2023/03/27 15:07:02

Один из ведущих ритейлеров Казахстана перешел на российскую кассовую систему нового поколения «СуперМаг УКМ 5»

Алексей Куликов, ИТ-директор казахстанского холдинга «Жетi Аспан (Jeti Aspan)», который развивает собственную сеть семейных супермаркетов galmart, рассказал о внедрении современного кассового решения «СуперМаг УКМ 5» от компании «Сервис Плюс».

Алексей
Куликов
На сегодня кассы самообслуживания в нашей сети формируют 18-20% товарооборота

Каковы были предпосылки проекта внедрения кассовой системы?

Алексей Куликов: Передо мной как руководителем по информационным технологиям руководство холдинга в 2021 году поставило задачу автоматизировать кассовое обслуживание в новых магазинах и запустить в них кассы самообслуживания. С одной стороны, этот проект был призван облегчить труд кассиров, а с другой, необходимо было ускорить обслуживание клиентов.

Ранее мы уже сотрудничали с компанией «Сервис Плюс», которая поставила нам кассовое решение на основе продукта «СуперМаг УКМ 4», разработанного компанией «Ритейл Софт». Это ПО для управления кассовой линейкой довольно успешно зарекомендовало себя, но с течением времени возникла необходимость перейти на более гибкую систему.

В начале 2022 года был проведен тендер, в котором участвовали компании «Кристалл Сервис Интеграция» (CSI) и «Сервис Плюс». Обе заявки нас устроили, но предложение «Сервис Плюс» наши специалисты посчитали более интересным в плане функционала. Поскольку мы уже имели опыт работы с этой компанией, то предпочтение было отдано ее заявке. Таким образом мы выбрали решение на базе «СуперМаг УКМ 5» — продукта, разработанного компанией «Ритейл Софт».Елена Истомина, Directum: Как no-code меняет стоимость проекта 6.3 т

«УКМ 5» полностью отвечает всем новым требованиям бизнеса. Важно, что разработчики в рамках подготовки этого релиза полностью поменяли платформу. Благодаря использованию микросервисной архитектуры в продукт можно оперативно вносить изменения исходя из задач заказчика — мы убедились, что даже сложные доработки на новой платформе занимают не долгие месяцы, а буквально пару недель. Теперь мы уверены, что любые потребности розничного бизнеса можно оперативно отразить в системе. В версии «УКМ 4», построенной на монолитной архитектуре», такое было сделать невозможно.

Кроме того, важным фактором в пользу перехода на новое решение стало то, что «СуперМаг УКМ 5» взаимодействует в тесной связке с программой лояльности «СуперМаг Loya», которую также разработала компания «Ритейл Софт». Кассовая система и ПО для управления покупательской лояльностью составляют комплексное решение «СуперМаг УКМ L». Это действительно уникальный продукт от «Ритейл Софт», на рынке мы не встречали аналогов. Наши партнеры из компании «Сервис Плюс» любезно предоставили нам именно совмещенное решение. Мы приобрели лицензию на 100 тыс. клиентов. Пока мы имеем подробную информацию о покупательских предпочтениях всего 10% наших клиентов, но рассчитываем, что Loya позволит в течение 2023 года увеличить соответствующий охват до 60%.

Внедрение программы лояльности «СуперМаг Loya» в составе комплекса «СуперМаг УКМ L» заставило нас по-новому взглянуть на клиентскую базу. Сейчас мы более детально сегментируем ее и переформатируем наше общение с покупателями, чтобы понять, как нам развиваться дальше и как строить взаимодействие с ними. Эта программа лояльности полностью соответствует задачам маркетинга и позволяет полностью пересмотреть отношения с клиентами. Кстати, ни у кого из конкурентов «Сервис Плюс» на рынке сейчас нет столь функционального решения по управлению лояльностью покупателей.

Новые КСО Гермес, установленные в одном из магазинов

Какие этапы включал проект и насколько быстрым он получился?

Алексей Куликов: Не скрою, внедрение задержалось, но по причине, не зависящей ни от холдинга «Жетi Аспан», ни от компании «Сервис Плюс», ни от компании «Ритейл Софт», которая реализует проект. Дело в том, что кассовую систему необходимо было настраивать в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан. В частности, были внесены изменения в статью 166 Налогового кодекса. В этой связи компанией «Казахтелеком» был обновлен и утвержден единый протокол передачи данных с контрольно-кассовых машин на сервер оператора фискальных данных (ОФД). Поэтому всем налогоплательщикам необходимо было перепрограммировать контрольно-кассовые машины до 15 сентября 2022 г. Но поскольку передача протокола со стороны «Казахтелекома» задержалась, то увеличились сроки нашего проекта — фактически он продолжался восемь месяцев.

Но долго ждать мы не могли, поскольку у нас начинали открываться новые магазины. Поэтому мы совместно с компанией «Сервис Плюс» приняли компромиссное решение: доработать текущий протокол в «УКМ 5», чтобы передавать фискальные данные непосредственно через программное обеспечение. В рамках проекта была проведена интеграция кассовой системы «УКМ 5» с двумя банковскими системами — от Halyk Bank и Kaspi Bank.

Надо отметить, что этот проект стал серьезным шагом не только для «Жетi Аспан», но и для самой компании «Сервис Плюс» — благодаря локализации системы теперь она может смело предлагать свои услуги на перспективном рынке Казахстана.

После этапа доработки системы было проведено тестирование. Специалисты наших российских партнеров предоставили нам решение, которое мы развернули на своем стенде. По результатам выявленных багов были внесены исправления, после чего мы перешли к тестовому использованию системы в магазине. Первые кассы самообслуживания удалось запустить в конце сентября 2022 г. После пилотного проекта мы реализовали финальные коррективы и смогли перейти к масштабированию системы.

