Кама Атом (электромобиль)

Продукт
Разработчики: Кама (АО)
Дата премьеры системы: 2022/11/09
Отрасли: Транспорт

Содержание

Основная статья: Электромобили

Проект российской компании «Кама» по созданию электромобиля. «Атом» заявлен, как цифровой электромобиль с расширенными ИТ-возможностями для пользователя, автомобиль с новым ментальным устройством, компактный, простой, удобный, технологичный[1].

2024: Использование проекционного дисплея с дополненной реальностью

Российский электромобиль «Атом» получил проекционный дисплей с дополненной реальностью (AR HUD). Об этом стало известно в середине апреля 2024 года.

К этой дате была выпущена первая версия конструктора приложений Builder для проекционного AR-дисплея, который будет устанавливаться на электрокар «Атом». Приложения будут запускаться на собственном движке AR Engine, который, по словам разработчиков, обеспечивает взаимодействие проекционного дисплея и медиасистемы, позволяя формировать требуемые составляющие изображения. На дисплей планируется выводить как текущие данные о состоянии электрокара (например, скорость), так и различные подсказки и интерфейсы приложений.

Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. Обзор и рейтинг TAdviser 298.8 т

Утверждается, что проекция воспринимается водителем так, будто она находится от него на расстоянии 12 метров. Такая дистанция была выбрана потому, что при переключении внимания с дороги на AR HUD фокусировка зрения не меняется. У других распространённых на рынке проекционных дисплеев этот показатель в основном варьируется от 1 до 5 метров. Каждый AR HUD будет тестироваться и калиброваться на заводе при помощи машинного зрения. При этом водитель сможет настраивать высоту и наклон проекции.

Электромобиль «Атом»

Также сообщается, что «Атом» получит мультифункциональный руль со встроенным дисплеем, а помимо привычных функций руль будет иметь управление функциями, которые обычно завязаны на кнопки и рычаги, расположенные в разных местах салона. На руле «Атома» они будут реализованы не в виде физических контролов и рычагов, а как элементы интерфейса в сенсорном дисплее тачскрина. Помимо сенсорного дисплея для управления экраном будут предусмотрены физические джойстики на руле.

Начало продаж электромобиля «Атом» намечено на 2025 год.[2]

2023

Привлечение 24 млрд рублей инвестиций

В 2021-2023 гг. разработчик электромобиля «Атом» привлек для этого проекта 24 млрд рублей инвестиций и собрал 105 тыс. предварительных заказов на поставку этой машины. Такие данные директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «Кама» Анатолий Кияшко привел в конце января 2024 года на сессии Агентства стратегических инициатив (АСИ) и государственной корпорации «ВЭБ.РФ» в Татарстане.

Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на презентацию Кияшко, большая часть указанных вложений - 14 млрд рублей - пришлась на деньги частных инвесторов. Еще 10 млрд рублей - это заем Фонда развития промышленности (ФРП).

Электромобиль «Атом»

По словам Анатолия Кияшко, АО «Кама» рассчитывает в 2024 году привлечь из различных источников около 31 млрд рублей. Финансирование необходимо в том числе для завершения разработки операционной системы «Атом ОС», которая может применяться в будущем и другими отечественными производителями электромобилей, уточнил директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «Кама».

Присутствовавший на сессии АСИ руководитель РФРИТ Александр Павлов отметил, что проект «Атом» отвечает архитектуре особо значимых проектов.

«
Проект «Атом» был представлен председателю правительства Михаилу Мишустину на ЦИПР, и мы проект также смотрели с экспертами в части потребности разработки и доработки софтверных решений. Мы на такие особо значимые проекты можем предоставлять грантовое финансирование до 6 млрд рублей. Поэтому рассчитываем, что сейчас во «второй волне» отбора проект тоже будет представлен, - сказал Александр Павлов.
»

Анатолий Кияшко говорит, что что порядка 70% предзаказов на приобретение электромобиля «Кама» приходится на бизнес-сегмент. По его словам, к концу января 2024 года компания ведет переговоры со всеми крупными игроками рынка каршеринга и такси.[3]

Соглашение о производстве на заводе «Москвич»

Производитель российских электромобилей АТОМ, предпродажи которых стартовали в конце июля 2023 года, и завод «Москвич» подписали меморандум на оказание услуг по производству электромобилей на территории завода. Согласно документу, АТОМ будет использовать услуги контрактной сборки, включающие конвейерную сварку, покраску и сборку электромобилей, а также другие сопутствующие услуги. Об этом компания Кама сообщила 23 августа 2023 года. Подробнее здесь.

