2018/07/02 18:48:33

Государственно-частное партнерство (ГЧП) в сфере информационных технологий

Государственно-частное партнерство позволяет разделить ответственность за успешность проекта с подрядчиком, тем самым делая его заинтересованным в эффективности, качестве и надежности проекта. Для государства это также может быть возможностью оптимизации единовременных инвестиций, разнесения их по времени и привязки к достижению нужных показателей.

Содержание

2019

2019: Максим Акимов объявил войну государственно-частным проектам видеофиксации нарушений ПДД

Вице-премьер Максим Акимов в интервью РБК в феврале 2019 года раскритиковал идею государственно-частных партнерств (ГЧП) и коммерциализации технологий в сфере регулирования безопасности движения на дорогах[1]. Он отметил, что сейчас камера на дороге — это средство коммерциализации. А камеры не должны зарабатывать, иначе они не там стоят, полагает Акимов. Подробнее здесь.

2018

Какие государственные региональные системы могут перейти на модель государственно-частного партнерства

Модель государственно-частного партнерства (ГЧП) – распространенная форма взаимоотношений для сфер, которые являются драйверами развития государственных институтов региональной экономики. Финансирование из госбюджета таких высокозатратных направлений, как цифровизация госуправления, находит серьезные препятствия в дотационных регионах. Да и не только в них – даже регионы-доноры сталкиваются с необходимостью в первую очередь финансировать социальные проекты и откладывают на потом задачу по формированию собственного цифрового пространства.

Но затраты на создание или модернизацию, а также на повышение эффективности государственных цифровых сервисов может брать на себя бизнес, который планирует возвращать затраты за счет коммерциализации созданного им продукта. Какие направления могут быть переданы бизнесу? В первую очередь, это транспорт, сфера услуг, в том числе ЖКХ, телекоммуникации, здравоохранение и безопасность.

По мнению Дмитрия Горбачева, эксперта компании «Форсайт», наиболее успешные известные типовые ИТ-проекты по модели ГЧП – системы мониторинга, контроля и безопасности, системы видеоконтроля и фотофиксации ПДД, системы обеспечения оплаты проезда в транспорте, система предоставления публичной сети Wi-Fi в московском метро.

«
Основная проблема популяризации этой формы взаимоотношений бизнеса с государством в ИТ-сфере – это недостаточно проработанная нормативно-правовая база. Именно поэтому рост проектов ГЧП не такой бурный, как хотелось бы, - считает он.
»

Как известно, подписанный в июне этого года Президентом РФ федеральный закон, расширяющий перечень объектов соглашений о государственном партнерстве, называет такими объектами как ИТ-системы, так и проекты, напоминает Елена Иванова, директор по маркетингу ЭОС.

«
В регионах России возможность вести разработки и проекты на принципах партнерства государства и бизнеса, с минимальными бюджетными расходами, может быть весьма востребована для создания «Умных городов», развития инновационных медицинских технологий, импортозамещающих продуктов, - отмечает она.
»

Кроме того, по её словам, модель ГЧП применима к развитию систем управления документами.

«
Перевод в электронный вид процессов работы с документами лежит в основе цифровизации. Финансирование проектов и импортозамещающих разработок через государственно-частные партнерства – это тот механизм, который способен дать ускорение приходу передовых технологий в регионы, особенно с низким ИТ-бюджетом, - добавляет Елена Иванова.
»

В компании «БАРС Груп» считают, что на модель государственно-частного партнерства могут перейти практически все государственные и региональные системы, чьи критерии обеспечения информационной безопасности позволяют это делать. Вопрос всегда стоит в качестве данных, которые есть в системе, или в потенциале уже имеющихся полномочий у той или иной системы и, разумеется, в уровне креатива и творческого подхода к разработке сервисов.

«
Это одна из причин, почему у в «БАРС Груп» появилось новое направление - нормативное и GR сопровождение заказчиков при реализации ИТ-решений. Компания будет оказывать услуги по всестороннему сопровождению разработки проектов нормативно-правовых актов, анализу правовых барьеров и подготовке необходимых аргументов для продвижения инициатив. А также существенно расширяются департаменты, так скажем, креативных айтишников, способных по-новому взглянуть на имеющиеся системы и инфраструктуру, продумать способы монетизации или дополнительные услуги, а также правильно сформировать целевую структуру партнерских отношений с различными организациями, - отметил генеральный директор «БАРС Груп» Тимур Ахмеров.
»

В каждом регионе уже есть большое количество разработанных систем, во многие из которых нужно вдохнуть новую жизнь, уверен Иван Глушков, руководитель направления «Ланит».

«
Принятый летом 2018 года закон, признающий ИТ-системы объектами государственно-частного партнёрства, как раз позволит модифицировать многие из существующих региональных разработок. Также документ поспособствует созданию новых. Закон способен придать мощный толчок цифровой трансформации в России. В ближайшее же время в регионах также могут выстрелить проекты, связанные с такими направлениями, как умный город, ЖКХ и платные парковки, - полагает он.
»

Виктор Дьячков, руководитель группы компаний ICL, генеральный директор «АйСиЭл-КПО ВС», считает, что говоря о модели ГЧП, в первую очередь, речь можно вести о системе ГосСОПКА, в которой данная модель уже присутствует в определенном формате.

«
Частные компании, профессионально занимающиеся вопросами кибербезопасности, активно взаимодействуют с системой ГосСОПКА, обмениваются данными о потенциальных угрозах и уязвимостях, тем самым повышая общий уровень способности региона противостоять киберпреступности, - поясняет он.
»

По мнению Елены Оголь, руководителя направления информатизации в органах государственной и муниципальной власти группы компаний Softline, основное в частно-государственном партнерстве – это поиск баланса интересов бизнеса и государства. Бизнес заинтересован в получении прибыли, а государство – в удовлетворении какой-либо социально-экономической потребности бизнеса и/или жителей.

«
На мой взгляд, практически любая инициатива, если она не связана с решением задач, характерных для армии или спецслужб, может быть «упакована» в рамки государственно-частного партнерства. Позитивные примеры уже есть. Это системы оплаты безналичного проезда (когда создание и внедрение такой системы финансирует частный инвестор и зарабатывает при этом на каждой транзакции), электронные дневники (когда базовая функциональность предоставляется бесплатно, а дополнительные услуги – за небольшую плату). Примеров много, и опыт показывает, что они все отлично работают в формате ГЧП, - заключает эксперт Softline.
»

Путин подписал закон о ГЧП в сфере ИТ

29 июня 2018 года президент Владимир Путин подписал федеральный закон, расширяющий перечень объектов соглашений о государственном партнерстве и концессионных соглашений. Теперь объектами таких соглашений могут быть ИТ-системы и проекты. В частности, закон устанавливает, что объектами соглашений о госпартнерстве и концессионных соглашений могут быть:

  • программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы и сайты в интернете или других сетях, либо технологически связанные ИТ-объекты и имущество;
  • совокупность зданий, частей зданий или помещений, объединенных единым назначением с движимым имуществом, технологически связанными с ИТ-объектами, и предназначенных для автоматизации.

В первом случае концессионером не могут являться иностранные инвесторы, под которыми подразумеваются иностранные физические лица и юридические лица. Не могут являться концессионером и российские юридические лица, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные юрлица и физлица, иностранные государства, их органы, за исключением случаев, определенных международным договором РФ, федеральным законом, решением президента РФ.

Закон, подписанный Путиным, очень ждали на ИТ-рынке <i>(фото - ТАСС/Никольский Алексей)</i>
Закон, подписанный Путиным, очень ждали на ИТ-рынке (фото - ТАСС/Никольский Алексей)

Закон также устанавливает особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений, объектами которых являются объекты ИТ и технические средства обеспечения функционирования объектов ИТ.

Представители российского рынка, опрошенные TAdviser, приветствуют появление нового закона - и заказчики ИТ, и поставщики. Так, в ГК «Ростех» заявили TAdviser, что государственно-частное партнерство уже зарекомендовало себя как эффективный инструмент развития в множестве отраслей. То, что оно будет применяться и в сфере информационных технологий – хорошая новость для всей отрасли, полагают в госкорпорации.

«
Это позволит более эффективно привлекать частный капитал для решения государственных задач в сфере ИТ, в частности – создания импортозамещающих разработок. Так, к примеру, мы считаем, что ГЧП будет удобным инструментом для разработки и внедрения технологий «Умного города» в регионах России, - отметили в «Ростехе».
»

В «Вымпелкоме» (работает под брендом «Билайн») заявили, приветствуют инициативы, направленные на симплификацию инфраструктурных процессов. В МТС отметили, что реализация положений нового закона позитивно повлияет на деятельность ИКТ-отрасли.

Представители ИТ-индустрии участвовали в разработке закона, например, «Ланит». Чтобы в законе были учтены пожелания и государства, и рынка и чтобы закон был принят, рабочей группой была проделана очень серьезная работа, отметил в разговоре с TAdviser руководитель направления «Ланит» Иван Глушков.

«
Ранее федеральное законодательство в части ГЧП не учитывало специфику ИТ-проектов. Так, обязательным условием в части концессий было наличие недвижимого имущества, его нужно было создать или реконструировать. Это существенно осложняло разработку и модернизацию государственных информационных систем и ИТ-инфраструктуры. Новый же закон позволят привлекать дополнительные инвестиции частных компаний для этих целей, - заявил Глушков TAdviser.
»

Представитель «Ланита» добавил, что их компания рассматривает различные форматы реализации проектов, в том числе и по модели ГЧП.

«
Разработанная «Ланитом» информационная система по автоматизации деятельности платных муниципальных парковок успешно используется в Краснодаре и Ставрополе. В этих городах мы выступаем инвесторами и выполняем проекты по созданию и эксплуатации платного муниципального парковочного пространства, между сторонами заключены инвестиционное соглашение и соглашение о МЧП, - рассказывает Иван Глушков.
»

Если сравнивать различные формы ГЧП, то именно модель концессии больше защищает инвестора в правовом плане, отметил он. Глушков полагает, что проекты создания платных муниципальных парковок в будущем все чаще будут оформлены как концессионные соглашения. Бюджеты государственных организаций зачастую очень ограничены, поэтому частные инвестиции помогут оперативно запускать ИТ-проекты и существенно экономить средства государства, говорит представитель «Ланита».

Советник президента компании «АйТеко» Валерий Квон заявил TAdviser, что к этому закону сообщество шло несколько лет. По его мнению, закон имеет колоссальное значение для рынка: он открывает шлюз для начала целого ряда проектов по модели ГЧП, доступ к которым был существенно ограничен или доступен только крупным игрокам рынка.

Это чрезвычайно важно для развития таких сегментов, где достигается синергия возможностей государства и инновационных стартапов, а таких отраслей много: например, туризм, транспорт, спорт, исполнение целого ряда госфункций, добавил Квон.

«
Главное - это то, что закон позволяет существенно повысить сложность и комплексность реализуемых в госсекторе инновационных ИТ-проектов. Именно в сложных проектах реализуется весь потенциал ИТ-ГЧП. Если раньше стартапы, скажем, в сфере облачных технологий, интернета вещей или AI могли войти в госпроект исключительно в качестве подрядчика, а госзаказчик не имел возможности оказать ему существенную поддержку, кроме оплаты, то в партнерской схеме госзаказчик может дать нечто большее, чем деньги, - рассуждает представитель «АйТеко». - И проект намного вероятнее и быстрее принесет ожидаемый результат, чем обычная подрядная схема.
»

Добро властей на государственно-частное партнерство в ИТ

Госдума установила возможность заключать соглашения так называемого государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессии в отношении информационных систем, в том числе государственных, баз данных, сайтов в интернете и программ для ЭВМ. До сих пор такие отношения государства и бизнеса в полной мере отрегулированы не были, считают законотворцы. При этом подобный формат все же в России использовался[2].

