Дмитрий Журавлев, «МОНТРАНС»: Многие автопарки хотят внедрить ИИ, минуя базовые этапы
Искусственный интеллект, машинное зрение, предиктивная аналитика — эти технологии становятся все ближе к транспортным компаниям и уже сегодня приносят ощутимую финансовую выгоду владельцам автопарков. Но готовы ли к ним компании, где путевые листы и товарно-транспортные накладные до сих пор ведутся в бумажном виде? О том, как сделать цифровизацию работающей, а не номинальной, поговорили с Дмитрием Журавлевым, управляющим партнером ГК «МОНТРАНС» — компании, с 2018 года внедряющей в российских автопарках аналитику больших данных, ИИ для принятия управленческих решений, а также системы пассивной безопасности при вождении.
Журавлев
Как, по вашему мнению, изменился рынок транспортных перевозок за последние 2-3 года? Какие регуляторные, технологические и экономические факторы оказали на него наибольшее влияние?
Дмитрий Журавлев: Если говорить о перевозках в целом, то рынок изменился очень серьезно. После ухода западных поставщиков началась массовая закупка китайской техники. На фоне перебоев с поставками в 2022 году крупные компании пополнили автопарки с запасом. Одновременно выросла нагрузка на перевозчиков из-за переориентации логистических потоков с Запада на Восток: железная дорога не справлялась, приходилось закрывать потребность автомобильным транспортом, возникли новые маршруты. Но к 2024 году произошел резкий откат: из-за высокой ставки техника почти не покупается, парки распродать излишки не могут, а экономика в этом сегменте практически застыла.
В целом, количество компаний в сфере мониторинга транспорта сокращается. Три года назад мы насчитывали 3 000 компаний, сегодня — около 2 000. Из них крупных — меньше 1 000, остальные — ИП и ООО с годовым оборотом менее 15 миллионов рублей. Основную выручку генерируют 500-1000 компаний. Кто за последние 2−3 года не сменил фокус, не нашел дополнительные точки роста, сейчас испытывает серьезные трудности, от резкого снижения доходов до банкротства.
Какие дополнительные точки роста возможны для компаний в этих условиях?
Дмитрий Журавлев: Одна из ключевых точек роста — цифровизация. Именно она дает реальную возможность оптимизировать расходы, повысить эффективность и улучшить управляемость даже без вложений в новый автопарк. Причем спектр инструментов здесь очень широкий: от простых решений вроде контроля топлива и маршрутов до передовых технологий — машинного зрения, нейросетей на борту, предиктивной оценки сервисного обслуживания и аналитики больших данных.
Важно понимать: цифровизация — это необязательно сложный и масштабный проект на пять лет с непредсказуемым результатом. Наш опыт показывает, что есть возможность получить экономический эффект за считанные месяцы, используя уже имеющиеся ресурсы. Мы регулярно видим, как, например, компании, у которых давно установлена телематика, благодаря качественной аналитике начинают по-новому смотреть на собственные данные и находят резервы, которых раньше не замечали. Среди примеров: снижение простоев на холостом ходу, перераспределение техники между объектами строительства и другие.
Какие ключевые вызовы в области цифровизации стоят перед компаниями, управляющими автопарками?
Дмитрий Журавлев: Уровень цифровизации и вызовы, с которыми сталкиваются компании, сильно зависит от сегмента рынка. Если говорить о такси и каршеринге, то они сегодня являются больше цифровыми сервисами, чем транспортными компаниями. Их вызовы — из области UX мобильных приложений, алгоритмов распределения заказов, динамического ценообразования, информационной безопасности.
В разы менее цифровыми являются транспортные компании и представители крупного бизнеса: ритейла, строительства, ТЭК и других отраслей, где логистика является частью производственного процесса. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются такие компании, — отсутствие полного контроля над всей цепочкой данных. Поясню.
Сейчас любой коммерческий автомобиль буквально обвешан различными устройствами для телематики: датчиками, GPS-трекерами, системами мониторинга топлива, камерами наблюдения за водителями. Компании получают огромные массивы данных. Но данные эти сырые и часто недостоверные. Например, в районах с активной радиоэлектронной борьбой машины исчезают с карты или показывают ложный пробег. Датчики уровня топлива фиксируют колебания из-за того, что при изменении температуры воздуха топливо то сжимается, то расширяется. Это же физика! Но система показывает десятки ложных «сливов». Без фильтрации и валидации данных, без грамотной аналитики гигабайты данных с самых продвинутых датчиков становятся мусором — на них нельзя положиться, из них нельзя сделать полезные выводы: сколько топлива реально потрачено, кто из водителей постоянно отклоняется от маршрута, какие рейсы оказались убыточными.
Мы в «МОНТРАНС» пришли к тому, что если не контролировать всю цепочку — от сбора данных до аналитики, то получить осмысленный результат невозможно. И это проблема, с которой сталкивается любая компания, решившая оцифровать свой автопарк.
Еще один вызов — организационный. Большинство транспортных предприятий пока не готовы к сквозной цифровизации. Слишком много ручного управления, разрозненных бизнес-процессов, бумаги. Иногда возникают светлые идеи заняться то телематикой, то электронным документооборотом, то внедрением TMS, но системного подхода нет. При этом нагрузка на ИТ-директора колоссальная — он один между 15 задачами. Поэтому без четкой стратегии и внешней экспертизы многие проекты буксуют.
Какие технологии сегодня наиболее востребованы для управления автопарками?
Дмитрий Журавлев: Во-первых, это телематика и IoT-датчики. Минимальный набор фиксирует маршрут движения, уровнь топлива, пробег и общее состояние техники. Эти данные являются базовыми для любого современного автопарка. Однако просто датчиков недостаточно, чтобы понять, насколько эффективно используется техника. Необходима качественная аналитика больших данных.
Пример из нашей практики: одна компания внедрила телематику десять лет назад. Датчики уровня топлива стояли на всей технике, данные собирались, но как их правильно анализировать, было неясно. В ходе экспресс-анализа мы определили, что водители не выключают двигатели на стоянках даже в жару. Если разрешить им стоять с работающим двигателем не больше пяти минут, экономия составит миллион рублей в день на 100 единиц техники. И это без всяких затрат на дополнительное оборудование, ПО, какие-либо модные технологии!
Еще один важный трек — это эффективность использования парка. Например, мы часто видим, что на строительную площадку «на всякий случай» заказывают всю технику, которая может понадобится: 10 самосвалов, 5 экскаваторов, пару кранов, а по факту техника простаивает. Аналитика помогает выявить, кто и зачем выезжает, и позволяет оптимизировать загрузку — порой сокращая до 30% ненужных издержек.
Насколько актуальны для владельцев автопарков технологии ИИ?
Дмитрий Журавлев: Нужно честно признать, что применение ИИ в управлении автопарками пока ограничено. Однако уже сейчас можно выделить несколько перспективных направлений.
Первое направление — прогнозирование ремонтов. ИИ анализирует данные о состоянии техники и помогает планировать техническое обслуживание более эффективно.
Второе направление — оптимизация логистики. ИИ может выбирать оптимальные маршруты. Хотя для грузового транспорта это не так актуально, как для такси: фурам сложновато быстро перестроиться и объехать пробку.
И третье, очень перспективное направление — машинное зрение. ИИ может автоматически проверять повреждения транспорта перед выпуском на линию или следить за поведением водителя, предлагать отдохнуть в случае явной усталости и предупреждать об опасности вроде стоящего позади машины человека. Не просто «пикать», а именно говорить об угрозе жизни.
Насколько российские компании готовы к использованию ИИ в логистике? Какие навыки и инфраструктура для этого необходимы?
Дмитрий Журавлев: Готовы, но не все и не сразу. Проблема в том, что многие компании хотят начать с ИИ, минуя базовые этапы — внедрение телематики, сбор и нормализацию данных, настройку процессов. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда нас спрашивают: «А вы можете предложить нам что-то с ИИ?», а при этом в компании нет накопленных ретроданных даже за прошлый год, а логистика работает в Excel.
ИИ — это не волшебная пилюля. Чтобы он приносил пользу, его нужно учить, и учить на большом массиве качественных, валидированных данных. А значит, сначала — телематика, потом — аналитика, и только потом — ИИ.
К тому же управленческие решения в любом случае остаются за людьми. Ни одна нейросеть не отменит необходимость пересматривать регламенты, обновлять документы, менять подход к эксплуатации. Это то, к чему пока не все компании готовы, особенно в условиях кадрового дефицита и высокой операционной загрузки.
Расскажите, как «МОНТРАНС» позиционирует себя на рынке транспортных решений. Какие ключевые продукты и услуги вы предлагаете?
Дмитрий Журавлев: Мы специализируемся на аналитике больших данных в автопарках. Наша задача — собрать, агрегировать и интерпретировать данные так, чтобы они помогали заказчику принимать решения. Это может быть оценка эффективности использования техники, контроль расхода топлива, выявление отклонений от маршрутов, оценка загруженности парка.
