2023/06/28 10:07:14

Игорь Лейпи, Softline: Термин «импортозамещение» уже не отвечает своему смыслу, поскольку не стало выбора «что замещать»

События прошлого года привели к кардинальным переменам на российском ИТ-рынке. Сейчас перед всеми заказчиками уже не стоит вопрос — проводить импортозамещение или нет. Альтернатив просто нет. Об этом в интервью TAdviser рассказал директор управления по работе с государственными организациями Softline Игорь Лейпи.

Игорь
Лейпи
Сравнивая ситуации на рынке весной 2023 и весной 2022 года, можно сказать, что поменялось очень многое

Как изменилось поведение представителей госсектора на ИТ-рынке за прошедший год? Насколько сильно сместились акценты заказчиков?

Игорь Лейпи: Сравнивая ситуации на рынке весной 2023 и весной 2022 года, можно сказать, что поменялось очень многое. Общаясь с коллегами, работающими с коммерческими компаниями, я сделал вывод, что в первое время многие заказчики были подвержены паническим настроениям. Опасаясь, что скоро на рынке ничего не будет, многие принимали импульсные решения — «надо приобрести хоть что-нибудь». Госсектору такое поведение не характерно, поскольку там процесс госзакупок проходит значительно дольше. Однако, формирование начальной максимальной цены контракта (НМЦК) во многих случаях было довольно своеобразным. Это было связано с лихорадочными колебаниями курсов валют. Понимая, что конкурс будет проводиться осенью, весной 2022 года никто не мог предсказать, сколько к тому времени будет стоить доллар. Можно вспомнить, что в марте прошлого года курс американской валюты достигал 120 рублей, и были опасения, что он «улетит» к 150 и даже к 200 рублям. Как следствие, в проводившихся осенью конкурсах, когда курс доллара стабилизировался в районе 60 рублей, часто наблюдалось существенное падение стоимости контрактов по сравнению с ранее заложенной НМЦК.

В первые месяцы весны 2022 года многие заказчики постарались «закапсулироваться», то есть максимально закрыть от внешнего воздействия наиболее критичные части инфраструктуры. Логика была следующей: пока работает — не будем трогать. Однако, так как большинство компаний имели выделенные линии поддержки от зарубежных вендоров, то после их ухода с российского рынка обеспечение сервиса подвисло. Вполне логично, что через некоторое время освободившуюся нишу вендорской поддержки стали занимать российские компании. На мой взгляд, предоставление отечественными компаниями поддержки зарубежных систем — это одна из самых горячих тем 2023 года. У нас оборот сервисного бизнеса вырос больше чем в два раза.

Еще стоит отметить, что в прошедшем году было довольно много закупок «простого железа»: компьютеры, ноутбуки, моноблоки — все то, что позволяет оборудовать автоматизированные рабочие места. Заказчики убедились, что на рынке есть немало отечественных производителей аппаратного обеспечения, способных предложить конкурентоспособные решения и удовлетворить различные потребности. Например, входящий в ГК Softline производитель компьютерной техники «Инферит» (Inferit) за прошлый год смог нарастить объем бизнеса в разы благодаря поставкам востребованных продуктов. Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. Обзор и рейтинг TAdviser 298.7 т

Что касается направления программного обеспечения, то здесь ситуация, на мой взгляд, неоднозначная. С одной стороны, тема импортозамещения ПО актуальна уже не первый год, многие крупные госзаказчики и раньше рассматривали варианты замены зарубежных решений, но до последнего времени присутствовала некая настороженность. Что вполне объяснимо: в организациях были внедрены стабильно работающие много лет и хорошо известные всем западные решения, сотрудники знали и умели на них работать – менять их на что-то другое было психологически сложно. Кроме того, далеко не все отечественные продукты, входящие в реестр отечественного ПО, отвечают ожиданиям пользователей.

Еще одно наблюдение последнего времени: практически все уже поняли, что сохранить «статус кво» не получится, сложившаяся ситуация всерьез и надолго, надо приспосабливаться к новой реальности. И как ни странно, выяснилось, что в этой реальности можно неплохо работать и развиваться. Уход международных гигантов-разработчиков информационных систем вызвал резкий спрос на услуги заказной разработки. Очевидно, что пока не предвидится появления аналогичного типового программного обеспечения, необходимо разрабатывать собственные костомизированные решения.

Существенно вырос спрос на решения в области информационной безопасности. Представители различных министерств и ведомств отмечают, что им приходится противостоять кратно выросшему количеству кибератак. В связи с этим, стали более востребованными услуги аудита СИБ, аттестации систем и еще целый ряд других ИБ-услуг. Не секрет, что многие госзаказчики стремятся построить собственные центры мониторинга и реагирования на инциденты (SOC). Однако, зачастую испытывают дефицит квалифицированных специалистов, способных качественно проводить расследования. Как вы знаете, в ГК Softline есть собственный SOC (Infosecurity), который предлагает свои услуги нашим заказчикам. Так, в прошедшем году мы запустили еще одну специальную услугу — расследование инцидентов. Мы создаем закрытый канал между нашим SOC и SOC заказчика, по которому передаются только данные об инциденте, а наши эксперты с многолетним опытом в сфере кибербезопасности оперативно подключаются к расследованию и дают необходимые рекомендации. И мы видим, что эта услуга широко востребована на рынке.

