2021/11/25 08:51:07

Михаил Краснов, Integrity Solutions - о новом бизнесе в разгар пандемии и будущем рынка заказной разработки

В самый разгар первой волны коронавируса, когда большинство организаций с трудом переходило на удаленку, а многие начали процесс сворачивания своего бизнеса, произошло событие, идущее в разрез c общим трендом рынка. Один из крупнейших мировых разработчиков программного обеспечения — Luxoft — создал новую дочернюю компанию Integrity Solutions. Мы поговорили с генеральным директором Integrity Solutions Михаилом Красновым о том, что представляет собой компания, на какие рынки она нацелена, как происходило становление компании в условиях пандемии и что ждет заказную разработку в будущем.

Михаил
Краснов
Качество продукта — это то, чем мы не можем жертвовать ни при каких обстоятельствах

Каковы основные направления работы Integrity Solutions и как бы Вы охарактеризовали место своей компании в достаточно высококонкурентном сегменте ИТ-рынка?

Краснов Михаил: Integrity Solutions входит в группу компаний Luxoft, и наша основная деятельность тоже связана с заказной разработкой, внедрением и сопровождением прикладного ПО для корпоративных заказчиков. В рамках этого направления мы оказываем разнообразные услуги, в числе которых архитектурный консалтинг, интеграция, UI/UX-дизайн и многие другие. Одним из ключевых направлений Integrity Solutions является создание ПО на базе Platform V, которая представляет собой набор средств разработки, методологий и PaaS компонентов для создания и исполнения в облачном окружении, промышленных приложений любого размера и уровня сложности.

Наша экспертиза включает разработки на Java для backend-приложений, а для frontend-решений используется React. Автоматизацию процессов разработки и сопровождения мы ведем с помощью мощной практики DevOps. Также в компании есть большая группа тестирования, обеспечивающая контроль качества выпускаемых продуктов. При этом мы проводим не только ручное и автотестирование, но и нагрузочное, что особенно важно при построении высоконагруженных корпоративных приложений.

Integrity Solutions в первую очередь ориентирована на работу на российском рынке, хотя в дальнейшем мы не исключаем работы и с иностранными заказчиками. На сегодняшний день наша команда насчитывает более 500 специалистов, которые работают в Москве, Питере, Нижнем Новгороде и Омске. В наших офисах физически присутствует не так много сотрудников: большая часть работает в удаленном формате.

Какую роль сегодня играет модель PaaS в стратегии цифровой трансформации ваших заказчиков?

Краснов Михаил: На мой взгляд, PaaS — это самая новая, перспективная и выгодная парадигма. Развитие информационных технологий идет по спирали. Если вспомнить технологии разработки программного обеспечения, то сначала программы записывались на дискеты и устанавливались на компьютер. Затем, с появлением сетей, пришла клиент-серверная архитектура, когда пользователь мог работать с ПО, установленным на сервере через браузер или толстого клиента. Сейчас развитие интернета и повсеместное распространение высокоскоростных каналов связи ведут к следующему этапу эволюции, когда и ИТ-инфраструктура, и программные продукты вообще уходят за границы организации и перемещаются в стороннее облако.

Что это дает? В первую очередь снижение совокупной стоимости владения. У заказчика значительно снижаются расходы на содержание собственной ИТ-службы и уходит необходимость подбирать туда специалистов. Ему больше не нужно закупать, обновлять и поддерживать оборудование и ПО.

Второй, возможно, более важный аспект состоит в том, что переход в облако значительно ускоряет создание и развертывание новых программных продуктов. Благодаря возможностям платформы Kubernetes и low-code инструментам, простые решения могут быть сделаны вообще за несколько часов. На разработку более сложного ПО, конечно, потребуется больше времени, но оно все равно будет несоизмеримо меньше затрат времени на создание «классических» приложений.

Integrity Solutions в качестве PaaS-платформы для своих разработок выбрала Platform V. Какие возможности и преимущества этой платформы Вы могли бы выделить?

Краснов Михаил: Platform V реализована на базе Open Source и собственных разработок Сбера. Платформа включает в себя методологию, встроенные средства разработки и облачные компоненты, в сумме более 50 продуктов, которые способны решить все задачи бизнеса, связанные с разработкой, внедрением и сопровождением Enterprise-решений. По функциональности и производительности Platform V выступает на уровне международных аналогов.

В то же время целый ряд характеристик Platform V отличает ее от аналогичных решений. Для России крайне важно, что это полностью отечественная разработка. У платформы высочайший уровень отказоустойчивости — 99,99, неограниченные возможности для масштабирования приложений и она соответствует самым строгим стандартам безопасности, так как изначально проектировалась для банковской структуры федерального масштаба.

Кроме того, в Platform V есть средства интеграции приложений, разработанных на платформе, с уже существующими у заказчика программными продуктами. Не обязательно заменять все имеющиеся решения или отказываться от них — можно без проблем расширять корпоративную систему новыми платформенными продуктами или вести постепенную цифровую трансформацию.