Кроме этого, мы развиваем машинное зрение — системы, которые контролируют поведение водителя в режиме реального времени, предупреждают об опасных ситуациях, помогают избежать ДТП. Это не просто камеры — это «голосовые ассистенты», которые работают прямо на борту и способны взаимодействовать с водителем.
Наша уникальность — в способности быстро дать клиенту результат. Мы не предлагаем многолетнюю цифровую трансформацию с непредсказуемым результатом. Мы берем текущий парк, находим проблемные точки и превращаем их в экономию. Решения «МОНТРАНС» повышают эффективность использования транспорта на 30% и в десятки раз сокращают вероятность ДТП.
Какие крупные проекты в сфере цифровизации транспорта вы реализовали? Как они повлияли на эффективность работы ваших клиентов?
Дмитрий Журавлев: Один из ярких примеров — проект в компании «Газстройпром», генеральном подрядчике по строительству объектов ПАО «ГАЗПРОМ». Решения «МОНТРАНС» для повышения безопасности дорожного движения и контроля учета топлива были внедрены на 513 транспортных средствах. В результате за 2023 год компания зафиксировала нулевой уровень аварийности и кратное сокращение критических нарушений. В частности, за год система предотвратила 237 потенциальных ДТП из-за засыпания водителей во время движения.
В ПАО «НОВАТЭК» оснащение системой контроля и мониторинга 1500 единиц техники позволило добиться экономии на топливе 120 млн рублей в год. ПАО «ГАЗПРОМ» после установки телематики сократил расход топлива на каждом автомобиле в среднем на 2 литра на 100 километров. Золотодобывающая компания «ПОЛЮС» использует умные камеры и цифровых ассистентов MONTRANS DVR для контроля состояния водителей грузовиков и избежания опасных ситуаций на непростых трассах Сибири и Дальнего Востока, сокращая количество ДТП и оберегая жизнь и здоровье людей.
Все эти компании имеют крупные автопарки и распределенную инфраструктуру. Именно в таких условиях и проявляется потенциал цифровизации: когда контролировать вручную каждую машину и каждого водителя невозможно, система начинает работать как саморегулируемый механизм.
Результаты приходят быстро. Благодаря онлайн-мониторингу, голосовым подсказкам водителям и системы оповещений и чат-ботов для руководства вносить коррективы можно сразу же, а не по итогам месяца.
Какие технологии, на ваш взгляд, станут главными драйверами развития транспорта в ближайшие 5–10 лет?
Дмитрий Журавлев: Я бы выделил несколько ключевых технологических трендов. Во-первых, это развитие нейросетей, встроенных непосредственно в транспортные средства. Я говорю не о видеорегистраторах, которые «что-то пишут на карту», а об активной системе, которая в режиме реального времени взаимодействует с водителем: предупреждает, анализирует, корректирует поведение. Автопилотирование, удержание в полосе, адаптивный круиз-контроль — все это станет нормой.
Во-вторых, широкое внедрение лидаров и систем предотвращения столкновений. Эти устройства, например, видят пешехода в слепой зоне и подают голосовые предупреждения водителю.
В-третьих, мы ожидаем бум в развитии дронов и микрологистике. Вместо того чтобы гонять машину или вертолет ради пары коробок, их можно будет доставить дронами буквально куда угодно. Это сэкономит ресурсы, время и упростит последнюю милю. Плюс RFID-метки, автоматизированные склады, роботизированная сборка и доставка — все это уже не фантастика, а ближайшее будущее.
И, конечно, чем больше данных, тем более востребована аналитика больших данных и технологии поддержки принятия решений. Все это будет быстро развиваться и менять отрасль.
Как «МОНТРАНС» адаптируется к этим изменениям? Есть ли у вас собственные R&D-проекты или партнерства с технологическими компаниями?
Дмитрий Журавлев: Мы активно инвестируем в развитие новых технологий. Сейчас основной фокус — производство интеллектуальных камер, которые решают специфические задачи на транспорте, от контроля состояния водителя до автоматической оценки повреждений техники.
Как компания, признанная российским «единорогом», мы серьезно относимся к исследованиям и разработкам. У нас есть собственное R&D-подразделение, и мы активно развиваем партнерства с ведущими технологическими компаниями. Это позволяет нам оставаться на переднем крае технологий в нашей отрасли.

