2015/04/21 19:38:39

Мониторинг транспорта и навигация
(рынок России)

Появление относительно дешевых GPS-датчиков и стремительное распространение систем сотовой и спутниковой связи привело к созданию самых разнообразных компьютеризированных систем управления наземным транспортом, позволяющим диспетчерам в реальном времени не только отслеживать на экранах мониторов истинное местонахождение интересующих их транспортных средств (легковых и грузовых машин, самосвалов, автобусов и т. д.), но и следить за текущим состоянием этих машин (уровнем топлива в бензобаке, температурой в салоне автобуса или в грузовом отсеке рефрижератора и т. д.). При этом серверы, на которые стекаются данные от бортовых систем, могут находиться как в самих диспетчерских, так и в облаках (частных или публичных).

Содержание

Объем рынка

2017: Новые инструменты сокращения расходов для автопарков

Согласно новому отчёту «Глобальный рынок коммерческой телематики» от исследовательской компании Allied Market Research, представленному в начале июля 2017 года, объём мирового рынка коммерческой телематики к 2020 году достигнет $49,1 млрд. Среднегодовые темпы прироста рынка в период с 2014 по 2020 гг. ожидаются на уровне 18,4%. Под автомобильной телематикой аналитики Allied Market Research подразумевают информационные и телекоммуникационные продукты, объединяющие компьютеры и телекоммуникационные услуги по передаче больших объёмов данных на ТС в режиме онлайн.

Среди решений в области уменьшения затрат на корпоративных автомобилях эксперты выделяют технологии анализа стиля вождения и реконструкции ДТП.

Скоринг как основа

Технология анализа стиля вождения обеспечивает контроль за поведением водителя и эксплуатацией транспортного средства на базе десятков параметров, получаемых с телематического устройства. Это своеобразный интеллектуальный диспетчер, который отслеживает манеру вождения каждого подключенного к системе водителя и выставляет объективную (скоринговую) оценку на базе собранной информации.

Скоринговый бал формируется за счет таких параметров, как: превышение скорости, резкое торможение, ускорение, повороты, изменение направления движения, смена полос движения. Индикаторы стиля вождения основываются на кинематике движения автомобиля: скорость и ускорение во времени.

Среди основных причин использования подобных систем на коммерческих автомобилях выделяют следующие: контроль дисциплины вождения (соблюдение скоростного режима и др.); повышение безопасности грузов, автомобилей и персонала; снижение аварийности; исключение небрежной эксплуатации автомобиля; дополнительная оценка персонала и наполнение системы мотивации.

Согласно исследованию, проведенному аналитиками «Группа Т-1» на базе результатов пилотных проектов по внедрению систем анализа стиля вождения на коммерческом транспорте, более чем в два раза сокращается количество ДТП и штрафов водителям за нарушение ПДД.

Ниже приведены примеры внедрения решения в автопарке на 1200 транспортных средств (ТС):

Экономия на топливе в результате бережливого обращения с ТС

На первом графике очевидно, что за счет внедрения системы анализа стиля вождения транспортная компания сократила расходы на топливо в год на 15%, что в общем зачете превысило 300 тысяч руб. Важную роль в данном случае сыграла система внутрикорпоративной стимуляции водителей эксплуатировать автомобиль максимально бережно.

Экономия на затратах на ремонт ТС при ДТП

Вторая схема отражает сокращение убытка компании в два раза за счет ремонта автомобиля при ДТП и его простоя.

Реконструкция ДТП

Сервис реконструкции ДТП — сравнительно новый для России инструмент, но уже зарекомендовал себя как инструмент объективной оценки аварии. За счет точного гироскопа и акселерометра телематическое устройство определяет скорость и ускорение. На основе этих данных система определяет степень и силу удара, место удара (ударов) а также реконструирует само ДТП, что позволяет предположить виновность участников ДТП. Анализ ДТП происходит в режиме реального времени, что позволяет оперативно связаться с водителем и обозначить полученные повреждения.

