ЭРА-ГЛОНАСС
Экстренное Реагирование при Авариях

Продукт
Название базовой системы (платформы): ГЛОНАСС
Разработчики: Содействие развитию и использованию навигационных технологий (НП ГЛОНАСС), ГЛОНАСС АО
Дата последнего релиза: 2016/04/05
Технологии: Системы безопасности и контроля автотранспорта,  Системы управления автохозяйством (FMS),  Спутниковая связь и навигация

Содержание

«ЭРА-ГЛОНАСС» - государственная система экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях на дорогах. Основная цель ее создания – сокращение времени доставки информации об аварии до экстренных оперативных служб, чтобы понизить смертность и травматизм водителей и пассажиров автотранспортных средств, попавших в ДТП или иную нештатную ситуацию на дороге.

Для подключения к системе достаточно иметь специальный прибор, который используется как навигатор. При срабатывании датчиков ДТП или при нажатии тревожной кнопки система передает сигнал экстренной помощи в центр реагирования.

С 1 января 2017 года вступило в силу требование об обязательном оснащении автомобилей системой экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС.

Ход проекта

2018

Audi отзывает 11 тысяч автомобилей из-за проблем с ЭРА-ГЛОНАСС

Российский официальный дилер Audi отзывает свыше 11 тысяч машин в РФ из-за возможных проблем с работой навигационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Об этом сообщается на сайте Росстандарта.

Отзыву распространяется на 11,003 тысячи автомобилей модели A4, A5, Q5, Q7, проданных в 2017-2018 годы. На них необходимо провести обновление программного обеспечения межсетевого интерфейса.

Причина отзыва — возможный сбой в системе вызова экстренных служб. После ДТП текущее положение автомобиля может не определяться системой, если оно изменялось после выполнения аварийного вызова. Кроме того, если аварийный вызов по каким-то причинам был разъединен, то обратный вызов автомобиля невозможен.

Разработка единой платформы для систем «Безопасный город», ЭРА-ГЛОНАСС и «112»

Госкорпорация «Ростех» 24 апреля 2018 года сообщила о том, что входящий в её состав концерн «Автоматика» ведёт работу по созданию технологической платформы «Видеогард», которая позволит объединить системы «Безопасный город», ЭРА-ГЛОНАСС и «112». Разработка в целом призвана минимизировать время реакции на экстренные ситуации и повысить безопасность граждан, отметили в госкорпорации. Подробнее здесь.

2017

ЦОВ-112 обработал около полумиллиона экстренных вызовов ЭРА-ГЛОНАСС

В рамках развития государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на базе технологий Naumen создан центр обработки экстренных вызовов – ЦОВ-112. Центр работает без простоев благодаря высокотехнологичным разработкам российского вендора, обеспечивающим отказоустойчивость автоматизированной системы на уровне 99.99% в режиме 24х7х365. Подробнее смотрите здесь.

226 тысяч вызовов

С 1 января 2016 года по июнь 2017 года системой принято и обработано более 226 тысяч вызовов. Из них экстренных вызовов при реальных ДТП – 1350, причем 485 вызовов – в автоматическом режиме при серьезных повреждениях автомобилей.

Период «освоения» системы фактически закончился и для изготовителей автомобильных устройств, и для автопроизводителей, и для пользователей. Поэтому количество тестовых вызовов уменьшается, а процентное соотношение реальных экстренных вызовов к общему числу поступивших растет.

По состоянию на начало июня 2017 года в системе «ЭРА-ГЛОНАСС» зарегистрировано более 542 тысяч транспортных средств, оснащенных устройствами вызова экстренных оперативных служб.

В 2017 году начинается активное развитие коммерческих сервисов информационных сервисов, которые будут оказываться с использованием инфраструктуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС». В число этих сервисов входят: Помощь на дороге, Эвакуация при ДТП/Поломке, Аварийный комиссар, Охранные сервисы, Юридическая помощь, Удаленная диагностика, Мониторинг транспорта, Контроль топлива и другие.

На базе «ЭРА-ГЛОНАСС» планируется создание отечественной сервисной информационно-телематической платформы, что позволит создавать и развивать коммерческие навигационные сервисы. Среди этих услуг – оформление ДТП по европротоколу, помощь на дороге, эвакуация, охранные сервисы и многие другие.

«Создание совместных продуктов и сервисов на базе системы «ЭРА-ГЛОНАСС» подразумевает взаимодействие с разработчиками программного обеспечения, производителями оборудования и провайдерами услуг. В рамках взаимодействия с этой группой партнеров мы нацелены на создание новых совместных сервисов и услуг, которые в дальнейшем могут быть предложены потребителям. Второе направление заключается в совместном с партнерами продвижении продуктов и сервисов АО «ГЛОНАСС». Это позволит нашим партнерам увеличить свою клиентскую базу. Сегодня мы уже можем говорить о реальной «экосистеме», возникшей вокруг системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и АО «ГЛОНАСС». «Экосистема» партнеров, продуктов и услуг будет дальше только расширяться», – сказал генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Жерегеля Андрей.

«Ростех» будет управлять системой ЭРА-ГЛОНАСС?

Акционерное общество ГЛОНАСС, оператор системы экстренного реагирования на аварии, ЭРА-ГЛОНАСС в 2017 году может перейти под контроль «Ростеха».

Эксперты, опрошенные «Лайфом», отмечают, что вероятной причиной к такому шагу могло стать недовольство результатами работы компании. Дело в том, что на базе ЭРА-ГЛОНАСС предусмотрен только штатный функционал без коммерческих сервисов. К тому же дилеры и покупатели автомобилей не были уведомлены о проблемах на таможне с ввозом подержанных машин[1].

Источник в российском правительстве рассказал, что Андрей Недосеков, глава АО ГЛОНАСС, написал заявление на отпуск вместе с заявлением об увольнении. По словам собеседника издания, покинуть свои посты могут и другие руководители АО ГЛОНАСС. «Минтранс обсуждает грядущие перемены в компании», - отметил источник.

В пресс-службе Минтранса рассказали, что проект указа президента о переводе АО ГЛОНАСС в «Ростех» внесён в правительство России. Представители «Ростеха» от комментариев воздержались.

Бунт против «ЭРА-ГЛОНАСС»: чиновники пообещали изменить правила установки системы

26 февраля 2017 года губернатор Приморского края Владимир Миклушевский сообщил, что в ближайшее время должны быть внесены изменения в технический регламент Таможенного союза, касающиеся установки системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на подержанные иномарки[2]. Изменений требуют жители Приморья, где на ввозе подержанных иномарок из Азии делается существенный бизнес. С введением новых правил он оказался под угрозой.

С 1 января 2017 года изменились правила постановки на учет иностранных автомобилей. В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» все автомобили, впервые ввозимые в Россию из-за границы, должны оснащаться системой вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС». Вместе с тем, порядок установки систем безопасности на подержанные автомобили до сих пор не регламентирован. Также отсутствуют сертифицированные центры, где автомобиль можно оснастить новой системой.

Из-за этого во Владивостоке, где большая часть подержанных автомобилей ввозится из Японии, с начала года около 1400 машин застряли на таможне. В феврале Дальневосточное таможенное управление сообщало, что около тысячи автомобилей «застряло» на таможенных складах в Приморье, еще часть – в Японии.

В феврале во Владивостоке прошел митинг против обязательной установки системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на ввозимые из-за границы автомобили

Заложниками ситуации в крае оказался широкий круг лиц, которые так или иначе вовлечены в автомобильный бизнес: моряки, декларанты, автоперевозчики, собственники авто. Под запрет попали подержанные автомобили и новые машины, ввозимые индивидуально. Миклушевский отмечает, что об этих категориях в Минпромторге, готовившем технический регламент Таможенного союза, попросту забыли.

В связи с этим местные жители неоднократно высказывали протесты и обращались к властям с требованиями повлиять на ситуацию. Во Владивостоке в феврале жители даже провели митинг: участники требовали отменить обязательную установку «ЭРА-ГЛОНАСС» на ввозимые из-за границы автомобили и предложили подготовить обращение в прокуратуру для проверки законности новых положений технического регламента[3].

На фоне возникшего общественного резонанса губернатор Приморья с целью решения проблемы обращался к полномочному представителю президента РФ в ДФО – заместителю председателя правительства Юрию Трутневу.

