Норицугу Уэмура, Mitsubishi Electric: Цифровая платформа e-F@ctory адаптивна под задачи каждого конкретного предприятия
 
2018/07/25 10:54:10

Норицугу Уэмура, Mitsubishi Electric
Цифровая платформа e-F@ctory адаптивна под задачи каждого конкретного предприятия

Норицугу Уэмура, старший генеральный менеджер департамента правительственных и внешних связей Mitsubishi Electric Corporation, в интервью TAdviser рассказал о стратегии построения сверхинтеллектуального общества и особенностях цифровой платформы e-F@ctory.

Норицугу
Уэмура
Массивы больших данных сегодня объективно создают дополнительные ценности для бизнеса и общества

"Общество 5.0" и его особенности

Стратегия построения сверхинтеллектуального общества («Общество 5.0») была выработана японским правительством при участии крупного бизнеса. Не нуждается ли концепция в адаптации под Россию с учетом различий двух стран?

Норицугу Уэмура: Каждая страна может модифицировать концепцию «Общество 5.0» с учетом тех факторов, которые актуальны для своей страны, под свои актуальные вызовы. «Общество 5.0» – не технологическое решение. Это концепция, стратегия развития общества, основанная на решении актуальных проблем каждой страны при помощи инновационных цифровых технологий, путем создания дополнительных ценностей на базе интернета вещей (IoT), искусственного интеллекта (AI) и анализа больших данных. И конечно, «Общество 5.0» для Японии, и эта же концепция для России могут отличаться.

Для Японии характерен недостаток природных ресурсов, поэтому для моей страны актуально в первую очередь снижение энергозатрат и экономия ресурсов. Именно в этом направлении прилагаются большие усилия. В России другая проблема, связанная отчасти с избытком ресурсов, - зависимость экономики от экспорта нефти и газа. В связи с этим необходимо развивать производственный сектор. И, соответственно, все усилия должны быть направлены на повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Проблемы разные, но метод их решения один – цифровые технологии.

Почти год назад в России была принята программа «Цифровая экономика РФ», вышли известные майские указы Президента. Зачем российским специалистам, компаниям японская концепция «Общество 5.0»?

Норицугу Уэмура: Насколько я понимаю текущую ситуацию, сейчас Россия находится в поиске своего пути трансформации общества и экономики. В феврале прошлого года в Японию приезжала российская делегация представителей Министерства экономического развития, Минпромторга и частного бизнеса. В ходе визита делегация посетила наш завод в городе Нагоя для того, чтобы увидеть практическое применение цифровых технологий на производстве. И сейчас, когда Владимир Путин анонсировал переход на цифровую экономику, все правительственные структуры находятся на стадии изучения вопроса, как это возможно реализовать. В России это направление развития может называться «цифровой экономикой», в Японии – «Общество 5.0», в Германии – «Индустрия 4.0», в США – «Индустриальный интернет-консорциум», в другой стране – по-другому. Фактически это разные названия для одного и того же процесса – трансформация экономики посредством использования цифровых технологий.

То есть к «Обществу 5.0» правильно относиться как к ещё одной возможности поразмышлять над необходимостью цифровизации, понять возможные пути ее реализации и сделать правильные выводы?

Норицугу Уэмура: Да, это правильный подход. Общество в своем развитии прошло несколько ступеней, на каждой из которых были свои инструменты. Для «Общества 4.0» основным инструментом был интернет, а для «Общества 5.0» – цифровые технологии IoT, AI, большие данные и их анализ. «Общество 5.0» объединяет направления трансформации общества будущего. Массивы больших данных сегодня объективно создают дополнительные ценности для бизнеса и для общества. Их нужно собрать и обработать, чтобы забрать из них самое ценное для развития, добиться максимального результата для общества. Большие данные собираются при помощи IoT и анализируются искусственным интеллектом – вот основное направление развития. И здесь мы опять возвращаемся к тезису, который уже озвучили, - названия процесса могут быть разными, но суть одна – трансформация на основе цифровых технологий.

И завершающий вопрос по «Обществу 5.0» – существует ли эта концепция как официальный документ? Каков его объем? Сделан ли перевод этого документа на русский язык?

Норицугу Уэмура: Да, это официальный документ, в котором порядка 20 страниц. С ним можно ознакомиться на официальном ресурсе Министерства экономики, торговли и промышленности Японии. Выполнен перевод на английский, но на русский документ не переводился и не издавался. И это хорошая идея отправить соответствующий запрос в посольство Японии.

