Роман Хазеев, «Ростелеком»: ИИ, акселерация и цифровая культура: как компания строит будущее технологий
На вопросы TAdviser о развитии цифрового направления «Ростелекома», внутренних и коммерческих цифровых продуктов, а также перспективах эволюции искусственного интеллекта ответил Роман Хазеев, директор по цифровым технологиям «Ростелекома».
Роман, ваша зона ответственности в «Ростелекоме» — цифровые технологии. Расскажите, как развивалось это направление внутри компании?
Роман Хазеев: Около семи лет назад под цифровизацией (digital) подразумевались цифровые каналы для связи с клиентами и средства коммуникации через эти каналы — порталы, интерфейсы взаимодействия с потребителями услуг. Со временем стало понятно, что хорошие интерфейсы и промышленные цифровые решения нужны не только для клиентов, но и для сотрудников «Ростелекома», поэтому цифровизация стала включать создание и развитие внутренних систем. Здесь нам удалось существенно сократить время сборки и вывода новых «фичей» и перераспределить нагрузку в команде так, что задачи на разных этапах идут параллельно, а не по цепочке. Можно сказать, что ДНК «оптимального баланса» встроено во все наши центры компетенций. Благодаря этому мы собираем сложные проекты быстрее, чем это принято в enterprise-среде. Огромную роль играют сильные DevOps-практики, которые позволяют сократить время от идеи до «прода» в разы.
Многие эксперты отмечают важность формирования инновационной корпоративной культуры. Поделитесь, пожалуйста, вашим отношением к этому вопросу.
Роман Хазеев: Культура — это всегда про смыслы. Важно, чтобы специалист видел за техническим заданием не только список задач, а понимал, как его работа «вплетается» в общую «ткань» команды. И, что не менее важно, не боялся привносить новое — свои идеи, стиль, вклад.
Для того чтобы цифровая культура становилась естественной частью нашей работы, мы запустили ряд инициатив. Одной из самых заметных стала «Школа тим-лида», которая появилась пять лет назад. Это образовательная программа для руководителей всех уровней — от тех, у кого всего пара человек в подчинении, до тех, кто управляет сотнями сотрудников.
Школа была задумана как пространство для «прокачки» базовых управленческих навыков: вести честные и полезные one-to-one встречи, понимать истинную мотивацию людей, грамотно защищать интересы команды, быть не просто начальником, а лидером. Результаты не заставили себя ждать: сократился отток специалистов, повысилась вовлеченность и доля успешных проектов.
Но главный эффект в том, что мы научили будущих лидеров вдохновлять. Ведь как говорил Сент-Экзюпери: «Если хочешь построить корабль, не учи людей строгать доски — зарази их мечтой о бескрайнем океане».
А искусственный интеллект тоже в вашей зоне ответственности? Какие задачи решает «Ростелеком» в ИИ-направлении?
Роман Хазеев: Да, ИИ — в зоне ответственности блока цифровых технологий. Для нас это уже полноценный рабочий инструмент и, откровенно говоря, необходимость. Телеком генерирует огромные массивы данных, рабочую деятельность пронизывают множество рутинных операций, и именно здесь ИИ дает максимальный эффект.
Мы внедряем ИИ-сервисы внутри компании, чтобы повышать эффективность. В каждом сегменте есть ИИ-евангелисты, которые стоят у истоков подобных инициатив. Они вместе с бизнесом просчитывают отдачу. Если выгода превышает затраты, мы внедряем решение. Такой механизм дисциплинирует и позволяет фокусироваться на реально работающих сценариях. Сегодня в портфеле «Ростелекома» уже более 60 ИИ-инициатив, и их число постоянно растет.
Должен сказать, что внутри компании формируется целый набор ИИ-сценариев: предикторы оттока абонентов и модели для прогнозирования поведения клиентов; предикторы нагрузки в indoor-сценариях; чат-боты и ИИ-помощники на первой линии поддержки; видеоаналитика для «Умного дома»; рекомендательные сервисы для управления маркетинговыми кампаниями; ИИ-ассистенты для онлайн-кинотеатра Wink; инструменты для HR; ИИ-репетитор для «Ростелеком Лицея».
Наша стратегия базируется на следующем: мы начинаем с применения ИИ внутри «Ростелекома», повышаем собственную эффективность, затем масштабируем опыт на государство, рынок, сферы образования и промышленности, закрепляя все собственной инфраструктурой, архитектурными практиками и научным фундаментом. И при этом стараемся оставаться рациональными в работе с ресурсами и максимально осторожными в работе с данными.
Как вы решаете вопрос с безопасностью и ограничениями облачных GPU сервисов?
Роман Хазеев: В своей деятельности мы стремимся использовать решения, развернутые внутри контура компании: собственный GPU-кластеры и ИИ-платформу с базовыми сервисами по распознаванию речи, NLP и компьютерному зрению. Флагманом экосистемы стал «Нейрошлюз» — платформа нейросетей и ИИ-агентов, которая объединяет внутренние и внешние модели и является единой точкой входа для бизнеса.
При этом у нас нет безграничных GPU-мощностей, как у крупнейших игроков рынка, и мы не можем просто «уйти в облако» — нам важно использовать свое.
Для нас также критично не только предоставить доступ к ИИ-технологиям, но и обеспечить безопасность данных. Поэтому внутри мы используем open source-модели — семейства LLaMA, Qwen, BERT и др. Это позволяет безопасно работать в том числе с конфиденциальной информацией: транскрибировать совещания, автоматически формировать списки поручений, выполнять поиск по внутренним документам.
Подобный подход мы распространяем на все ИИ-решения. В итоге у нас растет школа применения ИИ, а наше преимущество заключается в продуманной архитектуре и точно поставленных бизнес-задачах.
Помимо внутренних решений, «Ростелеком» предоставляет свои наработки в области ИИ внешним клиентам?
Роман Хазеев: «Ростелеком» уже много лет обеспечивает видеонаблюдение на ЕГЭ. Наши нейросети по выявлению списываний сегодня демонстрируют высокие показатели предоставления точных данных. Это хороший пример того, как ИИ берет на себя процессы, требующие максимальной объективности.
Здесь мы также руководствуемся принципом аккуратности: за счет доработки архитектуры, дистилляции и квантования моделей мы смогли существенно сократить требования к вычислительным ресурсам и снизить расходы на инфраструктуру примерно в четыре раза при сохранении требуемого качества детекции нарушений.
Мы также развиваем рыночные решения для автоматизации производства с помощью компьютерного зрения. Например, в одном из проектов алгоритмы зафиксировали дефекты оптоволокна, которые специалисты завода не распознали как проблему. Это хороший пример того, как ИИ «видит глубже», чем человеческий глаз.
Отдельно отмечу, что для промышленного сектора у «Ростелекома» в портфеле есть ряд высокотехнологичных решений. Например, мы переносим часть вычислений ближе к источнику данных — на площадки, в цеха, на узлы сети. Это снижает нагрузку на централизованные ЦОДы, уменьшает задержки и позволяет экономнее расходовать магистральные ресурсы: в дата-центры приходит уже агрегированная и отфильтрованная информация, а не «сырые» видеопотоки.
Понятно, что ИИ — это область, где только формируются правила игры. «Ростелеком» сейчас как-то работает с сообществом?
Роман Хазеев: Понимая, что ресурсы у всех ограничены и многие ИИ-задачи у операторов связи одинаковые, мы вместе с Альянсом по искусственному интеллекту запустили отраслевой телеком-клуб. В октябре этого года рамках форума «Data & AI Talks», посвященного ключевым трендам в области данных и искусственного интеллекта, прошла первая встреча клуба. В таком тесном диалоге нам стало очевидно: все операторы делают очень похожие вещи — от антифрода до рекомендательных сервисов — просто с разной скоростью. Цель клуба — объединить усилия, выработать общую инфраструктуру доверия и подходы, искать синергию вместо того, чтобы десятки раз изобретать одно и то же.
Более того, мы тесно сотрудничаем с ведущими вузами страны — НГТУ, СПбГТУ, ИТМО, Иннополисом, Сколтехом, а в СПбГТУ создаем совместную лабораторию. Это позволяет решать прикладные задачи и одновременно формировать экспертизу и научный задел на будущее.
Какие еще цифровые продукты созданы в «Ростелекоме»?
