2024/03/15 16:17:25

Расходы российских ИТ-компаний на маркетинг и рекламу

В статье анализируются объемы и динамика расходов, выделяемых на маркетинг и рекламу российскими ИТ-компаниями.

Содержание

Источник: Продвигай ИТ

  • Анализировались финансовые отчеты 4 публичных российских ИТ-компаний - Positive Technologies,

ГК "Астра", "Софтлайн" и Diasoft, доступные на март 2024 г.

  • В 2023 году все компании продемонстрировали резкий рост расходов на маркетинг и рекламу (у двух компаний показатели приведены за 9 месяцев 2023 г., у двух - за 6 месяцев 2023 г.)
  • Значительно увеличилась доля расходов на маркетинг/рекламу по отношению к выручке
  • Самые значительные рекламные расходы - у Positive Technologies, как в абсолютном, так и

в относительном значении (13% от выручки)

  • Самые скромные рекламные расходы - у Diasoft (менее 0,5% от выручки)

Positive Technologies

Самые свежие доступные показатели За 9 мес., закончившихся 30 сентября 2023 За 9 мес., закончившихся 30 сентября 2022 Изм. %
Выручка, руб. 8 362 894 000 7 008 100 000 19
Рекламные и представительские расходы, руб. 1 094 172 000 226 863 000 382
Доля рекламных и представительских расходов в выручке 13,08 3,24 304
Доступные показатели за полные годы 2022 2021 Изм. %
Выручка, руб. 13 775 000 000 7 076 000 000 95
Рекламные и представительские расходы, руб. 438 742 000 318 529 000 38
Доля рекламных и представительских расходов в выручке 3,19 4,50 -29

Positive Technologies - растущая продуктовая компания с высокой маржинальностью, может себе позволить вкладывать большой процент заработанных денег в продвижение. Рост доли рекламных расходов в выручке, вероятно, связан с желанием опередить российских конкурентов в завоевании высвобождающихся после ухода иностранных вендоров ниш на рынке ИБ.

ГК Астра

Самые свежие доступные показатели За 9 мес., закончившихся 30 сентября 2023 За 9 мес., закончившихся 30 сентября 2022 Изм. %
Выручка, руб. 4 671 988 000 2 358 331 000 98
Расходы на маркетинг и рекламу, руб. 38 477 000 10 249 000 275
Расходы на участие в конференциях и форумах, руб. 261 351 000 76 562 000 241
Доля рекламных и представительских расходов в выручке 6,42 3,68 74
Доступные показатели за полные годы 2022 2021 Изм. %
Выручка, руб. 5 394 988 000 2 159 121 000 150
Расходы на маркетинг и рекламу, руб. 12 019 000 2 957 000 306
Расходы на участие в конференциях и форумах, руб. 105 466 000 80 958 000 30
Доля рекламных и представительских расходов в выручке 2,18 3,89 -44

Комментарий: Для ГК "Астра" в точности справедливо все то, что сказано в комментариях к цифрам Positive Technologies. Важная деталь - "Астра" отдельно показывает расходы на участие в конференциях и форумах, что дает представление о значимости этого канала продвижения на фоне других.

Софтлайн

Самые свежие доступные показатели За 6 мес., закончившихся 30 июня 2023 За 6 мес., закончившихся 30 июня 2022 Изм. %
Выручка, руб. 25 013 000 000 26 265 000 000 -5
Расходы на рекламу и маркетинг, руб. 337 000 000 206 000 000 64
Доля рекламных и маркетинговых расходов в выручке 1,35 0,78 72
Доступные показатели за полные годы 2022 2021 Изм. %
Выручка, руб. 56 246 000 000 66 532 000 000 -15
Расходы на рекламу и маркетинг, руб. 247 000 000 121 000 000 104
Доля рекламных и маркетинговых расходов в выручке 0,44 0,18 141

Софтлайн значительно увеличил долю собственных продуктов в выручке относительно перепродажи сторонних продуктов Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. Обзор и рейтинг TAdviser 299.2 т (в 1 полугодии 2022 г. было 2,3 млрд против 23,9 млрд, в 1 полугодии 2023 г. стало 5,9 млрд против 19,1 млрд). С необходимостью их продвижения, вероятно, связан значительный рост рекламных расходов.

Diasoft

Самые свежие доступные показатели За 6 мес., закончившихся 30 июня 2023 За 6 мес., закончившихся 30 июня 2022 Изм. %
Выручка, руб. 3 380 035 000 2 736 019 000 24
Рекламные и представительские расходы, руб. 15 399 000 5 763 000 167
Доля рекламных и представительских расходов в выручке 0,46 0,21 116
Доступные показатели за полные годы 2023 фин. год, закончившийся 31 марта 2023 2022 фин. год, закончившийся 31 марта 2022 Изм. %
Выручка, руб. 7 188 443 000 6 600 690 000 9
Рекламные и представительские расходы, руб. 11 955 000 21 580 000 -45
Доля рекламных и представительских расходов в выручке 0,17 0,33 -49

Основную выручку (более 70%) Diasoft получает от поддержки ранее внедренных решений в финансовом секторе. При такой модели и доле рынка 24%, вероятно, большие рекламные расходы не имеют смысла. В то же время, у компании есть план выхода в новые более конкурентные сегменты (ERP, системное ПО), в связи с чем наращивать рекламные расходы все-таки придется.