Android

Продукт
Разработчики: Google
Дата премьеры системы: октябрь 2008 года
Дата последнего релиза: 2015/03/09
Технологии: ОС

Содержание


Android — операционная система для мобильных телефонов, основанная на ядре Linux. Изначально разрабатывалась компанией Android Inc., которую затем купила Google. Впоследствии, Google инициировала создание Open Handset Alliance (OHA), которая сейчас и занимается поддержкой и дальнейшим развитием платформы. Android позволяет создавать Java-приложения, управляющие устройством через разработанные Google библиотеки. Также есть возможность писать приложения на Си и других языках программирования с помощью Android Native Development Kit.

Интерфейс ОС Android в эмуляторе

Версии

Android 2.3 (Gingerbread)

Android 2.3 (Gingerbread), идет на смену Android 2.2 (Froyo) и содержит в себе ряд эволюционных изменений. Основные нововведения - это поддержка новых технологий связи и мультимедийных форматов, расширенные возможности и повышенная производительность в игровых приложениях. Кроме того, улучшен графический интерфейс.

Разработчики игровых приложений отныне могут пользоваться гироскопом, барометром, датчиками вращения, линейного ускорения и гравитации. Благодаря технологии Concurrent Garbage Collection удалось сократить паузы в играх, сделать более плавной анимацию, а благодаря улучшенной обработке событий - сократить нагрузку на процессор. Появилась поддержка форматов VP8 и WebM, а также AAC и AMR Wideband Encoding.

Быстрый ввод текста

Встроенная клавиатура Android изменена и оптимизирована для более быстрого ввода/редактирования текста. Обновлен и дизайн кнопок — теперь нажимать их комфортно даже при высокой скорости набора. Подсказки со словарем упростят ввод, а выбирать символы стало еще легче благодаря поддержке мультитач и комбинаций клавиш.

Выделение в одно касание

Во время просмотра текста или веб-страницы просто нажмите, удержите — и активируется механизм выделения/копирования в буфер обмена. Если в это время провести по экрану, то отобразятся метки для выделения определенного фрагмента.

Улучшенное управление питанием

Операционная система теперь активнее участвует в сбережении заряда батареи. Android 2.3 может самостоятельно закрывать ненужные приложения, освобождая память, ресурсы процессора и, тем самым, продлевая время автономной работы. В настройках теперь можно посмотреть, сколько энергии потребляют компоненты устройства и каждое из открытых приложений. Это позволяет составить более полное представление об энергопотреблении и при необходимости оптимизировать его вручную.

Контроль приложений

В меню «Параметры» операционной системы Android 2.3 существует пункт «управление приложениями», с помощью которого гораздо проще контролировать активность и работу программ. Сразу же после входа пользователю доступен список запущенных процессов с отображением статистики и потребляемых ресурсов. Отсюда же можно просмотреть расширенную информацию, закрыть приложение или связаться с разработчиком.

Новые способы связи

Это целая группа нововведений, открывающая новые возможности взаимодействия Android-коммуникаторов с другими устройствами и пользователей друг с другом.

  • Интернет-телефония. Если у вас есть учетная запись SIP-провайдера, то подключите её к коммуникатору с операционной системой Android 2.3, и вам откроются новые возможности совершения звонков через интернет. Причем, механизмы SIP достаточно глубоко интегрированы в операционную систему: для интернет-номера абонента предусмотрено специальное поле, а кнопка для совершения нового типа звонка находится рядом с традиционной.

  • NFC Near-Field Communications — стандарт связи на небольших расстояниях, добавляющий возможность использования специальных тегов. Например, меток в рекламе, плакатах или стикерах, с которых легко и просто можно считать определенные данные: дополнительную информацию, url-адрес и т.д. Стоит отметить, что технология опирается на конкретные аппаратные возможности коммуникаторов, поэтому её поддержка зависит только от производителей устройств.

Благодаря NFC мобильное устройство можно использовать в качестве кошелька, пропуска или считывать данные с NFC-меток (для этого необходим соответствующий чип в телефоне).

Менеджер загрузок

Android 2.3 предоставляет пользователю легкий доступ ко всем файлам, закаченным из браузера, полученным по электронной почте или из другого приложения. Кроме того, встроенным менеджером могут воспользоваться любые программы, что обеспечит централизованное управление загрузкой и хранением файлов

Камеры

Также новая версия операционной системы позволяет получить доступ к любой камере устройства — основной или фронтальной, если таковая имеется.

Выше представлены лишь изменения, видимые пользователям. Разработчики и просто интересующиеся могут взглянуть на полный список изменений в Android 2.3 на официальном сайте.

Android 2.4 (Ice Cream)

Следующая версия операционной системы Google для мобильных телефонов — Android 2.4 Ice Cream — должна была быть выпущена в июне или июле 2011 года. Указанный срок отвечает графику выхода Android, согласно которому каждый год выходят по два обновления ОС: предыдущая версия, Froyo, была анонсирована в мае 2010 года (а на телефонах появилась летом), а последняя, Gingerbread, представлена в декабре 2010 года. В январе Google также анонсировала вариант Android для планшетных компьютеров — Honeycomb, но как указывают на Pocket Lint, этот вариант ОС вряд ли будет применяться на мобильных телефонах.

Android 3.0 (Honeycomb)

Ведущий дизайнер новой версии мобильной операционной системы Android 3.0 (Honeycomb) Матиас Дюарте рассказал о некоторых ее возможностях. Первоначально перед командой разработчиков Honeycomb была поставлена задача адаптации системы к работе на планшетных компьютерах, пояснил Дюарте. Однако изменения, внесенные в ходе разработки, сделали систему более гибкой и подходящей не только для планшетов, но и для устройств практически всех возможных форм-факторов. Интерфейс системы больше не зависит от наличия в устройстве аппаратных клавиш. На базе Honeycomb можно сделать даже устройство, в котором не будет не только аппаратных, но и экранных клавиш — оно будет целиком управляться жестами. Разработчики Honeycomb стремились обеспечить удобство работы с системой как на коротких, так и на длинных промежутках времени — и в мобильном, и в стационарном режиме, когда устройство находится дома или на рабочем месте.[1]

Во время конференции I/O старший вице-президент Google по мобильным технологиям в мае 2011 года Энди Рубин (Andy Rubin) открыто заявил, что компания не собирается публиковать исходные тексты ориентированного на планшетные ПК релиза операционной системы Android 3.0 Honeycomb. Причина состоит в том, что в этом релизе нарушена функциональность, связанная с мобильными телефонами. Google опасается, что, если опубликовать исходные тексты в текущем виде, то производители оборудования тут же начнут создавать недостаточно качественные смартфоны на основе Honeycomb, что негативно скажется на репутации Android. Таким образом, разработчикам и производителям оборудования, желающим получить исходные тексты Android, придется ждать публикации следующего релиза Ice Cream Sandwich, выход которого ожидается в конце 2011 г.

Энди Рубин пояснил позицию своей компании в отношении взаимодействия с сообществом следующими словами: «Открытый код отличается от разработки в стиле сообщества. Для Android не важна сторона, связанная с разработкой в стиле сообщества, но важна та сторона, которая связана с открытым кодом. Все, что мы делаем, в конечном счете публикуется в OpenSource-репозитории», – говорит Рубин.

Существует ряд причин, по которым Google не заинтересована в том, чтобы передавать контроль над развитием платформы в руки сообщества: «Мы создаем платформу, а не приложение, – говорит Рубин. – Разработчики совершенствуют API и устраняют ненужные API, они постоянно добавляют новую функциональность. Когда мы создаем новые API, то, на мой взгляд, процессы, принятые в сообществе, не работают. Очень трудно определить, когда ты уже закончил работу, трудно отличить релиз от бета-версии», – объясняет Рубин. Кроме того, чрезмерная открытость в разработке привела бы к тому, что производители оборудования на базе Android создавали бы устройства, которые были бы несовместимы между собой с точки зрения разработчиков приложений. Это бы в еще большей степени усугубило проблему несовместимости между различными версиями Android на разных устройствах, которая и без того делает разработку Android-приложений более проблематичной по сравнению, например, с приложениями для iPhone.

Android 3.1

Одна из главных проблем Android решена (по крайней мере отчасти) самым непосредственным образом — выпуском Android 3.1. С 11 мая 2011 года эта версия устанавливается на планшеты Motorola Xoom. Android 3.1, заменяющая перспективную, но недоработанную версию Android 3.0 (Honeycomb), предназначенную для планшетов, исправляет многие ее ошибки и загадки пользовательского интерфейса, которые мешали продажам разработанного в Motorola Mobility планшета Xoom. pcweek

Android 3.1 облегчает переключения через интерфейс пользователя как внутри системы, так и между стандартными приложениями, сообщает Google. Например, оптимизировано переключение между Launcher и списком приложений. Цвет, позиционирование и текст доработаны ради облегчения их восприятия. Теперь интерфейс обеспечивает четкую обратную связь, утверждает корпорация. Кроме того, отныне пользователи могут настраивать продолжительность прикосновения к экрану.