Глава «КамАЗа» и Рубен Варданян вложили в разработку российского электромобиля «Атом» по $1 млн

Глава «КамАЗа» и предприниматель Рубен Варданян вложили в разработку российского электромобиля «Атом» по $1 млн. Об этом первый из них рассказал в середине июня 2023 года.

«
На старте порядка миллиона долларов каждый из нас вложил. Я не скрываю, я акционер «КамАЗа», и два года я принимал решение, семья соглашалась с этим, что я не получал дивиденды с «КамАЗа», а вкладывал их. Я кеш, который должен был получить сам лично, перекачивал в «уставник» «Атома». И на этом проект стартовал, — сообщил генеральный директор «КамАЗа».
»

Глава «КамАЗа» и Рубен Варданян вложили в разработку российского электромобиля «Атом» по $1 млн

Он отметил, что к середине июня 2023 года компания «Варданян, Бройтман и партнеры» активно участвует во всех мероприятиях проекта, но больше денег в него не вносит.

До конца 2023 года «Кама» намерена провести испытания батареи, созданной совместно с «Росатомом», а также других агрегатов — подвески, рулевой системы, шасси. Сборка первого электромобиля намечена на конец 2024 года, а к середине 2025 года компания намерена перейти к серийному выпуску и массовым продажам. 1 июня Когогин говорил, что электромобили «Атом», скорее всего, будут собирать на заводе «Москвич», где «КамАЗ». выступает технологическим партнером после ухода Renault.

Гендиректор компании «Кама» Игорь Поваразднюк в мае 2023 года говорил, чтоблагодаря высокому уровню цифровизации будут не только средством передвижения, но и своего рода современным гаджетом, российские электромобили «Атом». Операторы каршеринга, такси и доставки - вторая группа потенциальных покупателей «Атома».

По словам Поваразднюка, в России эти сервисы обладают очень высоким уровнем цифровизации по сравнению с западными аналогами, их требования давно переросли те, что могут предоставить классические автомобили.

«
Мы пытаемся для этих бизнесов предоставить некий инструмент в виде нашего электромобиля, который позволит им раскрыть в том числе и свой накопленный потенциал для своего цифрового продукта, получить цифровой автомобиль, - добавил он в мае 2023 года.[4]
»

Кредитная линия 10 млрд рублей от Новикомбанка

Новикомбанк и «Кама» заключили соглашение об организации финансирования индустриализации электромобиля «Атом». Об этом пресс-служба опорного банка «Ростеха» сообщила 10 мая 2023 года.

По условиям соглашения, Новикомбанк примет участие в организации финансирования для «Камы» на общую сумму в размере 10 млрд рублей. Средства будут направлены на развитие проекта по разработке и созданию производства электромобилей.

Заместитель Председателя Правления Новикомбанка Алексей Кузнецов и генеральный директор автомобильной компании «КАМА» Игорь Поваразднюк
«
За 1,5 года мы преодолели путь из мечты нескольких основателей до большого технологического проекта. Мы не стоим на месте и активно приближаемся к индустриализации проекта. Подписание соглашения с таким надежным промышленным финансовым партнером, как Новикомбанк, имеющим экспертизу и опыт в поддержке высокотехнологичных проектов, стало очередным важным шагом на пути к индустриализации электромобилей «Атом, - заявил генеральный директор АО «Кама» Игорь Поваразднюк.
»

Начало серийного производства «Атома» запланировано на 2025 год. Команда проекта к 19 мая 2023 года приступила к подготовке производственной площадки и изготовлению оснастки для серийной сборки электромобиля. Предполагается, что эта модель станет первым электрокаром, полностью созданным в России и укомплектованным высокотехнологичным программным обеспечением.