Можно ли сказать, что доля госсектора в общем "пироге" ИТ-заказов за прошлый год выросла или этот сегмент стал осторожнее в формировании затрат на цифровизацию?

Игорь Лейпи: Госсектор выступает ключевым заказчиком ИТ во всех странах. В России практически у всех интеграторов и вендоров работа с госструктурами всегда была важным фокусом. Мне сложно сказать, насколько в целом изменилась доля госзаказа в общем «пироге», но по итогам работы управления, которое я возглавляю, могу сказать, что объем нашего бизнеса за прошлый год вырос в два раза. Спрос на решения и услуги был большой, и нам удавалось своевременно обеспечивать запросы наших заказчиков.

Отвечая на вопрос о том, стал ли госсектор осторожнее в затратах на цифровизацию, могу сказать, что нет. У нас в государстве сложилась действительно очень благоприятная для ИТ ситуация, потому что все Руководство страны понимает важную роль информатизации в госуправлении и жизни граждан. Например, Премьер-министр Михаил Мишустин, получивший ИТ-образование и сам айтишник в прошлом, четко транслирует позицию Правительства: развитие российского рынка информационных технологий — необходимое условие для получения конкурентных преимуществ России в мире. Многие решения и действия, которые сейчас предпринимаются Правительством и Минцифрой, значительно стимулируют развитие российского ИТ-рынка. В частности, отмечу позицию Премьера по сглаживанию сезонного фактора в госзакупках, чтобы конкурсные процедуры проводились по мере потребностей, максимально оперативно, а не в конце года, как было много лет.

Можно сказать, что государство остается не только главным потребителем ИТ, но и является самым требовательным заказчиком технологий, поэтому работа с госсектором особенно ответственная.

Какие услуги выстрелили у заказчиков, а какие стали менее востребованными?

Игорь Лейпи: Во-первых, как это ни парадоксально прозвучит, но среди услуг Softline заметнее всего выстрелили сервисы, связанные с программным обеспечением Microsoft. Дело в том, что большинство информационных систем у заказчиков были созданы именно на базе продуктов этой компании. Естественно, перевод этих систем на отечественный софт требует значительных работ: аудит, консалтинг, миграция и одновременная поддержка работоспособности систем. Поскольку Softline обладает одной из лучших в России экспертиз по продуктам Microsoft, заказчики охотно приглашают нас. Сейчас мы выполняем большой пул проектов по миграции информационных систем на российское ПО. Уверен, и в этом году нам предстоит немало работы.

Во-вторых, как я уже говорил, значительно вырос спрос на услуги заказной разработки. Наша компания в 2022 году начала ряд крупных проектов по созданию информационных систем для госструктур.

Особо хочу отметить, что Softline серьезно расширила свой продуктовый портфель в прошлом году. Появились новые собственные продукты — СЭД, электронный архив, операционная платформа, HR-система, платформа роботизации процессов и многие другие. Мы стали предлагать сервисы по миграции корпоративных СЭД с EMC Documentum и других западных платформ на отечественные решения. Появились услуги вокруг .

В-третьих, существенно выросло направление кибербезопасности, о чем я также уже упомянул. От заказчиков поступают самые разные запросы по усилению защиты своих систем: от проведения аудита до внедрения современных программных средств. Надо отметить, что по многим направлениям российские разработки в области обеспечения информационной безопасности никогда не уступали западным, а некоторые и превосходили, а в последнее время стало еще больше интересных отечественных решений.

Как вы оцениваете ход импортозамещения ИТ в госсекторе? Что вселяет оптимизм, а что вызывает тревогу?

Игорь Лейпи: Возможно, выскажу неполиткорректную мысль. Если до 2022 года об импортозамещении больше говорили, но мало делали, то сейчас стали наконец делать. Есть ощущение, что в прошлые годы к импортозамещению относились как к чему-то навязанному сверху. И чиновники искренне недоумевали: мол, если внедрены хорошие и стабильно работающие продукты, то зачем нас заставляют их менять? Зачем нам готовить график перехода на отечественное ПО? Зачем вводятся дополнительные метрики, которым необходимо соответствовать? Конечно, это не был саботаж, но долгое время инициативы государства не вызывали энтузиазма в органах власти и в госкомпаниях. К 2023 году ситуация кардинально поменялась и всем стало понятно, что у нас уже нет выбора — «импортозамещаться или нет». Исчезла даже возможность обосновывать закупки западного ПО тем, что у него нет российских аналогов. Это западное ПО просто ушло с российского рынка, его больше нет. И сегодня термин «импортозамещение», на мой взгляд, уже не отвечает своему смыслу, поскольку не стало выбора — «что замещать». Просто теперь необходимо внедрять российские решения, и всё.

