Интервью TAdviser с директором Департамента информационных технологий «Бритиш Американ Тобакко Россия» Дарьей Гришиной
Дарья Гришина, директор Департамента информационных технологий «Бритиш Американ Тобакко Россия», в интервью TAdviser рассказала об ИТ-стратегии компании, ключевых проектах и преимуществах аутсорсинга.
Расскажите об ИТ-стратегии «БАТ Россия». Каковы ее ключевые направления и как она соотносится с глобальной ИТ-стратегией?
Дарья Гришина: Наша компания – часть группы British American Tobacco, и естественно, что российская ИТ-стратегия – это продолжение глобальной. Главный фокус стратегии - оптимизация бизнес-процессов и повышение их эффективности. Технологии развиваются очень быстро и предлагают много новых решений, которые были невозможны еще несколько лет назад. Мы смотрим на новые технологии, на мобильность наших пользователей, на решения, помогающие интегрировать бизнес группы в единое целое, и внедряем решения, которые делают компанию более эффективной.
Как выстроено взаимодействие между бизнесом и ИТ? Кто ставит задачи ИТ-блоку?
Дарья Гришина: ИТ-подразделение компании – равноценный партнер бизнеса, наши задачи естественным образом вписаны в бизнес-задачи компании. Обмен информацией идет в двух направлениях. С одной стороны, мы реагируем на запросы бизнеса, находим оптимальные ИТ-решения для разных задач, и с другой – сами ищем возможности для оптимизации процессов и проактивно предлагаем технологии, которые могут улучшить работу. Взаимодействие происходит на всех уровнях – от рядовых бизнес-аналитиков до высшего руководства.
Взаимодействие бизнеса и ИТ каким-то образом формализовано?
Дарья Гришина: Взаимодействие ИТ и бизнеса имеет две составляющих: это живой постоянный контакт в процессе выполнения операционных задач и более структурированная, формализованная проектная работа, в рамках которой составляются планы, проводятся регулярные встречи, обсуждения.
Какие планы у ИТ-департамента на этот год? Какие проекты вас ждут?
Дарья Гришина: Мы продолжим интеграцию ИТ-систем «БАТ Россия» с глобальными системами British American Tobacco. Одна из главных составляющих этого процесса – это внедрение SAP как единой информационной платформы для поддержки операционной деятельности компании по всему миру. Это обеспечивает единообразие бизнес-процессов - с учетом региональной специфики и законодательства, естественно. На этот год запланировано завершение проекта по внедрению еще одного продукта SAP - Success Factor - как единой глобальной платформы для HR.
В прошлом, 2016-м году, основные планы работы департамента были связаны с модернизацией инструментов, направленных на повышение эффективности ежедневной работы сотрудников. Мы провели обновление операционной системы – перешли на Windows 10, причем сделали это одними из первых в России в табачной отрасли. Обновление версии Windows и внедрение Office 365 открыли для нас новые возможности для повышения мобильности пользователей. Наступил правильный момент для того, чтобы, во-первых, начать использовать новые инструменты организации совместной работы, а во-вторых, продвигаться в сторону облачных технологий. Как мы видим, они приносят бизнесу реальную выгоду.
Каков общий ИТ-бюджет «Бритиш Американ Тобакко Россия» в 2016 году в процентах от выручки? Как он изменился по сравнению с 2015 годом? Будет ли меняться в 2017 году?
Дарья Гришина: Поскольку мы публичная международная компания, данные по ИТ-бюджету российского подразделения, как и любого другого регионального, мы раскрывать не можем. Мы регулярно сравниваем свои показатели с аналитикой Gartner по компаниям FMCG-сектора, и констатируем, что укладываемся в среднеотраслевые показатели.