Среди других исправлений пользовательского интерфейса следует упомянуть о том, что находящаяся на системной панели кнопка Home теперь открывает последний использовавшийся домашний экран. А при обращении к внутренней системе хранения показывается объем, занимаемый более широким набором типов файлов, сообщает Google. Список недавно запускавшихся приложений Recent Apps можно расширить. Пользователи получили возможность пролистывать его и видеть пиктограммы всех находящихся в процессе выполнения задач и недавно использовавшиеся приложения, утверждает корпорация.

Помимо этого теперь можно менять размеры виджетов домашнего экрана, перетаскивая их границы. Их можно даже расширить за счет добавления нового контента, если виджет его поддерживает.

Что касается аппаратной части, то Android 3.1 стала поддерживать хост USB, а также автоматически обнаруживать оборудование, что позволяет поддерживать больше различных подключаемых через порт USB устройств. Теперь пользователи могут подключить `внешнюю клавиатуру или мышку практически любого типа`. Добавлена поддержка игровых консолей и джойстиков для ПК с интерфейсом USB или Bluetooth, сообщает корпорация.

API-интерфейс Android Open Accessory

Одновременно с Android 3.1 был анонсирован набор инструментов для разработки приложений (application development kit, ADK) Android Open Accessory, позволяющий любому подключенному к порту USB аксессуару с нужным API-интерфейсом взаимодействовать с устройствами под управлением Android 3.1. Этот набор поддерживает также Android 2.3.4.

ADK использует улучшенную поддержку USB в Android 3.1 и Android 2.34 и помогает разработчикам создавать подключаемые через этот порт периферийные устройства для Android. При этом устройство под управлением Android выполняет функции хоста USB.

Набор эталонного проектирования аппаратуры для API-интерфейса будет базироваться на платформе гаджета с открытым исходным кодом Arduino. Таким образом, во всяком случае, на первых порах все внешние устройства должны использовать эту популярную платформу микроконтроллера.

Помимо новых API-интерфейса для порта USB и ADK появились такие предназначенные для разработчиков особенности, как улучшенная поддержка внешних видеокамер и потокового аудио. Повышена производительность, для чего использовано несколько приемов, включая новый `класс кэша LRU`, утверждает Google.

Wi-Fi продолжает работать после выключения устройства

В Android 3.1 появилась возможность изоляции сети Wi-Fi, после чего соединение Wi-Fi поддерживается даже при отключении экрана устройства. Это позволяет пользователям долго `слушать музыку и просматривать видео, передаваемые непрерывным потоком, а также пользоваться голосовыми сервисами, даже когда все прочие функции устройства отключены`, сообщает Google.

В подобных ситуациях новая функция Preferred Network Offload (PNO) экономит заряд батарей, утверждает корпорация. Среди других усовершенствований, относящихся к сетям Wi-Fi, следует назвать возможность создания HTTP-посредника для каждой точки доступа Wi-Fi.

Усовершенствован также ряд приложений. Обновлен Browser и переработан его пользовательский интерфейс Quick Controls, который предоставляет пользователям возможность просматривать пиктограммы открытых вкладок, а затем закрыть активную вкладку. Сообщается, что данная функция обеспечивает также вызов меню для мгновенного доступа к настройкам. Browser поддерживает CSS 3D, анимацию и стандарты фиксированного позиционирования CSS. Кроме того, в него встроен проигрыватель видеоконтента HTML5, информирует Google.

Из других улучшений можно упомянуть обновление Gallery, появление поддержки протокола Picture Transfer Protocol (PTP), Calendar с более крупными клетками. В приложении Contacts якобы усовершенствован поиск. Кроме того, при ответе на сообщение в формате HTML или его пересылке приложение Email отправляет его в двух форматах — текстовом и HTML — как состоящее из нескольких частей сообщение MIME, сообщает корпорация.

Ничего не было сказано о том, когда Android 3.0 или 3.1 появится в виде открытого исходного кода. В марте Google отложила это событие на неопределенный срок.

Однако многие проблемы Honeycomb, на которые обратили внимание специалисты в своих отзывах, в новом релизе не решены. К их числу принадлежит ошибка рендеринга изображения, которая хорошо заметна в приложении Gallery, когда изображения выглядят расплывчатыми и лишенными деталей в отличие от исходных.

Эксперты отмечают также, что плохо реализованная кнопка возврата по-прежнему закрывает приложения вместо того, чтобы переводить их в фоновый режим.

Android 4.0 (Ice Cream Sandwich)

На презентации Samsung и Google в октябре 2011 года был представлен не только флагман Samsung Galaxy Nexus, но и сама операционная система от Google - Android 4.0 Ice Cream Sandwich.

Android Ice Cream Sandwich получил новый дизайн. Измения коснулись практически всех всех элементов дизайна, более того - в соответствие к новому пользовательскому интерфейсу под названием ROBOTO теперь приведены все виджеты и официальные приложения от Google. Вероятно это часть стратегии приведения всех сервисов Google к единому интерфейсу, о которой в компании заявляли накануне презентации.

Новый экран блокировки в ICS выглядит лаконично, разблокировка производится при помощи кольца с замком, потянув за которое можно разблокировать устройство или получить доступ к часто используемым функциям - фотосъемке, сообщениям.

Встроенные виджеты в Android 4.0 поддерживают масштабирование, практически все они подверглись косметическим изменениям. Кроме виджетов во встроенном рабочем столе (launcher'е) появилась поддержка папок - достаточно перетащить иконки программы одна на другую, доступен предпросмотр содержимого папки, размер пространства папки изменяется в зависимости от количества приложений в ней.

Важным отличием является также поддержка виртуальных сенсорных клавиш в нижней части экрана - ранее они использовались только в планшетной версии Android Honeycomb, теперь они будут присутствовать в Android 4.0 повсеместно. Очевидно это шаг в сторону универсальности пользовательского опыта при использовании планшетов или коммуникаторов на Android. Новая система оповещений в ICS обзавелась поддержкой вывода иконок приложения и фотографий пользователей (в случае оповещения о звонках или IM-клиентов).

Клавиатура в Android 4.0 теперь поддерживает голосовой ввод - достаточно нажать на иконку микрофона. Возможно это повысит популярность голосового ввода от Google, который раньше был доступен в виде отдельного приложения, и мог быть активирован, например, в Google Translate.

Ещё одна новинка - разблокировка устройства при помощи фронтальной камеры, методом распознавания лица владельца устройства.

Большим изменениям подвергся также браузер в Android - он получил новый интерфейс, поддержку синхронизации вкладок с браузером Google Chrome, полноэкранный режим. Вместе с браузером обновились практически все приложения от Google - в частности почтовая программа Gmail получила возможность оффлайнового поиска писем. В приложении Календарь расширена поддержка жестов.

Новый интерфейс получила также фотокамера и фотогалерея. Информация про встроенный фоторедактор подтвердилась, кроме этого фотокамера получила ряд новых режимов съемки - панорамный (одним нажатием), timelapse, и новые функции при съемке видео. Расширена возможность отправить фотографию (без обработки или после применения фотофильтров) в социальные сети и облачные сервисы хранения информации).

Приложение Контакты (Люди) теперь интегрировано с социальной сетью Google+ (клиент Google+ также обновился и теперь позволяет проводить видеоконференции) и поддерживает вывод больших фотографий контактов в новом виде. Интеграция коснулась также таких моментов как поддержка вывода высококачественной фотографии абонента при звонке, поддержка загрузки фотографии контакта из социальных сетей, возможность просмотра истории сообщений с контактом прямо из приложения.

Нужно сказать что этот режим и концепция приложения очень напоминает решение применяемое в операционной системе Windows Phone. При помощи технологии NFC теперь можно передать информацию на другой Android-смартфон (оснащённый NFC-чипом) просто приблизив их достаточно близко друг к другу. Новая возможность получила название Android Beam.

Информации про сроки обновления до Android 4.0 для выпущенных ранее коммуникаторов пока не поступало, равно как и информации про доступность исходных кодов в рамках Android Open Source Project.

Подробнее о новых функциях Android 4.0 Ice Cream Sandwich и о новой информации о его релизе читайте сегодня на протяжении дня в нашем блоге R2-D2: Android с пользой.

Android 4.1 (Jelly Bean)

Интерфейс в этой версии будет работать быстрее и более плавно по сравнению с Ice Cream Sandwich. Проект по улучшению скорости работы графического интерфейса называется Project Butter, смысл которого - заставить центральный процессор, графические ядра и дисплей работать в тандеме, за счет технологии тройной буферизации. Согласно Google, данный подход позволил достичь скорости прорисовки 60 к/с.