«
Разработчики нового регламента Таможенного союза не учли сложности, которые возникли при регистрации подержанных автомобилей. Новые автомобили оснащают устройством прямо на конвейере, соответственно, на подержанных автомобилях этого оборудования нет. А для нас, дальневосточников, это очень важный вопрос. Поэтому я предложил отложить применение новых правил регистрации хотя бы на полгода, — отмечал ранее губернатор Приморского края.
»

Позже Администрация Приморского края сообщила, что по поручению председателя правительства Дмитрия Медведева Минпромторг работает над изменением технического регламента: для подержанных автомобилей должен быть прописан «упрощенный» порядок установки «ЭРА-ГЛОНАСС».

«
Я считаю, что власть не имеет права такими неуклюжими действиями мешать людям работать. Я обратился к полпреду Президента в ДФО Юрию Петровичу Трутневу, он меня услышал и поддержал, в правительстве были приняты необходимые решения, в ближайшее время ситуация будет полностью урегулирована, – приводит слова Миклушевского портал Администрации Приморья.
»

Navitel и ГЛОНАСС создадут автоматизированную систему мониторинга

Navitel (ЦНТ) и ГЛОНАСС объявили в феврале о подписании соглашения о создании автоматизированной системы мониторинга объектов на базе Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Результатом сотрудничества станет самый крупномасштабный российский IT-проект в области мониторинга транспорта.

ГЛОНАСС ставит перед собой цель по созданию в России инновационной транспортной среды. Единая экосистема повысит безопасность дорожного движения, ускорит время реагирования экстренных служб и предоставит автомобилистам множество современных сервисов. Для успешной реализации этих задач ГЛОНАСС необходима автоматизированная система мониторинга транспорта.

Победу в конкурсе на создание автоматизированной системы мониторинга объектов на базе Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» одержала компания ЦНТ.

Навигационно-диспетчерская система «Навител Мониторинг» полностью соответствует требованиям, предъявленным ГЛОНАСС. Она отказоустойчива и способна работать с большим объемом данных. Эти характеристики особенно важны, поскольку количество подключаемых к системе транспортных средств с каждым годом будет только расти.

Обязательность терминалов ЭРА-ГЛОНАСС для новых авто на территории стран Таможенного союза

С 1 января 2017 года все новые автомобили, продаваемые на территории стран Таможенного союза, будут в обязательном порядке оснащаться терминалами ЭРА-ГЛОНАСС. ЭРА-ГЛОНАСС - это государственная система экстренного реагирования при авариях и других происшествиях на дорогах. Внедрение ЭРА-ГЛОНАСС – важный шаг в развитии безопасности дорожного движения в России. Благодаря оперативному информированию служб экстренной помощи удастся сократить их время реагирования при авариях более чем на 30%, что позволит спасать тысячи человек ежегодно.

Через установленную в автомобиле кнопку экстренного вызова водитель сможет не только сообщить о происшествии, вызвать полицию и скорую помощь, но и получить ряд необходимых сервисов, таких как выезд частных групп реагирования, обеспечение противоугонной безопасности автомобилей, обработку поступающей от автомобиля телематической информации, юридическую, информационную и техническую помощь. Оказанием дополнительных коммерческих услуг и сервисов занимается также оператор телематических услуг и услуг по безопасности компания «Цезарь Сателлит».

Масштабный охват программой рынка новых автомобилей упростит и удешевит доступ автовладельцев к охранно-поисковым услугам, услугам комплексной помощи при ДТП и в экстренных ситуациях на дороге. У автовладельцев появится возможность заказать защиту автомобиля от угона и получить дополнительные сервисы, такие как вызов эвакуатора, урегулирование дорожного конфликта и вопросов со страховой компанией, вооруженный эскорт.

Автоконцерны KIA Motors, Ford, Skoda, Renault и Hyundai сообщили, что все свои автомобили для российского рынка они оснастят бортовыми приемниками «ЭРА-ГЛОНАСС». В то же время BMW, Audi и другие автопроизводители, в модельном ряду которых существуют машины класса люкс, не станут сертифицировать эксклюзивные модели на соответствие «ЭРА-ГЛОНАСС». Сертификацию люксовых автомобилей для российского рынка производители сочли экономически невыгодным мероприятием. Для сертификации необходимо предоставить несколько машин на краш-тесты. Стоимость мероприятий составляет 10 тыс. евро без учета разбитых машин. В России оборудованием «ЭРА-ГЛОНАСС» уже оснащено порядка 120 тыс. машин.

2016

ЭРА-ГЛОНАСС позволит российской полиции дистанционно глушить двигатель преследуемого автомобиля

5 апреля 2016 года состоялось заседание межведомственной рабочей группы по вопросам разработки и производства электронно-компонентной базы, на котором участники обсудили возможность расширения уже существующего функционала ЭРА-ГЛОНАСС и реализации новых сервисов. На начало 2016 года система выполняет только свою основную функцию, а именно, экстренного реагирования при автомобильных авариях.

В ближайшие годы сотрудники ГИБДД и полиции получат возможность дистанционно глушить двигатель преследуемого автомобиля при помощи системы ЭРА-ГЛОНАСС. С 2017 года установка данной системы станет обязательной для владельцев всех новых автомобилей, выпускаемых на территории стран Таможенного союза, сообщают «Известия»[4].

Возможность связи с оборудованным ЭРА-ГЛОНАСС авто позволит дистанционно управлять транспортным средством, а отключение зажигания будет производиться при помощи сигнала, подаваемого со спутника или через сотовые сети.

В ходе встречи также обсуждалась возможность установления полного контроля за соблюдением правил дорожного движения за счет постоянного отслеживания траектории движения транспортного средства. Согласно изданию, к 2020 году точность измерений ГЛОНАСС должна составить 50 см. Таким образом, доказать факт пересечения встречной полосы с целью обгона можно будет при помощи данных с сервера ЭРА-ГЛОНАСС, а нарушителей не придется ловить на месте преступления.

"Мегафон" вошел в партнерство с "ЭРА-ГЛОНАСС"

5 апреля 2016 года стало известно о начале партнерства "Мегафона" с "ЭРА-ГЛОНАСС". В рамках проекта оператор предоставит часть своей сети для использования в проекте[5].

В соответствии с тенденциями, предполагается создать отдельный MVNO-оператор, где инфраструктура "МегаФона" будет использоваться в качестве транспортных сетей для пропуска eCall- и служебного трафика. Остальные элементы сети будут принадлежать АО "ГЛОНАСС". "Мегафон" также станет партнёром в развитии коммерческого направления.

{{цитата|автор=Влад Вольфсон, директор по развитию корпоративного бизнеса "МегаФона"|За последние несколько лет оператор реализовал сразу несколько подобных проектов, что стало его преимуществом: преимущество сотрудничества с "МегаФоном" - уникальный опыт реализации таких проектов. За последние несколько лет на сети ПАО "МегаФон" реализованы MVNO-операторы различных моделей по степени интеграции, среди них: Yota, Net-by-Net, Газпром телеком (специализированный оператор ПАО "Газпром"), ряд проектов для группы операторов СМАРТС.

Устройства ЭРА-ГЛОНАСС прошли сертификацию на 28 типах транспортных средств

На март 2016 года сертификаты получили устройства/системы для нескольких моделей «АвтоВАЗа», Mitsubishi, транспортных средств производства Jaguar Land Rover Limited, Bentley Motors, коммерческих моделей Mercedes-Benz Sprinter, Ford и Iveco, китайских моделей (Changan, DongFeng, Haima, BAIC), автобусов ПАЗ и MAN и еще некоторые автомобили.

В марте 2016 г. этот список пополнился автобусами торговой марки ЛИАЗ. Таким образом, устройства ЭРА-ГЛОНАСС прошли сертификацию на 28 типах транспортных средств.

Официальную сертификацию на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза как устройство вызова экстренных оперативных служб ЭРА-ГЛОНАСС для установки на транспортные средства торговой марки ЛИАЗ прошел терминал «Гранит-навигатор-6.18».
«В случае ДТП он обеспечивает мгновенную передачу данных о транспортном средстве (идентификационный номер VIN, точные координаты и т.д.) в систему для сокращения времени реагирования соответствующих служб», – сообщил Николай Борисенко, генеральный директор «Сантэл-навигация», входящую в «СпейсТим холдинг».

Устройство также может использоваться для подключения дополнительных сервисов: мониторинг и диспетчеризация автопарков, восстановление обстоятельств ДТП или контроль стиля вождения (Европротокол или КАСКО), контроль перевозок опасных грузов, управление пассажирскими перевозками.

