Проект

Новая система ПФР позволит связать соцподдержку с реальным доходом

Заказчики: Пенсионный Фонд России (ПФР)

Москва; Государственные и социальные структуры



Дата проекта: 2016/03  - 2018/12
Бюджет проекта: 1,5 млрд руб.
СТАТЬИ (1)

Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) создается в соответствии с федеральным законом №388, подписанным президентом в декабре 2015 года[1].

Оператором, отвечающим за создание, развитие и эксплуатацию системы, является Пенсионный фонд РФ, в введении которого также находятся регистры лиц, имеющих право на получение соцпомощи и дополнительные меры господдержки, база данных "Ветераны" и др.

В пояснительной записке к закону говорится, что ПФР располагает наиболее обширной информацией о предоставляемых мерах соцзащиты и базой данных о лицах - получателях этих мер, а также необходимым (проверенным) набором технологических и информационных инструментов.

Хроника создания системы

2017

Порядок работы

Правительство утвердило постановление, определяющее порядок работы Единой государственной информационной системы соцобеспечения (ЕГИССО), сообщил «Коммерсант» 17 февраля 2017 года.[2]

Новая система ПФР позволит связать соцподдержку с реальным доходом
« У нас действует сложный, многоуровневый порядок мер социальной защиты. В нем учитываются самые разные критерии: от состояния здоровья до стажа работы в районах Крайнего Севера, от числа детей в семье до льгот на получение жилья", — пояснил на заседании правительства необходимость объединения данных премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, в новой системе будут храниться сведения о всех мерах соцподдержки и "каждый человек сможет получить данные о том, какие гарантии, выплаты или компенсации ему положены. »

В 2018 году вступит в силу глава в законе "О государственной соцпомощи", посвященная этой системе. Госзаказчиком создания, развития и эксплуатации ЕГИССО и ее оператором является Пенсионный фонд, а оператором инфраструктуры — Минкомсвязь. До конца 2017 года премьер-министр поручил Пенсионному фонду разработать и утвердить регламент взаимодействия госорганов и граждан с новой системой.

Как сообщали ранее в ПФР, в полном объеме система должна заработать в 2019 году. В 2016 году был запущен пилотный проект для тестирования прототипа — в Калуге, Башкирии и Алтайском крае. В этом году планируется подключение к системе всех внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ФОМС) и ряда министерств и ведомств, а в 2018 году работать с ней будут уже все федеральные и региональные органы власти.

В ЕГИССО, как следует из постановления, будут включены как сведения о самих получателях социальной поддержки (паспортные данные, СНИЛС, адрес проживания, сведения о периодах трудовой деятельности и др.), так и персонифицированные сведения о мерах соцзащиты (например, размер поддержки, размер предоставленной жилплощади). Кроме того, в систему будет внесена и информация об организациях и ИП, которые эту соцподдержку предоставляют (включая сведения о занятости инвалидов). Они отвечают за полноту и достоверность предоставленных в реестр сведений.

За счет взаимодействия системы с порталом госуслуг информация о предоставляемых мерах соцподдержки будет отражаться в личных кабинетах граждан. Чиновники для получения информации из системы должны направлять запросы через электронную форму в ЕГИССО или через систему межведомственного взаимодействия, при этом документ подчеркивает, что не допускается запрашивать информацию для деятельности, не связанной с предоставлением мер соцподдержки.

« Наличие такой информации в одном источнике позволит органам власти получить полную картину о социальном обеспечении отдельно взятого гражданина и принять решение о его нуждаемости в той или иной мере соцподдержки,— отмечают в ПФР. »

Власти рассчитывают, что внедрение ЕГИССО позволит более эффективно прогнозировать расходы бюджетов в части выполнения соцобязательств. Как ранее пояснял в интервью "Ъ" глава ПФР Антон Дроздов, возможная экономия от внедрения информсистемы может составить около 300 млрд руб. в год (это 7-8% расходов на соцподдержку бюджетов всех уровней).