Конечно, цитадели зарубежного оборудования еще сохраняются, например, в ЦОДах, операторы которых пока не решаются менять высокопроизводительное ПО, системы хранения, коммутацию и другое. Но и в этих сегментах скоро появятся достойные российские решения. Так что, я уверен: все в нашей стране будет хорошо, но для этого, конечно, придется много работать.

Что изменилось на рынке ИТ-кадров? Испытываете ли вы трудности с подбором необходимых специалистов?

Игорь Лейпи: Могу сказать, что я, как руководитель управления по работе с государственными организациями, на этот год поставил довольно амбициозные планы по набору кадров. Считаю, что штат нашего подразделения в 2023 году вырастет как минимум на 30%. Я сам еженедельно провожу как минимум 3-4 собеседования с кандидатами уровня директора по работе с клиентом и поэтому глубоко погружен в текущую ситуацию кадрового рынка ИТ. Хочу поделиться достаточно интересными наблюдениями. Во-первых, очень сложно найти специалиста, имеющего необходимые квалификацию и опыт, способного быстро вникнуть в работу и готового работать за адекватные деньги. Во-вторых, сейчас на рынке огромное количество кандидатов, которых можно отнести к условной категории «бывшие начальники». Это выходцы из зарубежных вендоров, ушедших с российского ИТ-рынка, а также люди, оказавшиеся без работы после закрытия отечественных компаний, не выдержавших конкуренции. Должностной уровень таких кандидатов самый разный — от начальников отделов до генеральных директоров компаний. В силу того, что эти люди имеют значительный опыт руководящей работы, они, как правило, являются достаточно «дорогими». К тому же, квалификация многих избыточна для тех вакансий, которые им могут предложить российские ИТ-компании. Такого количества позиций руководителей на рынке ИТ-кадров уже нет. Как следствие, возникает процесс, когда позиции верхов и низов начинают сближаться. У меня в коллективе в этом году есть примеры, когда люди устроились на работу с формальным понижением в должности на две-три ступени. Конечно, я говорю о продающих позициях, не о разработчиках и ИТ-архитекторах. Там ситуация иная.

Расскажите, как изменилась работа управления, которое вы возглавляете. На что вы делаете ставку в 2023 году?

Игорь Лейпи: В 2022 году основной объем нашего бизнеса пришелся на поставку оборудования и ПО. Но в 2023 году фокус меняется. Так, дополнительный импульс к укреплению отношений с заказчиками дает появление собственных решений Softline, о которых я упомянул. Например, система роботизированной автоматизации процессов (RPA) ROBIN, разработчик которой совсем недавно вошел в ГК Softline, уже сейчас фантастически востребована у заказчиков. Пожалуй, самое важное в подобных решениях — это то, что они позволяют реализовать концепцию «маленьких побед», когда быстро автоматизируется определенный процесс и эффект от этого виден сразу всем. Так, одним из главных преимуществ нашей RPA-платформы является No-Code-подход: купив решение, заказчик может сам дальше настраивать под свои задачи нужные процессы. И что особо примечательно, что подобное недорогое решение позволяет закрыть сразу несколько KPI госзаказчика — внедрение российского ПО, использование разработки с применением искусственного интеллекта и собственно роботизация.

В портфеле ГК Softline появились разработки собственных программных продуктов. Уже сейчас предлагается операционная система общего назначения на основе ядра Linux, доступная в двух вариантах — серверная и клиентская версии, которая называется «Инферит МСВСфера». Решение уже включено в реестр отечественного ПО.

Также есть ECM-платформа (SL.ECM. Инфооборот), которая автоматизирует документооборот и помогает управлять цифровыми документами. На ее основе можно развернуть электронный архив с удобным поиском информации. И все эти продукты соответствуют современным требованиям российского ИТ-рынка.

Наконец, хотелось бы напомнить, что с повестки дня не сняты задачи цифровой трансформации. Можно долго рассуждать о том, чем трансформация отличается от автоматизации, но если принять простое определение, согласно которому, цифровая трансформация – это набор действий, которые с помощью информационных технологий позволяют трансформировать процессы заказчиков, сделать их проще, удобнее, эффективнее, то становится очевидно, что это направление будет еще больше востребовано в скором времени.

Таким образом, я с большим энтузиазмом смотрю в ближайшее будущее. Работать стало намного интереснее, и у меня нет сомнений, что наше направление продолжит расти в 2023 году.

Подробнее о решениях Softline для госсектора >>>