Сертификат выдан на основании испытаний испытательного центра «Омега» (филиал ФГУП НИИР). «Испытания проводятся в соответствии с национальными стандартами, разработанными НП «ГЛОНАСС», и включенными в перечень стандартов, утвержденный Евразийской экономической комиссией 2 декабря 2014 г.», – говорит Андрей Ионин, главный аналитик НП «ГЛОНАСС».
«Согласно требованиям технического регламента Таможенного союза с 1 января 2016 г. устройства ЭРА-ГЛОНАСС должны в обязательном порядке устанавливаться на все новые автобусы для коммерческих перевозок, школьные автобусы и транспортные средства для перевозки опасных грузов» – добавил он.

В конце 2015 г. терминал «Гранит-навигатор-6.18» был сертифицирован для установки на модельный ряд автобусов ПАЗ-3204, предназначенных для корпоративных перевозок, а также для работы на городских и пригородных маршрутах, в том числе – с увеличенным пассажиропотоком (модель «Вектор»).

2015

Правительство установило правила работы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Правительство РФ опубликовало в феврале 2015 года текст постановления[6], утверждающего правила взаимодействия оператора системы «ЭРА-ГЛОНАСС» (госкомпании ОАО «ГЛОНАСС») с различными обладателями актуальной информации, необходимой для ее нормального функционирования. Речь в первую очередь идет о картографических данных местности, базовых параметрах и текущем местоположении подконтрольных транспортных средств, а также о предпринятых мерах реагирования на ДТП и другие инциденты, возникающие на автодорогах России[7].

Кроме того, постановлением утверждаются правила взаимодействия системы с АИС обязательного страхования. Напомним, «ЭРА-ГЛОНАСС» является системой автоматического оповещения экстренных служб об автомобильных авариях. Ее созданием и внедрением занимается некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (оно же НП «ГЛОНАСС»), которое по контракту с Минтрансом и разработало утвержденные правила.

Концепция «ЭРА-ГЛОНАСС» подразумевает, что в ближайшем будущем на все новые автомобили, продаваемые в России, в обязательном порядке будет установлен электронный блок, способный в случае аварии определить координаты пострадавшего авто и передать их спасателям.

Официально в промышленную эксплуатацию «ЭРА-ГЛОНАСС» была введена с 1 января 2015 г. С этой даты упомянутыми блоками должны будут оснащаться все транспортные средства в странах Таможенного союза, которые впервые проходят процедуру одобрения своего типа. С 1 января 2016 г. это требование будет расширено на автомобили, используемые для коммерческой перевозки пассажиров и транспортировки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора, а с 1 января 2017 г. — на все новые транспортные средства, продаваемые в Таможенном союзе.

В выпущенном постановлении указывается, что требующаяся для функционирования «ЭРА-ГЛОНАСС» информация должна размещаться в системе ее обладателями на безвозмездной основе. Подразумевается, что часть актуальных данных может находиться в иных государственных АИС, поэтому оператору системы предписывается обеспечить с ними интеграцию для сбора необходимых сведений в автоматическом режиме.

Навигационные и топографические карты в системе станут размещать федеральные учреждения, занимающиеся ведением федерального картографо-геодезического фонда. Сроки, периодичность и регламент размещения этой информации должен определить совместный приказ Минтранспорта и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

В отношении каждого подконтрольного транспортного средства в системе будут содержаться сведения о его марке, модели, цвете, номере кузова, государственном регистрационном знаке, идентификационном номере VIN, присвоенном авто его производителем, а также идентификационном номере установленного электронного модуля.

Данные обо всех параметрах, кроме госзнака, для автомобилей, ввозимых на территорию РФ, в «ЭРА-ГЛОНАСС» должна с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) размещать Федеральная таможенная служба.

Когда речь будет идти о транспортных средствах, которые производятся в России, эти же данные будут передавать организации-изготовители. Для этого им потребуется заключить соответствующее соглашение с оператором «ЭРА-ГЛОНАСС».

Что касается государственных регистрационных знаков, то это, разумеется, сфера ответственности МВД, либо военных автоинспекций, если дело касается армейской техники.

Координаты ДТП и его время будут передаваться в систему автоматически, за исключением случаев, когда установленное на автомобиле спецоборудование требует ручного управления.

Последняя часть правил информационного взаимодействия основных участников процесса описывает параметры сведений о действиях спасателей (время получения сигнала, время реагирования и пр.).

В отношении информационного обмена «ЭРА-ГЛОНАСС» с АИС обязательного страхования отдельное собрание правил подразумевает его осуществление через СМЭВ. Оператору «ЭРА-ГЛОНАСС» предписывается передавать страховщикам сведения о ДТП и прочих дорожных инцидентах. Для того ему потребуется заключить специальное соглашение с оператором страховой АИС, в котором будут определены информационные, технические и иные условия их взаимодействия.

ЭРА-ГЛОНАСС для госструктур обязательна

3 июля 2015 года стало известно о принятии в Госдуме в третьем чтении законопроекта о внесении изменений в закон «О государственной автоматизированной информационной системе "Эра-ГЛОНАСС"», утвержденный в 2013 году[8].

Необходимость изменения вызвана указом президента Владимира Путина от 2014 года, которым создается новый оператор системы государственное ОАО «ГЛОНАСС» и предусматривается возможность коммерческого использования системы.

В соответствии с этими нормативными актами, с 1 января 2017 года все новые автомобили в обязательном порядке должны оснащаться оборудованием системы.

Изначально полномочия оператора «Эры-ГЛОНАСС» взяла на себя компания НИС «ГЛОНАСС», созданная АФК «Системой» при участии госкорпорации «Российские космические системы». В 2012 году Правительство передало функции оператора вновь созданному некоммерческому партнерству (НП) «ГЛОНАСС», которое возглавил бывший глава НИС «ГЛОНАСС» Александр Гурко.

Новое ОАО «ГЛОНАСС» образовано 19 июня 2015 года. Во главе компании встал бывший замминистра транспорта Андрей Недосеков. В соответствии с законопроектом, получившим одобрение Госдумы, помимо сбора информации о ДТП, компания будет иметь и другое назначение. Речь идет об использующих навигацию информационных системах — государственных и входящих в состав объектов концессионных соглашений.

Заказчики таких систем либо их операторы обязаны будут использовать возможности «Эры-ГЛОНАСС». Особенности обращений о такого рода использовании прописаны в поправке, одобренной Госдумой в ходе второго чтения. Оператор какой-либо государственной информационной системы (госорган или организация, работающая по госконтракту, в составе концессии либо в формате частно-государственного партнерства) должен направить запрос в ОАО «ГЛОНАСС» относительно возможного использования «Эры-ГЛОНАСС».

Ответ должен предоставляться в течение 40 дней. При этом, отказать в возможности использовании «Эры-ГЛОНАСС» можно будет только на технических основаниях. Если же ОАО «ГЛОНАСС» не даст ответа в установленный срок, оператор соответствующей информационной системы может обходиться без использования «Эры-ГЛОНАСС».

Использование «Эры-ГЛОНАСС» сторонними организациями будет возможно на возмездной основе. Тарифы станет устанавливать ОАО «ГЛОНАСС» на основе методики расчета, которую предстоит разработать установленным Правительством госорганом. При необходимости использования результатов интеллектуальной собственности «Эры-ГЛОНАСС» будет заключаться лицензионный договор.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что таким образом предполагается сократить расходы госбюджета на работу государственных информационных систем за счет использования уже готовой инфраструктуры «Эры-ГЛОНАСС».

Принятый законопроект передает все имущество «Эры-ГЛОНАСС» в собственность ОАО «ГЛОНАСС». В том числе предстоит передать и электронные ключи шифрования (необходимые для неизменяемости передаваемой в системе информации). Возможность отчуждения имущества «Эры-ГЛОНАСС» не допускается.

2014

Имущество ЭРА-ГЛОНАСС станет полностью государственным

15 июля 2014 г. президент России Владимир Путин поручил правительству разработать и утвердить "дорожную карту" по созданию открытого акционерного общества "ГЛОНАСС" со 100% государственным участием, соответствующее поручение главы государства опубликовано во вторник на сайте Кремля.

