| Разработчики: | Navio (ранее SberAutoTech) |
| Дата премьеры системы: | 2020/12/22 |
| Дата последнего релиза: | 2022/06/06 |
| Отрасли: | Транспорт |
| Технологии: | Робототехника, Беспилотный транспорт |
Содержание |
Основные статьи:
- Беспилотные автомобили в России
- Беспилотные автомобили (мировой рынок)
- Автопилот (беспилотный автомобиль)
- Флип (беспилотный автомобиль)
2025
Navio готовит к выводу на рынок сервис беспилотных грузовиков по подписке
Как выяснил TAdviser, «Автотех» (работает под брендом Navio) планирует вывести на рынок услугу «Подписка на автономный грузовик». Это один из прорабатываемых вариантов монетизации технологий беспилотного управления, которые разрабатывает компания для автомобилей. На мероприятии для прессы 14 октября директор по маркетингу и работе с госорганами Navio Иван Соломин уточнил TAdviser, что вывода такой услуги на рынок можно ожидать в ближайшие полгода.
Работать это может так: заказчик покупает у автопроизводителя тягач — партнёром здесь сейчас выступает китайская компания Sinotruck, оборудованный беспилотными технологиями Navio, доступ к которым откроется после приобретения подписки. После этого машину можно использовать автономно.
Предполагается, что «Подписка на автономный грузовик» будет включать набор сопутствующих сервисов для клиента: к примеру, мониторинг, оформление самих заказов и других, сопутствующих сопровождению груза, уточнил Иван Соломин, отвечая на вопрос TAdviser. Кроме того, сюда же входят и услуги со стороны Navio по интеграции своего цифрового решения для управления автономным грузовиком в системы клиентов, такие как TMS, WMS и др. Инновационное решение для цифровой безопасности МТС Membrana: детальный разбор и результаты тестирования TAdviser
Более того, как заметил TAdviser, в одной из вакансий на рекрутинговом портале HH, размещённых Navio в октябре, интеграция названа ключевым моментом: в частности, это сказано в вакансии менеджера по управлению проектами магистральных перевозок[1], на которого возлагается миссия вывода на рынок и пилотирования услуги «Подписка на автономный грузовик»: он станет «тем человеком, кто превратит технологический прототип в работающий, масштабируемый бизнес-продукт для первых и самых важных клиентов компании».
Будущему сотруднику предстоит в том числе, активно взаимодействовать с клиентами — «крупными логистическими компаниями и коммерческими парками, подобными Ozon, Wildberries, чтобы понять их боли, адаптировать продукт под их реалии и подготовить их к переходу на автономное управление автопарком».
Тем временем, на базе беспилотных грузовиков Navio уже занимается коммерческой грузовой перевозкой для крупных ритейлеров, производителей FMCG и транспортных компаний. Её беспилотные грузовики ещё с 2023 года с этой целью бороздят трассу М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом. Услуга оказывается по классической схеме: компания просто перевозит грузы из хаба в хаб.
При этом, согласно действующему законодательству, в кабине автономного тягача должен находиться инженер-наблюдатель, обеспечивающий безопасность движения в случае внештатных ситуаций. А помимо соблюдения законодательных требований присутствие человека необходимо и для отработки ряда сценариев, которые затем можно будет применить при переходе на полностью автономное вождение, пояснил в разговоре с TAdviser Иван Соломин. Речь о таких сценариях как, например, заправка автомобиля.
Однако в процессе разработки, причём уже не один год, находится проект федерального закона о регулировании движения высокоавтоматизированных транспортных средств, выход которого, как рассчитывают игроки рынка, позволит убрать человека из беспилотного транспорта. В его создании принимает участие и бизнес-сообщество, включая «Автотех». В начале октября глава Минтранса Андрей Никитин сообщал, что проект этого федерального закона внесут в правительство до конца 2025 года.
По данным Navio на октябрь 2025 года, её собственный парк включает 220 единиц беспилотных транспортных средств, из которых порядка 45 — грузовики, а остальное — легковые автомобили. Грузовой транспорт, в частности, представлен тягачами, которые, как уже упоминалось выше, выпускает китайская компания Sinotruck. C ней есть договорённость об установке на тягачи оборудования Navio прямо с завода. А после Navio дооборудует их уже в своём инженерном центре.
Примечательно, что, по словам представителя Navio, компания общается на тему возможного сотрудничества и с «КАМАЗ»: «Мы открыты для всех». Но последний тоже ведёт разработки в области беспилотных грузовиков, являясь для Navio конкурентом. В числе других конкурентов Navio — компания Evocargo, которая также предоставляет коммерческий сервис грузоперевозок на базе автономного транспорта.
Стоит отметить, что Navio уже обкатывает и коммерческий сервис на базе легковых автомобилей. Делается это на базе района СберСити на район на западе Москвы. В данном случае модель основана на движении автономных автомобилей по маршруту, которые будут приезжать к ближайшей остановке по запросу пассажиров. О запуске этого проекта компания сообщала в мае 2025 года. Также, по словам представителя Navio, по аналогичной модели машины тестируются и в одном из населённых пунктов в Подмосковье, где присутствует университет.
Появление в «СберСити»
На территории СберСити в Рублево-Архангельском появился автономный транспорт Navio. Это часть масштабной концепции компании по внедрению городского транспорта будущего в городах. На май 2025 года идет процесс апробации технологий на базе инфраструктуры смарт-района. В дальнейшем планируется создание сети маршрутов для автономных автомобилей с возможностью масштабирования за пределы территории СберСити. Об этом Сбер сообщил 29 мая 2025 года. Подробнее здесь.
2022: Испытания беспилотных автомобилей в Санкт-Петербурге
Компания «СберАвтоТех» провела испытания беспилотных автомобилей в Санкт-Петербурге, ранее компания испытывала их лишь в Москве и области. Беспилотники с водителем-испытателем за рулем перевозили пассажиров по Крестовскому острову, в заездах участвовало как минимум две машины, следует из материалов, которые обнаружил N + 1.
В 2020 году компания начала испытательные заезды беспилотников на базе Kia Ceed SW в Москве, а в апреле 2022 года рассказала, что возит своих сотрудников на беспилотных автомобилях на востоке города. Тогда же стало известно, что еще с осени 2021 года беспилотники компании возят людей на территории «СберУниверситета» в Подмосковье. Теперь N + 1 выяснил, что компания недавно провела испытания беспилотников на дорогах Санкт-Петербурга.
Во время заездов пассажиры садились в беспилотники неподалеку от стадиона «Газпром Арена», а затем проезжали мимо метро «Крестовский остров»[2].
2020: Тестирование на улицах Москвы
Первые беспилотные автомобили Sber Automotive Technologies выехали на улицы Москвы для испытаний в условиях зимнего мегаполиса: беспилотники пройдут проверку высокой влажностью, отрицательной температурой, плохой обзорностью и тяжёлой дорожной обстановкой. Об этом Сбер сообщил TAdviser 22 декабря 2020 года.
Как отмечается, беспилотные автомобили Сбера прошли предварительные испытания и получили все необходимые разрешения на движение по дорогам общего пользования.
До конца 2020 года "СберАвтоТех" рассчитывает довести число своих беспилотников до десяти. При этом ожидается, что их количество продолжит расти в 2021 году.
Узнать автомобили Сбера можно будет по характерной графике на кузове и знаку «А» на двери багажника. За рулём беспилотников в соответствии с требованиями текущего законодательства будут находиться водители.
В беспилотных авто установлен бортовой компьютер собственной разработки, который использует картографию 2ГИС — ещё одной компании экосистемы Сбера.
"СберАвтоТех" — подразделение Сбера, созданное в апреле 2020 года. За семь месяцев было проведено несколько циклов исследовательских и конструкторских работ, которые позволили построить первую серию собственных беспилотных авто.
Примечания
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
Данные не найдены
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
Данные не найдены