Впрочем, это не единственная идея по созданию масштабной базы данных, содержащей сведения о гражданах. В прошлом году правительство заявило о том, что к 2025 году будет создан единый регистр населения. Отсутствие такого регистра, видимо, на какое-то время будет тормозить возможную будущую цель исполнительной власти — получить юридически корректную и фактически достоверную информацию о легальных доходах домохозяйств, части их расходов и принадлежащего его членам имущества, а также о получении гражданами тех или иных видов льгот и социальной поддержки. Впрочем, и до формального описания домохозяйств в режиме реального времени (единый реестр сведений о гражданах через консолидацию в единый файл данных о гражданском состоянии населения возможно будет получить, сведя имеющиеся записи ЗАГС) уже к 2019 году возможности правительства, регионов и муниципалитетов сопоставлять данные ЕГИССО и социальные выплаты существенно возрастут.

До появления легальных возможностей, например, сопоставлять данные об уплате подоходного налога и запросы на льготы адресная социальная политика, по сути, невозможна технически, и это не менее важная причина отказа Белого дома, по крайней мере до 2018 года, обсуждать внедрение принципов адресности в принципы соцподдержки даже в сравнении с возможным политическим резонансом от таких мер. С появлением же возможности сопоставлять данные ЕГИССО, например, с данными из регистра ЕГРП о владении гражданами недвижимым имуществом, а также сведений о регистрации автомобилей даже банковская тайна вряд ли сможет защитить граждан от попыток через элементы контроля расходов связать соцподдержку с реальным доходом. В целом возможности власти конструировать новые принципы соцподдержки с 2019 года резко возрастут.

2016

Разработка прототипа

До конца 2016 года ПФР планирует разработать технический проект ЕГИССО и реализовать первую очередь прототипа системы. Открытый конкурс по выбору подрядчика для этой цели ПФР объявил в начале августа[3]. Начальная цена контракта составляет 186,9 млн рублей.

Работы по реализации первой очереди создания прототипа ЕГИССО включают разработку частного технического задания и программного обеспечения, разработку эксплуатационной документации на него, а также программы и методики испытаний.

На создание системы в 2016-2018 годах планируется потратить около 1,5 млрд рублей

В рамках первой очереди прототипа ЕГИССО должны быть разработаны следующие подсистемы:

  • подсистема сбора и хранения оперативных данных,
  • подсистема обработки запросов, ведения классификаторов, а также
  • аналитическая подсистема.

Участниками проекта станут ПФР, где будут автоматизироваться процессы предоставления мер социальной поддержки в денежной форме, а также пилотный регион – Алтайский край, где первая очередь прототипа охватит предоставления мер социальной поддержки в денежной форме в секторе социального обеспечения граждан, имеющих детей и в секторе системы социальной защиты, включая инвалидов.

Согласно плану создания системы, опубликованному в ТЗ, разработка второй очереди прототипа ЕГИССО запланирована на 1-2 кварталы 2017 года, разработка первой очереди ЕГИССО (охватывающей ФОИВ, фонды, пилотные субъекты РФ) – на 2-4 кварталы 2017 года, разработка 2 очереди ЕГИССО и ее испытания должны завершиться в 4 квартале 2018 года.

Создание концепции

В феврале 2016 года Межрегиональный информационный центр ПФР заключил контракт[4] на разработку концепции ЕГИССО с "Высшей школой экономики". Стоимость сделки - 22,1 млн рублей. Срок исполнения - 31 декабря 2016 года.

В конце марта 2016 года к части работ "Высшая школа экономики" привлекла субподрядчика — "АйДиЭс" — за 2,2 млн рублей.

Методическое и административное сопровождение проекта по созданию ЕГИССО с марта 2016 года прорабатывает компания Текора по контакту за 18,3 млн рублей[5].