В качестве основных направлений работы ОАО "ГЛОНАСС" будут обеспечение оперативного получения на основе сигналов ГЛОНАСС информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах РФ, обработки этой информации, ее хранения и передачи в экстренные оперативные службы, а также обеспечение доступа к этой информации в соответствии с законодательством РФ, обеспечение использования и развития технологической инфраструктуры системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в интересах государственных и иных информационных систем, осуществляющих сбор и обработку навигационной информации, поступающей от транспортных средств, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации.

Согласно поручению, должна быть разработана стратегия развития нового ОАО, а также подготовлен и внесен в Госдуму проект федерального закона о внесении в закон "О государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС" изменений, необходимых для создания и функционирования ОАО "ГЛОНАСС".

При разработке стратегии должны быть предусмотрены, в частности, возможность предоставления ОАО "ГЛОНАСС" услуг в сфере навигационной деятельности государственным и коммерческим заказчикам возможность создания совместных предприятий для развития дополнительных сервисов и привлечения инвестиций.

Имущественный комплекс государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" будет передан в уставный капитал вновь создаваемого ОАО.

К 2015 г. объем поставок терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» достигнет 3 млрд. руб

Система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» развернута на всей территории России в полном составе. По данным НП «ГЛОНАСС», в 2014 году «ЭРА-ГЛОНАСС» будет введена в промышленную эксплуатацию и окончательно интегрирована с системами служб экстренного реагирования: МВД, МЧС, 112, скорая помощь. На данный момент российские разработчики создают и тестируют опытные образцы автомобильного терминала, который в случае ДТП обеспечит мгновенную передачу данных о транспортном средстве (идентификационный номер VIN, точные координаты и т.д.) в диспетчерский центр «ЭРА-ГЛОНАСС».

В соответствии с регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» с 1 января 2015 года бортовым оборудованием «ЭРА-ГЛОНАСС» должны быть оснащены транспортные средства категорий M1, M2, M3 и N1,N2, N3, впервые проходящие процедуру одобрения типа на соответствие требованиям технического регламента; с 1 января 2016 года – транспорт вышеуказанных категорий, используемый для коммерческой перевозки пассажиров, перевозки детей и опасных грузов, а также ТБО и мусора, выпускаемый в обращение на территории стран Таможенного союза; с 1 января 2017 года – транспорт обозначенных категорий, выпускаемый в обращение на территории стран Таможенного союза.

При участии экспертов НП «ГЛОНАСС» разработан ряд стандартов, которые определяют требования к аппаратуре спутниковой навигации и протоколу передачи данных. Автомобильные терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» должны поддерживать протокол EGTS (Era Glonass Telematics Standard) и быть полностью совместимыми с европейской системой eCall в рамках формирования единого навигационного пространства на дорогах России и Европейского союза. Бортовое оборудование также должно функционировать в рамках инфраструктуры сотовой связи, иметь модем с поддержкой 3G и содержать SIM-чип.

В отличии от навигационно-связного оборудования систем мониторинга и управления транспортом в терминалах «ЭРА-ГЛОНАСС» заложен не только функционал точного определения и передачи координат ДТП, обеспечения голосовой связи «водитель-диспетчер», но и распознавание степени тяжести аварий (от синусоидальной вибрации до механических ускорений удара многократного действия). Стоит отметить, что данные от терминала «ЭРА-ГЛОНАСС» поступают в систему только в случае возникновения ДТП или при нажатии кнопки SOS.

Операторов обяжут бесплатно обслуживать «112» и «ЭРА ГЛОНАСС»

В распоряжении CNews оказалось письмо замминистра связи Дмитрия Алхазова, направленное в Министерство транспорта. Согласно тексту письма, по итогам совещания у замминистра транспорта Алексея Цыденкова, Минкомсвязь предлагает внести изменения в Закон «О связи» относительно функционирования системы экстренного реагирования на автомобильные аварии «ЭРА ГЛОНАСС», а также единого номера экстренных служб «112»[9].

С 2015 г. терминалы «ЭРА ГЛОНАСС» будут устанавливаться в обязательном порядке на все автомобили новых модификаций. В случае аварии срабатывает датчик, через ГЛОНАСС определяются координаты происшествия, после чего система устанавливает соединение с диспетчерским центром системы с возможностью дальнейшего перевода вызова на «112». Сигнал передается через сотовые сети, с этой целью создатель «ЭРА ГЛОНАСС» - некоммерческое партнерство ГЛОНАСС - договорилось о работе в качестве виртуального сотового оператора на базе сетей «Вымпелкома», МТС и «Мегафона».

Предлагаемые поправки в Закон «О связи» направлены на то, чтобы обязать всех сотовых операторов подключаться к системе «ЭРА ГЛОНАСС», иначе это будет рассматриваться как нарушение лицензионных требований. Кроме того, согласно поправкам, сотовые операторы будут лишены права получения компенсаций за вызовы их абонентов на номера «ЭРА ГЛОНАСС».

Аналогичным образом все операторы связи - как мобильной, так и фиксированной - не смогут получать возмещения расходов на звонки абонентов на единый экстренный номер «112». Операторам будут компенсировать лишь расходы на присоединение к сетям «ЭРА ГЛОНАСС» и экстренных служб.

Существующий Закон «О связи» подразумевает, что звонки на номера экстренных служб должны быть бесплатными для абонентов. Но расходы операторов на присоединение к сетям экстренных служб и пропуск трафика на их номера должны возмещаться организациями, обслуживающими эти номера (то есть экстренными службами).

Источник в одном из сотовых операторов говорит, что принятие законопроекта может упростить телекоммуникационным компаниям расчеты за присоединение и пропуск трафика. Подключение к единому номеру «112» осуществляется через «Ростелеком», который включает плату за трафик на эти номера в общую смету взаиморасчетов. Если законопроект будет принят и правильно применяться, то операторы смогут сократить свои расходы за счет исключения платы за звонки на экстренные номера.

Гармония «ЭРА-ГЛОНАСС» и eCall

23 июня 2014 года стало известно о представлении Некоммерческим партнерством «ГЛОНАСС» гармонизации систем экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС» и eCall.

Унификация технических требований и стандартов, предъявляемых к системам «ЭРА-ГЛОНАСС» и eCall помогает создать единое глобальное пространство безопасности дорожного движения. Благодаря этому, европейские водители, чьи автомобили оснащены терминалами eCall, пребывая на территории России, могут получить оперативную помощь через контакт-центр системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Аналогично - звонки с российских автомобилей, оснащенных терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС», будучи на территории Европейского союза, направляются в контакт-центры eCall.

Запуск системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в эксплуатацию запланирован на январь 2015 года. В 2017 году терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС» будут оснащены все автомобили, поступающие в продажу в странах Таможенного союза. Эксплуатация европейской системы eCall начнётся в 2017 году на территории стран Евросоюза.

Аккредитованная лаборатория для устройств «ЭРА-ГЛОНАСС»

Для сертификации устройств «ЭРА-ГЛОНАСС» появилась в конце 2014 года аккредитованная лаборатория- соответствующий документ получила испытательная лаборатория «ЭРА» сертификационного центра «Связь-сертификат».

Лаборатория «ЭРА» предназначена для проведения испытаний компонентов, обеспечивающих спутниковую навигацию и вызов экстренных оперативных служб. Система «ЭРА-ГЛОНАСС» вводится в промышленную эксплуатацию в 2015 году. С 1 января, согласно требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС» должны оснащаться все новые модели автомобилей, впервые проходящие процедуру одобрения типа на территории Таможенного союза.

Правила обеспечения доступа к информации, содержащейся в «ЭРА-ГЛОНАСС»

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 года №1530 утверждены «Правила обеспечения доступа государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц и физических лиц к информации, содержащейся в государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС».

Министерству транспорта РФ - оператору государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» - было поручено ввести систему в промышленную эксплуатацию с 1 января 2015 года.

Правила определяют порядок обеспечения доступа (п.1):

  • Государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц и физических лиц к статистической информации и аналитической информации о дорожно-транспортных и иных происшествиях, информация о которых была обработана в государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС»;
  • Юридических лиц и физических лиц - к информации о координатно-временных параметрах транспортных средств, находящихся в их собственности или во владении, на момент дорожно-транспортных и иных происшествий на автомобильных дорогах в РФ, содержащейся в системе «ЭРА-ГЛОНАСС».

