2023/11/20 10:52:34

Владимир Тарасенко, «Консист Бизнес Групп»: Мы не создаем второй SAP, мы создаем первое ТУРБО

Сегодня поговорим с Владимиром Тарасенко, коммерческим директором «Консист Бизнес Групп» (компания-разработчик решений ТУРБО) о том, насколько сложно импортозаместить SAP, как «Консист Бизнес Групп» пришла к пониманию и необходимости быть вендором ПО и как развивается линейка ТУРБО сегодня.

Владимир
Тарасенко
Мы не слепо копировали вендорские решения, а много привнесли из нашего консалтингового и внедренческого опыта реальных проектов.

Ваша компания занимается импортозамещением. Как вы относитесь к этому процессу, какие видите трудности?

Владимир Тарасенко: На мой взгляд, одной из главных задач является информированность клиентов о продуктах, способных удовлетворить потребности клиентов, которые много лет использовали зарубежные решения. Создание индустриальных центров компетенции, систематизация отраслевых приоритетов и ландшафтов, запуск особо значимых проектов помогли в структурировании информации и повышении узнаваемости отечественных решений, но это только начало. ИЦК[1] охватывают системно значимые крупные корпорации, при этом спрос на отечественные решения у коммерческого сегмента бизнеса тоже присутствует. Общаясь с его представителями, часто улавливается интонация безальтернативности выбора. При этом очевидно, что выбор есть.

В целом, я считаю, что сложившаяся ситуация на рынке прекрасно мотивирует компании-разработчики двигаться вперед. Безусловно, отечественные программные решения находятся на разных стадиях готовности, но важно то, что на рынке много перспективных продуктов. Какие-то пройдут апробацию у клиентов и заслужат выбор и доверие пользователей, кто-то не выдержит конкуренции, — это нормальный процесс. У нас появилась возможность сделать решения национального масштаба, что может быть еще интересней.

В лидеры этой новой конкурентной гонки выйдут компании, обладающие отказоустойчивой технологией, на базе которой можно создавать масштабируемые, тиражные решения. В том числе и с этим связан растущий спрос на решения ТУРБО. Наши заказчики оценивают не только функционал продуктов, но и технологии, лежащие в их основе. Эти технологии испытаны годами, прошли проверку крупными компаниями, что позволяет нам ответственно заявлять, ТУРБО — быстрые системы для крупного корпоративного бизнеса.

Кстати, про технологии. Как развивались решения ТУРБО? Как вы стали вендором в категории ERP?

Владимир Тарасенко: Это решение пришло еще до волны импортозамещения. Важно отметить, что у компаний, входящих в «Консист Бизнес Групп», более 20 лет опыта внедрения зарубежных информационных систем SAP, Oracle, Microsoft Dynamics. Например, мы первыми в России стали заниматься Hyperion и успешно внедрили десятки масштабных проектов на этом решении.

Понимание, что нужно становиться вендором, пришло достаточно резко. Мы отметили изменение в модели поведения ведущих мировых вендоров, которые пересмотрели свои отношения с партнерами. Все началось с перехода вендорских решений в облака, где сама суть партнерской модели изменилась. Правила игры стали другими, вендоры стали сильнее контролировать партнерские разработки и многое замыкать на себя. Этот тренд нам не показался перспективным, мы поняли, что сами хотим стать вендором, который не ограничивает партнеров, а наоборот, поощряет создание уникальных решений. Но стать вендором с нуля практически невозможно, особенно в категории ERP, где системы разрабатываются десятилетиями. Удача улыбнулась нам в 2017 году, когда мы приобрели компанию Долгопрудненский исследовательский центр, разработчика решений ТУРБО. Нам нужна была технологическая платформа, и мы ее получили. И это уже тогда была высокопроизводительная платформа, а ее архитектурные и технологические особенности, например, сквозной аналитический учет, in memory olap (вычисления в оперативной памяти), low-code* (средства модификации без применения программирования — прим. редакции), намного опередили свое время.

Дальше нужно было функционально доработать решения до уровня западных. Мы поставили себе именно такую цель. Для этого в проекты разработки мы привлекли консультантов с опытом SAP, Oracle, Microsoft и IBM. Этот подход дал положительный результат. Например, мы можем открыть модуль управления производственными активами SAP Plaint Maintenance, сравнить функциональные возможности с ТУРБО ТОРО, и станет ясно, что наше решение не уступает.

