Проект

ФНС решила импортозаместить продукты Teradata, которые много лет использует в системе аналитики

Заказчики: Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Москва; Государственные и социальные структуры

Подрядчики: ГНИВЦ ФНС России
Продукт: ФГИС (индивидуальная разработка)

Дата проекта: 2017/05  - 2019/09
Бюджет проекта: 1 782 600 000 руб.
Технология: Информатизация госфункций
подрядчики - 148
проекты - 480
системы - 75
вендоры - 47
СМ. ТАКЖЕ (3)

АИС «Налог-3» обеспечивает автоматизацию всей деятельности ФНС России. В частности она автоматизирует прием, обработку, предоставление данных, анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистики, сведений, необходимых для принятия налоговой службе управленческих решений и предоставления информации внешним потребителям.

Система была запущена в эксплуатацию ФНС осенью 2019 года. По состоянию на середину 2020 года количество ее пользователей составляет 131 тыс. человек.

Развитие системы

2020

ФНС решила импортозаместить продукты Teradata, которые много лет использует в системе аналитики

25 июня 2020 года Главный научный инновационный внедренческий центр ФНС заключил контракт на разработку проектных решений по развитию централизованной ИТ-инфраструктуры АИС «Налог-3» в части развития единой информационно-аналитической платформы (ЕИАП) с учетом импортозамещения в ней программно-аппаратного комплекса Teradata[1]. Информация о договоре была размещена на портале госзакупок.

Закупка проводилась у единственного поставщика - компании «ИБС Консалтинг». В рамках того же контракта компания должна разработать проектное решение для модернизации телекоммуникационной инфраструктуры системы центров обработки данных Минфина.

«ИБС Консалтинг» в июне 2020-го была переименована в «Рубитех». Это ИТ-интегратор ушедшего из IBS сооснователя Сергея Мацоцкого. Основа коллектива компании численностью 400 человек - бывший дивизион ИТ-инфраструктуры IBS. При этом организация также унаследовала от IBS права на разработки. Она развивает продукты под брендом «Скала-Р» - решения для ЦОД, объединяющие в одном комплексе вычислительные ресурсы, хранилище, высокоскоростную сеть передачи данных, ПО виртуализации, управления, мониторинга и информационной безопасности. «Скала-Р» позиционируется в том числе как универсальная инфраструктурная платформа и специализированные комплексы для высоконагруженных баз данных и бизнес-аналитики.

Все программные компоненты продуктов «Скала-Р» входят в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Минкомсвязи, а аппаратное обеспечение обладает заключением Минпромторга о подтверждении производства в России.

Информация о закупке была размещена на портале госзакупок 25 июня 2020 года, т.е. в день заключения договора. При этом сроком выполнения работ в контракте обозначен период с 26 мая по 25 июня 2020 года. (Фото - Артем Геодакян/ТАСС)

Примечательно, что информация о закупке была размещена на портале госзакупок 25 июня 2020 года, т.е. в день заключения договора. При этом сроком выполнения работ в контракте обозначен период с 26 мая по 25 июня 2020 года. Цена работ составляет 10 млн рублей. Стоимость модернизации телекоммуникационной инфраструктуры центров обработки данных Минфина составляет 8 млн рублей, разработки решений для информационно-аналитической платформы системы «Налог 3» - 2 млн рублей.

TAdviser обратился в «Рубитех» с целью узнать, завершены ли уже работы по договору, и какие продукты на замену Teradata предлагает компания ФНС, однако разработчик воздержался от комментариев. В ФНС также не предоставили комментариев TAdviser на момент публикации материала.

Согласно техническому заданию, разрабатывая решения для информационно-аналитической платформы системы «Налог 3», заменяющие программно-аппаратный комплекс Teradata, «ИБС Консалтинг» должен:

  • разработать технические решения по развитию ИТ-инфраструктуры контуров АИС «Налог-3» в части функций, реализуемых ЕИАП;
  • создать схемы размещения комплекса технических средств ЕИАП;
  • выполнить распределение ИТ-инфраструктуры по сегментам сетевой безопасности и контурам АИС «Налог-3»;
  • использовать импортозамещающие технологии в приоритетном порядке;
  • специфицировать необходимое оборудование и ПО ИТ-инфраструктуры АИС «Налог-3» в части функций, реализуемых ЕИАП.

Целью работ в техническом задании определена дальнейшая автоматизация процессов налогового администрирования, включающая в частности:

  • обеспечение «открытости» налоговых органов для налогоплательщика путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС и перевода их в электронный вид;
  • гарантированное соблюдение регламентных процедур налогоого администрирования, качества и сроков их реализации;
  • снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения системы массовой обработки и печати налоговой информации (документов).