Статистическая и аналитическая информация, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ, предоставляется оператором системы путем размещения на официальном сайте оператора системы в Интернете обновляемых не реже одного раза в квартал следующих сведений (п.2):

  • Количество транспортных средств, оснащенных зарегистрированными в системе «ЭРА-ГЛОНАСС» устройствами вызова экстренных оперативных служб;
  • Количество случаев передачи устройствами вызова экстренных оперативных служб, информации о дорожно-транспортных и иных происшествиях на автомобильных дорогах РФ;
  • Количество случаев передачи информации о дорожно-транспортных и иных происшествиях на автомобильных дорогах РФ из системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в экстренные оперативные службы;
  • Среднее время передачи информации в экстренные оперативные службы.

Государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами для исполнения своих полномочий может запрашиваться у оператора системы иная информация с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия. Ответ на запрос такой информации предоставляется оператором в срок не более чем 15 рабочих дней с даты поступления запроса (п.3).

2013

"Техносерв" и "Энвижн" проектируют инфраструктуру для "ЭРА-ГЛОНАСС"

Минтранс в апреле 2013 года подписал госконтракт на создание системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" с некоммерческим партнерством "ГЛОНАСС". Сумма контракта составляет 1,69 млрд руб. , подрядчиками выступят "Техносерв" и "Энвижн Груп".[10]

В рамках этого контракта предусмотрено несколько проектов. В частности, будут созданы три навигационно-информационных центра (НИЦ) - в Ставрополе, Хабаровске и Екатеринбурге - второго уровня и 59 региональных коммутационных узла (РКУ). Кроме того, планируется завершить разработку навигационно–информационной платформы, обеспечить сопряжение "ЭРА-ГЛОНАСС" со службами экстренного реагирования в пилотных зонах, доработать национальные стандарты для системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в соответствии с изменениями в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". Уже проводится опытная эксплуатация системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в полном объеме в составе одного НИЦ первого уровня, семи НИЦ второго уровня и 72 РКУ.

Завершение этих работ до конца 2013 года позволит обеспечить готовность системы к постоянной эксплуатации, отмечает пресс-служба НП "ГЛОНАСС", которое определено единственным исполнителем работ по созданию "ЭРА-ГЛОНАСС" по решению правительства. Сумма контракта составляет 1,69 млрд руб.

К апрелю 2013 года выполнено эскизно-техническое проектирование системы "ЭРА-ГЛОНАСС", созданы два НИЦ в Москве и Петербурге, один РКУ в Курске, скомплектовано оборудование для размещения в трех НИЦ второго уровня (Новосибирск, Ростов-на-Дону, Уфа) и 12 РКУ, разработаны макеты терминалов "ЭРА–ГЛОНАСС", подготовлены предложения по формированию нормативной правовой базы, необходимой для запуска системы.

По результатам проведенного НП "ГЛОНАСС" конкурса основными подрядчиками по созданию телеком-инфраструктуры системы станут ЗАО "Энвижн Груп" и ЗАО "Техносерв А/С".

62 региона России должны быть подключены к «ЭРА-ГЛОНАСС»

В рамках государственного контракта с Министерством транспорта РФ на создание системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» на 2013 г. Некоммерческое партнерство «ГЛОНАСС» подключит оставшиеся 62 региона РФ к инфраструктуре системы.

Ведутся работы по построению инфраструктуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в 18 регионах РФ.

С этой целью партнерство провело конкурс в форме закрытого запроса предложений среди четырех операторов связи. Речь идет об аренде каналов связи для создания сети передачи данных, а также аренде площадок для размещения оборудования создаваемых навигационно-информационных центров 2-го уровня и региональных коммутационных узлов системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в 62 регионах Российской Федерации.

Для успешной реализации проекта, в частности, в целях минимизации риска срыва сроков сдачи работ, тендерный комитет НП «ГЛОНАСС», в который входят все члены партнерства («Ростелеком» («РТКомм.РУ»), МТС, «ВымпелКом», «МегаФон», «Сумма Телеком», «Яндекс», «Навигационно-информационные системы», ГК «Транзас», Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС – Форум», ГК «Цезарь Сателлит»), принял решение о разделении комплекса услуг и выбрал четырех победителей конкурса. Услуги аренды площадок для размещения оборудования системы «ЭРА-ГЛОНАСС» будут оказывать «Ростелеком» и «МегаФон», аренду каналов связи обеспечат «Ростелеком», «МегаФон», «ВымпелКом» и «МТС».

Такое распределение было сделано на основании ключевых критериев, таких как особенности архитектуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС», а также географическое распределение инфраструктуры операторов, их опыт выполнения аналогичных проектов и присутствие в регионах.

Оборудование системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на площадках «Ростелекома» и «МегаФона» будет размещено в августе 2013 г.

Система ЭРА ГЛОНАСС построена и испытана

В декабре 2013 года Некоммерческое партнерство (НП) ГЛОНАСС и Минтранс заявили об успешном окончании комплексных испытаний системы экстренного реагирования при авариях ЭРА ГЛОНАСС на всей территории страны. В ходе испытаний проверялась работа базового сервиса вызова экстренных служб. Опытная эксплуатация завершится приемо-сдаточными испытаниями Минтранса, Минкомсвязи и других заинтересованных ведомств, в т.ч. силовых, которые должны состояться до конца 2013 года[11].

Со­зда­ние сов­ме­сти­мых те­ле­ма­ти­че­ских си­стем ста­нет тех­но­ло­ги­че­ской ос­но­вой для раз­ви­тия сер­ви­сов раз­лич­но­го на­зна­че­ния – си­стем мо­ни­то­рин­га транс­пор­та в меж­ду­на­род­ных транс­порт­ных ко­ри­до­рах, пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок и пе­ре­во­зок особо опас­ных и тя­же­ло­вес­ных гру­зов, си­стем взи­ма­ния платы с боль­ше­груз­но­го ав­то­транс­пор­та, охран­но-по­ис­ко­вых си­стем, циф­ро­вых та­хо­гра­фов. Кроме того, воз­мож­но­сти ин­фра­струк­ту­ры ЭРА ГЛО­НАСС поз­во­ля­ют предо­ста­вить ав­то­мо­би­ли­стам самые со­вре­мен­ные услу­ги через сер­вис про­вай­де­ров сек­то­ра стра­хо­вой те­ле­ма­ти­ки, такие как Pay As You Drive (про­грам­ма учи­ты­ва­ет ма­не­ру во­жде­ния ав­то­вла­дель­ца), Pay As You Use (про­грам­ма учи­ты­ва­ет пе­ри­о­ды ак­тив­но­го ис­поль­зо­ва­ния и про­стоя ав­то­мо­би­ля), ре­кон­струк­ция об­сто­я­тельств ДТП, на ос­но­ве ко­то­рых будут фор­ми­ро­вать­ся усло­вия стра­хо­вых полисов.

2012

Тестовые испытания терминалов

Весной 2012 года в Дубне состоялись тестовые испытания пилотных образцов терминала «ЭРА ГЛОНАСС», созданного инженерами инновационного холдинга «М2М телематика». Тестирование прошло в рамках реализации очередного этапа проекта «ЭРА ГЛОНАСС» по опытной эксплуатации навигационно-связного оборудования, а далее и оснащения легкового транспорта на конвейере крупнейших автопроизводителей.

При тестовых испытаниях была смоделирована аварийная ситуация, показавшая положительные результаты работы телематического терминала «ЭРА ГЛОНАСС» разработки «М2М телематики». В оборудовании реализован алгоритм автоматического определения момента аварии и записи профиля ускорения после ДТП. Также предусмотрена возможность интеграции работы терминала с архитектурой многоуровневой системы экстренного реагирования «ЭРА ГЛОНАСС», за реализацию которой отвечает федеральный сетевой оператор ОАО «НИС».

При создании терминала «ЭРА ГЛОНАСС» специалисты «М2М телематики» учли все предъявляемые требования к данному виду оборудования, разрабатываемого для реализации проекта «ЭРА ГЛОНАСС», широкомасштабный запуск которого ожидается в 2013 году.

Кроме того, технические протоколы и стандарты систем «ЭРА-ГЛОНАСС» и eCall (Европейский Союз) унифицированы, что дает возможность оказывать необходимую помощь гражданам и России, и Европейского союза при пересечении границ на автомобиле.

Начиная с 2008 года, группа компаний «М2М телематика» и наукоград Дубна сотрудничают по внедрению инновационных технологий. Совместными усилиями при содействии Администрации г. Дубны была создана пилотная модель интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Сегодня элементы ИТС успешно внедрены в 52 регионах России.

