2019/03/18 22:46:44

Электронное правительство Эстонии

.

Содержание

2019: На выборах в Эстонии почти 50% голосов были поданы онлайн

На парламентских выборах в Эстонии, которые состоялись в начале марта 2019 года, был установлен рекорд частоты использования электронной системы голосования. Почти каждый второй гражданин проголосовал онлайн.

Эстонский изберком зарегистрировал 561 131 голос. Из них 247 232 голоса пришлось на электронную систему. Большинство таких избирателей проголосовали в Эстонии (231 741), а в других странах путешествовавшие, а также постоянно проживающие за границей эстонцы отдали 15 491 голос, используя интернет.

Для электронного голосования в интернете создан специальный ресурс — \"Выборы в Эстонии\". Он предоставляет информацию на трех языках (эстонском, русском, английском)
Для электронного голосования в интернете создан специальный ресурс — "Выборы в Эстонии". Он предоставляет информацию на трех языках (эстонском, русском, английском)

Больше всего электронных голосов среди иностранных государств было подано в Финляндии (4251), Швеции (1426), Великобритании (974), Германии (822) и Испании (696). 171 043 человека использовали для электронного голосования ID-карту, 3884 человека - Digi-ID, 72 305 человек - mobiil-ID.

Всего в электронном голосовании участвовали 134 694 женщины и 112 538 мужчин. На предыдущих выборах Рийгикогу в электронном голосовании принял участие 176 491 человек, на местных выборах в 2017 году в электронном голосовании участвовали на тот момент рекордные 186 034 человека.

Согласно данным Республиканской избирательной комиссии, явка на выборах в марте 2019 года составила 63,1%. На выборах в 101-местный парламент победу одержала Партия реформ, получив 28,9%. Доля среди электронных голосов составила 40%, а в тройку лидеров вошли Консервативная народная партия (EKRE; 13,5%) и партия «Отечество» (Isamaa; 12,5%).

Голосование в режиме онлайн является досрочным: оно длится с 10-го по 4-й день до выборов. Электронное голосование нельзя провести в день выборов. Для того, чтобы воспользоваться сервисом, избирателю нужен компьютер с интернетом и национальная ID-карта или мобильный идентификатор с действительными сертификатами и PIN-кодами.[1]

2014: Россия догоняет Эстонию

С каждым годом уменьшается разница в развитии электронных госуслуг между лидером постсоветского пространства Эстонией и Российской Федерацией. По состоянию на 2014 год в рейтинге развития электронных правительств ООН Эстония занимает 15 место, Россия 27.

Более 35% населения РФ пользуется электронными госуслугами, сообщил директор департамента развития "Электронного правительства" Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Владимир Авербах. На встрече с журналистами Владимир Авербах назвал регионы-лидеры по востребованности электронных госуслуг: Ямало-Ненецкий АО, Приморский край, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский АО и Республика Мордовия. Меньше всего пользуются электронными госуслугами в Дагестане – 1,8% жителей.

Структура запросов населения об электронных услугах существенно различается в разных странах. Например, в Приморье, где такими услугами пользуются более 66% жителей, 91% запросов, поданных в электронном виде, приходится на выдачу заграничных паспортов, а в недалекой Южной Корее лидируют калькулятор продолжительности жизни, экономический словарь и справочник про 100 гор страны.

На постсоветском пространстве безусловным лидером по развитию электронных госуслуг стала Эстония, где почти 20 лет на развитие электронных государственных сервисов выделяет 1% бюджета страны независимо от того, какое правительство находится у власти. По оценке вице-президента "Ростелекома" по инновационному развитию Алексея Нащекина, на 2012 год расходы Эстонии на электронное правительство составили $1153,8 на душу населения, впереди только Сингапур ($3125), цифра для России – $1,2. Сегодня в Эстонии более 90% населения старше15 лет для идентификации личности использует ID-карту, она полностью заменяет паспорт, с ее помощью можно совершать электронные платежи, получать все госуслуги и даже голосовать на выборах. В 2001 году на выборах в парламент страны 24,3% от всех проголосовавших избирателей использовали голосование через Интернет. В конце прошлого года в стране появилось даже «электронное гражданство», открывающее иностранным подданным доступ к услугам электронного правительства, «электронные граждане» могут регистрировать компании в стране и открывать счета в эстонских банках.

В последнем 2014 года рейтинге развития электронных правительств стран мира, составляемый под эгидой ООН, Эстония сейчас занимает 15 место с индексом развития 0,8180. У лидера рейтинга – Южной Кореи – индекс равен 0,9462. Россия в рейтинге занимает 27 позицию с цифрой 0,7296. Это надо считать очень хорошим результатом с учетом того, что в 2010 году нашему электронному правительству дали 59 место.

Столь значительный рост российского индекса связан с быстрым развитием в стране всех трех компонентов, на базе которых рассчитывает индекс: электронные сервисы, телекоммуникационная инфраструктура, человеческий капитал, в частности, умение и желание граждан пользоваться услугами электронного правительства.

