Tesla Motors

Компания

width=200px
Tesla - производитель электромобилей

Собственники:
Маск Илон

Выручка и прибыль компании, $

ГодВыручкаПрибыль
20167 000 132 000-773 046 000
201711 758 751 000-2 240 578 000
200px

Персоны (2)

Сотрудники компании, известные TAdviser. Добавить персону можно здесь.

ФИОГородДолжность
Ломанджино Пол (Paul Lomangino)Пало АльтоДиректор направления
Маск ИлонОснователь

Продукты (2)

Продукты (ит-системы) данного вендора. Добавить продукт можно здесь.

ПродуктТехнологияКол-во проектов
Tesla Model0
Tesla Semi Truck (электрогрузовик)0

ИТ-паспорт (1)

Список известных внедрений ит-систем в компании. Добавить проект.

ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаDassault SystemesDS V6PLM - Управление жизненным циклом изделия, САПР---

СМ. ТАКЖЕ (22)

Конечные собственники компании и их активы

Показатели деятельности

2017: Рекордные убытки

В 2017 году Tesla Motors получила рекордный убыток из-за расходов на производство электромобиля Model 3.

За 12-месячный отчетный период, конец которого пришелся на 31 декабря 2017 года, чистые убытки Tesla увеличились до $2,2 млрд с $773 млн годом ранее. При этом выручка компании поднялась на 55%, достигнув $11,8 млрд.

Одной из причин роста оборота в Tesla называют увеличение продаж кроссоверов Model X. В отчете компании при этом отмечается, что увеличение поставок седанов Model 3 до 2500 штук в неделю откладывается как минимум до конца первого квартала 2018 года.

Расходы на производство Model 3 привели к огромным убыткам Tesla

Сборка Model 3 началась еще в июле 2017 года, однако из-за производственных трудностей компания никак не может выйти на массовый выпуск автомобилей. Из-за дополнительных расходов растут убытки Tesla. В компании надеются, что к концу второго квартала 2018 года с конвейеров будет сходить около 5 тыс. Model 3 в неделю.

Компания также ограничила производство Model S и Model X до 22 137 экземпляров, объяснив это перераспределением производственных ресурсов в пользу Model 3. Финансовый директор Дипак Ахуджа (Deepak Ahuja) отметил, что больше половины расходов компании пришлось на Model 3, что подчеркивает важность проекта и необходимость большого инвестирования в него.

В 2017 году Tesla поставила более 102 тыс. автомобилей при запланированных 100 тыс. Продажи машин принесли компании $8,5 млрд выручки против $5,6 млрд в 2016-м. Доходы от услуг лизинга превысили $1,1 млрд. Примерно столько же американский автопроизводитель заработал на реализации энергетических установок.

В финансовом отчете также говорится, что к концу 2017 года количество станций для подзарядки автомобилей у Tesla достигло 1128, что на 338 больше, чем годом ранее. Количество дилерских центров составило 330 по всему миру.[1]

История

2018

Акции Tesla обвалились после того, как Маск покурил марихуану в прямом эфире

Вечером 6 сентября 2018 года Илон Маск, генеральный директор компании Tesla, покурил марихуану в прямом эфире, что послужило причиной обвала акций компании утром 7 сентября на 9%.

Илон Маск стал гостем подкаста Joe Rogan Experience и обсудил с ведущим широкий круг тем, включая свое поведение в Twitter, огнеметы его компании The Boring Company и устройства «нейтронной связи», которые могли бы связать мозг человека с компьютером. Заметив, что ведущий затянулся сигаретой с марихуаной, Маск удивился и спросил, что происходит. В ответ ведущий предложил ему сделать затяжку. Маск согласился, предварительно уточнив, законно ли это в штате Калифорния.

Отметим, что в Калифорнии и в еще нескольких штатах применение марихуаны в расслабляющих целях легализовано. По закону жители старше 21 года имеют право хранить примерно до 30 граммов наркотика. Однако марихуана по-прежнему запрещена на территории остальных штатов в соответствии с федеральным законом США.

В кодексе делового поведения и этики Tesla указано, что сотрудникам компании запрещено работать, находясь под влиянием психоактивных веществ и алкоголя. Представлял ли Маск Tesla в качестве руководителя в прямом эфире – вопрос спорный, однако, по словам ххThe New York Times (NYT)|The New York Times]], члены совета Tesla также обеспокоены поведением генерального директора, в частности его потреблением марихуаны и алкоголя «в расслабляющих целях».