Также была улучшена вертикальная синхронизация и повышена скорость отклика сенсорного экрана, который, как пишет PocketNow, теперь "предугадывает" последующие нажатия, заранее обрабатывая возможные действия. Кроме того, для того чтобы быстрее отреагировать на нажатие тогда, когда процессор находится в режиме ожидания (экономя заряд), система будет посылать ему "входящий импульс", за счет которого чип будет просыпается быстрее.

Android 4.2

В 4.2 "из коробки" появилась возможность размещать виджет-элементы на экран блокировки. Ранее такая функция, которую озаглавили словом Daydream (грезы, мечты), была доступна только тем пользователям, которые решились установить соответствующие специальные приложения. Новая версия Android 4.2 без дополнительных надстроек способна воспринимать набор текста в режиме, который известен большинству пользователей как Swype, то есть без отрыва пальцев от сенсорного экрана. В новой системе эта фича называется Gesture Typing.

Помимо этого, оригинальное приложение для создания и редактирования фотографий в Android обучили делать сферические фотопанорамы (функция Photo Sphere). Также теперь со смартфонов и планшетов под управлением Android 4.2 можно передавать потоковое видео с YouTube на телевизионные устройства с поддержкой технологии Miracast. Что касается функций, специально разработанных для планшетов, то здесь особо выделяется возможность работы с гаджетами под несколькими аккаунтами. Каждый пользователь может использовать один и тот же планшет со своими личными настройками. Эта функция не доступна пользователям Android 4.2 на смартфонах.

Умная экранная заставка

Программа Daydream в Android 4.2 — это умная экранная заставка. В этом качестве можно будет использовать слайд-шоу, заголовки новостей, и т. п.

Безотрывный ввод

Вы используете Swype — популярную программу, заменяющую стандартную клавиатуру? Если да, то в новой версии ОС вы найдете аналогичные функции Gesture Typing, улучшающие стандартную экранную клавиатуру. Возможно, это не совсем то, что заставит убежденных пользователей Swype отказаться от своей любимой виртуальной клавиатуры, но многие пользователи стандартной клавиатуры откроют для себя более удобный способ набора текста.

Miracast: проигрывание фильмов с планшета или смартфона на ТВ-экране

Apple недавно представила AirPlay Mirroring для iOS 5 и Mac OS X `Горный лев`. При помощи этой функции вы можете передавать изображение с экрана своего планшета на телевизор с подключенной приставкой Apple TV. Android 4.2 позволяет делать то же самое с любым телевизором, DVD-плеером или другим устройством, поддерживающем Miracast.

Miracast — торговая марка технологии прямого подключения WiFi Direct (или WiDi). Это протокол, совместимый с 802.11n и предназначенный для подключения внешнего экрана. Имея сетевой адаптер, поддерживающий Multicast, вы можете передавать ТВ-шоу и фильмы с планшета или смартфона на телевизор. Адаптеры Miricast появятся в продаже в ближайшем квартале.

Поддержка многопользовательского режима

В планшетах на Android 4.2 (но не в смартфонах) появится многопользовательский режим. Каждый пользователь может создать личный профиль с собственными персонифицированным настройками. Это означает, что вы можете сконфигурировать домашний экран, подложку, виджеты, приложения и игры по собственному усмотрению. Можно настроить систему так, чтобы для переключения на другого пользователя нужно было выйти из системы и зайти заново, а можно переключаться просто по нажатию определенной кнопки.

Почему же эта возможность отсутствует в версии ОС для смартфонов? Неизвестно. Ходят слухи, что это сделано, дабы избежать патентного спора с Nokia с ее многопользовательским интерфейсом в смартфонах. Возможно, в этом есть здравое зерно, но, поскольку многопользовательский режим существует в мире вычислительной техники аж с 60-х годов, я склонен полагать, что Google, скорее всего, не сделал эту возможность в смартфонах в силу отсутствия спроса. Люди без проблем одалживают друг другу планшеты, но значительно менее охотно обмениваются смартфонами.


Android 4.3

Поддержка Bluetooth Smart (Bluetooth Low-Energy) позволит подключать к Android-устройствам различные медицинские датчики и другие подобные приспособления. По мнению разработчиков, стандарт Bluetooth Smart даёт новые возможности в области фитнеса, медицины, картографии, измерения расстояний и так далее. Дополнительно отмечается поддержка профиля Bluetooth AVRCP 1.3 для организации управления мультимедийными устройствами через Bluetooth.

Кроме того, в новой версии Jelly Bean появилась функция автозаполнения в номеронабирателе — когда пользователь вводит номер, а устройство в автоматическом режиме предлагает имеющиеся номера абонентов. Пользователи заметят обновленное приложение камеры (оно уже присутствует в Google Play в версиях Samsung GALAXY S4 и HTC One). Добавятся и новые опции в настройках. К примеру, одна из них позволит приложениям включать Wi-Fi на короткое время, чтобы определить местонахождение (в случае надобности), не заставляя пользователя делать лишние движения.

Как утверждает Google, Android 4.3 улучшает производительность приложений, делая их более быстрыми, плавными и эффективными, а также приносит ряд новых API для разработчиков. Кстати, значительное число нововведений в новой версии платформы Google предусмотрела именно для разработчиков. Прежде всего следует сказать о поддержке стандарта OpenGL ES 3.0 и расширений EGL на уровне ОС. Помимо этого разработчики приложений получат средства для полного контроля приложений над уведомлениями, выведенными в статусной области, API для доступа ко встроенному кодировщику видео VP8, улучшенные инструменты профилирования, в том числе возможность отслеживания нагрузки на GPU в виде графиков, выводимых поверх экрана и др.

В Android 4.3 также продолжена оптимизация функционирования служб определения местоположения. Например, устройства с аппаратной поддержкой Geofencing службы Google Play смогут использовать преимущества этой оптимизации для экономии заряда батареи при перемещении устройства. Также появился специальный режим работы Wi-Fi, в котором устройство сканирует сети для улучшения точности определения местоположения, но при этом не подключается к ним. Пользователи могут включить режим в расширенных настройках Wi-Fi. Появилась и поддержка новых сенсоров.

Доработан в новой версии Android и браузер Chrome, который научился автоматически переводить страницы с разных языков. Некоторые изменения появились и в других стандартных приложениях Google, предустановлен чат Hangouts с возможностью группового видеочата.

Android 4.3 Jelly Bean предустанавливается на новую модель планшета Nexus 7. В ближайшее время эта версия Android будет доступна в виде OTA-обновления (по воздуху) и для устройств Nexus 7 первого поколения, а также для смартфонов Nexus 4, Nexus 10 и Galaxy Nexus HSPA+.

Android 5.0 (Lollipop)

20 октября 2014 года Google сообщила о выходе новой версии мобильной платформы Android 5.0, она получила название Lollipop («леденец»)[2].

Google продолжила традицию и присвоила новой версии Android название сладости в алфавитном порядке (предыдущий релиз Android 4.4 называется KitKat).

Image:Android_5.0_Lollipop_2014.jpg

В релизе Lollipop много новшеств, главным из которых считается оформление под названием Material Design. Google насытила Lollipop анимацией. Система масштабируется на устройства с различным разрешением дисплеев. В платформе предусмотрена функция Pallete, она поможет разработчикам автоматически определять цвета на изображении и подстраивать к ним интерфейсы. Посредством графической технологии Android Extension Pack в Lollipop обеспечена поддержка тесселяции, вычислительных и геометрических шейдеров и сжатия текстур ASTC на современных однопроцессорных системах Nvidia Tegra K1.

Значимое программное нововведение - новая эффективная среда исполнения приложений ART (Android Run Time). Эта виртуальная машина пришла на смену Dalvik и предлагает улучшенную производительность операционной системы и приложений, полную поддержку 32- и 64-разрядного исполнения на архитектурах x86, ARM и MIPS. За счёт перехода на ART ускорится запуск приложений и повысится общая энергоэффективность платформы. В новой версии Android предусмотрена функция сохранения заряда аккумулятора, которая, согласно Google, продлит время работы устройства на 90 минут. Пользователь может наблюдать, какое количество времени осталось до того, как устройству потребуется зарядка, а при подключении к сети — сколько времени пройдёт до полного заряда аккумулятора.

Система уведомлений, достаточно развитая и в предыдущих версиях Android, предоставляет больше возможностей в Lollipop. Она помогает просматривать и отвечать на сообщения непосредственно на экране блокировки и устанавливать фильтры на отображаемые сообщения. Система доработана так, что входящие вызовы не будут приостанавливать просмотр фильма или игру - можно быстро отклонить вызов. Список приложений, которые могут отправлять уведомления, настраивается.