Детальный отчет по каждому ДТП дает возможность индивидуально разобрать факты нарушений положенных правил вождения с помощью визуализации их на карте.

В целом сервис реконструкции ДТП позволяет компаниям:

  • дифференцировать водителей;

  • избежать мошенничества в страховых вопросах;

  • классифицировать ДТП, наиболее аварийные участки и создавать менее аварийные маршруты для водителей.

По предварительным оценкам экспертов, компании, внедрившие различные инструменты мониторинга и стимуляции водителей автопарка сократили годовые расходы на ГСМ на 15-20% в зависимости от объемов автопарка и сроков эксплуатации, вдвое сократили аварийность, а также оптимизировали использование автомобилей примерно на 10%. По отзыву руководителей компаний, при сохранении подобных тенденций они готовы тратить средства на повышение комфорта водителей на корпоративных машинах, внедряя дополнительные «умные» решения.

2016: Прогноз Allied Market Research

Согласно докладу Allied Market Research рынок LBS-услуг (сервисов на базе геолокации) вырастет к 2022 году до $61,897 млн с $11,994 млн в 2015 (ежегодный рост в 26,6%). И если в 2015 году фаворитами по выручке на рынке были картографические и навигационные приложения, то, по прогнозам, далее рынок будет развиваться за счет внедрения инновационных технологий и услуг, на базе которых будут создаваться новые бизнес-модели. Основными драйверами мирового развития навигационной отрасли в ближайшие годы станет монетизация коммерческих информационных, платежных и медиа- сервисов, сервисов ЭРА+ и страховой телематики; расширение возможностей умного «подключенного автомобиля» (Connected Сar); развития технологий V2X, информационного обмена «автомобиль – автомобиль» V2V, «автомобиль – инфраструктура V2I», «автомобиль – человек» V2P; мобильные и безопасные города; разработка робомобилей, БПЛА, БАС и роботов; создание единого навигационного пространства для потребителя путем интеграции разнообразных технологий: спутниковой, инерциальной, indoor-навигации; технологий навигации повышенной точности и гарантированной надежности, а также переход на навигационные устройства нового поколения.

В первую очередь предполагается, что значительно изменит как навигационный, так и авторынок развитие технологий и сервисов в «умном» автомобиле. В предстоящие 2-3 года проникновение технологий «connectivity» на российский автомобильный рынок составит 70-80%. Основными драйверами роста являются крупные инфраструктурные проекты: Платон, ЭРА-ГЛОНАСС, Безопасный город, Система 112, Система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», система весогабаритного контроля. Стремительно развивается сегмент invehicleinfotainment – автомобильные информационно-развлекательные системы.

Эксперты едины в одном: навигационный рынок сформирован в России и успешно развивается, наступило время массового внедрения коммерческих сервисов.

2015

Данные Европейского космического агентства и EricssonConsumerLab

Потенциал навигационного рынка эксперты оценивают как высокий. Согласно отчету Европейского космического агентства рынок устройств спутниковой навигации и сопутствующих навигационных сервисов в 2015 составил 250 млрд евро и растет ежегодно на 7%. Количество устройств, использующих навигационные чипы, в 2016 году превысило 5 млрд. При этом основную долю занимают сервисы на основе геолокации, благодаря широкому проникновению смартфонов и мобильных приложений. В России более половины мобильных сим-карт установлено в смартфоны, при этом навигационными приложениями, согласно исследованию EricssonConsumerLab, проведенному в 2015 году, пользуется около 20% владельцев смартфонов на ежедневной основе и половина – хотя бы раз в неделю.

Данные Омникомм-Сервис

В компании "Омникомм-Сервис" отмечают, что ожидают дальнейшего снижения спроса на системы мониторинга. Однако сразу поясняют, что сегмент контроля топлива, по всей вероятности, вырастет, поскольку прогнозируется рост стоимости топлива от 10 до 20%, что несомненно привлечет новых покупателей, снижающих издержки. Безусловно, на рынке будут востребованы и тахографы. Пики спроса придутся на 1 апреля 2015 года и осень, поскольку на эти даты приходятся расширения перечня подконтрольных транспортных средств, а также повышение уровня деловой активности.

