2016/03/22 12:48:10

Интервью с директором по информационным технологиям РЖД Евгением Чаркиным

Евгений Чаркин, в декабре 2015 года назначенный директором по ИТ РЖД, рассказал TAdviser о планах и задачах по модернизации ИТ-инфраструктуры компании.

Евгений Чаркин

До вашего прихода в РЖД была построена ИТ-инфраструктура, включающая ИТ-решения от ведущих глобальных и отечественных вендоров, множество прикладных модулей для самых разных бизнес-процессов, как основных, так и поддерживающих. И все, как можно предположить, работает. Какой видится ваша задача? Какую принципиально новую компоненту вы планируете привнести в ИТ?

Евгений Чаркин: Действительно, сделано очень многое. Теперь ИТ-ландшафт компании необходимо гармонизировать, правильно выстроить в плане управления развитием функциональности, ее оптимизации. Дело в том, что зачастую информационные системы в крупной корпорации строятся и развиваются по функциональной вертикали. Моя задача – обеспечить интеграцию огромного количества ИС в единое целое, гармонизировав ИТ-ландшафт. Это связано, в частности, с тем, что часть ИС устарела, их необходимо заменить, некоторую функциональность целесообразно перенести в другие ИС, в том числе с целью импортозамещения и многое другое.

Из принципиально новых направлений совершенствования корпоративной ИС РЖД – тотальная мобильность, причем как внешняя – для пассажиров, так и внутренняя, для сотрудников РЖД. Например, мобильные рабочие места для эксплуатационного персонала, работающего на инфраструктуре – обходчиков и ремонтников, а также и для управленческой мобильности – мобильный документооборот, уход от традиционного формата заседаний.

Какова сегодня ситуация с мобильными клиентскими приложениями? Могут уже сегодня клиенты скачать и установить на смартфон или планшет приложение, чтобы при помощи своего устройства приобретать железнодорожные билеты?

Евгений Чаркин: В конце февраля этого года вышло клиентское приложение под Android, оно уже выложено в Google Play, откуда его можно скачать, установить и пользоваться для приобретения билетов на сайте РЖД. В ближайших планах – довести до ума интерфейс в плане эргономики, обеспечить мультиплатформенность решения, а также расширить функционал. Уже сейчас приложение позволяет не только покупать билеты, но и посмотреть расписание поездов. В будущем количество дополнительных сервисов, которые можно получить на вокзалах и в поездах при помощи персонального мобильного устройства, увеличится.

Остались ли в РЖД самописные системы? Каковы планы на их счет?

Евгений Чаркин: Такие системы есть сейчас, и они останутся в ближайшем будущем. Дело в том, что процессы перевозки пассажиров и грузов уникальны с точки зрения управления. И технологов за пределами РЖД, способных грамотно поставить задачу разработчикам специализированного ПО, попросту нет. Поэтому без самописных систем, то есть без ПО, созданного программистами, работающими в системе РЖД, в сотрудничестве с нашими технологами, не обойтись.

Для решения каких задач используется система расчетов in-memory SAP HANA? Есть ли необходимость в ее замещении отечественными разработками? Есть ли аналогичные отечественные разработки по факту?

Евгений Чаркин: Данная система частично покрывает сегодня ERP-систему и хранилище данных (Business Warehouse), и дает хорошие результаты. В контексте курса на развитие отечественных технологий необходимость в замещении имеется, но проблема в том, что на российском ИТ-рынке по факту в этой области отечественные решения отсутствуют. В особенности с учетом масштаба задач, которые требуется решать в случае РЖД, и комплексного подхода – здесь и аналитики, и экономика, и транзакционная система, и кадры.

Сегодня в структуре РЖД по-прежнему работают несколько региональных дата-центров. Какова программа консолидации вычислительных мощностей, вкратце? Какова сегодня нагрузка на региональные ЦОДы?

Евгений Чаркин: В настоящее время в Екатеринбурге строится резервный ЦОД, его сдача планируется в следующем году. После этого планируется завершить перевод мощностей из нынешних региональных дата-центров в три основных - московский, питерский и екатеринбургский.

В прессе прошли сообщения, что РЖД рассматривает возможность замены SAP на отечественную ERP-систему. Могли бы Вы прокомментировать?

Евгений Чаркин: Решение о переходе с SAP на отечественные разработки не принято. Но мы действительно изучаем отечественные системы «1С» и «Галактика», чтобы оценить насколько они могут удовлетворить РЖД технологически и в плане масштаба, ведь в нашей системе работает более 200 тыс. человек. Случаи внедрения и эксплуатации отечественных ERP-систем такого же масштаба мне неизвестны.

Второй важный момент – необходимость возврата инвестиций. Система на базе SAP работает с конца 90-х, на нее потрачены существенные средства, которые должны принести существенную отдачу. Да и сам продукт SAP был создан с учетом опыта крупнейших мировых компаний, поэтому и отвечает требованиям такой крупной корпорации как РЖД. Поэтому мы, безусловно, будем смотреть в сторону российского производителя, российские технологии нужно развивать, но действовать будем очень внимательно и осторожно. TAdviser выпустил Карту российского рынка цифровизации строительства 25.2 т

Для принятия решения о том, что российское ПО сможет работать на ИТ-ландшафте РЖД, при наших нагрузках и масштабе, нужно провести детальное тестирование и анализ. Именно этим мы сейчас и занимаемся - созданы тестовые стенды, на которых выполняется нагрузочное, функциональное тестирование российских разработок. Решение о потенциале российских разработок, его достаточности для потребностей РЖД, будет приниматься совместно с нашими функциональными заказчиками, то есть бизнес-подразделениями РЖД.

Как организовано взаимодействие ИТ с бизнес-подразделениями?

Евгений Чаркин: На сегодня создан специальный координационный совет, в работе которого участвуют представители ИТ-служб и бизнеса. На этом совете рассматриваются и утверждаются все проекты в области автоматизации, расставляются приоритеты в их реализации.

Есть ли в РЖД система внутренних соглашений о предоставлении уровня ИТ-сервисов бизнесу?

Евгений Чаркин: Внутренние SLA имеются, но пока они общего характера, и определяют интегральную доступность ИТ-ресурсов, время реакции на обращение пользователя и ряд других моментов. В наших планах выйти напрямую на функциональных заказчиков с заключением разных SLA , в зависимости от специфики конкретного подразделения компании – заказчика. И еще одна инициатива, которую мы планируем реализовать в будущем – создать группу по контролю качества предоставления ИТ-сервисов.

Какие глобальные задачи Вы ставите для себя лично?

Евгений Чаркин: Реализовать глубокую оптимизацию ИТ-инфраструктуры, и в результате дать новое качество услуг и бизнесу, и населению. Например, хотелось бы, чтобы Wi-Fi в поездах работал стабильно, а пассажирам предоставлялись удобные и понятные ИТ-сервисы. Внутри компании главная задача – та, о которой мы уже говорили, то есть гармонизация ИТ-ландшафта с позиции дальнейшего устойчивого развития и самой ИТ-инфраструктуры, и бизнеса. Кроме того хотелось бы прорывных проектов на базе облачных технологий и виртуализации. На текущий год стоит задача обновления ИТ-стратегии РЖД, с тем, чтобы реализовать ее в последующие годы.