Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2

Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками (ранее Росалкогольрегулирование)

Компания

ПЕРСОНЫ (4) ПРОДУКТ (1) Цифровой паспорт (8)
СМ. ТАКЖЕ (13) СУДЕБНЫЕ ДЕЛА (13)

ФИОГородДолжность
Васильченко Юрий Леонтьевич МоскваЗаместитель руководителя
Михолап Сергей Александрович Москва
Суханов Владимир Станиславович МоскваНачальник управления информатизации
* Персоны, ранее работавшие в компании
ФИОДолжностьКомментарий
Пустеленин Петр Владимирович Начальник управления---

Активы

Конечные собственники

+ Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками (ранее Росалкогольрегулирование)

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

История

2023

Путин переименовал Росалкогольрегулирование и добавил ему новые функции

Президент России Владимир Путин подписал указ, которым переименовал Росалкогольрегулирование и добавил ему новые функции. Соответствующий документ был опубликован на официальном портале правовых актов 8 августа 2023 года.

Согласно указу, Росалкогольрегулирование будет переименовано в Федеральную службу по контролю за алкогольным и табачным рынками. Помимо прежних функций ведомство будет заниматься надзором в области производства и оборота табачных изделий, табачной и никотиносодержащей продукции, а также сырья для их производства.

Владимир Путин

Правительство РФ в течение шести месяцев должно решить вопросы, возникающие в связи с этим указом: определить численность штата нового ведомства, уточнить функции органов исполнительной власти и привести законодательство в соответствие с новым указом. В документе также сказано, что решение принято для «совершенствования государственного управления в области производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, а также никотинсодержащей продукции и сырья для их производства». Указ вступает в силу с 1 сентября 2023 года.

Комментируя принятые Путиным нововведения, первый зампред Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин отметил, что с инициативой передачи федеральной службе функций контроля табачного рынка сенаторы выступали давно.

«
Дело в том, что у регулятора накоплен достаточно солидный опыт по контролю алкогольного рынка, который для большей эффективности можно было бы использовать и в сфере табачного производства и оборота. Это правильно. Централизация — это большой плюс, — пояснил сенатор.
»

По словам Рябухина, табачный контрафакт сегодня составляет примерно 10-15% от общего объема выпускаемой никотиносодержащей продукции.

«
Бюджет из-за этого ежегодно недополучает огромные деньги. И чтобы снизить потери, мы предлагаем заинтересовать власти регионов в борьбе с контрафактом. Для этого было правильно передать субъектам часть табачных акцизов, — уточнил он.
»

Указ Президента Российской Федерации О некоторых вопросах государственного управления и контроля в области производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства

Получение права на регулирование табачного рынка

Президент России Владимир Путин подписал закон, который устанавливает госрегулирование производства и оборота табачных изделий в стране. Соответствующий документ был опубликовано на официальном портале правовых актов 13 июня 2023 года.

Законом вводится лицензирование деятельности и требования к оборудованию для производства, в том числе обязанность по его госрегистрации и консервации в случае неиспользования. Введен также учет продукции и сырья, которое будет основано на системе маркировки «Честный знак».

Президент РФ Владимир Путин

Закон наделяет Росалкогольрегулирование полномочиями по контролю (надзору) в области производства и оборота табачных изделий, табачной и никотинсодержащей продукции, а также сырья для их производства. В будущем, возможно, службу переименуют в Росалкогольтабакконтроль. Закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года. Нормы, вводящие лицензирование — с 1 марта 2024-го.

Некоторые требования закона вступят в силу позднее. Так, с 1 июля 2025 года на складах и в производственных помещениях производителя соответствующей продукции и сырья запретят размещать основное технологическое оборудование, не находящееся у него в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении. Лицензирование предусмотрено как для тех, кто занимается производством никотинсодержащих изделий, так и для тех, кто их ввозит и хранит.Илья Петухов, Directum: Многие компании уперлись в потолок цифровизации. Пробить его может искусственный интеллект 4.7 т

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в своем опросе отметил, что к 2023 году число курильщиков за последнее десятилетие уменьшилось только на 5%. При этом был отмечен рост среди тех, кто бросил употреблять никотиносодержащую продукцию (на 19%), а также половина (50%) опрошенных заявили, что никогда не курили.

