2019/04/18 13:58:14

Интеллектуальные города
Умные города
Smart cities

Умный город - это градостроительная концепция интеграции множества информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе систем Интернета вещей (IoT) для управления городской инфраструктурой: транспортом, образованием, здравоохранением, системами ЖКХ, безопасности и тд. Целью создания «умного города» является улучшение качества жизни жителей с помощью технологии городской информатики для повышения эффективности обслуживания и удовлетворения нужд резидентов.

Содержание

Что такое умный город?

Британский институт стандартов (British Standard Institution, BSI) описывает умный город, как «эффективную интеграцию физических, цифровых и человеческих систем в искусственно созданной среде с целью обеспечить устойчивое, благополучное и всестороннее будущее для граждан».

ИКТ позволяют городской власти напрямую взаимодействовать с сообществами и городской инфраструктурой, и следить за тем, что происходит в городе, как город развивается, и какие способы позволяют улучшить качество жизни. За счет использования датчиков, интегрированных в режиме реального времени, накопленные данные от городских жителей и устройств обрабатываются и анализируются. Собранная информация является ключом к решению проблем неэффективности[1].

ИКТ используются для повышения качества, производительности и интерактивности городских служб, снижения расходов и потребления ресурсов, улучшения связи между городскими жителями и государством.

Применение технологии «умного города» развивается с целью улучшения управления городскими потоками и быстрой реакции на сложные задачи. Поэтому «умный город» более подготовлен к решению проблем, чем при простом «операционном» отношении со своими гражданами. Тем не менее, сам термин остается неясным в своей специфике, и, следовательно, предполагает множество толкований и обсуждений[2].

Свойства умного города

Компоненты и функциональные области проектов "Умный город"

Как пояснил весной 2018 года вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома» Глазков Борис , к сквозным технологиям, влияющим на развитие «Умных городов» относятся те технологии, которые одновременно охватывают несколько трендов или отраслей, в данном конкретном случае с точки зрения управления городами. Следовательно, от них зависит появление и развитие кросс-функциональных и межотраслевых решений. Именно от соприкосновения и взаимообогащения разных областей знаний появляются новые эффективные технологии и прикладные решения, определяющие перспективы развития «Умных городов». Грамотное использование сквозных технологий в конечном итоге будет стимулировать повышение качества жизни, комфортности городской среды, управления различными отраслями городского хозяйства при сокращении потребления ресурсов.

«За каждой сквозной технологией со сложным названием стоят конкретные решения для повышения качества жизни. Например, геоинформационные технологии и сверхточная навигация вместе с 5G являются основой для появления беспилотного общественного транспорта. Цифровые технологии поддержки принятия решений и обработки неструктурированных данных, машинное обучение необходимы для создания умных систем управления дорожно-транспортной инфраструктурой, включающей прогнозирование трафика, умные светофоры и даже контроль усталости водителей автобусов. Именно поэтому сквозные технологии должны быть в фокусе внимания при разработке и реализации концепций «Умных городов», – отметил Борис Глазков.

Определение умного города трактуется экспертами неоднозначно. И все же их формулировки сходятся в одном: умный город управляется данными, а управление данными позволяет муниципальным службам повышать качество жизни населения. Данные охватывают такие сферы жизни горожан, как безопасность, транспорт, медицинские услуги, коммунальное хозяйство, благоустройство и т.д. Источниками данных служат видеокамеры, различные датчики, сенсоры, информационные системы и прочее[3].

По оценкам ООН, к 2050 году 67% населения Земли будут проживать в городах. Уже сейчас некоторые мегаполисы мира перенаселены. Муниципалитеты не всегда справляются с уборкой мусора, поставка коммунальных ресурсов и электроэнергии от района к району неоднородна и т.д. Чтобы предоставлять населению качественные городские услуги, администрации все чаще внедряют различные информационные системы.

Этот термин, наряду с термином «умный город», предлагают использовать аналитики PwC. Однако и тут существует проблема: нет единого стандарта или эталона, по которому можно было бы однозначно определить, насколько город хорошо или плохо управляется данными. Эксперты объясняют это тем, что технологический ландшафт мегаполисов постоянно меняется, разнородной информации, которая становится базой для реализации концепции DDC, становится все больше.

Большие данные для государства

Большинство российских ведомств уже накопили достаточно большие массивы данных и теперь могут использовать их потенциал для повышения качества принимаемых решений. За последние годы для повышения безопасности в России реализован ряд инфраструктурных проектов, которые связаны, в первую очередь, с установкой камер видеонаблюдения. Однако данные, поступающие с камер – это только один канал данных. Качественное повышение уровня безопасности требует перехода к про-активной деятельности, позволяющей спрогнозировать преступление и заранее спланировать распределение ресурсов для его предотвращения. Это возможно при анализе исторических данных о прецедентах для построения профилей риска – условий, при которых воспроизводится то или иное событие или совершается преступление. Построение таких профилей возможно с помощью моделирования зависимости между набором характеристик, описывающих объект, и исследуемым явлением[4].

Смотрите статью Большие данные (Big Data).

Стандарты ISO 37120:2014 и 37151:2015

При государственной поддержке модернизации инфраструктуры компании получают возможность инвестировать в коммерчески выгодные проекты. Проекты в рамках концепции умного города могут стать примером эффективной реализации государственно-частного партнерства. В 2014-2015 гг. разработаны ISO-стандарты, в которых отмечено, что существует три уровня проектов: инфраструктурный уровень, уровень объектов и уровень городских услуг.

В стандартах определен перечень целевых показателей, измерение и контроль которых позволяет городам оценивать их развитие. ISO 37120:2014 «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни» регламентирует 46 обязательных и 56 вспомогательных показателей по 17 направлениям.

 
 

Стандарт ISO 37151:2015 «Интеллектуальные инфраструктуры коммунального хозяйства. Принципы и требования к системе рабочих показателей» содержит методику оценки производительности коммунальной инфраструктуры умных городов по 14 категориям основных потребностей сообщества (с точки зрения жителей, руководителей и окружающей среды).

Сбор данных от городов и их анализ осуществляет международная организация Всемирного совета по городским данным World Council on City Data (WCCD), выполняющая функции сертификации городов по соответствию ISO-стандартам.

Использование стандартов помогает количественно измерить состояние различных направлений в городах и определить проблемные области. Используя принятие решений, основанное на данных, города улучшают ключевые показатели и укрепляют позиции в международном реестре WCCD.

Метрики ISO-стандартов отражают работу на разных направлениях: повышение качества услуг, эффективности инфраструктуры и отдельных объектов. Это предполагает оптимизацию систем энергоснабжения, водоснабжения, общественного транспорта, освещения и т.д., что требует комплексного использования аналитики.

Россия

Основная статья: Умный город: развитие в России

Казахстан

Астана

Системы видеонаблюдения на дорогах

Городские власти Астаны для реализации проекта «безопасный город» привлекли в 20147 году частного инвестора, в роли которого выступят такие ИТ-компании, как «Коркем Телеком», Open Technologies Group и The One Capital. На установку 10 000 видеокамер, с помощью которых будут фиксироваться нарушения ПДД на дорогах Астаны, консорциум выделит 8,4 млрд тенге (около $25 млн), пишет informburo.kz[5].

Согласно проекту, системы видеонаблюдения с фиксацией нарушений ПДД заработают на всех перекрестках столицы. По словам начальника местной полицейской службы ДВД Астаны Бакытжана Малыбаева, в первую очередь ввод централизованной системы видеонаблюдения на дорогах будет способствовать выявлению нарушителей ПДД с иностранными номерами.

Глава «Коркем Телеком» Кайрат Ахметов уверил, что устанавливаемое оборудование в состоянии распознавать все типы номерных знаков, в том числе и зарубежные. «Технологически мы сделали все инструменты для повышения сбора штрафов. На планшеты полицейских будут присылаться списки злостных неплательщиков. Мы верим в то, что грамотное и законное использование технологий позволит повысить дисциплину на дорогах», – подчеркнул он.

Решение об установке системы видеонаблюдения было принято маслихатом Астаны 20 июля 2017 года. Депутаты тогда единогласно поддержали проект. Основную нагрузку по финансированию взял на себя консорциум ИТ-компаний, а функционирование Центра оперативного управления (ЦОУ), обеспечивающего работу системы, будет осуществляться за счет собранных штрафов.

Умное уличное освещение

Столица Казахстана получит системы умного уличного освещения уже в 2017 году, сообщает агентство «Хабар». Ожидается, что около 90% освещения в Астане станет интеллектуальным, благодаря чему станут доступны ещё 10 дополнительных услуг умного города. Как рассказал в ноябре глава города Асет Исекешев, на 2017 администрация планирует установить 25 тысяч современных энергоэффективных ламп, что может снизить траты на электроэнергию более чем на 60 %[6].