Зачем создается ЕГИССО

Цель создания системы - усовершенствовать учет прав граждан на социальное обеспечение, меры социальной поддержки, гарантии, выплаты и компенсации, установленные законодательством, снабдить соответствующей информацией самих граждан и чиновников.

Как есть

Совокупные социальные расходы составляют почти 4 трлн в год без учета пенсий, говорил в интервью газете «Коммерсант» глава Пенсионного фонда Антон Дроздов в мае 2016 года[6].

Социальная система, по его словам, децентрализована и имеет несколько уровней. На федеральном уровне есть свои федеральные льготники, выплачиваются пенсии, пособия. Далее часть пособий выплачиваются на уровне субъекта. Кроме того, представляются различные льготы.

Большое количество льгот предоставляются на муниципальном уровне. Например, все транспортные льготы, жилищные, какие-то коммунальные льготы и т.д. При этом у каждого ведомства есть своя система учета.

« Когда мы начали изучать этот вопрос, мы поняли, что у нас более 100 видов различных мер социальной поддержки по десяткам и сотням категорий граждан осуществляется и на федеральном уровне, и на уровне субъекта. Зачастую под разным названием оказываются одни и те же виды социальной поддержки, а они оплачиваются из бюджетов разных уровней. Каждый уровень и каждое ведомство ведет свой учет по получателям и объемам, но целостной картины по расходам на конкретного гражданина ни у кого пока нет. Отсюда вытекает проблема перехода на адресное оказание мер соцподдержки, а перейти к адресному оказанию помощи по нуждаемости — это текущая задача государства, - говорил Дроздов »

Кроме того, добавлял он, есть задача снижать административные затраты на оказание госуслуг, упрощать межведомственное взаимодействие, убирать дублирование расходов и функций. Всю соцсферу надо максимально унифицировать и сделать прозрачной.

Как будет

ЕГИССО позволит иметь информацию обо всех видах государственной поддержки всего населения РФ в одном месте и в разрезе каждого гражданина. На ее основе появится возможность более качественно анализировать и планировать расходы, говорил Дроздов в интервью «Коммерсант».

Эффект от внедрения ЕГИССО сложится из четырех факторов:

  • повысится качество планирования затрат за счет исключения дублирующих мер соцзащиты,

  • снизятся затраты на межведомственное взаимодействие (органы власти снизят затраты на свою деятельность и избавятся от избыточных функций),

  • система станет прозрачной для людей и госорганов,

  • появится инструмент для перехода на адресное оказание мер соцподдержки по принципу нуждаемости.

Первым ощутимым эффектом ЕГИССО, по мнению главы ПФР, будет стандартизация и унификация всех видов соцподдержки. В рамках системы будет впервые создан единый классификатор видов социальной поддержки и категорий лиц, которым она оказывается.

Стоимость создания системы и ожидаемый денежный эффект

На вопрос газеты «Коммерсант» о стоимости создания ЕГИССО в мае 2016 года глава ПФР Антон Дроздов сообщил, что для проектирования системы фонд использует технологическую базу Минкомсвязи и не планирует «строить каких-то новых центров обработки данных».

« Поэтому стоимость всего проекта с учетом его масштаба будет небольшой, но это не допрасходы, а средства из нашей статьи на информатизацию »

В плане информатизации ПФР, опубликованном на его официальном сайте, говорится, что в создание ЕГИССО в 2016 планируется вложить 208,8 млн, в 2017 – 792 млн, в 2018 – 530 млн рублей.

Таким образом, без учета затрат на ИТ-инфраструктуру в 2016-2018 годах на создание системы будет израсходовано около 1,5 млрд рублей.

Для сравнения, в создание системы "Электронный бюджет" Федеральное казначейство в 2013-2015 годах вложило около 2,5 млрд рублей, а в 2016-2018 годах намерено израсходовать еще около 700 млн. Развитие информационной системы Росстата в 2013-2015 годах потребовало около 1 млрд рублей, а в 2016-2018 на нее планируется израсходовать более 1,6 млрд рублей.

