2024/02/27 10:28:17

Госзакупки в России


Содержание

Госзакупки ИТ (Россия)

Закупки госкомпаний

2023

Снижение объема госконтрактов на 10,7% до 10,6 трлн рублей

В 2023 году общая сумма заключенных государственных контрактов в России уменьшилась на 10,66% по сравнению с 2022-м и составила приблизительно 10,6 трлн рублей. Такие данные в конце февраля 2024 года обнародовала электронная торговая площадка Росэлторг.

Как сообщает РБК, ссылаясь на статистику Росэлторга, в 2023 году количество опубликованных процедур поднялось на 4,92% по отношению к предыдущему году. Число заявок, поданных от участников торгов, увеличилось на 5,81%, достигнув 5,7 млн. Кроме того, на 4,61% подросло количество контрактов — их было заключено 2,4 млн.

Сумма заключенных государственных контрактов в России уменьшилась на 10,66%

Отмечается, что в 2023-м интерес коммерческих заказчиков к проведению своих закупок на электронных торговых площадках вырос приблизительно в два раза. Число поставщиков при этом поднялось в полтора раза. Госзаказчики стали активнее закупать товары, работы и услуги у субъектов малого и среднего предпринимательства. В данной области примерно на 6,36% поднялось общее количество закупок — до 1,4 млн процедур, тогда как число состоявшихся процедур увеличилось на 6,42%, составив приблизительно 1,2 млн. Доля несостоявшихся процедур — как в сегменте малого и среднего бизнеса, так и по рынку в целом — в 2023 году составила менее 1%.Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. Обзор и рейтинг TAdviser 298.6 т

Чаще всего заказчиков из госсектора в 2023 году интересовали лекарственные средства и материалы (460,2 тыс. закупок), пищевые продукты (288,2 тыс. процедур), а также компьютерное, электронное и оптическое оборудование (149,3 тыс. процедур). По количеству процедур, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, лидируют Красноярский край, Московская и Новосибирская области. Вместе с тем Красноярский край, Московская область и Краснодарский край заняли первые места по числу заключаемых контрактов. По количеству заказчиков в лидерах значатся Белгородская область, Республики Башкортостан и Хакасия.[1]

Госкорпорации в России увеличили на 13,5% закупки товаров и услуг у малого бизнеса

Госкорпорации в России по итогам 2023 года увеличили на 13,5% закупки товаров и услуг у малого и среднего бизнеса (МСБ) по сравнению с предыдущим годом - до 8 трлн рублей. Такие данные первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов привел в середине февраля 2024 года. Подробнее здесь.

2022

Рост числа преступлений в сфере госзакупок в 2 раза

В 2022 году в России было совершено более 1100 уголовных преступлений в сфере госзакупок, что примерно вдвое больше, чем годом ранее. Такие данные 23 октября 2023 года представил замначальника Управления по противодействию преступлениям коррупционной направленности в области использования и распределения бюджетных средств Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ Дмитрий Матвеев на совещании по профилактике и предупреждении коррупционных правонарушений в сфере госзакупок в Совете Федерации.

По словам Матвеева, необходимо наладить централизованное проведение региональных госзакупок и усилить ответственность за хищение бюджетных средств для минимизации рисков коррупционных преступлений.

За год в России совершено 1100 преступлений в сфере госзакупок
«

Давайте пересматривать этот вопрос: кто закупает и какие уровни закупок кому делегировать, а не каждому учреждению. Предлагаю централизованные закупки одноименных товаров, например. Если у нас закупается медицинское оборудование, примерно каждая больница ежегодно скидывает графики, что купить и куда. Те же аппараты УЗИ, томографы - их централизованно можно купить или регионами, или объединенными округами. Вот это все как раз могло бы минимизировать и риски, и суммы расходных средств - контроль усиленный, - подчеркнул он (цитата по «Интерфаксу»).