Согласно данным Omnicomm, объем новых подключений на рынке мониторинга транспорта России и стран СНГ в 2015 году составил 200 тыс. единиц транспорта. Объем объектов на обслуживании на рынке мониторинга транспорта в этом регионе составил к концу 2015 году: 1,8 млн единиц транспорта.

По данным нового исследования Berg Insight, количество активного оборудования систем управления в коммерческих автопарках России (СНГ) и Восточной Европы по итогам 2015 года составило 4,2 млн единиц.

Совокупный среднегодовой темп прироста объемов рынка (GAGR) до 2020 года составит 13,5%. Общее количество активного оборудования систем управления в коммерческих автопарках превысит 7,9 млн к 2020 году. Большая часть придется на российский рынок.

2014: Данные Омникомм-Сервис

Согласно исследованию Омникомм-Сервис российского рынка транспортной телематики, рынок вырос в количественном выражении на 340 тыс. оборудованных транспортных средств (ТС). Темпы роста, в сравнении с 2013 годом, отрицательные.

Количество подключений снизилось на 15% - исследование 2013 года показывало нулевой темп роста 2013 года по сравнению с 2012 годом. Менее заметно спад сказался на количестве установленных датчиков уровня топлива - 5% роста - 210 тыс.установок в течение 2014 года.

Динамика новых подключений систем мониторинга и датчиков уровня топлива за 5 лет, 2014

Лидеры рынка среди производителей терминалов в 2014 году:

Доли рынка, 2014

Динамика продаж производителей терминалов за 5 лет, 2014

В сегменте систем контроля расхода топлива, включающих помимо навигационно-телематического терминала, специализированные датчики уровня топлива, лидерами стали компании:

  • Омникомм - 125 тыс. оснащенных ТС,
  • Технотон - 22 тыс. оснащенных ТС,
  • Эскорт - 16 тыс. оснащенных ТС.

Доля рынка каждой компании по сравнению с 2013 годом увеличилась соответственно. Проникновение контроля топлива на рынок мониторинга транспорта увеличилось на 7% и составило 62%.


Объем рынка тахографов достиг 100 тыс. единиц в год. Лидеры в продажах:

Доли рынка продаж тахографов, 2014

Дмитрий Журавлёв, генеральный директор компании «Омникомм-Сервис»: "Рынок мониторинга в 2014 году снижался на фоне отсутствия государственных проектов и активного продвижения тахографов. Интеграторы навигационного оборудования стали перестраиваться на продажу тахографов, некоторые игроки и вовсе покинули рынок. Постоянные изменения законодательства в части оснащения тахографами в течение года привели к неравномерности спроса и демпингу в этом сегменте, одновременно ФБУ Росавтотранс ужесточил условия получения клейма мастерской. Возникшую путаницу в требованиях разъясняли все производители тахографов на тематических конференциях и к концу года стало ясно, что из 900 заявленных мастерских реально работать могут не более 200, а имеют право на это – не более 50. Схему с сублицензионной активацией тахографов признали незаконной. Некоторые мастерские получили весомые штрафы. Никто не может посчитать, сколько теперь клиентов пользуется некорректно установленными тахографами, и введенные в ноябре штрафы лягут бременем на перевозчиков."

2013: Данные Berg Insight и Omnicomm

Ожидания Berg Insight в сфере российской транспортной телематики снизились. В частности, агентство прогнозирует замедление среднегодовых темпов прироста транспортных средств, оснащенных системами мониторинга в России и СНГ до 15,7%. Однако, прогноз долгосрочной емкости российского рынка транспортной телематики остался практически неизменным. Оценка 2013 года в 6,1 млн оснащенных транспортных средств к 2017 году снизилась до 5,9 млн к 2018 году и это означает, что несмотря на нулевой темп роста рынка в течение 2013 года, Berg Insight ожидает продолжения достаточно динамичного роста рынка в ближайшие 3-4 года.

