2025/11/17 17:06:31

Беспилотные грузовики в России


Содержание

Основные статьи:

Модели

2025

Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин разрешил беспилотным грузовикам ездить по общим дорогам до 2028 года

В ноябре 2025 года правительство России приняло постановление №1790, продлевающее и расширяющее эксперимент по использованию беспилотных грузовиков на дорогах общего пользования. Экспериментальный правовой режим, действующий с 2023 года, продлен до 2028 года и распространен на три новых региона: Республику Башкортостан, Пермский край и Свердловскую область.

Как сообщает издание «Коммерсантъ» со ссылкой на правительственные документы, ключевым изменением стала возможность эксплуатации грузовых автомобилей высокой автономности без присутствия человека в салоне. Полностью беспилотные машины должны появиться на дорогах в 2026 году. Для них установлен плановый суммарный пробег в 100 тыс. км за два года.

Михаил Мишустин

Постановление вводит разделение транспортных средств на две категории. К первой отнесены грузовики, в которых водитель может находиться на пассажирском сидении, а не на водительском. Ко второй — автомобили, полностью управляемые автоматикой без человека в салоне. Самоуправляемые машины теперь должны выполнять «маневр минимального риска», то есть уметь останавливаться в случае серьезных сбоев в программном обеспечении, принимая во внимание дорожную ситуацию и движение других транспортных средств. Фабрика данных: от промышленного хранилища данных до AI-прогнозов 18.9 т

Министр транспорта Андрей Никитин отметил, что развитие беспилотных грузоперевозок позволяет экономить топливо, ускорять логистику и повышать безопасность на дорогах за счет исключения человеческого фактора. Директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова подчеркнула, что двухлетние испытания подтвердили стабильность технологии и позволили протестировать ее экономическую модель.

Как отмечает «Коммерсантъ», следующим этапом станет разработка федерального закона, который установит правила для всех типов беспилотных транспортных средств. Министерство транспорта планирует внести соответствующий проект в правительство в первом квартале 2026 года.[1]

Правительство РФ утвердило план по выводу на дороги общего пользования полностью беспилотных грузовиков в 2026 году

14 октября 2025 года Минтранс РФ сообщил об утверждении плана по выводу беспилотного транспорта на российские дороги общего пользования. Речь идет о грузовиках с пятым уровнем автоматизации, которые смогут функционировать полностью самостоятельно — без какого-либо участия со стороны человека.

Документом предусмотрены создание нормативной базы для использования беспилотных автомобилей на обычных дорогах и подготовка концепции развития рынка грузоперевозок с применением беспилотников до 2035 года. План предполагает расширение зон, где разрешено движение самоуправляемых грузовиков, а также открытие новых трасс. До конца 2026 года заработает система цифровых двойников дорог для управления движением таких машин, включая трассу М-12 «Восток».

Правительство России одобрило программу запуска полностью автономных грузовых автомобилей на общественные трассы к 2026 году

По состоянию на октябрь 2025 года по дорогам в РФ ездят 90 грузовиков с третьим уровнем автоматизации. Планом предусмотрена разработка грузовиков с автопилотом пятого уровня, испытания которых начнутся в 2026 году.

Министр транспорта России Андрей Никитин отмечает, что утвержденный план позволит определить особенности и ограничения эксплуатации беспилотных автомобилей, обязанности и ответственность изготовителей, владельцев и водителей. Кроме того, рассматривается возможность распространения правового регулирования на рельсовый транспорт. Минтранс подготовит и внесет в правительство закон о беспилотном транспорте в первом квартале 2026 года.

За два с половиной года реализации федерального проекта «Беспилотные логистические коридоры» пробег беспилотных грузовиков превысил 8,5 млн км. Ранее Правительство РФ сообщило о том, что статистика о фактическом пробеге таких машин, которые курсируют по М-11 и ЦКАД, станет публичной. Эти данные будут предоставлять Минтранс и АО «ГЛОНАСС».[2]

Navio готовит к выводу на рынок сервис беспилотных грузовиков по подписке

Как выяснил TAdviser, «Автотех» (работает под брендом Navio) планирует вывести на рынок услугу «Подписка на автономный грузовик». Это один из прорабатываемых вариантов монетизации технологий беспилотного управления, которые разрабатывает компания для автомобилей. На мероприятии для прессы 14 октября директор по маркетингу и работе с госорганами Navio Иван Соломин уточнил TAdviser, что вывода такой услуги на рынок можно ожидать в ближайшие полгода. Подробнее здесь.

«Детский мир» начал использовать грузовики без водителей для перевозки игрушек

Крупнейший ритейлер детских товаров запустил беспилотную логистику на своем складе. Компания заключила партнерство с разработчиком автономного транспорта «ЭвоКарго». Продукция будет перевозиться грузовиками, которые передвигаются без участия водителей. Об этом 6 октября 2025 года сообщила пресс-служба «ЭвоКарго». Подробнее здесь.

В России запустили платформу для управления парков беспилотных грузовиков

Российская компания Navio представила комплексное решение Navio Freight для интеграции автономных транспортных средств в существующие логистические процессы, включающее цифровую платформу управления беспилотным флотом, «умные» полуприцепы с сенсорами и партнерскую сеть технического обслуживания. Система позволяет автоматизировать полный цикл грузоперевозок без участия водителя в рейсе, что в 2,5 раза ускоряет доставку по сравнению с традиционной логистикой. Об этом сообщила пресс-служба Navio 22 сентября 2025 года. Подробнее здесь

Беспилотные грузовики запустили на птицефабрике "Элинар-Бройлер"

На территории «Элинар-Бройлер» будет работать флот автономных электрогрузовиков без водителя. Транспорт на основе ИИ вводится в работу в рамках сервиса автономной логистики, предоставляемого разработчиком «ЭвоКарго», который сообщил об этом 24 июля 2025 года. Подробнее здесь.