В 2017 году Олег Фатеев, в 2012-2015 гг. занимавший в IBS должность директора по развитию бизнеса облачных вычислений, рассказывал порталу CNews, что IBS является традиционным и самым крупным ИТ-поставщиком ФНС. По словам эксперта, несколько лет назад в ведомство были осуществлены поставки продуктов Teradata «на десятки миллионов долларов»[2]. В программно-аппаратном комплексе аналитического сегмента АИС «Налог-3» решение Teradata также стало использоваться с начала 2010-х гг.[3] Однако в 2017 году компания «ИБС Экспертиза», победив в соответствующем тендере, должна была создать программно-аппаратный комплекс аналитической подсистемы АИС «Налог 3», основанный на платформе Arenadata Hadoop производства российской компании «Аренадата»[4].

Teradata используется в аналитическом сегменте АИС «Налог-3» уже много лет. На встрече Консультативной группы сообщества по цифровой трансформации налоговых органов в 2018 году представители Teradata отмечали, что ФНС России является показательным примером реализации на практике дорожной карты цифровой трансформации для налоговых администраций[5].

«Рубитех» поставит ФНС продукты Oracle на 9,6 млрд рублей

Компания «ИБС Консалтинг», уже имеющая иное название - «Рубитех», одержала победу в конкурсе на поставку оборудования, передачу неисключительных прав на использование программного обеспечения и выполнение работ в целях развития ИТ-инфраструктуры ключевой информсистемы ФНС - АИС «Налог-3». Соответствующая информация появилась на портале госзакупок 6 мая 2020 года.

Начальная (максимальная) цена контракта составляла 9,6 млрд рублей. Техническое задание содержало описание софта и «железа» Oracle. Модернизировать предполагается сегменты АИС «Налог-3» в Дубне, Москве и городе Городец Нижегородской области. Работы должны быть выполнены до 5 февраля 2021 года.

«ИБС Консалтинг» за свои услуги запросила 8,8 млрд рублей. «Центр хранения данных» предложил исполнить заказ за 9,2 млрд рублей.

В документации к аукциону содержится обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Отмечается, что по совокупности функциональных, технических и (или) эксплуатационных характеристик программного обеспечения (ПО), сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения, не соответствует установленным государственным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки. В реестре же евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о ПО, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке.

2018: ECM-подсистема - экосистема "УДиЭА"

Основная статья о проекте здесь.

Создание подсистемы «Управление документами» для учета движения бумажных и электронных документов и подсистемы «Электронный архив налоговой информации» для хранения и предоставления доступа к данным и электронным образам документов

Задачи:

  • Создание единых правил регистрации документов и автоматизация процесса регистрации документов в АИС «Налог 3»
  • Контроль состояния обработки, отбора и использования документов
  • Обеспечение электронного взаимодействия с налогоплательщиками, коммуникации между налоговыми органами, а также с внешними ведомствами и организациями
  • Учет, хранение и предоставление доступа к данным и электронным образам документов, образующихся в процессе работы налоговых органов

Результаты

  • Сокращение ручных операций при работе с документами
  • Формализация и автоматизация процедур налогового администрирования
  • Маршрутизация и учет движения бумажных документов, создание и поддержка в актуальном состоянии сведений о движении бумажных и статусах электронных документов







Экосистема "УДиЭА"

  • 20 взаимодействующих смежных подсистем
  • 50% обеспечиваемых технологических процессов
  • 35 тыс. общее количество пользователей
  • 60 70 млн. документов от внешних организаций в год
  • Более 3 млрд. документов объемом 60 Тб
  • 10 15 Тб ежегодный прирост документов
  • 50 80 Тб ожидаемый ежегодный прирост с учетом внедрения новых компонент

2017

Выделение дополнительных 950 млн рублей на вторую очередь работ

31 июля стало известно о том, что на развитие автоматизированной информационной системы АИС «Налог-3» планируется выделить еще 950,6 млн рублей — в такую сумму в ФНС оценили работы в рамках второй очереди проекта. Развитие касается действующей последние несколько лет версии основной информсистемы ведомства, в которой все данные налогового администрирования хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных — федеральном хранилище[1].