По словам Исекешева, важность проекта заключается и в том, что создаётся новая городская инфрастуктура. Так, после замены ламп, фонари могут быть оснащены датчиками для сбора различных данных о городском трафике, экологическом состоянии окружающей среды. Исекешев также отметил, что проекты реализуют на деньги частных инвесторов.

Акимат Актюбинской области

2 февраля 2017 года корпорация Ростех объявила о подписании меморандума о стратегическом сотрудничестве между «Русинформэкспорт» и Акиматом Актюбинской области на разработку целевой модели Умного города.

Киргизия. Бишкек

В начале 2018 года Правительство Киргизии и китайская корпорация Huawei подписали соглашение о реализации проекта «Умный город». Об этом пишет «Интерфакс». Соответствующие системы установят в городах Бишкек и Ош, а также на трех автомобильных трассах на территории страны.

Помимо прочего соглашение предполагает установку систем обзорного наблюдения «Антитеррор» и комплексов автоматической фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Реализация проекта займет примерно полтора года. В частности, системы фиксации нарушений ПДД установят на 70 перекрестках.

Инвестиции Huawei составят 60 млн долл. Возместить корпорации затраты планируется примерно за пять лет в том числе за счет оплаты штрафов. «Предварительный анализ показал, что мы отобьем раньше этого срока, но мы перестраховались», — отметил премьер-министр Киргизии Сапар Исаков (цитата по ИА «Кабар»).

Узбекистан. Ташкент

2017

К 2023 году все населенные пункты Узбекистана будут безопасными

В Ташкенте работает один из проектов «Безопасного города»: на 120 перекрестках работают «умные» камеры видеонаблюдения, фиксирующие нарушения. Информация с камер передается в центр мониторинга правонарушений, который заработал в июле 2017 года. До 2019 года этот проект полностью охватит Ташкент, а затем и регионы[7].

Дальнейшим развитие программного комплекса займется Центр информационной безопасности и содействия в обеспечении общественного порядка. Также будет создана должность замминистра по развитию ИКТ, ответственного за реализацию проектов «Безопасный город».

Первый этап проекта будет реализован в 2017–2019 годах. За это время планируется создать системы видеоаналитики, установить видеонаблюдение и автоматизировать прием сообщений о происшествиях в Ташкенте. В 2019–2021 годах «Безопасный город» будет внедрен во всех областных центрах, а в 2021–2023 годах – охватит всю страну.

Комплекс будет интегрирован с информационными системами госорганов, системами видеонаблюдения, датчиков аналитики, центрами обработки данных. Будет создана Единая диспетчерская служба для МВД, МЧС, скорой помощи, пожарной безопасности, которая будет принимать звонки по номеру 112 и сигналы SOS-кнопок, и решать, кого вызвать на место происшествия. Установка SOS-кнопок продолжится до 1 сентября 2019 года в Ташкенте, и до 2021 – во всех областях. Все происшествия, зафиксированные датчиками и видеокамерами, будут отражаться в ситуационном центре. Затем на интерактивной карте в онлайн-режиме можно будет анализировать состояние безопасности в столице.

До конца этого года в Ташкенте будет внедрена аналитическая система видеонаблюдения в общественном транспорте, а в 2018–2019 годах будут созданы парковки с онлайн-оплатой и системой распознавания номеров автомобилей.

IBM партнер правительства Узбекистана по внедрению «умных городов»

Помощь по развертыванию программы «умных городов» в Узбекистане окажет республике компания IBM Восточная Европа/Азия. Об этом сообщается летом 2017 года на официальном сайте Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Узбекистана.

Во время переговоров по налаживанию сотрудничества стороны определили в качестве основных направлений взаимодействия такие, как развитие технологии «умных городов», подготовка высококвалифицированных ИТ-специалистов, разработка программных продуктов, «облачные» технологии и поддержка и финансирование стартапов. Ожидается, что в скором времени будет подписано соответствующее соглашение между IBM Восточная Европа/Азия и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций республики.

В июле 2017 года Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Узбекистана подписало меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве с компанией SAP CIS (САП СНГ). Документ позволяет вендору обучать специалистов и участвовать в проектах по улучшению условий для развития информационных технологий в республике. Сама же компания может рассчитывать на льготы, которые определены указом президента «О мерах по коренному улучшению условий для развития отрасли информационных технологий в республике»[8].

Столицу Узбекистана превратят в «безопасный город»

В июле 2017 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выступил с предложением превратить столицу страны в «безопасный город». В ближайшее время правительством будет подготовлено постановление о создании нового подразделения в структуре МВД республики, которое будет работать с системами видеонаблюдения, установленными в общественных местах.[9]

В обращении к главе МВД президент подчеркнул: «Вы создадите одну систему, которая будет выполнять концепцию "Ташкент — безопасный город". Один заместитель министра и его команда будут заниматься исключительно этим делом. В Ташкенте с 1 сентября 2017 года по 2019 год будет проводиться эксперимент. В Пекине создали такую отличную систему, они близки к нашему менталитету».

По словам главы государства, апробация центра управления будет проходить в течение двух лет, а затем систему планируется внедрить во всех городах страны. Ташкентский университет информационных технологий и Университет Инха в столице Узбекистана будут готовить специалистов соответствующей квалификации для работы в этой структуре.

Азербайджан. Баку

Проект «Умный город» развернут в Баку компания Huawei и министерство транспорта, связи и высоких технологий Азербайджана. Об этом заявил на пресс-конференции 18 марта 2017 года вице-президент Huawei по центральной Азии и региону Кавказа Марко Ху. Он отметил: «В Азербайджане разработана Концепция развития «Азербайджан – 2020: взгляд в будущее» и стратегическая дорожная карта по развитию телекоммуникационных и информационных технологий. Мы как компания также стараемся внести свой вклад в превращение республики в регионального лидера»[10].

Так, уже запущенный в столице Азербайджана проект «Общественный Wi-Fi» послужил началом для внедрения «Умного города». Роль, которую преследует компания Huawei, заключается в том, чтобы помочь Минсвязи республики в становлении проекта. «В последующие этапы будут реализованы такие компоненты как «Умный транспорт», «Умный порт», «Умная торговля» и т.д., по каждому из которых имеются конкретные решения, которые будут внедряться поэтапно», – сказал Марко Ху.

Грузия. Батуми

Осенью 2016 года стало известно, что в грузинском Батуми планируется внедрить систему «умный город», которая будет мониторить климатическое состояние в городе и давать рекомендации в случаях ухудшения погодных условий[11].

Батуми станет одним из первых «умных городов» в мире, в котором с помощью системы мониторинга климатического состояния можно будет планировать архитектурное развитие города, прогнозировать риск природных катаклизмов, улучшать туристическую инфраструктуру города, информировать водителей об изменении дорожной обстановки из-за погодных условий, а также развивать агропромышленный сектор.

Семь синоптических автоматических центров управления уже установлены в Батуми и его окрестностях. Именно они будут аккумулировать весь спектр погодных данных и формировать различные прогнозы, а также через специально разработанную систему предупреждений для служб и районных администраций информировать о приближающейся метеорологической опасности.

Власти города осуществляют этот проект совместно с некоммерческой организацией Your Forest.

Сингапур. Smart Nation

В октябре 2017 года Игорь Шувалов заместитель премьер-министра отметил, что опыт Сингапура важен для России прежде всего в области создания безопасной и комфортной городской среды, повышения качества городских услуг и жизни горожан. Российские города активно перенимают стандарты по образованию и здравоохранению, принятые в уникальном городе-государстве.
«Так случилось, что начиная с 1998 года я регулярно посещаю Сингапур и не могу не отметить, что сегодня взаимодействие России и Сингапура вышло на новый уровень. Мы достигаем взаимного обогащения. При этом есть сферы, в частности, налоговая, в которых Россия выходит на ведущие позиции, устанавливая высокие стандарты», – отметил первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

В 2014 году правительство Сингапура начало реализацию проекта Smart Nation, объединяющего чиновников, предпринимателей и ученых. Проект должен стимулировать внедрение инноваций в правительственный сектор, улучшать качество государственных услуг и налаживать связь с гражданами. Один из авторов проекта «Умная нация», генеральный директор GovTech – правительственного технологического агентства Сингапура – Жаклин По в ходе панельной дискуссии рассказала, как программа Smart Nation позволяет «умным» идеям служить нации.

По словам госпожи По, «Умная нация» предполагает, что все – экономика, правительство и общество – должно стать цифровым. В электронную форму переводятся все документы и платежи. На единой платформе оказываются услуги в области здравоохранения, образования и других сферах. «Сегодня мы вступаем в четвертую промышленную революцию, движущей силой которой является искусственный интеллект», – отметила Жаклин По.

