Хандошкин. Первая скрипка (Санкт-Петербургский барочный ансамбль)
Альбом с сонатами великого русского композитора Ивана Хандошкина, записанный Санкт-Петербургским барочным ансамблем в 2025 г. Мировая премьера.
Содержание |
Основные статьи:
Композиции
Шесть сонат для двух скрипок
Шесть сонат для двух скрипок (ок. 1781) — единственный опус Ивана Хандошкина для двух скрипок, составленный не из вариационных циклов. В отличие от сборников вариаций для двух скрипок, где первая партия всегда солирует, в Сонатах оба голоса равноправны. Жанр скрипичного дуэта стал очень популярным во второй половине XVIII века. Помимо возможности представить театральный диалог между скрипками, этот жанр имел и практические преимущества. Скрипач мог разыгрывать такие дуэты с учениками, используя имитационную фактуру в качестве дидактического приема (учитель сыграл — ученик повторил), и с дилетантами, которые зачастую были заказчиками подобных сочинений. Партии сонат Хандошкина, пожалуй, слишком сложны для дилетантов, пишет Андрей Пениюгин в своей статье к диску. Неизвестно также и об обучении скрипичной игре Никиты Акинфиевича Демидова и его близких родственников. Возможно, русский меценат просто оплатил издание уже существовавших произведений Хандошкина.
О сборнике сонат долгое время было известно лишь по упоминанию о продаже нот в «Московских ведомостях» (это же объявление 1781 года пока является единственной датировкой Сонат). Исследователи Фесечко и Ямпольский считали, что в объявлении ошибочно назван сборник «Шесть российских песен с вариациями для двух скрипок». Действительно, сложно было представить, что такой сборник, при наличии относительно большого числа прочих изданий музыки Хандошкина, не сохранился ни в одном экземпляре. Создатели ALT Linux – о сложной судьбе свободного ПО, роли Максута Шадаева и сделке с «Ростелекомом». Подкаст TAdviser
В 2003 году сонаты были обнаружены скрипачом Андреем Решетиным в собрании Соловцовых, хранящемся в Ульяновской областной научной библиотеке. Кроме сборника сонат, в собрании обнаружились амстердамское издание «Двух русских песен с вариациями» Хандошкина, а также уникальные издания сочинений А.Ф. Тица, И. Юнкина, И. Дубровского, К. Фейера и др. К сожалению, в экземпляре Ульяновской библиотеки отсутствовали две сонаты: четвертая и пятая. Судя по всему, они были вырваны из обеих партий неизвестным пользователем библиотеки, не представляющим культурную ценность похищенного.
Сохранившиеся сонаты были изданы в виде факсимиле фестивалем Earlymusic в 2006 году.
Сонаты для двух скрипок имеют несколько жанровых признаков, которые объединяют их как между собой, так и с сонатами для скрипки соло Хандошкина. Андрей Пенюгин выделил три основных жанра, в которых написаны части сонат:
- Марш: Соната I (первая часть), Соната II (вторая часть), Соната III (первая часть), Соната VI (первая часть), Соната I для скрипки соло (первая часть), Соната III для скрипки соло (первая и третья части). Несмотря на то, что как жанр марш обозначен только однажды (Marcia, первая часть Сонаты I для скрипки соло), благодаря пунктирному ритму на второй доле он вполне узнаваем.
- Русская протяжная песня или Пастораль: Соната I (вторая часть), Соната II (первая часть), Соната III (вторая часть), Соната VI (вторая часть).
- Менуэт: Соната I (третья часть), Соната II (третья часть), Соната II для скрипки соло (вторая часть), Соната III для скрипки соло (вторая часть).
Схожие жанры, конечно, не делают сонаты одинаковыми. Наоборот, на одинаковом жанровом фоне различия даже заметнее. Так и портретный жанр не делает все портреты схожими. Ниже представлены комментарии Андрея Пенюгина к каждой из сонат.
Соната I
Аффекты каждой сонаты подчеркнуты выбором тональности. Соната I написана в до миноре, традиционно тяжелой, темной тональности. Скрипичный строй делает эту тональность еще более мрачной, поскольку в ее диатонической гамме присутствуют только две нижние открытые струны — соль и ре. Эту особенность Хандошкин использует во вступительном Largo, где басы у второй скрипки звучат, как похоронный колокол. Последующее Allegro — один из лучших образцов русской музыки в стиле Бури и натиска (Sturm und Drang). Во второй части скорбная тональность фа минор затушевана и смягчена при помощи сурдин. Контрастом к буре в предыдущей части звучит жалобная песенка, сопровождаемая шелестом листьев. Менуэт, обычно мягкий и грациозный, звучит в третьей части, как продолжение аффекта первой.