Как Integrity Solutions удается добиться высокого качества своих продуктов в условиях удаленной работы всей команды?

Краснов Михаил: Качество продукта — это то, чем мы не можем жертвовать ни при каких обстоятельствах. В компании создана мощная группа QA: именно она в первую очередь отвечает за качество разрабатываемых приложений. Мы обязательно проводим тестирование наших продуктов — ручное, нагрузочное и автотестирование. Эти процессы являются обязательными этапами разработки ПО.

Большой вклад в обеспечение высокого качества наших продуктов привносят методология Agile и практика DevOps. Ну и, конечно, играет роль хорошая работа сплоченной команды, для чего мы используем различные HR-инструменты и передовые методы talent management по стандартам лучших западных и российских практик.

В первую волну пандемии, к которой оказались не готовы даже многие сложившиеся и устоявшиеся структуры, Вы создавали новую компанию. Вероятно, сейчас таким уникальным опытом обладают считанные единицы. Как удалось собрать команду и выстроить процессы?

Краснов Михаил: Это был настоящий вызов. Практически все стандартные подходы и методы, применимые к созданию компании и формированию команды, в период пандемии пришлось серьезно менять.

В мае 2020 года я был единственным сотрудником компании; в июне-июле появились первые менеджеры нашей команды. При этом ни у меня, ни у других руководителей Integrity Solutions не было никаких готовых паттернов поведения в такой ситуации. Как у ИТ-компании, у нас было некоторое преимущество в обладании технологиями организации удаленной работы, поэтому здесь нам было немного проще, чем компаниям других секторов. Однако процесс подбора специалистов и формирования команды для нас еще никогда не проходил в таком формате.

Мы вместе искали выход, двигались вперед и работали как единомышленники. В итоге нам удалось «с нуля» собрать команду, которой мы сейчас гордимся. При этом из более полутысячи сотрудников, которые у нас сейчас работают, я «вживую» видел и общался лишь с несколькими людьми.

Сегодня трудно понять, на каком фронте разработчики ПО ведут более яростную борьбу — за клиентов или за сотрудников. Где вы «берете» своих специалистов, чем привлекаете и удерживаете?

Краснов Михаил: У нас есть свои наработки — я бы даже сказал, ноу-хау — но мы активно применяем и лучшие практики Luxoft в этой области. Каждый специалист проходит тщательный отбор. Для того чтобы нанимать 60-70 сотрудников в месяц, «на входе» мы рассматриваем не менее 1000 человек.

После приема на работу идет очень важный этап интеграции сотрудника в команду. Для этого мы выстроили специальную практику: за каждым новичком закрепляется наставник, который помогает ему адаптироваться, представляет его команде и курирует его первые шаги.

Для профессионального развития внутри компании созданы различные экспертные сообщества — аналитиков, DevOps, Java-разработчиков и другие. В них сотрудники могут пообщаться, обсудить какие-то рабочие вопросы и обменяться опытом. Мы создали отдельный департамент HR бизнес-партнеров, который консультирует сотрудников по вопросам развития карьеры, знакомит со всеми регламентами, процедурами, процессами в компании, разрабатывает различные программы мотивации и оценки персонала.

У нас есть, например, отдельный портал, где сотрудники могут приобретать различные вещи с символикой или гаджеты. Для оплаты при этом используются баллы, полученные за успешную реализацию проекта или за активное участие в жизни компании. Эти баллы можно даже дарить своим коллегам, что помогает наладить взаимодействие в условиях удаленной работы.

Некоторое время назад стало понятно, что при работе из дома сильно стираются грани между работой и отдыхом, стало не хватать личного времени и неформального общения с коллегами. Поэтому мы ввели практику регулярного проведения разных мероприятий. В их числе зарядка по Zoom, турниры по киберспорту, викторины и даже настольные игры, в которые можно играть по интернету.

Если представить гипотетическую ситуацию, что пандемия закончилась, в каком формате Integrity Solutions продолжит свою работу?

Краснов Михаил: Сейчас точного ответа на этот вопрос, думаю, не знает никто. Как изменится рынок, будут ли сотрудники стремиться сохранить удаленную работу или наоборот, вернутся в офис, к живому общению с коллегами? Мне кажется, что работодатели, у которых останутся свои офисы, все же будут иметь больше преимуществ, нежели полностью виртуальные организации. Общаясь с сотрудниками, я все чаще слышу их желание скорее вернуться в офис. Надоело сидеть дома, хочется смены обстановки, живого общения; одновременно с этим никому не хочется тратить время на дорогу и стоять в пробках. Поэтому, вероятно, наиболее востребованным станет смешанный формат работы. Если необходимо встретиться и обсудить что-то с коллегами — едешь в офис, если такой задачи нет — работаешь из дома. Появление такого формата (1-2 дня работы в офисе, 4-3 дня из дома) уже практикуется во многих компаниях и показывает свою эффективность, сохраняя и живое общение, и концентрацию на рабочих задачах.

Практика архитектурного консалтинга пока достаточно редко встречается среди услуг, которые предлагают разработчики ПО. Не могли бы Вы рассказать о ней подробнее?

Краснов Михаил: Архитектурный консалтинг мы выделяем в числе наиболее важных сервисов, которые мы предоставляем. Благодаря ему заказчик получает возможность профессиональной оценки той архитектуры, которая у него уже создана. Причем, как правило, создана она уже давно и в некоторых аспектах уже устарела.

Что представляет для клиента архитектурный консалтинг? Во-первых, актуальную информацию, куда и в каких направлениях ему надо двигаться для дальнейшего развития инфраструктуры, приложений для решения текущих и будущих бизнес-задач. Во-вторых, аудит существующих систем и процессов позволяет обнаружить пробелы, которые можно исключить средствами современных технологий.

И, наконец, если заказчик только задумывается о разработке новой архитектуры, платформы или приложений, консалтинг поможет изначально правильно выстроить стратегию создания и развития его корпоративной системы с учетом всех современных технологических и архитектурных подходов, отвечающих задаче уменьшения времени вывода новых продуктов и решений на рынок. В современном мире скорость разработки, проверки продуктовых гипотез, time to market — это то, что отличает успешные компании и бизнесы. Именно так мы помогаем клиентам в решении этих критичных для бизнеса задач.

Крайне популярной и даже модной темой является сегодня DevOps. Как выстроено это направление в Integrity Solutions?

Краснов Михаил: Да, DevOps сейчас на слуху. Но это отнюдь не дань моде. Мода меняется, а DevOps будет актуален и сегодня, и завтра, и в будущем.

DevOps — это автоматизация важнейших этапов разработки ПО: тестирования, continuous integration, развертывания и запуска в эксплуатацию новых версий. За счет DevOps идет реальное сокращение времени создания конечного продукта и повышение его качества. А меньшее время в конечном итоге означает меньшие затраты.

У нас сформирована большая практика DevOps, которую мы планируем активно развивать и дальше. В скором времени мы добавим к ней DevSecOps: фактически это часть DevOps с акцентом на безопасность. С ростом киберугроз, безопасность необходимо обеспечивать с самого начала проекта разработки, а не пытаться валидировать уже в конце цикла разработки, после появления самого продукта.

Насколько сегодняшний заказчик готов работать по технологиям Agile?

Краснов Михаил: Agile, на мой взгляд, лучшая технология управления проектами, которая способна поддерживать быстро меняющиеся требования бизнеса и дает возможность вносить изменения в проект на любых его стадиях. Поэтому в большей степени мы используем именно эту технологию, работая по Scrum или Kanban.

Также остаются проекты, выполняемые по классическим схемам, с которыми мы тоже отлично справляемся. В ряде случаев применение Waterfall абсолютно оправдано — например, когда с самого начала конечный результат точно определен и заказчик хочет получить ровно его, не внося никаких значительных изменений в процессе разработки проекта. Тем не менее Agile очевидно является превалирующей технологией, на которой мы выполняем более 90% наших проектов.

С какими основными задачами работает в компании направление UI/UX?

Краснов Михаил: Под UI/UX сегодня многие подразумевают исключительно разработку дизайна приложения. Мы же создали свою практику UI/UX в первую очередь как аналитическое, а не дизайнерское подразделение. Да, красивый интерфейс приложения немаловажен. Но самое главное, что интерфейс должен быть удобен в использовании, отвечать потребностям пользователя и бизнеса. Наши UI/UX-аналитики много времени проводят с заказчиком (вживую или по Zoom) и оценивают, как сделать интерфейс таким, чтобы пользователь мог выполнять все операции быстрее, чтобы ему было комфортно и удобно работать с приложением. Лишь после создания user journey начинаются работы по самому дизайну.

Мы предлагаем UI/UX в том числе и как отдельный сервис, но в последнее время все больше и больше заказчиков выбирают его как неотъемлемую и обязательную часть проекта, понимая ту пользу и выгоду, которую они получат.

Каким Вы видите будущее российского рынка заказной разработки, будущее своей компании?

Краснов Михаил: Я много работал с иностранными заказчиками и точно могу сказать, что по темпам и уровню цифровизации Россия объективно входит в число безусловных мировых лидеров. В ИТ привлекаются большие потоки инвестиций, ведется огромное количество масштабных, сложных, прорывных проектов.

То, чем мы занимаемся — разработка облачных приложений, архитектурный консалтинг, проекты цифровой трансформации — по моему мнению, самое интересное и перспективное направление на ИТ-рынке. Потому что это выгоднее, удобнее, быстрее и помогает бизнесу достигать новых результатов. Если раньше ИТ было поддерживающей функцией бизнеса, то в современном мире ИТ — это и есть бизнес, а от качества и эффективности работы всех приложений напрямую зависят все бизнес-показатели. Я лично считаю, что будущее с точки зрения архитектуры ИТ (в том числе и в заказной разработке) однозначно за облачными решениями. Учитывая все эти факторы, я думаю, что бизнес Integrity Solutions будет продолжать успешно развиваться и дальше.