Как отметил заместитель председателя правления Новикомбанка Алексей Кузнецов, производство умного отечественного электромобиля — очень перспективное направление и отвечает всем актуальным трендам, поскольку это, прежде всего, курс на импортозамещение и создание конкурентной отечественной продукции.

«
Поэтому мы намерены принять участие в организации финансирования производства электромобиля на российской автомобильной платформе, с отечественным программным обеспечением, которое станет не просто средством передвижения, а своего рода умным девайсом, благодаря высокому уровню цифровизации, - добавил он.[5]
»

Презентация готовой версии

11 мая 2023 года представлен готовый вариант полностью российского электромобиля «Атом». Он позиционируется как автомобиль массового сегмента. Ожидается, что машина будет продаваться и за рубежом, в том числе на рынках Китая и Юго-Восточной Азии.

Автомобиль «Атом», по словам разработчиков, ориентирован прежде всего на молодое поколение водителей, «которые являются активными участниками новой городской мобильности». Электрокар представляет собой небольшой хетчбэк, в котором, по словам создателей, «считывается формат SUV». Длина прототипа составляет 3995 мм, ширина — 1780 мм, а высота — 1615 мм. Объем багажного отделения равен скромным 300–350 л.

Электромобиль «Атом»

Разработкой аккумуляторной батареи, обеспечивающей запас хода в 500 км, занималась отечественная компания «Рэнера». Она же будет производить ее на собственном предприятии в 2025 году. Батарея будет российской не только по месту разработки и производства, но и по устойчивости к холодному климату благодаря продвинутой системе термостатирования.

Также электрокар оборудован проекционным дисплеем и мультимедийной системой, которая помимо управления различными функциями автомобиля позволяет использовать мессенджеры, продвинутую навигацию и играть в игры на экране сенсорного дисплея. Последняя опция наверняка из-за соображений безопасности будет доступна только во время стоянки.

По сообщению «Коммерсанта», к середине мая 2023 года в АО «Кама» еще не определили стартовую производственную площадку автомобиля. Для этой цели рассматривается в том числе и бывший завод Ford в Набережных Челнах. Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что обсуждать сборку в других странах к середине мая 2023 года рано, тем более в условиях такого высококонкурентного рынка, как Китай. При этом он отмечает экономическую эффективность от унификации кузова автомобиля для разных версий.

Серийная сборка российского электромобиля «Атом» стартует в середине 2025 года — тогда же он поступит в массовую продажу.

Китайцы испытают образцы аккумулятора для российского электромобиля «Атом». Опубликованы спецификации прототипов машины

Как выяснил TAdviser, до конца мая 2023 года планируется провести работы по интеграции и испытанию образцов тяговой аккумуляторной батареи в составе функциональных прототипов электромобиля «Атом», включая систему термостатирования и систему управления аккумуляторной батареей.

В опубликованной в открытом доступе документации к закупке этих работ указано, что контракт в интересах «Камы» заключается с базирующейся в китайском городе Нанкин компанией ATOM Automotive Engineering and Technology Co., Ltd.

Заказчиком работ по контракту при этом выступает не сама «Кама», а её партнёр, специализирующийся на системах накопления электроэнергии, с которым она в конце 2022 года заключила договор.

Стоимость работ составляет около 7,87 млн юаней, т.е. около 88 млн рублей по текущему курсу валют.

Как следует из опубликованного технического задания, цели и задачи работы следующие:

  • Разработать требования на аккумуляторную батарею в соответствии с требованиями автомобиля;
  • Разработать требования к BMS (системе управления батареями) в соответствии с требованиями транспортного средства и требованиями VCU (блок управления транспортным средством – электронного блока управления уровня силовой передачи для всех высоковольтных систем);
  • Моделирование конструкции аккумуляторной батареи в соответствии с требованиями безопасности автомобиля и температурным режимом;
  • Провести проектирование и моделирование управления температурным режимом в соответствии с характеристиками батареи и рабочими условиями тягового электропривода;
  • Спроектировать высоковольтные и низковольтные цепи в соответствии с требованиями автомобиля;
  • Разработка стратегии BMS в соответствии с требованиями транспортного средства и требованиями VCU;
  • Разработать таблицу пороговых значений контролируемых параметров в соответствии с требованиями автомобиля и производительностью аккумуляторной батареи;
  • Составить требования к приёмке аккумуляторной батареи в соответствии с проектными требованиями;
  • Разработать систему термостатирования.

