2023/12/14 12:06:45

На IVA Day 2023 обсудили возможности и перспективы создания российской экосистемы корпоративных коммуникаций

В середине октября в Москве была организована первая конференция «IVA DAY 2023: ИТ-суверенитет и цифровизация 2030», центральной темой которой стали возможности по созданию экосистемы корпоративных коммуникаций с использованием отечественных технологических решений.

Содержание

«
Мы готовы заменить Cisco, Zoom, Microsoft Teams, Avaya и других, — заявил в своем вступительном слове на конференции Станислав Иодковский, генеральный директор IVA Technologie. В конференции приняли участии более 500 представителей министерств РФ, топ-менеджеров системообразующих компаний в сфере транспорта, логистики, ТЭК, финансов и ключевых игроков рынка современных технологий — компаний-участников цифровой трансформации России.
»

Image:Iva-opening.jpg
Станислав Иодковский, генеральный директор, IVA Technologies

«
По данным аналитического центра IVA Technologies, за год объем рынка корпоративных коммуникаций в России увеличится с 25 до 33 млрд руб., на треть вырастет и российский рынок средств для видеоконференцсвязи (ВКС) — с 10 до 13 млрд руб., — отметил Станислав Иодковский. — С 2022 года доля российских средств для корпоративных видеоконференций (ВКС), распространяемых по модели on-premise, выросла с 34 до 60%, а зарубежных снизилась — с 66% до 40%. И так происходит практически по всем сегментам: корпоративное и системное ПО, вычислительная техника. Приходится совершать небывалый скачок — то, что делали иностранные компании десятилетиями, нам предстоит сделать за три года, и к 2025 году произвести максимальное импортозамещение. Думаю, к 2025 году доля иностранных решений будет составлять не более 10%, а еще два года на них приходилось около 90%.
»

Однако пока российская промышленность только начинает свой путь в производстве оборудования корпоративного уровня, поэтому приходиться использовать иностранные устройства — в основном китайские. Правда, работать с китайской продукций российским компаниям сложно — на нее, как правило, нет российской документации и технической поддержки. Поэтому российские дистрибуторы пошли по пути формирования российских торговых марок, под которыми продается выбранное и проверенное ими китайское оборудование. Для этого оборудования пишется вся необходимая документация и формируются каналы технической поддержки.

Цифровизация транспортных коммуникаций

На пленарной дискуссии конференции IVA DAY 2023, которая была озаглавлена «Технологический суверенитет в условиях санкций и ограничений», рассматривались проблемы перехода на отечественные решения в рамках целых отраслей. Своим опытом поделились Андрей Комаров, ГК «Ростех»; Андрей Бадалов, ПАО «Транснефть»; Дмитрий Баканов, Минтранс России; Евгений Чаркин, ОАО «РЖД»; Наталья Попова, компания «Иннопрактика»; Александр Павлов, РФРИТ; Илья Сивцев, ГК «Астра».

Image:Iva-discussion-1.jpg

В частности, было отмечено, что российские разработки уже позволяют применять в сфере транспорта и логистики уникальное отечественное решение в области мультимодальных перевозок, которая не имеет аналогов в мире. Так «РЖД» с 2022 года проводит модернизацию системы заказа билетов, в рамках которой производится внедрение АСУ «Экспресс.Новое поколение» (Экспресс.НП) для замены существующей на текущий момент «Экспресс-3». Внедренная система, построенная на отечественных решениях, позволяет продавать до 1,1 млрд электронных пассажирских билетов в год. Уникальной особенностью новой системы бронирования является возможность планирования мультимодальных перевозок, которые предполагают заказ не только билетов на поезд, но еще и дополнительных услуг по проживанию, питанию и туризму.

Аналогично происходит развитие системы ЭТРАН, которая обеспечивает электронное взаимодействие при коммерческих перевозках на железнодорожном транспорте. На текущий момент она уже интегрирована с ГИС ЭПД, которая на первом этапе внедряется для формирования электронных перевозочных документов на автомобильном транспорте. Создавалась ГИС ЭПД для цифровизации транспортных накладных и путевых листов. В октябре стартовал эксперимент по обмену данными между ГИС ЭПД и ЭТРАН в случае перегрузки с железнодорожного транспорта на автомобильный и обратно. Осенью 2023 года в стране начинается эксперимент по полностью цифровой мультимодальной перевозке в масштабах страны для обеспечения «бесшовности» грузовых перевозок автомобильным, железнодорожным и водным транспортом — в ноябре предполагается подключить к эксперименту Владивостокский порт. Заказ такой мультимодальной перевозки пользователь сможет выполнять через одно окно. Аналогов такой системы нет в мире. Причем уже на текущий момент до 90% клиентов взаимодействуют с «РЖД» полностью в цифровом виде.

Image:Iva-charkin.jpg
Евгений Чаркин, заместитель генерального директора, РЖД (второй слева)

Следует отметить, что для корпоративных коммуникаций сотрудников «РЖД» был разработан российский продукт IVA R, способный полностью заменить такие западные сервисы, как, например, Zoom. IVA R — это платформа, расширяющая возможности интеграции сервера видеоконференций IVA MCU с корпоративными информационными системами как российской, так и зарубежной разработки. Система была создана внутри холдинга во время пандемии, а сейчас это ПО способно предоставлять видеоконференцсвязь для одновременного использования 8 тыс. сотрудниками, а в ближайшем будущем — и до 22 тыс. Несмотря на то, что IVA R была разработана внутри холдинга «РЖД», систему уже начали эксплуатировать в госкорпорации «Росатом», правительстве Санкт-Петербурга и крупных организациях, где потребовался экстренный переход на отечественные системы ВКС. В целом, можно констатировать, что российские компании уже могут применять качественные и эффективные отечественные ИТ-сервисы, объединяющие телефонию, конференции и месседжинг, с элементами искусственного интеллекта и поддержкой стенографии.