На одном устройстве система будет поддерживать несколько пользовательских аккаунтов и режим гостевого доступа. На всех новых устройствах с Lollipop по умолчанию будут включены шифрование данных и система контроля доступа SELinux. Предполагается, что эти меры смогут противостоять вредоносному ПО, уязвимостям в программном коде и утечкам конфиденциальных данных в случае кражи устройства. Уменьшены задержки при воспроизведении аудио, внедрена поддержка многоканального звука, вплоть до формата 7.1. Поддерживается стандарт USB Audio, теперь к устройству можно подключать совместимые микрофоны, акустику, усилители с ЦАП, микшеры и прочее.

Поддерживается графическая библиотека OpenGL ES 3.1 с новыми возможностями написания шейдеров, режимов отрисовки, сглаживания, тесселяции и т. д. Появилась поддержка YUV и Bayer RAW, захват кадров полного разрешения с частотой 30 кадр/с и запись в метаданные шумовых характеристик и оптической информации. Поддерживается видеокодек High Efficiency Video Coding (HEVC H.265), воспроизводящий 10-разрядное видео в разрешении 4K, туннельное декодирование видео снижает энергопотребление при просмотре.

ОС переведена на 68 языков. Добавлены 15 новых переводов. Внимание уделено людям с ограниченными возможностями: можно увеличить контрастность текста, инвертировать цвета, настроить цветовую гамму.

Предполагается, что в ноябре 2014 года будет выпущена финальная версия Android 5.0 Lollipop.

Android 5.1

10 марта 2015 года стало известно о выпуске компанией Google версии ОС Android 5.1 Lollipop.

Основные нововведения, о которых сообщила компания - возможность работы с двумя SIM-картами, появление опции HD Voice и новая система защиты смартфона и системы Device Protection[3].

Поведение телефона с множественными SIM-картами, 2015

HD Voice расширяет частотный диапазон передаваемого звука, в результате чего повышается качество передачи голоса, улучшается распознаваемость ряда звуков, например, «С» и «Ф», «М» от «Н», «П» от «Т». Важным условием является необходимость поддержки данной опции смартфонами обоих абонентов и поддержка HD Voice со стороны оператора сотовой связи.

Функция Device Protection блокирует смартфон или планшет в случае кражи или потери, делая его фактически бесполезным до тех пор, пока настоящий владелец не пройдет верификацию Google-аккаунта на этом устройстве и не снимет программную блокировку.

Еще одно изменение: аппаратное шифрование данных. На 12 марта 2015 года оно заявлено для аппарата Nexus 6. В Android 5.0 предлагается специальный режим, в рамках которого системный раздел может быть зашифрован. Это значительно повышает надежность, но снижает скорость работы. Аппаратное шифрование должно устранить недостаток со скоростью.

Полный список изменений в ОС превышает 14 тыс. Это все исправления в работе ядра и других внутренних модулей системы, они сказываются на общей стабильности работы системы: оптимизация использования оперативной памяти, улучшение энергоэффективности системы.

В Android 5.1 исправлено неожиданное закрытие некоторых приложений, устранена проблема перегрева устройств при использовании Wi-Fi[4].

Дата выхода Android 5.1

В начале февраля 2015 год в Индии и Индонезии появились в продаже первые смартфоны серии Android One, на которых установлена Android 5.1. Официального представления системы никто не сделал, хотя устройства поступили в продажу, а очень скоро с них выложили скриншоты и видео.

Файл:Version-Android-5-1.jpg

Скриншот устройства, 2015

Сразу после этого Google выложила сборки Android 5.1 для Nexus 5, Nexus 6 и Nexus 9.

В течение 2015 года Android 5.1 будет устанавливаться на новые смартфоны от других производителей, но вряд ли стоит ожидать появления версии 5.1 на всех устройствах раньше лета 2015 года, делают вывод обозреватели рынка, а к тому моменту выйдет Android 5.2.

Android 5.1 - не очень значительное обновление, получившее смену минорной версии по той причине, что Google пришлось добавлять новый функционал и улучшать интерфейс. При этом ничего существенного в системе не появилось, что подчеркивается сохранением кодового имени – Lollipop.

Устройства

Первым устройством, работающим под управлением Android, стал разработанный компанией HTC смартфон T-Mobile G1, презентация которого состоялась 23 сентября 2008 года. Вскоре последовали многочисленные анонсы других производителей смартфонов о намерении выпустить устройства с Android.

Кроме того, энтузиасты портировали Android на ряд известных устройств, среди которых, например, интернет-планшет Nokia N810, смартфон HTC Touch и фоторамка. Также известны случаи успешного портирования на компьютеры архитектуры x86.

Отдельного упоминания достойна инициатива компании Koolu, которая занялась не только портированием Android на Neo FreeRunner, но и строит свой бизнес на продаже этих OpenSource-смартфонов с предустановленной мобильной платформой Google. Первый официальный и общедоступный бета-релиз порта Android на Neo FreeRunner от Koolu состоялся во второй половине декабря 2008 года.

Android 5

Корпорация Google может выпустить следующую, пятую версию мобильной платформы Android, под кодовым именем Jelly Bean, во II квартале 2012 г. (апрель-июнь), сообщает DigiTimes со ссылкой на тайваньских производителей.

Выпустив новую версию Android в первой половине года, Google заранее подготовится к борьбе за мировой рынок планшетов с Microsoft и ее Windows 8, поясняет издание. В IV квартале 2011 г. платформе Android принадлежало 39% рынка планшетов, а Windows - 1,5%, согласно Strategy Analytics. Android 5.0 будет еще больше оптимизирован для планшетных компьютеров. Ожидается, что новая операционная система будет играть две роли: основной ОС на планшетах и второстепенной ОС на планшетах, работающих под управлением Windows 8. Вендорам будет предложена соответствующая опция. Планируется сделать так, чтобы переключаться между Windows и Android пользователи смогли без перезагрузки устройства.

С помощью Android 5.0 корпорация Google также вновь попытается заполучить некоторые позиции на рынке дешевых ноутбуков, добавляют источники. Компания пыталась сделать это с Chrome OS, но потерпела фиаско.

Android Key Lime Pie

Сайт The Verge со ссылкой на надежные источники сообщает, что ориентировочно в 2013 году выдет очередная версия Android — как всегда, со «сладким» кодовым именем: Key Lime Pie («лаймовый пирог»). Никакие другие сведения об этой версии не сообщаются.

Напомним, что текущая официальная версия платформы Android — Ice Cream Sandwich («вафельное мороженое»), доступна еще не на всех Android-фонах, а следующая, Jelly Bean («желейная конфета»), которая предназначена для планшетов, по слухам, должна появиться к нынешнему лету.

Показатели успеха

2012

По данным исследования компании ComScore, устройства на базе Android занимают 50,1% рынка США. На втором месте смартфоны на базе iOS — 30,2% всего рынка, третье место в этом рейтинге смартфоны на платформе компании RIM, выпускающая смартфоны под брендом BlackBerry — 13,4% рынка. Далее следуют операционные системы Windows Phone и Symbian, занимающие 3,9% и 1,5% рынка соответственно.

Большой популярностью у американцев пользуются устройства Samsung, производитель занимает 25,6% рынка смартфонов. На втором месте компания LG, занимающая 19,4% рынка мобильных устройств. На долю Apple приходится 13,5%. Ей практически не уступает Motorola, у которой этот результат меньше на несколько десятых — 12,8%. Замыкает первую пятерку тайваньская HTC, у которой 6,3% рынка.

2011

В октябре 2011 года компания ABI Research открыла данные объёма загрузок приложений для различных мобильных платформ по итогам второго квартала 2011 года[5].

Image:Мобильные ОС по объему загрузок приложений 2 кв 2011.jpg Объём загрузок мобильных приложений для различных платформ во 2-м квартале 2011 г. (данные ABI Research).

В лидеры рейтинга, как сообщается, вышла операционная система Android: в общем объёме скачиваемых программ доля приложений для этой платформы составила 44%. Для сравнения: в конце первого квартала этот показатель не превышал 35%.

Apple iOS, напротив, сдаёт позиции: если по итогам первой четверти 2011-го эта операционная система по количеству загружаемых приложений занимала первое место с долей более 40%, то теперь она вторая с результатом в 31%.

Замыкают тройку программные платформы Nokia, доля приложений для которых в общей массе загрузок во втором квартале равнялась приблизительно 10%.

Аналитики полагают, что в 2011 году в целом количество скачиваний мобильных приложений достигнет 29 млрд против 9 млрд в 2010-м.

2010

В 2010 г. за первые 5 месяцев - по май доход с Android составил $132,1 млн, включая $26,8 млн с рекламы и $1,6 млн с приложений. Еще $103,7 млн компания заработала со смартфонов Nexus One, к продажам которых в январе того же года приступила самостоятельно.

По данным Gartner, платформа Android во 2-м квартале 2010 г. стала третьей по популярности на мировом рынке, обогнав IOS, и первой по популярности на рынке США, на котором обогнала не только платформу, разработанную Apple, но и платформу BlackBerry OS. Аналитики прогнозируют, что к 2012 г. Android станет второй по популярности в мире платформой для смартфонов.