Соната II
Соната II написана в мягкой тональности ми-бемоль мажор. Первая часть, Adagio, своей продолжительностью довлеет над последующими частями. Поместив протяжную пастораль в начало сонаты, Хандошкин как бы говорит на языке Руссо: «Общество — мачеха, природа — мать». Вторая и третья части — легкие марш и менуэт — звучат грациозным дополнением к масштабной картине первой.
Соната III
Соната III — в ми миноре. Эта тональность на скрипке звучит очень остро, резко. Мелодия марша в первой части спускается вниз (тогда как в первой сонате — наоборот), преобладают интонации жалобы. В этой сонате уже нет борьбы, герой уже разбит. Финал вихрем тарантеллы уносит все прочь.
Соната VI
Соната VI написана в до мажоре — как бы в противовес до минору Сонаты I. Тональность эта на скрипке хоть и сохраняет традиционную семантику света и веселья, но акустическая специфика делает ее слегка нескладной. Хандошкин использует эти свойства в первой части, изображая радость при помощи комического подражания ослику. Лирическая протяжная песня во второй части, с одной стороны, оттеняет предыдущую и последующую части, с другой стороны, сама в таком окружении звучит особенно пронзительно. Финал Сонаты — самое комичное сочинение Хандошкина, напоминающее двусмысленные шуточки комедии дель арте.
Соната для скрипки и баса
Соната для скрипки и баса Ивана Хандошкина сохранилась лишь в виде рукописной копии первой части. Нет сомнений, что частей было больше. Во-первых, эта Соната не соответствует традиционной структуре цикла, которую Хандошкин не нарушает в других сонатах. Во-вторых, форма Сонаты чрезвычайно не уравновешена. Небольшое Adagio, украшенное пассажами, заканчивается огромной скрипичной каденцией, обозначенной как Capriccio. В данном случае Хандошкин следует традиции барочных скрипачей, которые включали в свои концерты и сонаты развернутые каденции, которые называли каприччио. Самый известный пример — 24 каприччио Пьетро Локателли, которые представляют собой каденции к первым и третьим частям 12 концертов композитора.
В Каприччио Хандошкин, следуя традиции, дает волю фантазии, показывая одновременно свои технические навыки. Композитор использует различные виртуозные приемы скрипичной игры: двойные ноты (игра одновременно на двух струнах), аккорды (игра одновременно на трех или четырех струнах), разложенные аккорды или арпеджио (аккорды, в которых звуки берутся по очереди), быстрые пассажи, использование высокого регистра, бариолаж (арпеджио, в котором средняя струна — открытая).
Исполнители
Санкт-Петербургский барочный ансамбль:
- Андрей Пенюгин (первая скрипка 1-6, 13-14, вторая скрипка 7-12)
- Юлия Гайколова (первая скрипка 7-12, вторая скрипка 1-6)
- Варвара Касторская (виолончель, 13-14)
Издатели
Диск записан в рамках инициативы "Опыты Максима Казака" компанией ReachSound.Art.
- Звукорежиссер, монтаж и сведение — Владимир Рябенко
- Продюсер — Антон Яковлев
- Оформление, верстка — Илья Кучма
На обложке: Фрагмент листа 4 Панорамы Санкт-Петербурга Джона Огастеса Аткинсона с изображением дома Никиты Акинфиевича Демидова на Стрелке Васильевского острова.
Сделано в России.
Слушать
Купить CD или файлы
Для покупки записи в формате CD, FLAC или MP3 отправьте запрос издателю диска по адресу omkcenter@yandex.ru
Стоимость CD или цифровой версии 500 руб.
Все доходы от продаж идут на организацию записи ранее неизданной музыки.
Буклет
Буклет к альбому "Хандошкин. Первая скрипка" Санкт-Петербургского барочного ансамбля, PDF
CD с музыкой XVIII века
![]() | Хандошкин. Первая скрипка Санкт-Петербургский барочный ансамбль |
![]() | Первые русские: Казак, Е.Белоградская, Д. Далольо, Ф.А. Фейхтнер. Национальная тема в музыке XVIII века. Санкт-Петербургский барочный ансамбль |
![]() | Джузеппе Сарти - Помилуй мя, Боже Санкт-Петербургский барочный ансамбль, Хоровая коллегия Санкт-Петербурга |
| Три русских композитора: Николай Леонтьев, Иван Юнкин, Игнатий Дубровский - Солисты Екатерины Великой |