Проект постановления правительства о создании "ЭРА ГЛОНАСС"

Министерство транспорта опубликовало в мае 2012 года проект постановления правительства о создании системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА ГЛОНАСС». Как следует из документа, в 2012-2013 г. на эту систему планируется выделить свыше 2,5 млрд руб. Ранее сообщалось, что на весь проект в течение нескольких лет будет потрачено порядка 6 млрд руб.

Какие именно терминалы будут использоваться в системе, пока не утверждено, равно как и не известна их стоимость, однако ранее чиновники успокаивали, что на конечной стоимости автомобиля она сильно не отразиться. Бортовое оборудование для «ЭРА ГЛОНАСС» разработали уже несколько компаний, в числе которых – «М2М Телематика» (в 2012 г. объединилась с НИС) и РНТ. В пилотных проектах использовалось оборудование разных производителей.

Премьер-министр Дмитрий Медведев распоряжением от 18 сентября 2012 г. № 1732-р определил некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» единственным исполнителем работ по реализации проекта создания и внедрения системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС».

Ранее, согласно распоряжению правительства от 25 мая 2012 г. № 522, некоммерческому партнерству «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» отошли функции федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности, которые с 2009 г. выполняла компания «Навигационно-информационные системы» (НИС ГЛОНАСС).

План создания виртуального оператора

В июле 2012 года глава Минкомсвязи Николай Никифоров обсудил с мобильными операторами развитие системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС". Для реализации проекта ведомство собирается создать виртуального оператора, который будет использовать инфраструктуру "большой тройки".

"Провели интересное совещание с сотовыми операторами про то, какие будут SIM-карты в 40 млн автомобилей в России для "ЭРА-ГЛОНАСС", - поделился с читателями Николай Никифоров в своем микроблоге Twitter. "ЭРА-ГЛОНАСС" - эта система, которая со временем появится в каждом автомобиле и будет передавать сообщение о ДТП с его координатами, - написал он. - Эта общая платформа также создаст рыночную конкуренцию между самими операторами связи и операторами конечных навигационных услуг. Операторы сотовой связи согласились, что для этого целесообразно создание единого виртуального оператора, в том числе с участием государства".

2011

Планы развития системы

"К концу 2011 года в режиме опытной эксплуатации начнут функционировать федеральный и региональные навигационно-информационные центры в Москве и Санкт-Петербурге", - говорит гендиректор «НИС ГЛОНАСС» Александр Гурко.

Полностью запустить систему планируется к концу 2012 г. А с 1 января 2013 г. в обязательном порядке подключать к «ЭРА ГЛОНАСС» планируется все новые автомобили. После полного развертывания система должна помочь ежегодно сохранять жизни более 4 тыс. человек и существенно снизить расходы бюджета на ликвидацию последствий ДТП. Кроме того, она станет основой для предоставления ГЛОНАСС-услуг на массовом рынке.

Однако по словам А.Гурко, генерального директора компании «Навигационно-информационные системы", построенная система будет скорее платформой для предоставления самых разнообразных навигационных сервисов частным пользователям, коммерческим организациям или госструктурам. Планируется оснастить подобными устройствами все автомобили государственных служб, а с 1 июня 2011 года будут даже штрафовать транспортные предприятия, если на их автомобилях не установлены приемники с поддержкой ГЛОНАСС. Сейчас готовится законодательная база для подобных нововведений.[12]

В некоторых регионах уже существуют системы контроля за общественным транспортом. К примеру, в Санкт-Петербурге весь городской транспорт оснащен приемниками ГЛОНАСС, которые позволяют контролировать его движение по маршруту. На остановках установлены информационные табло, на которых пассажирам показывается ожидаемое время прибытия автобуса. Аналогичный проект реализован в Краснодарском крае компанией "Русские навигационные технологии". Контролируется не только муниципальный транспорт, но и школьные автобусы, и машины скорой помощи. Первый проект предполагает интеграцию в уже существующее решение компонентов ЭРА-ГЛОНАСС. Между тем исполнительный директор РНТ И.Нечаев весьма критично отнесся к предлагаемым НИС единым стандартам взаимодействия: "Мы не можем гарантировать работоспособность нашей системы, если в ней используется чужой протокол". Однако вполне возможно, что взаимодействие с инфраструктурой ЭРА-ГЛОНАСС будет организовано на уровне ситуационных центров и диспетчерских.

ГЛОНАСС постепенно находит свое место в мировой системе позиционирования. Несколько западных производителей микросхем уже объявили о поддержке в своих продуктах российской навигационной системы. Дело в том, что двусистемные приемники могут работать точнее. Сейчас в спутниковом сегменте российской системы навигации более 20 космических аппаратов — они находятся на орбитах, оптимальных для приполярных территорий. Кроме того, пункты коррекции координат привязаны к семи геодезическим центрам на территории России и еще двум — в Антарктиде. В результате отечественная система лучше работает в северных широтах, чем GPS, поэтому для Норвегии, Финляндии и других стран Северной Европы предпочтительнее использовать ГЛОНАСС.

Впрочем, несмотря на поддержку российской технологии позиционирования, все навигационные устройства выдают координаты местности в международном стандарте WGS, в то же время все наши карты составлены в отечественном геодезическом стандарте "Параметры Земли" (ПЗ-90.02), который был принят в 2005 году. Как следствие, иностранный навигатор нельзя совместить с нашими картами — они используют разные представления Земли. Разные модели существуют для того, чтобы максимально точно соответствовать местности, в которой стандарт разработан. В частности, стандарт "Параметры Земли" использует эллипсоид Красовского, а WGS — эллипсоид с иной геометрией. В результате расхождения карты и навигатора могут достигать сотен метров, в зависимости от широты. Для ориентирования по километровой карте это несущественно, но современные системы позиционирования дают точность в один метр, и расхождения могут оказаться серьезными; скажем, для ведения автомобиля на автопилоте точность определения его координат и карты должна быть в рамках одного дециметра. Однако электронных карт в российской системе координат пока не изготовлено. А Российское государство свои усилия по распространению ГЛОНАСС сопровождает продвижением "Параметров Земли».

Завершение отбора образцов терминалов

Федеральный сетевой оператор «НИС ГЛОНАСС» объявил в ноябре 2011 года о завершении отбора опытных образцов автомобильных терминалов для проекта «ЭРА-ГЛОНАСС». Оборудование компании ЗАО «ЕНДС» по итогам открытого тендера отвечает всем требуемым характеристикам и выбрано для дальнейшего тестирования в пилотных зонах.

Помимо ЕНДС России конкурс выиграли еще шесть компаний, ведущих разработку программно-аппаратных устройств на основе ГЛОНАСС/GPS технологий. Представленные на испытания телематические модули предназначены для передачи информации об аварии в службы экстренного реагирования, контроля и обработки показаний датчиков, установленных на транспортном средстве. На данном этапе проекта опытные образцы терминалов должны подтвердить возможность интеграции с (U)SIM-чипами для работы в сетях GSM/UMTS, а также совместимость с европейской навигационной системой eCall.

- Система экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС» - комплексный проект, направленный на повышение безопасности дорожного движения, пассажирских и грузовых перевозок, - комментирует генеральный директор ЗАО «ЕНДС» Крахин Дмитрий. – Главная цель проекта заключается в снижении последствий травматизма и смертности на российских дорогах при дорожно-транспортных происшествиях. Автомобильные терминалы обеспечат мгновенную передачу информации о факте ДТП на диспетчерский центр службы 112, в том числе и точные координаты местонахождения машины. Таким образом, время реагирования экстренных служб может быть значительно сокращено. Проект ЭРА-ГЛОНАСС приведет к созданию массового рынка навигационных услуг и оборудования, условий для здоровой конкуренции, а также позволит ускорить процесс внедрения технологий ГЛОНАСС в России и за рубежом.

Полномасштабное оснащение транспорта устройствами ЭРА-ГЛОНАСС начнется в 2013 году. Навигационное оборудование проходит тестирование в пилотных зонах федерального сетевого оператора в Московской и Ленинградской областях, г. Курске. По завершению испытаний компания ЕНДС продолжит разработку нового терминала для начала серийного производства.

Передача финансирования от Роскосмоса в Минтранс

С 2012 года финансирование федеральной системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" будет передано от Роскосмоса Министерству транспорта - такое решение в декабре 2011 года одобрила межведомственная рабочая группа под председательством вице-премьера РФ Сергея Иванова. Чтобы решение вступило в силу, необходимо соответствующее постановление правительства.

