2016/12/14 18:22:26

Защита персональных данных в России

.

Содержание

Нормативное регулирование

Требования к защите персональных данных регулируются законами:

  • Закон о персональных данных №152-ФЗ,
  • 149 ("Об информации"),
  • 249 ("О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
  • Ст. 26 закона «О банках и банковской деятельности» - Согласно ст. 26 закона «О банках и банковской деятельности» к банковской тайне относится информация об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов. По российскому законодательству кредитная организация гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

С 1 сентября 2015 года в России вступило в силу положение, обозначенное законом ФЗ-242, которое обязывает операторов персональных данных обрабатывать и хранить персональные данные россиян с использованием баз данных, размещенных на территории РФ. В связи с тем, что отдельные термины и формулировки, использованные в данном положении, допускают различные толкования, Минкомсвязи подготовило разъяснения к нему. Перечень разъяснений доступен по ссылке.

Персональные данные миллионов россиян уже на "черном" рынке

По результатам исследования «Черный рынок баз данных» аналитического центра «МФИ Софт» за ноябрь 2016 года, объем рынка нелегальных баз данных в России — больше 30 млн рублей, если перевести на количество записей частных лиц – получается больше 1,2 млрд. Всего за несколько часов поиска в интернете можно найти базы данных клиентов крупных банков, страховых компаний и онлайн-казино.

Как оказалось, на пиратских форумах и порталах особенно распространены данные клиентов финансовых организаций – 34%, а также заказчиков крупных интернет-магазинов – 19%, брокеров -18% и операторов связи – 6%.

В рамках исследования были обнаружены базы клиентов 18 крупных российских банков — среди них есть представители ТОП-10 крупнейших российских банков, а также базы популярных микрофинансовых организаций. К таким базам высокий уровень интереса у различного рода мошенников, в том случае, если база обогащена информацией по счетам. Почти каждая десятая запись (8% обнаруженных данных) в украденной базе может с высокой вероятностью повлечь за собой тяжелые негативные последствия — например, использоваться для подделки кредитных договоров, махинаций с недвижимостью, банковским мошенничеством или более тяжелым последствиям. Еще один вариант развития событий — оформление кредитов на паспортные данные пользователей банковских услуг и перепродажа базы коллекторам. В продаваемой базе можно найти полные контактные данные лица, с его паспортными данными, текущим местом проживания, выпиской по банковским счетам и перечислением имущества, информацией о налогах и штрафах.


Сколько стоят персональные данные на черном рынке?

В последние годы стоимость персональных данных сильно обесценилась. Как показало исследование 134 баз данных, находящихся в свободной продаже на черном рынке, средняя стоимость одного контакта для баз рассылок составляет 2 копейки. Наибольшей ценностью обладают базы страховых компаний – цена записи достигает 10 рублей при средней цене в 2,73 рубля, данные клиентов банков оцениваются в среднем по 0,28 рубля за запись. По сути, каждый пользователь интернета может купить такую базу, одни из праздного любопытства, другие — для наживы.


Что содержится в серых базах данных и чем это грозит?

Базы данных могут содержать не только имена и контакты пользователей услуг, но и все документы, от паспортных данных и водительского удостоверения до номеров банковских карт и счетов с указанием сумм депозитов. Есть даже базы по направлениям деятельности, например, базы руководителей служб безопасности, базы директоров по регионам и другие не менее интересные варианты.

В лучшем случае такие базы покупают для спам-рассылок и обзвона с предложениями услуг. Чуть менее часто базы данных на черном рынке скупают мошенники в целях совершения финансовых махинаций. По паспортным данным с помощью социальной инженерии можно получить доступ к карточным счетам пользователя и выводить с них средства, а также шантажировать владельцев этих данных или оформить на них кредит в микрофинансовой организации.

Источники утечки баз данных

В ответе за утечку данных пользователей – владельцы баз, так как это прямое нарушение ФЗ-152 «О персональных данных». Но часто они сами даже не подозревают, что их базы были украдены, и узнают об этом только после громких инцидентов. Согласно выборке «МФИ Софт», базы данных попадают на черный рынок четырьмя путями: злонамеренный инсайд – 78%, взлом – 2%, недобросовестность (целенаправленное распространение данных клиентов на коммерческой основе) – 13%, парсинг (сбор и структурирование данных из открытых источников) – 7%. Из чего следует – что главная проблема российских компаний – это утечка баз данных через сотрудников.

phonenumber.to: 137,090,136 скомпрометированных учетных записей в базе

Как обеспечить безопасность?