Возможности и сферы применения платформы e-F@ctory

Перейдем к практике. Год назад в интервью «Интерфаксу» вы говорили о порядка 20 – 30 компаниях в России, работающих c платформой e-F@ctory. Изменилась ли эта статистика?

Норицугу Уэмура: На данный момент мы сформировали топ-20 решений по внедрению e-F@ctory, над которыми мы работаем совместно с пятнадцатью компаниями. Сейчас у «Мицубиси Электрик» в России более 10 ключевых партнеров по e-F@ctory, которые уже непосредственно работают над внедрением «интеллектуальных» технологий. Разумеется, мы работаем над развитием таких партнеров и активно ищем новых. Мы участвуем в отраслевых выставках, где встречаемся с лидерами в своих отраслях, обсуждаем возможности развития индустрии и внедрения высококачественных решений на оборудовании Mitsubishi Electric.

Представители каких отраслей японской экономики больше используют e-f@ctory? Какие российские компании проявляют наибольший интерес к платформе?

Норицугу Уэмура: В Японии нашу платформу используют компании – производители автомобилей и авто компонентов, представители пищевой индустрии, легкой промышленности, разнообразных сборочных производств. Что касается России, то это химическая и нефтегазовая отрасли, есть решения для сферы ЖКХ. В частности, решение «Акватория» на базе платформы e-F@ctory позволяет реализовать «интеллектуальный» водоканал. Один из актуальных примеров - система управления зданием отеля, реализованная на базе нашей платформы для международной сети отелей. В результате внедрения системы удалось реализовать управление ресурсами в режиме реального времени, обеспечить обмен данными через облачный сервер SAP со штаб-квартирой в Европе.

Раз уж мы заговорили о сфере ЖКХ, то следует напомнить, что изношенность инфраструктуры там очень высокая, а денег на модернизацию выделяется мало. В связи с этим вопрос: e-F@ctory – дорогое решение?

Норицугу Уэмура: Платформа e-F@ctory – не пакетное решение. Оно реализуется под каждого конкретного клиента, в зависимости от размеров производства, задач, которые ставит перед собой промышленное предприятие или объект инфраструктуры. Это может быть один датчик и один компьютер, а может быть огромное производство, требующее модернизации на нескольких уровнях. Платформа e-F@ctory абсолютно адаптируемая. Масштаб и стоимость решения зависит от целей, которые ставит перед собой предприятие.

Вы говорили, что внедрение e-F@ctory на заводе «Мицубиси Электрик» в городе Нагоя повысило производительность на 30% и на столько же снизило энергозатраты. Можете рассказать, какие результаты дает внедрение платформы в российских условиях? На примере одного из российских проектов…

Норицугу Уэмура: В системе РЖД в свое время был реализован проект, в рамках которого был модернизирован участок ремонта колёсных пар. В результате на той же автоматизированной и модернизированной линии они стали ремонтировать на 3 тыс. вагонов в год больше. Из более свежих примеров - для горно-металлургического предприятия мы разработали и внедрили систему управления производством и транспортом. Она используется для анализа и предотвращения технических аварийных остановов и достижения плановых показателей. В результате было минимизировано время пуска и останова, достигнуто эффективное расходование материалов и энергии, а также увеличен срок службы оборудования.

В статистических исследованиях часто сообщается о высокой степени износа оборудования на многих российских предприятиях. Какой вам видится картина, исходя из вашего опыта и контактов с российскими предприятиями?

Норицугу Уэмура: Степень износа и устаревания производства на российских предприятиях действительно высока. Мое первое впечатление от посещения российского производственного предприятия в 2011-м году – шок. Однако уже тогда на производственных линиях активно применялись роботы, то есть степень роботизации была очень высокая, однако с конвейера сходила продукция устаревшего дизайна. Я не мог понять, зачем инвестировать в модернизацию производственной линии, если на ней производится такая отсталая продукция? Еще один случай был в Екатеринбурге, на заводе по производству полупроводниковых компонентов, которое тоже было абсолютно устаревшим. За период моего пребывания после, ситуация, безусловно, изменилась в лучшую сторону.

И чем в этих условиях может помочь российскому производителю платформа e-F@ctory? Может ли компания помочь в модернизации производства?

