2016/01/11 16:19:30

Директор по данным
Chief Data Officer, CDO

Data Governance (Руководство данными) - руководство, контроль и коллективное принятие решений (планирование, мониторинг и обеспечение выполнения) в области управления данными.

С появлением CDO (директоров по данным) и других старших специалистов по работе с данными в составе высшего руководства крупные организации меняют свой подход к управлению данными.

Содержание

Функции Офиса по Данным

Специалисты по работе с данными являются движущей силой инноваций и дифференциации, осуществляют революцию существующих бизнес-моделей, улучшая коммуникацию компании с целевой аудиторией и раскрывая новые возможности повышения эффективности бизнеса.

Стремление к повышению эффективности использования информационных ресурсов приведет к резкому росту числа компаний, имеющих в штатном расписании пост директора по данным (CDO), считают аналитики Gartner. Однако лишь половина из них к концу 2019 года добьется успеха в решении поставленных задач. Директорам по данным придется создавать стратегию, в которой будут определены показатели, связывающие их деятельность с поддающимися измерению результатами в области бизнеса.



Сочетание больших ожиданий и низкой осведомленности о технологиях управления данными может затруднить директорам по данным получение бюджетов и обеспечение содействия бизнес-пользователей, что необходимо для успеха проектов, отмечают аналитики. Многие директора уже сообщают о конфликтах с ИТ-службой по поводу контроля над информационными ресурсами. Но успешным директорам по данным удается наладить контакт с директорами ИТ-служб, преодолеть сопротивление и возглавить реформы. Аналитики рекомендуют разъяснять руководителям компании роль данных и информации в бизнесе. Кроме того, рекомендуется выделить базовый уровень монетизации данных и управления информацией, относительно которого можно измерять прогресс.



Ключевые факторы, влияющие на роль в компании директора по данным:

Реклама
Ультралегкие Fujitsu LIFEBOOK для вашего бизнеса

Производительные устройства с высокой степенью защиты данных для комфортной работы как в офисе, так и дома. Ваше рабочее место всегда с вами вместе с мобильными Fujitsu LIFEBOOK

Узнать больше

1. Квалификация директора по данным

Директора по данным должны быть инноваторами и пропагандистами, способными осуществлять изменения на всех уровнях организации, уделяя приоритетное внимание управлению данными. 94% опрошенных не считают технические навыки значимыми, директора по данным привлекаются с разных позиций в отрасли, однако вдохновляющий лидер должен иметь успешный опыт руководства на высшем уровне и предпринимательскую жилку.

2. Технология

Постоянно развивающиеся технологии и непрерывный рост объема данных переопределяют ответственность за архитектуру и повышают значимость данных. Внедрение "облачных" решений переместило акцент с it-архитектуры в область миграции данных и управления изменениями. Поэтому организации все более сосредоточивают внимание на точности данных, которая становится главным приоритетом.

3. Переход к цифровой форме

Рост цифровых технологий влечет за собой дифференциацию и инновацию, которые вынуждают организации искать новые бизнес-модели и источники дохода. Такой переход к цифровой форме требует от лидера управления данными и всестороннего понимания связанных с ним возможностей. CDO должны преобразовывать данные в ценность для бизнеса и встраивать их в структуру организации.

4. Нормативно-правовое регулирование и управление

Директора по данным должны достойно решать этические вопросы, которые сопровождают процессы обработки, использования и применения данных.

Алгоритм для формирования службы CDO

В настоящее время не существует единого корректного алгоритма для формирования службы CDO. Ее структура и влияние во многом зависят от того, как она используется для развития предприятия. Исследователи аналитической компании Gartner, систематизировав информацию по отрасли, пришли к выводу, что каким бы ни было позиционирование департамента информационного директора в структуре руководства, принципы организации структуры службы CDO в любом случае подразделяются на четыре основные составные части[1].

Организация информационного департамента компании по принципу «машинного отделения» (CDO Organization as an Engine Room): служба CDO обеспечивает в компании оперативный оборот данных, сосредоточившись на внутренних потребителях. Список задач включает мониторинг любых действий с данными, а также полный контроль за использованием информационных активов, управление и аналитику информационных потоков компании.

Вездесущий информационный департамент (Everyone's CDO Organization): главная роль информационного отдела также сводится к работе с запросами персонала компании, и в то же время определенный акцент переносится на информационные активы, энергично используемые бизнес-лидерами и отдельными специалистами вне традиционных бизнес-рамок. Миссией информационного офиса также является трансформация и внедрение новых цифровых бизнес-моделей во всей компании.

Информационный департамент в качестве бизнес-провайдера (CDO Organization as a Business Service Provider): информационная служба предприятия обеспечивает оперативный оборот данных как для внутренних пользователей, так и для внешних потребителей. Деятельность информационного департамента распространена на все распределенные информационные активы компании, при этом сам информационный отдел тесно интегрирован в компанию в качестве одного из бизнесов.

