Проект

Сбербанк выбрал подрядчика для поддержки PostgreSQL

Заказчики: Сбербанк РФ

Москва; Финансовые услуги, инвестиции и аудит

Продукт: PostgreSQL СУБД

Дата проекта: 2015/06  - 2019/10
Бюджет проекта: 31,6 млн руб.
Технология: СУБД
подрядчики - 190
проекты - 514
системы - 252
вендоры - 113
СМ. ТАКЖЕ (1)

2018

Увеличение расходов на поддержку PostgreSQL

В начале октября Сбербанк подвел итоги конкурса на поддержку программного обеспечения СУБД PostgreSQL. Стоимость услуг была оценена в 31,6 млн руб.[1]

Сбербанк утроил расходы на СУБД PostgreSQL

Поскольку на конкурс поступила только одна заявка, закупочная процедура была признана несостоявшейся. Единственное предложение, принятое от компании «Постгрес Профессиональный», было признано соответствующим требованиям документации. В результате эта компания была объявлена победителем.

Предметом конкурса являлись услуги по сопровождению свободно распространяемого (Open Source) программного обеспечения СУБД PostgreSQL. По условиям заказчика, в команде центра технической поддержки исполнителя должно быть не менее 2-х специалистов, каждый из которых прошел обучение и сертификацию на курсах «Администрирование PostgreSQL. Базовый курс», «Администрирование PostgreSQL. Расширенный курс», «Разработка серверной части приложений PostgreSQL. Базовый курс», а также обладает именными сертификатами специалистов и имеет не менее, чем двухлетний опыт администрирования СУБД PostgreSQL.

Команде «Постгрес Профессиональный» предстоит проводить удалённые консультации для сотрудников Сбербанка по использованию СУБД, находить и устранять неисправности, проводить профилактические работы, а также проактивные и плановые мероприятия по результатам аудита СУБД. Помимо этого, работники банка должны получить доступ к «горячей линии» поддержки. Все услуги рассчитаны на 1 год.

Стоимость предыдущего аналогичного контракта Сбербанка с компанией «Постгрес Профессиональный» составляла порядка 9 млн руб.

2017

Выбор подрядчика по поддержке Postgres

Компания «Постгрес Профессиональный» (ППГ) в течение одного года будет оказывать Сбербанку услуги поддержки свободно распространяемой СУБД PostgreSQL на платформе x86 архитектуры (ОС Windows, Red Hat Enterprise Linux). Стоимость контракта, согласно протоколу конкурсной комиссии от 30 июня 2017 года, составит около 9 млн рублей.

«Постгрес Профессиональный» будет оказывать Сбербанку услуги поддержки PostgreSQL

Соперником ППГ в финальной части тендера Сбербанка была компания "Арсиэнтек". Она оценивала свои услуги в меньшую сумму, однако, итоговая оценка заявки этой компании все-равно оказалась ниже. В первой части тендера также участвовали компании "АМТ Груп", "Инфосистемы Джет".

При оценке заявок Сбербанк, среди прочего, учитывал, какое количество сотрудников участника закупки имеют статус Major Contributors и будут участвовать в оказании услуг, а также наличие у потенциального подрядчика собственных доработок СУБД и включение их в основную ветвь PostgreSQL. В России, по данным официального сайта PostgreSQL, всего три человека имеют статус Major Contributors, и все они работают в "Постгрес Профессиональный". Это Олег Бартунов, Александр Коротков и Федор Сигаев.

Если судить по тендерным процедурам Сбербанка, данная закупка является первым случаем расходов банка на услуги, непосредственно связанные с СУБД Postgres. Представители участников конкурса, к которым TAdviser обращался с просьбой сообщить о примерах применения этой СУБД в банке, отмечали, что пока слабо себе представляют эту ситуацию.

Контракт с победителем предусматривает пять основных блоков услуг. Первый – это консультации работников банка по использованию, настройке и оптимизации СУБД в соответствии с рекомендациями, определенными в документации к СУБД и проектным опытом специалистов исполнителя. Консультирование проводится по вопросам администрирования и настройки производительности, техническим аспектам работы, выполнению обновления или резервного копирования и т.д.

Второй блок - доступ к «горячей линии» поддержки. Здесь исполнитель обеспечивает единую точку приема телефонных обращений, обращений по электронной почте и через веб-портал по вопросам эксплуатации и использования СУБД в режиме 24х7;

Третий блок - регулярный анализ состояния СУБД. В рамках этого процесса исполнитель обеспечивает проверку функционирования системы, выдает рекомендации по мониторингу ключевых параметров работы и устранению обнаруженных недостатков, а также предоставляет исправления, обновления и новые версии СУБД или ее компонентов.

