Blender Система 3D-моделирования

Продукт
Разработчики: Blender Foundation
Дата последнего релиза: 2022/12/08
Технологии: САПР

Содержание

Основная статья: САПР Системы автоматизированного проектирования

2022

Blender 3.4

8 декабря 2022 года стало известно о том, что организация Blender Foundation представила выпуск свободного пакета 3D-моделирования Blender 3.4, подходящего для решения различных задач, связанных с 3D-моделированием, 3D-графикой, разработкой компьютерных игр, симуляцией, рендерингом, композитингом, трекингом движений, скульптурным моделированием, созданием анимации и монтажом видео. Код распространяется под лицензией GPL. Готовые сборки сформированы для Linux, Windows и macOS. Одновременно сформирован корректирующий выпуск Blender 3.3.2 в ветке с длительным сроком поддержки (LTS), обновления для которой будут формироваться до сентября 2024 года.

Blender 3.4

Как сообщалось, среди добавленных в Blender 3.4 изменений:

  • Реализована поддержка протокола Wayland, позволяющая напрямую запускать Blender в окружениях на базе Wayland без использования прослойки XWayland, что оптимизирует качество работы в дистрибутивах Linux, применяющих Wayland по умолчанию. Для работы в окружениях на базе Wayland необходимо наличие библиотеки libdecor для декорирования окон на стороне клиента.
  • Добавлена возможность сборки Blender в форме модуля для языка Python, который позволяет создавать обвязки и сервисы для визуализации данных, создания анимации, обработки изображений, редактирования видео, преобразования 3D-форматов и автоматизации различных работ в Blender. Для доступа к функциональности Blender из кода на языке Python предложен пакет "bpy".
  • В систему рендеринга Cycles добавлена поддержка метода "Path Guiding", по сравнению с техникой трассировки путей позволяющего при потреблении тех же процессорных ресурсов добиться более высокого качества при обработке сцен с отражённым освещением. В частности, метод позволяет снизить уровень шумов в сценах, в которых при помощи техники трассировки путей проблематично отследить путь к источнику света, например, когда комната освещается через небольшую дверную щель. Метод реализован через интеграцию библиотеки OpenPG (Open Path Guiding), подготовленной компанией Intel.
  • В режиме скульптурного моделирования оптимизирован доступ к настройкам автоматического маскирования, которые теперь доступны в заголовке 3D-вьюпорта. Добавлены возможности для автоматического маскирования по неровностям, точке просмотра и выбранной области. Для преобразования автоматической маски в обычный атрибут маски, который можно редактировать и визуализировать, предлагается использовать кнопку "Create Mask".
  • В UV-редакторе (UV Editor) предложена обновленная кисть геометрического смягчения (Relax), позволяющая оптимизировать качество UV-развёртки через достижение более точного соответствия 3D-геометрии при расчёте параметров наложения текстуры на 3D-объект. В UV-редактор также добавлена поддержка неравномерных сеток, пиксельных интервалов, верхнего закрепления сетки, вращения UV-развёртки с выравниванием по выбранному краю и быстрого выставления случайных параметров масштабирования, поворота или смещения для выбранных UV-островов.
  • Предоставлено наложение вьюпорта (Viewport Overlay) для отображения геометрических нод, которое можно использовать для предпросмотра, отладки или тестирования изменений атрибутов в дереве нод.
  • Добавлены 8 нод для извлечения данных из мэшей и кривых (например, определение стыков граней, углов вершин, установка нормали кривой и проверка контрольных точек). Добавлена нода для сэмплирования UV-поверхностей, позволяющая узнать значение атрибута на основе координат UV-развёртки. В меню "Add" обеспечено отображение ресурсов группы нодов.
  • Расширены возможности системы двумерного рисования и анимации Grease Pencil, позволяющей создавать эскизы в 2D и затем использовать их в 3D-окружении как трёхмерные объекты (на основе нескольких плоских эскизов в разных ракурсах формируется 3D-модель). Добавлен модификатор контура для генерации обводки периметра на основе вида с камеры. Добавлена возможность импорта разом сразу нескольких SVG-файлов. Изменен инструмент заливки. Предложен другой метод заливки, использующий радиус окружности для определения близости концов линий при заполнении.
  • В файлах ".mtl" реализована поддержка расширений для физически корректного рендеринга (PBR).
  • Оптимизирована работа со шрифтами.
  • Добавлена возможность извлечения кадров из видео в формате WebM и реализована поддержка кодирования видео в формате AV1 с использованием FFmpeg.
  • В движке Eevee и вьюпорте на платформе Linux обеспечена возможность рендеринга в режиме без монитора (headless).
  • Оптимизирована производительность модификатора подразделения поверхности (Subdivision Surface Modifier), создания объектов в пакетном режиме, вычисления отключённых модификаторов, создания миниатюр в формате WebP. Оптимизировна производительность скульптуринга в ситуациях, когда не используются маски и наборы граней[1].