Информационный департамент в качестве отдельного бизнеса (CDO Organization Is the Business): информация представляет собой один из продуктов, предлагаемых компанией, или не отделима от линейки продуктов компании. Информационная служба при такой организации представляет все услуги по обслуживания внешних и внутренних информационных потоков, которые обеспечивают трансформацию и дифференциацию бизнеса компании.

Организационная структура Data Governance

Компоненты Data Governance включают в себя:

  • Систему управления качеством данных с управлением и мониторингом бизнес-правилами;
  • Систему управления метаданными: каталог доступных источников, таблиц, витрин, моделей данных и отчетов, историю происхождения данных;
  • Бизнес-глоссарий – управляемый каталог используемых в отчетности и аналитике бизнес-терминов;
  • Пользовательский портал по данным: поиск объектов данных, владельцев, ролей, наборов данных, просмотр актуальных цепочек происхождения и правил по качеству данныхи т.д.

Подготовлено и предоставлено DIS Group



Data Governance - дисциплина (методология) для создания повторяемых и масштабируемых политик управления данными, процессов и стандартов для эффективного использования данных или процесс создания достоверных данных в масштабе организации, и поддержания данных достоверными.

Подготовлено и предоставлено DIS Group



Разделение функций между Data Governance и Data Management

Подобно тому, как аудитор контролирует финансовые процессы, но фактически не осуществляет финансовое управление, руководство данными обеспечивает надлежащее управление данными без непосредственного выполнения управления данными.

Управление данными представляет собой неотъемлемое разделение обязанностей между надзором и исполнением

Операционный процесс управления данными

Предоставлено DIS Group

Поиск данных[1]

  • Анализ бизнес-проблематики
  • Проектирование решения
  • Инвентаризация данных
  • Разработка дорожной карты
  • Планирование оргизменений (назначение дата стюардов)
  • Поиск/создание/приобретение данных
  • Профилирование данных

Мониторинг и измерения

  • Проактивный мониторинг
  • Панель управления (Governance dashboards)
  • Анализ процессов и данных
  • Отчетность, в том числе отчётность для комплаенс и риск-отчётность
  • Управление ликвидностью актива (бизнес-ценность, TCO, ROА)

Интеграция данных

  • Ведение бизнес-глоссария
  • Классификатор данных и связи данных
  • Корпоративная ИТ-архитектура
  • Архитектура данных
  • Ведение мастер-данных
  • Определение / корректировка политик, процессов, правил управления данными (Data Governance)
  • Технологическая интеграция данных
  • Определение точек и измеряемых правил контроля

Использование данных

  • Управление качеством данных
  • Управление мастер-данными
  • Управление жизненным циклом данных
  • Управление защитой данных
  • Управление доступностью данных

Ошибки специалистов по данным

Компании, стремящиеся получить конкурентное преимущество, знать своих клиентов и тенденции развития, расширяют использование данных для принятии решений. Хороший специалист по данным является бесценным для компании, так или иначе представленной в Интернете. Он может обрабатывать сложную информацию и создавать алгоритмы машинного обучения[2].

Объем данных растет, а вместе с ним растет и количество навыков и усилий, необходимых для осуществления управляемых данными инициатив. Ошибки могут иметь тяжелые последствия. Инструменты меняются, а ошибки остаются прежними. Ниже приводятся рекомендации, которые позволят их идентифицировать и избегать. 1. Недостаточное знание программирования

Удивительно, как много людей полагают, будто наука о данных не имеет ничего общего с программированием. Основой науки о данных было и остается построение модели с помощью длинного скрипта. Качество скрипта определяет все — от масштабируемости до надежности модели, когда она начинает использоваться в производственных целях.

Отличный специалист по данным должен быть хорошим программистом. Я придерживаюсь такого правила: старший специалист по данным должен обладать навыками программирования на уровне среднего инженера-программиста, а специалист по данным среднего уровня — на уровне младшего инженера-программиста.

2. Отсутствие оборонительного мышления

В данном случае уместна поговорка «лучшее нападение — это хорошая защита». Специалистам по данным следует задаваться вопросом: насколько ошибочной может быть модель в худшем случае?

Единственная ошибка может повлечь для компании тяжелые финансовые и юридические последствия. Если не проверять и перепроверять код, руководствуясь оборонительным мышлением, в нем обязательно будут ошибки.

В машинном обучении применяются такие показатели производительности, как точность, среднеквадратичное отклонение и средняя абсолютная ошибка. Это средние величины, которые не заменяют оборонительного тестирования.

3. Непродуктивное использование времени, отводимого на очистку данных

Нередки случаи, когда специалисты тратят недели на рассмотрение данных, вместо того чтобы перейти к созданию ПО машинного обучения. Слишком много времени уделяется очистке данных. Задача создания сквозного потока данных игнорируется. Это характерно для специалистов по данным, которые являются физиками по образованию, в отличие от изучавших компьютерные науки.

Многие менеджеры проектов не уделяют достаточно внимания устранению многочисленных ошибок, поскольку к определенному сроку должны предъявить руководству компании результат работы.

