Alibaba Group

Компания

Холдинг Alibaba Group является одним из гигантов китайского интернет-рынка.

Собственники:
Altaba (ранее Yahoo) - 22%

Выручка и прибыль компании, $

ГодВыручкаПрибыль
201722 994 000 0005 989 000 000

Активы

Конечные собственники компании и их активы

+ Alibaba Group

Компания Alibaba была основана учителем английского языка Джеком Ма (Jack Ma) в 1999 г. вместе с 18 друзьями. Ма занимает пост исполнительного директора и является самым богатым бизнесменом в Китае.

Собственники

В 2016 году Фонды, инвестирующие средства Алишера Усманова, продали акции компании Alibaba, купленные в 2011 г. на сумму $1,6 млрд. Часть акций Alibaba была продана еще в 2015 г. При этом Усманов, избавившийся в 2014 г. от акций Apple, сознался, что небольшой пакет все-таки оставил[1]. JD.com, где Усманов сохраняет позиции, и Alibaba Group являются конкурентами. У Alibaba есть собственная аналогичная интернет-площадка Tmall.com[2].


На 2014 год около 22% группы Alibaba принадлежит американской компании Yahoo. Среди акционеров китайского холдинга есть и российские предприниматели. В 2011 г. часть средств вложил фонд DST Global Юрия Мильнера, а в марте 2014 г. стало известно, что к нему присоединился миллиардер Алишер Усманов.

Активы

На март 2015 года в число активов Alibaba Group входят:

  • 1688.com,
  • Alibaba.com - B2B-площадка,
  • Alibabagroup.com,
  • Aliexpress.com - интернет-магазин,
  • Alimama.com
  • Alipay.com - платежная система,
  • Alitrip.com
  • Aliyun.com - облачная платформа,
  • Itao.com,
  • Juhuasuan.com - дискаунтер, аналог Groupon в Китае
  • Net.cn,
  • Taobao.com - интернет-аукцион,
  • Tmall.com - интернет-магазин,
  • Ttpod.com,
  • Ucweb.com
  • Xiami.com

Показатели деятельности

2017: Облачная выручка в $1 млрд

17 мая 2017 года Alibaba Group опубликовала отчет о работе в 2017 финансовом году. Из него стало известно, что облачная выручка китайской компании приблизилась к $1 млрд.

По итогам 12-месячного периода, конец которого пришелся на 31 марта 2017 года, выручка подразделения Alibaba Cloud, специализирующегося на разработке облачных технологий и услугах аренды вычислительной инфраструктуры, достигла 6,67 млрд юаней ($968 млн), что на 121% больше, чем годом ранее. Этот бизнес принес компании 4% доходов против 3% в 2016 фингоду.

Облачный бизнес приносит Alibaba около 4% выручки

Повышение оборота Alibaba Cloud произошло в первую очередь благодаря увеличению числа платных клиентов (на 70% до 874 тыс. ), а также росту использования облачных решений компаний, в том числе наиболее сложных, таких как сервисы баз данных и сети доставки контента, говорится в сообщении Alibaba.

В 2017 году операционный убыток Alibaba Cloud составил 1,68 млрд юаней ($244 млн) против 2,6 млрд юаней денежных потерь в 2016-м. Убыток Alibaba Cloud до вычета налогов, процентов по заемным средствам и амортизации (EBITA) оказался равным 476 млн юаней ($69 млн) — это почти втрое больше убытка годичной давности. Маржа по EBITA при этом улучшилась — с минус 41% до 7% — благодаря росту выручки и охвата бизнеса.

По данным IDC, которые приводятся в финансовом отчете интернет-гиганта, Alibaba Cloud стала крупнейшим поставщиком публичных облачных сервисов в Китае по итогам 2016 года. Клиентская база компании охватывает различные отрасли: финансы, энергетика, здравоохранение, потребительский рынок, СМИ, производство, розничная торговля и др.

В январе–марте 2017 года в Alibaba Cloud было выпущено 152 новых продуктов и функций для уже развернутых решений.[3]

История

2015: Облака: Alibaba бросает вызов Amazon и Microsoft

29 июля 2015 года стало известно о планах Alibaba Group по мировому облачному рынку. Китайский интернет-гигант намерен составить конкуренцию лидерам, таким как Amazon и Microsoft.