Британия. Лондон

  • В Лондоне пожарная служба использует социально-демографические данные для оценки и профилактики пожарных рисков. Такие показатели жителей как возраст, образование, доход, тип занятости, тип жилья и другие позволяют построить предиктивную модель, повышающую качество оценок риска пожара по районам города.
  • Инициатива Smart London провозглашена администрацией города в 2013 году. Благодаря ей развиваются многие сектора городского хозяйства, а особенно – транспортная отрасль. Управление транспорта столицы Великобритании, получая разнородные данные, составляет оптимальные маршруты для городского транспорта и своевременно оповещает население об изменении в маршрутах движения, о дорожных работах и чрезвычайных ситуациях. Аналитики PwC отмечают, что лондонцам доступно несколько десятков мобильных сервисов для пассажиров.
  • На 1 кв. км. Лондона приходится свыше 300 камер наружного видеонаблюдения. Статистическая аналитическая система (САС) помогает в предугадывании пожароопасной обстановки. Статический анализ, который лежит в основе САС, помогает обнаруживать наиболее незащищенные от огня здания и неблагополучные семьи. Демографические, геологические, исторические и другие данные (рассматривается 60 критериев) используются при моделировании каждого района. Это существенно сократило случаи возгораний жилых построек.
  • Управление транспорта Лондона (Transport for London – TfL) на основе этих данных планирует городские маршруты и информирует горожан о проведении ремонтных работ и других внештатных ситуациях. Открытые данные о транспортной ситуации позволили многим независимым разработчикам прийти на этот рынок. В Лондоне действует с десяток приложений и онлайн-сервисов для пассажиров. Они помогают ориентироваться в непростой схеме уличного транспорта, удобно планировать поездки и просто не опоздать на свой поезд.
  • В Лондоне также внедрена система предсказания пожаров, схожая с нью-йоркской. Здесь она называется «Статистическая аналитическая система» – SAS. Она позволяет выявлять при помощи статистического анализа наиболее пожароопасные дома. Моделирование каждого района города проводится с учетом порядка 60 критериев, включая демографические, геологические и исторические данные. Это позволило значительно сократить количество пожаров. Так что жители Лондона могут не бояться повторения инцидента 1666 года.

США. Нью-Йорк

  • Единую систему анализа данных, используемую особым департаментом администрации правительства Нью-Йорка (MODA), аналитики PwC ставят в пример другим мегаполисам, управляемым данными. Комплекс датчиков, инсталлированный по городу, обнаруживает и определяет вибрации от выстрелов оружия. Полиция тотчас же получает информацию о районе стрельбы и отправляется на место происшествия.
  • Система предугадывания пожаров в североамериканском мегаполисе использует анализ Big Data. Для прогнозирования задействуются как свежие, так и исторические данные, например, то, насколько часто и в какое время года в каждом рассматриваемом квадрате случаются пожары. Система позволила на 70% увеличить эффективность проверок объектов на предмет соблюдения противопожарных норм.
  • Ежедневно в этом североамериканском мегаполисе собирается 10,5 тыс. тонн бытовых и 13 тыс. тонн промышленных отходов. Чтобы справится с таким объемом, задействована BigBelly – система, управляющая эффективной утилизацией отходов. Она определяет, на каких улицах больше всего скапливается мусора и успевают ли коммунальные службы его убирать. Это позволяет сэкономить человеческие и материальные ресурсы.
  • В «Большом Яблоке» хорошо развиты и медицинские технологии. Власти Нью-Йорка вместе с компанией IBM внедрили проект Watson Health. Он позволяет собирать и обрабатывать данные о состоянии здоровья горожан с разных носимых устройств – фитнес-браслетов, умных часов, сенсоров. Анализ этих данных позволяет врачам более точно диагностировать болезни и, соответственно, лучше их лечить.

Канада. Торонто

2019: Решение властей Торонто в 15 раз сократить площадь «умного города» Alphabet

Как стало известно 7 ноября 2019 года, муниципальные чиновники, отвечающие за развитие прибрежных территорий Торонто, приняли решение значительно сократить площадь «умного города» Sidewalk Labs. Изначально «дочка» американского ИТ-гиганта Alphabet планировала освоить около 77 га на берегу озера Онтарио, однако получила разрешение лишь на 5 га, пишет The New York Times. Подробнее здесь.

2017: Alphabet выиграл конкурс на «инновационное благоустройство» территории у озера Онтарио

Холдинг Alphabet Inc, которому принадлежит поисковая система Google, выиграл в 2017 году конкурс на «инновационное благоустройство» территории на берегу озера Онтарио в канадском Торонто. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на Financial Times. Проект обойдется компании в 1 млрд долл. Еще 1,25 млрд выделят власти Торонто.

Пилотный проект «инновационного обустройства» будет реализован на участке в 5 га с перспективой расширения до 323 га (3,2 кв. км). Здесь, в частности, появится беспилотный общественный транспорт, адаптивные светофоры, роботы-курьеры и энергоэффективные, но доступные по стоимости модульные дома.

«Это тестовая площадка для новых технологий, которая поможет нам строить более чистые, умные, экологичные города», — прокомментировал создание «умного района» в Торонто премьер-министр Канады Джастин Трюдо. «Для нас это не просто случайный проект. Это результат почти десятилетия размышлений о том, как технологии могут изменить человеческие жизни», — отметил в свою очередь председатель совета директоров Alphabet Эрик Шмидт
.

Точные сроки реализации проекта пока неизвестны. Их определят на начальном этапе планирования и тестирования технологий. Затраты на эти цели составят 50 млн долл.

Подробнее смотрите Alphabet: Строительство высокотехнологичного района

Австралия. Сидней

  • В столице Австралии для определения степени загруженности автомобильных трасс используется система SCATS. Она вычисляет плотность загрузки дорог с помощью вмонтированных в полотно датчиков и сенсоров. Информация поступает в специальные ЦОД, которые, анализируя данные системы, самостоятельно управляют светофорами. В результате протяженность пробок сократилась на 40%, время в пути – на 20%, объем сжигаемого топлива – на 12%, а объем выхлопных газов – на 7%. В Австралии к системе SCATS подключено большинство перекрестков – около 11 тысяч. По данным властей штата Новый Южный Уэльс, использование адаптивной системы регулирования позволило сократить опоздание машин на 20%, пробки – на 40%, а количество сжигаемого в Сиднее топлива упало на 12%. Соответственно, на 7% сократился объем выхлопных газов.
  • Онлайн-сервисы позволяют австралийцам узнавать о состоянии воздуха благодаря интеграции данных систем мониторинга атмосферы с мобильными сервисами. Этот проект пилотный и запущен лишь в одном районе Сиднея. За предоставление информации отвечают четырнадцать датчиков, которые передают данные круглосуточно. Системе под силу определить химический состав и содержание вредных частиц в воздухе.
  • Мониторинг состояния городской атмосферы – еще один конек Сиднея. Национальный центр ИКТ Австралии (NICTA) и Департамент защиты окружающей среды штата Новый Южный Уэльс (NSW EPA) запустили пилотный проект по измерению загрязненности воздуха в области Хантер-Вэлли (Hunter Valley). Здесь установили 14 датчиков, которые собирают данные о состоянии воздуха в круглосуточном режиме. Они могут определять содержание озона, двуокиси азота, угарного газа, диоксида серы и твердых частиц, а также измерять показатель прозрачности воздуха. На основании этих данных специальный алгоритм вычисляет индекс качества воздуха (AQI – air quality index). По этому индексу можно прогнозировать уровень загрязнения атмосферы в разных частях штата. Информация эта открыта, так что о состоянии воздуха в городе жители Сиднея могут узнать так же, как о прогнозе погоды – с компьютеров или смартфонов.

Испания

Мадрид

Мадрид входит в пятерку наиболее густо населенных муниципалитетов Европы. Для справки, город производит порядка 1 млн тонн бытовых отходов в год, а его жители потребляют около 15 млн кубометров воды за 12 месяцев. Кроме того, город занимается управлением множественными имущественными активами, например, собственным парком из 1,7 млн транспортных единиц, более чем 250 тыс. осветительных приборов, а также следит за состоянием 287 тыс. деревьев.

В июле 2014 г. стало известно о том, что Мадрид будет использовать технологии IBM Smarter Cities для улучшения работы сервисов, предоставляемых гражданам городской администрацией, а также работы инструментов коммуникации и взаимодействия с жителями. Подразделение IBM, INSA, утверждает, что данный проект является крупнейшим в области создания сервисной экосистемы в Испании, главная его цель состоит "в улучшении городской жизни для всего трехмиллионного населения Мадрида".

Стоимость проекта - 14,7 млн евро, основу внедряемых решений составят технологии для анализа и управления большими данными. С их помощью городская администрация будет управлять работой с каждым сервис-провайдером и соответствующим образом оплачивать ее в зависимости от уровня услуг. Речь идет о подрядчиках администрации, которые следят за состоянием улиц, освещением, ирригацией, зелеными насаждениями, осуществляют уборку территории и вывоз, а также переработку мусора.