Японский рынок, несмотря на форс-мажорные обстоятельства, в которых оказались производители и ритейлеры в связи с землетрясением 11 марта 2011 года, оказался благодатным для всех, кто поставил на операционную систему Google Android. Согласно исследовательской компании MM Research Institute ОС Android заняла 57 % рынка смартфонов страны восходящего солнца в 2010 году, по сравнению с 38% долей, полученной смартфонами iPhone. Для высоко почитаемого в Японии Apple iPhone это серьезное снижение - с 72 %. Другие платформы тоже потеряли на росте популярности "зеленого человечка". Так, доля финской Nokia и канадской Research in Motion оказалась меньше 5 %. Android растет за счет сокращения доли других производителей не только в Японии, но и по всему миру, согласно последнему отчету comScore.

2009

За 2009 г., то есть за первый полный год присутствия Android на рынке, выручка Google с платформы достигла $16,8 млн, из них: $15,7 млн с рекламы, которую Google размещала в приложениях, и $1,1 млн с продажи самих приложений.

Безопасность Android

Trend Micro 2012 Annual Roundup и Mobile Security

Согласно отчетам Trend Micro, посвященным исследованиям тенденций киберугроз и безопасности мобильных устройств (Trend Micro 2012 Annual Roundup и Mobile Security), в 2012 г. круг целей хакеров существенно расширился и теперь включает не только ПК, но и устройства под управлением Android, социальные СМИ и даже платформы Mac OS X. В частности, менее чем за три последних года численность вредоносных программ только для Android сравнялась с количеством вредоносного ПО для Windows, созданного за 14 лет. Согласно прогнозам Trend Micro, число угроз для пользователей Android уже в этом году преодолеет отметку – 1 млн.

По оценкам Trend Micro, на конец 2012 года число угроз для платформы Android составило 350 тыс. За три года для ОС Android появилось такое же количество вредоносных программ, как для ПК за четырнадцать лет.

2012 год ознаменовался также тем, что хакеры сместили фокус своих атак с ОС Windows на Java и уязвимости в других системах. В частности, мы стали свидетелями первой широкомасштабной атаки на Mac OS.

Английский и русский занимают лидирующие позиции в списке 10 самых популярных языков спам-сообщений; Индия возглавляет мировой рейтинг «поставщиков спама».

Социальные сети привлекают повышенное внимание киберпреступников. Многие пользователи сами подвергают себя риску, проявляя излишнюю откровенность при общении в Интернете и размещая на своих страницах в социальных сетях информацию, которой могут воспользоваться злоумышленники.

2012 год ознаменовался рядом изощренных APT-атак, таких как Luckycat, Taidoor, IXESHE и др.

Вместо «выдумывания» новых атак злоумышленники начали осваивать профессиональные методы разработки программного обеспечения. Эксплойты Blackhole (BHEK), системы автоматического перевода денежных средств (ATS) и программы-вымогатели были усовершенствованы и снабжены новым функционалом с помощью технологий разработки, которыми гордился бы любой производитель коммерческого ПО . Рост числа угроз для мобильных систем и устройств — это ключевая тенденция эпохи пост-PC. За последние три года для платформы Android появилось столько же вредоносных программ, сколько было создано для ПК за 14 лет. Кроме того, лишь 20% пользователей устройств на базе Android используют приложения для обеспечения безопасности. По состоянию на конец 2012 г. число угроз для этой относительно новой мобильной платформы достигло 350 тысяч; согласно прогнозам Trend Micro, в 2013 г. число вредоносных приложений для Android может увеличиться до 1 млн.

Вредоносное ПО для Android

Аналитики Juniper Networks в мае 2011 года опубликовали результаты своего нового исследования, посвященного изучению потенциальных угроз для мобильных устройств. Согласно полученным данным, с лета 2010 года количество вредоносного ПО для Android увеличилось на 400%. Кроме того, сообщается, что за этот период мобильные устройства, принадлежащие как компаниям, так и частным лицам, подверглись рекордному числу угроз, в том числе и целевым атакам по сетям Wi-Fi.

Крайнее беспокойство вызывает обнаруженный в ходе исследования факт, что более всего распространению вредоносного ПО способствуют загружаемые на мобильные устройства приложения. Однако, несмотря на растущее число угроз для Android, большинство пользователей по-прежнему пренебрегают защитой и не считают нужным устанавливать на свой гаджет какой-либо антивирус.

Немецкие ученые из Ульмского университета провели исследование, в котором доказали уязвимость подавляющего большинства мобильных устройств на базе Android. Она связана с применением идентификационного протокола ClientLogin. При введении пользователем данных для идентификации на защищенных паролем сервисах, создается цифровой ключ (authToken), передаваемый в виде простого текстового файла, который может быть перехвачен. Благодаря этом злоумышленник может, например получить полный доступ к календарю, контактным данным, или частным веб-альбомам пользователей Google и просматривать, изменять или удалять любые контакты, события календаря, или частные фотографии, пояснили ученые. Кроме того, можно незаметно изменить адреса электронной почты начальника своей жертвы или деловых партнеров с целью перехватывания писем, содержащих важную или конфиденциальную бизнес-информацию. Поскольку период действия authToken длится до двух недель, в докладе отмечается, что злоумышленник может собирать их в больших масштабах, используя для этого небезопасные беспроводные точки доступа, расположенные в общественных местах. Исследователи призывают Google ограничить срок действия authToken, а также отказаться от использования небезопасных соединений для протокола ClientLogin. ***

В России инфицировано 18% устройств на платформе Android

В 2012 г. количество атак на мобильные устройства, работающие под ОС Android, увеличилось по сравнению с 2011 г. более чем вдвое. Годовой прирост вредоносного ПО для мобильных устройств составил 163%.

Исследователи производителя средств защиты NQ Mobile в 2012 г. обнаружили 65227 новых блоков кодов вредоносного ПО, ориентированного на мобильные платформы, тогда как в 2011 г. — всего 24794 блока. Среди этого «моря» хакерских продуктов 94,8% предназначены для атак на платформу Android, и только 4% — на открытую ОС Symbian. По данным NQ Mobile, в 2012 г. было инфицировано более 32,8 млн Android-устройств (для сравнения: в 2011 г. — только 10,8 млн), а рост за год составил 200%.

Первенство среди инфицированных устройств — у Китая, там заражено 25,5% от всего объема проданных в этой стране Android-устройств. На втором месте — Индия (19,4%), на третьем Россия (17,9%). За ними следуют США (9,8%) и Саудовская Аравия (9,6%). Данные NQ Mobile свидетельствуют, что средства защиты установили 53% американских пользователей Android-устройств.

По составу вредоносные коды в 2012 г. оказались не очень разнообразны: 65% представляли собой так называемые потенциально опасные программы (эксплойты, шпионское ПО, проникающая реклама и Трояны), 28% — программы-сборщики, извлекающие персональные данные, а 7% — коды, заставляющие устройство функционировать необычным образом.

Основным способом внедрения вредоносных кодов в 2012 г. стало App Repackaging (добавление строк кодов в легальные приложения и перегрузка приложения с кодом на сторонние сайты продаж), а также Smishing («обманки»), которые представляют собой псевдо-ссылки, вызывающие переключение управления ОС на загрузку приложения с вредоносными кодами или на опасный web-сайт. Еще один метод заражения — использование вредоносного URL-адреса, перенаправляющего браузер с подлинного сайта на его клон, чтобы извлечь персональные данные пользователя.

Причиной столь массового заражения Android-устройств исследователи считают несостоятельную с точки зрения защиты данных политику безопасности для хранилища Google Play, что сделало ее, по сути, открытой для хакеров и позволило им распространять вредоносные коды с помощью Android-приложений. В версии Android 4.2 (Jelly Bean) компания Google существенно уменьшила риски для этой платформы.

Однако картина, которую получила фирма NQ Mobile, выглядит для Android более устрашающе, чем аналогичное исследование, проведенное фирмой F-Secure, согласно которому только 79% вредоносных кодов для мобильных устройств ориентированы на эту ОС.

Смартфоны на Android отправляют координаты в Google каждый час

После публикации статьи о том, что IPhone и IPad записывают координаты мест, в которых побывали их владельцы, эксперты проявили повышенный интерес к подобного рода скрытым функциям смартфонов. По данным исследования, проведенного экспертом в сфере информационной безопасности Сэми Камаром (Samy Kamkar), подобного рода информацию также собирают смартфоны на базе Android и, более того, отправляют в Google. Устройства записывают MAC-адреса всех точек доступа Wi-Fi, которые попадают в радиус действия, уровень их сигнала и, что более важно, GPS-координаты устройств.