В апреле-мае 2017 года Федеральная налоговая служба искала подрядчика для первой очереди проекта, предложив за выполнение работ по контракту 834,6 млн рублей. В итоге право исполнения работ досталось Главному научному инновационному внедренческому центру (ранее ГНИВЦ ФНС), ценовое предложение которого (832 млн рублей) оказалось лучше предложения конкурента — компании «ИБС экспертиза» (юрлицо интегратора IBS), предлагавшей выполнить работы без снижения стартовой цены.

В тендере на выполнение второй очереди работ по проекту заявки от соискателей принимались до 17 августа 2017 года, а подведение итогов было намечено на 22 августа. Победителю предстояло осуществить все работы до 1 декабря 2018 года, то есть до той же даты, к которой должны были завершиться работы и по первой очереди проекта. С учетом заявленной цены сумма контрактов по двум очередям могла составить 1,78 млрд рублей.

Как ранее поясняли CNews в пресс-службе ФНС, развитие АИС ведомства выполняется очередями по мере готовности функциональных требований к системе. При этом, со слов собеседников издания можно было заключить, что тендеров на другие очереди (кроме первой и второй) в 2017 году не планировалось.

Выделение 834 млн рублей на первую очередь работ

3 мая 2017 года стало известно о продолжении проекта ФНС развития действующей версии автоматизированной информационной системы «Налог-3». На первую очередь работ было выделено 834,5 млн руб. Времени на исполнение подрядчику определили 1,5 года.

Заявки от претендентов на тендер принимались до 19 мая 2017 года.

Планы развития затрагивали основную информсистему ФНС.

Согласно сайту госзакупок, начиная с 2011 года ФНС провела около двадцати тендеров, цель которых - развитие и техническое обеспечение «Налог-3». Общая сумма затрат на эти мероприятия - несколько миллиардов рублей.

Целью работ на 2017-2018 годы был обозначен перевод процессов налогового администрирования юрлиц и индивидуальных предпринимателей из децентрализованных компонентов системы в централизованные прикладные подсистемы. Все работы по контракту подрядчик должен был завершить не позднее 1 декабря 2018 года[2].

На 3 мая 2017 года общее количество пользователей централизованных и децентрализованных компонентов АИС «Налог-3» составляло 131 тыс. сотрудников. Из них пользователей централизованных компонентов было 35 тыс., остальные 96 тыс. являлись пользователями децентрализованных компонентов.

Согласно сообщению ФНС для СМИ, развитие АИС ведомства выполняется очередями по мере готовности функциональных требований к системе. В 2017 году планировалось объявление конкурса на выполнение работ по развитию АИС ФНС России (2 очередь), планируемым сроком публикации извещения был II-III квартал 2017 года.

На 3 мая 2017 года ФНС провела мероприятия по созданию централизованной ИТ-инфраструктуры АИС «Налог-3». Были выполнены разработка и внедрение в эксплуатацию прикладного программного обеспечения функционального блока №1 (регистрация и учет налогоплательщиков) и функционального блока №2 (имущественные налоги физических лиц).

Велись работы по реализации и подготовке к внедрению прикладного программного обеспечения функционального блока №3 (функции налогового администрирования юрлиц и индивидуальных предпринимателей). Были выполнены работы по миграции централизованных компонентов и баз данных транзакционного и аналитического сегментов АИС «Налог-3» в систему ЦОДов.

Основной площадкой для функционирования централизованных компонентов АИС «Налог-3» является федеральный ЦОД (ФЦОД) в подмосковной Дубне, резервной — московский ЦОД. В 2017 году был запланирован перевод резервной площадки в резервный ЦОД (РЦОД) в Городце Нижегородской области.

Прикладное ПО децентрализованной архитектуры АИС «Налог-3» на федеральном уровне использует серверы баз данных Oracle Database 11g Enterprise Edition и Oracle Database 12c Enterprise Edition, Microsoft SQL Server 2005 и 2008, ОС Solaris 10, AIX 7.1, MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и 2008 R2 x64 и серверы приложений Apache Tomcat 7.0.23 (с установленными средствами криптозащиты «Криптопро JCP»).

В Центральном аппарате ФНС для работы программных комплексов используются серверы баз данных Oracle Database 11g Enterprise Edition, Microsoft SQL Server 2005 и 2008, ОС MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и Server 2008 R2 x64. Клиентское ПО функционирует на рабочих станциях под управлением ОС Windows XP или Windows 7.

Для работы программных комплексов регионального уровня используются серверы баз данных MS SQL Server 2000 SP4, 2005 Express Edition, 2008 R2 Enterprise Edition и 2012, серверы приложений MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и 2008 R2 x64. Клиентское ПО регионального уровня функционирует на рабочих станциях под управлением ОС Windows XP или Windows 7.