«
Как было заявлено ранее, мы создаем электромобиль «Атом» с нуля и уделяем большое внимание созданию и развитию технологий Thermal Management в электромобиле «Атом». Данные разработки и подразумевают проведение работ по интеграции и испытанию образцов тяговой аккумуляторной батареи в составе функциональных прототипов электромобиля «Атом», включая систему термостатирования, систему управления аккумуляторной батареей, - заявили TAdviser в проекте «Атом».
»

ATOM Automotive Engineering and Technology, которая займётся работами, ранее не фигурировала в публикациях. В «Атоме» пояснили TAdviser, что ATOM Automotive Engineering and Technology является компанией, в которой базируется китайский офис и штат сотрудников их бренда за рубежом.

«
Компания «Атом» выросла из международной команды профессионалов стартапа с рядом офисов в городах России и других стран. В рамках регламента деятельности компании на международном рынке мы создаем юридические лица компании для осуществления их деятельности за рубежом, - заявили TAdviser в «Атоме».
»

В феврале 2023 года в компании говорили, что в проекте «Атом» собрались профессионалы мирового уровня из разных индустрий и стран. Пару главе стартапа Игорю Поваразднюку составляет опытный директор по разработке автомобиля Харальд Грюбель из Германии, ранее работавший с Mercedes, Volkswagen и «АвтоВАЗом». ИТ-составляющая находится под руководством Дмитрия Агеева, который взращивал Avito и Gett в России, а также был глобальным директором по цифровым инновациям в Yum!Brands.

А технологическая работа в Китае, в частности, ведётся под руководством Алекса Хамада, ранее сотрудничавшего с Tesla. За создание устойчивой к морозам электробатареи и электропривода отвечает Ларри Ванг, до того возглавлявший разработку в Byton и китайском Ford.

Всего созданием электромобиля занимаются почти 400 инженеров и разработчиков, это четыре активно растущих R&D-центра в России и Китае[6].

Город Нанкин, где располагается офис проекта, известен, как промышленный хаб в области электромобилей. Там находятся различные производства в этой сфере, включая производство литиево-ионных аккумуляторов для электромобилей.

В «Атоме» говорят, что обо всех подробностях производства и технических характеристиках электрокара планируют сообщить позднее в рамках презентации функциональных прототипов «Атома». Ранее гендиректор бренда Игорь Поваразднюк сообщал, что первый прототип российского электрокара «Атом» появится в апреле-мае 2023 года, и в рамках презентации планируется серия публичных показов и закрытых мероприятий для акционеров и инвесторов[7].

Впрочем, спецификация на автомобиль приведена в техническом задании вместе с остальной опубликованной в открытом доступе документацией к работам по интеграции и испытанию образцов тяговой аккумуляторной батареи в составе функциональных прототипов «Атома». См. ниже.

2022

Подробности о технологических решениях для электромобиля

Компания Кама 21 декабря 2022 года поделилась подробностями о технологических решениях для электромобиля Атом. Ключевым становится применение игровой разработки, а также использование открытой архитектуры, для вовлечения в создание электромобилей, тысяч внешних разработчиков.

Ранее команда заявляла, что разрабатывает электромобиль-гаджет, который станет основой технологичного образа жизни. Компания приоткрыла архитектуру создаваемых решений, включая применение GameDev в создании электромобиля, а также раскрыла нескольких своих технологических партнеров.

