2019/07/02 10:40:13

Мобильные приложения
рынок России

.

Содержание

2019

Mail.ru Group — в топ-5 европейских издателей мобильных приложений за первое полугодие

Mail.ru Group заняла четвертое место в списке европейских компаний - издателей мобильных приложений с наибольшими доходами по итогам первого полугодия 2019 года, согласно данным исследовательской компании App Annie, сообщило агентство ТАСС 23 августа 2019 года.

Возможный перечень обязательного для предустановки отечественного ПО

В июле в Госдуму РФ был внесен законопроект, обязывающий продавать смартфоны, компьютеры и смарт-телевизоры с предустановленным отечественным ПО. Готов ли российский рынок ПО к появлению реестра обязательных для предустановки мобильных приложений, попытались разобраться специалисты Института развития интернета (ИРИ).

Как сообщает «РБК», эксперты разделили мобильное ПО на 12 категорий. По результатам их анализа оказалось, что на российском рынке достойная альтернатива есть только в 9 категориях – браузеры, почтовые и облачные сервисы, карты, соцсети, офисные приложения, антивирусные решения и «Цифровое ТВ» (сюда входят стриминговые сервисы наподобие Netflix и Amazon Prime).

В категорию браузеры вошли «Яндекс. Браузер», «Спутник» и «Рамблер», в почтовые и облачные сервисы – продукты от «Яндекс» и Mail.Ru, карты – «Яндекс. Карты», «2ГИС» и Maps.me, а в категорию соцсети – «ВКонтакте» и «Одноклассники». В качестве альтернативы сервисам потоковой музыки Apple Music и Spotify эксперты ИРИ предложили «Яндекс. Музыка», Boom, Zaycev.net и Zvooq, цифровому телевидению – IVI.ru, Okko, Amediateka, Kinopoisk, а также телевидение от «Ростелекома» и операторов связи. Отечественными аналогами зарубежных решений безопасности для мобильных устройств являются продукты от компаний «Лаборатория Касперского» и «Доктор Веб».

По мнению специалистов ИРИ, в трех категориях «российские разработки не востребованы должным образом». Сюда входят видеохостинги («Яндекс.Видео», «Видео Mail.ru», Rutube, «ВКонтакте», «Одноклассники»), мессенджеры (ICQ, «ТамТам», «Диалог») и системы платежей (Mir.Pay).

Законопроект об обязательной предустановке российских приложений на смартфоны и ПК

28 июня 2019 года стало известно, что власти обяжут производителей смартфонов предустанавливать на устройства, которые поставляются в Россию, приложения российских разработчиков. Минкомсвязи уже подготовило соответствующий законопроект, который внесет необходимые поправки в закон «О связи».

Согласно законопроекту, предустановке подлежат мессенджеры, карты, поисковики и другие типы приложений. Список категорий программ, назначенных к предустановке, должно составить правительство. Сколько именно российских приложений придется предустанавливать, в законопроекте не прописано.

Законопроект Минкомсвязи во многом перекликается с концепцией Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о предустановке на смартфоны российских приложений, представленной в январе 2019 г. Минкомсвязи предложило существенно смягчить концепцию ФАС.

Министерство мотивировало это тем, что рынок мобильных приложений уже достаточно конкурентен. Принуждая производителей гаджетов и ОС предустанавливать конкретное ПО, можно в конечном счете не помочь, а даже навредить рынку. Кроме того, нужно дать возможность и потребителям выбирать, какое приложение ставить. Поэтому вместо предустановки ПО лучше предусмотреть активное окно выбора ПО при первом запуске устройства. Также министерство предлагало ограничить список приложений только браузерами и поисковиками.

Концепция ФАС подразумевает обязательную установку отечественного ПО на ноутбуки, смартфоны и планшеты, реализуемые на территории России. Соответствующие обязательства будут возложены непосредственно на производителей техники, а не на импортеров. Правила распространяются также на настольные компьютеры массой до 10 кг.

На смартфоны, которые продаются в России, будут предустанавливаться российские приложения

Документ предписывает установку на устройства российских браузеров, антивирусных решений, программ для мгновенного обмена сообщениями, а также приложений геопозиционирования, в том числе навигатора и картографического сервиса.