Количество сервисов, которые у нас может получить гражданин через Интернет, растет буквально с каждым днем, как на уровне федеральных структур, так и на региональном уровне. Для развития экономики наиболее важными представляется комплекс услуг ФНС по взаимодействию предпринимателей с налоговыми органами. Запущенный в эксплуатацию в мае в подмосковной Дубне федеральный Центр обработки данных (ЦОД) ФНС позволяет создать "единый налоговый файл" налогоплательщика, где будут сведены все данные о нем. В такой файле возможно автоматически учитывать информацию о социальном и экономическом положении налогоплательщика, его регистрируемом имуществе, уплаченных и неуплаченных налогах и т.д. Впереди переход к полностью «бесконтактному» взаимодействую налогоплательщика и налоговой службы. В Эстонии, например, регистрация компании занимает 18 минут, а уплата налогов – 3 минуты. Более 95% налоговых деклараций в стране подается электронным путем.

Приближается к эстонскому уровню и информационное взаимодействие граждан и российского государства в сфере пенсионной информации. Уже сейчас на сайте ПФР можно направить обращение в Фонд, заказать необходимые документы, получить информацию о состоянии пенсионного счета, на пенсионном калькуляторе вычислить свою будущую пенсию и записаться на прием к специалисту. В начале июля в рамках АИС ПФР была запущена новая услуга – прием заявлений о назначении пенсии и способе ее доставки. Такой способ обращения за назначением пенсии делает необязательным личный визит гражданина в клиентскую службу Пенсионного фонда.

Одним из направлений развития электронного правительства станет реализация новой концепции Минкомсвязи «открытая платформа госуслуг». Концепция предусматривает предоставление электронных госуслуг на сайтах государственных органов и часто посещаемых сайтах частных компаний с помощью так называемых виджетов, всплывающих окнах со стандартным интерфейсом. Будет разработана библиотека виджетов, включающая, например, запись детей в детсады, запись на прием к врачу, проверка налоговых задолженностей и многих других популярных видов услуг.

Услуги электронного правительства активно внедряются во всех странах на территории бывшего СССР. В Казахстане, например, сейчас на выдаваемое каждому человеку удостоверение личности сразу записывается электронная цифровая подпись, которая позволяет идентифицировать человека с помощью картридера. Системность – большой плюс казахстанского подхода, в Национальную палату сейчас внесен законопроект, который будет регламентировать само понятие открытых данных, зафиксирует их перечень и форму представления, речь идет о сотнях баз данных. В республике поставили амбициозную задачу войти в ТОП-20 рейтинга электронных правительств ООН. В следующем году выйдет очередной рейтинг электронных правительств ООН. Конкуренция в этой сфере очень серьезная, так, США в 2005 году были на первом месте рейтинга, а сейчас занимают только седьмое.

2013

По сообщению ведущего консультанта правительства Эстонии по вопросам информационно-коммуникационных технологий (май 2013 года, по материалам CNews), использование свободного и открытого программного обеспечения принесло государству большую пользу в реализации программы по созданию современных сервисов электронного правительства.

ООН присвоила Эстонии титул "лучшей из лучших" в отношении разработки и внедрения систем электронного правительства в последнее десятилетие. Правительство Эстонии, в свою очередь, заявило, что этому во много способствовало активное использование и создание открытого программного обеспечения.

Все ключевые проекты, разработанные для эстонского госсектора, включая масштабные системы электронного здравоохранения, обеспечения общественного порядка, правительственного документооборота и взаимодействия с бизнесом, имеют открытый код, заявил Сийм Сиккут, ведущий ИТ-консультант при правительстве Эстонии.

Кроме вышеназванных продуктов, для граждан Эстонии функционирует система электронного правосудия, портал гражданских услуг, системы госзакупок и онлайн-платежей, а также несколько культурных порталов. «Исходный код этих ключевых, централизованно финансирующихся проектов был опубликован как открытое программное обеспечение», - сообщил Сиккут. Помимо создания сервисов услуг для граждан, правительство разрабатывает средства эффективного взаимодействия с крупным бизнесом - банками, телекоммуникационными и энергетическими компаниями.

Как утверждает Сийм Сиккут, существует три основных преимущества открытого ПО для Эстонии - это экономичность, инновационность и устойчивое развитие. «Наше программное обеспечение использует в себе лучшие технологические ноу-хау, - пояснил Сиккут. - А открытость кода позволяет с легкостью менять разработчиков в случае необходимости».

По словам Сиккута, Эстония планирует и дальше придерживаться такой свободной и открытой стратегии.

Напомним, что правительство Эстонии по умолчанию выпускает все программное обеспечение внутриведомственной разработки под официальной открытой лицензией Евросоюза - EUPL (European Public Licence).

Смотрите также