2023/07/24 18:03:32

ЕИС УРИ (Единая система учета рекламы в интернете)


Содержание

Основная статья: Интернет-реклама (рынок России)

По данным на июль 2022 г
  • Оператор рекламной системы (ОРС) - рекламная система
  • Оператор рекламных данных (ОРД) - специальный орган, который получает и обрабатывает информацию для передачи в

единый реестр, а также генерирует токены

  • Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) - система Роскомнадзора. Там хранятся сведения о рекламе, собранные всеми участниками рынка.

На август 2022 г

Операторы рекламных данных

14 октября 2022 года Комиссия при Роскомнадзоре определила перечень операторов рекламных данных (ОРД). Операторами стали:

2023

Маркировка рекламы в Телеграм: как продвигать бизнес без рисков и штрафов

Внедрение обязательной маркировки интернет-рекламы в России с сентября 2022 года стало важным шагом к повышению прозрачности и защите интересов потребителей, а с 1 сентября 2023 года за нарушения в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 347-ФЗ в области маркировки рекламы, грозит штраф. Давайте разберемся, как теперь организовать размещение рекламы в Телеграм-каналах и кто несет ответственность за ее маркировку. Подробнее здесь.

Роскомнадзор создает сервис по проверке достоверности идентификатора рекламы

Роскомнадзор (РКН) создает сервис по проверке достоверности идентификатора рекламы (erid). Об этом в июле 2023 года рассказали в Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР).

Предполагается, что благодаря новой платформе площадки смогут убедиться, что erid принадлежит именно той рекламе, которую им предлагают разместить. Как отметили в ассоциации, сервис по проверке токенов разработан «по запросам участников рынка». Также РКН анонсировал, что пользователи будут получать уведомления о возможных ошибках с просьбой проверить корректность данных в личном кабинете.

Как отметили в Роскомнадзоре, закон об ответственности за немаркированную рекламу не имеет обратной силы и будет применяться к нарушениям, выявленным после 1 сентября 2023 года. Кроме того, под действие документа будут попадать и длящиеся правонарушения по действующим договорам.

«
Сейчас Роскомнадзор рассматривает возможность внесения изменений в нормативно-правовые акты в части ограничения срока представления статических данных по креативу, который вечно остается в интернете, и размещения идентификатора в конце текста, — говорится в сообщении АРИР от 24 июля 2023 года.
»

Ранее «Первый ОРД» («Вымпелком») предложил вынести на отраслевое обсуждение инициативу по созданию сервиса по публичной проверке токенов. Поводом к этому решению стал инцидент, произошедший с Telegram-каналом медиаменеджера Георгия Лобушкина.Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. Обзор и рейтинг TAdviser 298.3 т

Отмечалось, что блогер промаркировал пост о рейтинге компаний в сфере ИИ, который подготовил «билайн», как рекламный. При этом в «Вымпелком» утверждают, что не заказывали и не оплачивали эту интеграцию.

В июне 2023 года Госдума в третьем чтении ввела штрафы до 700 тысяч рублей за отсутствие маркировки интернет-рекламы.[1]

Госдума приняла закон о штрафах за отсутствие маркировки интернет-рекламы

20 июня 2023 года Госдума приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект о штрафах за отсутствие маркировки интернет-рекламы:

  • для физлиц до 30 000 рублей;
  • для должностных лиц – до 100 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – до 200 000 рублей;
  • для юрлиц – до 500 000 рублей;
  • штраф за нарушение закона оператором рекламных данных (ОРД) составит 200 000 рублей для должностных лиц и ИП и 700 000 рублей – для юрлиц.

Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект о штрафах за отсутствие маркировки интернет-рекламы

Документ предусматривает поправки в КоАП, которые предполагают «ответственность рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем» за неисполнение новых положений закона о рекламе. Закон должен вступить в силу с 1 сентября 2023 года, хотя участники отрасли предлагали отложить его как минимум до начала 2024-го.

По словам одного из авторов инициативы, члена комитета Госдумы по информационной политике о информационной политике, информационным технологиям и связи Антона Немкина, принятие этого законопроекта «позволит «закрыть теневой рекламный рынок, прекратить публикацию скрытой рекламы и решить одну из базовых проблем российской экономики – планирование и распределение информационных потоков».

К июню 2023 года все участники цепочки «рекламодатель — рекламное агентство — рекламораспространитель» обязаны предоставлять информацию о размещаемой в сети рекламе в ЕРИР через ОРД. Это можно делать самостоятельно или через специальные организации — операторы рекламных данных. Они присваивают сообщениям идентификаторы — уникальные цифровые обозначения, с помощью которых можно следить за распространением рекламы.

В феврале 2023 года Роскомнадзор и Федеральная антимонопольная служба отложили введение штрафов за неисполнение требований о маркировке интернет-рекламы, которые планировалось ввести с 1 марта 2023 года.[2]

2022

ФАС и Роскомнадзор разделили зоны ответственности

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Роскомнадзор разделили зоны ответственности по маркировке рекламы в интернете. Об этом 17 ноября 2022 года говорится в Telegram-канале ФАС.

Сообщается, что антимонопольный регулятор будет относить информацию к рекламе и контролировать наличие пометки «реклама» и информации о рекламодателе.

ФАС и Роскомнадзор разделили зоны ответственности по маркировке рекламы в интернете

Роскомнадзор, в свою очередь, будет осуществлять учет, хранение и обработку информации о рекламе в интернете. Кроме того, ведомство возьмет на себя контроль за направлением в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) информации о рекламе в интернете. Регулятор также будет устанавливать требования к ПО, используемому операторами рекламных данных при учете рекламы в интернете, вести реестр операторов рекламных данных и контролировать присвоение рекламе в интернете идентификатора рекламы.

Маркировка рекламы — это процесс, при котором каждому рекламному креативу присваивается индивидуальный идентификатор (токен). Он состоит из комбинации 32 знаков — букв и цифр. Генератор токенов еще в разработке, но согласно приказу Роскомнадзора N 64, известно, как он должен выглядеть так:

ДДММГГXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXЧ где:

  • ДД — дата создания токена;
  • ММ — месяц создания;
  • ГГ — год;
  • XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX — учетный номер рекламы ОРД.

Рекламодатель перед запуском кампании отправляет креативы ОРД (оператору рекламных данных — компании, которая собирает информацию и передает в ЕРИР). ОРД присваивает креативам маркировку, возвращает рекламодателю, а данные отправляет в реестр. После открутки рекламодатель отправляет ОРД отчет, который оператор передает в ЕРИР.

Доступ к информации могут получить все участники цепочки (рекламодатель, агентство, рекламная площадка) в течение одного года, а также Роскомнадзор, ФАС и ФНС.[3]

Роскомнадзор временно не будет штрафовать за отсутствие маркировки интернет-рекламы

15 августа 2022 года стало известно о том, что штрафов за неисполнение требований законодательства о маркировке диджитал-рекламы не будет до марта 2023 года. Об этом Роскомнадзор заявил на встрече с представителями рынка рекламы.

Ожидается, что в указанный период пройдет отладка взаимодействия всех участников цепочки по передаче информации о запущенных в интернете кампаниях.

Регистрировать рекламу в ОРД участники рынка будут обязаны с сентября 2022 года. До 31 октября будет длиться переходный период, после этого должна стартовать регулярная работа по маркировке онлайн-рекламы.

Стать операторами рекламных данных планируют «Медиаскаут» (МТС), «Озон-ОРД», «ОРД-А» (AmberData), «ОРД-Лаборатория разработки» («Сбер»), «Первый ОРД» («Вымпелком»), «Яндекс» и VK. [4]

В России принят закон о введении уникального идентификатора рекламы в интернете

6 июля 2022 года Госдумой РФ был принят закон о введении уникального идентификатора рекламы в интернете. Данная мера позволит обеспечить прослеживаемость распространенной в интернете рекламы и учет информации о такой рекламе, заявил ТАСС глава комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин.

В соответствии с документом, распространение рекламы в интернет-пространстве будет возможно только с использованием уникального цифрового обозначения, которое присваивает оператор рекламных данных. Минцифры РФ будет устанавливать требования к идентификатору, его содержанию, регламенту его присвоения, а также хранению.

В России принят закон о введении уникального идентификатора рекламы в интернете

С 1 сентября 2022 года рекламодатели и распространители рекламы должны будут передавать в Роскомнадзор сведения о рекламе, размещаемой в интернете. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Роскомнадзор создаст единую базу интернет-рекламы для усиления контроля за ней, а также для контроля за рекламодателями и распространителями. Обязанность по передаче сведений не будет относиться к распространителям социальной рекламы. Сведения можно будет передавать самостоятельно или через операторов рекламных данных, уполномоченных на это Роскомнадзором.

Все операторы будут включены в реестр операторов рекламных данных. Порядок передачи информации о рекламе в систему, а также состав передаваемых сведений и другие нюансы позднее установит Правительство России. Ответственность за непередачу или передачу недостоверных сведений о рекламе пока не установлена.

Определены новые требования и к самой рекламе. Размещаемая в интернете реклама должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя и (или) сайт с информацией о нем (пока не уточняется, какую именно информацию должен содержать сайт). Эти требования не действуют в отношении рекламы, размещаемой в телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах в интернете. [5]

Кто должен передавать данные о рекламе в систему

Как следует из принятых в мае 2022 г подзаконных актов, представлять информацию о размещенной в сети "Интернет" рекламе, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ, должны:

1. рекламодатели (юридические или физические лица, ИП), кроме обладающих исключительным правом на объекты рекламирования и (или) являющихся изготовителями либо продавцами товаров, информацию о рекламе которых в Роскомнадзор или оператору рекламных данных обязаны предоставлять рекламораспространители, операторы рекламных систем в рамках договорных обязательств с такими рекламодателями;

2. рекламораспространители и операторы рекламных систем (юридические или физические лица, ИП), которые осуществляют и (или) организуют распространение рекламы любых рекламодателей, в т. ч. в форме баннеров, текстового или текстово-графического блока, видеороликов, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире;

3. рекламораспространители – владельцы соцсетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторы распространения информации в Интернете, включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторы поисковых систем.

Взаимодействие уполномоченного органа с операторами рекламных данных, рекламодателями, рекламораспространителями, операторами рекламных систем будет осуществляться с использованием информационной системы радиочастотной службы (исключительно в электронном формате с использованием автоматически формируемых в личном кабинете форм документов).

Поправки в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" вступят в силу 1 сентября 2022 года.

2021

Минцифры разработало порядок взаимодействия Роскомнадзора с операторами рекламных данных

В начале декабря 2021 года стало известно о разработанном Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ порядке взаимодействия Роскомнадзора с операторами рекламных данных. Соответствующее постановление Правительства РФ вступит в силу 1 сентября 2022 года и будет действовать шесть лет с того дня.

Проектом утверждаются критерии отнесения участников рынка интернет-рекламы к лицам, обязанным предоставлять информацию о рекламе в ведомство, состав передаваемой информации и порядок взаимодействия Роскомнадзора с участниками рынка интернет-рекламы.

Минцифры представило порядок взаимодействия Роскомнадзора с операторами рекламных данных

Согласно документу, взаимодействие Роскомнадзора с операторами рекламных данных осуществляется через ИТ-систему. Участники рынка должны передавать ведомству данные в течение 30 календарных дней с момента размещения рекламы в интернете. При этом операторы рекламных данных должны хранить их на территории России не менее 5 лет со дня предоставления сведений в Роскомнадзор.

Участники рынка смогут вносить данные в базу как самостоятельно, так и при помощи операторов рекламных данных, которых позже определят в нормативно-правовых актах. Для этого система предоставит участникам рынка онлайн-площадку для регистрации и открытия личного кабинета.

С 1 сентября 2022 года у участников рынка интернет-рекламы появится обязанность передавать в Роскомнадзор сведения о размещаемой рекламе. Как объясняли в Минцифры, это необходимо для того, чтобы обеспечить равные условия ведения бизнеса для интернет-компаний на рынке.

Согласно документу Минцифры, Роскомнадзор будет осуществлять учет, хранение и обработку информации о распространенной в интернете рекламе, в том числе сведений о рекламодателях и рекламораспространителях такой рекламы, операторах рекламных систем - компаний, предоставляющих услуги по размещению рекламы на интернет-площадках, которые принадлежат третьим лицам.

Передаваемые сведения о рекламе должны содержать идентификатор рекламы, индивидуальный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер рекламодателя, представителя рекламодателя, рекламораспространителя, оператора рекламной системы и сведения о договоре, заключенных между рекламодателем, представителем рекламодателя, рекламораспространителем и (или) оператором рекламных систем в целях оказания услуг по распространению рекламы.

Минцифры опубликовало список лиц, которые должны предоставлять Роскомнадзору информацию о рекламе:

  • рекламодатели, сведения о приобретении которыми статуса юридического лица или индивидуального предпринимателя внесены в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей после 31 августа 2022 года;
  • рекламораспространители, являющиеся владельцами социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторами распространения информации в интернете, включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторами поисковых систем;
  • любые иные рекламораспространители, осуществляющие распространение рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ, в интернете и др.

Отмечается, что сведения о распространенной в Сети рекламе, направляемые оператором рекламных данных в уполномоченный орган, должны будут подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени оператора рекламных данных.[6]

AT Consulting разработает Единую систему учета оборота рекламы в Рунете

7 сентября 2021 года стало известно о том, что Единую систему учета оборота рекламы в Рунете за 96 млн руб. создаст AT Consulting, которая среди прочего выступала ИТ-подрядчиком МВД. Подробнее здесь.

Законопроект о создании системы учета рекламы в интернете принят в третьем чтении

Госдума РФ приняла в третьем чтении ряд законопроектов, регулирующих интернет-сферу. Об этом стало известно 18 июня 2021 года. В частности, на пленарном заседании 17 июня 2021 года в третьем чтении принят законопроект, который наделяет Роскомнадзор полномочиями по созданию и ведению единой системы учета рекламы в интернете с 1 сентября 2022 г.

«
Роскомнадзор посредством обработки и анализа информации, размещенной в информационной системе учета рекламы, осуществляет сверку сведений в составе информации, размещенной в указанной информационной системе рекламораспространителями, операторами рекламных систем, рекламными посредниками, операторами рекламных данных, - говорится в пояснительной записке.
»

Также вводится обязанность рекламораспространителей, операторов рекламных систем, рекламных посредников, размещающих в интернете рекламу, размещать в этой системе соответствующую информацию. В то же время такая обязанность не будет распространяться на оператора социальной рекламы.

Распространители рекламы, операторы рекламных систем, рекламные посредники обязанные размещать информацию в информационной системе учета рекламы, смогут размещать ее самостоятельно или через операторов рекламных данных.

Для отбора оператора рекламных данных Роскомнадзором будет создана комиссия. Порядок ее создания и деятельности, состав, а также условия отбора оператора рекламных данных будут устанавливаться правительством РФ. Роскомнадзор будет вести реестр операторов рекламных данных в определенном им порядке.

Также принят закон об измерении объема интернет-аудитории. В соответствии с законом Роскомнадзор в срок до 1 августа 2021 г. должен провести в установленном порядке отбор уполномоченной организации по исследованию объема аудитории с прекращением полномочий ранее отобранной уполномоченной организации.

Документ разработан для обеспечения сопоставимости, открытости, достоверности и полноты данных, полученных в результате исследований объема аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), сетевых изданий, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов и иных информационных ресурсов в интернете, распространяющих продукцию СМИ, аудиовизуальные произведения и иную общедоступную информацию.

Исследования объема аудитории в интернете будут проводиться на основании методики, утверждаемой Роскомнадзором. Реестр информресурсов, объем аудитории которых подлежит исследованию, также будет формироваться этим ведомством. При этом порядок ведения такого реестра и перечень входящих в него данных будут утверждаться правительством РФ.

Владелец информационного ресурса, в свою очередь, будет обязан обеспечить возможность проведения исследований и предоставить необходимые для этого данные. При этом для организации-измерителя законом устанавливается ряд ограничений. В том числе она не вправе использовать данные, полученные от владельцев информресурсов, иначе, чем в целях проведения исследований, а также не может распространять рекламу.

«
Реализация положений федерального закона создаст возможность для проведения кросс-медийных исследований аудитории аудиовизуальных произведений и иной информации, распространяемой в сети Интернет и в иных средах распространения, позволит обеспечить сопоставимость получаемых данных, в чем прежде всего заинтересованы участники рынка, - отмечалось в пояснительной записке.
»

В Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) объяснили, что закон о системе учета рекламы в интернете направлен на создание прозрачных и справедливых отношений между участниками рынка интернет-рекламы.

«
Данное регулирование позволит создать необходимые условия для дальнейшего развития отечественных интернет-ресурсов, обеспечит равное соблюдение всеми ее участниками законодательства РФ в информационной сфере. В случае подписания закона будет создан реестр операторов рекламных данных. Включать операторов рекламных данных в этот реестр будет специальная комиссия. Сроки создания комиссии, порядок ее деятельности, состав и условия отбора операторов рекламных данных определит правительство РФ, - подчеркнули в пресс-службе Роскомнадзоре[7].

»

Госдума приняла законопроект о создании системы в первом чтении

В начале июня 2021 г Госдума приняла в I чтении законопроект, поручающий Роскомнадзору создать единую систему учета рекламы в интернете. Также ведомство выберет уполномоченных операторов рекламных данных, которые с помощью специальных программ будут отслеживать факт размещения рекламы в интернете. Данные из системы будут передаваться налоговым органам.

Государственная дума приняла в I чтении законопроект о создании единой информационной системы учета рекламы в интернете (ЕИС УРИ). Документ разработан главой комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергеем Жигаревым и представляет собой поправки в закон «О рекламе».

Указанная система необходима для борьбы с «серым» рынком: прослеживаемости рекламы в интернете, автоматизации процессов сбора и обработки информации о размещенной в Сети рекламе, а также учета и хранения такой информации. Созданием ЕИС УРИ займется Роскомнадзор. Для обеспечения работы системы Роскомнадзор сможет привлекать подведомственную ему радиочастотную службу.

ЕИС УРИ обеспечит сбор, хранение, обработку и анализ информации, доступ к информации, содержащейся в системе, и предоставление такой информации в электронной форме, взаимодействие с иными информационными системами, получение и использование достоверной и актуальной информации, осуществление контроля достоверности, полноты, актуальности и своевременности размещения информации в системе.

Предполагается, что закон, в случае его принятия, вступит в силу с 1 июля 2022 г. По мнению комитета Госдумы по экономической политике, благодаря предлагаемому законопроекту рекламный рынок получит инструмент взаимодействия рекламных агентств и медиа с государством, а данные, которые будут храниться в информационной системе учета рекламы, могут быть использования для повышения эффективности рекламных кампаний. Кроме того, создание ЕИС УРИ существенно ограничит возможности нелегитимных схем, связанных с уходом от налогов, и будет способствовать прекращению хозяйственной деятельности недобросовестных участников рекламного рынка.

Какую информацию и кто должен передавать в систему

В ЕИС УРИ подлежит включению информация о размещенной в интернете рекламе, в том числе сведения о рекламодателях и рекламораспространителях, операторах рекламных систем, а также о рекламных посредниках. Таковыми называются лица, осуществляющие деятельность, связанную с производством рекламы для ее размещения в интернете и предоставление рекламы для размещения в интернете рекламораспространителям, операторам рекламных систем в качестве рекламодателя или в интересах рекламодателя.

Состав указанной информации определит Правительство. Информация в ЕИС УРИ должна будет храниться не менее пяти лет.

Информация, содержащаяся в ЕИС УРИ, подлежит защите в соответствие с законодательством о коммерческой тайне. Рекламораспространители, операторы рекламных систем, рекламные посредники, размещающие в интернете рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории России, и соответствующие критериям, которые определит Правительство, обязаны размещать информацию в ЕИС УРИ. Такая обязанность не распространяется на операторов социальной рекламы.

Операторы рекламных данных

Рекламодатели и рекламораспространители вправе размещать информацию в ЕИС УРИ самостоятельно или через операторов рекламных данных — владельцев программ для ЭВМ, предназначенных для установления факта распространения рекламы в интернете, уполномоченных Роскомнадзором для учета рекламы в интернете и представления информацию в ЕИС УРИ. Роскомнадзор установит требования к системам учета рекламы операторов рекламных данных — программ для ЭВМ, используемых операторами рекламных данных.

Для отбора оператора рекламных данных Роскомнадзор создаст комиссию и будет вести специальных реестр. Порядок создания данной комиссии и условия отбора операторов установит Правительство. Также Правительство определит порядок взаимодействия Роскомнадзора с операторами и иными лицами, связанными с ЕИС УРИ.

Операторы рекламных данных и иные лица, предоставляющие информацию в ЕИС УРИ, будут нести ответственность за ее полноту, достоверность, актуальность и своевременность ее размещения. Роскомнадзор будет проводить сверку информации, размещенной в ЕИС УРИ. По вопросам отнесения информации в интернете к рекламе Роскомнадзор будет взаимодействовать с Федеральной антимонопольной службой.

Передача данных в налоговую службу

Рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, рекламные посредники, операторы рекламных данных, операторы социальной рекламы вправе получить доступ к информации, размещенной в ЕИС УРИ и непосредственно касающейся их прав и обязанностей. Роскомнадзор также будет предоставлять доступ к информации из ЕИС УРИ Федеральной налоговой службе и иным лицам в порядке, предусмотренном Правительством.

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем российского рынка интернет-рекламы в 2020 г. составил 253 млрд руб. Это 53% от общего объема рынка рекламы в медиа. Аналитик «Финам» Леонид Делицын отмечает, что в таких условиях выглядит логичным внимание государства к данной сфере и желание повысить собираемость соответствующих налогов.

Кроме того, отмечает Делицин, в интернет-рекламе существует проблема искусственных накруток. Недавно американская компания DoubleVerify, специализирующая на борьбе с такого рода накрутками, провела первичное размещение акций (IPO) на Нью-Йоркской фондовой бирже. По ее оценкам, объем «накрученной» интернет-рекламы составляет 40%. В России данный показатель должен быть еще больше, полагает Делицын[8].

Примечания