WeChat

Продукт
Разработчики: Tencent Holdings
Дата премьеры системы: 2011/01/21
Дата последнего релиза: 2018/11/15
Отрасли: Интернет-сервисы
Технологии: IP-телефония

Содержание

Основной актив Tencent — мессенджер WeChat, у которого около миллиарда активных пользователей (абсолютное большинство из них — в Китае). Китайский WeChat создал в 2010 году местный айтишник Чжан Сяолун – в нем он попытался объединить множество различных сервисов, за счет чего программа и получила огромную популярность: установить мессенджер решили около 1,1 млрд человек, большая часть из которых, конечно, китайцы.

Ориентированный строго на азиатский рынок, он имеет 818 млн активных пользователей, общее число которых растет примерно на 14 млн в месяц. Распространяясь и на Японию, мессенджер сообщений становится прямым конкурентом для Line, хотя, имея поддержку 52 языков, вполне может занять «бронзовую» ступень в рейтинге «глобальных систем».

У WeChat несколько отличительных особенностей. Во-первых, благодаря тому, что в Китае блокируются многие западные интернет-сервисы, в том числе Facebook и Twitter, у WeChat сравнительно мало конкурентов — и им пользуются буквально все.

Во-вторых, WeChat — это больше, чем просто мессенджер; с его помощью можно и организовывать видеоконференции, и звонить за границу на мобильные и стационарные телефоны, и отправлять платежи, и платить в супермаркетах, и искать информацию в интернете, и читать новости, и играть в игры. Forbes еще в 2014 году называл WeChat «главным приложением в Китае».

2023: Власти Китая начали бороться со шпионажем при помощи социальных сетей

31 июля 2023 года Министерство государственной безопасности Китая открыло официальный аккаунт в социальной сети WeChat. Власти намерены использовать эту веб-площадку для усиления борьбы со шпионажем.

В первой публикации ведомства в WeChat говорится, что контрразведывательная работа требует мобилизации всех слоев общества, которая сочетает в себе «открытую и «секретную работу», а также взаимодействие с общественностью. Министерство заявляет, что все государственные органы, политические партии, народные группы, предприятия и другие общественные организации «обязаны предотвращать и пресекать шпионскую деятельность» и обеспечивать национальную безопасность в соответствии с действующим законодательством.

Министерство государственной безопасности Китая создало аккаунт в WeChat

Для борьбы со шпионскими кампаниями, «исходя из серьезной и сложной ситуации в области контрразведки», принят ряд мер по созданию линии народной защиты для обеспечения национальной безопасности. Министерство указывает на то, что госструктурам, различным учреждениям и другим общественным группам необходимо повысить уровень образования, связанного с поддержанием национальной безопасности, а также «мобилизовать свой персонал для предотвращения и пресечения шпионской деятельности».

Властям всех уровней и соответствующим ведомствам предписано «организовать пропаганду» в области национальной безопасности. В частности, новостные агентства, радиостанции, телеканалы и другие СМИ должны осуществлять целенаправленную пропаганду и просвещение по вопросам контрразведки для всего общества. Вместе с тем агентствам национальной безопасности КНР необходимо обнародовать телефонные номера и адреса электронной почты, по которым граждане смогут сообщать о шпионских действиях и других нарушениях при соблюдении конфиденциальности.[1]

2022

Запуск приложения СДЭК

СДЭК 21 октября 2022 года сообщил о запуске собственного приложения в китайской социальной сети WeChat. Подробнее здесь.

Активная аудитория 1,11 млрд человек

2021

Китайские госкомпании начали запрещать сотрудникам пользоваться суперприложением WeChat

В конце ноября 2021 года стало известно о том, что некоторые китайские государственные компании ограничивают использование сотрудниками популярного внутреннего приложения WeChat для обмена сообщениями внутри страны, ссылаясь на проблемы безопасности.

Как пишет The Wall Street Journal, руководство по меньшей мере девяти государственных компаний, включая крупнейшие в стране, такие как China Mobile и China Construction Bank, сообщили сотрудникам, что все чат-группы, созданные для рабочих целей в приложении WeChat могут содержать конфиденциальную информацию и должны быть закрыты и удалены. Топ-менеджера государственных компаний также приказали сотрудникам с осторожностью использовать и другие мессенджеры, хотя и не сообщили публично о каких-либо проблемах безопасности, связанных именно с WeChat. Данные ограничения происходят на фоне того, что Китай усиливает проверку интернет-гигантов, включая Tencent, самую дорогую компанию страны.