Илон Маск курит марихуану

Также стало известно, что ВВС США могут лишить основателя Илона Маска доступа к секретной правительственной информации. Так как его компания SpaceX занимается космическими запусками по заказу государственной компании, Маск имел доступ к неразглашаемым данным. Сейчас военное ведомство изучает ситуацию, однако расследование пока что не было заведено. [2]

Баффет отговаривает Apple от покупки Tesla

В конце августа 2018 года Уоррен Баффет призвал Apple отказаться от возможной покупки Tesla Motors, поскольку, по мнению миллиардера, эта сделка бессмысленна, ведь быть лидером в автомобильной отрасли сложнее, чем в ИТ. Подробнее здесь.

Tesla отчаянно просит поставщиков вернуть часть денег

В июле 2018 года стало известно о том, что Tesla Motors начала просить своих поставщиков вернуть часть денег по контрактам. Американский производитель электромобилей, который находится в сложном положении, рассчитывает на поддержку партнеров в критически важный момент.

В распоряжении газеты The Wall Street Journal оказалось письмо, отправленное Tesla одному из поставщиков. В нем автомобилестроительная компания просит подрядчика вернуть значительную часть платежей, сделанных с 2016 года.

Tesla Motors начала просить своих поставщиков вернуть часть денег по контрактам.

В сообщении говорится, что Tesla обратилась ко всем поставщикам, чтобы те помогли компании стать прибыльной. О каком именно количестве подрядчиков и суммах кэшбека идет речь, не уточняется.

Сама Tesla отказалась комментировать письмо, которое стало достоянием общественности. Но в компании подтвердили, что просили поставщиков снизить цены по проектам, часть которых начаты в 2016 году и часть из которых еще не завершена к июлю 2018 года. В Tesla также отметили, что такой запрос — стандартная часть переговоров в области поставок, направленных на улучшение конкурентоспособности, особенно в свете увеличения выпуска электрокаров Model 3.

Производственный консультант Деннис Вираг считает, что требования о возврате средства, которые предъявила Tesla, может представлять собой финансовый риск для поставщиков и поставить под угрозу дальнейшие поставки комплектующих.

«
Это абсурдно и показывает, что Tesla сейчас в отчаянии. Они обеспокоены своей прибыльностью, но им наплевать на прибыльность их поставщиков, — указал эксперт.
»

Ранее глава Tesla Элон Маск назвал основным условием возвращения к прибыльности компании выпуск более 5 тыс. экземпляров Model 3 в неделю. Добиться такого объема производства компании удалось в коне июня 2018 года.[3]

Сокращение 9% штата в попытке вернуться к прибыли

В июне 2018 года Tesla сообщила об уменьшении численности персонала примерно на 9% с целью сокращения расходов и выхода на безубыточный уровень.

В рамках реорганизации американская компания уволит более 4 тыс. человек. Как рассказал основатель и генеральный директор Tesla Элон Маск в электронном сообщении, разосланном сотрудникам, сокращения коснутся всех подразделений, но не затронут работников, занимающихся сборкой автомобилей.

Tesla сократит 9% сотрудников для уменьшения расходов

За свою 15-летнюю историю Tesla ни разу не получала годовую прибыль. Неспособность компании генерировать свободный денежный поток, а также отсутствие прогресса в достижении производственных целей привлекли повышенное внимание аналитиков и инвесторов.

Увольнения Маск также связал с решением не продлевать контракт с сетью магазинов стройматериалов Home Depot и концентрацией усилий на проектах в области солнечной энергетики. Кроме того, в Tesla скопилось большое количество рабочих позиций, которые дублируют друг друга.

«
Мы приняли решение, критически оценивая каждую позицию и то, насколько можно выполнять эту работу эффективнее. Кроме того, мы оценили способности и навыки каждого сотрудника компании, — сообщил Элон Маск.
»

Он также заверил, что увольнения на повлияют на достижение целей по производству электромобилей Model 3. За неделю до конца июня 2018 года Tesla собирается выпустить 5 тыс. экземпляров Model 3. Прежде компания не раз переносила сроки начала серийного производства машины, что негативно отражалось на котировках производителя.