«
Электромобили смогут интегрировать в себя компьютерные технологии так же, как телефон в свое время превратился в смартфон. А игровые движки будут одним из основных элементов для создания возможности первой массовой внешней разработки функций для электромобиля. Фактически Кама создас маркетплейс HMI электромобилей, позволив тысячам разработчиков безопасно создавать функции, связанные с комфортом, UX, UI, безопасностью, развлечениями, бизнесом — сказал Дмитрий Агеев, директор по ИТ-продуктам бренда АТОМ.
»

Команда проекта уверена, что электрокару необходимо занять не только нишу автомобильной промышленности — необходимы решения, которые смогут создать платформу и аккумулировать вокруг физического автомобиля десятки новых технологических патентов. Будущим для электромобилей становится развитие ИТ-разработки платформенных решений, позволяющее перенести в будущий электрокар АТОМ ценность привычных для человечества гаджетов - смартфонов.

«
Я занимался разработкой игр больше 20 лет, работал в таких компаниях, как Blizzard, Wargaming, Game Garden. Принимал участие в разработке интересных игровых проектов – от «Farm Dale» до «World of Warcraft». Но разрабатывать машину интереснее, чем игры. Тем более машину, в которой можно активно применять технологии игровой разработки. Речь идет о создании для человека яркого опыта вождения с совершенно новым уровнем безопасности, а также использование элементов дополненной реальности — поделился Альберт Хакимов, руководитель разработки графического движка АТОМ.
»

В подтверждение заявленных тезисов 15 декабря бренд АТОМ запустил собственный игровой город в метавселенной Minecraft– Атомвиль. Цель - объединить творческих и созидательных представителей молодого поколения вокруг идеи создания электромобилей. Приз за лучшую работу — будущий первый серийный электромобиль АТОМ, который победитель сможет забрать с конвейера уже в 2025 году. Такую дату старта продаж ранее заявлял Харальд Грюбель, возглавивший автомобильную часть разработки АТОМ.

Россия годами накапливала потенциал в ИТ-отрасли, что позволяет теперь применить все собранные мощности в разработке электромобиля АТОМ. Команде удалось привлечь ключевых специалистов ИТ-отрасли. К разработкам уже присоединились специалисты с опытом работы в Volkswagen, Mercedes, Tesla, Arrival, Yandex, Avito, Sber, Gett и многих других проектах.

Стало известно, что кроме внутренней команды АТОМ над продуктом трудятся red_mad_robot и Evrone – сильные игроки в российской ИТ индустрии. Команды подтвердили участие в проекте, а также высокую увлеченность сформированной АТОМ идеей.

«
Гейминг, метавселенные, NFT, развитость соц. сетей - все это больше, чем развлечение. Кама вовлекает весь потенциал мировых разработчиков в создание удобного цифрового городского электромобиля. Для этого нам нужны разработчики практически из всех отраслей, ведь перед нами цель - фактически новый тип "смартфона", который сочетает в себе и абсолютно серьезную индустрию кибербезопасности, и, на первый взгляд, развлекательную AR/VR/Gaming индустрию. На декабрь 2022 года нас уже 300 - от 14-летнего GameDev разработчика до опытнейших авто-инженеров во главе с Харальдом Грюбелем. Все мы 24/7 создаем наш любимый Атом — отметил Игорь Поваразднюк, генеральный директор бренда АТОМ.
»

В ноябре 2022 года АО «КАМА» представила название, логотип и тизерное изображение российского электрокара ATOM. Презентация дизайна и технических характеристик запланирована на 2023 год, старт продаж намечен на 2025 г. Первая партия будет внедрена в транспортную систему столицы: ATOM появится в службах такси, каршеринга и доставки.

Названы сроки начала продаж электромобиля

23 ноября 2022 года стал известны сроки начала продаж электромобиля «Атом». По словам исполнительного директора АО «Кама» Харальда Грюбеля, функциональный прототип машины будет показан в 2023 году, а приобрести новинку можно будет в 2025-м.

Грюбель говорит, что важной задачей компании стало «изменение формата отношений между человеком и электромобилем», также при разработке машин учитываются потребности молодого поколения.

Электромобиль «Атом»

О том, что прототипы «Атома» планируется представить в 2023 году, в ноябре 2022-го рассказывал генеральный директор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин, который вместе с бизнесменом Рубеном Варданяном инвестировал в развитие проекта.