Кроме того, концепция обязывает вендоров открыть возможность полного удаления всех предустановленных зарубежных приложений. Инициатива ФАС направлена на борьбу с доминирующем положением американских корпораций Google, Apple и Microsoft, ПО которых, в первую очередь ОС и сервисы, установлено на подавляющем большинстве гаджетов во всем мире вообще и в России в частности.

Инициативу ФАС поддержали производитель антивирусного ПО «Лаборатория Касперского», которая находится в состоянии конфликта с властями США, холдинг Mail.Ru Group, ассоциация «Руссофт», куда входят, в том числе, компании «» и ЦРТ, а также операторы сотовой связи «Мегафон» и МТС.

Категорически против инициативы ФАС высказалась ассоциация производителей электроники РАТЭК, в которую входят крупные ИТ-компании, в том числе Apple, Samsung, Google, Philips и др. Представители РАТЭК уверены, что правила ФАС в случае их принятия в перспективе приведут к заметному снижению как качества, так и надежности предустанавливаемого ПО, а также к росту издержек производителей. Это может повлечь за собой увеличение разрыва между датой международного релиза устройства и его появлением на российском рынке[1].

Производители электроники выступили против предустановки российских приложений на смартфоны, ввозимые в РФ

Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК, члены — Apple, Samsung, Huawei, Google, Philips и др.) выступила против инициативы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по поводу обязательной установки российских приложений на мобильные устройства, ввозимые в Россию. По мнению производителей, предложение ведомства замедлит развитие рынка, ухудшит качество ПО и взвинтит цены на гаджеты.

«
Концепция необоснованно предлагает введение мер регулирования высокотехнологичного и высококонкурентного рынка мобильных приложений, что негативно скажется на его развитии и не только не создаст условия для развития конкуренции на рынке приложений для пользовательского оборудования (цель, заявленная в указанной выше дорожной карте), но, напротив, замедлит его развитие, — говорится в письме, которое РАТЭК направила руководителю ФАС Игорю Артемьеву.
»

РАТЭК выступила против инициативы ФАС об обязательной переустановке отечественных приложений на мобильные устройства
РАТЭК выступила против инициативы ФАС об обязательной переустановке отечественных приложений на мобильные устройства

Представитель РАТЭК Антон Гуськов отметил, что ФАС предложила предустанавливать приложения категорий «поиск», «мессенджер», «карты» и «антивирус», однако этот список неокончательный и может расшириться. Реализация инициативы ФАС приведет к отставанию в развитии цифровой экономики и технологического рынка, а также к снижению конкуренции, считает он.

Для бизнеса обязанность устанавливать отечественные программы приведет к росту издержек бизнеса и, как следствие, к подорожанию изделий, особенно низкого ценового сегмента, говорится в письме.

Предустановка отечественного софта на электронику, а также возможность удаления предустановленного ПО входит в опубликованную ФАС «дорожную карту» по развитию конкуренции в России на 2018–2020 годы, утвержденную правительством в августе 2018 года. Соответствующий законопроект должен быть внесен не позднее апреля 2019-го.[2]

2017: Ожидания и направления развития рынка

  • Переносить полностью функционал интернет-банка в мобильное приложение либо адаптировать сам интернет-банк под мобильные устройства, - выбор каждого банка. Конечным результатом для пользователя должна стать доступность всех онлайн-сервисов в мобильном телефоне[3].
  • Функционал мобильного банка должен быть независимым от интернет-банка, включая функционал регистрации и восстановления данных.
  • Онлайн-инвестиции - еще одно перспективное направление мобильной разработки. Новости рынка и аналитика, котировки, персональный портфель на основе предпочтений и риск профиля клиента, покупка / продажа валюты и ценных бумаг, помощь и консультации непосредственно в приложении.
  • Разбивка функционала по блокам, отражающим жизненные ситуации клиента, а не привычный нам подход к группировке функционала по типу. Хорошими примерами могут быть блоки – все для путешествий, в экстренных случаях, прочее
  • Интеграция с ритейлом. Максимально полная картина о покупках, позволяющая использовать эти данные, как, например, для уведомлений клиенту о предстоящих акциях по тому или иному наименованию, включая возможность покупки напрямую из приложения, так и для кросс-продаж собственных продуктов, отвечающих интересам потребителя.
  • Замена традиционных платежей автоплатежами, где операция инициируется получателем платежа, а владельцу карты / счета остается только увидеть уведомление или одобрить операцию.
  • Возможность агрегации данных по разным банкам в едином интерфейсе
  • Перемещение части функционала в более привычные для клиента каналы – чаты, мессенджеры
  • Предоставление банками Application Programming Interface (API) для разработки тех или иных функций сторонним поставщиками