Организациям, осуществляющим обработку персональных данных для того, чтобы избежать нарушений, необходимо провести ряд мероприятий, которые включают в себя следующие работы:

  • направление уведомления об обработке персональных данных в контролирующий орган, Роскомнадзор;
  • разработка формы и получение согласия каждого субъекта на обработку его персональных данных (согласие должно содержать собственноручную подпись субъекта (либо его цифровую подпись));
  • документально описание информационных систем обработки персональных данных (назначение, состав данных, правовые основания для их обработки), а также обозначение круга лиц, работающих с персональными данными и имеющими к ним доступ;
  • разработка ряда нормативных документов, описывающих модели угроз и средства защиты от них персональных данных;
  • обеспечение защиты персональных данных техническими (программными, аппаратными) и организационными методами;
  • прохождение необходимых проверок для подтверждения соответствия систем защиты персональных данных требованиям законодательства.

Для успешного проведения данных работ необходимо, во-первых, назначить сотрудника, ответственного за вопросы защиты персональных данных, во-вторых, для всех ресурсов и подсистем, содержащих персональные данные, определить их статус, и, наконец, определить способы и сроки обработки данных, а также сроки хранения».

В первую очередь, самый действенный и не затратный подход к хранению персональных данных — это хранение их в обезличенной форме. Необходимо максимально обобщать, обезличивать информацию, отказываться от избыточной — таким образом можно просто не бояться умышленной или случайной утечки информации — она не будет представлять практически никакой ценности для злоумышленников. Кстати, законодательство Соединенных Штатов, рекомендует для обеспечения безопасности персональных данных именно такой подход. Конечно, это палка о двух концах. Такой подход, несомненно, снижает потребность в защите данных, однако значительно затрудняет возможность их обработки.

Операторы персональных данных сейчас в большинстве своем отказались от работ по обеспечению информационной безопасности. Закон будет меняться, в этом есть необходимость и об этом есть свидетельства, так что вкладывать средства в реализацию формальных требований безотносительно их важности довольно расточительно.

В неоднозначной ситуации находятся и компании, занимающиеся производством продуктов для защиты персональных данных. В поисках решений, которые позволят, с одной стороны, удовлетворить регуляторов, с другой — заказчиков, и, наконец, не остаться в проигрыше, они приходят к тому, что перестройка устоявшейся модели системы защиты персональных данных неизбежна.

При этом четко прослеживается разница между компаниями-лидерами в своей области и фирмами-подголосками. Последние, в большинстве своем, быстро переориентировались на соответствие требованиям закона. Спектр предлагаемых ими услуг расширился такими предложениями, как помощь в получении лицензии, проведение обследования и классификации информационной системы, консультационная поддержка. Нашлись умельцы и по способам обхождения закона — широко разошлась статья под названием "Пять сравнительно легальных способов сопротивления ФЗ-152".

Куда интереснее, что думают о нововведении представители серьезных компаний, занимающихся защитой информации. Многие вендоры начали активную доработку своих решений, задавшись вопросом о том, соответствуют ли они требованиям регуляторов. Другие же пока не спешат со столь кардинальными мерами, ожидая дальнейших изменений в законодательстве. Однако ключевым моментом по мнению многих компаний является формирование культуры защиты персональных данных. Так, например, Алексей Сабанов, заместитель генерального директора компании Aladdin считает, что №152-ФЗ прививает культуру информационной безопасности в обществе и на всех уровнях российского бизнеса. Александр Шарамок, представитель компании "Ортикон" придерживается мнения, что ситуация с защитой персональных данных улучшится, если будет создана прозрачная правовая и нормативно-техническая база и в обществе сформируется культура защиты персональных данных, первые шаги к чему он также видит в законе №152-ФЗ "О персональных данных".

Все же, кроме совершенствования технических мер безопасности, компаниям непременно нужно уделить внимание методологической составляющей. Уже сейчас многие компании предлагают своим клиентам построение модели угроз безопасности персональных данных. Кроме того, помощь в определении типа информационной системы, информационная поддержка по вопросам лицензирования и прохождения проверок, нахождение способов снижения класса обрабатываемых данных — все это уже потихоньку начинает занимать свою нишу на рынке услуг по защите информации и, в дальнейшем, будет только развиваться[1].

Как организовать защиту данных в облаке и пройти проверку Роскомнадзора, ФСБ и ФСТЭК. TADетали (2016 г)

Обезличивание персональных данных

Требование законодательства по обезличиванию данных

Обезличивание персональных данных должно обеспечивать не только защиту от несанкционированного использования, но и возможность их обработки. Для этого обезличенные данные должны обладать свойствами, сохраняющими основные характеристики обезличиваемых персональных данных[2].

Свойства обезличенных данных

  • полнота (сохранение всей информации о конкретных субъектах или группах субъектов, которая имелась до обезличивания);
  • структурированность (сохранение структурных связей между обезличенными данными конкретного субъекта или группы субъектов, соответствующих связям, имеющимся до обезличивания);
  • релевантность (возможность обработки запросов по обработке персональных данных и получения ответов в одинаковой семантической форме);
  • семантическая целостность (сохранение семантики персональных данных при их обезличивании);
  • применимость (возможность решения задач обработки персональных данных, стоящих перед оператором, осуществляющим обезличивание персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных, в том числе созданных и функционирующих в рамках реализации федеральных целевых программ (далее - оператор, операторы), без предварительного деобезличивания всего объема записей о субъектах);
  • анонимность (невозможность однозначной идентификации субъектов данных, полученных в результате обезличивания, без применения дополнительной информации).

Типичные подходы к обезличиванию данных

  • Данные не обезличиваются (использование NDA с подрядчиками)

  • После обезличивания теряются особенности данных (чрезмерное маскирование данных)
  • После обезличивания теряется связанность данных
  • Нет единого инструмента для обезличивания данных
  • Обезличиваются только данные согласно документации приложения
  • Одинаковые политики по деперсонализации данных для различных задач
  • На деперсонализацию данных требуется значительное время
  • После изменения источников (например, после установки патчей) требуется значительное время на изменение процессов деперсонализации

Обезличивание наиболее критичных данных в режиме реального времени

Какие данные нужно маскировать в реальном времени?

  • Данные VIP клиентов
  • Контактная информация
  • Финансовая информация
  • Коммерческая тайна
  • Любая другая чувствительная информация
  • Информация, к которой имеют доступы разные группы пользователей

Правила защиты персональных данных руководителя компании

Применяйте надежную многофакторную аутентификацию

Кража персональных данных – одна из наиболее опасных и часто встречающихся угроз в области защиты информации. Она является причиной взлома в четырех из пяти случаев Verizon. Отчет об утечке данных 2013. Таким образом, для доступа в персональную систему не достаточно ввести имя пользователя и пароль. Для защиты персональных данных необходимо применять надежную аутентификацию. Например, одним из оптимальных решений будет двухфакторная аутентификация, в рамках которой необходимо дважды подтвердить свою личность: при помощи удостоверения – токена, смарт-карты, мобильного приложения, а также при помощи ввода секретного пароля . В будущем, возможно, будет введен дополнительный биометрический фактор, при котором для подтверждения личности сотрудника могут потребоваться отпечатки его пальцев.

Зашифруйте конфиденциальные электронные адреса и файлы

Электронная почта является наиболее важным инструментом коммуникации внутри любой организации, ей пользуются как руководители, так и другие сотрудники компаний. Чтобы защитить электронную почту, необходимо использовать специальную сертифицированную программу, которая позволяет шифровать отдельные файлы или сообщения таким образом, что только конкретный получатель, обладающий ключом, сможет получить доступ к зашифрованной информации. Также необходимо четко вести базу контактов, чтобы информация случайным образом не попала неверному адресату.

Установите правила соблюдения информационной безопасности для руководителей

Безусловно, все вышеперечисленные рекомендации будут работать при условии дополнительных вложений со стороны руководства компании. В этой ситуации необходимы посредники, которые смогут провести необходимый тренинг для руководителя и расскажут все основные правила обеспечения информационной безопасности. Данная практика поможет изменить поведение руководителя и мотивирует сотрудников брать пример с руководства.

Деятельность киберпреступников активизируется, и любая организация должна задуматься о защите корпоративных данных. Во многих компаниях обеспечение информационной безопасности – это обязательная мера, которую необходимо соблюдать по требованию регуляторов, но вопрос безопасности данных руководителей компаний по-прежнему остается отрытым и требует специального подхода, который обеспечит защиту информации и, в то же время, не затронет мобильный образ жизни руководителя.

Смотрите также

Примечания

  1. Закон о персональных данных касается всех
  2. *Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 5 сентября 2013 г. N 996 г. Москва "Об утверждении требований и методов по обезличиванию персональных данных"


TAdviser рекомендует

25 июня, Вс.

Бета
Лидеры по внедрениям ИТ в корпоративном секторе

Добавить: