«Российский рынок ВРМ 2015-2016». Исследование компании «Логика BPM» и TAdviser
 
2016/06/28 12:21:58

«Российский рынок ВРМ 2015-2016». Исследование компании «Логика BPM» и TAdviser

Компания «Логика BPM» (ГК «АйТи») совместно с порталом TAdviser представляют исследование российского рынка процессного управления (ВРМ). Исследование проводится пятый год и отражает динамику развития российского рынка BPM.

Содержание

Об исследовании

Компания «Логика BPM» (ГК «АйТи») совместно с порталом TAdviser выпускают очередное исследование российского рынка процессного управления (ВРМ).

Исследование ежегодно проводится среди участников мероприятий, посвященных вопросам BPM. Эта аудитория изначально заинтересована в управлении бизнес-процессами, поэтому выборку для исследования нельзя назвать полностью статистически корректной. Зато регулярные опросы целевой аудитории позволяют следить за динамикой развития российского рынка BPM.

База респондентов 2015-16 гг. – это представители 95 компаний и организаций, принявших участие в различных мероприятиях по тематике BPM. В частности, опрос проводился среди участников BPM-форума «Миссия выполнима», прошедшего в Москве 6 апреля 2016 года, и конференции TAdviser BPM Day, состоявшейся 20 апреля 2016 года.

Основные выводы

  • На российском рынке BPM зафиксировано определенное status quo. Статистические параметры этого status quo представляют собой результат развития рынка за последние 5 лет
  • Однако по самоощущению российские компании и организации, занимающиеся внедрением процессного подхода в управлении, без остановок продвигаются вверх по шкале процессной зрелости
  • Влияние текущего экономического кризиса сказывается, в частности, в том, что организации в качестве цели описания бизнес-процессов чаще отмечают их оптимизацию. В сложных экономических условиях компании вынуждены больше думать об операционной эффективности
  • Обращает на себя внимание заметное продвижение на российском рынке систем класса BPMS, созданных специально для оптимизации и автоматизации бизнес-процессов. Их продвижению способствуют крупные и успешные проекты (Сбербанк, «Почта России») по внедрению BPMS-систем

1. На какой стадии находится описание бизнес-процессов в вашей компании?


Параметры status quo:

  • Около половины организаций плотно занимаются BPM и описали у себя все ключевые бизнес-процессы
  • Еще треть организаций с BPM только экспериментируют: у них описаны единичные процессы
  • Передовиков, описавших все процессы, в пределах 10%. Оппортунистов, ничем подобным не занимающихся, всего несколько процентов. Соотношение BPM-передовиков и BPM-оппортунистов за последние 5 лет изменилось на обратное

«
«На мой взгляд, описывать все бизнес-процессы – бессмысленное и довольно дорогостоящее занятие. Это надо делать для процессов, эффективность которых напрямую влияет на P&L банка, у которых есть владелец, заинтересованный в построении, например, качественного клиентского сервиса. Также пересматривать процессы нужно перед их автоматизацией, при внедрении больших информационных систем».
»

2. Для каких целей описываются бизнес-процессы?


«Три богатыря BPM» – три самые популярные цели, ради которых описываются бизнес-процессы, – прежние: автоматизация, оптимизация и стандартизация бизнес-процессов.

Несколько чаще в ответах стала упоминаться в качестве цели описания бизнес-процессов их оптимизация. В чем можно усмотреть влияние текущего экономического кризиса: компании вынуждены больше думать об операционной эффективности. (Весьма существенный эффект приносит и стандартизация процессов, как, например, в «Почте России», где одинаковые процессы вводятся во всех 42 тыс. отделений).

«
«Обращения клиентов по поводу своих отправлений (1 млн в месяц) обрабатывались вручную, везде по-разному, и занимало это более 60 дней. Решение на базе системы BPMS позволило нам унифицировать процессы обработки обращений (5 вместо 50), а сроки обработки сократились до 30 дней. Стоимость процесса в прошлом году снизилась на 44%, и еще хотим снизить на 15%. И больше нет комментариев от сотрудников `это не мое дело`».
»

3. Какие средства вы используете для описания бизнес-процессов?


Создается впечатление, что моделировщики процессов сначала рисуют черновые схемы процессов на бумажке, в MS Word, Excel или Visio, а потом переносят начисто в ARIS.

И то не все в ARIS: во многих ERP-пакетах появились свои «рисовалки» для процессов (средства из разряда «другие»).

По крайней мере доля карандаша и бумаги как инструмента моделирования из года в год меньше не становится.

4. Есть ли в организации подразделение, отвечающее за описание, анализ и оптимизацию процессов?


Параметры status quo:

  • Около 60% организаций поставили работу в области BPM на твердую почву и организовали у себя спецподразделение, отвечающее за централизованное описание, анализ и оптимизацию бизнес-процессов
  • Около 30% организаций пробавляются «партизанскими» BPM-инициативами и процессного офиса у себя пока не завели

«
«При переходе на процессное управление мы столкнулись с необходимостью накопления экспертизы внутри банка. Для решения этой задачи и служит собственный центр компетенции по BPM».

Леонид Новожилов, банк «Открытие»
»

5. Назначены ли в вашей организации владельцы процессов?


Параметры status quo:

  • Примерно в 15% организаций бизнес-процессы остаются «безотцовщиной» – официальных владельцев у них нет
  • В остальных организациях владельцами процессов, что называется, по долгу службы становятся функциональные руководители. Или у процессов имеются официальные владельцы. Соотношение этих случаев – примерно поровну

6. Как часто в компании происходят изменения бизнес-процессов?


Гибкость компании (agility), ее способность быстро реагировать на внешние изменения становится едва ли не главным фактором повышения конкурентоспособности. Для этого управление изменениями в бизнес-процессах должно происходить «на автомате».

Но большинство респондентов по-прежнему управляют изменениями в ручном режиме («по мере необходимости»).

Однако некоторое смещение в сторону более частого пересмотра бизнес-процессов (не раз в год, а раз в полгода или даже раз в месяц) можно усмотреть.

7. С помощью какого класса инструментов автоматизируются процессы в компании?


Главными инструментами для автоматизации бизнес-процессов остаются планово-учетные системы (ERP) и системы класса ECM, предназначенные для автоматизации документо-ориентированных бизнес-процессов (в т.ч. СЭД).

Но отметим существенное продвижение на российском рынке систем класса BPMS, созданных специально для оптимизации и автоматизации бизнес-процессов. Их продвижению способствуют крупные и успешные проекты (Сбербанк, «Почта России») по внедрению BPMS-систем.

«
«Когда мы решили автоматизировать распределение заявок на кредит среди аналитиков банка, мы обнаружили, что это огромный процесс, сложная наука (ежедневно нужно распределять 60 тыс. заявок между 4500 аналитиков). Мы сделали решение на BPMS-платформе, и оно дало нам такую гибкость, что мы успеваем не то что за событиями, а еще до событий».
»

8. На какой платформе у вас организован контроллинг бизнес-процессов?


У четверти организаций нет автоматизированного контроллинга бизнес-процессов. Контролируют эффективность рабочих процессов на глазок.

В остальных компаниях, как правило, для этого используют универсальный Excel.

На рынке все же присутствуют точечные следы применения продвинутых приложений PI и BAM, позволяющих вести мониторинг операционной эффективности в режиме реального времени.

Более массовым выглядит применение для процессного контроллинга обычной аналитики (BI), которая, правда, в режиме реального времени не работает.

9. Оцените уровень зрелости вашей компании в области управления бизнес-процессами


Самоощущение компаний таково, что они без остановок продвигаются вверх по шкале процессной зрелости. Ведь время идет, а работа по части BPM ведется…

10. Поддерживает ли высшее руководство внедрение процессного управления в компании?


Параметры status quo:

  • BPM-инициативы в организациях на 98-99% имеют «верховную» поддержку – частичную или безусловную. Но продвижение по шкале процессной зрелости у всех разное.

11. В чем проявился эффект от внедрения процессного управления?


Буквально бросился в глаза респондентам «стратегический» эффект процессного управления –появление управляемости бизнес-процессами. А поскольку процессами можно теперь управлять, в том числе оптимизировать, со временем проявляются и операционные эффекты: сокращение времени выполнения процессов, сокращение издержек на их выполнение, повышение качества процессов. То есть происходит рост операционной эффективности организации.

И все меньше становится тех, кто никаких эффектов от BPM до сих пор не заметил.

«
«У нас процессное управление внедрено для процессов начисления заработных плат, ипотечного и карточного конвейера. В результате снизилось TCO и TCC, выросло качество клиентского сервиса, снизилась стоимость процессов».

Леонид Новожилов, банк «Открытие»
»

«
«Эффект от BPM проявляется в сокращении трудозатрат и сроков проведения бизнес-операций. Кроме того, становится гораздо прозрачнее ответственность за результат участников процесса – за счет введения объективного контроля, KPI и нормативов».
»

47

Читайте также

Каталог BPM-систем и проектов на портале TAdviser