2024/01/24 11:49:15

Курьеры в России


Содержание

2023

Спрос на курьеров вырос в 4 раза

Количество предложений о работе для курьеров в России в 2023 году увеличилось в 3,7 раза в сравнении с 2022-м. Зарплатные предложения также выросли – примерно на 30%, достигнув 95 тысяч рублей в месяц по всей стране. Такие данные приводятся в исследовании сервиса «Авито Работа», которое обнародовано 23 января 2024 года.

Как сообщает «РИА Новости» со ссылкой на выводы экспертов, в 2023 году курьерам предлагали различные формы занятости, включая частичную, посменную или полную, что сказывается на уровне заработной платы. Рост спроса на курьеров объясняется увеличением популярности услуг доставки. Сервисы доставки теперь широко представлены у ритейлеров, маркетплейсов и предприятий общественного питания.

Количество предложений о работе для курьеров в России в 2023 году увеличилось в 3,7 раза

По словам управляющего директора «Авито Работа» Артема Кумпеля, доставка стала неотъемлемой частью повседневной жизни, и для обеспечения высокой скорости и расширения географии доставки требуется больше курьеров. Этот постоянно растущий спрос также приводит к увеличению предложений с высокими заработными платами, что связано с дефицитом кадров и высоким уровнем конкуренции между работодателями за курьеров, добавил он.

В «Яндекс.Доставке» сообщили о росте спроса на курьеров в Москве и Санкт-Петербурге за первые шесть месяцев 2023 года примерно на 50% по сравнению с первым полугодием 2022-го, объяснив эту тенденцию развитием электронной коммерции, увеличением спроса на доставку, сокращением трудовой миграции, крайне низкой безработицей. В «Яндекс.Доставке» также отметили, что наиболее остро ощущается нехватка курьеров в Москве и Петербурге из-за больших возможностей для подработки. Так, в Москве стоимость привлечения новых сотрудников за год выросла почти в четыре раза, в Северной столице — на 40%.[1]

Число работающих в России курьеров перевалило за 1 млн

В России насчитывается более 1 млн курьеров против 830 тыс. в 2021 году. Об этом в июне 2023 года сообщили Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) со ссылкой на статистику нескольких игроков рынка, в том числе «Авито», «Самокат» и «Зарплата.ру». По оценке авторов доклада, каждый шестой россиянин имел опыт работы курьером.

По словам главного аналитика РАЭК Марии Сайкиной, речь идет о курьерах, работающих во всех видах доставки, включая услуги по перевозке грузов и доставку в пункты выдачи заказов. Ко второму кварталу 2023 года в сфере курьерской доставки занято около 1,2 млн человек, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, точное количество курьеров назвать сложно, поскольку для многих россиян доставка – не основной вид деятельности, а подработка. Так, по данным РАЭК, 38% курьеров совмещают работу с учебой, 16% – с другой работой.

В России насчитывается более 1 млн курьеров

У курьеров растет зарплата, что также косвенно может говорить об увеличении спроса на доставщиков, отметила руководитель исследовательского центра Superjob Наталья Голованова. По данным Superjob на июнь 2023 года, средняя зарплата пешего курьера, курьера на велосипеде или самокате в Москве увеличилась на 9 процентов, до 60 тысяч рублей в месяц. При большой загрузке зарплата может дорастать до 100 тысяч рублей. Средняя зарплата водителя-курьера выросла на 6 процентов за год, до 90 тысяч рублей в месяц. Максимальный заработок может составлять 170 тысяч рублей в месяц.

По данным РАЭК, которые были обнародованы в июне 2023 года, 38% курьеров совмещают работу с учебой, 16% — с другой работой. Спрос на курьеров начал резко расти в 2020 году на фоне пандемии COVID-19. Согласно исследованию, в 2020 году предполагалось, что к 2024 году курьерами в РФ будут работать примерно 450 тысяч человек, но уже в 2022-м востребованность персонала в этой профессии превысила ожидания.[2]

2022

Рост рынка на 24,5% до 1,7 трлн рублей

Объем российского рынка курьерской доставки по итогам 2022 года составил 1,7 трлн рублей, увеличившись на 24,5% в сравнении с 2021-м. Такие данные в мае 2023 года привели в Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК).

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование РАЭК, в 2022 году на доставку товаров из интернет-магазинов и маркетплейсов пришлось 47% всего рынка или 788 млрд рублей. Этот сегмент вырос за год на 13%. Еще 520 млрд рублей — это доставка продуктов (e-grocery). Рынок доставки готовых блюд из ресторанов вырос на 25% и составил 222 млрд рублей. Сегмент услуг доставки продуктов из супермаркетов вырос за год на 66%.

Объем российского рынка курьерской доставки достиг 1,7 трлн рублей

Единственный сегмент, который сократился по сравнению с 2021 годом, — доставка документов, корреспонденции и посылок. Количество заказов «до двери» выросло, однако 79% доставок по-прежнему осуществляются до пунктов выдачи товаров, постаматов, а также грузовой b2b-доставкой, отмечают исследователи.

Количество доставленных «до двери» заказов также выросло: с 925 млн в 2021 году до 1,16 млрд в 2022-м. Но этот сегмент пока относительно небольшой, так как составляет всего лишь пятую часть рынка доставки. 79% доставок по-прежнему осуществляются до пункта выдачи заказов, постаматов или грузовой B2B-доставкой.Догнать и перегнать: Российские ВКС прирастают новыми функциями 8.8 т

Ключевой драйвер развития рынка — доставка продуктов из магазинов, подтверждает данные РАЭК гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В отличие от зарубежных стран, в России практически не развит самовывоз товаров и присутствует либо в локальных сетях, либо при покупке алкоголя. По мнению Бурмистрова, на рынке наблюдается консолидация, укрупнение сервисов, их внедрение в различные экосистемы. Он также добавил, что сегмент доставки товаров электронной коммерции будет сокращаться.[3]

Число курьерских доставок за 5 лет сократилось на 16,3%

В 2022 году жители России 206 млн раз воспользовались услугами курьеров, что на 16,3% меньше, чем в 2018-м. О падении рынка в начале мая 2023 года рассказали аналитики BusinesStat.

По их словам, весомое влияние на курьерскую деятельность оказала санкционная политика стран Запада. В 2022 году курьерские службы столкнулись с дефицитом автомобильных запчастей, грузовых контейнеров, глобальной инфляцией. На фоне экономического кризиса снизилась платежеспособность и потребительская активность населения. Наблюдается переориентация частных клиентов на более дешевые виды доставки отправлений: в пункты выдачи заказов (ПВЗ) и автоматы для выдачи посылок (постаматы).

Эители России 206 млн раз воспользовались услугами курьеров

Возникшие сложности в сфере электронной торговли, такие как уход западных интернет-магазинов и логистических компаний с иностранным участием из России в 2022 году спровоцировали падение трафика трансграничных продаж и, соответственно, численности доставок курьерами, отмечается в исследовании.

В 2018-2022 гг. основную долю в структуре курьерских служб составляли индивидуальные предприниматели, в 2022 году их насчитывалось 3,9 тыс (65,2% от общероссийского значения). В 2018-2021 гг. численность курьерских компаний в России увеличилась на 9,7%: с 5,6 до 6,2 тыс. В 2022 году их количество сократилось на 2,3%, до 6 тыс.

За 2018-2021 гг. объем доставок курьерской службой в России увеличился в 1,7 раза: со 148,4 до 245,7 млн заказов. Развитие электронной торговли, растущая востребованность экспресс-доставки, расширение географии поставок способствовали активному наращиванию отечественного рынка курьерских услуг в предыдущие годы.[4]

В Госдуме предложили запретить курьерам на электротранспорте использовать телефоны без креплений

Депутат Госдумы Василий Власов предложил запретить курьерам служб доставки использовать телефоны без специальных креплений во время движения на электротранспорте. Об этом стало известно 10 августа 2022 года.

В обращении законодатель отметил, что одной из главных категорий пользователей электросамокатов и электровелосипедов на август 2022 года стали курьеры служб доставки, которые, как правило, используют пешеходную зону и двигаются на значительной скорости.

При этом нередко, как он заметил, во время движения курьеры используют телефон без специальных удерживающих средств: изучают маршрут движения, звонят клиенту и т. д. Эти действия, по его мнению, отвлекают их и создают непосредственную угрозу для других пешеходов, учитывая весовые и скоростные характеристики используемых средств передвижения.

В связи с этим депутат просит рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в нормативно-правовые акты в части введения ограничения на использование телефона без специальных удерживающих средств водителями электротранспорта, который используется в коммерческих целях[5].

2021: Рост зарплат курьеров в Москве до 200 тыс. рублей в месяц из-за нехватки кадров

К середине октября 2021 года в России наблюдается острая нехватка курьеров, в результате чего их зарплаты растут. Некоторые водители, занимающиеся доставкой заказов, в Москве зарабатывают до 200 тыс. рублей в месяц, а оклады пеших курьеров повысились до 100 тыс. рублей, сообщили в SuperJob.

Данные этого сервиса приводят «Ведомости». Представитель HeadHunter в разговоре с изданием рассказал, что в сентябре 2021 года число вакансий сотрудников складов и автоперевозчиков выросло в 3–3,5 раза по сравнению с августом, а курьеров, сборщиков заказов и позиций с минимумом опыта в логистике – почти в 7 раз.

Московские курьеры начали зарабатывать 200 тыс. рублей в месяц из-за нехватки кадров

По словам экспертов, во время ноябрьского сезона распродаж («Чёрной пятницы») и предновогодних покупок традиционно увеличивается спрос на курьеров и у маркетплейсов, а также продавцов непродовольственных товаров.

По данным Data Insight, за первое полугодие 2021 года количество онлайн-заказов продуктов увеличилось на 268% в сравнении с аналогичным периодом 2020-го до 118 млн, а выручка от продаж — на 174% до 149 млрд рублей.

Высокие зарплаты у курьеров вызывают внутреннюю миграцию в ритейле, когда штатные работники офлайн-магазинов регистрируются как самозанятые и переходят в курьерские службы, отметил представитель платформы «YouDo бизнес».

Онлайн-ретейлеры принимают меры по привлечению сотрудников. «Сбермаркет» набирает персонал во всех регионах присутствия, в в «Яндексе» готовы стимулировать персонал бонусами за выход в пиковые часы, бесплатной страховкой от несчастных случаев на работе и оплачиваемыми обедами. Delivery Club и igooods собираются расширить программу найма «Приведи друга» почти на 20 регионов.

Также участники рынка создают ИТ-решения, чтобы справиться с ростом заказов при нехватке персонала. Так, «Самокат», Delivery Club, «Сбермаркет» и «Яндекс» прогнозируют спрос с учетом дней недели, праздников, пробок, погоды, выводят в нужные смены больше курьеров и оптимизируют маршруты.[6]

2020: После снижения числа мигрантов на 40% в Москве возникла острая нехватка доставщиков еды

Как стало известно в октябре 2020 года, после снижения числа мигрантов в Москве возникла острая нехватка доставщиков еды и увеличилось количество жалоб клиентов на недоставленные или опаздывающие заказы.

О том, что сервисы доставки продуктов и готовой еды, столкнулись с дефицитом курьеров, написала газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники на рынке.Эту информацию подтвердил руководитель сервиса «Яндекс.Лавка» Илья Красильщик, добавив, что «курьеров сильно не хватает».

По мнению одного из источников издания, дефицит курьеров спровоцирован снижением числа мигрантов в столице и сезонностью. Ранее мэр Москвы Сергей Собянин сообщил о сокращении числа мигрантов в городе на 40% в 2020 году.

В столице России возникла острая нехватка доставщиков еды после снижения числа мигрантов
«
Существует понятие сезонности у всех городских доставок. Как раз осень — момент, когда некоторые курьеры уходят с локальных доставок из-за плохой погоды. В этот момент рекрутинг и конкуренция становятся особенно ощутимыми,— поделился мнением на ситуацию сооснователь «Кухни на районе» Кирилл Родин.
»

Представитель «Яндекс.Еда» заявила, что курьеров пока хватает, однако компания также ощущает давление на рынок из-за пандемии и оттока мигрантов. Оказывают влияние и сезонные факторы — начало учебного года, призыв, отметили в компании.

Сервисы доставки по-разному решают проблему с дефицитом курьеров. Один из вариантов — привлечь к доставке самозанятых с 16 лет и людей с ограниченными возможностями, рассказал собеседник издания. Другой вариант — ограничить число заказов через плавающую минимальную корзину. Сервис «Яндекс.Лавка» применял такой механизм с момента запуска, но к 23 октября 2002 года дает возможность выбрать между платной доставкой и порогом по заказу.

«Самокат» решил увеличивать минимальную комиссию. Представитель сервиса сообщил изданию, что такой механизм тестируется в нескольких районах столицы.[7]

Примечания