Смотрите также: Зачем Мадриду аналитика и большие данные?

В городе реализуется более 80 «умных» инициатив от прикладного портала до схем поощрения краткосрочного пользования свободными городскими землями. В Барселоне информация со всех городских датчиков, а их насчитывается более 600, собирается специальной интегрированной платформой Sentilo.

Эти данные – открытые, а на их основе городские власти планируют застройку городской черты, прокладку автотрасс и инженерных коммуникаций.

Система сбора мусора в этом мегаполисе также отличается интеллектом. Ультразвуковые сенсоры, вмонтированные в мусорные контейнеры, оповестят коммунальные службы, что пора приступать к вывозу отходов. Система самостоятельно рассчитывает график передвижения коммунального спецтранспорта, чтобы сэкономить топливо, человеческие ресурсы и своевременно вывозить отходы.

За последнее время благодаря усовершенствованию систем видеонаблюдения улучшилась безопасность жителей города. По официальным данным, в городе отмечен спад криминальной активности, при этом доля краж, на которые в 2014 г. приходилось более половины всех преступлений, за год упала на 30,2%.

Барселона

  • Столица Каталонии активно внедряет решения, основанные на данных. Это единственный город, где создана и действует общая платформа для сбора показаний со всех датчиков. Интегрированная система Sentilo (в переводе с языка эсперанто – «сенсор») объединяет приборы наблюдения водоснабжения, света, энергетики, дорожной обстановки, уровня шума и т.д. – всего около 550 датчиков, которые собирают информацию об обстановке в городе. Все данные открытые. Так что они не только помогают властям планировать городскую застройку, прокладку новых дорог и инженерных коммуникаций, но и являются хорошей основной для разработок независимых коммерческих компаний.
  • В Барселоне внедрена передовая система умного сбора мусора. Контейнеры оборудованы ультразвуковыми сенсорами, которые подают сигнал, когда контейнер полон. Мусороуборочные машины приходят по графику, составленному с помощью этой системы, что позволяет значительно экономить топливо и рабочее время.
  • Барселона занимает второе место после Нью-Йорка по уровню развития городской сети Wi-Fi. В городе установлено 590 точек доступа, в том числе 220 – в городских парках. К концу этого года точками доступа оснастят городской транспорт. В итоге в городе будет уже более 1500 точек доступа, что выведен Барселону в безусловные лидеры рейтинга.
  • В целом эксперты PwC отмечают высокий уровень готовности Барселоны к внедрению систем умного города. Для этого здесь есть и система сбора данных, и мощные центры их обработки, но главное – хорошо развитые центры компетенции: университеты и исследовательские институты.

Бразилия. Рио-де-Жанейро

Показателен опыт внедрения решений Smarter Cities в Рио-де-Жанейро. Решение о необходимости организации в городе Rio Operations Center возникло после очередного схода селя с холма, на котором располагались часть городских районов. В связи с сильными ливнями сели сходили довольно часто, но один из них оказался особенно разрушительным, погибло много людей, оказались уничтожены дома. По договоренности с IBM городская администрация приняла решение организовать центр, в который стекалась бы информация о погоде, состоянии почв, ситуации на дорогах и т.д. – всего в центр поставлялись данные более 30-ти ведомств и, соответственно, появилась возможность обеспечить обратную связь, связав между собой все эти ведомства.

Теперь при получении информации о приближающемся сильном ливне городские службы точно знают, на какой участок нужно послать максимальное количество спасателей, где нужно быстро организовать эвакуацию людей, какие пути лучше использовать и т.д.

В ноябре 2011 года система была еще усовершенствована: система оповещения городских властей и аварийных служб об изменении погодных условий была автоматизирована (до этого оповещения рассылались вручную). Кроме того, информация из Rio Operations Center ежедневно публикуется в социальных сетях и рассылается на мобильные устройства пользователей. Кроме того, на Facebook и Twitter публикуется постоянно обновляемые метеосводки, состояние на дорогах и другая полезная информация.

Смотрите также: IBM Smarter Cities (Разумные города)

Катар. Доха

2 марта 2017 года компания Orange Business Services сообщила о многомиллионном контракте, который она заключила с компанией MEEZA на создание «умных сервисов» и приложений для района Мшейреб (Msheireb) в Дохе. В районе Мшейреб реализуется проект «умного города». Предполагается, что в результате реконструкции района там будет работать более 500 тыс. датчиков, подключенных и управляемых набором приложений. Подробнее о проекте смотрите - Meeza начала проект создания «умного города».

Саудовская Аравия. Новый город Neom

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед Салман аль Сауд объявил в октябре 2017 года о строительстве нового супергорода, который называют «самым амбициозным проектом в истории». Государство планирует потратить на его возведение 500 миллиардов долларов и активно ищет инвесторов, обещая создать с нуля на пустующей земле высокотехнологичное поселение нового типа с собственными законами. Называться оно будет Neom. Российский фонд прямых инвестиций пообещал поучаствовать в проекте[12].

Основная статья: Неом (NEOM)

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) станет одним из соинвесторов строительства «мегаполиса будущего» Neom в Саудовской Аравии. Об этом заявил гендиректор фонда Кирилл Дмитриев, пишет ТАСС. «РФПИ вместе с партнерами готовы инвестировать в этот проект несколько миллиардов долларов», — пояснил Дмитриев.

Конкретные объекты вложений фонд видит в солнечной энергетике, здравоохранении, возведении портовой инфраструктуры и в сфере искусственного интеллекта. Отдельно Дмитриев выделил высокоскоростной транспорт, в частности, проект Hyperloop. Напомним сопредседателем совета директоров ведущей инновационной компании по строительству таких трасс Hyperloop One стал российский миллиардер Зиявудин Магомедов. Также фонд намерен привлекать к реализации проекта ведущие отечественные компании, работающие в сфере высоких технологий, добавил Дмитриев. О каких именно компаниях идет речь, пока не ясно.

Новый город Neom предлагается построить на участке земли площадью 25 тысяч квадратных километров (площадь, скажем, Нью-Йорка — 1200 квадратных километров) на берегу Красного моря у границ Саудовской Аравии, Иордании и Египта. В описании проекта говорится, что город расположится на территории всех трех стран, хотя пока ни Каир, ни Амман эти планы не комментировали.

Город будет получать электричество за счет солнечных батарей и других возобновляемых источников энергии. Ученые нового города разработают новые способы хранения природных ресурсов и энергии — как на основе существующих технологий, так и с помощью тех, о которых мир пока не слышал.

В Neom будет полностью экологичный транспорт, а сам город станет связующим звеном между Африкой и Азией. Город будет обеспечивать себя едой за счет новых технологий, а также ферм с использованием морской воды. Научные лаборатории Neom сфокусируются на разработке биотехнологий и инновационных способов производства. Предполагается, что город привлечет таланты из всех сфер, включая искусство.

В презентации отмечают, что участок земли, предполагаемый под строительство города, удачен с точки зрения климата, поскольку средняя температура тут на 10 градусов ниже, чем на остальной территории стран Персидского залива. Прохладный ветер с Красного моря делает климат приятным, это «идеалистическая и мирная пустыня».

Предполагается, что Neom будет своего рода государством в государстве, или даже независимым образованием с собственными законами и налоговыми правилами и «электронным правительством»; основной целью проекта названо создание «идеалистического общества».

Как это все будет реализовываться, нет ни малейшего представления. Neom прямо сейчас — это список обещаний, оформленных в красивые слайды, без пояснений, как эти обещания выполнить. Не очень ясна ситуация и с инвесторами; пока об участии в проекте заявил Российский фонд прямых инвестиций — но на каких условиях, не сообщается.

ОАЭ. Абу-Даби

11 декабря 2018 года компания Software AG объявила об завершении широкомасштабного проекта «Умный город», который выполнялся совместно с партнером — компанией Technology Strategies Middle East (TSME). Местом реализации проекта стал город Абу-Даби — столица Объединенных Арабских Эмиратов, а в качестве базовой IoT-платформы была выбрана платформа Cumulocity IoT. Подробнее здесь.

Нидерланды

В апреле 2014 года Нидерланды в качестве эксперимента создали участок дороги длинной около 500 метров, который, по словам разработчиков, стал прототипом автострады нового поколения. Особенностью автострады стали светодиодные лампы, которые заражаются с помощью миниатюрных солнечных батарей, установленных прямо на дороге, и специальных «ветряков». Такой способ организации освещения избавляет дорожные службы от необходимости тянуть электрические кабели до опор. При этом лампы загораются только в момент приближения автомобилей, а в остальное время — горят с минимальной мощностью.[13]

Проект Умной дороги в Нидерландах. Источник: novate.ru
Проект Умной дороги в Нидерландах. Источник: novate.ru

Помимо светодиодных ламп, на дороге используется специальная разметка, которая выполнена с помощью флуоресцентной краски. Это позволяет ей «заряжаться» от дневного света и светиться на протяжении всей ночи. На обочинах разработчики нарисовали специальные снежинки, которые начинают светиться при низкой температуре, что позволяет проинформировать водителей о гололеде.

Реакция Умной дороги на гололёд. Источник: novate.ru
Реакция Умной дороги на гололёд. Источник: novate.ru

Израиль. Тель-Авив

В Тель-Авиве решили в 2016 году построить дорогу, которая будет способна заряжать электромобили прямо по ходу движения. Как известно, самым большим недостатком таких авто является постоянная необходимость в подзарядке. По задумке израильских ученых, энергия будет вырабатываться с помощью специального дорожного полотна. Для этого при прокладке дорог предполагается использовать специальную машину, которая будет рыть небольшие траншеи глубиной около 8 см для индукционных катушек. Далее траншея будет заливаться асфальтом, поле чего установленные в ней катушки начнут взаимодействовать с проезжающими автомобилями, передавая им электроэнергию. Предполагается, что излучение от катушек не будет превышать 25 см — этого будет достаточно, чтобы «достать» до автомобиля, и, в то же время, мало, чтобы навредить здоровью водителя.

«Энергетическая» полоса. Источник: sc-os.ru
«Энергетическая» полоса. Источник: sc-os.ru

Компания Electroad уже провела комплексное тестирование решения в своих лабораториях. На первом этапе «энергетическую» полосу планируется создать для общественного транспорта. Далее будут модифицированы другие участки дорог. По убеждению специалистов Electroad, разработанная технология имеет ряд преимуществ, чтобы стать основой для построения дорожно-транспортной инфраструктуры ближайшего будущего. Так, вес батареи электрического автобуса может составлять до 5 тонн, а стоимость — несколько сот тысяч долларов. При этом дальность поездки такого автобуса все равно будет ограничена емкостью батареи. Решение Electroad позволяет сделать электрические автобусы легче и повысить максимальную дальность поездок.

Япония. Super Smart Society 5.0

По данным на 2017 год, в Японии реализуется масштабная долгосрочная стратегия реформирования общества Super Smart Society, или Society 5.0 («Общество 5.0»), разработанная правительством страны в ответ на актуальные вызовы ее развитию, например, старение населения.

«Общество 5.0» предполагает активное использование передовых технологических достижений, в том числе индустриального интернета вещей, роботизации и искусственного интеллекта, в повседневной жизни человека, производстве, здравоохранении и других областях.

По состоянию на октябрь 2017 года, одним из важнейших инструментов построения комфортного и безопасного общества в рамках реализации стратегии «Общество 5.0» в Японии является разработка и внедрение инновационных технологий в сфере автономного вождения.

Общие новости и исследования

2019

Эксперты назвали главные киберугрозы для «умного города»

В 2024 году на финансовые, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и оборонную промышленность будет приходиться 56% от прогнозируемых общих затрат на кибербезопасность критической инфраструктуры США. На предприятия электроэнергетической промышленности, здравоохранение, транспортный сектор и системы очистки воды придутся оставшиеся 44%.

Как считают[14] специалисты компании ABI Research, из-за недостатка финансирования вышеописанные отрасли будут чрезвычайно уязвимы к кибератакам. В частности, под угрозой могут оказаться «умные города»[15].

По подсчетам экспертов, к 2024 году число территориально-распределенных сетей «умных городов» будет составлять порядка 1,3 млрд. Почти половина из них будут представлять собой LPWA-LTE и LPWA.

Ряд протоколов LPWA, например NB-IoT, пытаются решить хотя бы некоторые проблемы безопасности. Однако главной целью этих легких сотовых протоколов является снижение стоимости полосы пропускания, увеличение покрытия и уменьшение задержек, и они попросту не способны справиться с возросшим числом киберугроз в сфере «умного города».

«`Умные города` все чаще подвергаются различным угрозам. Сюда входят сложные кибератаки на критическую инфраструктуру путем остановки работы АСУ ТП, использование не по назначению энергоэффективных сетей дальнего радиуса действия LPWAN, взлом коммуникаций между устройствами, блокировка систем с помощью вымогательского ПО, изменение данных датчиков (например, аварийных систем) с целью вызвать массовую панику, похищение данных граждан, пациентов и потребителей, персонально идентифицируемой информации и пр.», - отметил аналитик ABI Research Димитрос Павлакис (Dimitrios Pavlakis).

Среди ключевых факторов, способствующих росту киберугроз в экосистемах «умного города», Павлакис назвал недостаток криптографических средств защиты, ненадлежащее управление ключами шифрования, использование машинного обучения с вредоносной целью, недостаток знаний о методах социальной инженерии и отсутствие защиты от DDoS-атак.

Концепция "умного" города от датского министра: у людей не будет ни собственности, ни приватности

Выступая на сессии Мирового экономического форума, министр экологии Дании Ида Аукен (Ida Auken) заявила, что к 2030 году приватность полностью исчезнет из человеческой жизни. По ее мнению, не будет собственности, личного транспорта, привычной работы и загрязнения окружающей среды. О таком прогнозе стало известно в апреле 2019 года.

Ида Аукен считает, что 2030 году жители городов не будут платить за аренду квартиры, потому что во время отсутствия владельца недвижимости пространство будут использовать другие люди.

Миинистр экологии Дании Ида Аукен считает, что к 2030 году у людей не будет собственности, личного транспорта, привычной работы и загрязнения окружающей среды
Миинистр экологии Дании Ида Аукен считает, что к 2030 году у людей не будет собственности, личного транспорта, привычной работы и загрязнения окружающей среды
«
Например, когда я ухожу, в моей гостиной проходят деловые встречи, — сообщила она.
»

Помимо жилья, люди смогут бесплатно пользоваться и транспортом — беспилотниками или летающими машинами, а личный автомобиль станет бессмысленной вещью. На дорогах не будет пробок. Объем «традиционной работы» благодаря роботам и искусственному интеллекту сократится, и люди смогут лучше питаться, высыпаться и больше общаться друг с другом, уверена министр.

По ее мнению, в городах будут повсюду деревья и зелёные зоны, так как все поймут важность их наличия. Отпадёт смысл заполнять свободную территорию бетоном.

Работать можно будет в любое, удобное для себя время. И она будет направлена на созидание, развитие человека.

«
Мы потеряли много сил и времени, чтобы понять ценность данного способа жизни, — считает Ида Аукен.
»

По мнению датского министра, образ жизни позволит человечеству избавиться от таких серьезных проблем, как изменение климата, миграционный кризис, ухудшение экологии, безработица и перенаселение городов.

Люди перестанут ходить в магазины, поскольку компьютерные алгоритмы помогут подбирать нужные товары, которые можно заказать в интернете, продолжает она.

«
Прежде все искали лишь развлечений, и люди не хотели забивать себе голову вопросами посложнее. Однако в последний момент мы все же поняли, как использовать технологии себе во благо, а не просто чтобы убивать время, — подчеркнула Аукен.[16]
»

2018

Frost & Sullivan: Умные города к 2025 г. будут стоить $2 трлн

Суммарная рыночная стоимость умных городов к 2025 г. превысит отметку в $2 трлн. Такие данные содержатся в исследовании компании Frost & Sullivan, посвященном тенденциям в сфере искусственного интеллекта (ИИ). По мнению аналитиков, именно ИИ станет одной из краеугольных технологий, используемых при построении умных городов, наряду с персонализированным здравоохранением, робототехникой, распределенной энергией и передовыми системами помощи водителям.

«Создание умных городов — одно из ключевых направлений цифровой экономики во всем мире. Россия не является исключением: в конце 2017 года крупнейшие госкорпорации и образовательные учреждения подписали меморандум о создании 50 первых умных городов, в которых будет внедрен беспилотный транспорт, повышена эффективность ЖКХ и созданы благоприятные условия для развития инновационных компаний. Такой интерес вызван возможностями, которые открываются перед обществом в условиях технологичной городской инфраструктуры: это и повышение комфорта жизни, и экономия времени и ресурсов, например, электроэнергии и воды», — считает директор по технологиям Hitachi Vantara в регионе North EMEA Яхина Ирина[17].


Эксперты Frost & Sullivan отмечают, что сейчас наиболее удачный момент для активизации подобных технологических преобразований. Как минимум, это соотносится с выкладками, согласно которым к 2050 г. 80% населения развитых стран планеты будут жить в городах.