Данные исследования Аналитического центра Omnicomm, вошедшие в отчет Berg Insight свидетельствуют, что в 2013 году российский рынок транспортной телематики в количественном выражении увеличился на 400 000 оборудованных транспортных средств, при этом темп роста относительно 2012 года оказался нулевым. Всего в России, по данным Аналитического центра компании Omnicomm, системами транспортной телематики на конец 2013 года было оснащено не менее 1,5 млн единиц транспорта и специальной техники.


Аналитический центр компании Omnicomm опубликовал в феврале 2014 года результаты исследования российского рынка систем мониторинга транспорта в 2013 году. В исследовании приняли участие 1370 компаний – производителей, дистрибьюторов и интеграторов систем транспортной телематики из России и стран СНГ.

Исследование показало, что в 2013 году российский рынок транспортной телематики в количественном выражении увеличился на 400 000 оборудованных транспортных средств, при этом темп роста относительно 2012 года оказался нулевым. Замедление роста рынка подтвердили и участники прошедшей в конце января 2014 года конференции «Акулы М2М бизнеса». Всего в России, по данным Аналитического центра компании Omnicomm, системами транспортной телематики на конец 2013 года было оснащено не менее 1,5 млн. единиц транспорта и специальной техники.

Лидерами рынка среди производителей систем мониторинга транспорта в 2013 году стали компании

  • Гуртам (135 000 подключенных транспортных средств),
  • Техноком (56 000 подключенных транспортных средств) и
  • Omnicomm (25 000 подключенных транспортных средств).

В сегменте систем контроля расхода топлива, включающих помимо навигационно-телематического терминала, специализированные датчики уровня топлива, лидерами стали компании

  • Omnicomm (130 000 оснащенных датчиками транспортных средств),
  • Технотон (15 000 оснащенных транспортных средств),
  • РКС (10 000 оснащенных транспортных средств).

Общий прирост этого сегмента в 2013 году составил 220 000 оснащений, а темп роста по сравнению с прошлым годом снизился и составил 10%.

При этом исследование показало, что большинство участников рынка транспортной телематики, несмотря на результаты 2013 года, ожидают роста в этом году. Драйвером роста должно стать, в первую очередь, действие приказа № 236 Минтранса РФ об оснащении транспорта тахографами нового образца, которые могут выполнять основные функции мониторинга транспорта и контроля расхода топлива.

2012

Данные Omnicomm

Рынок мониторинга транспорта - один из наиболее динамично развивающихся и перспективных. По данным Omnicomm, в 2012 году на рынке России и СНГ работало более 3200 компаний, а объем этого рынка составил 400 000 терминалов. Лидерами рынка по обороту 2012 году были: ГК «М2М-НИС» – 6300 млн. руб. (данные ГК «М2М-НИС») и компания Omnicomm – 765 млн. руб. (данные Omnicomm). По числу произведенных терминалов лидируют компании: «Техноком» (76 000 шт.), «М2М телематика» (30 000 шт.) и «Русские навигационные технологии» (28 000 шт.). По количеству подключенных транспортных средств к программному обеспечению первые места заняли компания «Гуртам» (85 000 шт.), компания «Техноком» (68 000 шт.) и «М2М телематика» (30 000 шт.). Объем сегмента датчиков топлива в 2012 году составил 200 000 шт., что на 30% превышает показатели 2011 года. Безоговорочным лидером рынка является компания Omnicomm, занимающая 57% рынка, следом идут компании «Технотон» (9%) и «Сапсан» (7%).

По оценке аналитического центра Omnicomm, мировой рынок М2М-оборудования на коммерческом транспорте составляет около $2,7 млрд, а российский рынок оборудования для мониторинга транспорта в 2012 году достиг $150 млн. Таким образом, доля российского рынка – около 6%, но ежегодный темп его роста находится на уровне 20-30%. Отечественные системы мониторинга транспорта становятся более комплексными и сложными, растет количество внедряемых дополнительных сервисов. Участники конференции согласились с прогнозом, что к 2020 году уровень проникновения систем мониторинга транспорта достигнет 20-25%.