Непосредственно пилотное внедрение заняло всего неделю. Благодаря современным технологиям наши партнеры «Сервис Плюс» могли работать удаленно, то есть не надо было ездить в командировки. Дальнейшие работы по внедрению мы проводили собственными силами, что также положительно характеризует решение «СуперМаг УКМ 5» от «Ритейл Софт». То есть, оно довольно легко масштабируется.

В сентябре 2022 г. мы смогли запустить работу касс самообслуживания. Весь соответствующий программно-аппаратный комплекс предоставила компания «Сервис Плюс». Сейчас в активной стадии находится проект автоматизации основных касс. Всего с «УКМ 4» на «УКМ 5» предстоит перевести порядка 90 касс.

Какие еще трудности возникли в ходе проекта, помимо адаптации системы под новые фискальные требования законодательства Республики Казахстан? Встречались ли курьезные ситуации?

Алексей Куликов: Камнем преткновения остается проблема с сертификатами Республики Казахстан. Мы сейчас ищем пути выхода из этой ситуации.

Курьезная ситуация возникла вскоре после внедрения системы. Мы изначально не видели проблем с использованием системы только на русском языке, но от клиентов начали поступать нарекания. Поэтому по нашей просьбе компания «Сервис Плюс» выполнила доработку системы, адаптировав ее под казахский язык. Сейчас покупатель в меню кассы самообслуживания может выбрать русский или казахский язык. Также на КСО мы внедрили голосового помощника «Гермес», к которому можно обращаться по-русски или по-казахски.

Какие еще интересные особенности имеет касса самообслуживания?

Алексей Куликов: Сейчас мы внедряем антифрод-систему: в ней есть камера, которая направлена на покупателя и позволяет фиксировать все его действия, чтобы не допустить мошенничество с товаром. Видео, которое записывает камера, транслируется на экране киоска самообслуживания. Интересно будет посмотреть, насколько уменьшится покупательский фрод после внедрения системы. Все-таки, как правило, даже один вид камеры дисциплинирует человека. Кроме того, на островке торгового зала с кассами самообслуживания есть консультант, который помогает покупателю и предупреждает многие негативные действия. Так, если человек, похожий на несовершеннолетнего, пытается пробить на кассе алкогольные напитки, консультант подходит к нему и проверяет документы.

Сколько магазинов охватывает кассовая система?

Алексей Куликов: Процесс масштабирования системы продолжается. К началу 2023 года она охватывает небольшое количество магазинов, в основном кассы самообслуживания. Основные кассы пока работают под управлением «УКМ 4», мы только недавно начали переводить их на «УКМ 5», в планах на 2023 год увеличить количество объектов.

Насколько активно покупатели используют кассы самообслуживания (КСО)?

Алексей Куликов: На сегодня кассы самообслуживания в нашей сети формируют 18-20% товарооборота, в некоторых магазинах эта доля достигает 28%. Мы уверены, что такой формат касс имеет существенный потенциал для роста. Самое главное — КСО имеют очень хорошую динамику в плане привлечения новых клиентов. Как правило, это современные люди, позитивно воспринимающие инновации. Соответственно, мы готовы предложить всем подобным клиентам удобные формы обслуживания.

Отмечу, что формат нашей розницы прежде всего рассчитан на покупателей с доходом выше среднего. Для них мы с помощью компании «Сервис Плюс» внедряем не только кассы самообслуживания, но и умные весы самообслуживания с программно-аппаратным комплексом распознавания товаров «СуперМаг Vision» (соответствующий продукт разработала команда «Ритейл Софт»). В зонах обслуживания отделов кулинарии и кондитерских изделий мы устанавливаем весы с функцией показа ненавязчивой рекламы на экранах. Таким образом клиенты получают информацию о наших товарах и различных акциях.

Мы опасались, что после внедрения КСО проявятся худшие стороны менталитета наших людей. Но по результатам инвентаризаций наши коллеги фиксируют, что процент потерь магазинов не вырос.

Перечислите, пожалуйста, основные результаты проекта и назовите преимущества системы «СуперМаг УКМ 5».

Алексей Куликов: После внедрения этой системы мы фиксируем рост товарооборота и сокращение фонда оплаты труда. Благодаря новому кассовому решению сотрудники магазина могут намного меньше времени проводить на кассах и больше внимания уделять другим операциям в торговом зале и на складе. Мы планируем в этом году открыть магазин, где из пяти касс всего на одной будет стоять кассир, а остальные терминалы будут относиться к кассам самообслуживания. Таким образом, с одной стороны, мы снижаем затраты на выплату вознаграждения персоналу, а с другой, предоставляем новые возможности покупателям, которые предпочитают меньше взаимодействовать с сотрудниками магазинов.

На рынке автоматизации розничной торговли разработчики «УКМ 5» одни из немногих, кто уже довольно активно развивают свои решения, используя технологии искусственного интеллекта и компьютерного зрения. Благодаря этому ритейлеры могут сокращать издержки и облегчать труд сотрудников. Поездив по Западной Европе, могу сказать, что там в магазинах пока нет систем подобного уровня.

Какова лицензионная политика при использовании решения «СуперМаг УКМ 5»?

Алексей Куликов: Условия «Сервис Плюс» вполне понятны и прозрачны: каждая подключенная касса — это одна лицензия. Использование кассового решения также предполагает регулярную оплату услуг техподдержки, которую предоставляет компания «Ритейл Софт».