»

В июне 2023 года заведующий бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов в разговоре с «Российской газетой» отмечал, что в последнее время выросло количество уголовных дел, связанных с завышением цен при госзакупках. По его словам, сфера госзакупок постоянно находиться в зоне особого контроля правоохранительных органов и для бизнеса давно стала токсичной. За первые шесть месяцев 2023 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выявила 15 815 нарушений при проведении госзакупок.[2]

Рост закупок у малого бизнеса на 13% до 4,3 трлн рублей

Субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНКО) в России заключили в 2022 году 2,1 млн госконтрактов на 4,3 трлн рублей, что на 13% больше, чем годом ранее. Об этом сказано в обнародованном в конце мая 2023 года отчете Министерства финансов РФ о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг, проводимых в соответствии с законом «О контрактной системе» (44-ФЗ).

Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на этот доклад, в 2022 году 72,6 тыс. госзаказчиков или 67% достигли минимальной рекомендуемой доли заключенных контрактов с малыми предприятиями, которая составляет 25%. До 2022 года заказчики должны были совершать 15% закупок у субъектов малого бизнеса.

СМП и СОНКО аключили в 2022 году 2,1 млн госконтрактов на 4,3 трлн рублей

По итогам 2022 года было объявлено около 1,3 млн конкурсов, в которых мог участвовать только малый бизнес. Сумма этих контрактов составляла 1,7 трлн рублей. Однако по этим контрактам сделки успешно прошли лишь в 686 тыс. раз. Еще к 28,5 тыс. конкурсов на 4,6 тлрн рублей СМП должны были привлекать обязательно. В этом сегменте удалось заключить 11 тыс. контрактов на 1,5 трлн рублей. Также за 2022 год у малого бизнеса сорвалось более 460 тыс. контрактов. Этот показатель за год вырос на 4%.

Согласно данным Минфина, рооссийские госзаказчики заключили в 2022 году контракты на общую сумму 11,1 трлн рублей, что на 18% больше аналогичного показателя 2021 года. Всего, по данным министерства, в 2022 году госзаказчики оформили 3,2 млн контрактов (с учетом контрактов, заключенных по результатам закупок, проведенных в 2021 году). Это на 3,7% меньше, чем в 2021 году - 3,3 млн контрактов. При этом объем заключенных контрактов вырос на 18%, до 11,1 трлн рублей с 9,4 трлн рублей годом ранее.

В 2022 году на 14% сократилось число контрактов с единственным поставщиком, подписанных по результатам несостоявшихся закупок. Всего госзаказчики заключили около 816,5 тысячи таких контрактов. Их объем составил 5,2 трлн рублей против 4,4 трлн рублей в 2021 году.[3]

Правительство РФ закрывает госзакупки для поставщиков, отказавшихся исполнять госконтракты из-за санкций

В конце мая 2022 года стало известно о решении Правительства РФ закрыть госзакупки для поставщиков, отказавшихся исполнять государственные контракты из-за санкций.

«
Правительство предусмотрело решение, которое позволит снизить риск неисполнения госконтрактов из-за внешних санкций, введённых в отношении госзаказчиков, - говорится в сообщении на сайте правительства, которое приводит «Интерфакс». - Так, в госзакупках не смогут участвовать компании, включённые в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) из-за отказа от исполнения контракта по причине того, что заказчик попал под санкции иностранных государств.
»

Правительство РФ закрывает госзакупки для поставщиков, отказавшихся исполнять госконтракты из-за санкций

Таким образом, обязательным требованием для участия поставщика в любых закупках по 44-ФЗ станет отсутствие информации о нем в реестре недобросовестных поставщиков в связи с его отказом от выполнения контракта из-за введённых в отношении заказчика санкций. Такое требование при осуществлении закупки установит заказчик, начиная с 1 июля 2022 года.

Реализация изменений, как считают в Министерстве финансов РФ (разработало соответствующее постановление правительства), будет способствовать обеспечению гарантии исполнения контракта даже в случае введения в отношении заказчика санкций, и, как следствие, позволит обеспечить потребности заказчика.

В марте 2022 года Правительство РФ приняло постановление, согласно которому подрядчиков по госконтрактам не должны включать в РНП за неисполнение ими своих обязательств по контрактам из-за санкций. В частности, этот документ дополнил правила ведения РНП положением, по которому Федеральная антимонопольная служба (ФАС) будет принимать решение об отказе во включении информации о поставщике в реестр, если такой поставщик предоставит информацию, что он не смог исполнить свои обязательства по госконтракту в связи с введением политических или экономических санкций, ограничительных мер в отношении России, российских компаний или граждан РФ. [4]

2021

Объем госзакупок на всех электронных площадках России вырос на 10,3%, до 10,2 трлн рублей

Объем государственных и муниципальных закупок на всех электронных площадках России за 2021 год увеличился на 10,3% относительно 2020-го и достиг 10,2 трлн рублей. Такие данные 21 февраля 2022 года обнародовали в пресс-службе федерального оператора электронных торгов «Росэлторг» (АО «Единая электронная торговая площадка»).

Речь идет о процедурах в рамках 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По объему опубликованных госзаказчиками процедур в рамках 44-ФЗ «Росэлторг» занял первое место с 510 тыс. процедур на сумму 2,9 трлн рублей. По данным компании, наиболее востребованы были закупки через площадку лекарственных средств и материалов для медицинских целей, готовых изделий (в этот класс входят музыкальные инструменты, спортивные товары, ювелирные изделия, медицинское оборудование и др.), компьютерное оборудование.

Объем госзакупок на всех электронных площадках России за 2021 год вырос на 10,3%

С точки зрения начальной (максимальной) цены контракта «Росэлторг» оценил свою долю более чем 28% по всему рынку государственных торгов.

В пресс-службе компании также сообщили, что объем корпоративных закупок, которые осуществляются в рамках 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», размещенных на всех российских электронных торговых площадках за 2021 год, составил 10,2 трлн рублей, увеличившись на 20,1% в сравнении с 2020-м

По итогам 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок было зарегистрировано более 3 млн пользователей и проведено свыше 75 млрд транзакций. Также зафиксированы следующие показатели:

  • более 3 млн извещений на сумму более 27 трлн рублей;
  • около 5 млн контрактов и договоров на сумму более 29 трлн рублей;
  • 370 тыс. скачиваний мобильного приложения ЕИС.[5]

ВШЭ: средний размер откатов при госзакупках — 22,5%

Средний размер откатов при госзакупках в РФ составляет 22,5%, говорится в исследовании, которое провел Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ на основе анонимного опроса российских компаний. Данные обнародованы 20 декабря 2021 года.

Общий объем взяток в госзакупках оценен в 6,6 трлн рублей. Это сравнимо 35,3% доходной части бюджета, или с 6,2% ВВП. Размер взятки варьируется от 3% до 65% от стоимости контракта. Чаще всего назывались доли в 3%, 5%, 10%, 15% и 20%. 14% опрошенных указали нулевую сумму.

Общий объем взяток в госзакупках в России оценен в 6,6 трлн рублей

При этом 71% компаний заявили, что сталкивались с коррупцией при прохождении конкурсных процедур. Несмотря на всеобщее осуждение коррупции (83% поставщиков), они признались, что связывались с откатами за госконтракт из-за высокой конкуренции на рынке. Как пояснили РБК специалисты, исполнителям приходится идти на нарушение закона и сговор с заказчиками на фоне высокой конкуренции за многие тендеры в госзаказах, а также из-за проблем с различными ограничениями по многим закупкам, которые обойти очень трудно без откатов после получения оплаты за выполнение заказа или предоплаты, согласно контракту.

По мнению экспертов, высокий уровень коррупции при госзакупок также происходит из-за частых неконкурентных закупок со стороны госорганов, где есть только фактически единственный поставщик, а остальные отклоняются по формальным признакам на стадии конкурса.

Итоговая оценка размеров коррупционных выплат делалась на основе «многофакторного анализа ответов респондентов в зависимости от отрасли закупок, региона деятельности, организационно-правовой формы участников закупок» с учетом статистических данных об объемах закупок, говорится в докладе. Как пояснил РБК один из авторов исследования, замдиректора Института государственного и муниципального управления ВШЭ Константин Головщинский, респонденты в общей сложности вспомнили около 2,3 тыс. примеров из практики, в которых назвали средний размер отката (включая ноль). Это и стало выборкой для расчетов.[6]

Мишустин разрешил Росгвардии и ФСО засекретить свои госзакупки

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства, которым разрешил Росгвардии и ФСО засекретить свои госзакупки. Соответствующий документ 2 ноября 2021 года был опубликован на портале правовой информации.

Кроме того, будут скрыты закупки Минобороны, ФСБ и Службы внешней разведки. Распоряжение вступит в силу 1 января 2022 года. До вступления распоряжения в силу ведомства засекречивают только те закупки, которые необходимы для нужд обороны и безопасности.

Михаил Мишустин подписал постановление правительства, которым разрешил Росгвардии и ФСО засекретить свои госзакупки

Росгвардия предлагала засекретить свои госзакупки, обосновывая это тем, что войска национальной гвардии РФ «являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина». В том же году скрыть свои закупки предложила и ФСО из-за «увеличения количества угроз, в том числе террористического характера, в отношении объектов государственной охраны».

Минобороны предлагало засекретить практически всю информацию об оборонной сфере: согласно соответствующему проекту приказа, исключения планируется сделать для сведений о нарушениях прав и свобод человека, чрезвычайных ситуациях и для информации о загрязнении окружающей среды. Весь перечень сведений, которые собираются отнести к служебной тайне, будет составляться министерством самостоятельно. Утверждать перечень будет президент.

ФСО также предлагало засекретить свои госзакупки. Служба объяснила такую необходимость тем, что информацией интересуется иностранная разведка, а также «в связи с увеличением количества угроз, в том числе террористического характера».

В конце октября 2021 года Правительство РФ установило три степени секретности: сведения особой важности, совершенно секретные и секретные.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.10.2021 № 3095-р

Правительство Москвы приняло решение о сокращении сроков оплаты по государственным контрактам

Решение о сокращении сроков оплаты по государственным контрактам принято Постановлением Правительства Москвы №1388-ПП от 7 сентября 2021 года. Отдельные изменения второго «оптимизационного» пакета поправок к закону о контрактной системе (44-ФЗ) реализуются в столице раньше, чем в других регионах страны. Это стало возможным благодаря цифровой платформе управления закупками. Об этом 13 сентября 2021 года сообщил Департамент города Москвы по конкурентной политике со слов заместителя мэра столицы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова.

Второй «оптимизационный» пакет поправок к закону о контрактной системе (44-ФЗ) был одобрен Правительством РФ 1 июля 2021 года. Поправки предусматривают поэтапное сокращение норм по срокам оплаты для российских заказчиков – с 1 января 2022 года и с 1 января 2023 года.

Система закупок Москвы готова к досрочной реализации законодательных изменений. В столице сформирована единая цифровая «экосистема» сервисов для участников госзакупок, которая автоматизирует закупочные процессы, исключает ошибки и человеческий фактор. Все документы регистрируются мгновенно и доступны в режиме онлайн.

«
Согласно Постановлению Правительства Москвы, сокращение сроков оплаты госзакупок будет проходить поэтапно. С 1 октября 2021 года – оплата будет занимать не более 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке для контрактов по закупкам у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Для иных контрактов – не более 15 рабочих дней. С 1 января 2022 года – не более 7 и 10 рабочих дней соответственно. Ранее сроки оплаты составляли 15 рабочих дней для субъектов малого предпринимательства и 30 дней для прочих контрактов. Таким образом, сроки оплаты сокращаются вдвое, – рассказал Владимир Ефимов.
»

Он также отметил, что изменения в шаблонах контрактов в Единой автоматизированной информационной системе торгов города Москвы станут доступны для применения с 20 сентября и 20 декабря 2021 года соответственно.

Сокращение сроков оплаты госзакупок – существенная мера поддержки для более 230 тысяч поставщиков города. Все они смогут в короткие сроки получать средства за поставленные товары и выполненные работы. Кроме того, пополнение бюджета за счет региональных налогов будет происходить быстрее, что приведет к ускорению оборота средств в экономике города.

«
Вместе с электронным исполнением контрактов сокращение сроков оплаты формирует абсолютно прозрачную и максимально оперативную цифровую систему городских закупок, — добавил руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Иван Щербаков.
»

2020

Минфин: Объем госзакупок сократился на 6%

По данным Министерства финансов РФ, объем закупок госкомпаний в 2020 году составил 19,9 трлн рублей, что на 6% меньше показателя годичной давности в 21 трлн рублей. Об этом ведомство сообщило в сентябре 2021 года.

Госкомпании в 2020 году заключили 1,5 млн договоров, больше половины из которых (941 тыс.) пришлось на неконкурентные закупки. Объем последних достиг 13,8 трлн рублей, что соответствует 69-й доле среди всех госзакупок. Соответственно на конкурентные закупки пришлось 561 тыс. договоров (37%) на 6,2 трлн рублей (31%).

Согласно отчету Минфина, почти все «неконкурентные контракты» были заключены по результатам закупок у единственного поставщика - 780 тыс. договоров (52%) на 12,3 трлн рублей (62%). Еще 333 тыс. договоров (22%) на 4,2 трлн рублей (21%) были заключены по результатам закупок, проведенных «прочими» способами.

Минфин: Объем госзакупок по итогам 2020 года сократился на 6%

При этом Минфин подчеркивает, что в большинстве своем «прочие» способы проведения закупок являются конкурентными. В 2020 году, как и по результатам 2019 года, в закупках, осуществленных «прочими» способами определения поставщика в количественном и стоимостном выражении преобладает конкурентная форма их проведения: 57% в количественном выражении, 70% - в стоимостном, сказано в докладе министерства.

Немногим более половины всех договоров (в стоимостном выражении) предусматривали привлечение поставщиков работ, услуг в области строительства (3,4 трлн рублей) и финансов (7,4 трлн рублей)

Также в отчете Минфина отмечается, что в 2020 году было расторгнуто 89 тыс. договоров на общую сумму в 832,9 млрд рублей. В большинстве случаев (83 тыс. договоров на 691 млрд рублей) - по соглашению сторон. При этом часть всех этих договоров была заключена госкомпаниями по результатам закупок, объявленных еще в 2019 году.[7]

Сокращение затрат на проведение госзакупок в России на 10%, до 24,8 млрд рублей

Затраты госзаказчиков на проведение закупок в соответствии с положениями закона «О контрактной системе» (44-ФЗ) по итогам 2020 года достигли 24,8 млрд рублей, сократившись на 10% в сравнении с 2019-м. Об этом свидетельствуют данные национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ), которые были обнародованы в августе 2021 года.

Общие транзакционные издержки в сфере закупок регулируемых государством компаний и других субъектов 223-ФЗ за 2020 год составили 10,4 млрд рублей. В общей сложности госзаказчики провели 2,18 млн конкурентных закупочных процедур (преимущественно, в форме электронного аукциона). При этом транзакционные издержки заказчиков на проведение одного электронного аукциона оцениваются приблизительно в 9 тыс. рублей. Таким образом, в 2020 году госзаказчики потратили на проведение конкурентных закупок около 19,6 млрд рублей.

Затраты на проведение госзакупок в России по итогам 2020 года сократились на 10%

По данным ВШЭ, в сегменте закупок госкомпаний (223-ФЗ) затраты заказчиков на проведение закупок фактически не изменились и составили 10,4 млрд рублей (10,8 млрд рублей в 2019 году). При этом на долю конкурентных закупок пришлось 6,7 млрд рублей, а неконкурентных - 3,7 млрд рублей.

Общий объем госзакупок и закупок госкомпаний в 2020 году сократился до 29,1 трлн рублей с 32,2 трлн рублей в 2019 году. При этом объем госзакупок незначительно увеличился - до 8,9 трлн рублей с 8,4 трлн рублей, а объем закупок госкомпаний сократился до 20,2 трлн рублей с 23,8 трлн рублей.

Исследователи также отмечают, что увеличение объема госзакупок произошло, преимущественно, за счет роста объема контрактов с единственными поставщиками, объемы которых в 2020 году выросли на 579 млрд рублей.

Показатель экономии госзакупок по итогам 2020 года вырос больше, чем объем собственно госзакупок и составил 417,9 млрд рублей, что на 9% превосходит результат 2019-го.[8]

Счетная палата: 74% госзакупок проводится с единственным претендентом

По данным Счетной палаты (СП), в 2020 году более 74% госзакупок в России было проведено с единственным претендентом. В абсолютном выражении это соответствует 6,6 трлн рублей из общего объема госконтрактов, заключенных на основании 44-ФЗ, в 8,9 трлн рублей. Такие данные орган государственного аудита обнародовал в июле 2021 года.

По сравнению с 2017 года доля госзакупок у одного поставщика выросла на 17 процентных пунктов. В СП связали большой объем нерыночных ведомственных закупок с последствием пандемии коронавируса COVID-19, которая была официально признана обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем стали возможны покупки у единственного поставщика при условии, что приобретаемые товары, работы или услуги используются для предупреждения или ликвидации последствий эпидемии.

Как отметили аудиторы, сокращение закупок у одного поставщика есть в списке целей Национального плана развития конкуренции на 2018-2020 годы, но федеральные органы, по сути, проигнорировали требования. В прошлых отчетах ведомство указывало, что большей частью проблема возникает из-за неформальных связей между заказчиком и поставщиком.

В целом объем государственных и корпоративных закупок остался в 2020 году на уровне последних семи лет – 27% ВВП. Оценка влияния закупок на состояние и развитие отдельных отраслей показала, что изменение совокупных объемов закупок по отдельным отраслям и рынкам может существенным образом отражаться на экономическом состоянии субъектов.

Гендиректор электронной торговой площадки «РТС-тендер» Владимир Лишенков отметил, что в росте доли неконкурентных закупок нет ничего хорошего, но ситуация не слишком критична. По его словам, существенный рост закупок у единственного поставщика действительно связан с пандемией: заказчикам нужен был простой и удобный формат закупок.[9][10]

Доля закупок российской продукции в госзакупках выросла до 57% и составила 1,7 трлн рублей

Доля российской продукции в госзакупках в РФ по итогам 2020 года выросла до 57% с 49% в 2019-м. В деньгах произошел рост с 1,4 трлн до 1,7 трлн рублей, сообщил вице-премьер Юрий Борисов в ходе состоявшегося 28 января 2021 года совещания президента России Владимира Путина с членами правительства.

Согласно данным, которые привёл Борисов, общий объем госзакупок в 2019 году составил 8,2 трлн рублей, из которых на долю товаров пришлось 3 трлн рублей, а в 2020 году — 8,9 трлн рублей и 3 трлн рублей соответственно.

Вице-премьер заявил, что благодаря введению закона о квотировании в 2021 году доля российских товаров и услуг в госзакупках увеличится не менее чем на 7%.

Вице-премьер Юрий Борисов: Доля закупок российской продукции в госзакупках выросла до 57%

1 января 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ о квотах на закупки 107 видов отечественных товаров государственными заказчиками вступило в силу 1 января. В список вошли различные виды медтехники и медицинского оборудования, промышленной продукции, продукции легкой промышленности, радиоэлектроники. Для позиций размер квот установлен на уровне от 1% до 95% от годового объема закупок. Постановление утверждает перечень товаров, подпадающих под квотирование, и размер квот на 2021-2023 годы.

В ходе совещания Владимир Путин обратил внимание членов кабмина на ряд моментов, связанных с использованием механизма квотирования в госзакупках и закупках госкомпаний.

«
Квотирование – большие плюсы для наших производителей. Но есть и угрозы – мы должны следить за качеством, за ценой и конкуренцией на внутреннем рынке, – сказал глава государства.
»

По утверждению Борисова, эти вопросы уже решаются. В частности, прорабатываются меры, по которым недобросовестных российских поставщиков, декларирующих и не выполняющих своих обязательств, будут штрафовать и вносить в черные списки, лишать их возможности поддержки на следующих этапах, подчеркнул вице-премьер.[11]

Примечания

  1. 2023 год показал рост государственных закупок с меньшим объемом НМЦ
  2. МВД РФ сообщило о почти двукратном росте числа преступлений в сфере госзакупок
  3. Госзакупки у малого бизнеса в 2022 году выросли на 13%, до 4,3 трлн рублей
  4. Госзакупки "закроют" для поставщиков, отказавшихся исполнять госконтракты из-за санкций
  5. Объем госзакупок на электронных площадках России в 2021 году вырос на 10,3%
  6. Эксперты оценили средний размер откатов при госзакупках
  7. В прошлом году объем госзакупок снизился на 6%
  8. Затраты на проведение госзакупок в 2020 году снизились на 10%
  9. Счетная палата оценила долю неконкурентных госзакупок в пандемию Три четверти закупок проводится с единственным поставщиком
  10. Счетная палата: 74% госзакупок проводится с единственным претендентом
  11. Доля закупок российской продукции в госзакупках в 2020 году составила 57%