"На первом этапе заказчиком был Роскосмос, и в этом году НИС закончил эскизное и техническое проектирование, а также создание опытных образцов, - рассказал репортеру ComNews источник, близкий к правительству. - Теперь стоит вопрос о будущем пользователе системы. Рассматривалось три министерства: Минтранс, МЧС и МВД, и, по общему мнению, наибольшую эффективность системе обеспечит вхождение в состав системы Минтранса. Речь идет о расширении функционала системы "ЭРА-ГЛОНАСС" - это не только собственно экстренное реагирование, но и построение на базе ее инфраструктуры федеральной системы управления транспортным комплексом. Это и мониторинг особо опасных грузов, и система тахографического контроля, и система взимания платежей с 12-тонных грузовиков, и интеллектуальная транспортная система и т.п.".

2010: Проектирование системы

В 2010 г. планировалось спроектировать архитектуру системы, прототипы автомобильных терминалов и нормативно-правовую базу. В «НИС ГЛОНАСС» говорили, что все запланированные на 2010 г. задачи выполнены. При этом эскизный проект системы, включающий 10 макетов всех основных компонентов, сдан Роскосмосу, который выступает в роли госзаказчика.

В ряде областей (Московская, Ленинградская, Калужская, Курская и Рязанская) совместно с МВД, МЧС и администрациями регионов проведены тренировки по отработке реагирования на аварии с использованием координатной информации, получаемой от прототипов терминалов.

Как сообщает CNews, принадлежащая АФК «Система» компания НИС ГЛОНАСС начинает с апреля 2011 года тестирование работы виртуального сотового оператора, обслуживающего систему «Эра-ГЛОНАСС».

«Навигационные информационные системы» (НИС ГЛОНАСС) готовятся к созданию пилотных зон системы «Эра-ГЛОНАСС», предназначенной для мониторинга движения автотранспорта, рассказал представитель компании И.Фрумкин. Контролирующим акционером НИС является АФК «Система», которая также владеет контрольным пакетом акций сотового оператора МТС. Но тестовые зоны создаются не только с МТС, но и с «Мегафоном», говорит Фрумкин.

С третьим же оператором «большой тройки» - «Вымпелкомом» (торговая марка «Билайн») - совместных зон пока нет, но зато уже заключен договор о присоединении сетей, добавляет представитель НИС. В «Мегафоне» подтвердили совместное с НИС создание тестовых зон для «Эра-ГЛОНАСС». Пресс-секретарь «Вымпелкома» А.Айбашева также подтвердила факт подписания договора с НИС, отметив при этом, что речь тоже идет о тестовых испытаниях, по результатам которых компания примет решение об участии в системе.

2009: Старт проекта. Разработка бизнес-плана

Реализация проекта "ЭРА ГЛОНАСС" началась в 2009 г. - с разработки бизнес-плана.

Назначение проекта

Система ЭРА-ГЛОНАСС, как следует из ее названия (ЭРА — «Экстренное Реагирование при Авариях») предназначена для уменьшения количества ДТП и для ускорения ликвидации их последствий. По замыслу ее создателей, при аварии терминал системы, установленный в автомобиле, будет автоматически или вручную включаться и передавать информацию о транспортном средстве, включая его точные координаты, на диспетчерский пункт «Системы 112». Диспетчер получает возможность разговаривать с водителем и, получив подтверждение, организует выезд служб экстренного реагирования.[12]

Кликните на схеме для ее увеличения

Основным назначением проекта является повышение безопасности дорожного движения. Предполагается, что при тяжелой аварии система будет самостоятельно передавать информацию о транспортном средстве, включая его координаты, на диспетчерский пункт. Диспетчер получит возможность связаться с водителем и, получив подтверждение, организует выезд служб экстренного реагирования. Включить терминал можно будет и вручную. Ожидается, что при использовании системы «ЭРА ГЛОНАСС» время прибытия скорой помощи и спасателей к месту аварии должно сократиться в среднем на 30%.

Если учесть, что спрогнозировать и обеспечить готовность к стихийным бедствиям, по оценкам экспертов, в 15 раз дешевле, чем ликвидировать причиненный ущерб, становится понятным стремление государства массово внедрить навигационно-информационные системы во всю дорожно-транспортную инфраструктуру России. На сегодняшний день в мире действуют системы GPS и ГЛОНАСС, на стадии развития европейская Galileo и китайская Compass (Beidou-2). GPS пользуется 30 спутниками (24 работающих и 6 резервных), у ГЛОНАСС их 26 (24 и 2 соответственно). Galileo войдет в строй в 2014-2016 годах, когда на орбиту будут выведены все 30 запланированных спутников (из них три резервных). В системе Compass будет 35 спутников, из них пять на геостационарной орбите и 30 на средних круговых орбитах.

Кроме стихийных бедствий, безопасности на дорогах угрожает антропогенный фактор. В частности, особое внимание будет уделено спасательным системам. С 1977 года на территории России, США, Канады и Франции действует спутниковая система Cospas-Sarsat, устанавливаемая на судах и самолетах; за время своего существования она спасла более 30 тыс. жизней. В 2000 году система стала распространяться на персональные радио­буи. Для России, имеющей около 60% территории без надежной и доступной связи, использование таких радио­буев особенно актуально для своевременного оказания помощи людям, попавшим в ДТП. Радиобуй Cospas-Sarsat вмонтирован и в терминалы ЭРА-ГЛОНАСС, это поможет снизить тяжесть ДТП. Начиная с 2013 года терминалами ЭРА-ГЛОНАСС будут оснащаться все новые автомобили. Разработчики также рекомендуют в обязательном порядке устанавливать алкотестер, системы контроля скоростного режима и работоспособности водителя. Технология А-ГЛОНАСС (аналогична A-GPS) увеличивает чувствительность приемника в сложных условиях.

Одним из шагов к созданию единого европейского пространства безопасности на транспорте стала гармонизация системы ЭРА-ГЛОНАСС и eCall, европейской интегрированной автомобильной системы, предназначенной для оперативного информирования экстренных служб о ДТП. По подсчетам специалистов, вызовы по системе eCall позволяют ежегодно спасать в Европе до 2,5 тыс. жизней и сократить на 15% количество серьезных травм.

Схема работы системы "ЭРА-ГЛОНАСС"

Image:Shema_ERA.jpg

К основным функциям системы «ЭРА-ГЛОНАСС» относится определение и передача координат и времени ДТП, передача данных о тяжести аварии, наличие двусторонней громкой связи. При тяжелой аварии, например, сопровождающейся срабатыванием подушек безопасности, терминал автоматически определяет координаты пострадавшего транспортного средства через спутники системы ГЛОНАСС, устанавливает связь с серверным центром системы мониторинга и передает данные об аварии по каналам сотовой связи оператору. Оператор голосом уточняет детали происшествия и в случае подтверждения информации или при отсутствии ответа направляет службы экстренного реагирования, например, спасателей МЧС, Скорую помощь, ГИБДД. Водитель или пассажиры могут также вручную включить устройство, передать данные и связаться с оператором.

Системы безопасности

В рамках реализации программы «ЭРА-ГЛОНАСС» предлагаются готовые решения - комплексные системы безопасности автотранспорта на базе ГЛОНАСС, которые позволяют в режиме реального времени определять состояние и местоположение транспортного средства и транслировать информацию для обеспечения реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС». Предлагаемые решения обладают расширенным функционалом в части предоставления охранно-поисковых и навигационно-информационных сервисов, что существенно повышает безопасность и комфорт на дорогах и мотивирует водителя к безопасному вождению. Набор специализированных датчиков позволяет осуществлять мониторинг заданных параметров работы автомобиля, что ведет к улучшению экологической ситуации в мегаполисе.

Консорциум имеет большой опыт предоставления телематических услуг населению, коммерческим пользователям и ведомствам. Централизованный мониторинг состояния всех охраняемых объектов осуществляется из единого Федерального мониторингового центра, обеспечивающего трансляцию поступающих тревожных сигналов в службы экстренного реагирования.

ГИС-составляющая системы "ЭРА-ГЛОНАСС"

В рамках проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» ЗАО «Геоцентр-Консалтинг» разработала геоинформационную составляющую (далее ГИС) навигационной информационной платформы, а также поставил геоинформационный набор данных «RuMap» на территорию всей России. Компания «Геоцентр-Консалтинг» разработала геоинформационную систему (ГИС) для автоматического определения местоположения автомобиляпострадавшего. Данное приложение будет использоваться оператором контакт-центра при обработке сообщений о ДТП (по телефону от пострадавшего) и передачи информации в службу экстренного реагирования «112».