Fplus начал использовать беспилотные грузовики для транспортировки компьютерной техники

Логистический оператор «Fplus Логистика» запустил ежедневные круглосуточные перевозки компьютерной техники и портативной электроники с помощью флота автономных электрогрузовиков Evocargo N1 на территории логистического комплекса ПНК «Валищево» в Московской области. Компания масштабирует использование беспилотного транспорта после трех лет успешного тестирования технологии. Об этом сообщили в компании 7 июля 2025 года. Подробнее здесь

Цифровой двойник поможет беспилотным грузовикам безопасно ехать по ЦКАД

9 апреля 2025 года состоялась церемония запуска движения беспилотных грузовиков по платной скоростной магистрали вокруг МосквыЦентральной кольцевой автодороге (ЦКАД). Разработанный концерном «Телематика» цифровой двойник ЦКАД обеспечит дополнительную безопасность движения высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) и эффективную помощь для управления транспортными потоками. Подробнее здесь.

«Магнит» наращивает объемы грузоперевозок автономным транспортом

«Магнит» наращивает объемы грузоперевозок автономным транспортом. С апреля 2025 года количество рейсов по трассе М-11 «Нева» на автономных грузовиках увеличилось в два раза, до 28 в неделю. Подробнее здесь.

На ЦКАД запустили движение грузовиков без водителей

На Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД) 9 апреля 2025 года официально запустили беспилотное грузовое движение. В торжественной церемонии запуска приняли участие представители министерства транспорта, госкомпании «Автодор» и ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».

Как сообщила пресс-служба Минтранса России, запуск беспилотных грузоперевозок по ЦКАД является значимым этапом в повышении эффективности логистики в стране. Первый заместитель Министра транспорта Валентин Иванов подчеркнул, что данная технология уже успешно реализована на трассе М-11, где применение беспилотных грузовиков позволило сократить время доставки между Москвой и Санкт-Петербургом.

ЦКАД стал первой трассой в России с беспилотными грузовиками

Беспилотные грузовые перевозки осуществляются в рамках экспериментального правового режима (ЭПР), который был запущен в 2022 году для федерального проекта «Беспилотные логистические коридоры». В 2024 году действие этого режима было расширено на ЦКАД и трассу М-12 «Восток».

Внедрение автономных технологий на ЦКАД призвано не только повысить скорость доставки грузов, но и значительно снизить риск возникновения аварийных ситуаций. Беспилотные грузовики способны двигаться со средней скоростью на 11% выше, чем обычные транспортные средства с водителями, достигая 90 км/ч. Для маршрутов протяженностью более 1000 км ожидается снижение расходов на топливо и комплектующие на 10-14%, а средний износ запчастей уменьшится на 5%.

Председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко отметил, что автоматизированные системы управления дорожным движением стали неотъемлемой частью инфраструктуры скоростных магистралей Госкомпании. На ЦКАД функционирует свыше 250 видеокамер, большинство из которых оснащены автоматическими блоками выявления инцидентов. Также на трассе установлено более 300 детекторов транспорта и около 250 электронных знаков и табло.[3]

«ЭРА-ГЛОНАСС» начала онлайн-мониторинг движения беспилотных грузовиков на трассе М-11 «Нева»

«ЭРА-ГЛОНАСС» начала онлайн-мониторинг движения беспилотных грузовиков на трассе М-11 «Нева». Об этом ГЛОНАСС АО сообщил 9 апреля 2025 года. Подробнее здесь.

2024

«Цифра» завершила проект внедрения роботизированных автосамосвалов в Хакасии

«Цифра» завершила проект внедрения роботизированных автосамосвалов в Хакасии. Об этом компания сообщила 31 января 2025 года. Подробнее здесь.

«Окское» доверило транспортировку яиц роботам-грузовикам

АО «Окское» доверило транспортировку яиц роботам-грузовикам. Как результат, теперь пять автономных грузовиков ежедневно перевозят паллеты с яйцами на территории предприятия, работая без участия водителя. Об этом 24 декабря 2024 года сообщили представители «ЭвоКарго». Такая транспортировка хрупкого груза стала возможна благодаря сотрудничеству компании «ЭвоКарго» и АО «Окское». Подробнее здесь.

Navio представил магистральный тягач L5

Компания Navio 11 декабря 2024 года представила прототип автономного магистрального тягача L5, который не предусматривает рабочее место водителя. Подробнее здесь.

«Северсталь» начала использовать грузовики без водителей

10 декабря 2024 года стало известно о том, что группа предприятий «Северсталь-метиз» запустила тестовую эксплуатацию автономных грузовиков на заводе в Череповце. На территории предприятия автоматизировано четыре внутренних маршрута общей протяженностью 8 км. Подробнее здесь

Российский производитель строительных материалов Rockwool начал использовать грузовики без водителей

Компания «Роквул-Волга», ведущий производитель инновационных решений из каменной ваты, приступила к эксплуатации беспилотных грузовых электромобилей на территории особой экономической зоны «Алабуга». Шесть автономных электрокаров Evocargo N1 начали регулярную работу в октябре 2024 года по трем специально разработанным маршрутам, осуществляя бесперебойную транспортировку паллет с минеральной ватой. здесь

«КамАЗ» опубликовал дорожную карту развития беспилотных грузовиков

В середине октября 2024 года «КамАЗ» обнародовал планы по созданию беспилотных транспортных средств. Предприятие работает над машинами с различным уровнем автономности — от автомобилей, способных самостоятельно подруливать при движении, до полностью самоуправляемых грузовиков, которым не требуется водитель в кабине. Подробнее здесь.

«Яндекс» запустил доставку товаров с помощью беспилотных грузовиков

17 октября 2024 года стало известно о том, что компания Яндекс начала тестирование беспилотных грузоперевозок по трассе М-4 «Дон». Первоначально автономные грузовики будут доставлять заказы «Яндекс. Маркета» из Москвы в Тулу в дневное время, а до конца 2024 года планируется запустить и ночные рейсы в обоих направлениях. Подробнее здесь

У платной дороги Москва-Петербург появился цифровой двойник, чтобы беспилотных авто было больше

Платная трасса М-11 «Нева» между Москвой и Санкт-Петербургом, по которой в сентябре 2024 года поехали беспилотные грузовики без людей в кабине, получила цифрового двойника, что позволит значительно увеличить количество беспилотных транспортных средств на этом маршруте. Созданный концерном «Телематика» цифровой двойник обеспечит управление движением беспилотных автомобилей и их безопасную эксплуатацию на всей протяженности автомагистрали. Подробнее здесь.