Некоторые китайские государственные компании ограничивают использование сотрудниками популярного внутреннего приложения WeChat для обмена сообщениями внутри страны, ссылаясь на проблемы безопасности.
«
Многие компании по всему миру переходят на корпоративное программное обеспечение для удовлетворения своих внутренних коммуникационных потребностей. Tencent предлагает WeChat, как офисное приложение для совместной работы, в качестве лишь одного решения для более продуктивной коммуникации, - сказал соучредитель Tencent Чжан Чжидун (Zhang Zhidong).
»

WeChat доминирует в китайских социальных сетях, позволяя пользователям общаться с собеседниками, публиковать обновления в ленте, оплачивать счета и вызывать такси. Приложение также предлагает доступ к государственным услугам, таким как записи о прививках COVID-19 и отслеживание своих личных контактов. Многие китайские компании, как государственные, так и частные, используют это приложение для внутренних и внешних коммуникаций.Трендвотчинг рынка CRM. Аналитический отчет TAdviser 10.6 т

В конце декабря 2019 года, когда началась пандемия, многие пользователи перешли на приложение WeChat, как на более эффективное средство для коммуникаций при удаленной работе. Само приложение и связанные с ним сервисы вместе взятые имеют более 1,2 млрд ежемесячных активных пользователей по всему миру. Приложение используется более чем 5,5 млн компаний со 130 млн ежемесячных активных пользователей, сообщили в Tencent.[2]

Открытие под давлением властей возможности размещать ссылки на контент конкурентов

В сентябре 2021 г компания Tencent Holdings Ltd. впервые разрешила пользователям своего основного сервиса социальных сетей WeChat размещать ссылки на контент конкурентов, предприняв первые шаги в соответствии с призывом Пекина "разрушить стены" вокруг платформ, управляемых интернет-гигантами страны.

Пользователи WeChat теперь могут подключаться к контенту Taobao и Douyin и получать к нему доступ.

Блокировка сервиса в Индии

В конце января 2021 года Министерство электроники и информационных технологий Индии ввело постоянную блокировку 59 приложений, развиваемых китайскими компаниями. Среди них — TikTok, мессенджер WeChat и разработанный Alibaba браузер UC Browser, игра Clash of Kings и ряд других приложений. Подробнее здесь.

2020: CША запретили использование Tiktok и Wechat c 20 сентября

Начиная с 20 сентября TikTok и WeChat должны быть удалены из AppStore, Google Play и других маркетплейсов приложений на территории США[3].

Запрет делается из соображений нацбезопасности. Это следует из распространенного в пятницу пресс-релиза Минторга США.

«
"С 20 сентября запрещены следующие виды деятельности: любое предоставление услуг по распространению или поддержанию [работы] приложений WeChat и TikTok через онлайн-магазин приложений в США", - сказано в сообщении. Магазины приложений Apple и Google не смогут предлагать приложения для установки на любой платформе, которая может быть доступной из США.
»

«
Министр торговли США Уилбур Росс заявил изданию, что запрет скачивания TikTok и WeChat связан с борьбой со сбором Китаем персональных данных американских пользователей. «Мы предприняли значительные действия по борьбе со злонамеренным сбором Китаем персональных данных американских граждан, продвигая при этом наши национальные ценности и демократические нормы», ‒ сказал Росс.
»

2018

Интеграция с "Яндекс.Касса"

15 ноября 2018 года компания Яндекс.Деньги сообщила, что в Яндекс.Кассе появился очередной способ приёма платежей — через WeChat Pay. По информации компании, данная возможность пригодится торговым точкам, которые работают с китайскими туристами или намерены делать это в будущем. Подробнее здесь.

Мегасервис WeChat начал работать в России

В России начал работу платежный сервис WeChat Pay, функционирующий на базе мегапопулярного китайского мессенджера WeChat. Воспользоваться WeChat Pay пока что могут только находящиеся на территории России граждане Китая. Помимо России, сервис работает еще в 16 странах.

Оператором транзакций WeChat Pay в России стала международная платежная система Sendy, которая позволяет производить оплату с мобильного устройства с помощью QR-кода. На своем сайте Sendy опубликовала сообщение о запуске WeChat Pay в России, на которое обратил внимание ресурс «Роем»[4].

Возможности WeChat Pay

В WeChat у каждого пользователя есть кошелек с уникальным динамическим QR-кодом, который присваивается в момент регистрации и меняется 2 раза в минуту в целях безопасности. Этот код и используется при расчетах через WeChat Pay. Чтобы провести оплату, код сканируется на кассе в точке продажи, потом вводится подтверждающий пароль. Для транзакции использовать можно как код покупателя, так и код продавца, для этого покупателю достаточно отсканировать его своим мобильным устройством, кассу в этом случае не нужно дополнительно оборудовать. Зачастую к разным товаром продавцы генерируют разные коды и выставляют их в виде табличек на прилавках или на кассе.

Из кошелька в WeChat пользователь может оплачивать покупки на сумму до 200 юаней (около 2,5 тыс. руб.). Такую же сумму можно отправить другому пользователю, используя знаменитые «красные конверты» WeChat.


Кроме того, через WeChat Pay можно оплатить проезд в скоростных поездах, междугородних автобусах и самолетах. Также пользователь может вызвать и оплатить такси, заказать еду на дом, купить билет в кино, оплатить коммунальные услуги и сделать пожертвование на благотворительные цели.

Sendy отмечает, что на сегодняшний день в Китае практически любые товары и услуги доступны для заказа через WeChat, также к системе присоединяется все больше иностранных продавцов.

2017: Мессенджер WeChat станет официальной идентификационной системой в Китае

В конце декабря 2017 года стало известно об использовании WeChat в качестве официального средства идентификации людей в Китае. Через мессенджер можно будет получить доступ к госуслугам, зарегистрироваться в отеле или купить билеты. Для сравнения, в России для доступа к различным "важным" сервисам нужно авторизоваться через систему госуслуг.

Пилотная программа запущена в Гуанчжоу, с января 2018 года она начнёт действовать по всей территории Китая. По задумке властей, WeChat должен стать виртуальным удостоверением личности, которое заменит традиционные удостоверения[5].

Мессенджер вместо госуслуг: как WeChat становится официальной идентификационной системой в Китае

Идея заключается в использовании системы распознавания лиц для авторизации в приложении WeChat. Предполагается, что это позволит избежать утечек конфиденциальной информации и исключит возможность подделки виртуальных паспортов

Программа использования ID-карт в WeChat разработана совместными усилиями исследовательского института при Министерства общественной безопасности Китая и команды разработчиков WeChat. Проект поддержали банки и ряд государственных ведомств.

Виртуальные ID-карты сервиса позволят их владельцам пользоваться государственными услугами и службами доставки, регистрироваться в отелях, покупать билеты и совершать другие действия и покупки, при которых необходимо подтверждать личность. Также при помощи WeChat можно будет даже зарегистрировать собственную компанию.

Жители Китая смогут получить две версии ID-карты: «облегчённую» версию, которая подходит, например, для регистрации в интернет-кафе, и «продвинутую» версию, которая позволит зарегистрировать бизнес.

Как сообщает South China Morning Post, Китай уже проводил эксперимент по созданию системы электронной идентификации граждан. В июне 2016 года Бюро общественной безопасности в городе Ухань (столица центральной китайской провинции Хубэй) совместно с Alipay начали тестировать программу виртуальных паспортов для 400 тыс. городских жителей для прохождения контроля в аэропортах и на железнодорожных станциях. В рамках этого пилотного проекта пользователей идентифицировали по учетным записям в Alipay.

Кроме того, Alipay и WeChat отдельно друг от друга запустили цифровые сервисы, заменяющие использование водительских прав и карт социального обеспечения.

Если запущенная в декабре 2017 года программа по созданию и внедрению виртуальной ID-карты пройдет успешно, это станет очередной вехой в эволюции приложения из простого мессенджера в единую систему идентификации, отмечает издание.[6]

К концу сентября 2017 года количество пользователей WeChat, которые запускают мессенджер хотя бы раз в месяц, составило 980 млн. Помимо общения, сервис предлагает функции оплаты услуг и перевода денег.

2012: Аудитория приложения - 100 млн пользователей

Сроки достижения различными приложениями цифры в 100 миллионов пользователей

Смотрите также (мессенджеры)


Мессенджеры

Чатботы


Системы мгновенных сообщений с пользователями сайта


Локальные



Примечания



ПРОЕКТЫ НА БАЗЕ (8) РЕШЕНИЕ НА БАЗЕ (1) СМ. ТАКЖЕ (221)
ОТРАСЛИ (5)


Подрядчики-лидеры по количеству проектов

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год