помощью фальшивых сопроводительных документов.

Самодисциплина

Контрабандисты обязаны действовать строго по обозначенному плану, руководствуясь лишь установленными инструкциями и избегая лишнего внимания со стороны обывателей.

А мелкие наркокурьеры разношерстны по составу, и некоторые действуют в соответствии со своими интересами, в большинстве случаев «грязно», пренебрегая элементарными мерами безопасности.

2019: Пути транспортировки наркотиков через Турцию и Африку

Пути транспортировки героина из Афганистана, данные на 2019 г.

См. также