Эффект от внедрения ЕГИССО, по оценкам Антона Дроздова, должен составить около 300 млрд рублей в год, а это примерно 7–8% расходов на соцподдержку бюджетов всех уровней.

« Когда будет запушена система, все субъекты власти, региональные и федеральные, смогут видеть реальную комплексную картину предоставления соцуслуг. Кто что оказывает, каким категориям, где происходит дублирование мер поддержки между федеральным и региональным уровнями, например. А кому, наоборот, уже не нужна поддержка, а она все еще оказывается. Ну, например, гражданин, имеющий льготный статус, может получать определенные виды соцподдержки одновременно в двух регионах — по прописке и по месту пребывания, или гражданин не живет в регионе, а бюджетом льгота оплачивается. Пока же обмен такой информацией довольно сложен, затратен и не всегда быстр. Сегодня идут двухсторонние миллионные трансакции между ведомствами, а из системы смогут информацию брать все, не тревожа соседнее ведомство »

У граждан в результате создания системы появится возможность открыть личный кабинет в интернете и получить всю информацию из одного ресурса обо всех полагающихся мерах соцподдержки со всех уровней бюджета, говорил Дроздов.

« Ведь у нас сейчас в отношении соцуслуг действует заявительный принцип, и поэтому, если человек не знает о том, что ему полагается, он не подает об этом заявление. С другой стороны человек меняет место жительства, меняет работу, у него изменяются обстоятельства, статус, категория, и необходимо сделать так, чтобы при изменениях не надо было бы заново «бегать» по всем инстанциям »

План создания системы

В полном объеме ЕГИССО планируется запустить в 2019 году, говорил Антон Дроздов в интервью «Коммерсанту».

Работа будет разбита на этапы. В 2016 году планируется создать единый классификатор мер социальной защиты и провести техническое проектирование, а также запустить тестирование прототипа системы в трех пилотных регионах — Калужской области, Башкирии и Алтайском крае.

В 2017 году ПФР планирует подключить к ЕГИССО все внебюджетные фонды и часть федеральных органов власти, в 2018 году — все федеральные органы власти и субъекты России.

Архитектура ЕГИССО

Заместитель председателя правления Пенсионного фонда России (ПФР) Николай Елистратов, выступая на конференции TAdviser SummIT 31 мая 2016 года, рассказывал об общих архитектурных принципах ЕГИССО.

Николай Елистратов на TAdviser SummIT

Меры социальной поддержки, которые есть в России на разных уровнях – федеральном, региональном, муниципальном – имеют разные механизмы реализации, разные базы данных и классификаторы. В среднем у каждого региона, по словам Елистратова, насчитывается от 90 до 190 мер соцподдержки, на которые имеет право гражданин РФ. Для того, чтобы правильно управлять этими мерами, и создается система. Ее стержнем будет являться классификатор мер соцподдержки.

Одной из особенностей системы замглавы ПФР называл отсутствие в ее архитектуре центральной базы данных и хранилища. Вся информация будет храниться в витринах данных госорганов на всех уровнях и выдаваться в определенных срезах под заказ.

Слайд из презентации Николая Елистратова

Еще одной системой, которую предстоит создать ПФР, является Федерального реестра инвалидов (в 2016-2018 годах на него запланировано около 120 млн рублей). Реестр будет являться одной из множества витрин данных в ЕГИССО. Чтоб обозначить масштабы этого реестра, Елистратов привел данные о числе инвалидов в России: их насчитывается 12 млн 530 тыс. человек. Эта система будет тесно сопряжена с Федеральным казначейством, поскольку будет необходимо определять объем необходимых затрат на каждого инвалида.

Примечания



TAdviser рекомендует

27 марта, Пн.


Бета
Лидеры по внедрениям ИТ в корпоративном секторе

Добавить: