Основная статья: Автомобильный рынок России
2024
Производство тормозных жидкостей и антифризов в России за год выросло на 5,2% и достигло 1,47 млн тонн
Производство тормозных жидкостей, антифризов и антиобледенителей в России по итогам 2024 года составило 1,47 млн тонн. Это на 5,2% выше показателей 2023 года. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Alto Consulting Group, опубликованные в 2025 году.
Рост свидетельствует о постепенном расширении внутреннего спроса. Укрепляются позиции отечественных производителей на фоне ограниченной конкуренции со стороны импортных поставок. Развивается сегмент автомобильной химии.
Ключевым регионом, обеспечившим наибольший вклад в выпуск продукции, стал Центральный федеральный округ. Там сосредоточено около 68,2% общего объема производства. Это объясняется высокой концентрацией промышленных предприятий.Определены ключевые интеграторы в области информационной безопасности. Рейтинг TAdviser
Компании округа ориентированы на автомобильный сектор. Развита инфраструктура поставок сырья и логистики. Близость к основным потребителям снижает транспортные издержки производителей.
Рынок демонстрирует разнонаправленную динамику цен. В период 2022-2024 годов средние отпускные цены производителей снизились на 5,9%. Они уменьшились с ₽38 686,8 за тонну до ₽36 395,3 за тонну.
В мае 2025 года средняя цена производителей составила ₽34 024,0 за тонну. Это на 1,2% ниже уровня апреля 2025 года. Снижение цен связано с повышением эффективности производства.
Рынок тормозных жидкостей и антифризов остается важным элементом автомобильной промышленности. Спрос на эту продукцию формируется со стороны производителей автотехники. Вторичный рынок обслуживания автомобилей также генерирует заказы.
Основные факторы, влияющие на динамику отрасли:
- Рост автомобильного парка в России, включая коммерческий и легковой транспорт;
- Увеличение доли отечественных производителей, обеспечивающих стабильные поставки;
- Ужесточение технических стандартов безопасности, стимулирующих спрос на качественные жидкости;
- Импортозамещение в условиях ограничений поставок из ряда стран;
- Развитие экспортных возможностей для российских предприятий.
Развитие сегмента напрямую связано с общим состоянием автомобильного сектора. Государственная политика в области поддержки промышленности также влияет на отрасль. Субсидии и налоговые льготы стимулируют производителей.[1]
Рост оптовых продаж ремней безопасности на 1,1% до ₽1,6 млрд
Объем производства ремней безопасности в России в 2024 году достиг ₽1,6 млрд, увеличившись на 1,1% относительно показателя 2023 года. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Alto Consulting Group, обнародованные в октябре 2025 года.
Умеренны рост отражает стабильное развитие отрасли автокомпонентов, усиление контроля за безопасностью дорожного движения и постепенное обновление автопарка страны. Приволжский федеральный округ стал лидером по производству с долей около 100%.
Доминирование Приволжского федерального округа свидетельствует о высокой концентрации специализированных предприятий в регионе. Местные производители играют ключевую роль в обеспечении национального рынка. Крупные автомобильные заводы региона формируют постоянный спрос на компоненты безопасности.
Развитая промышленная инфраструктура поддерживает производство. Близость к основным автопроизводителям снижает логистические издержки. Кластер автомобильной промышленности обеспечивает технологическую экосистему.
Пять драйверов роста:
- Усиление государственных требований по безопасности транспортных средств. Ужесточение стандартов безопасности обязывает автопроизводителей устанавливать качественные ремни. Регуляторные требования стимулируют обновление систем пассивной безопасности.
- Повышение уровня автопарка и спроса на новые автомобили с современными системами безопасности. Рост продаж автомобилей увеличивает потребность в компонентах. Современные модели оснащаются преднатяжителями и ограничителями нагрузки.
- Технологическое развитие производителей и внедрение новых материалов для повышения надежности и долговечности ремней. Использование высокопрочных синтетических волокон улучшает характеристики. Инновационные замки и механизмы блокировки повышают надежность.
- Активное обновление автозапасных частей и сервисное обслуживание автомобилей. Ремни безопасности подлежат замене после срабатывания в ДТП. Старение материалов требует периодической замены компонентов.
- Развитие экспорта автокомпонентов и интеграция в международные цепочки поставок. Российские производители поставляют ремни безопасности в страны СНГ. Соответствие международным стандартам открывает доступ к экспортным рынкам.[2]
Интернет-продажи автозапчастей в России за год выросли на 8% до ₽276 млрд
Объем онлайн-продаж в сегменте автозапчастей и автоаксессуаров в России по итогам 2023 года составил ₽276 млрд, что на 8% превышает показатель 2022 года. За первое полугодие 2024 года российские потребители потратили на автотовары в интернете почти ₽256 млрд, что указывает на возможное достижение годового результата свыше ₽500 млрд. Об этом свидетельствуют данные исследования, опубликованные в июле 2025 года.
Как сообщают аналитики AnalyticResearchGroup, сегмент локальной торговли демонстрирует устойчивый рост. Если в 2018 году его объем составлял ₽69 млрд, то в 2023 году он увеличился почти в четыре раза, достигнув ₽264,9 млрд. Трансграничные покупки в 2023 году составили ₽11,2 млрд, что составляет около 4% от общего объема рынка.
Наибольшие объемы онлайн-продаж автозапчастей и автоаксессуаров в 2023 году пришлись на столичный регион. Москва удерживала лидерство с показателем свыше ₽50 млрд, а Московская область добавила еще более ₽30 млрд. Совместно эти два региона обеспечивают почти треть всего российского рынка интернет-торговли автотоварами.
Санкт-Петербург занял третье место с объемом продаж ₽15,1 млрд. Четвертую позицию занял Краснодарский край с результатом ₽14 млрд, за которым следует Ростовская область с показателем ₽8,5 млрд.
В Поволжском федеральном округе заметный рост продемонстрировали Татарстан и Чувашия. Республика Татарстан увеличила объем продаж на 35%, достигнув ₽6,1 млрд. Чувашская Республика показала еще более впечатляющую динамику — объем интернет-продаж автотоваров увеличился более чем в три раза с ₽1,5 млрд до ₽4,6 млрд.
Среди регионов Сибирского федерального округа стабильно высокие показатели продемонстрировали Красноярский край с объемом ₽4,5 млрд и Кемеровская область с результатом ₽3,9 млрд. Данные регионы традиционно отличаются высоким уровнем автомобилизации населения.[3]
Объем российского рынка запчастей для грузовиков за год достиг ₽780 млрд
Российский рынок запчастей для грузовых автомобилей достиг объема $8,4 млрд (₽780 млрд по курсу на 15 июля 2025 года) по итогам 2024 года. Наибольшую долю в структуре вторичного рынка автокомпонентов занимают шины 37% от общей емкости. Об этом свидетельствуют данные агентства «Автостат», опубликованные 15 июля 2025 года.
Эксперты агентства составили рейтинг наиболее емких групп автокомпонентов для грузовых машин в рамках подготовки обновленного отчета о расчете емкости рынка. Исследование охватывает вторичный рынок запчастей и автокомпонентов для коммерческого транспорта в России.
Структура вторичного рынка компонентов для грузовиков по группам товаров распределилась следующим образом:
- шины лидируют с максимальной долей;
- масла 10,7%;
- компоненты топливной системы 6,5%;
- компоненты тормозной системы 6,5%;
- детали подвески 4,4%;
- аккумуляторы 3,6%;
- фильтры 3,5%;
- детали двигателя 3,0%;
- сцепление 1,8%;
- трансмиссия 1,3%;
- прочие компоненты 21,7%.
Десять крупнейших групп автозапчастей обеспечили 78,3% всей емкости вторичного рынка компонентов для грузовых машин в России в 2024 году. Доминирование шин в структуре объясняется высокой потребностью в замене данных компонентов из-за интенсивной эксплуатации коммерческого транспорта.
Масла заняли второе место в рейтинге, что связано с необходимостью регулярного технического обслуживания грузовых автомобилей. Компоненты топливной и тормозной систем показали одинаковые показатели, демонстрируя важность этих систем для безопасной эксплуатации грузового транспорта.
Детали подвески отражают нагрузки на ходовую часть при перевозке грузов. Аккумуляторы занимают значительную позицию в структуре расходов на запчасти для коммерческого транспорта.
Фильтры различного назначения обеспечивают потребности в регулярной замене расходных материалов. Детали двигателя отражают сложность и стоимость ремонта силовых агрегатов грузовых автомобилей.
Сцепление и трансмиссия занимают меньшие доли, что связано с более низкой частотой замены данных компонентов по сравнению с расходными материалами. Прочие компоненты составляют существенную часть рынка. [4]
Объем рынка автозапчастей за год вырос на 15% до ₽650 млрд
Объём российского рынка автозапчастей достиг ₽650 млрд по итогам 2024 года, показав рост на 15% по сравнению с предыдущим 2023 годом. Об этом стало известно в июне 2025 года. Данные опубликовало аналитическое агентство «Автостат» на основании собственного исследования.
Отечественные производители обеспечили основной вклад в рост рынка автозапчастей — их доля в общем объёме продаж увеличилась на 10 процентных пунктов по итогам 2024 года. Российские компании заняли рекордную позицию, достигнув 45% от общего объёма реализации автокомпонентов в стране. Такой результат аналитики связывают с расширением линейки локализованных товаров и активным замещением импорта на фоне ограничений внешних поставок.
Рост спроса на российские автозапчасти в 2024 году аналитики объясняют курсом на импортозамещение, который последовательно реализуется правительством России. Меры поддержки локальных производителей позволили сократить зависимость от иностранных поставок и повысили долю отечественных товаров на рынке автокомпонентов.
Снижение импорта автозапчастей в Россию в 2024 году составило 20% по сравнению с предыдущим 2023 годом. Этот спад был частично компенсирован ростом внутренних производственных мощностей: предприятия отечественной автопромышленности увеличили выпуск комплектующих, что позволило удержать стабильные поставки на рынке.
Российский рынок автозапчастей в 2024 году продемонстрировал не только рост объёмов, но и структурные изменения. Многие отечественные производители модернизировали производственные линии, что позволило повысить качество выпускаемой продукции и снизить технологическую зависимость от импорта.
Ожидается рост спроса на автозапчасти для автомобилей, эксплуатирующихся на территории России более 10 лет. Старение автопарка создает дополнительные возможности для развития рынка послепродажного обслуживания.[5]
2023: Рост производства автозапчастей на 18,9% до ₽446,16 млрд
Аналитическая компания TK Solutions в начале февраля 2025 года опубликовала исследование рынка автозапчастей, согласно которому объем производства комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств в России в 2023 году достиг ₽446,16 млрд, увеличившись на 18,9% по сравнению с 2022-м.
По данным экспертов, среднегодовой прирост производства автокомпонентов за период с 2017 по 2023 год составил 4,1%. Лидером по производству стал Приволжский федеральный округ с долей 59,1%, на втором месте — Центральный федеральный округ с 16,3%.
По данным аналитического агентства «Автостат», емкость вторичного рынка автозапчастей в 2023 году составил $30 млрд, из которых $23 млрд приходится на детали для иномарок и $7 млрд — на запчасти для российских автомобилей.
Директор по маркетингу НПК «Автоприбор» Татьяна Колосунина отметила, что отечественные производители занимают около 20% общего объема рынка автокомпонентов и продолжают наращивать выпуск аккумуляторов, шин, свечей зажигания и других расходных материалов.
В структуре рынка автокомпонентов наибольшую долю занимают шины (11%), детали подвески (10%) и эксплуатационные жидкости (8,4%). Также значительную долю составляют запчасти тормозной системы (6,1%), фильтры (4,7%) и детали рулевого управления (4,4%).
Директор сети станций технического обслуживания Fit Service Татьяна Овчинникова подчеркнула, что рынок поставщиков и производителей автозапчастей успешно адаптировался к новым условиям, сформировав альтернативные логистические цепочки.
Совладелец Zaufer Autoparts Алекс Вернер прогнозирует дальнейший рост рынка автозапчастей в России в 2025 году при условии отсутствия серьезных внешних потрясений и сохранения стабильности в международных платежах.
Рост производства автокомпонентов обусловлен увеличением среднего возраста автомобилей в России, который по итогам 2023 года достиг 15 лет, что на два года больше показателя 2019 года.[6]
2020
Зависимость от импорта комплектующих сохраняется
В 2020 году объем выпуска автомобилей в России снизился на 35%, а объем продаж — на 45% по сравнению с 2012-м. Но объем ввозимых автокомпонентов уменьшился меньше — на 20%. Закупка некоторых видов деталей даже выросла. Импорт запчастей для двигателей внутреннего сгорания в 2020 году превышал уровень 2012–2013 годов. Благодаря локализации иностранных производств в России удалось снизить долю импорта автомобилей, но не комплектующих.
Российский рынок контрафактных автозапчастей оценили в 27 млрд рублей
Российский рынок контрафактных автозапчастей оценили в 27 млрд рублей. Такой показатель составляет только 2,4% от общего рынка автозапчастей, он примерно такой же, как во всем мире. В марте 2021 г сообщалось, что желание сэкономить на покупке запасных частей для машин является не единственной причиной, по которой люди предпочитают покупать контрафакт. Около 59% автомобилистов признаются, что не умеют отличать оригинальную деталь от поддельной. Многие признаются, что встречаются контрафактные запасные части которые по качеству лучше оригинальных.
Примечания
- ↑ Производство тормозных жидкостей, антифризов и антиобледенителей в России 2024: ключевые тенденции и перспективы
- ↑ Производство ремней безопасности в России 2024: обзор рынка и ключевые тенденции
- ↑ Где в России покупают автозапчасти онлайн: лидеры и аутсайдеры рынка
- ↑ Названы запчасти для грузовиков, на которые тратится больше всего денег
- ↑ Рынок запчастей в 2024 году.
- ↑ Рынок автозапчастей в России 2017-2024 гг. Цифры, тенденции, прогноз