«Яндекс» представил беспилотный грузовик

В начале сентября 2024 года «Яндекс» представил беспилотный грузовик на базе китайского Shacman Х6000. Особенностью машины является резервирование ключевых систем, благодаря чему обеспечивается высокий уровень безопасности. Подробнее здесь.

Правительство РФ разрешило беспилотные грузоперевозки на ЦКАД и трассе Москва-Казань

Председатель правительства России Михаил Мишустин подписал постановление, разрешающее проведение беспилотных грузоперевозок на Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД) и трассе М-12 «Москва-Казань». Об этом стало известно 9 августа 2024 года.

Как передает РИА Новости, ранее подобный режим действовал только на трассе М-11 «Нева», соединяющей Москву и Санкт-Петербург. Новое постановление, опубликованное на официальном интернет-портале правовой информации, позволяет беспилотным грузовикам осуществлять коммерческие перевозки по двум дополнительным маршрутам.

Премьер-министр Михаил Мишустин (справа) в мае 2023 г. осмотрел производственные площадки компании «Эвокарго», разрабатывающей беспилотные грузовики

Согласно действующему законодательству, несмотря на автономный режим работы транспортных средств, в кабине автомобиля должен присутствовать водитель для контроля ситуации. Министерство транспорта России прогнозирует, что до конца 2024 года по трассе М-11 будут курсировать около 43 беспилотных грузовиков.

Заместитель министра транспорта России Дмитрий Баканов отметил, что к 2026 году планируется увеличить количество беспилотных фур до 93 единиц. С момента начала эксперимента летом 2023 года автономные грузовики уже перевезли более 220 тыс. кубометров грузов, а их общий пробег достиг 2 млн километров.

К августу 2024 года в эксперименте участвуют 14 беспилотных грузовиков: 6 производства компании «КамАЗ» и 8 – «Сберавто». Расширение зоны тестирования автономных транспортных средств открывает новые перспективы для развития логистической отрасли России.

Помимо грузовых перевозок, активно развивается и сфера беспилотного пассажирского транспорта. Компания «Яндекс», являющаяся одним из лидеров в разработке автономных транспортных средств в России, также планирует расширить зону тестирования своих беспилотных автомобилей.

Директор бизнес-группы поиска и рекламных технологий «Яндекса» Дмитрий Масюк в мае 2024 года сообщил, что беспилотники компании появятся на трассах М-11 «Нева» и М-12 «Восток».

К концу июля 2024 года автопарк беспилотников «Яндекса» насчитывает более 130 машин, включая переоборудованные гибридные Toyota Prius и седаны Hyundai Sonata. Компания уже проводит тестирование беспилотных такси в Иннополисе (Татарстан), на федеральной территории «Сириус» возле Сочи и в московском районе Ясенево.[4]

ГАЗ представил беспилотный электромобиль Neos для перевозки грузов. Видео

В конце июля 2024 года стало известно о том, что инженерный центр Горьковского автозавода (ГАЗ) и Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева разработали автономную транспортную платформу Neos. Этот специализированный электромобиль предназначен для перевозки грузов. Подробнее здесь

Российская компания представила беспилотный грузовик, способный перевозить 2 тонны на 200 км

В конце марта 2024 года российская компания «ЭвоКарго» представила высокоавтоматизированный электрический грузовик Evocargo N1. Он имеет грузоподъемность 2 тонны и запас хода до 200 км. Подробнее здесь.

Премьер-министр РФ Мишустин поручил запустить беспилотные грузовики по трассам из Москвы в Казань и Ростов-на-Дону

В конце марта 2024 года председатель Правительства РФ Михаил Мишустин дал поручения по итогам состоявшейся 13 февраля 2024 года стратегической сессии о реализации инициатив социально-экономического развития по направлению «Технологический рывок» с 2025 по 2030 гг. В частности, глава кабмина поручил запустить беспилотные грузовики по трассам из Москвы в Казань и Ростов-на-Дону.

По сообщению пресс-службы Правительства РФ, д дальнейшей реализации инициативы «Беспилотные логистические коридоры» Минтрансу и Минфину поручено предусмотреть в 2024 году дополнительное финансирование на развитие инфраструктуры для высокоавтоматизированных транспортных средств на автомобильной дороге М-11 «Нева». Также Минтрансу поручено проработать вопрос о расширении маршрутной сети беспилотных грузоперевозок на трассах М-12 «Восток» и М-4 «Дон». Соответствующий доклад должен быть подготовлен к концу мая 2024 года.

Михаил Мишустин поручил запустить беспилотные грузовики по трассам из Москвы в Казань и Ростов-на-Дону

Проект «Беспилотные логистические коридоры» - одна из утвержденных правительством инициатив социально-экономического развития до 2030 года. Как пишут «Ведомости», объем расходов на этот проект оценивается примерно в 5,2 млрд рублей. По планам авторов инициативы, к 2030 году беспилотные грузоперевозки будут организованы на 19 500 км федеральных дорог.

В Минтрансе ожидают, что использование грузовиков с автопилотами только на одной трассе М-11 позволит к 2030 году увеличить на 25% коммерческую скорость (с 60 до 75 км/ч) доставки грузов в течение одного дня и более чем на 10% снизить себестоимость перевозки для логистических компаний. Реализация комплекса инициатив при этом позволит в 10 раз увеличить долю России в перевозках на маршруте КитайЕвропа и на 20% сократить аварийность на транспорте, рассчитывают в ведомстве.[5]

«Сибур» запустил грузоперевозки на автомобилях без водителей

«Сибур» запустил коммерческие грузоперевозки на электрических автомобилях без водителей. Для этого российсий нефтегазохимический холдинг заключил соглашение с компанией «ЭвоКарго». Об этом пресс-служба последней сообщила в конце февраля 2024 года. Подробнее здесь.

Во Владимирской области запущены грузоперевозки на грузовиках без водителей

В феврале 2024 года торгово-производственный холдинг (ТПХ) «Русклимат» начал перевозить грузы на беспилотных электрических грузовиках. Проект реализован на производственных и складских территориях технопарка в Киржаче Владимирской области. Подробнее здесь.

2023

«КамАЗ» представил беспилотный грузовик «Атлант 49» для работы в угольных карьерах

9 ноября 2023 года «КамАЗ» опубликовал первые фотографии беспилотного самосвала «Атлант 49». Он предназначен для эксплуатации в угольных карьерах. Подробнее здесь.

Грузовики без водителя за рулем начали совершать регулярные рейсы по трассе Москва-Петербург

Грузовики без водителя за рулем начали совершать регулярные рейсы по трассе Москва-Петербург. Об этом в начале октября 2023 года сообщили в НПО «Старлайн», которое занимается реализацией данного проекта. Подробнее здесь.

X5 запустила регулярные перевозки фурами без водителей за рулем на трассе Москва-Петербург

X5 запустила регулярные перевозки фурами без водителей за рулем на трассе М1 Москва-Петербург. Об этом пресс-служба ритейлера сообщила 3 июля 2023 года. Подробнее здесь.

«Грузовичкоф» занялся проектами беспилотного транспорта

«Грузовичкоф» занялся проектами беспилотного транспорта. Для этого сервис грузового такси в середине июня 2023 года заключил соглашение с компанией Evocargo, оказывающей услуги на базе электрических автономных платформ собственного производства. Подробнее здесь.

Wildberries начал использовать грузовые электромобили без водителей

21 июня 2023 года компания Wildberries объявила о начале использования беспилотных грузовиков Evocargo в Подмосковье. Перевозки на машинах без водителей запущены в распределительном центре марктетплейса в подмосковной Электростали. Подробнее здесь.

Первые российские беспилотные грузовики начали перевозить грузы по трассе Москва-Петербург

Беспилотные грузовики «КамАЗ» начали перевозить коммерческие грузы из Петербурга в Москву в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры». Об этом пресс-служба Минтранса РФ сообщила 13 июня 2023 года.

Как отметили в ведомстве, реальные перевозчики будут осуществлять перевозку груза с использованием беспилотного грузового автомобиля во взаимодействии с сервисами «умной дороги». Отработка беспилотной доставки грузов проходит в рамках программы экспериментального правового режима на трассе М-11 «Нева».

Беспилотные грузовики КамАЗ начали перевозить грузы по трассе М-11

К эксплуатации беспилотного транспорта на М-11 будут допущены производители, чья продукция прошла оценку соответствия требованиям безопасности, которую проводит ФГУП НАМИ. МВД также должно внести запись об отнесении транспорта в категорию беспилотного. Пока процедуру прошел только «КамАЗ». Ожидается, что в ближайшее время на трассу также выйдут беспилотные грузовики «Сберавтотеха». Транспорт компании прошел сертификацию НАМИ.

Заместитель генерального директора «КамАЗа» Михаил Матасов отметил, что еще в феврале 2023 года для этого проекта было произведено два грузовика из пяти. Они имеют четвертый уровень автономности, в кабине будет присутствовать водитель. Транспортные средства будут перевозить коммерческие грузы.

26 мая 2023 года беспилотные грузовики «КамАЗ», построенные на базе модели «КамАЗ-43118», успешно завершили многомесячные испытания. Проверка проводилась на Восточно-Мессояхском месторождении, расположенном на Гыданском полуострове ЯНАО.

Замглавы министерства Дмитрий Баканов отметил, что Минтранс поддерживает отечественные компании, которые реализуют инновационные беспилотные решения без привлечения бюджетных средств, а также ведомство готово оказывать им содействие.[6]

В Арктике запустили проект по перевозке грузов беспилотными автомобилями

В Арктике запустили проект по перевозке грузов беспилотными автомобилями. Об этом стало известно 3 июня 2023 года.

КамАЗы без водителя перевозят грузы по 140-километровому зимнику к нефтяному месторождению. Использование беспилотников повысит эффективность логистики и увеличит объёмы поставок необходимого оборудования.

Все машины оснащены несколькими типами сенсоров, которые строят цифровую карту дорог, сканируют объекты во фронтальной зоне, распознают препятствия в радиусе 200 метров, фиксируют статичные и движущиеся объекты. Управление беспилотной колонной осуществляется с помощью российского программного обеспечения[7].

Россия начинает использовать грузовые дроны в зоне спецоперации

Исполнительный директор НПО «Андроидная техника» Евгений Дудоров в начале мая 2023 года заявил, что в зоне проведения специальной военной операции будут задействовать беспилотные грузовики для доставки гуманитарных грузов и различных боеприпасов. Подробнее здесь.

Минтранс утвердил льготы для грузоперевозок на беспилотных авто

26 января 2023 года стало известно о том, что Министерство транспорта РФ согласовало выделение субсидий на грузоперевозки с использованием беспилотных автомобилей. В ведомстве рассчитывают, что тариф на 10% ниже среднерыночного будет привлекателен для грузоотправителей и простимулирует их использовать «высокоавтоматизированные транспортные средства».

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на соответствующий проект постановления правительства, в 2023 году из федерального бюджета будут выделены средства на субсидии на возмещение доходов, недополучаемых оператором беспилотных грузовых перевозок по трассе М-11 «Нева» (платная дорога «МоскваСанкт-Петербург»).

Повышенная себестоимость перевозки грузов с использованием «высокоавтоматизированных транспортных средств и наличием водителя-испытателя в кабине не позволяют установить конкурентный тариф» на такие рейсы и достичь рентабельности, говорится в пояснительной записке к проекту правил предоставления субсидий.

Оператором беспилотной грузовой перевозки по М-11 является ООО «Инновационный центр `КамАЗ`», размер выделяемой ему в 2023 году субсидии составит 41,3 млн рублей. Фактически эти деньги выделяются оператору для того, чтобы он мог установить приемлемые тарифы для компаний, отправляющих грузы беспилотными грузовиками,— без субсидии такие перевозки были бы дороже обычных.

Будущее количество беспилотных фур на М-11 к концу января 2023 года не известно. «КамАЗ» в рамках эксперимента ранее обещал вывести на М-11 в 2023 году пять «своих» беспилотных грузовиков, в 2024-м — до 50. В «Глобалтрак Лоджистик» говорят, что совместно с «КамАЗом» планируется к 2025 году нарастить количество постоянно работающих на М-11 беспилотных тягачей с полной загрузкой до десяти.[8]

2022

Магнитогорский металлургический комбинат начал использовать беспилотный «КамАЗ»

27 декабря 2022 года Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) сообщил об использовании беспилотного грузовика «КамАЗ» для перевозки огнеупоров со складов управления подготовки производства на строительную площадку коксовой батареи № 12. Подробнее здесь.

Минэкономразвития: Запуск беспилотных грузовиков на трассе Москва-Петербург состоится в 2023 году

В конце ноября 2022 года в Министерстве экономического развития РФ назвали сроки запуска самоуправляемых грузовиков на трассе М-11 (Москва-Петербург).

«
Первые беспилотные грузовики выйдут на трассу уже в 2023 году. Недавно установленный правительством экспериментальный правовой режим для беспилотного грузового автотранспорта на трассе М-11 между Москвой и Петербургом — это важный результат, который позволит ускорить развитие беспилотного транспорта в нашей стране, — пояснил заместитель министра экономического развития Максим Колесников, чьи слова приводит пресс-служба ведомства.

»

Минэкономразвития: Запуск беспилотных грузовиков на трассе Москва-Петербург состоится в 2023 году

24 ноября 2022 года в ходе выступления на международной конференции «Сбера» «Путешествие в мир искусственного интеллекта» президент РФ Владимир Путин заявил, что на скоростной трассе Москва — Санкт-Петербург скоро будет запущен эксперимент с использованием беспилотных автомобилей.

По словам замминистра транспорта России Дмитрия Баканова, государство взяло на себя юридические риски, связанные с внедрением новой технологии; на бизнес ложится задача разработать беспилотные грузовики и отработать модели беспилотной перевозки грузов. В Минтрансе добавили, что использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования повысит безопасность движения и до 2025 года сократит издержки на оплату труда водителей на 30%, на топливо — на 28%.

Как отметил директор по развитию ПАО «КамАЗ» Ирек Гумеров, в рамках экспериментального правового режима будет опробована цифровая карта разработки «КамАЗ», которая будет обмениваться данными с инфраструктурой дороги.

«
Мы проводим испытания беспилотного «Камаза» на нашем полигоне, после достижения соглашений с компаниями-ритейлерами планируем уже с весны начать коммерческие перевозки в рамках ЭПР, — цитирует его пресс-служба Минтранса.[9]

»

"Марвел-Логистика" начала использование беспилотников Evocargo

Компания «Марвел-Логистика» 1 ноября 2022 года сообщила о запуске в эксплуатацию беспилотную электрическую платформу российского производителя Evocargo. Транспорт доставляет грузы между удаленными складскими терминалами в подмосковном Валищево. Подробнее здесь.

«КамАЗ» построил за 1 млрд рублей полигон для тестирования беспилотных авто

В начале октября 2022 года стало известно о запуске «КамАЗом» нового полигона для тестирования беспилотных автомобилей. В этот проект инвестировано около 1 млрд рублей. Подробнее здесь.

Представлен первый российский беспилотный военный грузовик

В середине августа 2022 года Уральский автомобильный завод представил первый российский беспилотный военный грузовик. Он спроектирован для использования вооруженными силами РФ с целью перевозки грузов на опасных участках, например, на передовой. Подробнее здесь.

Тестирование беспилотной техники в Арктике начнётся в конце года

26 апреля 2022 года компания VEB Ventures сообщила о том, что «АРМЗ Горные машины (Тестирование беспилотной техники в Арктике)» и «Цифра Роботикс» создадут в Арктике полигон для тестирования роботизированной горной техники. В ходе работ будут проверены специально разработанные алгоритмы для ориентирования в условиях плохой или нулевой видимости. Подробнее здесь.

В Московском Политехе разработали систему управления беспилотными грузовиками для магистральных перевозок

30 марта 2022 года Московский политехнический университет сообщил о разработке отечественной системы управления беспилотными грузовиками, которая позволит сэкономить от 10 до 25% издержек по эксплуатации грузового транспорта, включая топливо. Подробнее здесь.

2021

«Почта России» попросила государство компенсировать 1,3 млрд рублей убытков от запуска беспилотных грузовиков

13 декабря 2021 года стало известно о том, что «Почта России» попросила государство компенсировать 1,34 млрд рублей убытков от запуска беспилотных грузовиков. О запросе на субсидии сказано в предложениях компании, рассмотренных рабочей группой при правительстве по проекту «Беспилотный логистический коридор» (БЛК).

Как пояснили «Ведомостям» источники в транспортной отрасли, убытки вызваны ростом себестоимости при доставке беспилотниками — такие грузовики стоят дороже, а сэкономить на оплате труда пока не получится.

«Почта России» попросила государство компенсировать 1,3 млрд рублей убытков от запуска беспилотных грузовиков

Как отметил представитель «Почты России», невозможно сказать однозначно, что эти субсидии предназначены для нее. Он подчеркнул, что в первую очередь это меры поддержки производителей и разработчиков технологии транспорта и инфраструктуры для беспилотников.

Предполагается, что к 2024 году автопарк «Почты России» пополнится 25 беспилотными грузовиками, а к 2035-му составит уже до 66 таких машин. Среди возможных вариантов грузовиков, которые может закупить компания — «Камаз», Volvo, EvoCargo и другие. Они будут курсировать между логистическими центрами в Петербурге и в Москве, и переходя в беспилотный режим на трассе М11. Планируется, что за 2024 год общий пробег беспилотных грузовиков «Почты России» в рамках проекта составит 3,6 млн км, а к 2035-му увеличится до 12,3 млн км в год.

Ожидается, что окупаться автономные почтовые машины начнут не ранее 2035 года. Оценки «Почты России» показывают, что перевозки беспилотниками обойдутся дороже, чем обычным транспортом, на 8-18 процентов. К убыточности способа пришли и другие компании, рассчитывающие встроиться в будущий рынок. Так, Globaltruck просит из бюджета 40 млн рублей на доработку ИТ-системы и еще 8,8 млн рублей — на закупку беспилотного грузовика.

Помимо «Почты России», доставку грузов по БЛК также запустят «Деловые линии», Globaltruck, Ozon, X5 Group и другие компании, говорится в публикации «Ведомостей».[10]

Правительство выделяет 5,2 млрд рублей на запуск беспилотных авто по трассе «Москва-Петербург»

В начале ноября 2021 года стало известно о том, что Правительство РФ выделяет 5,2 млрд рублей на запуск беспилотных грузовиков по трассе «Москва-Петербург». Источником большей часть этой суммы (4,9 млрд рублей) станет Фонда национального благосостояние, еще 300 млн рублей — это дополнительные бюджетные ассигнования из федерального бюджета.

Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на приложения к протоколу заседания у премьера-министра Михаила Мишустина, где были утверждены новые инициативы социально-экономического развития Российской Федерации в 2021–2024 гг. Аналогичные суммы фигурируют в материалах Минтранса.

Правительство одобрило запуск беспилотной грузоперевозоки на М-11

Наибольшая статья расходов в рамках этого проекта связана капитальными затратами на оборудование трассы М-11 «Нева» из Москвы до Санкт-Петербурга, ее протяженность – 669 км. На создание инфраструктуры связи, установку радиометок, строительство центров управления трафиком и перехватывающих парковок предлагается выделить 3 млрд руб. При этом министерство отмечает возможность привлечения частного финансирования капитальных затрат на М-11. 200 млн рублей запрашиваются на разработку программного обеспечения управления беспилотниками, 240 млн рублей – искомые инвестиции на оборудование дороги на участке обхода Твери.

Как сообщает» РИА Новости» на ссылкой на источник в транспортной отрасли, Правительство РФ согласовало запуск беспилотных грузоперевозок на трассе М-11 «Нева» в режиме «цифровых песочниц», который предполагает особое регулирование и предоставление условий поддержки для компаний, внедряющих инновационные сервисы.[11]

По словам замминистра транспорта РФ Кирилла Богданова, тестирование беспилотников станет первым шагом к их масштабному коммерческому использованию на всей магистрали между Москвой и Петербургом.[12]

Запуск на территории «Магнитогорского металлургического комбината» коммерческих беспилотных грузоперевозок

2 ноября 2021 года компания Traft сообщила о запуске на территории Магнитогорского металлургического комбината (ММК) коммерческих перевозок с применением беспилотных грузовых автомобилей. Подробнее здесь.

Беспилотный грузовик обходится в России в 2,5 раза дороже обычного

Приобретение беспилотного грузовика обойдется перевозчикам в 17–18 млн руб., то есть в 2,5 раза выше стоимости нового магистрального тягача, управляемого водителем. Такие расчеты 15 сентября 2021 года представила компания-грузоперевозчик ПЭК.

Сумма 17-18 млн руб. складывается из двух составляющих. Во-первых, приобретение отечественных грузовиков, адаптированных к возможности установки оборудования для высокоавтоматизированного (беспилотного) движения (KAMAZ-5490 NEO) – 7 млн руб.

Во-вторых, закупка комплекта беспилотного оборудования, его инсталляции на транспортное средство и обслуживание – 10 млн руб.

ПЭК подчеркивает, что в этой сумме не учитывается оплата труда персонала, то есть инженеров, которые устанавливают оборудование, производят его отладку и тест-пилота. По закону в кабине беспилотного грузовика должен находиться тест-пилот, а его заработная плата на 20-30% превышает зарплату обычного водителя.

Олег Сковородников, директор департамента цифровой трансформации ПЭК, выделяет две основные модели подготовки беспилотных грузовиков к перевозкам. Первая — создать автономное ТС «с нуля», вторая — установить автономное оборудование на грузовики, которые к этому адаптированы. Например, такой грузовик должен быть оснащен бортовым компьютером, который и будет отвечать за беспилотное движение, основываясь на данных сенсоров: камер, радаров и лидаров. Также одно из основных требований — электрический усилитель руля, который может управляться бортовым компьютером. Оборудование для безлидарной технологии, то есть без оптических сенсоров, стоит вдвое дешевле.

«
Пока в России не существует ни одного беспилотного магистрального тягача, который получил заключение в лаборатории НАМИ для выхода на дороги общего пользования. Но есть ряд перспективных прототипов, — уточнил Олег Сковородников.
»

«
Стадия разработки на сентябрь 2021 года подразумевает очень большие затраты. Этот транспорт не может быть экономически оправданным, работа обращена в будущее, тогда затраты на беспилотники будут минимальными. Так было и с компьютерами. Никому не могло прийти в голову, что такие дорогостоящие машины будут доступны и необходимы всем. В массовом производстве беспилотники будут намного дешевле. Дороже обычного грузовика, но все равно выгоднее: для коммерческих перевозок его можно будет использовать 24/7. В целом стоимость обвеса, так называется электронное оснащение: компьютеры, камеры, радары, может быть сопоставимой со стоимостью обычного грузовика: $50-100 тыс. Это зависит от задач перевозчика и условий эксплуатации, – сообщил CNews Юрий Минкин, руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Pilot, — Кроме того, обычные магистральные грузовики тоже заполняется электроникой все больше, поэтому стоимость обычного автомобиля за последнее время значительно возросла[13].
»

«Норникель» внедряет беспилотный горный транспорт

10 августа 2021 года стало известно о том, что компания «Норникель» внедряет беспилотный горный транспорт. Технология позволяет превратить период простоя в период действия, так как управление беспилотной машиной осуществляется с помощью джойстика. Подробнее здесь.

Минтранс выпустил стратегию развития беспилотных грузовиков

В августе 2021 года Минтранс РФ представил транспортную стратегию до 2030 года. Документ среди прочего касается развития беспилотных автомобилей.

Как сообщает ТАСС Информационное агентство России со ссылкой на этот документ, к 2035 году доля автомобильных грузовых и пассажирских городских перевозок в крупнейших 20 городах, выполняемых высокоавтоматизированным и беспилотным транспортом, должна достигнуть 30%. Доля грузовых междугородних автоперевозок по ключевым магистралям, выполняемых высокоавтоматизированным и беспилотным транспортом, составит 50%, пассажирских - 30%.

Согласно разработанной Минтрансом стратегии, в 2024 году беспилотным и высокоавтоматизированным транспортом будет осуществляться 2% междугородних перевозок по ключевым магистралям, к 2030 - 20%. Доля грузовых и пассажирских городских автоперевозок в крупнейших 20 городах, выполняемых высокоавтоматизированным и беспилотным транспортом, к 2030 году составит 5%, такая же доля придется и на междугородние перевозки.

Минтранс представил стратегию развития беспилотных грузовиков

По словам главы Минтранса Кирилла Богданова, до конца лета 2021 года планируется подготовить «дорожную карту» для проведения экспериментов по запуску беспилотных грузовиков на трассе М-11 «Нева». Эксперименты должны начаться не позднее 2022 года, полноценное коммерческое внедрение запланировано до 2024 года.

По расчетам Минтранса использование беспилотников на М-11 позволит к 2030 году увеличить на 25% коммерческую скорость (с 60 до 75 км/ч) доставки грузов в течение одного дня и более чем на 10% снизить себестоимость перевозки для логистических компаний. Реализация комплекса инициатив при этом позволит в 10 раз увеличить долю России в перевозках на маршруте КитайЕвропа и на 20% сократить аварийность на транспорте.

Использование беспилотников на трассе М-11 может на час сократить сроки доставки груза между Петербургом и Москвой за счет отсутствия остановок на отдых водителей по режиму труда и отдыха, считает генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани.[14]

Для беспилотных грузовиков в России не будут отводить отдельную полосу

В начале августа 2021 года стало известно о решении российского правительства не отводить отдельные полосы для беспилотных грузовиков из-за больших расходов на это.

Как сообщил первый вице-премьер Андрей Белоусов в интервью телеканалу «Россия 1», самоуправляемые грузовые автомобили будут ездить по тем же полосам, что и обычные машины, а на случай аварийной ситуации в кабине будет находиться человек.

Для беспилотных грузовиков не будут отводить отдельную полосу
«
Мы их запустим именно в общем потоке, потому что если делать выделенное движение, это очень дорого, — сказал он.
»

По словам Белоусова, в первом квартале 2024 года по трассе М-11 будет запущено движение беспилотной перевозки грузов. Эта трасса связывает Москву и Санкт-Петербург. Она станет беспилотным логистическим коридором, согласно соглашению между Минтрансом и рядом компаний. Создание беспилотного логистического коридора рассчитано на период до 2030 года. Соединение Москвы и Санкт-Петербурга автономными грузоперевозками станет только первым этапом, а к финалу коридор продлят до границы с Казахстаном, при этом общая численность флота беспилотных грузовиков должна достичь 4 тысяч единиц.

Проект позволит сократить время доставки грузов и сделать перевозки более дешевыми, считают в министерстве. В числе участников проекта — предприятия КамАЗ, «СберАвтоТех», «Деловые линии», X5 (ранее X5 Group) и другие.

На городские улицы автономные грузовики не допустят. К началу опытной эксплуатации на въездах в Москву и Санкт-Петербург планируется организовать специальные хабы, откуда грузы будут забирать традиционные перевозчики.

До начала эксперимента власти присвоят юридический статус беспилотникам, а сторонних водителей обяжут во всем уступать такому транспорту. Ответственность за дорожно-транспортные происшествия по вине автономной фуры понесут разработчики, оператор или компания-перевозчик.[15]

Соглашение об опытно-промышленной эксплуатации беспилотных грузовиков на территории «Магнитогорского металлургического комбината»

«Магнитогорский металлургический комбинат», транспортная компания Traft и компания «Эвокарго» договорились об опытно-промышленной эксплуатации на территории комбината в рамках трехстороннего контракта беспилотников EVO-1. Об этом 29 марта 2021 года сообщили в Traft. Подробнее здесь.

2020

В России стартует первый коммерческий проект по беспилотным грузоперевозкам

4 декабря 2020 года компания «ЭвоКарго» сообщила, что совместно с Первой экспедиционной компанией (ПЭК) запускают коммерческий проект по внедрению сервиса транспортировки грузов беспилотными транспортными средствами EVO-1 на закрытой территории. Перевозки будут организованы на территории логистического центра ПЭК Бутово. Соответствующий меморандум о сотрудничестве компании подписали 1 декабря 2020 года. Подробнее здесь.

В России создан беспилотный электро-водородный грузовик

11 ноября 2020 года компания «Эвокарго» сообщила TAdviser о выпуске на рынок беспилотного грузовика. Малотоннажник EVO-1 полностью основан на российских разработках, оснащен гибридной системой питания от электрических батарей и водородных топливных элементов, поддерживает технологии взаимодействия с подключенной инфраструктурой «умной дороги» (V2X). Подробнее здесь.

Между Москвой и Питером вот-вот поедут беспилотные грузовики

К 2022 г. на трассе Москва—Санкт-Петербург (М 11) должны начать курсировать беспилотные грузовые автомобили. Об этом в сентябре 2019 года на логистической сессии Восточного экономического форума (ВЭФ), проходящего во Владивостоке, сообщил гендиректор компании «Национальные телематические системы» (НТС) Алексей Нащекин[16].

«
«В ближайшее время, надеемся, выйдем на М11 на пилот, и где-то года через два-три при соответствующей нормативной базе планируем Москва-Питер беспилотные перевозки уже запустить», — сказал он. В кулуарах Нащекин уточнил, что двигаться беспилотники станут не в общем потоке, а по выделенным полосам.

К настоящему моменту у НТС уже накоплен определенный опыт в данном направлении — компания осуществляла проект «Умные дороги». «На полигоне в Казани в течение двух лет проходили комплексные испытания, — пояснил Нащекин. — В рамках проекта были разработаны и аппаратура, и ПО, и грузовые беспилотники. Полностью наша российская разработка. Когда работает не только машина сама по себе с машинным зрением, а работает весь комплекс: умная дорога и беспилотник в связке».

»

Запуск тягача-беспилотника на заводе КамАЗ

20 июля 2020 года стало известно о запуске на заводе «КамАЗа» беспилотного робота-тягача, который получил имя «Регина». Он передвигается по заданным маршрутам, помогая рабочим собирать двигатели. Подробнее здесь.

«Газпром нефть» внедряет беспилотные грузовики в Арктике

Основная статья: «Газпром нефть» внедряет беспилотные грузовики в Арктике

На Восточно-Мессояхском месторождении (ЯНАО, Гыданский п-ов) успешно прошли испытания беспилотных грузовых автомобилей. Совместный проект «Газпром нефти» и группы компаний «КАМАЗ» был реализован при поддержке правительства Ямало-Ненецкого автономного округа в арктической автономии и сложных природно-климатических условиях Заполярья. Главная цель испытаний — подтвердить потенциальную эффективность использования беспилотных транспортных средств, позволяющих повысить безопасность грузоперевозок и оптимизировать снабжение труднодоступных регионов.

2019

«КамАЗ» представил фуру с автопилотом для парковки и движения в колонне

В середине декабря 2019 года «КамАЗ» продемонстрировал грузовик с автопилотом. Он получил название Continent и построен на модели «КамАЗ-54901» пятого поколения. В презентации новинки принял участие президент России Владимир Путин. Подробнее здесь.

«КамАЗ» представил беспилотный грузовик "4308 Одиссей"

В начале декабря 2019 года «КамАЗ» представил беспилотный грузовик «КамАЗ-4308», создаваемый в рамках проекта «Одиссей». Подробнее здесь.

Представлен первый беспилотный «КамАЗ-5490 NEO». Он готов к продаже

В начале ноября 2019 года «КамАЗ» представил свой первый коммерческий беспилотный автомобиль. На первых порах он будет перевозить грузы по территории промышленных объектов. Подробнее здесь.

2016

Traft включен в национальный проект Росавтодора по развитию беспилотного транспорта в России

В конце 2016 года Федеральное агентство Росавтодор включило транспортную компанию Traft в качестве отраслевых экспертов в свой федеральный проект «Караван» по развитию технической базы и инфраструктуры для развития беспилотного транспорта на территории Российской Федерации. В рамках межведомственного сотрудничества эксперты Traft примут участие в разработке единых технических нормативов в области движения автомобилей с автопилотом. В дальнейшем данные стандарты будут распространены на все федеральные трассы страны. Подробнее: Караван Проект Росавтодор по развитию перевозок беспилотным транспортом.

Traft объявил конкурс на закупку ПО для беспилотных грузовиков

Логистическая компания Traft объявила в ноябре 2016 года о начале приема заявок от отечественных и западных автопроизводителей и ИТ-разработчиков на внедрение в грузовой транспорт своего автопарка аппаратно-технических комплексов для беспилотного управления. Об этом говорится в специальном документе, разосланном в российские ИТ-компании, занимающиеся разработкой беспилотных систем, и представительства отечественных и зарубежных автомобильных брендов. Подробнее о проекте - смотрите здесь.

2015

"КБ Аврора" совместно с ГК «ГрузовичкоФ» готовят к выпуску "беспилотный" автомобиль

14 декабря 2015 года компания «КБ Аврора» сообщила о подписании соглашения с группой компаний «ТаксовичкоФ» и «ГрузовичкоФ» о совместной работе над созданием центра разработок беспилотных транспортных средств. Подробнее.

КамАЗ получает 300 млн от Минобрнауки на беспилотный транспорт

В феврале 2015 года Cognitive Technologies и «Камаз» сообщили о начале совместного проекта, по итогом которого к 2020 году на базе автомобиля «Камаз» планируется создать беспилотное транспортное средство нового поколения.

На реализацию проекта государство в лице Минобрнауки выделило 300 млн руб. в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы». Соответствующий конкурс ведомства Cognitive Technologies выиграла в 2014 году. Согласно его условиям, еще 90 млн руб. в проект вложит «Камаз».

Подробнее: Беспилотный автомобиль КамАЗ

Примечания

  1. Просьба освободить кабины
  2. Минтранс России
  3. Новая эра в логистике Московского региона. На ЦКАД официально запустили беспилотное грузовое движение
  4. На трассе М-12 и ЦКАД разрешили тестировать беспилотные грузоперевозки
  5. [Мишустин поручил запустить беспилотные грузовики по трассам из Москвы в Казань и Ростов-на-Дону http://government.ru/news/51199/]
  6. 14 июня беспилотные грузовики КАМАЗ повезут коммерческие грузы из Санкт-Петербурга в Москву в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры»
  7. В Арктике запустили проект по перевозке грузов беспилотными автомобилями
  8. [https://www.kommersant.ru/doc/5785324 Без водителя дешевле Беспилотные грузоперевозки простимулируют льготным проездом]
  9. Эксперимент с движением беспилотных грузовиков начнется на М-11 в 2023 году
  10. «Почта России» попросила государство компенсировать 1,3 млрд рублей убытков от запуска беспилотных грузовиков
  11. Источник: Правительство одобрило запуск беспилотной грузоперевозоки на М-11
  12. Запуск беспилотников по трассе М-11 «Нева» обойдется бюджету в 5,2 млрд рублей
  13. Беспилотный грузовик обходится в 2,5 раза дороже обычного
  14. Более 80% пассажиров будут использовать биометрические данные при проезде к 2035 году
  15. Для беспилотных грузовиков не будут отводить отдельную полосу
  16. Между Москвой и Питером вот-вот поедут беспилотные грузовики