2024/03/15 16:17:25
Расходы российских ИТ-компаний на маркетинг и рекламу
В статье анализируются объемы и динамика расходов, выделяемых на маркетинг и рекламу российскими ИТ-компаниями.
Источник: Продвигай ИТ
- Анализировались финансовые отчеты 4 публичных российских ИТ-компаний - Positive Technologies,
ГК "Астра", "Софтлайн" и Diasoft, доступные на март 2024 г.
- В 2023 году все компании продемонстрировали резкий рост расходов на маркетинг и рекламу (у двух компаний показатели приведены за 9 месяцев 2023 г., у двух - за 6 месяцев 2023 г.)
- Значительно увеличилась доля расходов на маркетинг/рекламу по отношению к выручке
- Самые значительные рекламные расходы - у Positive Technologies, как в абсолютном, так и
в относительном значении (13% от выручки)
- Самые скромные рекламные расходы - у Diasoft (менее 0,5% от выручки)
Positive Technologies
Самые свежие доступные показатели
| За 9 мес., закончившихся 30 сентября 2023
| За 9 мес., закончившихся 30 сентября 2022
| Изм. %
|
Выручка, руб. | 8 362 894 000 | 7 008 100 000 | 19
|
Рекламные и представительские расходы, руб. | 1 094 172 000 | 226 863 000 | 382
|
Доля рекламных и представительских расходов в выручке | 13,08 | 3,24 | 304
|
Доступные показатели за полные годы
| 2022
| 2021
| Изм. %
|
Выручка, руб. | 13 775 000 000 | 7 076 000 000 | 95
|
Рекламные и представительские расходы, руб. | 438 742 000 | 318 529 000 | 38
|
Доля рекламных и представительских расходов в выручке | 3,19 | 4,50 | -29
|
Positive Technologies - растущая продуктовая компания с высокой маржинальностью, может себе позволить вкладывать большой процент заработанных денег в продвижение. Рост доли рекламных расходов в выручке, вероятно, связан с желанием опередить российских конкурентов в завоевании высвобождающихся после ухода иностранных вендоров ниш на рынке ИБ.
ГК Астра
Самые свежие доступные показатели
| За 9 мес., закончившихся 30 сентября 2023
| За 9 мес., закончившихся 30 сентября 2022
| Изм. %
|
Выручка, руб. | 4 671 988 000 | 2 358 331 000 | 98
|
Расходы на маркетинг и рекламу, руб. | 38 477 000 | 10 249 000 | 275
|
Расходы на участие в конференциях и форумах, руб. | 261 351 000 | 76 562 000 | 241
|
Доля рекламных и представительских расходов в выручке | 6,42 | 3,68 | 74
|
Доступные показатели за полные годы
| 2022
| 2021
| Изм. %
|
Выручка, руб. | 5 394 988 000 | 2 159 121 000 | 150
|
Расходы на маркетинг и рекламу, руб. | 12 019 000 | 2 957 000 | 306
|
Расходы на участие в конференциях и форумах, руб. | 105 466 000 | 80 958 000 | 30
|
Доля рекламных и представительских расходов в выручке | 2,18 | 3,89 | -44
|
Комментарий: Для ГК "Астра" в точности справедливо все то, что сказано в комментариях к цифрам Positive Technologies. Важная деталь - "Астра" отдельно показывает расходы на участие в конференциях и форумах, что дает представление о значимости этого канала продвижения на фоне других.
Софтлайн
Самые свежие доступные показатели
| За 6 мес., закончившихся 30 июня 2023
| За 6 мес., закончившихся 30 июня 2022
| Изм. %
|
Выручка, руб. | 25 013 000 000 | 26 265 000 000 | -5
|
Расходы на рекламу и маркетинг, руб. | 337 000 000 | 206 000 000 | 64
|
Доля рекламных и маркетинговых расходов в выручке | 1,35 | 0,78 | 72
|
Доступные показатели за полные годы
| 2022
| 2021
| Изм. %
|
Выручка, руб. | 56 246 000 000 | 66 532 000 000 | -15
|
Расходы на рекламу и маркетинг, руб. | 247 000 000 | 121 000 000 | 104
|
Доля рекламных и маркетинговых расходов в выручке | 0,44 | 0,18 | 141
|
Софтлайн значительно увеличил долю собственных продуктов в выручке относительно перепродажи сторонних продуктов Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. Обзор и рейтинг TAdviser 299.2 т
(в 1 полугодии 2022 г. было 2,3 млрд против 23,9 млрд, в 1 полугодии 2023 г. стало 5,9 млрд против 19,1 млрд). С необходимостью их продвижения, вероятно, связан значительный рост рекламных расходов.
Diasoft
Самые свежие доступные показатели
| За 6 мес., закончившихся 30 июня 2023
| За 6 мес., закончившихся 30 июня 2022
| Изм. %
|
Выручка, руб. | 3 380 035 000 | 2 736 019 000 | 24
|
Рекламные и представительские расходы, руб. | 15 399 000 | 5 763 000 | 167
|
Доля рекламных и представительских расходов в выручке | 0,46 | 0,21 | 116
|
Доступные показатели за полные годы
| 2023 фин. год, закончившийся 31 марта 2023
| 2022 фин. год, закончившийся 31 марта 2022
| Изм. %
|
Выручка, руб. | 7 188 443 000 | 6 600 690 000 | 9
|
Рекламные и представительские расходы, руб. | 11 955 000 | 21 580 000 | -45
|
Доля рекламных и представительских расходов в выручке | 0,17 | 0,33 | -49
|
Основную выручку (более 70%) Diasoft получает от поддержки ранее внедренных решений в финансовом секторе. При такой
модели и доле рынка 24%, вероятно, большие рекламные расходы не имеют смысла. В то же время, у компании есть план выхода в новые более конкурентные сегменты (ERP, системное ПО), в связи с чем наращивать рекламные расходы все-таки придется.