Для работы программных комплексов местного уровня используются серверы баз данных MS SQL Server 2000 SP4, 2005 Express Edition, 2008 R2 Enterprise Edition, серверы приложений MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и 2008 R2 x64. Клиентское ППО местного уровня функционирует на рабочих станциях под управлением ОС Windows XP или Windows 7.

Серверы приложений и рабочих станций объектов автоматизации федерального, регионального и местного уровней в отдельных случаях оснащаются дополнительным ПО: XML-парсер (версия 4.0 SP2) и XML-парсер 6.0 для Windows, библиотека для работы с XML для SQL Server, Crystal Reports RunTime и Soap SDK 4, компоненты среды выполнения библиотек Visual C++ V8.0, компонента Xp_md5, пакет поддержки обратной совместимости для MS SQL Server 2005 (поддержка DTC и SQL-DMO), LotusDomino 6 и 8, LotusNotes 6-8, Prognoz Platform, «Криптопро».

Для формирования выходных документов на серверах приложений и рабочих станциях объектов автоматизации федерального, регионального и местного уровней установлены офисные приложения типа MS Office 2003, 2007 и 2010.

Программно-аппаратный комплекс машины баз данных аналитического сегмента АИС «Налог-3» создан на платформе Teradata. В среде промышленной эксплуатации используется Enterprise Data Warehouse 6700, проведено объединение с Teradata Data Warehouse Appliance 2800. В окружении разработки и тестирования используется Teradata Data Warehouse Appliance 2650.

Программно-аппаратный комплекс машины баз данных транзакционного сегмента АИС «Налог-3» организован на основе Oracle Exadata Database Machine X5-8 (Primary), X5-8 (Standby 1) и Oracle Exadata Database Machine X3-8 и Х2-8 (Standby 2, расположены в ЦОДе в Москве.

2016

В июне 2016 года ФНС объявила тендер на развитие системы "Налог-3", где, в частности, содержалось требование о подборе альтернативы продуктам IBM MQ Series и IBM FileNet на базе открытого ПО (подробнее).

ИТ-инфраструктура и базовое программное обеспечение

Функциональные элементы системы:

Основными элементами АИС «Налог-3» являются:

  • транзакционный сегмент;
  • аналитический сегмент.

Транзакционный сегмент

Опытная эксплуатация транзакционных подсистем условно была разделена на 3 очереди. Каждая очередь представляла собой набор функций налогового администрирования, которые подлежали проверке. По мере опытной эксплуатации этот набор постепенно расширялся. При этом каждая следующая очередь включала в себя предыдущую.

Аналитический сегмент

В рамках опытной эксплуатации аналитического сегмента в хранилище поднимались данные от 47 инспекций. Поступающая информация включала в себя данные об учете, сведения о расчетах с бюджетом, об исполнении обязанностей, об урегулировании задолженности и процедурах банкротства. Еще одним источников данных служили федеральные ресурсы ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В отличие от транзакционного аналитический сегмент не имеет 3-х летнего ограничения по глубине подъема данных.

Так как процесс выгрузки в аналитический сегмент был ресурсоемким, его запуск был возможен только в выходные дни в монопольном режиме. С целью исключения проблем с каналами связи и нехваткой дискового пространства при первоначальной выгрузке все регионы были разбиты на группы. Для каждой группы была определена своя неделя для передачи данных. Последующее обновление данных в хранилище должно было быть обеспечено еженедельными инкрементальными выгрузками.

На базе всех налоговых органов страны проводилась опытная эксплуатация аналитической подсистемы «Анализ имущественных налогов». Внедрение системы должно было позволить проводить комплексный анализ структуры и прогнозирование поступления имущественных налогов, предоставить доступ к этой информации муниципальным образованиям для определения ставок регионального законодательства.

В АИС "Налог-3" планировалось создание Единого программного продукта на базе аналитического сегмента, который должен был объединить и вобрать в себя все имеющиеся информационные ресурсы не только Контрольного управления - ВНП-отбор, Предпроверочный анализ, Досье рисков, задача Риски и др., но и ИР Аналитического управления - Анализ СОИ (Налоговый мониторинг на основе среднеотраслевых индикаторов), Управления камерального контроля – АСК НДС (Автоматизированная система контроля за возмещением НДС), Управления трансфертного ценообразования - Трансфертное ценообразование (сведения о контролируемых сделках).

Цель заключалась в создании Единой задачи по автоматизации процессов анализа данных о налогоплательщиках для предпроверочного анализа, камеральных налоговых проверок, а также планирования и выездных налоговых проверок.

Примечания