Особенности импортозамещения

Выступающие на конференции отметили важность создания отраслевых индустриальных центров компетенций (ИЦК), которые позволяют консолидировать необходимый для конкретной отрасли стек технологических решений. Они позволяют участникам рынка договориться между собой и найти свое место в цепочках добавленной стоимости. Однако как отметил в пленарной дискуссии Евгений Чаркин, заместитель генерального директора ОАО «РЖД», уже назревает потребность в межотраслевом взаимодействии центров компетенции. По его словам, многие решения, которые создаются, например, внутри ИЦК «Транспорт и логистика», точно могут быть интересны коллегам из других ИЦК и наоборот. Поэтому следующий этап развития деятельности центров компетенции это кроссотраслевое взаимодействие.

Image:Iva-fesenko.jpg
Максим Фесенко, вице-президент, OCS Distribution

По словам Максима Фесенко, вице-президента OCS Distribution, сейчас для российских компаний самый удобный момент по реализации планов цифровизации.

«
Мы давно вышли из зоны комфорта и открыты для перемен, — считает он. — Как минимум 30% бизнес-процессов будут перестроены полностью, а еще 50% — будут изменены до неузнаваемости. Все процессы в компании сейчас перестраиваются.
»

Логично внедрять для их реализации уже отечественные продукты и разработки. При этом ядром цифровых изменений могут стать технологии искусственного интеллекта и корпоративных цифровых помощников, внедрение которых может привести к росту бизнеса в 2-3 раза. Максим Фесенко привел оценку, что к 2030 году вклад продуктов на основе искусственного интеллекта в мировой ВВП может составить 15,7 трлн долл.

Современные тенденции в корпоративных коммуникациях

Кроме пленарной дискуссии в рамках конференции состоялись шесть круглых столов, посвященных различным аспектам цифрового суверенитета и цифровизации отечественного бизнеса. Так секция «Миграция с западных решений: методология и реальные кейсы» была посвящена примерам успешных проектов, нюансам и подводным камням процесса миграции на отечественные решения и актуальному состоянию процесса миграции на предприятиях различных отраслей.

В рамках круглого стола «Инфобезопасность корпоративных коммуникаций» обсуждались современная ситуация с государственным регулированием корпоративной безопасности, зоны ответственности служб информационной безопасности и ИБ, а также тенденции и перспективы развития решений в области защиты информации и ИТ-систем.

Image:Iva-infobez.jpg

Круглый стол «Корпоративные ИТ: российская экосистема» был посвящен вопросам формирования этой самой экосистемы корпоративных коммуникаций как в рамках одной компании, так и для взаимодействия с партнерами и клиентами. Выступающие на круглом столе привели примеры проектов по интеграции различных компонент экосистемы между собой, сформулировали список проблем, которые при этом возникают, и отметили важность плотного и оперативного общения с разработчиками всех компонент при проведении подобных проектов.

Тема использования технологий искусственного интеллекта и тех самых корпоративных электронных помощников подробно разбиралась в рамках круглого стола «Эволюция коммуникаций: искусственный интеллект и другие инновации». Здесь было приведено несколько конкретных примеров использования искусственного интеллекта в бизнесе, новейших отечественных разработок с использованием ИИ и мер государственной поддержки для создания перспективных технологий в сфере искусственного интеллекта.

Не менее интересные выступления были и на круглом столе «ВКС для бизнеса: тренды, кейсы, инновации», который был посвящен различным аспектам использования телекоммуникационных технологий в современном бизнесе и цифровизации. Здесь уже обсуждалась трансформация рабочего места цифрового персонала к 2030 году, как оно будет интегрироваться в корпоративную коммуникационную среду и насколько сотрудники компаний к этому времени будут готовы к подобным трансформациям.

Не осталась без внимания и тема использования облачных технологий в корпоративных коммуникациях — ей был посвящен круглый стол «Облачные сервисы: рост доверия или снижение интереса?» Во время ухода иностранных облачных сервисов из России вера в полезность облачных решений сильно пошатнулась. Однако современные требования по цифровизации компаний все-таки требуют использовать современные технологии связи и обработки данных, которые проще всего не создавать самостоятельно, а арендовать, хотя бы на первом этапе. Круглый стол собрал слушателей, которые хотели узнать актуальные кейсы использования облачных сервисов в корпоративных коммуникациях, понять какие системы можно переносить в облако, а какие не стоит, а также задать выступающим вопросы по защите корпоративных данных, которые передаются в облачные сервисы.

В рамках конференции также была организована выставка, где посетители могли ознакомиться с решениями компания OCS Distribution, К2 Тех, ГК «Астра», «ХайТэк-Интеграция», «Брюллов», «Инфосистемы Джет», «Аквариус», Axoft, FD-телеком, Naumen, «Марвел-Дистрибуция», «БайтЭрг», RuSIEM. Также в конференции приняло участие Некоммерческое сообщество цифровых управленцев «я-ИТ-ы», которое помогает директорам по ИТ отечественных компаний отстаивать свои права и совместно решать насущные вопросы.