Как сообщает информагентство Reuters со ссылкой на заявление Alibaba, в развитие своего облачного бизнеса (выделено в подразделение Aliyun) на глобальном уровне компания планирует вложить $1 млрд. Часть этих денег пойдет на строительство центров обработки данных в Сингапуре, Японии, Европе и на Ближнем Востоке. В начале 2015 года Aliyun открыла первый свой зарубежный ЦОД — в Кремниевой долине. Еще один такой объект планируется запустить в восточной части США.[4]

Alibaba Group сообщила о планах вложить $1 млрд в свое подразделение Aliyun, специализирующееся на облачных технологиях
«Эти дополнительные инвестиции в $1 млрд являются лишь началом, — говорит генеральный директор Alibaba Дэниэл Чжан (Daniel Zhang). — Мы надеемся, что Aliyun будет наделять своих клиентов и партнеров новыми возможностями, а также помогать компаниям в улучшении их основной инфраструктуры».

Как рассказал президент Aliyun Саймон Ху (Simon Hu), большинство клиентов компании, имеющих зарубежный бизнес, прописаны в Китае. Привлекать заказчиков из США очень непросто, поскольку бренд Aliyun и его продукты там незнакомы, однако это не мешает компании строить амбициозные планы по международной экспансии.

«Amazon потребовалось 10 лет для того, чтобы добиться сегодняшних показателей. Aliyun работает шестой год, и мы надеемся, что сможем догнать или опередить Amazon в ближайшие 3–4 года», — цитирует господина Ху издание The Wall Street Journal в публикации от 29 июля 2015 года.

Чтобы выполнить поставленную цель, Alibaba должна как минимум сохранить высокие темпы роста облачного бизнеса, которые в первом квартале 2015 года измерялись 82% при выручке на рынке в 388 млн юаней (около $63 млн). Для сравнения, в апреле-июне 2015 года оборот в подразделении Amazon Web Services достиг $1,82 млрд, увеличившись на 81% в годовом исчислении.

«Amazon, Microsoft и другие уже заложили для нас основу, приспособив к облакам США и Европу, что обеспечило нам больше возможностей присоединиться к этой борьбе», — отметил Саймон Ху.

По состоянию на конец июля 2014 года сервисами Aliyun пользовались около 1,4 млн клиентов, большинство из которых представляют малый и средний бизнес. Компания считается лидером китайского облачного рынка, объем которого аналитики Bain & Co. оценивают в $1,5 млрд по итогам 2013 года, прогнозируя его рост до $20 млрд к 2020 году.[5]

2014: Крупнейшее IPO в истории

Alibaba разместила акции на Нью-Йоркской фондовой бирже 19 сентября, по цене $68 за штуку. К закрытию торгов в тот же день курс ценных бумаг вырос на 38,07% до $93,89. Причем открылись торги сразу же на отметке в $92,7 за акцию, а пиковое значение в течение торговой сессии достигло вовсе $99,7.

На 2014 год Alibaba Group — крупнейшая интернет-компания в Китае с 279 млн активными пользователями и квартальной выручкой в размере $2,54 млрд.

Alibaba Group обошел в сентябре 2014 года социальную сеть Facebook по объему привлеченных средств в ходе первичного размещения акций (Initial Public Offering, IPO). Компании удалось выручить с продажи ценных бумаг в первый день торгов $21,8 млрд. Facebook на собственном IPO в мае 2012 г. привлекла лишь чуть больше $16 млрд[6].

По объему привлеченных средств Alibaba обошла не только Facebook. Этот объем оказался больше, чем у любой другой компании на фондовом рынке США. Иными словами, IPO Alibaba стало крупнейшим за всю историю.

До этого рекорд принадлежал платежной системе Visa, которая привлекла $17,9 млрд. Далее следует итальянская энергетическая компания Enel ($16,5 млрд). Facebook принадлежит четвертое место.

Alibaba также обошла Facebook по рыночной капитализации. По итогам первого дня торгов рыночная стоимость китайского холдинга достигла $231,4 млрд по сравнению с $202,6 млрд у Facebook.

По капитализации Alibaba вошла в первую двадцатку компаний, опередив, помимо Facebook, Verizon Communications, HSBC Holdings, Procter & Gamble и JPMorgan Chase. Возглавляет этот список Apple, рыночная стоимость которой равна $604,5 млрд.

Facebook в ходе IPO в 2012 г. была оценена в $104 млрд, то есть почти в 2,5 раза ниже, чем Alibaba Group.

Alibaba также обошла по рыночной капитализации своих прямых конкурентов — крупнейшего в мире интернет-магазина Amazon, его рыночная стоимость составляет $153,1 млрд, и eBay ($65 млрд).

2011: Мильнер предлагает Alibaba Group приобрести пакет ее акций

23 сентября 2011 г. стало известно, что возглавляемый Юрием Мильнером инвестиционный фонд DST Global вместе с американским фондом Silver Lake и китайской частной инвестиционной фирмой Yunfeng Capital выдвинут тендерное предложение для сотрудников и акционеров китайской Alibaba Group о приобретении их акций.

Общая сумма тендерного предложения составит $1,6 млрд, сообщает издание All Things Digital со ссылкой на осведомленные источники. В сделке вместе с DST, Silver Lake и Yunfeng также будет участвовать инвестиционная фирма Temasek из Сингапура.

По информации источников, о проведении сделки стороны окончательно договорились 22 сентября, и вскоре о предложении сообщат сотрудникам Alibaba Group через внутренний блог компании. В случае если инвесторам удастся выкупить акции на всю сумму в $1,6 млрд, они получат в свое распоряжение около 5% Alibaba Group, а общую стоимость данного холдинга в рамках этого предложения оценили в $32 млрд. DST и Silver Lake также хотят получить права на голоса в составе менеджмента Alibaba.

Как отмечают аналитики, одной из основных причин данного предложения для Alibaba Group является предоставление возможности своим сотрудникам продать акции компании. В Китае не существует активных рынков для торговли акциями частных компаний, как в США, тогда как выходить на биржу в ближайшем будущем Alibaba также не планирует.

В ходе сделки приобретаться будут лишь те акции Alibaba, которые сейчас принадлежат сотрудникам и акционерам компании, то есть сам холдинг не получит никаких дополнительных средств. Завершение сделки должно состояться к концу декабря 2011 года.

Крупнейшим акционером холдинга Alibaba Group является американская компания Yahoo, которой принадлежит пакет в 39% акций - его сейчас можно оценить в $12,5 млрд. Однако Yahoo не будет участвовать в данной сделке, несмотря на то, что ее представители ранее отмечали возможность полной продажи своей доли в Alibaba.

14 сентября 2011 г, издание All Things Digital также сообщало о том, что фонды DST Global и Silver Lake, вместе с венчурной фирмой Andreessen Horowitz, а также целым рядом других инвесторов, рассматривают возможность совместного предложения о полном приобретении компании Yahoo. Если это действительно произойдет, в руках у DST и Silver Lake окажется значительная доля китайского интернет-гиганта.

Примечания

  1. Усманов избавился от доли в интернет-гиганте Alibaba
  2. Усманов приобрел пакет акций Alibaba в 2011 г., инвестировав в китайскую компанию $1,6 млрд. Это было сделано через консорциум, в состав которого вошел фонд DST Global, находящаяся под управлением Юрия Мильнера и инвестирующий средства преимущественно Усманова, а также компания Silver Lake и китайский фонд Yunfeng Capital. Сделка имела вид покупки акций по оферте у сотрудников и совладельцев Alibaba.На тот момент стоимость Alibaba оценивалась в $32 млрд, то есть доля, выкупленная консорциумом Усманова, составляла менее 5%. В конце 2015 г. Усманов сообщил, что уже продал часть акций Alibaba. Прибыльность инвестиций он обозначил на уровне 500-600%.
  3. Alibaba Group Announces March Quarter 2017 and Full Fiscal Year 2017 Results
  4. Alibaba cloud unit sets sights on Amazon in $1 billion global push
  5. Alibaba Plans $1 Billion Cloud-Computing Push
  6. Alibaba привлекла на бирже в полтора раза больше денег, чем Facebook

Динамика курса акций

Тикер компании на бирже: NYSE:BABA

Продукты (1)

Продукты (ит-системы) данного вендора. Добавить продукт можно здесь.

ПродуктТехнологияКол-во проектов
Alibaba AliLaunchCloud Computing0

ИТ-паспорт (2)

Список известных внедрений ит-систем в компании. Добавить проект.

ПАРТНЕРЫ (2) СТАТЬИ (5) НОВОСТИ (32)