Соответствующий законопроект Госдума приняла в третьем чтении 21 июня 2018 г.

На сайте законотворцев отмечается, что инициаторами законопроекта выступила группа депутатов во главе с председателем думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, членом фракции «Единая Россия» Николаем Николаевым.

По словам главы профильного комитета, утвержденный акт актуален и является этапом решения задачи цифровизации российской экономики, поскольку позволяет привлечь в сферу ГЧП частные инвестиции и мировые практики.

«
«Законопроект позволит привлечь частные инвестиции в развитие государственных информационных систем и ИТ-инфраструктуры, что в свою очередь, позволит государству эффективно, с наименьшими затратами для бюджета реализовать цели по информатизации всех сфер жизни общества», — говорит Николаев.
»

В конце июня Президент России Владимир Путин подписал поправки в закон "О концессионных соглашениях", которые предусматривают, что объектами государственно-частного партнерства (ГЧП) может стать программное обеспечение, базы данных, информационные системы и сайты, а также здания и помещения, технологически связанные с IT-объектами[3].

2017: В Госдуму внесён законопроект о создании ИТ-систем по модели ГЧП

В Госдуму внесены поправки в законодательство о государственно-частном партнерстве (ГЧП) и концессиях, которые, по мнению их авторов, позволят государству сэкономить расходы на информатизацию госорганов, которые ежегодно составляют порядка 100 млрд рублей.

Статус законопроекта на сайте Госдумы

Государственные ИТ-системы смогут работать по модели ГЧП
Государственные ИТ-системы смогут работать по модели ГЧП

24 апреля 2017 года депутат Николай Николаев внес на рассмотрение в Государственную Думу поправки в ФЗ №224 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ФЗ №115 «О концессионных соглашениях», признающие ИТ-системы объектами ГЧП и концессии – ранее таковыми признавались только объекты недвижимого имущества, например, дороги или здания. Поправки в законопроект были инициированы ФРИИ при поддержке экспертов Минэкономразвития, Ростелекома и Газпромбанка. На межведомственной комиссии по ГЧП их поддержали все участники заседания.

В случае создания объекта по модели ГЧП или концессии, затраты на создание или модернизацию и повышение эффективности работы ИТ-системы может взять на себя исполнитель из числа компаний ИТ-рынка, а в договоре предусматривается возможность коммерциализации исполнителем созданного/модернизированного им продукта. При этом сохранится социальная значимость объекта – доступ к той или иной электронной системе госуслуг может получить любой желающий.

«
По всей России работает больше 1000 ГИСов, из них более 300 – федеральный государственных информационных систем. Из них по-настоящему удобных в эксплуатации, работающих без сбоев - не больше 30%. О том, чтобы такая система приносила прибыль - речи вообще не идет», - подчеркнул разработчик законопроекта Искендер Нурбеков, директор по правовым вопросам и инициативам ФРИИ. «Но если создавать ГИСы через механизм ГЧП или концессии, на рынке сложится ситуация win-win. Конечные пользователи получат максимально «рыночный» продукт, удобный для эксплуатации и работающий без сбоев, федеральные и региональные органы власти смогут значительно уменьшить стоимость создания государственных информационных систем и сэкономить миллиарды рублей, а частные разработчики получат доступ к новому рынку, коммерциализуя продукт за счет дополнительных пользовательских сервисов.
»

По данным TAdviser, создание и развитие 10 самых дорогих информационных систем обошлось государству в 15,4 млрд руб. в 2015-16 гг., эксплуатация и модернизация – еще в 43,4 млрд руб. В их числе система Пенсионного фонда РФ, системы Фонда социального страхования, Федерального казначейства, таможенных органов и пр. Для сравнения, около 100 млрд руб. будет стоить государству программа продовольственной помощи малоимущим.

«
Признание ИТ-систем объектами ГЧП или концессии значительно ускорит темпы информатизации и цифровизации страны, а значит, сделает многие рынки более прозрачными и улучшит качество конкуренции на этих рынках», - считает автор законопроекта, депутат государственной думы Николаев. «Рыночные компании могут в короткий срок создать информационную систему, благодаря которой целый пласт процессов и функций станет понятным и прозрачным всем пользователям этой системы – будь то простые граждане, желающие записаться к врачу, участники тендера или претенденты на получение определенного типа лицензии.
»

По мнению авторов, принятие правок в законопроекты также поспособствует выполнению поручения президента №2346 об утверждении программы «Цифровая экономика России», где будут предусмотрены меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в РФ.

2016: Перспективы государственно-частного партнерства в информационных технологиях глазами ИТ-компаний

Как вы оцениваете перспективы государственно-частного партнерства в сфере ИТ? С таким вопросом TAdviser обратился к российским компаниям, занимающимся ИТ-проектами в государственном секторе.

Из ответов респондентов можно сделать вывод, что государственно-частное партнерство (ГЧП) может быть перспективным, однако такое сотрудничество имеет ограниченный потенциал. В частности, по мнению экспертов, механизм ГЧП сегодня прописан в законе в основном в интересах крупного бизнеса. Главной же проблемой является юридическая незащищенность интересов предпринимателей в отношениях с государством. Кроме того, законодательство устроено достаточно консервативно и в ряд задач, которые государство могло бы и хотело бы отдать на аутсорсинг бизнесу, войти коммерческим компаниям невозможно из-за нормативных ограничений.

Для динамичного развития ГЧП необходима глобальная общегосударственная политика и четкий вектор развития. По мнению экспертов, возможно даже нужен выделенный регулятор подобной деятельности и единая площадка для заключения сделок.

Реальный интерес к государственно-частному партнерству в сфере ИТ пока проявляют лишь крупнейшие банки и телекоммуникационные операторы. ИТ-компании опасаются рисков и инвестиций без гарантии возврата
Реальный интерес к государственно-частному партнерству в сфере ИТ пока проявляют лишь крупнейшие банки и телекоммуникационные операторы. ИТ-компании опасаются рисков и инвестиций без гарантии возврата

Значительный всплеск ИТ-проектов по модели ГЧП, как на федеральном, так и на региональном уровнях будет только тогда, когда свою эффективность покажут действующие проекты государственно-частного партнерства, считает вице-президент Maykor Ирина Семенова.

Наиболее заметные ГЧП-проекты по состоянию на 2016 год реализуются в Московской области. В частности, это создание системы оплаты проезда в общественном транспорте (партнер - "Сбербанк"), видеофиксации нарушений правил дорожного движения (партнер "МВС Груп"), ИТ-системы ЖКХ и электронных дневников (партнер - "Ростелеком").

ГЧП перспективно в сервисах, которые напрямую выходят на граждан или коммерческие организации, и позволяют себя монетизировать через дополнительные услуги, констатирует Тимур Меджитов, заместитель директора по работе с органами власти компании Directum.

Модель интересна, но требует от частной компании гигантских инвестиций, возврат которых в российских условиях не всегда гарантирован, объясняет генеральный директор "Айтоники" Алексей Болдырев. Механизм ГЧП прописан в законе в основном в интересах крупного бизнеса, наверное, для десятка-другого игроков российского рынка, добавляет он.

ГЧП в государственной информатизации развивается параллельно секвестрованию ИТ-бюджетов, и служит весьма надёжной антикризисной мерой, считает Галина Ахмерова, заместитель гендиректора "БАРС Груп" по коммерции и развитию бизнеса. Интерес к данной модели проявляют крупные банки и телекоммуникационные компании, готовые вкладывать свои деньги в госинформатизацию, а в качестве их подрядчиков могут выступать уже ИТ-компании.

Александр Семенов, президент ГК "Корус Консалтинг", высоко оценивая перспективы ГЧП, напоминает о проблемах тарификации, которая должна быть подъемной для потребителей.

«
Мы видим пример "Платона" – идея правильная, но по факту мы получили достаточно большую социальную напряженность, - добавляет президент «Корус Консалтинг»
»

Государственно-частное партнерство может хорошо работать в городах с большой плотностью населения, таких как Москва, Санкт-Петербург и другие, но не годится для малонаселенных областей, где сложно развивать частный бизнес, уверен Вадим Злобин, генеральный директор "Систематика Консалтинг".

Кроме того, по его мнению, частные компании и государственные организации имеют разные цели. У частных компаний - это получение прибыли, у госорганов - оказание услуг всем категориям граждан. Возникает конфликт интересов, что несет риск развала партнерства. Крайне непросто в проектах, реализуемых по схеме ГЧП, поддерживать этот баланс.

«
ГЧП дает возможность разделить ответственность за успешность проекта с подрядчиком, делая тем самым его заинтересованным в эффективности проекта, его качестве и надежности. Для государства это также может быть возможностью оптимизации единовременных инвестиций, разнесения их и по времени и привязки к достижению нужных показателей (KPI), - отмечает заместитель руководителя коммерческой дирекции группы "Астерос" Дмитрий Трофимов
»

В качестве примера он приводит проект создания общественных сетей Wi-Fi в метро: По сути, в обмен на доступ к инфраструктуре, город и горожане получили бесплатную возможность доступа в интернет в любой точке подземки. Возврат инвестиций в этом случае полностью переносится на сторону оператора.

Одна из главных проблем ГЧП - юридическая незащищенность интересов предпринимателей в отношениях с государством и консервативное законодательство.

Для динамичного развития этого направления необходима глобальная общегосударственная политика и четкий вектор развития, уверен Сергей Эйсымонт, заместитель директора департамента комплексных проектов "Ланит". Возможно, нужен выделенный регулятор подобной деятельности и единая площадка для заключения сделок - своего рода "ярмарка госвакансий", добавляет он.

Сотрудничество в форме ГЧП выгодно обеим сторонам только в том случае, если государство дает определенные и твердые гарантии, а их добиться под силу только крупному бизнесу, соглашается коммерческий директор "ФОРС – Центр разработки" Евгений Ефименко.

«
Вообще, государственно-частное партнерство является одним из механизмов реализации крупных проектов, экономически непосильных или сложных в краткосрочной перспективе для государства и бизнеса по отдельности, и поэтому для сохранения баланса рыночной модели оно должно сочетаться со свободной конкуренцией. Причем, компании для такого партнерства не должны просто выбираться или назначаться сверху – так же, как не должны создаваться новые целевые компании под какие-то определенные проекты. А у нас, к сожалению, сегодня это именно так. Создание государственно-частных предприятий должно происходить только на основе открытого конкурса инвестиционных проектов, чтобы ИТ-компании участвовали в нем на равных и побеждали сильнейшие. При этом участники таких проектов со стороны бизнеса должны нести полную ответственность за потраченные средства и полученные результаты, - говорит Ефименко
»

Риски в проектах ГЧП возникают не только у коммерческих компаний, но и у чиновников.

«
Из 200 человек, находящихся сейчас под следствием в Коми, 150, думаю, это ГЧП... Птицефабрика, строительство, фермы... Большинство из этих объектов были в форме ГЧП. А там легко "приклеить" неэффективность, интересы третьих сторон, - говорил в интервью TAdviser Александр Селютин, в 2010-2015 годах ИТ-директор республики Коми
»

В сфере ИТ в Коми, по словам Селютина, проекты в форме ГЧП также планировались, но не состоялись: "Слава Богу, не успели".

Примечания

Читайте также

Обзор TAdviser: Информатизация госсектора 2017