Больше всего умных городов создадут в Китае

Исследователи отмечают, что важным фактором создания умных городов станут не только различные инновации, но и привлечение к процессу самих граждан. На этом фоне различные эксперты предлагают начать широкое обсуждение в Китае между местными органами власти и населением. Во Frost & Sullivan отмечают, что эти призывы не случайны: более половины умных городов будут расположены в этой стране и к 2025 г. принесут экономике $320 млрд.

«Один из самых важных вопросов при проектировании умных городов — безопасность граждан. Уже сейчас в ИТ-сфере появляются решения, направленные на защиту общественного благополучия. Например, Hitachi Visualization Suite помогает предотвращать преступления, представляя более полную и точную картину того, что происходит в городе. А Hitachi Video Analytics (HVA) помогает организациям получать ценные инсайты о состоянии городского пространства, ситуации на дорогах и в аэропортах. Решения адаптируются и масштабируются по мере изменения потребностей города», — приводит примеры Ирина Яхина.

Согласно данным исследования, наибольшие инвестиции в проекты умных городов будут вложены в Европе. Но Северная Америка тоже не отстает — уже к 2020 г. объем рынка умных домов превысит $5 млрд. Аналитики отмечают, что еще одним регионом бурного роста станет Латинская Америка. Умные города уже готовы создавать в Мехика, Буэнос-Айресе, Сантьяго и Рио-де-Жанейро.

Исследование Juniper Research и Intel

Рейтинг от исследовательской компании Juniper Research и производителя процессоров Intel оценивает города по таким критериям, как успехи в интернет-технологиях, их влияние на жизнь людей, здравоохранение и инфраструктуру в целом.

Авторы рейтинга отметили, что интеллектуальная система управления транспортом в Сингапуре сокращает время простаивания в пробках на 60 часов в год в среднем для каждого водителя. Также Сингапур превзошел другие города по распространенности гаджетов среди пожилых людей. Это позволяет контролировать их состояние здоровья, продлевает жизнь и ее качество.

Второе место заняла мировая финансовая столица – Лондон. Далее следуют американские города: Нью-Йорк, Сан-Франциско и Чикаго. В десятку победителей, разумеется, вошли столицы Южной Кореи и Японии, причем Сеул опередил Токио. Из новичков в подобных рейтингах можно отметить Барселону – второй по численности испанский город. Он занял девятое место в рейтинге.

2017

Cisco представила программу финансирования «умных» городов на 1 млрд долларов

В городах, которые называют «умными», более чистый воздух, безопаснее улицы и выше общее качество жизни. В то же время многие из тех, кто отвечает за финансовые потоки, с трудом находят средства на финансирование преобразований, которые сделали бы их города «умными». Помогая справиться с бюджетными трудностями, Cisco предложила в ноябре 2017 года Программу ускорения финансирования городской инфраструктуры City Infrastructure Financing Acceleration Program[18] общим объемом 1 млрд долларов. Цель программы —сделать более доступными для городов в разных странах мира финансирование и внедрение технологий, которые будут способствовать преобразованиям.

Смотрите также Cisco Kinetic

Huawei сделает «умными» 60 городов

В рамках выставки Smart City Expo World Congress 2017, проходящей в Барселоне с 14 по 16 ноября 2017 года, компания Huawei представила ряд решений для реализации концепции «умного города». Также было заключены контракты на внедрение таких технологий в 60 городах мира.

Trend Micro: Основные киберугрозы умных городов

Securing smart cities
Securing smart cities

Trend Micro проанализировала, какие риски для кибербезопасности возникают при использовании умных технологий в критической инфраструктуре таких городов, а также – какие шаги необходимо предпринять, чтобы органы местного самоуправления и разработчики смогли сделать умные города безопаснее[19].

Основные выводы отчета:

  • К 2050 году 66% всех людей будут жить в городах. Урбанизация может вызвать нехватку энергии, привести к транспортному коллапсу, загрязнению окружающей среды и т.д. Для решения социальных, экономических и экологических проблем как государственный, так и частный сектор активно инвестируют в технологии умного города.
  • Глобальные инвестиции в умные города вырастут с $36,8 млрд в 2016 г. до $88,7 млрд к 2025 г.
  • Среди мотивов злоумышленников, которые побуждают их атаковать умные города: желание проверить свои хакерские способности, кража денег и личных данных пользователей, а также корпоративной информации; шпионаж или организация хактивистской кампании.
  • Среди целей хакеров при атаках на критическую инфраструктуру умных городов: намеренная организация ДТП, организация перебоев в подаче электроэнергии; кража личной информации пользователей, кража электроэнергии; перехват управления устройствами и системами; нарушение транспортной системы и другие.
  • Атака на умные города проходит в четыре этапа: статистический анализ (анализ устройств и систем, чьи уязвимости могут быть использованы), сканирование (обнаружение целей и точек входа), сбор информации (получение данных для доступа путем фишинга и т.п.), осуществление самой кибератаки.
  • Уязвимым местом умных городов является в том числе некорректное использование умных технологий на его территории. Общедоступные онлайн-платформы, такие как магазины приложений, например, могут быть заражены, если не обеспечить их должной защитой, а устройства с открытыми портами или бэкдорами могут быть легко обнаруженыи скомпрометированы.

Чтобы обеспечить безопасность умного города необходимо предпринять 10 шагов:

  • Проводить регулярный контроль качества и тестировать систему на предмет проникновения.
  • Уделять особое внимание вопросам безопасности в рамках соглашения об уровне услуг со всеми поставщиками и провайдерами.
  • Создать муниципальный центр реагирования на компьютерные инциденты (CERT) или создать команду компьютерной безопасности по реагированию на инциденты (CSIRT).
  • Обеспечить стабильное и безопасное обновление программного обеспечения.
  • Учитывать срок службы умной инфраструктуры.
  • Организовать обработку данных с учетом требований кибербезопасности.
  • Зашифровать, настроить аутентификацию и регулировать общественные каналы коммуникации.
  • Настроить функцию ручного управления.
  • Разработать отказоустойчивую систему.
  • Обеспечить непрерывное функционирование основных систем и услуг.

Bosch: Мобильные решения для мегаполисов

  • Будущее городской мобильности от Bosch: нулевые выбросы, отсутствие стресса и аварий на дорогах
  • Компания реализовала 14 пилотных проектов умных городов по всему миру

Bosch становится поставщиком мобильных сервисов для городских агломераций. В будущем компания сосредоточится на разработке и предоставлении мобильных решений для подключенных к Интернету умных городов. В мире наблюдается быстрорастущий спрос в области концептуальных транспортных решений для городской инфраструктуры. Мегаполисы по всему миру наполнены до отказа. Во многих локациях существует опасность полной остановки работы транспорта. Все больше и больше людей возвращаются в города или намерены жить там в будущем. К 2050 году в мегаполисах будет проживать более шести миллиардов человек – вдвое больше, чем сегодня. К тому времени трафик на улицах городов будет сформирован. С учетом того, что примерно две трети населения мира в 2050 году будут представлять собой городское население и с продолжающимся ростом урбанизации, будет увеличиваться и число проблем.

Кроме того, увеличение числа людей, находящихся в ограниченном пространстве, повлечет за собой усиление трафика, а значит ухудшение качества воздуха, уменьшение числа зеленых зон, увеличение шума и времени, которое жители будут тратить в пробках.

Подробнее смотрите Bosch Мобильные решения для мегаполисов

Government Technology: Плюсы и минусы будущих «умных» городов

В исследовании Government Technology, под названием «Эволюция умных городов и подключенных сообществ» (Evolution of Smart Cities and Connected Communities), Азия была названа в качестве глобального лидера по развитию «умных» городов будущего[20][21].

Ключевые факторы

Два ключевых фактора развития «умных» городов, по мнению авторов исследования, - это рост населения и продолжающаяся глобальная урбанизация. Все больше и больше людей выбирают городской образ жизни, а потому наблюдается все более острая необходимость в эффективности управления городами.

В исследовании приводятся данные о том, что проекты смарт-городов выросли на 30% с 2013 по 2016 года. Так что самое время заглянуть в будущее.

В то время как достаточно много говорилось о прогнозах опасностей «умных» домов, важно также оценить положительные и отрицательные стороны «умных» городов, особенно акцентировать свое внимание на проблемах их безопасности.

Чем выше уровень подключения, тем больше уязвимостей

Всегда первая проблема для правительств, частных компаний и общественности, когда речь заходит о чем-то «умном», - это, конечно, хакеры. Они способны нанести крупный ущерб компаниям, а также разрушить жизнь обычных людей.

Может ли хакер в будущем остановить работу городской инфраструктуры?

В 2015 году Цезарь Церрудо из IOActive Labs провел амбициозный эксперимент, чтобы показать уязвимость «умного» города перед хакерами.