По данным RTVI, стартап планирует потратить $20 млн на приобретение простаивающего завода Ford Motor Company в Набережных Челнах. Отмечалось, что автомобили получили название «Атом» после договоренностей с «Росатомом», который работает над заводом по производству батарей для электрокаров на территории Балтийской АЭС в Калининградской области.

Также, согласно презентации, «Атом» планирует производить четыре модели электромобилей: двухдверную городскую «Дуо», семейную «Фэмили», отдельные авто для такси и доставки. Ожидается, что у всех моделей максимальный запас хода составит 500 км на одном заряде.

Ранее газета «Ведомости» сообщала, что электромобиль «Кама» рассматривается в качестве основы для производства автомобилей «Москвич».

До начала специальной военной операции на Украине у «Камы» были оптимистичные планы по экспансии на рынке. В презентации в феврале 2022 года компания предполагала выход на выпуск 450 000 электромобилей в год к 2030-му, часть из них предполагалось собирать в Венгрии. Российский рынок машин на электротяге к 2025 году «Кама» оценивала в 100 000 штук. [8]

Анонс названия электрокара

9 ноября 2022 года стартап АО КАМА официально презентовал название будущего электрокара - АТОМ, концептуальная идея проекта основана на теории Константина Циолковского о людях-атомах.

Атом
«
АТОМ — именно так мы назвали свой электромобиль. Мы мечтаем о том, чтобы наши электромобили-атомы уже к 2025 году стали неотъемлемой частью технологичной жизни сообщества атомов-людей. АТОМ включает в себя создание цифровой среды мобильности и сам электромобиль.

рассказал Игорь Поваразднюк, генеральный директор АО КАМА
»

Константин Циолковский, российский ученый и основоположник космонавтики, говорил о людях-атомах в контексте философии вселенной и построения сообществ. Спустя столетие философия нашла отклик у молодой российской команды с берегов Камы.

По информации компании, артерии городов наполняет другая мобильность. Каршеринг, такси, доставка всего — это существенная часть обычного городского дня, наряду с социальными сетями, мессенджерами, подписками, коворкингами, метавселенными и NFT. Задача команды – сделать электромобиль, соответствующий такому образу жизни.

Переход на электрические транспортные средства – проторенная дорога, по которой идет большинство автопроизводителей в мире.

«
При разработке проекта важно учесть не только технологические, автомобильные тренды, но и создать ментально, мировоззренчески- современный продукт. Учитывая масштаб изменений в мышлении и образе жизни людей даже за последние 10 лет, с нашей стороны было бы неправильным предлагать пользователям просто электродвигатель вместо ДВС и более продвинутые характеристики автомобиля.

прокомментировал Игорь Поваразднюк, генеральный директор АО КАМА
»

Для решения задачи собрана команда продуктовых специалистов, IT-разработчиков, UX- дизайнеров из разных областей: от мобильности до гейминга, от финтеха до блокчейна. В международной инженерно-технической команде АТОМ уже на ноябрь 2022 года более 250 автомобильных конструкторов и IT-разработчиков, имеющих опыт реализации крупнейших проектов в сферах электротранспорта, мобильности и экосистем в России, Китае, Европе и США. География команды охватывает множество городов и стран. Но ее сердце, идейный центр вдохновения, расположено в одной из автомобильных столиц России — в городе Набережные Челны.

Россия много лет выстраивала одну из сильнейших в мире отраслей IT и мобильности – создавались крупнейшие в Европе агрегаторы такси, каршеринга, доставки, парки современного городского электротранспорта и IT-компании международного уровня. Проект АТОМ стремится объединить потенциал партнеров вокруг идеи продукта, который может стать не только российским, но и международным символом цифровой мобильности. Так, в проекте уже активно участвуют крупнейшие агрегаторы: делятся идеями, функциональными потребностями, участвуют в разработке решений, становятся заказчиком инновационных решений.

В 3 квартале 2023 года команда намерена представить функциональные прототипы электромобиля АТОМ.

Примечания



ПРОЕКТЫ (1) ИНТЕГРАТОРЫ (1) СМ. ТАКЖЕ (11)