Ранее правительство также предложило ввести уголовную ответственность за выпуск и продажу табачных изделий без лицензии. К середине июня 2023 года соответствующий законопроект обсуждается в Госдуме.

Российская Федерация Федеральный Закон О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства

2022: Счетная палата выявила нарушения на 3,2 млрд рублей

Счетная палата (СП) в ходе проверки Росалкогольрегулирования по итогам 2022 года выявила нарушения и недостатки на общую сумму 3,2 млрд рублей. Об этом говорится в материалах контрольно-надзорного ведомства, которые были обнародованы в июне 2023 года.

Как пояснили в СП, в основном нарушения связаны с ведением бюджетного учета и отчетности. В частности, не полностью проведена инвентаризация активов и обязательств, что повлекло отражение в учете банковских гарантий за предоставление производителям алкогольной продукции федеральных специальных марок с истекшим сроком действия.

Счетная палата в ходе проверки Росалкогольрегулирования по итогам 2022 года выявила нарушения и недостатки на общую сумму 3,2 млрд рублей

Согласно отчету Счетной палаты, в 2022 году основным источником доходов Росалкогольрегулирования стала государственная пошлина за выдачу федеральных специальных марок производителям алкогольной продукции (63%). Размер этих поступлений составил 840 млн рублей или 144% к прогнозным назначениям. Вместе с тем общий объем доходов службы не достиг планируемых показателей и составил 82% от прогноза (1,3 млрд рублей).

Как отмечает аудитор Андрей Батуркин, произошло значительное неисполнение прогноза доходов по государственной пошлине за лицензирование деятельности в области производства/оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В Счетной палате добавляют, что расходы исполнены на достаточно высоком уровне – 99,3%. В части программных мероприятий Службы (как участника подпрограммы «Развитие налоговой и таможенной системы и регулирование производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров» ГП «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков») все показатели достигнуты. При этом Счетная палата указала на необходимость оптимизации сроков достижения или изменения их плановых значений.[1]

Информационные технологии в Росалкогольрегулировании

2021: Счетная палата указала Росалкогольрегулированию на проблемы с ИТ-системами

В июне 2021 года Счетная палата (СП) выпустила отчет по результатам оценки работы ИТ-систем Росалкогольрегулирования, за создание, модернизацию и поддержку которых с 2010 года было заплачено около 1,66 млрд рублей.

По данным российского органа финансового контроля, Росалкогольрегулирование не использует в полном объеме функциональность созданных внутренних информсистем, позволяющих вести контроль за производством и оборотом алкогольной продукции, а также автоматически выявлять различные риски и оперативно на них реагировать. Проверка показала, что значительные массивы информации к июню 2021 года существуют только на бумажном носителе и не заносятся в ИТ-системы.

Как выяснил аудитор, срок предоставления информации из Единой государственной автоматизированной системы (ЕГАИС) был сокращен в 2021 году, но все равно остается весьма продолжительным – семь рабочих дней. При этом Счетная палата отметила, что Росалкогольрегулирование не разработало «формат электронного запроса» информации, которая содержится в ЕГАИС. Это делает невозможным получение заявителем государственной услуги.

Кроме того, участники ЕГАИС пока не имеют доступа ко всей необходимой им информации. В частности, не предусмотрено предоставление сведений об обороте алкогольной продукции по розничным продажам, заявили в СП.

«
В результате при наличии в ЕГАИС данных сведений участники рынка сталкиваются с проблемой отсутствия доступа к информации, позволяющей планировать производство и сбыт продукции. Здесь мы предлагаем установить порядок предоставления этих сведений из ЕГАИС в электронном виде, - отметил аудитор Андрей Батуркин, чьи слова приводит пресс-служба СП.
»

По данным Счетной палаты, к июню 2021 года в эксплуатации Росалкогольрегулирования находится шесть ИТ-систем. При этом служба не создала единую комплексную стратегию развития таких систем, говорится в отчете СП.[2]

Примечания