Четвертый блок услуг включает поиск и профилактику неисправностей СУБД. Здесь исполнитель анализирует заявки сотрудников банка по вопросам эксплуатации СУБД и ищет решения обозначенных проблем.

И последний пятый блок - это устранение неисправностей СУБД. Исполнитель должен выявлять причины возникновения неработоспособности системы, вырабатывать рекомендации по их устранению, участвовать в подготовке и применении восстановительного решения. Восстановительные работы могут оказываться, в том числе, и в нерабочее время, в выходные и праздничные дни по запросу заказчика.

Для справки, на техподдержку Oracle в 2017 году банк потратит примерно в 50 раз больше средств, чем на Postgres.

2015

Подготовка к миграции

В ноябре 2015 года в Сбербанке сообщили TAdviser, что изучают возможности СУБД PostgreSQL для оптимального позиционирования ее в своей инфраструктуре с точки зрения производительности, надежности и интеграции.

По словам представителя Сбербанка, для этого проводится тестирование, в том числе с привлечением внешних подрядчиков и компаний дистрибутивов данной СУБД. Прорабатываются вопросы сценариев миграции с СУБД Oracle и Microsoft SQL, оцениваются масштабы и трудозатраты на произведение изменений в рамках этих сценариев, анализируется зрелость локальных компаний, осуществляющих развитие данной СУБД и ее сервисную поддержку.

Серверы Oracle в МегаЦОДе Сбербанка

Параллельно с этим службы поддержки ИТ работали над интеграцией СУБД PostgreSQL в существующий инфраструктурный ландшафт банка. Производилась настройка и отладка технологий резервирования данных, мониторинга состояния. Также проводились консультации с компаниями, которые предлагают услуги по поддержке СУБД, говорил представитель Сбербанка.

Отдельным вопросом, по его словам, стояло обеспечение отказоустойчивости, в том числе на случай локальной катастрофы. В этой активности сравнивались плюсы и минусы решений, предлагаемых самой СУБД, по отношению к классическим технологиям построения кластерных конфигураций, таких как MC/Service Guard от HP.

«
На тестовых стендах СУБД продемонстрировала соответствие требованиям, которые предъявляются к промышленным СУБД. Окончательные выводы о нише, в которой возможно применение PostgreSQL можно будет сделать после получения опыта промышленной эксплуатации одной из автоматизированных систем, - говорил TAdviser представитель банка
»

В Сбербанке добавляли, что окончательного решения о потенциальной системе, которая будет одной из первых мигрирована на СУБД PostgreSQL, еще не принято.

Сбербанк задумался о переходе на PostgreSQL

О том, что Сбербанк рассчитывает перевести ряд своих ИТ-систем на СУБД PostgreSQL впервые TAdviser рассказал главный архитектор ИТ банка Андрей Хлызов в сентябре 2015 года. На вопрос, о каких именно системах идет речь, он отвечать отказался. Вместе с тем, Хлызов объяснил, что эти планы связаны с несколькими причинами:

«
С одной стороны, мы и российского производителя хотим поддержать, а с другой – защититься от возникших санкционных рисков, - сказал он
»

Хлызов добавил, что Сбербанк очень внимательно и пристально рассматривает вопрос использования свободного программного обеспечения (СПО), но везде его использовать не будет, потому что «тут есть свои проблемы».

По словам Андрея Хлызова, Сбербанк начал изучение возможностей Postgres еще в 2015 году

По состоянию на сентябрь 2015 года свободно распространяемое ПО, по словам Хлызова, в Сбербанке широко используется, например, в решениях для задач обработки больших данных.

Главный архитектор ИТ Сбербанка также рассказал TAdviser, что на фоне возникших санкционных рисков в области ИТ Сбербанк разработал различного рода планы на случай прекращения поддержки ИТ-продуктов от мировых вендоров. Эти планы касаются не только СУБД, но и «железа», вопросов принятия решений при возникновении ситуаций, затрудняющих использование зарубежных продуктов, а также вопросов найма дополнительного персонала, если потребуется.

Андрей Хлызов добавил в разговоре с TAdviser, что вопросом перехода с ИТ-решений крупных мировых вендоров на альтернативные решения «Сбербанк» озадачивался еще до санкций: «еще до того, как разразился кризис, мы поняли, что не планируем сидеть на решениях крупнейших мировых вендоров до скончания света». Связано это было тогда, в первую очередь, с экономическими вопросами, пояснил он.

Читайте также

Статья об информационных системах Сбербанка и их развитии

Примечания