Роман Хазеев: Одним из самых зрелых и заметных наших продуктов сегодня является «Ключ».
Постепенно продукт превращается в настоящий суперапп для жильцов: через него можно открыть шлагбаум или дверь в подъезд, проверить, что происходит во дворе, оплатить коммунальные услуги и решать десятки повседневных задач. По сути, это цифровая экосистема для жизни в доме.
Наша команда также развивает решения «Умный дом» и видеонаблюдение для частных пользователей. А для коммерческих клиентов мы предлагаем отдельные продукты, которые помогают защищать бизнес-объекты и инфраструктуру.
В целом видеоплатформа «Ростелекома» сегодня — одна из самых высоконагруженных в СНГ. В онлайне к ней подключено более полумиллиона камер. Это колоссальный массив данных и технологий, который работает каждый день, обеспечивая безопасность и удобство для сотен тысяч пользователей. При этом отдельные модули платформы используются для самых ответственных и чувствительных задач страны — видеонаблюдения на ЕГЭ и на Едином дне голосования. Это колоссальная ответственность и показатель доверия: система должна работать без права на сбой. И практика это подтверждает.
А что касается цифровых продуктов для внутреннего пользования?
Роман Хазеев: Среди наших внутренних цифровых решений можно выделить «омни-чат» — платформу, которая объединяет текстовое взаимодействие пользователей и операторов колл-центров. Здесь работает чат-бот, который без участия человека закрывает до 70% всех обращений.
Но должен сказать, мы сознательно подходим к применению генеративных технологий. Да, модные чат-боты умеют «говорить красиво», но часто грешат «галлюцинациями» и неточностями. А для нас принципиально важно, чтобы клиент получал только корректную и валидную информацию.
Отдельная команда создает сервис «ПроЗнания», по моему мнению, лучшую базу знаний из тех, что я пробовал, мы все свои документы храним там и тестируем ее на себе, как я уже упоминал ранее.
Как осуществляется мобильная разработка в компании?
Роман Хазеев: У нас есть центр компетенции по мобильной разработке с очень крутой командой. Она построена по принципам Google — здесь нет чистых архитекторов, аналитиков, а представлен минимум тестировщиков. Всю работу и по анализу, и по архитектуре, и даже по организации проектных команд выполняют разработчики высокого уровня, которые умеют делать это самостоятельно и быстро. Сейчас команда делает мобильное приложение для наших сотрудников «РТ-Лайф».
Риски информационной безопасности (ИБ) за последнее время выросли. Как удается сочетать требования ИБ с эффективной работой продуктов и сервисов «Ростелекома»?
Роман Хазеев: Секрет успеха в том, что мы всегда идем рука об руку с нашими ИБ-специалистами. Именно это и позволяет находить оптимальные решения возникающих проблем. Например, в «Ростелекоме» есть безопасное хранилище «Феникс», позволяющее предварительно проверять все компоненты созданного продукта во внутреннем репозитории. Идея такого репозитория появилась именно в ходе диалога с нашим ИБ-подразделением.
В завершение нашего интервью — современные реалии диктуют повсеместное преобладание ИИ. Какова будет роль технологий искусственного интеллекта на горизонте 5-10 лет? Ваша оценка.
Роман Хазеев: Предсказать будущее искусственного интеллекта сложно — он развивается слишком стремительно. Но одно ясно: ажиотаж вокруг ИИ не стихнет как минимум ближайшие лет десять. Эти технологии будут задавать тон индустрии, глубоко проникнут в разработку и станут привычной частью нашей повседневной жизни.
Проблема «галлюцинаций», о которой часто говорят, не станет непреодолимой стеной. Уже существует целое направление explainable AI — объяснимых нейросетей, которые ищут причинно-следственные связи и формируют доказательную базу, проверяя логичность решений алгоритма.
Совсем скоро изменятся и требования к разработке. Век вайб-кодинга не за горами: заказчик будет ждать макет к вечеру, а прототип — уже через неделю. И это не фантазия, а реальность, к которой стоит готовиться. Новые времена бросают вызовы, и лично мне интересно на них отвечать. Я смотрю в будущее с оптимизмом. Уверен: впереди нас ждет много открытий в том, как мы будем работать и взаимодействовать с технологиями искусственного интеллекта.