2016

Ключевые мобильные приложения
Ключевые мобильные приложения

Аудитория крупнейшего мессенджера в мире WhatsApp с 2013 года выросла в 2,5 раза и превысила 1 млрд пользователей. Мессенджерами пользуются более 4 млрд людей по всему миру. Эта цифра примерно на четверть превышает количество пользователей социальных сетей. По прогнозам, к 2018 году число зарегистрированных пользователей мессенджеров вырастет еще на 1,1 млрд человек.

2015

Ключевые мобильные приложения - TNS Mobile Index, ноябрь 2015, Россия (города от 700 тысяч, 12–64 лет), MAU и DAU
Ключевые мобильные приложения - TNS Mobile Index, ноябрь 2015, Россия (города от 700 тысяч, 12–64 лет), MAU и DAU

10 млн пользователей в месяц пользуются ВКонтакте из мобильного приложения, а общая аудитория составляет 47 миллионов человек в месяц. В России число мобильных пользователей мессенжеров находится на 4-5 местах. А суммарно превышают даже аудиторию ВКонтакте. Мессенджеры демонстрируют интенсивный рост как по числу пользователей, так и по функциональности использования. Ими пользуются более 4 млрд людей по всему миру. Эта цифра примерно на четверть превышает количество пользователей социальных сетей. А по прогнозам, к 2018 году число зарегистрированных пользователей мессенджеров вырастет еще на 1,1 млрд человек.

2013

Отчет со статистикой скачиваний и продаж мобильных приложений для платформ iOs и Android на мировом рынке и отдельно по некоторым странам (в т.ч. по России) здесь (App Annie Index - 2013, En, PDF).

По прогнозам J’son & Partners Consulting, российский рынок мобильных приложений в 2013 году должен был расти медленнее, чем западный, а в 2014-2016 годах темпы его роста будут выше мировых. В 2013 году его объем в России по прогнозам должен был составить около 246 млн долл., и превысить 1 млрд долл. к 2016 году. Среднегодовые темпы роста по прогнозу составят 171% в период 2013-2016 годах.

Среди основных драйверов, помимо прочего, эксперты называют появление новой мобильной платформы Windows 8, строительство сетей четвертого поколения LTE, рост популярности геопозиционирования. Основными же барьерами останутся сложность оплаты и низкая осведомленность пользователей о возможностях мобильных приложений.

2012

В 2012 г. российский рынок мобильных приложений достиг $160 млн, увеличившись на 256% по сравнению с 2011 г., сообщает J'son & Partners Consulting.

По прогнозам экспертов, темпы роста российского рынка мобильных приложений практически не будут отличаться от мировых. Емкость данного рынка позволяет прогнозировать уверенные темпы роста до 2016 г. включительно. Ожидается, что к 2016 г. рынок мобильных приложений в России достигнет $1,3 млрд, увеличившись в 8 раз по сравнению с 2012 г.

Среди драйверов роста рынка мобильных приложений выделяют:

  • увеличение влияния мобильных социальных сетей,
  • появление мобильной платформы Windows Phone 8,
  • рост проникновения планшетных компьютеров,
  • развитие мобильных платежных систем и мобильного банкинга,
  • снижение стоимости общения через мобильные устройства,
  • проникновение LTE и его положительное влияние на рынок мобильных приложений[4].

Смотрите также

Смотрите также (мессенджеры)


Мессенджеры

Чатботы


Системы мгновенных сообщений с пользователями сайта


Локальные



Примечания