2006/05/16 22:44:24

Лот №3 «SSA Global». Продано!

Raise your game (Повышайте ставки!) гласила одна из последних рекламных компаний SSA Global. Клич был услышан – компания Infor приобрела амбициозного разработчика за $1,4 млрд., обеспечив себе 3-е место на мировом рынке ERP-систем. Третья за последние 5 лет смена владельца популярной в России системы Baan очевидно не повысит лояльности ее пользователей.

Вчера компания Infor официально объявила о поглощении крупного разработчика ERP-систем – компании SSA Global. Infor предложила $19,5 за одну акцию торгующейся на NYSE SSA Global, за счет чего сумма сделки составила около $1,4 млрд. Таким образом, затянувшийся процесс консолидации на мировом рынке ERP-систем ознаменовался еще одним выбросом, способным качественно изменить его структуру в обозримом будущем.

SSA шагала по планете

Американская компания SSA Global имела неоднозначную репутацию на рынке ERP-систем. Основанная еще в 1981 году, SSA Global достаточно долгое время не играла сколько-нибудь заметной роли на рынке бизнес-приложений. Вплоть до 2001 года компания, по сути, продавала всего один продукт – BPCS (Business Planning and Control System). Назначенный в 2001 году новый CEO SSA Global Майкл Греноф решил идти другим путем, реализуя стратегию поглощений. В течение последующих 4 лет возглавляемая им компания приобрела свыше 10 компаний-разработчиков корпоративного ПО, потратив на эти цели более $720 млн. Самым серьезным из сделанных приобретений оказалась купленная в 2001 году у Invensys компания Baan, известная одноименной ERP-системой.

Любопытно, что Invensys продала купленную годом ранее Baan за сумму почти в 7 раз меньшую, чем покупала сама. Знаменитая ERP-система пополнила арсенал SSA Global всего за $130,4 млн. Эта сумма была всего лишь гарантированной стоимостью технической поддержки самого знаменитого клиента Baan – авиастроительного гиганта Boeing. Однако, обанкротившийся Baan не сильно будоражил умы ERP-общественности и об SSA Global серьезно заговорили лишь после выхода последней на NYSE. После того, как компания стала публичной, инвесторы стали привлекать к ней внимание. За посление 1,5 года SSA Global провела несколько мощных roadshow, призванных продемонстрировать амбиции и возможности компании.

После очередной покупки – на этот раз крупного производителя CRM-системы Epiphany за $330,2 млн. – SSA Global громогласно заявила о третьей позиции на мировом рынке ERP-систем в 2005 году и своих планах по сведению огромного зоопарка корпоративного ПО в продуктовой линейке компании к единым брендам. Так, ERP-система Baan 6.1 получила название SSA ERP LN, а еще одна линейка продуктов SSA Global стала сводиться к бренду SSA ERP LX.Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. Обзор и рейтинг TAdviser 299.3 т

Амбициозность SSA Global была замечена и в России, где клиентами Baan являются многие крупные промышленные холдинги и предприятия военно-промышленного комплекса, так как «Камаз», «Миг», «Иркут» и другие. О своих интересах на рынке, на котором много лет господствовала отечественный интегратор – ключевой партнер Baan в России – компания «Альфа-интегратор», заявили сразу два крупных игрока отечественного рынка ERP-интеграторов. Это компания GMCS, вошедшая к тому времени в группу компаний «Компьюлинк» и холдинг ЛАНИТ. Первая вскоре объявила о старте проекта по локализации SSA ERP LN, вторая – о старте проекта внедрения SSA ERP LN на одном из отечественных предприятий. Так, SSA Global, к тому времени «шагавшая по планете», «зашагала и по России» в новом качестве. И даже сделала заявление о возможном открытии представительства в нашей стране.

Оборот SSA Global за последние 2 года вырос почти на 140% (динамика и структура оборота SSA Global, 2003-2005 годы, $ млн.)

динамика и структура оборота SSA Global, 2003-2005 годы, $ млн.

