2017/11/03 10:49:55

Елена Иванова, ЭОС: Интеграция СЭД в госсекторе с соцсетями, мессенджерами, федеральными сервисами – требование времени

Елена Иванова, директор по маркетингу компании «Электронные офисные системы» (ЭОС), в интервью TAdviser рассказала о разработках и проектах для госсектора, интересе заказчиков к мобильности и факторах, сдерживающих переход чиновников на электронный документооборот.

Елена Иванова

Мы работаем над улучшением потребительских свойств наших продуктов

Расскажите о наиболее крупных и интересных проектах в госсекторе, которые выполняла ваша компания в 2016-2017 годах.

Елена Иванова: В 2016-2017 годах с помощью наших решений было реализовано множество интересных проектов в разных регионах страны.

Одним из знаковых проектов 2017 года стала автоматизация МФЦ Рязанской области. В рамках проекта стояла непростая задача по безболезненному переходу с используемого на тот момент решения на технологии ЭОС. Сразу ставилась задача не просто автоматизировать деятельность МФЦ, но и обеспечить электронное взаимодействие с ведомствами, предоставляющими услуги. Это было реализовано за счет интеграции с СЭД «Дело», уже используемой всеми региональными органами власти и многими органами местного самоуправления региона, и интеграции решения на базе . Интересен факт, что к электронному взаимодействию на базе СЭД «Дело» подключились ряд федеральных ведомств, в частности, Пенсионный фонд Рязанской области.

Кроме того, в рамках проекта нашей командой было внесено в АИС МФЦ Дело более 160 услуг, настроены современные технологии по информированию заявителей по SMS, электронной почте или посредством уведомлений в единый личный кабинет на ЕПГУ о статусе дел в МФЦ. Была проведена интеграция решения с инфраструктурой электронного правительства, в частности, СМЭВ 2 и СМЭВ 3, ФРГУ (Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг), ИАС МКГУ (Ваш контроль), ГИС ГМП, ЕСИА.Как зародилась масштабная коррупционная схема при внедрении ИТ в ПФР при участии «Техносерва» и «Редсис». Подробности 38.7 т

Продолжает развиваться проект МФЦ в Калининградской области. Буквально в сентябре 2017 года в регионе был запущен первый МФЦ для бизнеса. На базе нашего решения специалисты могут в режиме онлайн предоставлять услуги корпорации МСП, проверять в ФНС, состоит ли заявитель в реестре МСП, оказывать услуги по бизнес-ситуациям. У заявителя появилась возможность оценить качество его обслуживания на планшетном устройстве, и одним из первых, кто провел такую оценку был министр экономического развития РФ, посетивший МФЦ для бизнеса 15 сентября 2017 года.

В администрации города Владивостока на базе СЭД «Дело» обеспечена возможность межведомственного взаимодействия через СМЭВ с сервисами Росреестра. Специалисты администрации могут теперь работая в едином интерфейсе СЭД запрашивать данные в Росреестре и предоставлять сведения по запросам Росреестра через СМЭВ. При этом стандартными средствами СЭД «Дело» обеспечивается контроль выполнения сроков предоставления сведений и сбор единой статистики по межведомственному взаимодействию. В планах стоит перевод межведомственного взаимодействия в среду СМЭВ 3.

В Минсельхозпроде Республики Мордовия была внедрена АИС «Охотничий билет», которая позволила автоматизировать работу министерства в рамках предоставления услуги по приему заявлений на выдачу и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца, а также автоматизировать ведение реестров охотничьих ресурсов. В рамках проекта была выполнена интеграция с внешними информационными системами: СМЭВ, ЕПГУ, системой ФГИС ДО, ЕСИА, сервисами МВД.

Помимо озвученных выше, крупные проекты для госструктур были реализованы в Калининградской, Липецкой и Новгородской областях, Кабардино-Балкарской Республике, Республиках Дагестан и Бурятия. На муниципальном уровне стоит отметить проекты в Администрации города Новосибирск и в мэрии Тольятти.

В каком направлении идет развитие ваших систем для государственных структур? Какие важные нововведения появились за последний год?

Елена Иванова: В соответствии с Указом Президента России, с 1 июля 2017 года государственные органы и организации обязаны ежемесячно представлять в электронной форме информацию о результатах рассмотрения обращений, поступивших в их адрес от граждан и организаций, и принятых по ним мерах. Для подготовки такой аналитики на основе данных, содержащихся в системах электронного документооборота, с последующей отправкой в федеральную информационную систему компания ЭОС разработала специальное программное обеспечение. Это модуль взаимодействия с разделом «Результаты рассмотрения обращений» (РРО) портала ССТУ (Сетевой справочный телефонный узел, ССТУ.РФ).

Модуль позволяет вести автоматизированный сбор необходимых для публикации на ССТУ данных по обращениям, работать в разрезе поставленных в них вопросов, отслеживать изменения результатов рассмотрения обращений, передавать на портал данные о ходе и результатах рассмотрения обращений, а также о принятых мерах.