Это немного напомнило ограбление по-итальянски или недавние инциденты с видеоиграми Watch Dogs компании Ubisoft: Церрудо прогуливался по улицам Вашингтона и «сканировал» местные датчики трафика, используемые для организации дорожного движения. Он обнаружил, что данные не были зашифрованы, а уровень защиты был далек от требуемого. Затем в лаборатории он взломал устройства и заявил, что ими можно манипулировать, чтобы изменить работу светофоров, в результате чего город может столкнуться с большими проблемами, а люди попасть в серьезные аварии.

«Эти проблемы с трафиком могут стать причиной реальных инцидентов, даже со смертельным исходом, в результате которых будут происходить несчастные случаи или будет затруднена работа скорой помощи, пожарных или полиции, которые спешат на срочный вызов», - сказал Церрудо.

Компания Sensys Networks, обслуживающая данные сенсоры, отреагировала на заявления Церрудо и обвинила его в преувеличениях, однако информации о такой потенциальной опасности было достаточно для того, чтобы власти Вашингтона решили проверить безопасность их системы управления дорожным движением.

Хорошо, что данная уязвимость была обнаружена человеком, который пытается помочь. Если бы на его месте был злоумышленник, то как он мог бы использовать данную информацию? В будущем этот вопрос все чаще и чаще придется решать органам власти и экспертам по безопасности: смарт-город с высоким уровнем подключений повышает вероятность того, что кто-то смог бы манипулировать целой инфраструктурой в том случае, если не будет обеспечен должный уровень безопасности.

Движение без водителей

Подключенные машины представляют наибольший интерес, потому что они являются одной из главных особенностей «умных» городов в будущем. Если все сделано правильно, то они могли бы ежедневно спасать тысячи жизней. Представьте себе будущее, где люди оглядываются на автомобили 21 века и удивляются, как их предки могли подвергать людей опасности, позволяя им вручную управлять автомобилями. Если удалить человеческий фактор из управления движением, то тысячи жертв ДТП, происходящих ежедневно, могут стать отдаленными воспоминаниями. Конечно, до такого будущего еще очень далеко.

Тем временем существуют серьезные риски, с которыми необходимо бороться. Раз хакеры могут проникнуть в IoT-системы городской инфраструктуры и вызвать проблемы, то они также могут манипулировать и чьим-нибудь автомобилем, находящимся в пути, что может привести к реальной опасности в реальном времени. Например, в 2015 году Fiat Chrysler пришлось отозвать 1,4 миллиона автомобилей после того, как два исследователя Крис Валашек и Чарли Миллер обнаружили, что они могут удаленно отключать тормоза у Jeep Cherokee и перехватить контроль над информационно-развлекательной системой Uconnect, установленной в автомобиле.

Впечатляет другая история: нечто подобное было произведено хакером, который на мгновенье смог перехватить управление коммерческим самолетом, в результате чего тот изменил свой курс. Крис Робертс из One World Labs сумел перехватить контроль над самолетом, когда он находился на борту самолета в качестве пассажира, подключившись через кабель к Seat Electronic Box, который находился у него под сиденьем, и тем самым проникнув в развлекательную систему самолета.

Робертс заявил в ФБР, что он взламывал самолеты от 15 до 20 раз, и что он хотел только выявить уязвимости, которые могли бы быть устранены.

Безопасность или контроль?

Приложения «умного» города уже стали использоваться для повышения безопасности людей во всем мире. Один из примеров тому – инициатива компании NEC, которая снизила уровень автомобильных краж в городе Тигре (Аргентина). В Тигре использовался высокоточный анализ в режиме реального времени с технологией распознавания лиц для идентификации преступников и даже для обнаружения подозрительного поведения людей. «Городская система видеонаблюдения» на 80% сократила количество краж автомобилей в городе после того, как она была внедрена.

Конечно, распознавание лиц может сделать мир намного более безопасным. Хотя тут есть один нюанс. Какие возможности мы хотим передать в руки органов власти? Wikileaks подчеркивают, что за последние несколько лет вопросы онлайн-конфиденциальности стали очень актуальными, и тут есть масса нюансов.

Существуют политические партии, которые хотят решить проблему онлайн-конфиденциальности, но многие из них рассматривают шифрование как инструмент, который больше необходим для преступников, нежели для того, чтобы повысить уровень безопасности людей при защите от них. Стоит ли жертвовать онлайн-конфиденциальностью миллионов обычных людей для того, чтобы иметь возможность отслеживать онлайн-активность преступников и террористов? На этот вопрос очень сложно ответить, что и показала «битва» Тима Кука и компании Apple с ФБР в прошлом году. Здесь есть большие риски. Кто именно будет иметь доступ к огромному объему «цифровых следов» обычных людей с их повседневной жизнью, которые будут генерироваться в будущем? Как они будут использовать эти данные?

Кроме того, если в наши дни органы власти ведут себя не совсем добросовестно, взламывая наши устройства, а Интернет позволяет нам стать жертвой натиска целевой рекламы, то как мы будем защищать наши данные в будущем?

Распознавание лиц означает, что за нами постоянно будут следить, как в случае с беспилотниками, которые уже используются для видеоконтроля – все это рисует жуткие сравнения с Большим братом Оруэлла. Эти технологии позволяют создавать данные о нас без нашего разрешения, и мы не имеем никакого контроля над ними.

Привлекательность «умных» городов

Подключенные машины, которые управляются без водителя, видеоконтроль с помощью технологий распознавания лиц…. Все это несколько пугающие перспективы. Но какое слово здесь ключевое? Перспектива. Легко раздувать страхи по поводу будущего, переоценив преимущества технологий, которые появятся. По данным недавней редакционной статьи в Chicago Tribune, - это одна из непосредственных опасностей смарт-городов.

Нет сомнений в том, что мы живем в невероятно технологический век, и что сейчас уже появляются технологии, которые ранее жили только лишь в фантазиях людей. Хотя с другой стороны в проекты «умных» городов вкладываются миллиарды долларов, и они могут отвлекать от других важных вопросов, над которыми стоит задуматься. Премьер-министр Индии Нарендра Моди, например, решил потратить 18 миллиардов долларов США для подключения 250 000 деревень к Интернету. Хотя в тоже время, по мнению Chicago Tribune, многие из этих деревень не имеют нормальной питьевой воды и стабильного электроснабжения. Решение этих проблем, безусловно, должно быть более приоритетным вопросом в повестке дня.

Еврокомиссия, между тем, недавно подсчитала, что внедрение 5G в Европе может обойтись в 56 миллиардов евро. Радует то, что прогнозируемые социально-экономические выгоды такого внедрения в ближайшие 10 лет составят примерно 113 миллиардов евро. Большие ли тут риски? Правительствам стран и общественным организациям следует все тщательно проанализировать, чтобы понять, чего больше принесут эти технологии: пользы или вреда.

2016

Gartner: к 2019 году 50% жителей крупных городов будут делиться персональными данными в рамках программ «умного города»

Быстрый темп инноваций в ИТ и перемен в обществе создал у ИТ-директоров в органах государственного управления ощущение безотлагательности и готовность экспериментировать в рамках инициатив «умного города» и открытых данных, отмечает Gartner. Будучи правильно спланированы, эти устремления поставят первопроходцев в госсекторе в самый центр ИТ-инноваций в обществе[22].

«Граждане всё шире используют технологии обработки персональных данных и социальные сети, чтобы лучше организовать свою жизнь, поэтому государственные органы и коммерческие организации наращивают свои инвестиции в ИТ-инфраструктуру и управление ею, — пишет Энтони Маллен (Anthony Mullen), директор исследования Gartner. — Результатом является создание открытых платформ, которые дают возможность гражданам, группам людей и компаниям осваивать новое, лучше взаимодействовать, и в конечном счете предоставляя полезные для них решения, удовлетворяющие их потребности как жителей города».

Как результат, Gartner прогнозирует, что к 2019 году 50% жителей городов-миллионеров будут ощущать выигрыш от программ «умного города», по собственной воле предоставляя свои персональные данные. Объем и разнообразие данных, генерируемых гражданами, будут продолжать расти как следствие растущей распространенности потребительских устройств и Интернета вещей. Граждане будут ощущать определенные выгоды такого пассивного предоставления данных в результате взаимодействия госслужб и коммерческих организаций. Однако по мере того, как это «гипервзаимодействие» (hyperconnectivity) набирает силу, граждане будут всё отчетливее сознавать ценность этих данных о своей жизни и будут готовы сами делиться ими для извлечения полезного результата «в нужный момент».

Этот процесс предоставления данных ускоряется стремлением к эффективности и удобству. Так, одним из главных затруднений при взаимодействии граждан с госслужбами является сложность прохождения через множество инстанций. Простой вопрос «Имею ли я право голосовать?» может потребовать сложных процедур, изучения правил и посещения многих вебсайтов.