С точки зрения оптимизации бюджета, мы работаем над тем, чтобы при помощи новых технологий перенаправить инвестиции компании от общих сервисов на другие направления и проекты - те, которые повышают эффективность бизнеса. Например, в 2016 году мы отказались от владения собственными принтерами и обслуживания их своими силами в пользу получения печати как сервиса на аутсорсинге. Это принесло компании большую экономию ИТ-бюджета, а сэкономленные средства будут направлены на новые направления, приносящие компании коммерческую выгоду. 28 мая министр цифрового развития Максут Шадаев выступит на TAdviser SummIT
Что касается планов на 2017 год, то наша приоритетная задача – это предоставление того же уровня ИТ-сервиса наиболее оптимальным образом.
Что конкретно дал компании проект управления печати по схеме аутсорсинга?
Дарья Гришина: В первую очередь мы получили возможность гибкого масштабирования системы управления печатью. Теперь мы можем менять количество арендуемых принтеров в зависимости от наших текущих потребностей, причем - по доступной цене. Кроме того, сервис обеспечивает необходимый нам уровень безопасности с помощью аутентификации сотрудников – пользователи получают отправленные на печать документы только по пропуску.
Еще несколько лет назад рынок в России был не настолько развит – таких предложений или не было, или они были слишком дорогими.
Теперь мы рассматриваем возможность распространения опыта аутсорсинга и на другие сервисы. Подобный опыт уже был – например, в прошлом году в небольших городах России мы перешли от выделенных каналов связи на интернет-доступ, что обеспечило большую экономию средств без потери в качестве связи.
Кстати, а как вы оцениваете уровень зрелости российского рынка коммерческих дата-центров в этом контексте?
Дарья Гришина: Этот рынок стал намного более зрелым, чем несколько лет назад. Появились достойные предложения, с точки зрения оптимизации расходов на предоставляемые дата-центрами услуги.
Вы рассматриваете только российские площадки?
Дарья Гришина: Когда речь идет о приложениях, которые содержат персональные данные, то да, только российские. А в целом глобальная стратегия предусматривает переход на облачную платформу Microsoft Azure. Так что, «БАТ Россия» планирует одновременно использовать и российские, и зарубежные дата-центры.
Какие наиболее важные ИТ-проекты сейчас ведутся в вашей компании?
Дарья Гришина: Это уже упомянутые мной проекты по оптимизации дата-центров (Cloud Full Potential), модернизации сети, по дальнейшей интеграции бизнеса на базе SAP Success Factor, а также продвижение инструментов для повышения эффективности совместной работы - Windows 10, Office 365, конференцсвязь на базе Skype for Business. Кроме перечисленных проектов, мы также модернизируем процесс управления производством, в частности, расширяем систему контроля качества.
Расскажите чуть подробней о ходе миграции на Windows 10 и переходе на Office 365…
Дарья Гришина: В ходе проекта EPIC (Enhanced Productivity in Cloud) в 2016 году мы перевели около 3 000 пользователей на новую операционную систему и пакет офисных приложений. Причем для полевых сотрудников, а их у нас около 1 000, миграция на Windows 10 была реализована в течение одного дня. Принципиальное отличие этой миграции от предыдущих – концепция самообслуживания, самостоятельного обновления ОС пользователями. Мы впервые пробовали такой подход, и он полностью оправдал себя. Безусловно, мы предусмотрели ряд «подстраховочных» моментов - например, подготовили подробные инструкции и выделили в каждом отделе чемпионов изменений, которые перешли на новую систему первыми и могли помочь коллегам.
ИТ-специалисты совсем не привлекались?
Дарья Гришина: Небольшая команда ИТ-специалистов, состоявшая из сотрудников «БАТ Россия» и компании «Крок», все-таки была задействована – на случай возникновения проблем.
В какой стадии сейчас находится переход на облачные технологии?
Дарья Гришина: Облачные технологии – стратегический ориентир British American Tobacco. Первым был успешно реализован пилотный проект по переходу на Microsoft Azure в Южной Африке. Часть серверов размещаются в ЮАР для соответствия локальному законодательству.
