2020/09/24 15:10:15

Безэкипажное судовождение, БЭС
Беспилотные морские суда

Безэкипажное судовождение (БЭС) — одно из перспективных направлений применения информационных технологий в сфере морского и речного транспорта.

Содержание

2023

В России запустили первый беспилотный паром

В России началась коммерческая эксплуатация первого морского судна в режиме дистанционного управления: паром «Генерал Черняховский» начал автономный рейс. Такой информацией с TAdviser 19 декабря 2023 года поделились представители Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». Подробнее здесь.

В России запущено производство первых морских дронов

В конце ноября 2023 года холдинг KMZ (Кингисеппский машиностроительный завод) объявил о начале выпуска первых в России безэкипажных катеров (морских дронов). Компания собирается начать поставки этих изделий для Минобороны до конца 2023 года. Это будет первая партия морских беспилотников, которые испытают в зоне военной спецоперации РФ на Украине. Подробнее здесь.

Росморпорт зарегистрировал первые в России беспилотные паромы

Росморпорт зарегистрировал первые в России беспилотные паромы. Об этом пресс-служба предприятия сообщила 3 октября 2023 года. Подробнее здесь.

В России представили беспилотный катер-камикадзе «Визир»

Кингисеппский машиностроительный завод (KМZ) разработал беспилотный катер-камикадзе «Визир» и теперь ведет с Минобороны РФ переговоры о поставках таких дронов. Об этом стало известно 11 сентября 2023 года. Подробнее здесь.

Запущен первый в мире беспилотный паром

В начале июня 2023 года норвежская компания Torghatten представила автономный пассажирский паром Estelle, которому не нужен капитан. Стоимость судна $1,6 млн, инициатива организации переправы была результатом частного и государственного сотрудничества и частично финансировалась ЕС. Подробнее здесь.

В России разработали «зрение» для беспилотных речных и морских судов

Российская компания «РобБотКрафт» создала устройство, которое позволит лодкам и катерам распознавать опасные объекты. Об этом в начале мая 2023 года «РИА Новости» сообщили в пресс-службе Фонда поддержки проектов НТИ. Подробнее здесь.

Китай ввел в эксплуатацию первое беспилотное судно-разведчик

В середине января 2023 года Китай ввел в эксплуатацию первое в мире полностью автоматизированное научно-исследовательское судно. Подробнее здесь.

2022

Первый в мире беспилотный электрический паром введен в эксплуатацию

27 сентября 2022 года в Норвегии был введен в эксплуатацию беспилотный электрический пассажирский паром, который, как утверждается, является первым в своем роде. Судно разработано командой Норвежского университета науки и технологии (NTNU), оно получило название MilliAmpere 2. Подробнее здесь.

В Севастополь отправилось первое российское судно-беспилотник

В конце августа 2022 года в Севастополь отправилось первое российское судно-беспилотник - «Пионер-М», построенный для Севастопольского госуниверситета на Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. Подробнее здесь.

Sitronics KT сделает автономными паромы, соединяющие Калининградскую и Ленинградскую области

Sitronics KT (входит в Sitronics Group) оснастит паромы, принадлежащие «Росморпорту», комплексом систем для автономной навигации на линии «Усть–Луга — Балтийск». Согласно заключенному договору работы планируются к завершению в третьем квартале 2023 года. Об этом 7 июня 2022 года сообщила компания Sitronics. Подробнее здесь.

Китай спустил на воду первый в мире беспилотный корабль-дрононосец

19 мая 2022 года Китай представил первый в мире полуавтономный беспилотный корабль-дрононосец. Исследовательское судно, созданное компанией Huangpu-Wenchong Shipyard, будет перевозить, запускать, восстанавливать и координировать действия более 50 других автономных воздушных, надводных и подводных аппаратов. Подробнее здесь.

В Японии начал плавать беспилотный контейнеровоз

В конце января 2022 года в Японии первый в мире беспилотный контейнеровоз совершил переход между двумя портами. Пилотный проект реализован логистическим гигантом Mitsui O.S.K. Lines, группой японских компаний во главе с инвестиционным фондом Nippon Foundation. Подробнее здесь.

Hyundai Heavy отправит первый в мире грузовой корабль-беспилотник в трансокеанский рейс

Hyundai Heavy отправит грузовой корабль-беспилотник в первый трансокеанский рейс в I квартале. Об этом стало известно 7 января 2022 года. Подробнее здесь.

2021: На воду спущено первое в России беспилотное научно-исследовательское судно

24 сентября 2021 года в Петербурге состоялась церемония спуска на воду первого в России беспилотного судна. Оно получило название «Пионер-М» и предназначено для научно-исследовательских работ. Подробнее здесь.

2020

Росморпорт начал тестировать беспилотные суда

В середине ноября 2020 года Росморпорт сообщил о начале тестирования беспилотного судна. Речь идет о грунтоотвозной шаланде под названием «Рабочая», на которой установлено специальное управляющее оборудование. Подробнее здесь.

Минпромторг утвердил положения о запуске беспилотных судов

22 сентября 2020 года стало известно о том, что Минпромторг утвердил положения о запуске беспилотных судов. Их испытания начнутся в следующих 11 субъектах России: Астраханская область, Калининградская область, Краснодарский край, Ленинградская область, Магаданская область, Мурманская область, Приморский край, Ростовская область, Санкт-Петербург, Сахалинская область и Хабаровский край.

Предполагается, что Минпромторг сможет использовать результаты тестирования при организации производства и установки систем автоматического и дистанционного управления на морских и речных судах.Трендвотчинг рынка CRM. Аналитический отчет TAdviser 10.6 т

В эксперименте, который продлится до конца 2025 года, примут участие танкер «Михаил Ульянов» («Совкомфлот»), который совершает регулярные рейсы между Мурманском и МЛСП «Приразломная», и сухогруз «Пола Анфиса» («Пола Райз»), который будет выполнять регулярные рейсы в акватории Черного и Каспийского морей, а также связка из грунтоотвозной баржи «Рабочая» и земснаряда «Редут» («Росморпорт») в акватории порта «Кавказ».

Минпромторг утвердил положения о запуске беспилотных судов

Основная цель проекта — чтобы с января 2021 года любая судоходная компания могла оснастить свое торговое или техническое судно под флагом России системами автономного судовождения и легально использовать их в регулярной коммерческой деятельности, пояснил гендиректор отраслевого центра MariNet Национальной технологической инициативы Александр Пинский.

«
Мы не изобретаем новые сущности, а берем весь набор функций, которые сейчас предписано исполнять экипажу на борту в части судовождения международной и национальной регуляторикой, и последовательно, одну за другой, исполняем каждую функцию в автоматическом и дистанционном режиме, — пояснил он РБК.
»

Пинский отметил, за счёт внедрения беспилотников судоходные компании смогут сократить 15-30% операционных затрат. Это также позволит покрыть дефицит высококвалифицированных моряков, который сейчас достигает 20% от требуемого объёма работников.[1]

Red Hat примет участие в инновационном проекте беспилотных морских исследований MAS

16 апреля 2020 года стало известно, что компания Red Hat примет участие в инновационном проекте беспилотных морских исследований MAS. MAS станет одним из первых полноразмерных и полностью автономных беспилотных судов, которым довелось пересечь Атлантику. Проект MAS является результатом глобального сотрудничества, возглавляемого морской научно-исследовательской организацией Promare. Приуроченный к 400-летию легендарного рейса оригинального «Мэйфлауэра» проект открывает интересные перспективы для отрасли судоходства и будущего океанографических исследований. Подробнее здесь.

2019: В России реализуется пилот по разработке и апробации технологий безэкипажного судовождения

Как стало известно TAdviser 24 апреля 2019 года, в России в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) и при поддержке Минпромторга РФ реализуется пилотный проект по безэкипажному судовождению (БЭС) с целью поддержки высоких технологий в наиболее перспективных направлениях морской отрасли.