Как результат, граждане отдают предпочтение диалоговым платформам, таким как виртуальный консультант или чат-бот, вместо традиционных приложений и вебсайтов. Госслужбы также приспосабливаются к этим переменам. К примеру, Управление общественной безопасности штата Юта разрешает пройти экзамен на водительские права с помощью Amazon Echo, а власти Сингапура в сотрудничестве с Microsoft ведут работу над проектом «разговорной платформы», намереваясь создать чат-боты для целого ряда госуслуг.

Одно из последствий этого — быстро растущий объем генерируемых машиночитаемых данных о том, как граждане взаимодействуют с госслужбами и службами своего города, что создает громадную возможность разработать порталы открытых данных, которые могут повысить эффективность, удобства для пользователей, продвигая при этом инновацию и принося доход государственным организациям.

«Порталы открытых данных в городах не есть что-то новое, но многие порталы сегодня являются машиночитаемыми лишь в ограниченной степени и потому имеют ограниченную коммерческую ценность, — пишет Беттина Трац-Райан (Bettina Tratz-Ryan), вице-президент исследования Gartner. — Город становится „умным`, когда данные собираются и управляются так, что позволяют предоставить ценные потоки в реальном времени, а не просто ретроспективную статистику или отчеты».

Некоторые города уже строят биржи данных, особенно в свете растущих потоков от IoT. Одним из примеров может служить Data Exchange Копенгагена, предпринимающая самые первые шаги по «подключению» горожан к данным, предоставляя доступ к городским данным по Сети и набор инструментов («lenses»), чтобы просматривать информацию.

Следующий шаг в построении настоящей торговой площадки — это предоставить и организовать эти данные так, чтобы создать возможность их коммерческого использования. Gartner прогнозирует, что к 2020 году 20% всех органов местного самоуправления будут получать доход от «расширенных» (value-added) открытых данных через порталы («рынки») данных. Ключ к монетизации — в том, чтобы автоматизировать и расширить пользовательский интерфейс, дав возможность гражданам и коммерческим клиентам обнаруживать данные, выполнять их подготовку, выявлять закономерности и делиться ими с членами группы или в организации.

«Пользователи будут иметь ряд опций оплаты за доступ к данным в зависимости от их целей, — пишет Трац-Райан. — Обычный горожанин может просто участвовать в [этом на принципах] „демократии данных` и иметь бесплатный доступ в ответ на предоставление собственных данных, тогда как коммерческое использование может потребовать поделиться доходом с распорядителем данных либо покупки лицензии на доступ к источнику дополненных данных».

Nokia: Сценарии развития интеллектуальных городов

В ноябре 216 года Nokia объявила о выпуске стратегического отчета «Сценарии развития интеллектуальных городов», в котором рассмотрены передовые практические методики организации работы интеллектуальных городов. Отчет описывает конкретные шаги, которые могут предпринять городские администрации для успешной реализации стратегий, использование которых позволило руководству других городов расширить их интеллектуальные возможности, повысить безопасность и устойчивость функционирования. Данный отчет, подготовленный по заказу Nokia компанией Machina Research, поставщиком стратегических аналитических данных о рынке систем для Интернета вещей (IoT), составлен по результатам первичных исследований стратегий и достигнутых результатов 22 городов всего мира[23][24].

Исследование обнаружило значительное разнообразие стратегий организации интеллектуального города, принятых в разных городах, однако позволило определить три основных пути, используемых для расширения интеллектуальных возможностей городов. Путь, условно называемый «якорь», предусматривает развертывание в городе одного приложения для решения наиболее острой проблемы, такой как перегруженность дорог, и затем добавление других приложений с течением времени. Путь под названием «платформа» заключается в создании базовой инфраструктуры, необходимой для поддержки широкого ряда интеллектуальных приложений и сервисов. В противоположность этим подходам так называемые «бета-города» внедряют в рамках пилотных проектов сразу несколько приложений, чтобы оценить их эффективность перед принятием решений о долгосрочном внедрении.

В ходе исследования обнаружились существенные различия между городами, причем даже теми, которые следуют одному и тому же пути. Однако оно позволило выявить ряд конкретных практик, которые приняты в успешных интеллектуальных городах и, по-видимому, могут быть одинаково полезны для всех. В частности:

  • В успешных городах применяются открытые и прозрачные правила, регламентирующие использование данных (от которых зависит функционирование любого интеллектуального города) государственными учреждениями и сторонними организациями, как в рамках свободного обмена, так и по принципу монетизации для покрытия расходов на управление данными.
  • Многие города, далеко продвинувшиеся на пути создания интеллектуальных городских систем, неуклонно стремятся сделать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) и инфраструктуры IoT доступными для пользователей как из числа городской администрации, так и вне ее, и им удается избежать разрозненности между информационными ресурсами разных департаментов.
  • Государственным органам (и их сторонним партнерам), активно работающим над привлечением горожан к реализации инициатив по созданию интеллектуального города, удалось достичь очень высокой эффективности. Особенно это касается инициатив, где преимущества наиболее очевидны, таких как создание интеллектуальных систем освещения или интеллектуальных парковок.
  • Инфраструктура интеллектуального города должна быть масштабируемой, чтобы предусматривать возможность наращивания и развития в соответствии с будущими потребностями, и безопасной, чтобы обеспечивать надежную защиту данных государственных органов и частных лиц.
  • Города, которые в качестве партнеров по технологиям выбрали компании, способные обеспечить необходимый масштаб инноваций и обладающие возможностями для инвестиций и опытом решения реальных прикладных задач, наряду с открытыми технологическими платформами, позволяющими избежать зависимости от конкретного поставщика, получат максимальные преимущества.

По прогнозам, к 2050 году в городах будет проживать 66% населения Земли , поэтому жизненно важно разработать стратегии, направленные на более эффективное удовлетворение потребностей их растущего населения. В ходе эволюции интеллектуальных городов незаменимую роль сыграют интеллектуальные платформы ИКТ и IoT. Исследование показало, что многие города уже используют данные технологии, чтобы оптимизировать инфраструктуры и сервисы, принимать более обоснованные решения, стимулировать развитие экономики и социальных связей, создавать более безопасные и экологически дружественные сообщества, расширяя при этом спектр общественных услуг.

Джереми Грин (Jeremy Green), ведущий аналитик Machina Research и автор сборника «Сценарии развития интеллектуальных городов», отметил: «Никто не утверждает, что превратить город в интеллектуальный – простая задача. Для этого предстоит сделать множество выборов. Технологии и модели бизнеса развиваются стремительно, и это приводит к неопределенности во многих аспектах. Стандарты уже начинают появляться, но их создание еще очень далеко от завершения. Поэтому простого способа обеспечить интеллектуальные возможности не существует. Однако есть оптимальный путь, который необходимо проделать – учитывая все необходимые факторы, сохраняя реалистичные ожидания и желание учиться на опыте других. Это могут быть другие города, решающие те же проблемы, что и вы, хотя и в ином контексте. Это могут быть и поставщики, уже получившие некоторый опыт, в частности, в других вертикально интегрированных отраслях. Это могут быть и молодые компании, которые часто являются прекрасными инноваторами. И прежде всего, это сами горожане – ваши верные помощники на этом пути».

Смотрите также

Примечания

  1. Smart City Roadmap
  2. Wikipedia
  3. Опыт умных городов, или практика мегаполисов, управляемых данными
  4. Как аналитика помогает создать безопасный и умный город
  5. 25 млн долларов США выделят ИТ-компании на установку системы видеонаблюдения на дорогах Астаны
  6. Умное уличное освещение появится в Астане уже в 2017 году
  7. К 2023 году все населенные пункты Узбекистана будут безопасными
  8. Корпорация IBM стала партнером правительства Узбекистана по внедрению «умных городов»
  9. С 1 сентября из столицы Узбекистана будут делать «безопасный город»
  10. Huawei поможет Азербайджану превратить столицу в «умный город»
  11. Батуми станет «умным городом
  12. Саудовская Аравия строит новый супергород Neom за 500 миллиардов долларов (да еще и с помощью России). Что это такое?
  13. Умная дорога – будущее дорожно-транспортной инфраструктуры России
  14. Smart City Cyber Security
  15. Эксперты назвали главные киберугрозы для «умного города»
  16. инистр Дании: к 2030 году у людей не будет ни собственности, ни приватности
  17. Стоимость умных городов к 2025 году превысит $2 трлн
  18. Financing for smart cities and urban services
  19. Securing Smart Cities Moving Toward Utopia with Security in Mind
  20. '4 Cs' — Commitment, Collaboration, Consistency, Community — Crucial for Smart Cities
  21. Asia Leading The Way: Pros and Cons of Future Smart Cities
  22. Gartner: к 2019 году 50% жителей крупных городов будут делиться персональными данными в рамках программ «умного города»
  23. Результаты исследования интеллектуальных городов, проведенного Machina Research – краткий обзор
  24. Страница Nokia, посвященная решениям для интеллектуального города