4. Пустая трата времени на изучение индивидуальных моделей

Если слишком долго изучать отдельные модели, можно упустить из виду, как эти модели должны взаимодействовать. Динамическое ценообразование вполне может затронуть определение цен на размещение рекламы. Данный вопрос, безусловно, относится к компетенции старших специалистов по данным и их менеджеров.

Действия должны производиться над коллекциями данных. Специалист по данным способен помочь своей компании пройти через цифровую трансформацию, организовав мониторинг, тестирование и мощную аналитику, создав инфраструктуру машинного обучения. Это позволит усовершенствовать ведение бизнеса и решать проблемы. И в этом им необходимо содействовать.

2020: Светлана Бова, Chief Data Officer банка ВТБ - о главных вопросах и ошибках в управлении данными

Актуальность темы управления данными (Data Governance) растет с каждым годом. Действительно, необходимость организации процессов, направленных на повышение эффективности сбора, обработки, хранения и использования данных как ценного актива, уже очевидна практически всем компаниям. Много сказано о том, какие преимущества приносят компании правильно выстроенные процессы управления данными, и многие организации уже начали внедрение этой инициативы. При этом организации часто допускают похожие ошибки, которые негативно влияют на темпы внедрения и эффективность создаваемых процессов управления данными. О том, какие это ошибки, как их избежать и на какие вопросы организация должна найти ответы в процессе внедрения Data Governance, в материале, подготовленном для TAdviser, рассказывает Светлана Бова, Chief Data Officer банка ВТБ.

2016: Директорам по данным обещан скорый и бурный карьерный рост

В соответствии с прогнозом аналитиков Gartner, к 2020 г. 15% директоров по данным (Chief Data Officers — CDO) ожидают большие перспективы. Они со временем займут позиции топ-менеджеров — директоров по маркетингу, операционных или генеральных директоров. Как поясняют авторы исследования, организации, решившие ввести в свой штат должность CDO, нацелены на извлечение из нее максимальной прибыли. 30% из общего количества опрошенных директоров по данным ответили, что подчиняются непосредственно гендиректору компании. По мнению руководства таких предприятий, специалисты CDO усиливают конкурентоспособность компании, помогая в стратегическом планировании и принятии важных решений, а также руководя цифровыми бизнес-процессами[3].

«Отдел CDO является оперативным подразделением с квалифицированными сотрудниками, он наделен бюджетом и ответственностью. В 54% из опрошенных нами организаций заявили, что такой отдел сформирован у них полностью или частично. Еще 20% изучают вопрос или планируют создать отдел уже в будущем году. И лишь 19% опрошенных пока не готовы заняться таким подразделением», — рассказала вице-президент Gartner Дебра Логан (Debra Logan).

В качестве основных задач отдела CDO опрошенные называли повышение уровня доверия клиентов (62%), наращивание конкурентных преимуществ (60%) и рост КПД предприятия (54%). 69% участников опроса полагают, что основной задачей директоров по данным должны быть инициативы в области аналитики, 68% — что CDO должны управлять данными на предприятии. Еще по 64% опрошенных полагают, что в обязанности CDO должны входить разработка стратегических задач в компании и обеспечение информационной стабильности предприятия.

Эксперты по большим данным готовы возглавить изменения в компаниях

Поскольку использование данных и аналитики в компаниях постоянно растет, предприятия, игнорирующие поддержку CDO, будут сталкиваться с кризисами. «27% опрошенных указали на угрозы связанных с аналитикой и данными кризисов в качестве причины создания отделов по управлению данными или штатной единицы. 24% опрошенных заявили, что пошли на это по распоряжению совета директоров. Еще 41% — по приказу генерального директора или финансового директора», — рассказал вице-президент Gartner Джейми Попкин (Jamie Popkin).

Аналитики пояснили, что большинство самих CDO для себя определяют две основные обязанности. 67% считают, что их задачей будет возглавить изменения в компании, связанные с созданием и поддержанием систем корпоративных данных и их аналитики. 61% полагает, что им предстоит интегрировать аналитику и данные в стратегию предприятия, его «дорожную карту». Также большинство респондентов отметили, что у них сложились хорошие отношения с ИТ-руководством в компании. Тем не менее, аналитики уточнили, что с ростом полномочий экспертов по большим данным их отношения с директорами по информационным технологиям (CIO) могут испортиться из-за разногласий в стратегическом развитии и приоритете принятия решений.

Как корпоративная стратегия управления данными помогает трансформации бизнеса? TADетали

Необходимость цифровизации бизнеса все чаще подталкивает российские компании разрабатывать свою собственную стратегию управления данными. Впрочем, многим предприятиям тяжело решиться на новый подход к работе с корпоративной информацией из-за устаревшей ИТ-инфраструктуры. Что с этим делать, можно ли реализовать проект своими силами и как Data Governance помогает единению бизнеса и ИТ, помогли разобраться специалисты компании «Крок»: руководитель направления «Системы хранения данных» Владимир Колганов и эксперт практики Big Data Егор Осипов. Читать подробнее

Управление данными

Примечания