Как Google использует эти данные, Камар не поясняет, но сообщает, что запись данных осуществляется каждые несколько секунд, а отправка в Google - каждый час, с любого смартфона, работающего под управлением Android. На специальной странице эксперт предлагает ввести MAC-адрес любого роутера и узнать, где в мире он находится. Как пишет Reuters, данная информация, по всей видимости, необходима Google для работы LBS-приложений, таких как Google Maps и Latitude. В компании пока никак не прокомментировали данное сообщение. Между тем, автор блога Daring Fireball, известный журналист Джон Грубер (John Gruber), полагает, что сохранение информации, в каких местах находились пользователи устройств Apple, скорее всего, является программной ошибкой, так как Apple достаточно знать, где пользователь находится сейчас. Он полагает, что этот «баг» будет устранен в очередном обновлении IOS.

Ответ Google: To protect your privacy we would like you to know that Google Latitude is running on your mobile device and reporting your location. If you didn't enable this or want to stop reporting your location, please open Latitude privacy settings or sign out of Latitude. To learn more, visit the Latitude Help Center.

2015

ОС Android опасно уязвима

28 июля 2015 года стало известно о об уязвимости Android-устройств, обнаруженной исследовательской компанией Zimperium, она назвала ее «...самой опасной за все время существования мобильной ОС Android»[6].

Согласно исследованию компании, каждый смартфон под управлением ОС Android может заразиться получив MMS-сообщение. Джошуа Дрейк из Zimperium отметил, что смартфон может заразиться еще до того, как завершится проигрывание звука пришедшего сообщения - пользователь может просто не узнать о свершившемся событии[7]. На телефон придет сообщение с вредоносным кодом, который начнет немедленно воровать данные или передавать информацию с камеры и микрофона.

Hangouts, 2014

Ведущий инженер Google по безопасности Android Адриан Людвиг признал наличие уязвимости и высокий уровень ее опасности: хакеры могут задействовать функцию Hangouts для оптимизации просмотра полученного в сообщении видео. Злоумышленник может отправить на телефон пользователя видео со спрятанным вредоносным кодом и Hangouts заставит вредоносный код работать - Hangouts мгновенно обрабатывает все принятые видео и хакеры могут этим воспользоваться.

Однако, согласно СМИ, на 28 июля 2015 года не отмечено случаев использования обнаруженной уязвимости, а команда Zimperium передала всю необходимую информацию в Google. Тем не менее, есть плохие новости:

  • во-первых, даже после того, как Google закроет уязвимость обновлением, оно, вероятно, не дойдет до более чем половины устройств
  • во-вторых, даже если пользователь не использует Hangouts, это означает, что вредоносное ПО не будет запущено автоматически, однако оно все равно запустится, когда пользователь откроет полученное видео.

Как сообщили в СМИ, уязвимость появилась посредством багов в медиапроигрывателе Stagefright, встроенном в Android. Атаке могут подвергаться все телефоны с версией ОС выше 2.2. В зависимости от версии ОС разнится и уровень получаемого доступа - от полного контроля до доступа к фотографиям.

Zimperium передавала Google отчёты об узявимостях с 9 апреля 2015 года, тогда вендор ответил обязательством включить патчи от в следующие обновления. После этого в Zimperium нашли ещё 6 багов. Google сообщила об информировании всех производителей смартфонов, и их обязанности - исправить уязвимости, но по информации Forbes по состоянию на 27 июля 2015 года, HTC, LG, Lenovo, Motorola, Samsung, Sony и сама Google не выпустили обновлений для своих устройств.

Как сломать систему блокировки Android

Если один из самых разыскиваемых кибер-преступников в США использовал имя своего кота в качестве своего пароля, а исследование Google показало, что типичные вопросы безопасности, такие как `Ваше любимое блюдо?` были практически бесполезны, что следует нам ожидать от системы разблокировки, которая защищает наш смартфон от несанкционированного доступа? Конечно, не очень многого…

Подобно очевидным паролям и ответам, картинки, которые мы рисуем на экране для разблокировки нашего смартфона, как правило, легко угадать. Это было продемонстрировано Мартой Логе[8], исследователем из Норвежского Университета науки и технологий, в ее исследовании, которое она представила на конференции PasswordsCon в Лас-Вегасе в сентябре 2015 года.

Проанализировав примерно 4000 реальных пользовательских комбинаций, эксперт обнаружила набор нецелесообразных вариантов, которые повторялись очень часто. Прежде всего, при выборе блокирующего рисунка можно соединить до 9 точек (сетка 3*3), но большинство пользователей предпочитает соединять значительно меньше точек.

Среднее используемое число точек – пять, в результате чего количество возможных комбинаций снижено до 9000. Однако, оказывается, большинство пользователей выбирает всего лишь соединения четырех точек (минимально допустимый вариант), а это означает, что диапазон комбинаций в этом случае ограничен всего лишь 1600, которых явно не хватает.

Это не единственная ошибка, которую мы делаем, т.к. 44% из нас начинают рисовать рисунок из верхнего левого угла экрана. Словно этого недостаточно, 77% рисунков начинаются в любом из четырех углов сетки. Зная, что рисунок соединяет всего четыре точки, и один из них должен быть в одном из углов, то в этом случае существенно снижается безопасность рисунка.

Кроме того, получается, что мы с большей вероятностью делаем рисунок слева направо и сверху вниз, а потому угадать такой рисунок становится еще проще.

Image:Как сломать систему блокировки Android 01.jpg

Существуют и другие важные факторы, которые нам необходимо учесть помимо количества соединяемых точек. Сложность последовательности точек также важна при выборе рисунка. Если мы используем числа от 1 до 9, то мы видим, что значительно сложнее угадать комбинацию `2, 1, 3, 6` нежели `1, 2, 3, 6`.

Хотя обе комбинации имеют всего 4 значения, но первая комбинация усложняет подбор за счет изменения в направлении (от 2 до 1 и от 1 до 3), в то время как более простой вариант показывает все ошибки, о которым мы говорили ранее: начало в верхнем левом углу экрана, движение слева направо и сверху вниз. Если для защиты своего мобильного устройства Вы используете примерно такие комбинации, то ее необходимо изменить как можно быстрее.

Image:Как сломать систему блокировки Android 02.jpg

Обычно говорят, что пользователь – это самое слабое звено в вопросах кибер-безопасности. Как сказала Логе на PasswordsCon, «человеческая сущность постижима», и, следовательно, он может действовать вполне угадываемо. На самом деле, «мы видим такие же комбинации в рисунках для разблокировки, как и в PIN-кодах или цифровых паролях», сказала Логе.

История

2008: Открытие исходного кода

21 октября 2008 года альянс OHA опубликовал исходный код платформы Android. В релиз вошёл весь стек Android: и операционная система, и промежуточное ПО (middleware), и основные конечные приложения, написанные на Java. Общий объём исходного кода Android составил 2,1 Гб. «Предпочтительной лицензией» на исходный код Android является Apache License 2.0.

2010: Обвинения Oracle

В августе 2010 г. Oracle подала в отношении Google судебный иск, обвинив компанию в нарушении патентов, связанных с технологией Java. В исковом заявлении указано, что патенты Oracle нарушаются в платформе для мобильных телефонов Google Android. В компании добавляют, что Google должна быть осведомлена о данном обстоятельстве, так как ее глава Эрик Шмидт (Eric Schmidt) ранее работал в компании Sun Microsystems, которая разработала Java. «Создавая Android, Google знала о нарушениях, но продолжала пренебрегать патентным законодательством. Мы рассчитываем на законную компенсацию», - заявили в Oracle. В октябре 2010 года формулировки иска против Google по поводу нарушения патентов и авторских прав на технологии Java, реализованные в мобильной операционной системе Android, были уточнены. В первом варианте иска, направленном в суд в августе 2010 года, содержалось мало технических подробностей, но теперь компания прилагает к иску даже выдержки из исходных текстов программ.

Oracle утверждает, что примерно треть пакетов в программном интерфейсе (API) Android являются производными от пакетов Java, авторские права на которые принадлежат Oracle. Это касается, помимо прочего, названий классов и методов, параметров, определений и общей организации кода и документации. Часть исходного кода была непосредственно взята из защищенных авторскими правами текстов программ Oracle. Лицензии на использование Java сами по себе бесплатны, но в системе Android вместо виртуальной машины Java применяется машина Dalvik собственной разработки Google, программы для которой, однако, пишутся на языке Java. В Google считают, что претензии Oracle к ней и к сообществу разработчиков программ с открытым кодом в целом необоснованны.

Технология Java перешла в собственность Oracle вместе с приобретением Sun. О завершении сделки стоимостью $5,6 млрд было объявлено в январе 2010 г. Глава Oracle Ларри Эллисон (Larry Ellison) заявил, что Java является одним из наиболее интересных активов для них, так как используется в широком спектре продуктов и устройств. Помимо нарушения патентов, Oracle обвинила Google в нарушении закона о защите авторского права.

Oracle требует прекратить дальнейшую разработку и дистрибуцию Android, а также наложить на виновника штраф. Язык Java используется для создания приложений под Android, которые затем переводятся в байт-код и запускаются в разработанной Google виртуальной машине Dalvik. Средства для разработки Java-приложений входят в Android SDK.

Жалоба Oracle, по мнению аналитиков, является следствием желания компаний более жестко контролировать использование принадлежащего им программного обеспечения. Ранее иск, связанный с нарушением патентов в платформе Android, был подан компанией Apple. Однако в данном случае он был подан не на автора платформы, а на одного из производителей устройств - тайваньскую HTC.

  • App Inventor for Android. В августе 2010 года у Google появился сервис App Inventor for Android, позволяющий практически всем желающим создавать приложения для мобильных телефонов на платформе Android. Сайт сервиса начал работу в режиме бета-версии. Он предлагает пользователям идеи приложений, например, использование GPS для определения местонахождения, создание SMS-рассылок для друзей и построение коллажей, подключающихся к другим сервисам, таким как Twitter.

Желающим воспользоваться App Inventor достаточно будет персонального компьютера, телефона на основе Android и учетной записи в Gmail. О работе над сервисом в Google впервые объявили около года тому назад, указав, что в его создании принимают участие преподаватели десятков вузов.

2011

HTC выплачивает роялти Microsoft

В мае 2011 г. стало известно, что HTC выплатит Microsoft роялти с каждого выпущенного устройства на базе Android. В общей сложности Microsoft должна получить $150 млн, что в 5 раз больше, чем она заработала на продаже лицензий собственной мобильной платформы Windows Phone.

В рамках достигнутых договоренностей тайваньский производитель мобильных устройств HTC обязуется выплатить Microsoft по $5 с каждого выпущенного смартфона на платформе Android, сообщает Business Insider со ссылкой на отчет аналитика Citi Уолтера Притчарда (Walter Pritchard).

На май 2011 г. HTC выпустила около 30 млн смартфонов на Android. В случае если компания действительно заплатит по $5 с каждого устройства, Microsoft получит дополнительный доход в размере $150 млн. Для сравнения, к настоящему моменту Microsoft реализовала около 2 млн лицензий на собственную платформу для смартфонов, Windows Phone. С учетом того, что стоимость одной лицензии равна $15, доход корпорации от продажи всех лицензий на сегодняшний день составил около $30, что в 5 раз меньше суммы, которую обязуется выплатить HTC, сообщается на сайте аналитической компании Asymco.

Соответствующее соглашение о лицензировании технологий Microsoft, используемых в мобильной платформе Google Android, стороны заключили в апреле 2010 г. При этом HTC стала первой компанией, которая сразу пошла на мировую, в отличие, например, от Motorola, которая также выпускает Android-смартфоны, однако выбрала путь борьбы с Microsoft.

По словам Притчарда, в целом Microsoft требует с компаний, которые выпускают Android-смартфоны, по $7,5-12,5 с каждого устройства. Аналитик полагает, что с текущей победой Microsoft ситуация вокруг Android в течение ближайших месяцев станет более напряженной - так как патентный пул Google достаточно мал, чтобы эффективно защищаться.

В апреле 2011 г. Google первой выступила с намерением приобрести патентный портфель канадского производителя телекоммуникационного оборудования Nortel Networks, который поможет отстаивать свои позиции в суде. Компания предложила за портфель $900 млн, аукцион планируется провести в июне 2011 г.

Согласно подсчетам другого аналитика Citi, Кевина Чиана (Kevin Chiang), операционная прибыль производителей с каждого смартфона на платформе Android составляет 10-15%, в то время как с планшетов - еще ниже, всего лишь 2-3%. С учетом того, что Microsoft является не единственной компанией, претендующей на эту прибыль через свои патенты (на Google также охотится Oracle), со временем это значение может стать еще ниже, что сыграет на руку таким компаниям, как Microsoft и Apple.

Прогноз ABI Research: К 2016 году Android захватит 45% рынка смартфонов

Вслед за IDC аналитическая компания ABI Research выпустила свой прогноз развития рынка операционных систем для смартфонов в ближайшие 5 лет. Эксперты компании также отдали пальму первенства платформе Android и прогнозируют, что к 2016 году она займет 45% рынка операционных систем для смартфонов. Платформа iOS, которой в прошлом году принадлежало 15% рынка, как считают аналитики, продолжит свой стабильный, но умеренный рост, и к 2016 году ее доля составит 19%. Платформа BlackBerry, как ожидается, потеряет часть рынка – ее доля составит 14% к 2016 году против 16% к 2010 году. При этом аналитики уточняют, что незначительные потери компании RIM доли на рынке не означает падения поставок устройств на этой платформе. Данная операционная система заняла свою нишу на рынке, но общие темпы роста рынка будут более высоки, чем у его отдельных частей. Аналитики ABI Research предрекают также хорошие темпы роста для ОС Samsung Bada (ее доля к 2016 году должна составить около 10%) и успех платформе Windows Phone 7, получившей новый импульс после заключения Nokia и Microsoft стратегического партнерства. Однако в своих прогнозах относительно будущего Windows Phone 7 эксперты ABI Research более консервативны, чем их коллеги из IDC: по их оценкам, доля данной ОС к 2016 году составит около 7% рынка.

Ненависть к Apple - массовое явление среди пользователей Android

Более половины владельцев смартфонов на платформе Android признались, что ненавидят Apple и именно по этой причине никогда не перейдут на ее смартфоны. Среди опрошенных пользователей смартфонов на платформе Android 55,7% заявили, что никогда не купят iPhone, потому что «ненавидят Apple», сообщает ресурс Business Insider, который провел исследование. Остальные готовы перейти на iPhone, если он будет удовлетворять одному из трех условий: станет лучше работать в связке с продуктами других марок (31,2%), будет дешевле (7%) или предложит более широкие возможности в плане ввода текста и работы с электронной почтой (6,1%). В ходе исследования сайт Business Insider опросил более 2 тыс. респондентов. Почему более половины владельцев Android-смартфонов ненавидят Apple, ресурс обещает выяснить в следующих опросах.

2014: Развеян миф о бесплатности и открытости Android

Платформа Android вовсе не является бесплатной, как пропагандирует Google, утверждает издание The Guardian. Оно выяснило принципы взаимоотношений разработчика платформы и производителей мобильных устройств[9].

В случае если Android инсталлируется на устройство без приложений Google, таких как Gmail, Google Maps и Google Play, производители действительно не должны платить за систему.

Однако в действительности почти никто не продает устройства без приложений Google, потому что в этом случае платформа теряет свою ценность: у пользователя исчезает возможность получить доступ к официальному магазину приложений. Если производитель решает снабдить свой новый смартфон или планшет приложениями Google - то есть почти всегда, - он обязан заплатить компании за каждое выпущенное устройство примерно по 75 центов.

Сам код Android распространяется под открытой лицензией, то есть любой производитель может бесплатно устанавливать ее на свои устройства. Однако наибольшую ценность платформа представляет только при наличии магазина приложений Google Play, содержащего миллионы программ. По условиям Google, если производитель желает установить Google Play установить на устройства, он обязан поставить и все другие приложения Google. Это выгодно корпорации, так как чем больше ее приложений стоит на мобильных устройствах, тем владельцы этих устройств чаще пользуются сервисами Google. Соответственно, увеличивается частота показа объявлений, кликов по ним, и компания больше получает от рекламодателей.

2015

Недостатки Android 5 Lollipop

Обновление ОС Android Lollipop вызвало не только радость, но и негодование многих. И вовсе не потому, что люди не хотят что-то нового: недостатки релиза пятой версии многократно превысили достоинства[10].


Недостаток первый - тормозит

Прожорливость ОС от Google становится легендой: чем мощнее смартфоны, тем прожорливей каждая новая версия Android. Причина, по мнению аналитиков, кроется в желании разработчиков улучшить и украсить ОС, но почему-то всё никак не поправить проблему Android - не ограничиваемое потребление оперативной памяти, неумение выгружать неиспользуемые и паразитные приложения, и, как следствие, замедление действия системы в целом.

Интерфейс ОС Android Lollipop, 2015

«Пятёрка» определяет под себя 2 ГБ ОЗУ, как минимальную достаточность. Это видно уже хотя бы по тому, что на устройствах с 1–1,5 ГБ явно заметны задержки и подвисания. С KitKat (4.4) тоже было не всё гладко.

Разработчики обещают исправить все в Android 5.1.1. Быстрый разряд аккумулятора тоже можно отнести к определению «прожорливость» ОС.


Второй недостаток - интерфейс

Согласно заповедям ИТ, интерфейс системы должен быть удобным и дружественным к пользователю. Apple меняет интерфейс своей системы слегка, от версии к версии. Microsoft тоже когда-то попыталась отойти от всеми любимой кнопки «Пуск» и рабочего стола — но всё это, изобретенное еще 20 лет назад, живо до сих пор и будучи отвергнутым, возвращается под гнётом недовольства пользователей.

И даже когда Microsoft попыталась навязать всем «плиточный» интерфейс, в Сети размножились программы, возвращающие кнопку «Пуск». Microsoft подумала, и немного смирилась, сделала вид, что возвращает «Пуск» в Windows 8.1, но по факту это - «потёмкинские деревни», и программы наподобие Classic Shell всё ещё в почете, поскольку возвращают именно старый интерфейс. Потому что удобно!

Интерфейс ОС Android Lollipop, 2015

С Android все выглядит не так. От версии к версии (если рассматривать мажорные — 2, 3, 4, 5) разработчики честно пытались улучшить интерфейс хотя по сути это мало кому было нужно, так как «основные производители» разрабатывали собственные оболочки к своим смартфонам (к примеру, Samsung или LG). Но Google не унимались. И если к интерфейсу «четвёрки» все уже привыкли, хотя поначалу и ругали отсутствие кнопок (до сих пор многие производители гаджетов оставляют сенсорные кнопки на корпусе, не обращая внимания на морковки Google), то в "пятёрке" новых глупостей прибавилось. «Белёсость и голубизна» нового интерфейса, не сказать, чтобы пришлась по вкусу пользователям, и мешанина в списке уведомлений ужасна.


Недостаток три: вы всё неправильно понимаете!

Разработчики всего мира любят всё упрощать (чаще так думают только они). Многие из них утверждают, что заботятся о пользователях, но в результате получается... В Lollipop упростили многое, что можно перечислить со знаком «минус».

  • Остается слишком много пространства на больших экранах, потому что информационные панели сбили в кучу, испортив удобные отдельные мини-панели вверху экрана.

  • Информацию о заряде аккумулятора упростили настолько, что вовсе удалили: показывается только тот заряд, что остался.

  • «Галерею» заменили на упрощенную «Фото», сделав упор на работу в интернете. Если интернета нет — картинки организуются хаотично, не по альбомам. Этот "баг" разрешается принудительной заменой на старую «Галерею» через сторонний APK.

Интерфейс ОС Android Lollipop, 2015

  • Сообщения в верхнем лотке заменили на значки - догадаться, что они хотели, невозможно.

  • Больше нет удобных пунктов функциональности кнопки блокировки.

  • В версии 5.0 исключен «тихий» режим, который вернули в 5.1 (в Google решили, вероятно, что отключение звука пользователям ни к чему).

  • Панель уведомлений совместили с настройками: в «четвёрке» они функционировали отдельно и это было очень удобно. В 5.1 её частично вернули: в частности, добавилась возможность подключения по Wi-Fi или Bluetooth без перехода в основные настройки. Хоть что-то.

  • Эстетика: новые три кнопки внизу экрана превратили в три простейшие геометрические фигуры. Минимализм, но сходу не понять — какая что означает.

В 5.1 появилась поддержка смартфонов с двумя SIM-картами. В 5.0 не было. В 4.х — была. Зачем было так делать — вопрос риторический.

В общем, «пятёрка» изобилует целым океаном мелких неудобств, про которые разработчики Google уверяют пользователей, это, напротив, чрезвычайно удобно. Вероятно, удобно самим разработчикам Google Android.


Недостаток четыре: поддержка очень частичная

Если на смартфоне установлено много сторонних приложений, то не факт, что в новой ОС они будут работать корректно. Прошло полгода с момента выхода пятой версии, а эта проблема актуальна. Приложений под Android — сотни и сотни тысяч, некоторые, нужные из них вообще заброшены (но жизненно необходимы пользователю), поэтому переход на новую ОС может закончиться весьма плачевно.

Файл:Lollipop-интерфейс-3.jpg

Интерфейс ОС Android Lollipop, 2015

Аналитики советуют перед установкой Lollipop пройтись по жизненно важным приложениям и выяснить, когда они обновлялись и написано ли в логе обновления что-то вроде «поддержка Android 5 Lollipop». В основном несовместимость приложений связана с новой средой исполнения ART, и разработчикам действительно нужно пошевелить руками и что-то сделать.

Вопрос - что делать с нужными приложениями, которые не обновляются уже долгие годы, и пережившие Ice Cream Sandwich, остается открытым и грустным.


Недостаток пять: а нужен ли Lollipop?

Для чего в принципе нужна ставшая неудобной операционная система? Если удобства, к которым привыкли пользователи за пять лет, заменили на что-то новое и абсолютно неудобное, и прошло полгода после релиза, а удобства не прибавилось… Зачем же "это"?

Но, пользователи всегда могут отказаться от обновления до этой версии, подождав более стабильного релиза. Если он выйдет когда-нибудь. Потому что, если 5.1.1 и выйдет, исправляя главный недостаток Android OS — вот это будет действительно серьезный повод для установки обновления даже на устройства старше двух лет.

Прибыль от Android рассекречена вопреки желанию Google

За все время существования, то есть чуть больше, чем за семь лет, операционная система Android принесла выпустившей ее корпорации Google доход в размере $31 млрд и $22 млрд прибыли. Такие цифры в суде представила юрист Oracle в начале 2016 года. Эта корпорация судится с Google, обвиняя ее в нарушении авторских прав на язык Java[11].

Указанные суммы были рассчитаны на базе значений, полученных Oracle из конфиденциальных финансовых документов Google. Корпорация Google сама никогда не раскрывала эти значения и, узнав, что юрист Oracle озвучил их публично, потребовала от суда ввести в отношении этой информации запретительные меры. Корпорация пояснила, что раскрытые данные имеют для нее огромную важность и были предназначены «исключительно для глаз юриста».

Oracle стремилась показать, что Google в спешке воспользовалась языком Java для того, чтобы как можно скорее извлечь прибыль из новой инициативы. Корпорация настаивает, что поисковый гигант должен выплатить ей компенсацию, пропорциональную полученной от Android прибыли. «Здесь налицо огромная коммерческая выгода», — заявила юрист Oracle Аннет Херст (Annette Hurst).

Реклама — один из двух путей получения прибыли с Android. Второй — это продажа приложений через тот самый Google Play. Корпорация получает 30% с продажи каждого стороннего приложения и лишь 70% отдает разработчикам. Это стандартная схема работы, которая действует во всех других аналогичных магазинах, включая App Store у Apple. Отсюда также следует, что чем больше Android-устройств, тем это выгоднее Google.

Примечания



Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2013 год
2014 год
2015 год
Текущий год

  Microsoft (122, 112)
  CentOS Project (2, 5)
  Ред Софт (2, 4)
  SUSE (10, 2)
  Red Hat (8, 1)
  Другие (119, 4)

  Microsoft (4, 12)
  Ред Софт (1, 1)
  Red Hat (1, 1)
  Oracle (1, 1)
  Другие (0, 0)

  Microsoft (6, 26)
  Ред Софт (1, 3)
  Другие (0, 0)

  Microsoft (2, 4)
  CentOS Project (1, 1)
  Другие (0, 0)

Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения

За всю историю
2013 год
2014 год
2015 год
Текущий год

  Microsoft Azure - 42 (23, 19)
  Windows Server 2012 - 17 (17, 0)
  Windows Server 2008 - 13 (13, 0)
  Windows 8 - 7 (7, 0)
  CentOS - 5 (1, 4)
  Другие 0

  Windows Azure - 7 (7, 0)
  Windows Server 2008 - 3 (3, 0)
  Windows 8 - 1 (1, 0)
  Windows Server 2012 - 1 (1, 0)
  Oracle Solaris Cluster - 1 (1, 0)
  Другие 2

  Microsoft Azure - 12 (7, 5)
  Windows Server 2012 - 5 (5, 0)
  Windows 8 - 3 (3, 0)
  GosLinux (Гослинукс) - 3 (3, 0)
  Windows Embedded - 1 (1, 0)
  Другие -5

  Microsoft Azure - 10 (10, 0)
  Windows Server 2012 - 7 (7, 0)
  Unix - 1 (1, 0)
  Windows HPC Server 2008 R2 - 1 (1, 0)
  Рассвет (ОС) - 1 (1, 0)
  Другие 0

  Microsoft Azure - 3 (3, 0)
  CentOS - 1 (1, 0)
  Windows 7 - 1 (1, 0)
  Другие 0

TAdviser рекомендует

2 июля, Сб.


На нашем сайте вы можете прочитать не только о системе Android класса ОС, изучить описание характеристик, шаблонов установки, инструкции настройки, руководство и документацию пользователя и администратора, примеры внедрений, стоимость лицензий, отзывы, бесплатно скачать драйвера, узнать о возможности обучения, но также и о других системах класса ОС.
Бета
Лидеры по внедрениям ИТ в корпоративном секторе

Добавить: