2025/11/17 16:42:51

Машиностроение в России


Содержание

Основная статья: Промышленное производство в России

Производство автомобилей

Основная статья: Производство автомобилей в России

Авиационная промышленность

Основная статья: Авиационная промышленность России

Станкостроение

Основная статья: Станкостроение в России

Хроника

2025

Разработчик оборудования радиационного контроля «Доза Тех» получил кредит в ₽2,3 млрд на строительство нового завода

Московская компания «Доза Тех», входящая в НПП «Доза», привлекла льготный инвестиционный кредит в размере ₽2,3 млрд на строительство и оснащение промышленного комплекса для производства систем и оборудования радиационного контроля. Предприятие построит новый завод на площадке «Алабушево» особой экономической зоны «Технополис Москва» при содействии Московского Фонда поддержки промышленности и предпринимательства. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов в декабре 2025 года. Подробнее здесь.

В Улан-Удэ запущено производство электродвигателей для автомобилей, роботов и авиации

Концерн «Радиоэлектронные технологии» расширил серию компактных высокопроизводительных электродвигателей для гражданского машиностроения, автопрома, авиации и робототехники. Освоен выпуск 15 моделей, в разработке находятся еще несколько перспективных образцов. Об этом быо объявлено в конце ноября 2025 года. Подробнее здесь.

ГК «Амкор» за 1 млрд рублей запустила в Татарстане новый завод по производству газотурбинного оборудования

19 ноября 2025 года на территории промышленного парка «Турбина» в Зеленодольске состоялся ввод в эксплуатацию первой очереди завода по производству и ремонту газотурбинного оборудования. Общий объем инвестиций в строительство завода превысил 1 млрд рублей. Подробнее здесь.

«Газпром» за ₽13 млрд запустил завод по производству турбинных лопаток в России

Компания «Газпром энергохолдинг» запустила собственное производство турбинных лопаток в России. Литейный комплекс расположен в особой экономической зоне «Узловая» в Тульской области. Объект построен в течение двух лет на принципах проектного финансирования. Инвестиции в проект оцениваются более чем в ₽13 млрд за весь период реализации. Производственные возможности составят 34 тысячи отливок в год после выхода на полную мощность. Об этом стало известно 8 октября 2025 года. Подробнее здесь

Минпромторг: Государство выделяет ₽73,8 млрд на электронное машиностроение, включая разработку САПР

Государственные инвестиции в развитие российского электронного машиностроения составят ₽73,8 млрд в период 2025—2027 годов. Об этом говорится в материалах Минпромторга к итоговой коллегии ведомства 7 июля 2025 года.

Как пишет «Интерфакс», такой объем инвестиций предусматривает Комплексная программа развития электронного машиностроения. Средства направят на разработку оборудования, химических веществ, материалов и систем автоматизированного проектирования для создания электронных компонентов.

Минпромторг сообщил, что государство выделяет 73,8 миллиарда рублей на развитие электронного машиностроения, включая создание систем автоматизированного проектирования (САПР)

Программа предполагает освоение производства более 300 типов средств и ресурсов производства электронных компонентов. Выполнение данной задачи позволит локализовать свыше 60% типов средств и ресурсов, применяемых при изготовлении электронных компонентов.Российский рынок ITSM: оценки, технологические тренды, крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 19.5 т

Минпромторг намерен оперативно задействовать меры государственной поддержки для всех осваиваемых в производстве средств и ресурсов. Ведомство планирует разработать соответствующую балльную систему оценки уровня локализации производства средств и ресурсов.

Предполагается включение продукции в перечень по правительственному постановлению №719, которое определяет порядок и критерии подтверждения производства промышленной продукции на территории России. Документ распространяется на отдельные виды продукции 28 отраслей.

Минпромторг прорабатывает меры поддержки спроса на соответствующую продукцию электронного машиностроения. Также рассматриваются меры по ограничению доступа аналогичных средств и ресурсов иностранного производства.

В 2024 году по программе развития электронного машиностроения было проинвестировано ₽23,6 млрд. Средства использовали для завершения разработки двух установок для производства интегральных схем и фотошаблонов — литографической установки и генератора изображений на фотошаблонах.[1]

В Калининградской области за ₽580 млн запустили новый завод по производству автомобильных кузов. Их изготавливают промышленные роботы

В Калининградской области запущен новый завод по производству автомобильных кузовов стоимостью ₽580 млн, из которых ₽115 млн направлены на роботизацию производства. Производственные процессы на предприятии полностью автоматизированы, а сборка кузовов осуществляется промышленными роботами. Завод, открытый машиностроительной компанией Grunwald в феврале 2025 года, расположен на территории технопарка «Храброво». Подробнее здесь.

2024

Оптовые продажи биноклей и телескопов в России за год сократились на 59% до ₽11,7 млрд

Производство биноклей, монокуляров и оптических телескопов в России по итогам 2024 года составило ₽11,7 млрд в стоимостном выражении, что на 59,0% ниже показателя 2023 года. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Alto Consulting Group, опубликованные в ноябре 2025 года.

В категорию учитываемой продукции вошли также астрономические приборы и оптические микроскопы. Центральный федеральный округ сохранил лидирующие позиции, обеспечив 52,7% от общего объема производства в 2024 году. Концентрация производства в регионе обусловлена присутствием высокотехнологичных предприятий, научно-исследовательских институтов, близостью к крупным потребителям и транспортным узлам.

Производство биноклей и телескопов в России оценили в 11,7 млрд ₽

Аналитики Alto Consulting Group выделяют несколько ключевых факторов резкого сокращения объемов выпуска оптических приборов:

  • снижение коммерческого спроса на массовые модели бытовой оптики вследствие уменьшения покупательской способности в сегменте любительской астрономии и хобби;
  • перебои в поставках высокоточных оптических комплектующих и импортозависимость ряда узлов, что привело к простоям сборочных линий;
  • переориентация промышленных заказов и сокращение оборонных и государственных закупок в сегментах, где ранее присутствовали отечественные оптические решения;
  • девальвационные и логистические издержки, которые напрямую повлияли на себестоимость продукции;
  • сокращение бюджетных программ на снабжение школ и университетов лабораторным

оборудованием, что снизило спрос на микроскопы и астрономические приборы.

Многие предприятия демонстрируют зависимость от импортных линз, просветляющих покрытий и прецизионных приводов. Ограничение доступа к критическим импортным компонентам резко повышает стоимость конечных изделий. Логистические проблемы увеличивали цену на импортные линзы и прецизионные механизмы, что в условиях падения спроса действовало как катализатор снижения производства в денежном выражении.[2]

Оптовые продажи термостатов и стабилизаторов давления для промышленных предприятий в России за год взлетели на 42,5% и достигли ₽126,4 млрд

Производство термостатов и стабилизаторов давления в России в 2024 году выросло на 42,5% и достигло ₽126,4 млрд. Об этом сообщила аналитическая компания Alto Consulting Group в октябре 2025 года.

Стремительный рост свидетельствует о значительном расширении рынка автоматических систем управления и регулирования. Отечественные производители усилили позиции благодаря внедрению инновационных технологий и модернизации оборудования. Активная государственная поддержка отрасли также способствовала развитию.

Оптовые продажи термостатов и стабилизаторов давления для промышленных предприятий в России за год увеличились на 42,5%

Ключевым регионом, формирующим основу выпуска продукции, стал Центральный федеральный округ. На него пришлось около 38,2% общего объема произведенных термостатов и стабилизаторов. Высокая концентрация предприятий радиоэлектроники, приборостроения и научно-исследовательских центров обеспечивает развитие автоматизации в регионе.

Развитие рынка термостатов и приборов автоматического регулирования тесно связано с цифровизацией промышленности. Внедрение систем «умного дома» и автоматизация производственных процессов стимулируют спрос. В 2024 году активный спрос наблюдается со стороны энергетики, машиностроения, жилищно-коммунального хозяйства и нефтехимии.

Растущий интерес к цифровым технологиям управления и мониторинга привел к росту инвестиций в модернизацию производственных мощностей. Это стимулировало выпуск приборов с повышенной точностью и энергоэффективностью. Производители осваивают новые технологические решения для повышения конкурентоспособности продукции.

Аналитики выделили несколько ключевых факторов, которые повлияли на рост производства. Увеличились объемы строительства и промышленной автоматизации. Активно развивается импортозамещение и локализация производства. Вырос спрос на отечественные электронные компоненты. Поддержка программ цифровой трансформации предприятий оказала положительное влияние. Расширились экспортные направления в страны СНГ и Восточной Европы.[3]

Производство кранов для промышленных предприятий в России за год сократилось на 15% до 144 единиц

В 2024 году объем производства консольных кранов в России снизился на 15,3%. Выпуск составил 144 единицы оборудования. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Alto Consulting Group, обнародованные в октябре 2025 года.

Центральный федеральный округ сохранил лидерство в производстве промышленных кранов. На его долю пришлось 47,9% от общего объема выпуска. В регионе сосредоточены крупнейшие машиностроительные предприятия отрасли.

Производство кранов для промышленных предприятий в России за год уменьшилось на 15%

Снижение производства связано с несколькими факторами:

  1. Замедление инвестиционной активности в машиностроительном секторе.
  2. Увеличение стоимости металла и комплектующих.
  3. Сокращение объема государственных закупок для инфраструктурных проектов.
  4. Сложности с поставками компонентов для систем автоматизации.
  5. Период адаптации к требованиям импортозамещения.

Консольные краны используются в различных отраслях промышленности. Оборудование применяется в тяжелом машиностроении и судостроении. Также продукция востребована в складской логистике и строительном секторе.

Производители развивают системы автоматизации кранового оборудования. Внедряются электромеханические системы управления. Совершенствуются технологии дистанционного контроля и мониторинга.

Консольные краны отличаются компактностью конструкций. Оборудование можно устанавливать в ограниченных пространствах. Возможен монтаж на стены, колонны или собственные опоры.

Перспективным направлением считается развитие экспортных поставок. Российские краны могут поставляться в страны СНГ. Также интерес представляют рынки Ближнего Востока.

Аналитики прогнозируют постепенное восстановление отрасли в 2025-2026 годах. Рост будет обеспечен за счет модернизации промышленных предприятий. Увеличатся объемы капитальных инвестиций в оборудование.[4]

Продажи машин для подземных работ в России за год сократились на 31% до 4,6 тысячи штук

Продажи машин для подземных работ в России в 2024 году сократились на 31% до 4,6 тысячи штук против 6,7 тысячи штук в 2023 году. Снижение активности продаж произошло после динамичного роста рынка в предшествующие годы. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании BusinesStat, обнародованные в ноябре 2025 года.

В 2020-2023 годах была пройдена основная фаза обновления и расширения парка машин. Высокая потребность предприятий в технике обеспечивалась за счет развития внутреннего выпуска, а также увеличения присутствия на рынке машин из Китая.

Динамика рынка машин для подземных работ демонстрировала устойчивый рост с 2020 по 2023 год. В 2020 году объем продаж составил 2,5 тысячи штук, в 2021 году показатель увеличился на 38% до 3,4 тысячи штук, в 2022 году рост составил 44% до 4,9 тысячи штук.

Пиковым стал 2023 год, когда продажи выросли на 37% до 6,7 тысячи штук благодаря развитию потребляющих отраслей и реализации инвестиционных программ в угольной, горнодобывающей и нефтегазовой промышленности. В 2024 году тенденция кардинально изменилась.

В 2024 году импорт китайской техники для подземных работ снизился вслед за падением общей реализации оборудования. Сопутствующими факторами стали угроза вторичных санкций и сложности с платежами в международных расчетах.

Ведущие предприятия отрасли по производству машин для подземных работ представлены несколькими крупными игроками:

Снижение закупок техники в 2024 году затронуло все сегменты рынка машин для подземных работ. Предприятия угольной и горнодобывающей промышленности отложили планы по модернизации оборудования в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры.[5]

Производство оборудования для обработки резины и пластмасс в России за год выросло на 22,6% и достигло ₽2,6 млрд

Объем производства оборудования для обработки резины и пластмасс в России в 2024 году увеличился на 22,6% по сравнению с 2023 годом и составил ₽2,6 млрд. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Alto Consulting Group, обнародованные в ноябре 2025 года.

Главным производственным центром стал Центральный федеральный округ, на долю которого пришлось 33,7% от общего объема выпуска. Это подтверждает устойчивое лидерство региона в сфере машиностроения и производства специализированного оборудования.

Производство оборудования для обработки резины и пластмасс в России за год увеличилось на 22,6%

Российская промышленность оборудования для обработки резины и пластмасс в 2024 году претерпела значительные изменения. Рынок постепенно смещается в сторону более сложных и энергоэффективных технологий, что стимулирует модернизацию производственных линий и развитие отечественных конструкторских решений.

Аналитики Alto Consulting Group выделяют пять основных причин роста отрасли:

  • увеличение доли отечественных комплектующих и узлов в производстве оборудования;
  • создание автоматизированных систем управления процессами переработки резины и пластмасс;
  • развитие сегмента роботизированных линий и умных производств;
  • повышение энергоэффективности и экологичности оборудования;
  • расширение ассортимента машин для узкоспециализированных отраслей.

Современные предприятия отрасли ориентируются на повышение технологичности, автоматизацию процессов и импортозамещение. Наблюдается рост внутреннего спроса на оборудование отечественного производства — от экструдеров и формовочных машин до прессового и смесительного оборудования.

Одним из ключевых факторов положительной динамики является повышение инвестиционной активности предприятий. В 2024 году многие производители направили значительные средства в модернизацию оборудования, внедрение систем автоматизации и разработку новых моделей машин.[6]

Оптовые продажи паровых котлов в России за год сократились на 2,0% до ₽78,3 млрд

Объем выручки от продаж российских производителей паровых котлов и их частей в 2024 году составил ₽78,3 млрд, что на 2,0% ниже показателя 2023 года. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Alto Consulting Group, обнародованные в ноябре 2025 года.

Производство в отрасли «Производство паровых котлов и их частей» демонстрирует значительные колебания в течение года. Лидером по объему производства стал Центральный федеральный округ, который занял 64,4% российского рынка.

На втором месте находится Сибирский федеральный округ с долей 25,4% от общего объема выпуска. Северо-Западный федеральный округ занимает третью позицию с показателем 5,1%. Южный и Уральский федеральные округа имеют доли 3,1% и 1,1% соответственно. Приволжский федеральный округ замыкает рейтинг с долей 0,9%.

В 2024 году наибольшее увеличение производства паровых котлов произошло в апреле и составило 407,9% по сравнению с аналогичным месяцем 2023 года. Такой резкий рост объясняется низкой базой 2023 года и восстановлением спроса после периода нестабильности.

Наибольшее снижение производства было зафиксировано в ноябре 2024 года — падение составило 49,3% по сравнению с тем же месяцем 2023 года. Это отражает сезонную специфику отрасли и влияние макроэкономических факторов.

В декабре 2024 года отгрузки паровых котлов и котлов паропроизводящих возросли на 93,6% по сравнению с ноябрем 2024 года. Объем отгрузок составил 753,0 тонны пара в час, что свидетельствует о восстановлении активности в конце года.

Динамика выручки от продаж демонстрирует неравномерное развитие отрасли в последние годы. В 2021 году выручка составляла ₽45,2 млрд. В 2022 году показатель вырос до ₽55,9 млрд, увеличившись примерно на 23%. В 2023 году произошел значительный скачок до ₽79,9 млрд, что означало рост на 43%.

Производственная активность в отрасли характеризуется высокой волатильностью по месяцам. В январе 2024 года темп прироста производства составил 44,8%. В феврале показатель увеличился до 112,8%. Март продемонстрировал рост на 181,7%, а апрель достиг пикового значения в 407,9%.

В мае темп прироста замедлился до 8,0%, а в июне произошло снижение на 18,5%. Июль и август показали небольшой рост — 26,5% и 27,1% соответственно. В сентябре темп прироста составил 22,3%, в октябре — 24,5%. Ноябрь зафиксировал падение на 49,3%, а декабрь показал минимальный рост в 1,1%.[7]

Сокращение производства центробежных насосов для воды на 3% до 984,2 тыс. штук

Выпуск центробежных насосов для подачи жидкостей в России по итогам 2024 года составил 984,2 тыс. штук, что на 3,1% ниже показателя 2023 года. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Alto Consulting Group, опубликованные в ноябре 2025 года.

Снижение объемов производства произошло на фоне значительного роста средних цен производителей. Центральный федеральный округ сохранил доминирующее положение на рынке, обеспечив 87,2% от общего объема выпуска продукции в 2024 году. Концентрация производства в регионе объясняется наличием крупных машиностроительных кластеров, доступом к квалифицированным кадрам и развитыми логистическими узлами.

Производство центробежных насосов для воды в России за год сократилось на 3% до 984,2 тыс. штук

В период с 2022 по 2024 годы средние цены производителей на центробежные насосы выросли на 42,0% — с ₽69 363,5 за штуку до ₽98 508,3. В августе 2025 года средняя цена производителей достигла ₽71 625,6 за штуку, продемонстрировав рост на 32,6% относительно июля 2025 года. Данная динамика отражает высокую волатильность рынка и структурные изменения в цепочке добавленной стоимости отрасли.

Рост стоимости обусловлен не только инфляцией, но и инвестициями производителей в исследования и разработки, сертификацию продукции, гарантийное обслуживание и запасные части. Удорожание импортных компонентов — подшипников, механических уплотнений, высокопроизводительных крыльчаток и блоков управления — существенно повлияло на себестоимость продукции.

Аналитики выделяют несколько причин сокращения объемов выпуска насосного оборудования. Переориентация спроса происходит в сторону более высокомаржинальных промышленных насосов, где заказчики предъявляют повышенные требования к долговечности, энергосбережению и сервисной поддержке. Низкомаржинальный сегмент бытовых и малых насосов, чувствительный к цене, демонстрирует сокращение объемов продаж.

Девальвация валют и логистические сложности привели к волатильности цен и частым корректировкам отпускных цен производителей. Высокая зависимость от импортных комплектующих стимулирует компании инвестировать в локальную кооперацию и изготовление ключевых узлов на территории России.[8]

Оптовые продажи гидравлических и пневматических двигателей для промышленных роботов в России за год выросли на 17% и достигли ₽24,2 млрд

Производство гидравлических и пневматических двигателей в России по итогам 2024 года достигло ₽24,2 млрд, что на 16,7% превышает показатель 2023 года. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Alto Consulting Group, опубликованные в ноябре 2025 года.

Рост отрасли обусловлен повышением спроса со стороны машиностроительного комплекса, строительной сферы, нефтегазового сектора и других отраслей, активно внедряющих автоматизированные системы и приводы. Центральный федеральный округ сохранил лидирующие позиции, обеспечив 54,4% от общего объема выпуска продукции. Доминирование региона объясняется высокой концентрацией машиностроительных предприятий и развитой производственной инфраструктурой.

Оптовые продажи гидравлических и пневматических двигателей для промышленных роботов в России за год увеличились на 17%

В период с 2022 по 2024 годы средние цены производителей на оборудование гидравлического и пневматического силового назначения снизились на 14,7% — с ₽13 781,3 за единицу до ₽11 752,9. Данная тенденция отражает усиление конкуренции и повышение эффективности предприятий, стремящихся удержать рыночные позиции за счет модернизации производственных процессов и оптимизации издержек.

В августе 2025 года зафиксирован значительный рост — средняя цена производителей увеличилась на 40,8% по сравнению с июлем 2025 года и составила ₽16 772,1 за штуку. Скачок стоимости связан с увеличением себестоимости материалов, колебаниями валютного курса и ростом спроса на комплектующие для гидравлических систем в промышленности.

Рынок гидравлических и пневматических двигателей переживает период активной перестройки. Развиваются новые технологии, усиливается импортозамещение, а российские предприятия наращивают компетенции в производстве компонентов для сложных технических систем.

Расширяется применение гидравлических цилиндров в строительной, сельскохозяйственной и горнодобывающей технике, а также в промышленных роботах. Растет спрос на энергоэффективные и надежные решения, повышающие производительность машин. Предприятия проходят модернизацию и внедряют технологии цифрового проектирования.[9]

Производство подъемников и конвейеров в России за год выросло на 10% и достигло 19,7 тыс. штук

Выпуск подъемников и конвейеров пневматических и прочих непрерывного действия в России в 2024 году составил 19,7 тыс. штук, увеличившись на 9,7% относительно показателя 2023 года. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Alto Consulting Group, обнародованные в октябре 2025 года.

Рост демонстрирует устойчивый интерес предприятий к автоматизации и модернизации производственных процессов, а также увеличение потребности в эффективной транспортировке товаров и материалов. Центральный федеральный округ стал лидером производства, обеспечив 30,9% всего выпуска.

Производство подъемников и конвейеров в России за год увеличилось на 10%

Концентрация производства в Центральном федеральном округе обусловлена развитой промышленной инфраструктурой. Наличие крупных предприятий по производству транспортного оборудования формирует технологическую базу. Близость к основным промышленным центрам снижает логистические издержки.

Региональная специализация обеспечивает доступ к квалифицированным кадрам и научно-исследовательским институтам. Машиностроительные предприятия округа накопили компетенции в проектировании и производстве конвейерных систем.

За период с 2022 по 2024 год средняя стоимость подъемников и конвейеров у производителей выросла на 9,0%. Цена увеличилась с ₽282 855,4 за штуку до ₽308 319,3 за штуку. Умеренное удорожание отражает баланс между ростом издержек и конкуренцией на рынке.

Увеличение стоимости материалов и комплектующих повлияло на себестоимость продукции. Металлопрокат, подшипники, электродвигатели и системы управления подорожали в рассматриваемый период. Рост затрат на электроэнергию и логистику увеличил операционные расходы производителей.

Усиление спроса на автоматизированное оборудование для предприятий различных отраслей позволило производителям частично переносить издержки на конечную цену. Инфляционные процессы и корректировка цен производителей происходили постепенно. Технологическое обновление оборудования и внедрение инновационных решений добавили функциональности продукции.[10]

Оптовые продажи промышленных печей в России за год взлетели на 48% и достигли ₽11,1 млрд

Производство промышленных и лабораторных печей в России в 2024 году достигло ₽11,1 млрд. Это на 48,4% превышает показатели 2023 года. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Alto Consulting Group, опубликованные в 2025 году.

Этот рост стал одним из самых значительных в сфере отечественного машиностроения. Результаты подтверждают восстановление спроса на высокотехнологичное оборудование. Предприятия расширяют производственные мощности.

Годовой объём оптовых продаж промышленных печей в России увеличился на 48%, составив сумму в размере 11,1 миллиарда рублей

Ключевым регионом по выпуску данного вида продукции остается Центральный федеральный округ. Его доля составила около 42,1% от общероссийского объема. Регион обладает развитой промышленной инфраструктурой и квалифицированными кадрами.

Высокая концентрация предприятий электротехнического машиностроения делает округ центром инноваций. Здесь развиваются технологии в области промышленного нагрева. Создаются новые модели оборудования для различных отраслей.

В период 2022-2024 годов рынок претерпел серьезные структурные изменения. Ранее основное внимание уделялось импортным технологиям. В последние годы российские производители активно осваивают выпуск современного оборудования.

Компании производят индукционное, диэлектрическое и термическое оборудование. Оно способно конкурировать по качеству с зарубежными аналогами. Российская продукция постепенно замещает импортные поставки.

Объем производства промышленных печей и камер растет за счет нескольких факторов. Расширяется внутренний рынок оборудования. Реализуются экспортные поставки в страны СНГ и Восточной Европы. Российские производители выходят на новые рынки.

Наблюдается коррекция цен на продукцию. В 2022-2024 годах средние цены производителей снизились на 25,1%. Они уменьшились с ₽5 190 960 за МВт до ₽3 886 081,7 за МВт. Это свидетельствует о росте эффективности производственных процессов.[11]

Производство резервуаров и цистерн в России сократилось на 9,2% до 526 тыс. штук

В 2024 году объем производства пластмассовых резервуаров и цистерн в России снизился до 525,6 тыс. единиц. Падение составило 9,2% по сравнению с 2023 годом. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Alto Consulting Group, обнародованные в октябре 2025 года.

Центральный федеральный округ сохранил лидерство в производстве резервуарного оборудования. На его долю пришлось 44,1% от общего объема выпуска. В регионе сосредоточены крупнейшие промышленные предприятия отрасли.

Производство резервуаров и цистерн в России уменьшилось на 9,2%

Средние цены производителей демонстрировали рост в период с 2022 по 2024 год. Стоимость увеличилась на 15,5%. Цена за единицу продукции выросла с ₽8 782 до ₽10 146.

В июле 2025 года зафиксировано снижение средней цены на 4,3%. Показатель составил ₽9 935 за штуку. Корректировка стоимости связана со стабилизацией рынка и уменьшением сезонного спроса.

Пластмассовые резервуары используются в промышленном секторе. Оборудование применяется для хранения химических реагентов и технологических жидкостей. Также продукция востребована в сельском хозяйстве.

Коммунальный сектор закупает резервуары для водоснабжения. Оборудование используется в системах канализации и топливного хозяйства. Энергетические компании применяют цистерны для технических жидкостей.

Производители внедряют современные полимерные материалы. Разрабатываются конструкции с повышенной устойчивостью к ультрафиолету. Улучшается стойкость продукции к агрессивным средам.

Аналитики Alto Consulting Group прогнозируют постепенное восстановление отрасли в 2025-2026 годах. Ожидается стабилизация объемов производства. Увеличится спрос на резервуары для воды и химических веществ.[12]

Производство бурильных машин в России сократилось на 30% до 30,2 млрд рублей

В 2024 году объем производства бурильных машин в России снизился на 30%. Общая стоимость выпуска составила ₽30,2 млрд. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Alto Consulting Group, обнародованные в октябре 2025 года.

Уральский федеральный округ сохранил лидерство в производстве бурильного оборудования. На его долю пришлось 73,9% от общего объема выпуска. В регионе сосредоточены крупнейшие машиностроительные предприятия отрасли.

В России выпуск бурильного оборудования уменьшился на треть

Основными причинами сокращения производства стали:

  1. Временный спад инвестиционной активности в нефтегазовом секторе.
  2. Корректировка объемов заказов со стороны геологоразведочных компаний.
  3. Увеличение себестоимости производства на 15% за период 2022-2024 годов.
  4. Рост цен на металл и электронные компоненты.
  5. Структурная перестройка рынка в сторону более автоматизированного оборудования.
  6. Производители бурильных машин ориентируются на выпуск многофункциональных систем. Особое внимание уделяется энергоэффективности и надежности техники. Оборудование адаптируют к суровым климатическим условиям эксплуатации.

Развиваются цифровые системы мониторинга и телеметрии. Технологии позволяют контролировать параметры работы бурильных установок в реальном времени. Это повышает производительность оборудования.

Уральский федеральный округ остается ключевым промышленным центром отрасли. В регионе работают ведущие машиностроительные комбинаты. Развита научно-исследовательская база для создания инновационных технологий бурения.

Сибирский федеральный округ вносит значительный вклад в производство. Центральный федеральный округ также развивает выпуск бурильного оборудования. В регионах проводится модернизация предприятий.

Аналитики Alto Consulting Group прогнозируют восстановление объемов производства к 2027 году. Ожидается рост показателя на 15-20%. Увеличатся инвестиции в инфраструктурные проекты.[13]

Производство эскалаторов в России за год выросло на 64% и достигло 23 штук

Производство эскалаторов в России выросло на 64,3% и достигло 23 штук по итогам 2024 года. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Alto Consulting Group, обнародованные в октябре 2025 года.

Рост производства связан с активизацией строительного сектора и увеличением объема проектов по модернизации транспортной инфраструктуры. В 2023 году российские предприятия выпустили 14 эскалаторов. Увеличение выпуска продукции отражает восстановление инвестиционной активности в стране.

Производство эскалаторов в России за год увеличилось на 64%

Северо-Западный федеральный округ стал лидером по объему производства. На его долю пришлось 65,2% всех произведенных в стране эскалаторов. В регионе сосредоточены крупнейшие производственные предприятия. Они обеспечивают поставки для метрополитенов и торгово-развлекательных комплексов.

Центральный федеральный округ занимает второе место по объему выпуска. В Москве и Московской области активно развиваются производственные площадки. Приволжский округ демонстрирует стабильный рост в сегменте промышленных и транспортных эскалаторов.

Доля отечественных производителей в общем объеме поставок на российский рынок достигла 58%. Это на 9 процентных пунктов выше показателя 2023 года. Россия продвигается к цели полной локализации производства эскалаторов.

Рост объема производства обусловлен реализацией программ по развитию метрополитенов в крупных городах. Строительство новых станций и модернизация транспортных узлов создают спрос на оборудование. Дополнительным драйвером роста стало развитие торговых центров, аэропортов и вокзалов.

Производственные мощности российских предприятий были задействованы почти полностью в 2024 году. Отрасль вышла на стабильный уровень загрузки. Государственные и частные инвестиции в транспортные проекты выросли.[14]

Производство паровых турбин в России взлетело на 45,1% и достигло 3 293,8 мегаватт

Выпуск турбин на водяном паре и прочих паровых турбин в России достиг 3 293,8 мегаватт в 2024 году. Показатель на 45,1% выше уровня предыдущего года. Значительный рост объемов обусловлен инвестициями в модернизацию энергетических мощностей страны. Расширение производственных мощностей на ведущих предприятиях поддержало динамику. Северо-Западный федеральный округ выступает основным регионом производства с долей около 49,9% всего объема. Об этом свидетельствуют данные исследования Alto Consulting Group, опубликованные в октябре 2025 года.

Сегмент промышленности имеет стратегическое значение для экономики. Паровые турбины остаются ключевым элементом в энергетике, металлургии и химической промышленности. Производство напрямую отражает уровень технического развития и инвестиционную активность в энергетическом секторе. Ленинградская область сосредоточила мощности крупнейших турбостроительных заводов. Санкт-Петербург имеет предприятия с многолетними традициями машиностроения. Концентрация квалифицированных кадров и инженерных школ обеспечивает технологическое лидерство региона.

Производство паровых турбин в России взлетело на 45,1%

Увеличение спроса со стороны энергетических компаний стимулирует производство турбин. Модернизация старых станций требует замены выработавшего ресурс оборудования. Тепловые электростанции обновляют турбинные установки для повышения КПД. Развитие внутреннего машиностроения и локализация производства комплектующих снижают зависимость от импорта. Критические узлы и детали производятся на российских заводах. Инвестиции в инновационные технологии повышают КПД турбин и срок их эксплуатации. Современные материалы лопаток выдерживают более высокие температуры пара.

Государственные программы поддержки машиностроительной отрасли обеспечивают субсидии производителям. Льготное кредитование снижает финансовую нагрузку на предприятия при модернизации. Факторы обеспечили не только количественный рост, но и повышение качества продукции. Российские турбины успешно конкурируют на международном рынке по техническим характеристикам. Надежность и долговечность отечественного оборудования подтверждается опытом эксплуатации.[15]

Сокращение производства газовых турбин в России на 39,5%

Выпуск газовых турбин в России, за исключением турбореактивных и турбовинтовых моделей, составил 556 мегаватт в 2024 году. Показатель на 39,5% меньше, чем в предыдущем году. Приволжский федеральный округ стал лидером среди регионов по объему производства. Доля округа составила около 46,8% от общего объема выпуска. Высокая концентрация промышленных предприятий обеспечивает доминирование региона. Об этом свидетельствуют данные исследования Alto Consulting Group, опубликованные в октябре 2025 года.

Снижение производства объясняется комплексом факторов экономики и технологий. Доступность квалифицированной рабочей силы в Приволжье способствует производству сложных энерготехнических установок. Производители одновременно фокусируются на повышении качества оборудования в условиях снижения общего выпуска. Расширение функциональных возможностей турбин требует инвестиций в исследования. Подготовка к модернизации существующих энергетических мощностей ведется на заводах. Глобальные тренды по повышению эффективности влияют на разработку новых моделей. Экологичность газотурбинных установок становится важным конкурентным преимуществом.

Производство газовых турбин в России за год сократилось на 39,5%

Причины сокращения производства газовых турбин в России:

  • Снижение инвестиций в энергетическую инфраструктуру.
  • Корректировка планов по строительству новых газотурбинных станций.
  • Временные технологические ограничения на предприятиях.
  • Высокая сложность производства.
  • Необходимость высокой квалификации персонала.
  • Санкционные ограничения на импорт компонентов.
  • Конкуренция с импортными турбинами прошлых лет.

Состояние энергетической отрасли напрямую влияет на спрос на газовые турбины. Темпы строительства новых станций определяют объемы заказов для производителей. Модернизация существующих мощностей также создает потребность в оборудовании. Газотурбинные установки используются на тепловых электростанциях для выработки электроэнергии. Комбинированный цикл с паровой турбиной повышает коэффициент полезного действия. Когенерация позволяет одновременно получать электричество и тепло для потребителей.[16]

Производство промышленных вентиляторов в России за год взлетело на 56% до 1,1 млн штук

Объем производства промышленных вентиляторов в России достиг 1,14 млн штук в 2024 году. Показатель на 56% выше уровня предыдущего года. Значительный рост демонстрирует оживление отрасли после периода стагнации. Устойчивый спрос со стороны ключевых потребителей подтверждает восстановление рынка. Центральный федеральный округ стал главным регионом-лидером с долей 50,8% от общего объема выпуска. Об этом свидетельствуют данные исследования Alto Consulting Group, опубликованные в начале октября 2025 года.

Концентрация производства в Центральном федеральном округе объясняется развитой промышленной базой региона. Доступ к логистической инфраструктуре обеспечивает преимущества производителям. Наличие крупных предприятий, ориентированных на производство вентиляционного оборудования, укрепляет позиции округа. Кластеризация производства создает эффект масштаба. Кооперация между предприятиями повышает эффективность цепочек поставок.

Годовая динамика производства промышленных вентиляторов в России показала рост на 56%, объем выпуска составил 1,1 миллиона единиц

Средние цены производителей на вентиляторы выросли на 9,1% в период с 2022 по 2024 годы. Стоимость увеличилась с ₽27 845,1 за штуку до ₽30 385,8 за штуку. Умеренный рост цен отражает постепенное повышение себестоимости производства. В июле 2025 года наблюдался особенно заметный скачок стоимости. Цены выросли на 7,4% по сравнению с июнем и достигли ₽39 811,0 за штуку. Резкое повышение связано с изменением рыночной конъюнктуры и усилением спроса.

Развитие рынка промышленных вентиляторов определяется комплексом факторов. Состояние строительного и промышленного сектора формирует основной спрос на оборудование. Новые заводы, торговые центры и офисные здания нуждаются в системах вентиляции. Технологическое развитие обеспечивает повышение энергоэффективности продукции. Современные вентиляторы потребляют меньше электроэнергии при той же производительности.[17]

Рост выручки малого и среднего бизнеса в сфере машиностроения до ₽4,6 трлн

Годовая выручка малых и средних предприятий в сфере машиностроения России выросла до ₽4,6 трлн по итогам 2024 года. Об этом сообщила Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) 30 сентября 2025 года.

По ее оценкам, за три года количество компаний сегмента выросло на 14,4% и превысило 46 тысяч к концу 2024 года. Темпы роста числа компаний ускорились в последние годы. Ежегодный прирост увеличился с 2—3% до 5%. Темпы роста МСП в машиностроении превышают показатели сегмента малого и среднего бизнеса в целом, где прирост за три года составил 12,7%.

Выручка малого и среднего бизнеса в сфере машиностроения за год выросла до ₽4,6 трлн

Генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич отметил особенности развития отрасли. По его словам, машиностроение традиционно ассоциируется с крупным бизнесом. В последние годы идет активный рост числа малых и средних предприятий в этой сфере. МСП в машиностроении более стабильны, чем бизнес в других отраслях. Средний возраст таких компаний составляет 9,5 лет, тогда как в целом по сектору МСП показатель равен 7,7 года.

Александр Исаевич назвал ключевые драйверы развития сегмента. Увеличение спроса на машиностроительную продукцию произошло на фоне ухода с отечественного рынка зарубежных производителей. Необходимость импортозамещения стимулирует рост предприятий. Таргетированная поддержка таких компаний со стороны государства способствует расширению производства. Благоприятные условия создают предпосылки для дальнейшего развития отрасли.

За три года МСП в сфере машиностроения привлекли порядка ₽196 млрд в рамках Национальной гарантийной системы. Оператором НГС является Корпорация МСП. Почти 50% машиностроительных предприятий получили финансирование при помощи инструментов Корпорации МСП. Доступность кредитных ресурсов позволяет компаниям модернизировать производство и осваивать выпуск новой продукции.[18]

Машиностроение в России за год выросло на 15% и достигло ₽17 трлн

Российское машиностроение в 2024 году достигло исторического максимума, увеличив объем производства на 15% до ₽17 трлн. Отрасль впервые за 35 лет превысила докризисный уровень 1990 года, демонстрируя устойчивый рост. Об этом стало известно в марте 2025 года.

Как сообщают «Ведомости», рост машиностроения стал результатом последовательной политики импортозамещения и развития отечественного производства. Доля машиностроения в общем промышленном выпуске страны увеличилась с 11% в 2022 году до 14% в 2024 году.

Машиностроение в России за год выросло на 15%

Развитие машиностроения в 2024 году характеризуется значительным увеличением производства в ключевых секторах. Объем выпуска электроники вырос в два раза, что свидетельствует о росте технологического потенциала отрасли. Производство судов и летательных аппаратов увеличилось на 64%, отражая высокий спрос и активное обновление транспортного парка. Выпуск электрооборудования продемонстрировал рост на 30%, что связано с расширением промышленного производства и развитием энергетического сектора. Производство легковых автомобилей увеличилось на 39%, что обусловлено стабилизацией рынка и ростом потребительского спроса.

Заместитель директора Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Инна Лола отметила стратегическую роль машиностроения в укреплении технологического суверенитета страны. Более 40% руководителей предприятий оценили влияние санкционного давления как нейтрально-позитивное.

Директор Центра макроэкономического анализа Владимир Сальников выделил три основных фактора роста: восстановление после спада 2022 года, последовательное импортозамещение и увеличение производства оборонной продукции. Правительство прогнозирует сохранение темпов роста на уровне 7–9% ежегодно до 2027 года.

Важным направлением развития стало автомобилестроение. В 2024 году с российских конвейеров сошло 1,07 млн автомобилей, что на 39% превышает показатель 2023 года. Компания «АвтоВАЗ» увеличила производство до 525 000 машин против 367 000 в 2021 году.[19]

Производство паровых турбин в России выросло на 34,1% до 3,04 млн кВт

В 2024 году объем производства турбин на водяном паре и прочих паровых турбин в России достиг в эквиваленте мощности 3,04 млн кВт. Это на треть — 34,1% — больше по сравнению с предыдущим годом, когда показатель оценивался в 2,27 млн кВт. Такие данные приводятся в отчете Росстата, с которым TAdviser ознакомился в конце февраля 2025 года.

Аналитическая компания Tebiz Group отмечает, что одной из особенностей рассматриваемого рынка в РФ является акцент на локализацию производства и снижение зависимости от импорта, что важно в свете сформировавшейся геополитической обстановки. Кроме того, наблюдается рост интереса к инновационным технологиям и разработкам, направленным на повышение эффективности и надежности паровых турбин. С другой стороны, нестабильность экономической ситуации создает определенные риски для участников отрасли. Среди значимых игроков российского рынка паровых турбин названы:

Производство паровых турбин в России выросло на треть

В структуре рынка паровых турбин в 2024 году внутреннее производство превышало объем импортных поставок в 17 раз, а сальдо торгового баланса было положительным. Наиболее высокие производственные показатели демонстрирует Северо-Западный федеральный округ.

В целом, на фоне перехода к устойчивым видам энергии и обновления энергетической инфраструктуры паровые турбины продолжают оставаться ключевым элементом в производстве электроэнергии в России. Инвестиции в модернизацию и замену устаревшего оборудования стимулируют спрос на высококачественное оборудование, что открывает новые перспективы для производителей и поставщиков.[20]

Производство автомобильных двигателей выросло на 12,2% до 226 тыс. штук

В 2024 году в России было произведено около 226 тыс. двигателей внутреннего сгорания для автотранспортных средств. Это на 12,2% больше по сравнению с показателем за предыдущий год. Такие данные в начале февраля 2025 года обнародовала Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

Приведенные цифры охватывают силовые агрегаты, которые выпускаются для поставок на автомобильные заводы или на вторичный рынок. По оценкам, в 2021 году в России было изготовлено примерно 342 тыс. ДВС. В 2022-м зафиксировано падение на 33,1% с итоговым результатом 228 тыс. единиц. Столь резкое сокращение связано с ухудшившейся геополитической обстановкой, спровоцировавшей снижение активности на российском автомобильном рынке и рост цен. По данным аналитического агентства «Автостат», объем сектора новых легковых автомобилей в РФ по итогам 2022 года составил 626 281 единицу, что на 58,7% меньше, чем годом ранее.

Производство автомобильных двигателей в РФ выросло на 12,2%

В 2023 году падение производства автомобильных двигателей в России продолжилось: было поставлено около 202 тыс. моторов, что примерно на 11% меньше по сравнению с 2022-м. В 2024 году сектор начал демонстрировать признаки восстановления: в частности, в декабре объем выпуска ДВС показал рост на 8,2% в годовом исчислении — до 18,3 тыс. штук.

Кроме того, в 2024 году в России реализовывались проекты по запуску новых ДВС-производств. Так, китайский автоконцерн Great Wall Motor (GWM), выпускающий в РФ автомобили под маркой Haval, ввел в эксплуатацию предприятие по производству автодвигателей на площадке индустриального парка «Узловая» в Тульской области. Комплекс занимает площадь более 10 тыс. квадратных метров. На заводе организовано изготовление силовых агрегатов объемом 1,5 и 2 литра в режиме полного цикла.[21]

Запущено первое в России производство асинхронных тяговых двигателей для поездов. В него вложено ₽6,7 млрд

19 ноября 2024 года стало известно о том, что компания «ТМХ-электротех» открыла в Новочеркасске первое в России производство асинхронных тяговых электродвигателей четырех типов для железнодорожного транспорта. Общий объем инвестиций в проект составил ₽6,7 млрд. Подробнее здесь.

В Подмосковье построили завод по производству комплектующих для дорожной, буровой, карьерной и лесозаготовительной техники

В Московской области, в городском округе Долгопрудный, построен новый завод по производству комплектующих для дорожной, буровой, карьерной и лесозаготовительной техники. Проект реализован компанией ООО «УДТ-Техника» в рамках региональной программы поддержки импортозамещения «Земля за 1 рубль». Об этом сообщила пресс-служба министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области в конце октября 2024 года. Подробнее здесь.

В Кургане за ₽1 млрд запустили завод по выпуску погрузчиков

В середине октября 2024 года в Кургане состоялось торжественное открытие нового завода по производству погрузчиков. Предприятие ООО «ИТМ Силовые трансмиссии», входящее в структуру «Кургандормаш», разместилось на территории бывшего завода ЖБИ-2 на проспекте Машиностроителей. Общий объем инвестиций в проект составил более ₽1 млрд. Подробнее здесь

Российское машиностроение за три года увеличило производство почти вдвое

Объем машиностроения в денежном выражении в России в первом квартале 2024 года достиг 560,1 млрд рублей. Это практически вдвое больше по сравнению с результатом трехлетней давности. Так, в первой четверти 2021-го был зафиксирован показатель в 295,2 млрд рублей. Такие данные приводятся в отчете Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, который опубликован 27 июня 2024 года.

Отмечается, что в связи со сформировавшейся геополитической обстановкой отрасль машиностроения получила мощный импульс к развитию. Согласно полученным в ходе исследования результатам, более 40% предприятий в России располагают «очень высоким» и «высоким» потенциалом для реализации процесса выпуска импортозамещающей продукции. Без малого 60% компаний имеют «высокий» и «средний» уровень готовности к использованию новых технологий, тогда как более 40% производств финансировали проекты по их внедрению. Около трети (31%) компаний столкнулись с необходимостью инвестиций в технологическое развитие.

По итогам первого квартала 2024 года количество организаций, специализирующихся на производстве машин и оборудования, достигло 14,8 тыс. Это на 2,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. Количество средних и крупных организаций в январе 2024 года по сравнению с январем 2021-го поднялось на 11,5% и составило 882. За этот же период число крупных и средних предприятий по производству станков, машин и оборудования для обработки металлов и прочих твердых материалов возросло с 25 до 29.

По оценкам, в январе–апреле 2024 года в РФ произведено в общей сложности 18,6 тыс. станков. Из них металлорежущие установки составили 15,5% (около 2,9 тыс. штук), деревообрабатывающие — 13% (2,4 тыс.), токарные, расточные и фрезерные металлорежущие — 9,8% (1,8 тыс.), станки для снятия заусенцев, заточные, шлифовальные или станки для прочей доводки металлов — 6,6% (1,2 тыс.), деревообрабатывающие круглопильные, ленточнопильные и лобзиковые станки — 6,1% (1,1 тыс.). Больше всего выпущено «прочих металлообрабатывающих станков» — 3,4 тыс. единиц, или 18,4%.[22]

2023

Сокращение производства турбокомпрессоров для самолетов и кораблей на 2,7% до 1137 единиц

Выпуск турбокомпрессоров в России в 2023 году составил 1137 единиц, снизившись на 2,7% относительно показателя 2022 года. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Alto Consulting Group, обнародованные в октябре 2025 года.

Сокращение объема связано с колебаниями спроса на промышленное и автомобильное оборудование, а также адаптацией отечественных производителей к новым экономическим и логистическим условиям. Северо-Западный федеральный округ стал ключевым регионом-лидером, обеспечив 15,0% от общего выпуска.

Производство турбокомпрессоров для самолетов и кораблей в России за год сократилось на 2,7%

За период с 2022 по 2024 год средняя стоимость турбокомпрессоров у производителей выросла почти вдвое — на 99,7%. Цена увеличилась с ₽861 629,3 за штуку до ₽1 720 760,8 за штуку. Удорожание отражает тенденцию к росту себестоимости высокотехнологичного оборудования и активное внедрение инновационных решений.

В мае 2025 года средняя цена производителей снизилась на 3,6% по сравнению с апрелем и составила ₽2 117 133,6 за штуку. Корректировка указывает на стабилизацию рынка после периода интенсивного роста стоимости.

Двукратное повышение цен стало следствием увеличения себестоимости компонентов, внедрения современных технологий и повышения качественных характеристик продукции. Производители переносят возросшие издержки на конечную стоимость оборудования.

Северо-Западный федеральный округ удерживает лидерство по выпуску турбокомпрессоров в России. Концентрация производства объясняется высоким уровнем технологической оснащенности предприятий и наличием развитой транспортной инфраструктуры для поставок как на внутренний рынок, так и на экспорт.

Регион располагает специализированными заводами, ориентированными на инновационные решения и высокотехнологичное оборудование. Возможность оперативной поставки продукции обеспечивает конкурентные преимущества местным производителям.[23]

Объем выпуска роликов для производственных линий в России за год вырос на 16,4% и достиг 6 млрд рублей

Объем выпуска роликов для производственных линий в России за 2023 год вырос на 16% и достиг 6 млрд рублей. Об этом свидетельствуют данные, которое аналитическое агентство «ГидМаркет» опубликовало в октябре 2024 года.

Согласно исследованию, подъем производства конвейерных роликов свидетельствует о том, что рынок продолжает развиваться, однако темпы роста начинают замедляться. Основными факторами остаются дальнейшая реализация программ импортозамещения, а также модернизация существующих производственных мощностей, добавляют аналитики.

Объем российского рынка рельсового машиностроения за год достиг ₽1 трлн

Российский рынок железнодорожного машиностроения, включая путевую технику, сервис и запасные части, достиг объема в ₽1 трлн по итогам 2023 года. Аналитики (свои данные они обнародовали в сентябре 2024 года) прогнозируют десятикратный рост к 2030 году.

По оценкам Rollingstock Agency (RSA), объем рынка рельсового подвижного состава в период с 2024 по 2030 год превысит ₽7 трлн, а с учетом комплектующих и сервиса может достичь ₽10 трлн.

Объем российского рынка рельсового машиностроения составил 1 трлн рублей за год

Управляющий партнер и сооснователь RSA Александр Поликарпов подчеркнул: «Рынок магистральных тепловозов в 2024-2030 годах составит ₽450-510 млрд, что включает покупку более 2 тысяч секций — около 300 секций ежегодно».

ОАО «РЖД» планирует приобрести до 10 тыс. локомотивов к 2035 году. В сегменте маневровых локомотивов ожидается закупка около 210 единиц ежегодно, с общим объемом 1,4 тыс. единиц стоимостью ₽165-185 млрд до 2030 года.

Директор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает устойчивый спрос на обновление парка маневровых локомотивов в промышленности. Появление импортозамещенной модели ТЭМ23 с двигателем КамАЗа стоимостью ₽100 млн делает покупку выгоднее аренды.

В пассажирском сегменте прогнозируются ежегодные поставки 700 вагонов локомотивной тяги и 1 тыс. единиц моторвагонного подвижного состава. Объем рынка до 2030 года оценивается в ₽650-720 млрд и ₽1,1-1,2 трлн соответственно.

Рынок трамваев также демонстрирует превышение спроса над предложением. По данным RSA, потребность составляет более 4 тыс. единиц общей стоимостью ₽450-480 млрд. В сегменте метро ожидается спрос на 350 вагонов в год с объемом рынка ₽440-490 млрд до 2030 года.

Успешная реализация прогнозов зависит от внедрения долгосрочных контрактов и снижения ключевой ставки для повышения привлекательности лизинга и инвестиций в развитие компонентной базы.[24]

Спад производства двигателей внутреннего сгорания на 10,8% до 202,4 тыс. единиц

Выпуск двигателей внутреннего сгорания в России сократился на 10,8% в 2023 году, составив 202,4 тыс. единиц. О продолжающемся снижении производства стало известно в ноябре 2024 года из официальных статистических данных.

По данным «Росстата», декабрьский выпуск двигателей составил 17,1 тыс. единиц, что демонстрирует снижение на 0,4% по сравнению с декабрем 2022 года и на 6,5% относительно ноября 2023 года. Спад производства наблюдается во всех федеральных округах страны.

Производство двигателей внутреннего сгорания в России за год снизилось на 10,8%

Среднегодовой темп снижения производства за период 2017-2023 годов достиг 5,8%. Производственные показатели существенно сократились после пикового значения 2021 года, когда было выпущено 341,7 тыс. двигателей.

Центральный федеральный округ удерживает лидерство в отрасли, обеспечивая 47,5% общероссийского производства. Приволжский федеральный округ следует за ним с долей 46,6% от общего объема выпуска за последние шесть лет.

По информации «Росстата», несмотря на сокращение производства, цены на двигатели продолжают расти. Средняя стоимость в январе 2023 года достигла ₽249,9 тыс. за единицу, увеличившись на 21,9% к январю 2021 года. При этом наблюдается оптимизация складских запасов: хранимые производителями объемы сократились на 53,1% к январю 2022 года, составив 3,9 тыс. единиц.

Снижение объемов производства двигателей внутреннего сгорания отражает общие структурные изменения в автомобильной промышленности России. В 2022 году выпуск сократился на 33,3% по сравнению с предыдущим годом, продолжив негативную динамику в 2023 году.

Тенденция к снижению производства двигателей внутреннего сгорания наблюдается во всех федеральных округах, что отражает масштабные изменения в структуре автомобильной промышленности России.[25]

Объем российского рынка эскалаторов за год вырос на 22,2% до 605 штук

В октябре 2024 года стало известно о росте российского рынка эскалаторов и движущихся пешеходных дорожек. По итогам 2023 года объем рынка увеличился на 22,2% по сравнению с 2022 годом, достигнув 605 единиц установленного оборудования.

По данным аналитической компании "ГидМаркет", этот рост свидетельствует о начале восстановления рынка после серьезного спада в 2022 годы. Для сравнения, в 2022 году объем рынка составлял всего 495 единиц, что значительно ниже показателя 2019 года, когда было установлено 1039 единиц оборудования.

Эксперты отмечают, что основными факторами, повлиявшими на снижение объемов рынка в 2022 году, стали ограничения на импорт оборудования из-за рубежа и уход многих крупных игроков с российского рынка. Однако уже в 2023 году наметились позитивные тенденции, свидетельствующие о постепенном выходе отрасли из кризиса.

Аналитики ГидМаркет прогнозируют, что в ближайшие годы российский рынок эскалаторов и движущихся дорожек будет демонстрировать неоднозначную динамику. Для дальнейшего восстановления и развития рынка необходимо развитие отечественного производства и поддержка со стороны государства, включая субсидии и льготы для производителей.

Новые возможности для роста рынка эксперты видят в растущем спросе на модернизацию устаревшего оборудования, интеграции цифровых технологий в эскалаторы и движущиеся дорожки, а также в расширении географии установки оборудования в связи с развитием инфраструктуры в удаленных районах страны.

Несмотря на текущие сложности, отрасль имеет хорошие перспективы для восстановления и дальнейшего роста. Ожидается, что развитие отечественного производства позволит снизить зависимость от импорта и создать конкурентоспособную продукцию на российском рынке.

Эксперты также отмечают важность внедрения инновационных технологий в производство эскалаторов и движущихся дорожек. Интеграция цифровых решений может повысить эффективность и безопасность оборудования, что станет дополнительным стимулом для роста рынка в будущем.[26]

Производство подшипников в России выросло на 29,5% до 114,4 млн штук

В 2023 году в России было произведено 114,4 млн подшипников. Это на 29,5% больше по сравнению с предыдущим годом, когда объем выпуска данной продукции составлял 88,4 млн единиц. Основными драйверами отрасли являются высокий спрос на такие изделия и комплексные меры поддержки со стороны государства. Рыночные тенденции рассматриваются в обзоре BusinesStat, опубликованном в середине октября 2024 года.

В исследовании учитываются подшипники разных типов, включая шариковые и роликовые. Значимыми игроками отечественного рынка названы ООО «Тек-Ком Производство», ООО «ГПЗ», ООО «Эмас-Турбо», ПАО «Псковский завод механических приводов» и ООО «ГПЗ-77».

По оценкам, в 2019 году в России было изготовлено 92,3 млн подшипников. В 2020-м зафиксировано падение на 5,7% с итоговым результатом 87,1 млн единиц. Уменьшение производства было связано как со снижением спроса на продукцию, так и с сокращением мощностей из-за пандемии COVID-19 и связанных с ней ограничительных мер. В 2021 году выпуск подшипников восстановился до уровня 2019-го, составив 93,9 млн штук, что на 7,8% больше в годовом исчислении.

В 2022 году производство подшипников в России сократилось на 5,8% и составило 88,4 млн штук. Уменьшение связано в основном с уходом из РФ иностранных компаний, либо непосредственно занимавшихся изготовлением изделий внутри страны, либо являвшихся их потребителями. Наиболее острым оказался уход производителей кассетных подшипников, используемых в вагоностроении. Такие производители, как ООО «ЕПК-Бренко Подшипниковая компания», ООО «СКФ» и ООО «Тимкен ОВК», работали в партнерстве с Amsted Rail, SKF и Timken соответственно. Временно поставки кассетных подшипников заместили китайские компании. В 2023 году рынок вернулся к росту — в том числе благодаря программам государственной поддержки.[27]

Производство подшипников за год взлетело на 26,3% до 61,2 млн штук

В 2023 году объем производства шариковых и роликовых подшипников в России достиг 61,2 млн штук. Это на 26,3% больше по отношению к предыдущему году, когда было изготовлено 48,5 млн изделий. Такие данные приводятся в обзоре аналитического агентства «ГидМаркет», опубликованном в начале сентября 2024 года.

В исследовании сказано, что в 1990 году в СССР было произведено 1,17 млрд подшипников качения, что практически полностью покрывало потребности внутреннего рынка страны. Продукция также экспортировалась, занимая значительную нишу на мировом рынке. Однако в период с 1990-го по 2010 год произошло многократное сокращение объемов производства машиностроительной продукции, что привело к прекращению выпуска некоторых типов подшипников и снижению качества остальных. В результате, после 2000 года производство шариковых и роликовых подшипников в России демонстрировало стабильную отрицательную динамику.

Ситуация начала меняться из-за серьезных ухудшений международного ландшафта геополитики и нестабильности мировых рынков. Успешная реализация программы импортозамещения делает Россию менее зависимой от внешних факторов, а также от мер других государств, предпринимаемых для сдерживания развития национальной экономики. На этом фоне в 2022 году объем производства шариковых и роликовых подшипников в РФ поднялся на 16,3% по отношению к 2021-му.

Положительная тенденция спроса на подшипники качения в России объясняется несколькими ключевыми факторами. Среди них — развитие отечественного машиностроения на фоне санкций и импортозамещения в различных отраслях экономики, увеличение выпуска продукции военно-промышленного комплекса в связи с проведением специальной операции, а также рост спроса со стороны железнодорожной сферы.[28]

Примечания

  1. Государство вложит в развитие электронного машиностроения за три года 73,8 млрд рублей
  2. Производство биноклей, монокуляров и оптических телескопов в России 2024: глубокий анализ и прогноз
  3. Производство термостатов и стабилизаторов давления в России 2024: динамика, объемы и тенденции развития
  4. Производство консольных кранов в России 2024: динамика, тенденции и перспективы отрасли
  5. В 2024 г продажи машин для подземных работ в России сократились на 31% и составили 4,6 тыс шт.
  6. Производство оборудования для обработки резины и пластмасс в России 2024: динамика, регионы и перспективы развития
  7. Выручка от продаж производителей паровых котлов в 2024 г. снизилась на 2,0%
  8. Производство насосов центробежных подачи жидкостей в России 2024: глубокий обзор и практическая аналитика
  9. Производство гидравлических и пневматических двигателей в России 2024: тенденции и аналитика рынка
  10. Производство подъемников и конвейеров в России 2024: объемы, цены и регионы
  11. Производство промышленных печей и нагревательного оборудования в России 2024: тенденции, регионы и перспективы
  12. Производство резервуаров, цистерн и баков пластмассовых в России 2024: анализ отрасли и перспективы
  13. Производство бурильных машин в России 2024: тенденции, объемы и прогноз развития отрасли
  14. Производство эскалаторов в России 2024: динамика, региональные лидеры и перспективы развития отрасли
  15. Производство турбин на водяном паре и прочих паровых турбин в России 2024: обзор и прогноз
  16. Производство газовых турбин в России 2024: обзор, регионы и тенденции
  17. Производство промышленных вентиляторов в России 2024: динамика, цены и прогноз
  18. За три года МСП в сфере машиностроения увеличили выручку почти в два раза до 4,6 трлн рублей
  19. Машиностроение России прибавило 15% в 2024 году
  20. Социально-экономическое положение России
  21. Динамика промышленного производства в декабре 2024 года
  22. Машиностроение в условиях глобальных вызовов
  23. Производство турбокомпрессоров в России 2023: объемы, регионы и перспективы
  24. Рынок рельсового подвижного состава за 6 лет может вырасти в 10 раз
  25. Динамика промышленного производства в 2023 году
  26. Рынок эскалаторов и движущихся дорожек: выход из кризиса и новые возможности
  27. Выпуск подшипников в России в 2023 г вырос на 30%: с 88 до 114 млн шт.
  28. Как менялось производство подшипников в России