За 12-месячный период, конец которого пришелся на 12 июня 2018 года, акции Tesla подешевели на 8,8%. 12 июня ценные бумаги подорожали на 3,2% после заявления Маска об увольнениях.

К концу 2017 года в компании работало около 37,5 тыс. человек, а в начале 2018-го было нанято еще порядка 8 тыс. работников.[4]

Tesla теряет $6500 каждую минуту. Конец близок?

В мае 2018 года стало известно, насколько быстро Tesla теряет денежные средства из-за проблем с производством и продажами электромобилей.

По оценкам аналитиков рейтингового агентства Moody's полагают, Tesla может не хватить средств на существование даже до конца 2018 года. Они подсчитали, что только на поддержку операционной части бизнеса компания тратит около $500 млн за полгода.

Согласно расчетам обозревателей Bloomberg, каждую минуту Tesla теряет около $6500. В случае сохранения такой негативной динамики у компании могут закончиться деньги за несколько месяцев.

Изменение свободного денежного потока Tesla, данные Bloomberg

В публикации Bloomberg установлен онлайн-счетчик, который показывает сколько денег Tesla «сгорело», с того момента, как пользователь начал читать материал. К 14 мая 2018 года набралась сумма, составляющая около $1,1 млн.

К концу 2017 года у Tesla насчитывалось около $3,4 млрд наличных средств в свободном денежном потоке, а долги компании составляли $9,4 млрд. Многие опрошенные изданием аналитики полагают, что вскоре Tesla понадобится новый заем.

Динамика изменения долгосрочных займов Tesla, данные Bloomberg

Для того, чтобы иметь запас средств в $1 млрд, американскому производителю электрокаров необходимо продать акции на сумму $3 млрд до конца 2018 года и привлечь еще $2 млрд в 2019 году, говорит аналитик Cowen & Co Джон Осборн.

Большие долги приводят к выплате огромных процентов: только в первом квартале 2018 года Tesla заплатила их в размере $146 млн, что примерно соответствует аналогичным расходам General Motors — компании, превосходящей Tesla по выручке более чем в 10 раз.

Выручка компаний в расчете на одного сотрудника, данные Bloomberg

Большой статьей расходов является персонал. Если в 2010 году в Tesla работало лишь 899 человек, то восемь лет спустя штат вырос до 40 тыс. человек. С 2014 по 2017 году количество работников в компании утроилось, а выручка в расчете на одного сотрудника осталась на том же уровне — около $500 тыс. в год. У General Motors и Ford Motor этот показатель в 2,5 раза выше.[5]

Майнинг на мощностях компании

21 февраля 2018 года стало известно о том, что хакеры использовали мощности Tesla для добычи криптовалюты. Это стало возможным благодаря взлому облачной системы производителя электромобилей.

Как сообщили в компании RedLock, специализирующейся на кибербезопасности, источником уязвимости стала система с открытым исходным кодом Kubernetes, которая используется для управления приложениями. По словам экспертов, учетная запись Tesla в Kubernetes не была защищена паролем и в ней содержались сведения для доступа к облачному хранилищу компании в Amazon Web Services (AWS).

Хакеры взломали аккаунт Tesla в облаке Amazon и майнили на мощностях автопроизводителя биткоины

Хакеры использовали мощности Tesla для майнинга биткоина, предварительно выстроив продвинутую систему защиты, чтобы их нельзя было вычислить как можно дольше. Так, было установлено особое программное обеспечение, скрытое при помощи CloudFlare, что позволило замаскировать IP-адрес сервера с майнинг-пулом злоумышленников. Кроме того, мошенники не допускали большую нагрузку на процессоры во время майнинга, чтобы не привлекать внимание.

В облаке AWS хранятся важные телеметрические данные автомобилей Tesla, но в компании утверждают, что инцидент не повлиял на конфиденциальность клиентов и защищенность машин. Уязвимость устранена.