Норицугу Уэмура: Многое зависит от объема инвестиций и приоритетов руководства предприятия, но преимущество цифровых решений для производства и в частности – нашей платформы e-F@ctory – заключается в том, что, во-первых, их можно использовать на базе устаревшей производственной инфраструктуры, а во-вторых, можно делать модернизацию производственных линий частями или поэтапно. У нас был проект на «БелАЗе», когда в рамках бюджета наша компания переоснащала определенную производственную линию. Это помогло достичь требуемого эффекта, создать базу для дальнейшей модернизации предприятия. Сильная сторона платформы e-F@ctory заключается в том, что она абсолютно адаптивна под нужды каждого конкретного предприятия в зависимости от приоритетов, которые предприятие ставит перед собой – снижение энергозатрат, повышение производительности и так далее.

Можно ли составить типовой портрет российского предприятия, со стороны которого вы ожидаете интереса к своей платформе e-F@ctory и где внедрение будет успешным?

Норицугу Уэмура: Типовой портрет создать сложно, потому что решение на основе e-F@ctory для каждого конкретного предприятия будет разным. Если говорить об идеальном воплощении, то это внедрение на нашем заводе в Нагоя. Завод полностью автоматизирован на основе нашей платформы, аналитика всех производственных процессов выводится на один большой экран в режиме реального времени.

И кто сидит перед этим большим экраном?

Норицугу Уэмура: На самом деле таких экранов для визуализации информации много. Во-первых, экран имеется на каждой производственной линии - в целях контроля. Следит за ним человек, знающий всю специфику данного участка производства. И есть один большой экран, куда выводится общая информация по заводу для принятия управленческих решений – за ней следят руководители предприятия.

С решениями каких западных или российских вендоров конкурирует решение «Мицубиси Электрик» на российском рынке?

Норицугу Уэмура: В сфере цифровизации производственных процессов на российских предприятиях очень сильная позиция у немецкой компании Siemens.

Локализовано ли решение?

Норицугу Уэмура: Наша платформа e-F@ctory является основой для разработки конкретных решений совместно с партнёрами для каждого конкретного клиента. Локализация фактически делается нашими российскими региональными партнерами – системными интеграторами, дистрибьюторами. Поэтому – да, локализовано.

В чем преимущество e-F@ctory перед решениями конкурентов?

Норицугу Уэмура: В первую очередь – в возможностях кастомизации под потребности каждого конкретного предприятия. Нет такой ситуации, когда клиенту предлагается несколько жестких вариантов конфигурации, в рамках которых он может что-то слегка подкорректировать. Кроме того, в основе решения лежит технология «периферийных» или, по-другому, «распределенных вычислений» Edge Computing.

В сравнении с вариантом облачных вычислений, Edge Computing – это, фактически, технология сдерживания роста объема данных и связанных с этим процессом затрат.

Технология Edge Computing позволяет собирать и анализировать основную информацию на нижнем уровне, передавая на верхний, в облако, только те данные, которые необходимы для принятия управленческих решений. Данная технология признана очень эффективной многими игроками рынка. В самой Японии для обеспечения взаимосвязи различных платформ, не только ИТ, но производственных, на предприятии был создан Консорциум Edgecross. Это новая модель взаимодействия компаний с целью обеспечения интеграции ИТ и производственных систем.

На одном предприятии может работать и e-F@ctory, и открытая платформа FANUC, и любая другая платформа. Работа над интеграцией, возможностью сшивать различные данные от различных цифровых платформ в Японии ведется уже на правительственном уровне.

В завершение нашей беседы, вернемся к российскому направлению бизнеса - сколько у компании российских партнеров по направлению промышленной автоматизации? Какие планы по развитию партнерской сети?

Норицугу Уэмура: У нас сейчас более 10 крупных компаний-партнёров, с которыми мы реализовали проекты по внедрению автоматизации на производстве. Безусловно, некоторые проекты находятся на стадии обсуждения и переговоров, и я уверен, количество реализованных проектов возрастёт. Данная ниша рынка в настоящее время получает дополнительные импульсы развития, через программы цифровизации и популяризацию проектов новой эпохи умных заводов. Мы видим огромный потенциал роста этого рынка в России, в ближайшие 2-3 года проекты Smart фабрик (цехов) будут удваиваться или утраиваться, поэтому мы будем, как минимум, удваивать количество наших партнеров, подбирая их среди наиболее заинтересованных и инновационных компаний, готовых вместе с «Мицубиси Электрик» смотреть в новое цифровое будущее.