Участие в "пилоте", стартовавшем в конце 2018 года, принимают ведущие отечественные судоходные компании и российские разработчики морских навигационных решений и систем управления, в том числе рабочая группа НТИ по развитию высоких технологий для морской отрасли Маринет.

В рамках проекта предполагается разработать и провести апробацию технологий автоматического судовождения и дистанционного управления судами. Результаты внедрения проекта планируется получить к весне 2020 года: создание средств автоматического и дистанционного судовождения для оснащения существующих судов, результаты их опытной эксплуатации, а также предложения по международному и национальному использованию, внедрение нормативно-правовой основы работы судов и морской техники с высокой степенью автоматизации.

Среди преимуществ безэкипажного судовождения называются повышение безопасности судоходства и уменьшение численности экипажа на борту или усовершенствование существующей традиционной системы управления судами. Экипаж получает вовремя информацию для принятия решений и поддержку со стороны квалифицированного берегового персонала; судоходная компания получает возможность контролировать все, что происходит на судне, оптимизировать его движение и оперативно влиять на решения; судовладельцы, страховые компании, морские администрации — беспрецедентную прозрачность и достоверность информации о движении и состоянии судов.

С одной стороны, ожидается, что технологии БЭС позволят исключить человеческий фактор в обеспечении безопасности движения. Система будет более точно и бесперебойно предоставлять информацию о местонахождении кораблей. С другой стороны, внедрение таких технологий может породить безработицу, так как часть персонала заменит автоматика. Ремонтный персонал при этом должен быть очень высокой квалификации. Ведь кроме механики, потребуется ремонтировать электронику, поэтому для сотрудников необходимо будет проводить обучающие тренинги и курсы. Однако в целом автоматизация позволяет упростить управление судном на основе готовых программных решений. Таким образом, теоретически появится возможность использовать экипаж без большого опыта.

Помимо повышения уровня безопасности и исключения человеческого фактора при управлении, внедрение системы беспроводного управления выгодно благодаря удешевлению конструкции судна, увеличению вместимости и сокращению операционных расходов на экипаж. Предполагается, что внедрение массового глобального использования безэкипажных судов может занять несколько десятилетий: сначала компании будут использовать суда с дистанционным управлением и сокращенной численностью экипажа, затем появятся полностью автономные суда.

Учитывая сложнейшие условия навигации в северных морях, от скорости принятия решения капитаном может зависеть жизнь корабля. Несмотря на все преимущества, у автоматизации кораблей есть и недостатки. Так, полностью автономными суда быть не могут, поскольку установленное оборудование требует контроля специалистов. Например, видеокамера, установленная на корабле, не всегда может дать четкое изображение оператору на станции управления, особенно в условиях плохой видимости или при сбоях в связи. В таком случае присутствие на судне квалифицированных сотрудников необходимо, чтобы вовремя заметить опасность и предотвратить ее последствия.

«
До последнего времени морской транспорт не воспринимался как перспективная область применения информационных технологий. Причинами были традиционная консервативность отрасли, долгий цикл проектирования и эксплуатации судов и, что самое главное, неразвитая и дорогостоящая инфраструктура телекоммуникаций, основанная преимущественно на спутниковой связи. Передача больших объемов данных онлайн стала основным критерием эффективности бизнеса. Но пока выходит так, что морской транспорт остался за бортом. Сотни тысяч судов, тысячи морских портов и судоходных компаний, национальные и международные регуляторы, миллионы профессиональных моряков и сотрудников, обеспечивающих судоходство и транспортировку, были изолированы друг от друга в плане обмена информацией. Однако развитие компьютерных систем и ИТ и их внедрение в сферу судоходства позволят не только наладить эффективный обмен данными между судном и берегом, но и создать единую информационную сеть, связывающую всех участников и все элементы морской отрасли, — считает Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли.
»

Робототехника