«
Мы проводим программу по вознаграждению за обнаруженные уязвимости, чтобы поддержать подобные исследования. Данная брешь была устранена через несколько часов после того, как о ней стало известно. По всей видимости, были скомпрометированы только данные внутреннего использования, связанные с разработкой тестовых автомобилей, — заявили в Tesla.
»

Ранее криптоджекингу с использованием Kubernetes подверглись британская страховая компания Aviva и крупный производитель SIM-карт Gemalto. Хакеры также использовали их публичные облачные хранилища для майнинга.[6]

Зарплатный план Маска

Компания Tesla обнародовала в начале 2018 года план выплаты вознаграждения своему гендиректору Илону Маску (Elon Musk). Согласно этому плану, Маск ничего не будет получать, если компания не будет планомерно увеличивать свою стоимость. Вознаграждение гендиректору будет выплачиваться только тогда, когда капитализация Tesla будет преодолевать очередной рубеж[7].

Конечная цель компании — достичь капитализации в $650 млрд, что сделает ее одной из пяти крупнейших корпораций в США. Для этого Tesla придется обогнать Amazon, стоимость которой составляет около $640 млрд. Капитализация Tesla составляет порядка $59,4 млрд. Это больше, чем у Ford, которая стоит $47,7 млрд, но меньше чем у General Motors, которая оценивается в $61,5 млрд.

Поставленные цели

Первое вознаграждение Маск получит после того, как капитализация возрастет до $100 млрд. Далее ему будет выплачиваться гонорар за приращение каждых новых $50 млрд. Преодолев очередную отметку, Маск будет получать 1,69 млн акций компании, то есть долю примерно в 1%. Если поставленные цели не будут достигаться, глава компании не получит ничего, даже если капитализация будет расти, просто более скромными темпами, на 80-90%. Согласно законодательству штата Калифорния, совсем ничего компания платить сотруднику не может, поэтому гендиректору будет выплачиваться минимальная зарплата в размере около $37 тыс в год.

Tesla не впервые заключает с Маском договоренность о лишении зарплаты. Похожий план был согласован в 2012 г., правда, цели не были такими амбициозными. Из целей, которые были тогда намечены, Маск достиг всех, кроме одного операционного показателя. Tesla утверждает, что это тактика помогла ей увеличить капитализацию в 17 раз за первые пять лет существования. В результате Маску в настоящий момент принадлежит 13-миллиардная доля в компании. Он уверяет, что в течение 10 лет капитализацию Tesla можно нарастить до триллиона долларов.

2017

Илон Маск оказался на пороге финансового краха

В ноябре 2017 года производитель самого распиаренного электромобиля Tesla отчитался о рекордных квартальных убытках. Вместе с заявлениями американского правительства о скорой отмене льгот для электромобилей это вызвало панику на биржах и падение стоимости акций группы компаний, принадлежащей американскому миллиардеру Илону Маску[8].

Период с 30 июня по 30 сентября 2017 года оказался провальным для Tesla. Убытки производителя электрокаров достигли рекордных 670 миллионов долларов.

В компании это объяснили сложностями с производством новой машины Model 3: обещания выпустить к декабрю 20 тысяч этих машин, судя по всему, сдержать не удастся, ведь на начало октября с конвейера сошли лишь 260 единиц.

В Tesla объясняют, что собирать новую модель в заявленных объемах не позволяют мощности предприятия Gigafactory в Неваде, где для нее изготавливают аккумуляторные батареи.

Проблему пообещали решить в течение ближайших месяцев, и уже к марту 2018 года довести производство Model 3 до пяти тысяч единиц в неделю.

Республиканская партия в США, поддерживаемая президентом Дональдом Трампом, активно продавливает реформу налогового законодательства, которая лишит льгот производителей электромобилей. Это может серьезно ударить по продажам машин с электроприводом, в том числе Tesla.

Компании Илона Маска все равно разорились бы без поддержки государства. Принадлежащие ему Tesla Motors, SolarCity и SpaceX за счет различных программ господдержки получили около 4,9 миллиарда долларов. А это значит, что государственно-частное партнерство, в котором государство нередко выступает в роли донора, является основой бизнес-империи предпринимателя.

В Гонконге продажи Tesla рухнули сразу после возврата налога на регистрацию электрокаров. Аналогичная ситуация наблюдалась в 2016 году в Дании: там число зарегистрированных электрокаров сократилось на 70 процентов после завершения программы стимулирования спроса на электромобили.