При этом мы не слепо копировали вендорские решения, а много привнесли из нашего консалтингового и внедренческого опыта реальных проектов. Такая синергия консалтинга, технологий и клиентского опыта позволила сделать решения ТУРБО действительно уникальными. Поэтому можно смело сказать, что мы не создаем второй SAP, мы создаем первое ТУРБО.

Сейчас в линейке более 10 продуктов во всех ключевых категориях: ERP, EPM, EAM и др. Наши решения включены в Единый реестр российских программ, и мы непрерывно расширяем перечень совместимости нашего ПО с отечественным системным программным и аппаратным обеспечением. Мы самым серьезным образом нацелены на технологическое партнерство со всеми участниками рынка — разработчиками, интеграторами, конечными заказчиками. Мы всех поощряем разрабатывать и регистрировать решения с использованием технологий ТУРБО. В базовых лицензиях включаем максимум функциональных блоков, чтобы клиенты и партнеры не покупали десяток инсталляций. Например, в платформе у нас штатно идет ETL (средства, инструменты интеграции — прим. редакции) для интеграции приложений, а в лицензию решения ТУРБО Бюджетирование уже включены аналитика, бюджетирование и консолидация отчетности. Нами сделан максимально простой и удобный прайс-лист, и мы открыты для общения с сообществом партнеров и клиентов ТУРБО.

Новая линейка решений ТУРБО вышла на рынок в 2019 году. Насколько сложно продвигать бренд на рынок?

Владимир Тарасенко: Это оказался действительно сложный процесс, который де-факто не закончился и будет продолжаться. В прошлом году произошел бум рекламных сообщений, в котором было легко затеряться. В этом году он спал, явно наступила структурированность предложений и ключевых участников. Но это не означает, что надо останавливать маркетинговую машину. Уважающий себя вендор всегда радует партнеров и клиентов новым контентом, мы работаем именно по этому принципу. Коллеги в ТУРБО очень внимательно относятся к выпускаемым материалам. Наша цель — максимально делиться знаниями, именно поэтому мы стараемся проводить много web-мероприятий, активно привлекаем методологов, одно из последних по ТОиР делали совместно с порталом Простоев.НЕТ. Этот межотраслевой информационно-образовательный проект по вопросам организации процессов ТОиР и управления надежностью оборудования уже несколько десятков лет знакомит компании с методиками планирования и проведения ремонтных работ. Конечно, мы стараемся участвовать в крупных ИТ-мероприятиях, в том числе активностях TAdviser.

Спасибо за упоминание нашего портала. Ваша компания с решениями ТУРБО, действительно, регулярно участвует в наших активностях. Вернемся к импортозамещению. На ваш взгляд, реально ли импортозаместить SAP? Или нашим решениям еще нужно дорасти?

Владимир Тарасенко: Сразу за один подход — нереально. Эта система росла десятилетиями и вобрала в себя огромный опыт партнеров и клиентов крупнейших компаний мира, лидеров отраслей. Но постепенный итерационный подход к миграции возможен. Да, такой подход требует усилий всех сторон: вендорского консалтинга, партнеров и самого клиента. Потребуется четкое планирование работ, правильное построение архитектуры, проведения огромного количества функциональных и нагрузочных тестов и т.п. Ведь важно не просто перенести массив данных, важно, как пользователи воспримут новое приложение. Поэтому в решениях ТУРБО мы уделяем огромное внимание пользовательскому опыту и непрерывно модернизируем UX компоненты, которые последовательно внедряем во все наши решения.

Что может сделать процесс миграции менее болезненным?

Владимир Тарасенко: Подготовка к проектам. Использование опыта уже проведенных миграций. Нам в этом сильно повезло, мы имели такой опыт ранее. Наши клиенты мигрировали между решениями различных производителей. Иногда даже переход с версии на версию требовал перевнедрения системы, поэтому технически мы оказались готовы к такой ситуации. В штате «Консист Бизнес Групп» есть специалисты по разным технологиям, у наших партнеров такие специалисты также есть. Когда мы вместе приходим к клиенту, то говорим: «Мы понимаем ваше решение и знаем, как его перенести на новую технологию». У нас всегда есть четкий план, мы идем не с пустыми руками: есть готовые конверторы (технические средства механизмы миграции данных, интерфейсов, справочников и прочего), методология работ, и команда — это наши самые ценные активы вместе с технологией ТУРБО, которая способна работать с большими нагрузками.