Россия – второй локальный рынок, где всерьез ставится задача миграции с собственных серверов в облако. У нас большие ожидания от проекта с точки зрения оптимизации расходов, а также в плане масштабируемости и гибкости, что в перспективе упростит реализацию любых новых инициатив или проведения реорганизаций бизнеса. Сейчас мы находимся на предварительной стадии – обсуждаем с бизнес-подразделениями выбор коммерческого дата-центра. К счастью, уровень развития коммерческих ЦОД, телекоммуникационной инфраструктуры в России не хуже, чем в Западной Европе.
Насколько существенную экономическую выгоду вы рассчитываете получить, отказавшись от физических вычислительных ресурсов?
Дарья Гришина: Дать конкретную количественную оценку непросто. Давайте я проиллюстрирую возможную выгоду на примере уже реализованного проекта по переходу на Office 365 и Windows 10. Экономия на глобальном уровне составляет порядка 10 млн фунтов стерлингов ежегодно.
Весьма показательно. За счет чего?
Дарья Гришина: В первую очередь за счет стандартизации программного обеспечения и консолидации ИТ-обслуживания бизнес-пользователей.
Как вы относитесь к гибким методологиям разработки и внедрения ИТ-проектов, особенно модным в последнее время? Например, Agile и пр.
Дарья Гришина: Мы реализовывали несколько проектов по методологии Agile. В частности, мы использовали фабрику в Санкт-Петербурге как пилотную площадку для внедрения одной из систем автоматизации производства по методологии Agile. Мы пришли к выводу, что методологию необходимо приземлять на правильную почву. Иными словами, от итерационности релизов должна быть какая-то коммерческая выгода. Заметить ее на производстве не удалось в силу специфики и стабильности производственных процессов. Однако, например, в проекте с маркетинговой организацией, который делали коллеги из Австралии и Канады, запуск проекта в несколько стадий показал себя намного более эффективно. Поэтому к самой методологии мы относимся положительно, но для себя четко определяем эффективность применения в тех или иных проектах.
Насколько масштабно вы используете ИТ-аутсорсинг? В каких сферах?
Дарья Гришина: Структура ИТ-поддержки бизнеса и ИТ-сервисов сегодня кардинально другая, чем, например, 10 лет назад. На 95% эти сферы отданы на аутсорсинг. Например, внешняя служба ServiceDesk обеспечивает поддержку корпоративных ИТ-систем в московских офисах, на двух фабриках и в более чем 100 региональных отделениях по России. Собственные сотрудники «БАТ Россия» занимают преимущественно менеджерские или аналитические роли, они фокусируются на управлении поставщиками и качеством, а также на внедрении ИТ-инноваций для оптимизации сервисов.
Меняется ли подход к работе с ИТ-подрядчиками? Чего вы ожидаете от партнеров?
Дарья Гришина: Самое большое изменение, произошедшее за последние два года, – переход к аутсорсингу для реализации проектов. В 2016 году, например, порядка 30% проектных работ были выполнены через аутсорсинг. При реализации проекта по внедрению SAP лишь 30% команды внедрения составляли специалисты «БАТ Россия», остальные 70% - специалисты наших партнеров.
Я верю, что это правильное решение, поскольку это позволяет нам привлекать на конкретные проекты специалистов с уникальным опытом и компетенциями по узким специализациям, которые органичным образом развиваются внутри системных интеграторов и консалтинговых компаний.
От наших партнеров мы ожидаем более активного привнесения их компетенций и опыта работы с новыми технологиями при реализации наших проектов. Специалисты партнера должны уметь успешно вливаться в общую проектную команду и нести свою часть ответственности. На мой взгляд, главный показатель успешной работы подрядчика в проекте – это когда в ходе работы над проектом все работают как единая команда без разделения на сотрудников «БАТ Россия» или внешних специалистов. Например, в проекте EPIC специалисты «Крок» проявили себя именно так.
О том, как Дарья Гришина заработала первые деньги и получила первый управленческий опыт, какая музыка ей нравится и какие качества в людях раздражают, читайте в анкете ИТ-директора "БАТ Россия".
94