Прогноз НП «ГЛОНАСС» на 2010-2012 годы

Рынок навигационных систем в России вырастет за 3 года почти в 10 раз. Согласно прогнозу экспертов (2011 года), к 2015 году оборот средств достигнет 100 млрд рублей. Рекордный рост рынка обеспечит госзаказ. Только за 2012 год навигационным оборудованием ГЛОНАСС оснастят тысячи машин МЧС, МВД, Почты России и других ведомственных структур. Крупнейшие проекты, такие как ЭРА-ГЛОНАСС, позволят масштабировать рынок и обеспечить спрос на десятки миллионов чипсетов с поддержкой ГЛОНАСС. Экспансия на зарубежные рынки начнется со стран СНГ и Индии, на которые планируется поставлять профессиональные высокотехнологичные системы - комплексы управления транспортом, системы контроля за состоянием сооружений и т.д.


По словам главы НП «ГЛОНАСС» Александра Гурко (апрель 2013 года) объем российского навигационного рынка к 2020 г. увеличится в 20 раз по сравнению с 2012 г. и составит 300 млрд руб. Основными драйверами его роста составит система «ЭРА–ГЛОНАСС», реализация крупных проектов, программы внедрения ГЛОНАСС в регионах и вывод на рынок услуг страховой телематики.

2011: Данные НИС ГЛОНАСС

Крупнейшими игроками на рынке навигации в России являются компания "Навигационно-информационные системы" (НИС), получившая статус федерального оператора в области спутниковой навигации, и «М2М Телематика».

Другим заметным игроком является компания Русские навигационные технологии. Компания, по собственным оценкам, занимает 24% российского рынка систем мониторинга автотранспорта, входя вместе с «М2М Телематика» и «Навигатор Технолоджи» (разработчик «Единой Национальной Диспетчерской Системы») в «большую тройку» поставщиков.

Интересно отметить, что общепринятых стандартов на бортовое оборудование для GPS/ГЛОНАСС-систем управления наземным транспортом пока нет. Ни у нас, ни за рубежом. Нет и типового программного обеспечения для поддержки таких систем. Все это приводит к зоопарку соответствующих решений. Который рано или поздно будет ликвидирован. Пока же в нашей стране ситуация на этом рынке выглядит так: по оценкам ОАО `Русские навигационные технологии` (РНТ), примерно 15% этого рынка занимают около тысячи мелких поставщиков. А оставшаяся часть приходится на нескольких крупных игроков. Свою долю на данном рынке (по количеству автотранспортных средств, оснащенных специализированными бортовыми GPS/ГЛОНАСС-устройствами) РНТ (разработчик системы `АвтоТрекер`) оценивает в 28%.

По данным компании, к концу 2011 г. её бортовыми блоками было оснащено 143 тыс. автотранспортных средств. Причем не только в России, но и в более чем двух десятках других стран (Украине, Белоруссии, Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Азербайджане, Киргизии, Египте, Монголии, Бразилии и т. д.).

2010: Данные НИС ГЛОНАСС

В июне 2010 года гендиректор НИС Александр Гурко оценивал весь рынок навигационных услуг в России в $550 млн с учетом абонентских приемников.

По состоянию на июль 2010 года в России из 8,1 млн транспортных единиц системой мониторинга оснащены 250 тыс., уровень проникновения составляет 3%. К 2014 г. компания РНТ ожидает увеличения этого показателя до 16,6%.

Эти сведения не соответствуют действительности - согласно данным сегодня на просторах России находится около 41 млн транспортных средств, из них 33,51 млн легковых автомобилей, 3,56 млн легких коммерческих (в т. ч. микроавтобусов), 3,53 млн средних и тяжелых грузовиков, а также 374 тысячи автобусов. Эксперты утверждают, что в России за последние 3 года автопарк увеличился на более чем 5 млн, а через 5 лет будет насчитывать до 50 млн транспортных средств.

Смотрите также