В ноябре 2017 г. СМИ облетела шутка известного финансового аналитика Фрэнка Швупа (Frank Schwope) из немецкого банка Nord/LB. «Вы должны спросить себя, что произойдет раньше: Илон Маск полетит на Марс со SpaceX, или он наконец-то будет управлять Tesla прибыльно». Аналитик сомневается, что компания осуществит свои планы по продаже 500 тыс. автомобилей в 2018 г. Как и другие эксперты, Швуп ожидает выхода Tesla на доходность не ранее 2020 г[9].

Судебный иск

В конце января 2017 года компания Tesla подала иск против бывшего руководителя подразделения по разработке и созданию автопилота Стерлинга Андерсона. Компания обвинила его в краже конфиденциальной информации для использования в собственном стартапе и попытках переманить к себе сотрудников Tesla. Соответчиком в иске был указан партнер Андерсона Крис Урмсон, который ранее возглавлял проект Google по созданию беспилотных автомобилей.

2016

Tesla дороже General Motors

По итогам 2016 года Tesla вышла на первое место в мире по капитализации среди автопроизводителей — то есть на рынке компания стоит дороже GM. При этом у Tesla 18 тысяч рабочих, а у GM — 215 тысяч, Tesla продала в 2016 году 100 тысяч машин, а GM — более 3 миллионов только в США.

Стоимость активов, то есть заводов и другой собственности, у Tesla оценивается в 4,3 миллиарда долларов, в то время как у GM — в 44 миллиарда.

Убыток и уход Toyota

Японский автоконцерн в конце прошлого года продал акции разработчика электромобилей. По словам представителя автоконцерна Рюо Сакаи, период активного сотрудничества с Tesla уже в прошлом, а без новых идей и разработок оно бесперспективно. Toyota Motors приобрела 3,14% акций Tesla в 2010 году, потратив на них $50 млн. А уже 2014 года японцы начали постепенно уменьшать пакет акций и свое участие в капитале компании Илона Маска. В 2016 году оставшийся пакет акций оценивался в $480 млн.

2016 год принес компании Илона Маска убыток в $675 млн. Чистый убыток компании за первое полугодие 2016 года увеличился почти на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и составил $575,4 млн. Этот факт не останавливает Маска от обещаний инвесторам «скорого выхода» в рентабельность. Бизнесмен подтвердил прогноз поставки почти 80 тыс. машин в 2016 году. Ранее же в планах компании значилось на 10 тыс. автомобилей больше — 90 тыс. штук[10].

Несмотря на убытки и пока еще неоправдавшиеся ожидания инвесторов, автомобили компании продолжат вызывать интерес публики и СМИ за счет удачной PR-стратегии, правильно выбранных маркетинговых решений и мечтателей, готовых заплатить за новую Tesla, даже не зная конкретных сроков ее выхода на рынок.

Бизнес Илона Маска помимо электромобилей Tesla включает в себя проект SolarCity. За счет фокуса на экологичность предприниматель может получать субсидии и поддержку государства, направленные на стимулирования проектов по снижению выбросов углекислого газа и переход на возобновляемые источники энергии. На встрече руководства SolarCity с акционерами Илон Маск объявил о создании крыши, которая полностью состоит из солнечных панелей для выработки электроэнергии. Маск уточняет, что это не просто солнечная панель, а целая крыша — солнечная панель[11]. О сделке по слиянию SolarCity и Tesla было объявлено 1 августа 2016 года, и данное приобретение идеально вписывается в главную идею Маска Master Plan Part Deux («Генеральный план, часть вторая»). Согласно плану, Маск хочет создать вертикально интегрированную компанию, которая производит электромобили, батареи для накопления энергии и приведения этих автомобилей в движение, а также солнечные панели для генерации энергии.

Согласно данным SolarCity, ежегодно в США устанавливается 5 млн новых крыш домов. По словам главы SolarCity Линдона Райва, проблема использования классических солнечных панелей в домах заключается в том, что перед ремонтом и заменой крыши панели приходится демонтировать. Он добавил, что это служит причиной того, что многие отказываются переходить на этот возобновляемый тип электроэнергии. Если же на рынке будет представлена крыша, состоящая из солнечных панелей, которая может вырабатывать электричество без необходимости установки панелей, то это побудит людей обратить внимание на солнечную энергию. Выбирая между обычной крышей, на которую нужно отдельно ставить панели, и «солнечной крышей», которая сама вырабатывает энергию, выбор, по мнению Маска и Райва, очевиден.

Робототехника



Примечания