Есть ли сейчас технологический разрыв между российскими и зарубежными разработками? Насколько монополия на разработки в некоторых категориях может этот разрыв уменьшить?

Владимир Тарасенко: В материалах по итогам одной уважаемой ИТ-конференции я встретил крайне спорный для себя тезис о том, что ИТ-компаниям надо не конкурировать друг с другом, а всем вместе объединиться, чтобы создать хорошее решение и догнать международных вендоров. Мне эта идея показалась дважды спорной. Во-первых, сама мысль про нарастающее отставание лично мне кажется несостоятельной. Во-вторых, не согласен, что монополия для ИТ-решений — это хорошо.

Да, безусловно, для реализации крупных проектов требуются усилия многих команд. Кто-то хорошо знает производственное планирование, кто-то силен в CRM. Нужно собирать оптимальный набор участников и решений. Но монополия в ИТ — это плохо. Конкуренция создает стимул расти, улучшать качество, учиться самим и учить новые поколения. Простой пример: в 2019 году у нас не было системы ТУРБО Бюджетирование, а сейчас, по моему мнению, это лучший продукт на рынке в этом классе, ничем не уступающий зарубежным. Если бы была монополия на системы EPM, этой системы просто не было бы.

Вернемся к технологическому разрыву. Я категорически не согласен с мнением о том, что мы не скоро повторим решения международных вендоров, а отставание будет нарастать.

Мы мигрировали крупное производственное предприятие за четыре месяца с промышленной зарубежной EAM-системы на нашу систему ТУРБО ТОРО. Клиент не потерял ни в скорости, ни в качестве процессов, а сейчас он совместно с нами и партнером развивает решение.

В рамках таких проектов растут кадры, которые получают ценнейший опыт. После таких проектов вырастет новое поколение ИТ-специалистов, способных создавать уникальные решения. Главное, чтобы был внутренний стержень и желание расти.

Рынок ERP в России претерпевает значительные изменения. Какие ключевые тренды вы, как вендор ПО, можете отметить?

Владимир Тарасенко: Российские решения стали зрелыми. Когда-то мероприятия SoftTool (крупнейшая российская выставка в 2000-х годах — прим. ред.) на заре становления корпоративного ПО представили рынку отечественных и зарубежных игроков. Отечественные продукты заняли нишу среднего и малого бизнеса, но сейчас ситуация поменялась. На отечественных продуктах внедряются масштабные ERP-проекты. И это не только проекты импортозамещения, это новые проекты цифровизации. На мой взгляд, есть всего несколько игроков, имеющих технологию, партнеров и доказанный референсный опыт. ТУРБО ERP входит в пул потенциальных систем для автоматизации крупного корпоративного бизнеса (по оценке Market.CNews, ТУРБО ERP — это №2 на российском рынке). Я уверен, что в ближайшее время в этой категории массово не появятся новые участники, слишком сложен и дорог порог входа в этот бизнес. Но те, кто сейчас есть на рынке, справятся с вызовом.

В завершение, что бы вы пожелали компаниям, которые начинают процесс импортозамещения?

Владимир Тарасенко: Смотреть все альтернативы решения задачи. Есть масса моментов, на которые стоит обращать внимание, и далеко не всегда они на поверхности. У нас был один долгий пресейл, где клиент искал ERP-систему, которая была бы не хуже SAP ERP. Он отсмотрел много решений и выбрал ТУРБО ERP. При этом мы провели с клиентом более 30 встреч по разным аспектам. Как сказал в итоге ИТ-директор: «Мы просмотрели много решений, но заглянув "под капот" ТУРБО, поняли — это Ferrari в категории ERP».

Звучало приятно, но для нас это аванс. Это стимул двигаться вперед, причем, не в такт с рынком, а быстрее. Именно поэтому нашим решениям подходит название ТУРБО.

Примечания

  1. Индустриальные центры компетенции, созданные по поручению М. Мишустина