Источник: данные компании

Оборот SSA Global за последние 2 года вырос почти на 140% – с $296,6 млн. по итогам 2003 года до 711,8 млн. по итогам 2005 года. Примечательно, что за эти же два года объем поглощений компании превысил $580 млн. Однако феерических темпов роста компании удалось добиться именно по итогам 2004 года и предстоящего IPO. Вскоре после IPO, как уже упоминалось, об SSA заговорили всерьез и давление со стороны ERP-гигантов усилилось. Любопытно, что если по итогам 2004 года рост продаж новых лицензий составил 67,5%, то по итогам 2005 года этот показатель достиг лишь 29,3%.

EMEA постепенно догоняет Северную Америку в структуре оборота SSA Global (региональная структура оборота SSA Global)

региональная структура оборота SSA Global

Источник: данные компании

Надо отдать должное правлению и маркетологам SSA Global. За последние 2 года компания наделала много шума и привлекла к себе внимание. «Raise your game!» – раздавалось везде, где появлялись представители SSA Global. Roadshow и заявленная агрессия сделали свое – на фоне замедления PR-активности «амбициозный третий игрок на рынке ERP» тихо продал 84% своих акций компании Infor, скромно объявив о поглощении пресс-релизом на официальном сайте.

Российский синдром

Для России Baan всегда был больше, чем просто ERP-системой. Как упоминалось выше, на указанной системе работает достаточно большое количество стратегических предприятий страны, в том числе оборонно-промышленно комплекса. Впервые Baan потревожила отечественных клиентов еще в 1998 году, закрыв свое представительство в России. Спустя 2 года компания была продана Invensys’у, что также делала судьбу ERP-системы неопределенной. Прошел всего год, и Baan была вновь продана теперь уже SSA Global. Еще 2 года – и Baan в лице SSA Global досталась Infor. Впрочем, российские игроки считают, что система от частой смены владельца хуже не стала. В частности, как отметила в комментарии Центру TAdviser директор департамента маркетинга и PR компании GMCS Ирина Семенова: «Baan уже несколько раз меняла владельца, при этом продукт постоянно развивается и поддерживается, и клиенты остаются ему верны».

Тем не менее, очевидно что, несмотря на все заявления о непрерывном развитии системы, за эти годы ничего принципиально нового и зарекомендовавшего себя сделано быть не могло. Об этом косвенно говорят и оценки последней версии (6.1) некоторыми экспертами, которые считали ее выход просто очередным маркетинговым ходом со стороны SSA Global. Скорая продажа компании также косвенно может свидетельствовать об отсутствии масштабных инвестиций в развитие системы.

«Альфа-интегратор» достаточно долго была основным партнером Baan в России, однако с активизацией глобальной PR-активности, SSA Global решила расширить список прямых партнеров, коими стали GMCS и ЛАНИТ, приступившие к распространению SSA ERP LN в нашей стране. Теперь SSA Global со всей своей продуктовой линейкой отошла к Infor. Впрочем, российские игроки не сильно опечалены продажей SSA Global, считая, что это пойдет им лишь на пользу. «Мы наблюдаем закономерную тенденцию консолидации ИТ-рынка. Для SSA Global - это грамотное решение, для того чтобы противостоять другим гигантам» – отметила г-жа Семенова, подчеркнув, что «Стратегия GMCS по развитию продукта сохраняется».

Любопытно, впрочем, обратиться и к компании, купившей SSA Global – американской Infor. Продуктовая линейка Infor направлена преимущественна на автоматизацию производственных отраслей промышленности и дистрибьюторских компаний. Примечательно, что разработчик из Атланты работает преимущественно в сегменте средних предприятий и покупка SSA Global – выход на новые масштабы бизнеса. Оборот Infor по итогам 2005 года лишь немного превысил оборот поглощенной компании – около $800. Впрочем, за счет поглощения этот показатель составит около $1,6 млрд. Занимавшая, по данным AMR Research 9-ую строчку в мировом рейтинге ERP-систем с долей 2%, Infor теперь может претендовать на 3-ую строчку с совокупной долей свыше 5%, потеснив Microsoft Business Solutions и Sage Group.

Infor имеет представительства в 50 странах мира. Примечательно, что Россия не входит в это число и Infor достаточно давно работает в нашей стране через двух своих основных партнеров – компании «ЭпикРус» и «Фронтстеп», продвигающих разные продуктовые линейки. «ЭпикРус» специализируется на внедрении MES-системы infor:MES, ERP-решения infor:COM, CRM-системы infor:CRM, а также некоторых других решений Infor. Деятельность компании «Фронстеп» сосредоточена в основном на внедрении ERP-системы SyteLine ERP и создании отраслевых решений на ее основе.

Впрочем, компания Infor также хорошо известна своей агрессивной политикой поглощений – в период с 2002 по 2005 годы компания приобрела 10 разработчиков корпоративных приложений. SSA Global стала 11-ой и самой крупной покупкой компании. За счет этого прямым партнером Infor в России из упомянутых компаний являлась лишь «ЭпикРус», «Фронстеп» же стала ей в результате покупки Infor’ом компании MAPICS.

Boeing как надежда

Опрошенные Центром TAdviser представители этих компаний положительно оценивают поглощение компании SSA Global. «Мы ожидаем, что с выходом на третью позицию в мировом рейтинге Infor Global Solutions увеличит маркетинговую активность, в результате которой составит очень серьезную конкуренцию абсолютно всем ERP-вендорам» – отметил в комментарии Центру TAdviser директор по развитию бизнеса компании «ЭпикРус» Александр Петров. При этом заместитель директора по региональному развитию компании «Фронстеп» Вера Колпакова считает, что по ряду показателей Infor не только войдет в тройку лидеров, но и займет первые места на мировом рынке корпоративного ПО. Как отметила г-жа Колпакова в комментарии Центру TAdviser: «Infor и SSA специализировались в основном на производстве и дистрибуции, соответственно, программные решения объединенной компании будут взаимно дополнять друг друга. Поэтому в результате поглощения SSA Infor выходит не только на 3-е место в мире среди ИТ поставщиков по обороту, но становится неоспоримым лидером среди поставщиков решений для промышленных и дистрибьюторских предприятий избранных вертикалей».

И г-н Петров и г-жа Колпакова сходятся во мнении, что за счет приобретения SSA Global, бренд Infor будет значительно лучше узнаваться в России, а продукция компании тем самым сможет составить достойную конкуренцию решения SAP и Oracle. Очевидно при этом, что старые партнеры Infor в России могут оказаться в привилегированном положении. Причем г-н Петров считает, что бренд Infor в России лучше всего ассоциируется именно с «ЭпикРус»: «Благодаря увеличению маркетинговой активности Infor на российском рынке в выигрыше будут все партнеры, однако в России именно бренд «ЭпикРус» ассоциируется с продуктами Infor» – отметил г-н Петров. Вера Колпакова также считает, что со стороны Infor будут некоторые преференции проверенным партнерам, однако это не только не приведет к росту конкуренции между партнерами, но поможет устранить ее: «Безусловно, преференции будут. Кроме того, Infor теперь, безусловно, сможет все очень логично выстроить по каналам продаж, нишам и ERP-продуктам и это практически должно устранить конкуренцию: SyteLine ERP – для средних промышленных предприятий с дискретным, поточным и смешанным типом производства в наших фокусных вертикалях, SSA ERP LN – для крупных оборонных предприятий и предприятий. Такие продукты, как Infor.com, MAX, постепенно будут интегрированы в перечисленные два. Наша компания, безусловно, получит возможность предлагать лучшие "комплиментарные" решение из набора продуктов объединенной компании», – отметила г-жа Колпакова.

Как бы то ни было, очевидно, что для выстраивания грамотной политики с учетом продуктовой линейки поглощенной компании Infor потребуется время. С учетом отсутствия представительства в нашей стране это время может затянуться. И если клиентам и партнерам Infor первое время точно не придется переживать, то клиентам SSA эта сделка – как минимум очередной повод для беспокойства. Впрочем, российским пользователям Baan здесь можно ориентироваться на «вечный маячок Baan» – компанию Boeing. Последняя, как уже писал TAdviser, в конце марта продлила на 5 лет контракт с тогда еще SSA Global. Пока «маячок Boeing» не погаснет, Baan точно будет жить.

Максим Дугин