Интерфейс системы НИП "ГИС"

ГИС предназначена для выполнения следующих основных функций:

  • Фиксация информации о полученном сообщении о ДТП или чрезвычайном происшествии на дороге;
  • Определение местоположения ДТП или чрезвычайного происшествия на дороге при помощи интерактивной карты;
  • Передача данных о ДТП или чрезвычайном происшествии на дороге системе-112 (служба экстренного реагирования).

ГИС включает в себя следующие подсистемы: картографическую базу данных, картографический сервер, автоматизированное рабочее место оператора, принимающего сообщение о ДТП и архив событий.

При обработке сообщения оператор уточняет ближайший к месту происшествия адрес по координатам, полученным от терминала «ЭРА-ГЛОНАСС», находящегося в транспортном средстве.

В качестве картографической основы был выбран геоинформационный набор данных «RuMap». «RuMap» представляет собой единый набор данных («одну карту»), включающий в себя непрерывное («бесшовное») цифровое картографическое описание всей территории России, в котором различные города, районы, деревни, области представлены данными различной степени детальности (от обзорной детальности незаселенных сибирских территорий до контуров зданий и адресов в городах и селах). Данный продукт разработан по единой технологии, на основе единых справочников, классификаторов и системы идентификации объектов.

Инфраструктура, созданная в рамках проекта «ЭРА-ГЛОНАСС», должна стать основой для развития в России навигационно-информационных систем, сервисов и оборудования на базе технологий ГЛОНАСС в интересах всех категорий пользователей.

Финансирование

Госзаказчиком по проекту назначен Минтранс (ранее им был «Роскосмос»).

2011

В 2011-2012 гг. на развитие национальной системы экстренного реагирования на дорожно-транспортные происшествия «ЭРА ГЛОНАСС» будет выделено более 2 млрд руб. Об этом сообщили в компании «НИС ГЛОНАСС», которая занимается реализацией проекта.

Соответствующее решение было принято правительством РФ в распоряжении № 13-р от 11.01.2011 г. «О бюджетных ассигнованиях на мероприятия по реализации проектов, одобренных Комиссией при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России».

В январе 2011 г. стало известно [12], что всего на реализацию проекта планируется потратить 6-7 млрд руб. Из них около 4 млрд руб. - из федерального бюджета. Еще 2-3 млрд руб. планирует инвестировать «НИС ГЛОНАСС». Ранее из госбюджета в проект уже было вложено 180 млн руб.

Среди прочего, средства в рамках нового этапа финансирования пойдут на создание навигационно-информационных центров, обеспечивающих работу системы (в режиме опытной эксплуатации). Кроме того, в 2011 г. планируется начать выпуск опытных образцов терминалов на базе различных российских производителей.

2015: 331 млн рублей

30 декабря 2015 года стало известно о том, что на развитие государственной системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» из бюджета будут выделены дополнительные треть миллиарда рублей в 2016 году. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Правительство направило Минтрансу более 330 млн рублей на развитие системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Правительство предоставит Министерству транспорта 331 млн рублей на «внедрение новых компонентов системы в части обеспечения защиты информации, интеграции с внешними информационными системами и повышения точности и надежности функционирования системы», говорится в документе, опубликованном на сайте правительства РФ.[13]

Там же отмечается, что «ЭРА-ГЛОНАСС» нуждается в развитии с целью сокращения времени доставки экстренных сообщений о ДТП на автомобильных дорогах России до служб экстренного реагирования.

«Принятые решения позволят обеспечить финансирование в 2016 году мер по развитию "ЭРЫ-ГЛОНАСС"», — поясняют в правительстве.

«ЭРА-ГЛОНАСС» начала действовать в России с 1 января 2016 года. С этого момента системой должны оснащаться все вновь сертифицируемые автомобили. С 1 января будущего года это требование распространится на все автобусы и крупногабаритные машины, а с 1 января 2017-го — на все новые автомобили, выпускаемые в странах Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан).

В правительственной дорожной карте по развитию АО «ГЛОНАСС», которое с 1 января 2016 года станет оператором «ЭРЫ-ГЛОНАСС», на 2014–2017 годы предполагалось выделение из бюджета денежных средств в размере 1,95 млрд рублей.

Примечания

  1. «Ростех» будет управлять системой ЭРА-ГЛОНАСС
  2. Владимир Миклушевский: Ситуация с установкой «ЭРА-ГЛОНАСС» на подержанные автомобили будет полностью урегулирована в ближайшее время
  3. Приморье восстало против ЭРА-ГЛОНАСС
  4. Полиция сможет отключать двигатель у преследуемого автомобиля
  5. «Мегафон» предоставит свои сети «ЭРА-ГЛОНАСС»
  6. О порядке взаимодействия с государственной информационной системой «ЭРА-ГЛОНАСС»
  7. Правительство установило правила работы «ЭРА-ГЛОНАСС»
  8. Госструктуры обязали использовать «Эру-ГЛОНАСС»
  9. Операторов обяжут бесплатно обслуживать «112» и «ЭРА ГЛОНАСС»
  10. "Техносерв" и "Энвижн" спроектируют инфраструктуру для "ЭРА-ГЛОНАСС"
  11. Система ЭРА ГЛОНАСС построена и испытана
  12. 12,0 12,1 12,2 Наступает ЭРА-ГЛОНАСС
  13. О предоставлении субсидии на развитие в 2016 году Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС»


ПРОЕКТЫ (21) ИНТЕГРАТОРЫ (7) РЕШЕНИЕ НА БАЗЕ (3)
СМ. ТАКЖЕ (84) ОТРАСЛИ (6) ГЕОГРАФИЯ

ЗаказчикИнтеграторГодПроект
- Волейбольный клуб Динамо – Ленинградская область
SpaceTeam (СпейсТим)2018.05Описание проекта
- Ford Sollers
Без привлечения консультанта или нет данных2016.09Описание проекта
- Итэлма
Билайн Бизнес2014.09Описание проекта
- Ростелеком
НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы2014.07Описание проекта
- Все эвакуаторы России
Содействие развитию и использованию навигационных технологий (НП ГЛОНАСС)2014.06Описание проекта
- Министерство внутренних дел РФ (МВД)
НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы2012.12Описание проекта
- Адмиралтейские верфи
ГЛОНАСС Северо-Запад2012.02Описание проекта
- Транспортная дирекция Олимпийских игр
НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы2011.10Описание проекта
- Администрация Новосибирской области
НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы2011.09Описание проекта
- Правительство Камчатского края
НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы2011.09Описание проекта
- Администрация Смоленской области
НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы2011.07Описание проекта
- Администрация Рязанской области
М2М телематика2011.05Описание проекта
- Администрация Томской области
НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы2011.04Описание проекта
- Правительство Чувашской Республики
НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы2011.02Описание проекта
- Администрация Псковской области
НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы2011.02Описание проекта
- Администрация Новгородской области
НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы2011.02Описание проекта
- Мосгортранс, ГУП
НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы---Описание проекта
- Администрация Тульской области
НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы---Описание проекта
- Правительство Московской области
НИС ГЛОНАСС - Навигационно-информационные системы---Описание проекта
- МЧС России - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
М2М телематика---Описание проекта
- Министерство транспорта РФ
Содействие развитию и использованию навигационных технологий (НП ГЛОНАСС)---Описание проекта



Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2015 год
2016 год
2017 год
Текущий год

Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения

За всю историю
2015 год
2016 год
2017 год
Текущий год

Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2015 год
2016 год
2017 год
Текущий год

  Omnicomm (8, 31)
  ITOB (АЙТОБ) (1, 5)
  Форт-Телеком (Fort Telecom) (2, 4)
  АвтоГРАФ (ТехноКом) (1, 3)
  Вокорд (Vocord) (1, 2)
  Другие (7, 10)

  Omnicomm (5, 29)
  СКАУТ (2, 2)
  Gurtam (Гуртам, Гуртсофт) (2, 2)
  ITOB (АЙТОБ) (1, 2)
  Адвантум (Advantum) (1, 1)
  Другие (5, 5)

Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения

За всю историю
2015 год
2016 год
2017 год
Текущий год