Также нашей компанией создан модуль «Автоматизация обращения граждан», обеспечивающий обработку запросов и формирование ответов гражданам с помощью системы электронного документооборота. В СЭД предусмотрена возможность автоматической регистрации поступающих обращений по разным каналам — ЕПГУ/РПГУ, УРОГ (Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций), сайты организации, e-mail и др. Модуль полностью автоматизирует работу с обращениями и позволяет уйти от рутинных операций, одной из возможностей модуля является обработка коллективных обращений граждан.

Данное решение позволяет в автоматическом режиме обрабатывать все поступающие обращения, анализируя текст обращения, и, в случае совпадения тематики обращений, в системе формирует единую групповую регистрационную карточку (РК), содержащую информацию обо всех заявителях. В РК содержатся все данные по каждому из обратившихся (электронный адрес, ФИО, источник, из которого поступило обращение) для дальнейшего взаимодействия с гражданином. В дальнейшем после подготовки ответа по обращению система автоматически, на основании имеющихся данных позволяет информировать каждого гражданина о ходе рассмотрения, принятых мерах и окончательном решении по обращению. Такая возможность значительно экономит время на обработку и подготовку ответов по обращениям.

Еще одна разработка ЭОС — АИС «Охотничий билет». Она позволяет организовать выдачу охотничьих билетов и разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также автоматизировать формирование необходимой отчетности.

АИС «Охотничий билет» поддерживает весь жизненный цикл предоставления услуги, включая обработку заявления, проведение проверок, принятие решения, выдачу результата, информирование о статусах обработки заявления.

Система полностью соответствует «Единым функционально-техническим требованиям к региональному информационному ресурсу, обеспечивающему прием заявлений на выдачу и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца, учет выданных охотничьих билетов в субъектах Российской Федерации».

Для автоматизации деятельности многофункциональных центров компанией ЭОС разработана АИС МФЦ Дело. Система полностью автоматизирует деятельность МФЦ, соответствует всем нормативным требованиям, предъявляемым к программным продуктам данного класса, и включена в Реестр отечественного программного обеспечения. Данный продукт постоянно развивается и является одним из лидеров в своем сегменте.

Какой дополнительный функционал СЭД наиболее востребован в госсекторе?

Елена Иванова: Среди госструктур востребована интеграция с системой межведомственного электронного документооборота (МЭДО), взаимодействие с порталом ССТУ, визуализация электронной подписи (ЭП), автоматизация обращения граждан, а также мобильные приложения.

Помимо этого, заказчиками нужна автоматизация архивов, интеграция СЭД с социальными сетями, чат-ботами, мессенджерами и видеоконференцсвязью. Интерес вызывают и разнообразные формы аналитики, и удобная визуализация отчетов. Ниспадающим трендом является все более ужесточающиеся требования к совершенствованию пользовательских интерфейсов продуктов. И в данной части мы вынуждены признать, что уже три года не останавливаемся над переработкой интерфейсов наших продуктов. На сегодня это уже нормальная, постоянная работа. То есть нельзя, как 10 лет назад, сделать версию с новым дизайном и жить с ней 5 лет. Сейчас все меняется очень быстро, и мы стремимся соответствовать духу времени. Так, мы работаем над изменением «Дело-Веб», наших мобильных решений. До конца года должен выйти новый дизайн АИС МФЦ. Все это направлено на улучшение потребительских свойств наших продуктов.

Насколько интересны чиновникам мобильные приложения СЭД? Как решаются проблемы, связанные с безопасностью работы с СЭД на мобильных устройствах.

Елена Иванова: Безусловно интересны и уже не первый год. Все больше клиентов приходят к пониманию, что необходимо становится мобильнее и не зависеть от конкретного рабочего места. Ведь немало вопросов требуют незамедлительного участия, что, в свою очередь, характеризует эффективность самого сотрудника.

Не всегда требуется серьезная организация безопасности. В некоторых случаях может быть достаточно и https. Однако если пользователь работает с секретной/конфиденциальной/дорогой информацией, то есть множество способов обеспечить ее защиту и достоверность, например, ЭП и различные классы MDM-систем.

На ваш взгляд, что мешает чиновникам отказаться от бумажного документооборота? Как факторы сдерживают этот процесс?

Елена Иванова: Прежде всего, это отсутствие развитой инфраструктуры, отсутствие понимания преимуществ современных СЭД перед классическим бумажным документооборотом и нежелание учиться чему-то новому. Кроме того, некоторые чиновники не хотят переходить на новые методы работы, поскольку боятся остаться ненужными. Они считают так: «Сейчас я знаю где, что лежит и как правильно нужно делать. С внедрением СЭД вся информация автоматизируется, процессы становятся более прозрачными». Еще один немаловажный фактор — отставание нормативной базы.

Также одной из основных причин является нерешенная проблема на уровне законодательства по хранению электронных подлинников. В большинстве своем мы уже видим переход к использованию электронных документов с небольшим сроком хранения (например, внутренние, служебные записки и т.п.), а вот полноценно перейти мешает именно нормативка. Ну а кроме того, в ряде ведомств не решены инфраструктурные проблемы, имеют место быть и психологические факторы, которых с каждым годом, к счастью, становится меньше.

178