Blender 3.1

12 марта 2022 года компания Blender Foundation опубликовала выпуск свободного пакета 3D-моделирования Blender 3.1, подходящего для решения различных задач, связанных с 3D-моделированием, 3D-графикой, разработкой компьютерных игр, симуляцией, рендерингом, композитингом, трекингом движений, скульптурным моделированием, созданием анимации и монтажом видео. Код распространяется под лицензией GPL. Готовые сборки сформированы для Linux, Windows и macOS.

Blender 3.1

По информации компании, среди добавленных изменений в Blender 3.1 можно выделить следующее:

  • Для системы рендеринга Cycles реализован бэкенд для ускорения выполнения отрисовки с использованием графического API Metal. Бэкенд разработан компанией Apple для ускорения работы Blender на компьютерах Apple с графическими картами AMD или ARM-процессорами M1.
  • Реализована возможность рендеринга объекта "Облако точек" (Point Cloud) напрямую через движок Cycles для создания таких сущностей, как песок и брызги. Облака точек могут генерироваться геометрическими нодами или импортироваться из других программ. Значительно оптимизирована эффективность работы с памятью системы рендеринга Cycles. Добавлена нода "Point Info", позволяющая получить доступ к данным отдельных точек.
  • Обеспечено использование GPU для оптимизации работы модификатора кусочного построения гладких поверхностей (Subdivision).
  • Оптимизировано редактирование полигональных сеток.
  • Реализована индексация в браузере подключаемых элементов (Asset Browser), оптимизирующим работу с различными дополнительными объектами, материалами и блоками окружения.
  • В редакторе изображений обеспечена возможность работы с изображениями большого размера (например с разрешением на уровне 52K).
  • На несколько порядков оптимизирована скорость экспорта файлов в форматах .obj и .fbx, благодаря использованию многопоточности, оптимизации алгоритмов и переписыванию кода для экспорта с Python на C++. Например, если раньше экспорт большого проекта в файл Fbx занимал 20 минут, то теперь время экспорта удалось сократить до 20 секунд.
  • В реализации геометрических нод сокращено потребление памяти (до 20%), оптимизирована поддержка многопоточности и вычисления нодовых схем.
  • Добавлено 19 нод для процедурного моделирования. В том числе добавлены ноды для экструзии (Extrude), масштабирования элементов (Scale Elements), чтения полей из индексов (Field at Index) и полей накопления (Accumulate Field). Предложены дополнительные инструменты моделирования мешей.
  • В редакторе графов предложены обновленные инструменты для анимации.
  • Оптимизирован интерфейс пользователя. Предоставлена возможность автоматического показа списка отфильтрованных нод при перетаскивании мышью сокетов, что позволяет видеть только те типы сокетов, к которым возможно подключение. В экземпляры добавлена поддержка определения собственных динамических атрибутов.
  • Реализована возможность пометки групп нод как подключаемых элементов (Asset), а также перемещения в режиме drag&drop из браузера подключаемых элементов в ноды геометрии, шейдинга и постобработки.
  • Добавлены обновленные модификаторы в систему двумерного рисования и анимации Grease Pencil, позволяющую создавать эскизы в 2D и затем использовать их в 3D-окружении как трёхмерные объекты (на основе нескольких плоских эскизов в разных ракурсах формируется 3D-модель). В инструменте заливки разрешено использование отрицательных значений для неполной заливки по контуру для создания эффектов с окантовкой.
  • Расширены возможности нелинейного видеоредактора. Добавлена поддержка перемещения в режиме drag&drop блоков данных и элементов при предпросмотре.
  • В интерфейсе моделирования предоставлена возможность придания отдельным вершинам произвольной остроты.
  • Добавлена поддержка технологии Pixar OpenSubdiv для моделирования, рендеринга и экспорта в форматах Alembic и USD.
  • В состав включено дополнение Copy Global Transform для привязки трансформации одного объекта к другому для обеспечения их связной анимации[2].

Примечания



СМ. ТАКЖЕ (1)


Подрядчики-лидеры по количеству проектов

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  АСКОН (52)
  Simetra (ранее А+С Транспроект) (38)
  АйтиКонсалт (30)
  Softline (Софтлайн) (26)
  Неолант (22)
  Другие (432)

  Simetra (ранее А+С Транспроект) (8)
  АСКОН (5)
  Главтелеком (3)
  CSoft, ГК (СиСофт) (3)
  АСКОН-Волга (2)
  Другие (17)

  АСКОН (9)
  Главтелеком (5)
  Simetra (ранее А+С Транспроект) (3)
  Витро Софт (Vitro Software) (2)
  Renga Software (Ренга Софтвэа) (2)
  Другие (8)

  Simetra (ранее А+С Транспроект) (4)
  Витро Софт (Vitro Software) (2)
  Softline (Софтлайн) (2)
  АСКОН-Волга (1)
  АСКОН-Урал (1)
  Другие (11)

  Rocket Group (Рокет Групп) (1)
  Simetra (ранее А+С Транспроект) (1)
  Группа Борлас (Borlas) (1)
  Другие (1)

Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  АСКОН (22, 96)
  Autodesk (85, 79)
  PTC Inc (Parametric Technology Corporation ) (11, 37)
  Siemens Digital Industries Software (ранее Siemens PLM Software) (8, 32)
  PTV Group (3, 32)
  Другие (434, 364)

  PTV Group (3, 8)
  АСКОН (4, 7)
  Ansys (5, 4)
  CSoft Development (СиСофт Девелопмент) (3, 3)
  Витро Софт (Vitro Software) (1, 3)
  Другие (15, 18)

  АСКОН (3, 9)
  Нанософт разработка (3, 3)
  Autodesk (3, 2)
  Нанософт (3, 2)
  PTV Group (2, 2)
  Другие (7, 9)

  Simetra (ранее А+С Транспроект) (1, 4)
  Витро Софт (Vitro Software) (1, 3)
  АСКОН (2, 2)
  Renga Software (Ренга Софтвэа) (1, 1)
  Steor (Стеор - Навигационные системы будущего, Стеор-НСБ) (1, 1)
  Другие (8, 8)

  Fidesys (Фидесис) (1, 1)
  Rocket Group (Рокет Групп) (1, 1)
  Нанософт (1, 1)
  СПбГУ ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики) (1, 1)
  CSoft Development (СиСофт Девелопмент) (1, 1)
  Другие (3, 3)

Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  КОМПАС-3D - 60
  Vitro-CAD - 31
  Siemens NX - 26
  PTV Visum - 25
  PTV Vissim - 23
  Другие 504

  PTV Vissim - 7
  PTV Visum - 6
  Pilot-BIM - 5
  Vitro-CAD - 3
  СКМ ЛП ПолигонСофт - 2
  Другие 29

  КОМПАС-3D - 5
  Pilot-BIM - 4
  Renga BIM-система (ранее Renga Architecture, Renga Structure и Renga MEP) - 2
  PTV Vissim - 2
  NanoCAD - 2
  Другие 13

  RITM3 - Real time integration transport measurements modelling managemet - 4
  Vitro-CAD - 3
  САПР ТП Вертикаль - 1
  Макс САПР - 1
  ZWCAD - 1
  Другие 8

  Rocket Group: rTIM Платформа генеративного дизайна территорий - 1
  PTV Visum - 1
  CAE Fidesys - 1
  NanoCAD - 1
  RITM3 - Real time integration transport measurements modelling managemet - 1
  Другие 1