2018/03/30 18:05:35

Информационная инфраструктура цифровой экономики России

Статья о мероприятиях и показателях развития информационной инфраструктуры в рамках программы «Цифровая экономика РФ»

Содержание

Основная статья: Цифровая экономика России

2018

Замминистра связи Алексей Козырев на IT Gov Day - о развитии цифровых государственных платформ

Алексей Козырев, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ, в своем выступлении на конференции TAdviser IT Government Day рассказал о планах на ближайшие 3 года по развитию государственных цифровых платформ - платформы идентификации, интеграционной платформы для передачи машиночитаемых данных, государственной витрины данных в интернете, а также о перспективах цифровой интеграции на территории ЕврАзЭс. Проекты, связанные с государственными цифровыми платформами, относятся к разделу инфраструктуры программы «Цифровая экономика».

Алексей Козырев рассказал о развитии государственных цифровых платформ

Платформа идентификации необходима, чтобы и у бизнеса, и у гражданина был цифровой ключ, который позволял бы проводить электронные транзакции, осуществлять юридически-значимое взаимодействие в цифровом виде.

«
У каждого гражданина должен быть электронный профиль. Мы привыкли, что у нас есть профили в социальных сетях, в мессенджерах. В профиле содержатся данные, которые мы разрешаем или запрещаем получать другим информационным системам. Стало обычным делом – залогиниваться в различные сервисы, используя, например, учетную запись Facebook или «ВКонтакте». И такой электронный профиль должен быть основан на данных, проверенных и подтвержденных государством. И каждый раз, когда мы проводим ту или иную транзакцию, должна быть возможность эти персональные данные либо предоставить, либо запретить к ним доступ, если мы не хотим их куда-либо больше передавать. Это довольно интересный подход к тому, как распоряжаться своими персональными данными, - отметил заместитель министра связи.
»

Сейчас государство хранит огромное количество персональной информации граждан, напомнил слушателям Алексей Козырев, при этом сами граждане могут получить эту информацию в ограниченном объеме и посредством довольно сложной процедуры под видом госуслуги. Вместе с тем, констатировал он, по сути эта информация в большинстве случаев она даже не нужна как бумажная справка, а лишь в виде машиночитаемых данных, которые будут обрабатываться другими информационными системами. Поэтому электронный профиль гражданина, бизнеса, содержащий данные и возможность для субъекта управлять этими данными – это важная задача, на решение которой будет направлено дальнейшее развитие платформы идентификации и аутентификации,говорит Козырев.

Очень важный момент – привязка живого человека к электронному профилю должна осуществляться доверенным агентом, подчеркнул Алексей Козырев.

«
Вопрос от том, можно ли доверять эту операцию коммерческим организациям, остается открытым. У нас нет пока однозначного ответа на этот вопрос. Эту функцию, например, хотят выполнять банки. Например, гражданин мог бы обратиться в банк с бумажным паспортом, который был бы привязан к его электронному профилю. Можно ли это делать в банках, или в МФЦ, или через операторов связи – вопрос, который надо обсуждать, - сказал он.
»

С целью удобства пользования электронным профилем, необходим электронный паспорт - носитель с чипом, на который записана важная информация из электронного профиля гражданина, продолжил Алексей Козырев, выразив надежду, что уже в 2018 году какие-то решения в этом направлении будут приняты.

Прообразом будущей платформы цифровой идентификации и аутентификации может стать ЕСИА, поскольку она популярна – в ней зарегистрировано более 65 млн. граждан. С июля 2018 года, пояснил замминистра, в ЕСИА будет добавлена биометрия, а в дальнейшем планируется добавить функцию авторизации, то есть проверки полномочий действующего лица, и возможность использовать ЭЦП из облака.

Вторая важная в контексте развития цифровой экономики платформа – интеграционная шина данных. С ее помощью машиночитаемые данные должны передаваться от источника мастер-данных ко всем системам, где они будут использоваться. Речь идет, в том числе, о данных коммерческого сектора экономики. СМЭВ де-факто переросла свой изначальный функционал, констатировал замминистра, она теперь используется не только для госфункций, а для разнообразных интеграционных процессов. Минкомсвязи планируют дальше развивать ее функционал с тем, чтобы построить на основе этой системы единую модель данных, выстроить технические стандарты создания и обмена данными.

«
Одни и те же наборы данных разные ведомства сохраняют и используют в разном формате. За 2017 год более 20 млрд транзакций прошло через систему межведомственного электронного взаимодействия по передаче данных от одного ведомства к другому, - привел данные замминистра связи.
»

Третья важная платформа будущей цифровой экономики - единая витрина данных, государственный «маркетплейс» по образцу «Яндекс.Маркета» или Amazon, который позволил бы объединить в едином пространстве сервисы более 7 тыс. сайтов, принадлежащих сегодня органам власти, различным госорганизациям. Это очень важно и с точки зрения экономии, и с точки зрения удобства предоставления сервисов и информации пользователям, подчеркнул Алексей Козырев.

В частности, это позволит реализовать предоставление гражданам информации в режиме одного окна. Система при помощи искусственного интеллекта сможет диспетчеризировать запрос гражданина и в контексте ведомства, и в контексте законодательства с тем, чтобы ответ был и содержательным, и своевременным.

Алексей Козырев также коснулся экономических процессов на территории ЕврАзЭс в контексте цифровой интеграции. Развитие государственных цифровых платформ будет осуществляться с учетом процессов на территории ЕврАзЭс, подчеркнул замминистра, для чего в рамках Комиссии ЕврАзЭс создан специальный проектный орган, который будет координировать работу в этом направлении и куда Минкомсвязи планирует направить предложения по созданию на пространстве ЕврАзЭс цифровых платформ.

В завершение доклада Козырев коснулся вопросов финансирования развития цифровых технологий со стороны государства. Постоянно вкладывать в них бюджетные деньги в силу их естественного морального устаревания – затратный процесс. Поэтому необходимо активизировать механизмы ГЧП, отметил замминистра связи. Однако ключевые сервисы – электронная идентификация и аутентификация, геоинформационная система – по всей видимости, должны оставаться под контролем государства, заключил он.

Озвученные тезисы о развитии цифровых платформ будут отражены в нескольких документах, рассказал Алексей Козырев, отвечая на вопросы после доклада. Во-первых, по программе «Цифровая экономика» утверждены планы реализации программы и связанные с ними мероприятия. Одно из мероприятий в разделе информационной инфраструктуры предполагает разработку и утверждение концепции развития государственных цифровых платформ. Она находится в разработке, после чего концепцию планируется утверждать на подкомиссии по цифровой экономике.

Относительно повестки ЕврАзЭс Минкомсвязи готовит предложения со стороны РФ по реализации совместных проектов. Предложения будут направлены на то, чтобы российские государственные платформы были интегрированы с аналогичными платформами партнеров по ЕврАзЭс.

В свою очередь, по теме ГЧП есть три законопроекта, рассказал замминистра связи. Здесь будут скорее, законодательные инициативы, которые разрешат концессию в сфере создания и развития информационных систем. Кроме того, есть целый ряд инициатив, направленных на то, чтобы можно было коммерческие деньги использовать, чтобы госинформсистемы дорабатывать или финансировать их эксплуатацию для нужд коммерческих организаций.

«
Очень много данных, хранящихся у государства, требуются, например, банкам для кредитного процесса. При этом персональные данные банки могут получать с электронного согласия граждан, предоставляемого онлайн через системы электронного правительства. Но когда коммерческие организации начинают использовать государственные системы, возникает вопрос о том, кто за это заплатит. И нужны механизмы, позволяющие коммерческим организациям, которые существенно экономят на снижении рисков, на повышении качества кредитного портфеля, оплачивать растущую нагрузку на государственные ИТ-системы. Такие механизмы мы тоже будем создавать, - резюмировал Козырев.
»

2017

Представлен план мероприятий по развитию информационной инфраструктуры в рамках «Цифровой экономики»

Минкомсвязи России в рамках программы «Цифровая экономика» представило план мероприятий по направлению "Информационная инфраструктура" на 2017-2020 годы. При этом, показатели и индикаторы ключевых достижений просчитаны в нем до 2024 года.

Определены мероприятия на 2017-2020 года для развития информационной инфраструктуры

В документе говорится о трех основных целях направления "Информационная инфраструктура". Во-первых, сети связи должны удовлетворять потребности экономики по сбору и передаче данных граждан, бизнеса и власти с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями. Во-вторых, отечественная инфраструктура хранения и обработки данных должна обеспечивать предоставление гражданам, бизнесу и власти доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг, в том числе позволять экспортировать услуги по хранению и обработке данных. И третья цель – это разработка и функционирование цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти.

18 декабря 2017 года план утвержден правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.


Финансирование

Общий объем финансирования направления "Информационная инфраструктура" составляет порядка 427 млрд рублей. При этом, из федерального бюджета планируется выделить 98,6 млрд рублей, внебюджетные средства - 328,5 млрд рублей.

Основные задачи

План мероприятий включает 17 основных задач, которые ответственные организации и ведомства должны выполнить до 2020 года:

  • Определить потребности в услугах широкополосного доступа к сети "Интернет" и создать Генеральную схему развития сетей связи Российской Федерации на период 2017-2024 гг.
  • Обеспечить возможность широкополосного доступа к сети "Интернет" для населения
  • Обеспечить широкополосный доступ лечебно-профилактических к сети "Интернет"
  • Обеспечить широкополосный доступ образовательных учреждений к сети "Интернет"
  • Обеспечить широкополосный доступ к сети "Интернет" всех органов государственной власти и местного самоуправления
  • Обеспечить покрытие объектов транспортной инфраструктуры (в т.ч. федеральных автомобильных дорог и железнодорожной инфраструктуры) сетями связи с возможностью беспроводной передачи голоса и данных
  • Внедрить технологии подвижной радиосвязи 5G/IMT-2020 в Российской Федерации
  • Создать Глобальную многофункциональную инфокоммуникационную спутниковую систему (ГМИСС) для покрытия территории Российской Федерации и мира
  • Построить узкополосные беспроводные сети связи Интернета вещей на территории Российской Федерации
  • Создать дополнительный механизм стимулирования инвестиционной активности операторов для развития сетей связи на основе передовых технологий
  • Обеспечить доступность услуг по хранению и обработке данных на всей территории России для граждан, бизнеса и власти
  • Обеспечить хранение и обработку всей информации, создаваемой органами государственной власти и местного самоуправления, в государственной единой облачной платформе
  • Усовершенствовать техническое регулирование центров обработки данных в целях обеспечения устойчивости, безопасности и экономической эффективности их функционирования
  • Определить состав необходимых отечественных цифровых платформ и обеспечить их внедрение
  • Обеспечить возможность использования данных в цифровых платформах
  • Создать отечественные цифровые платформы сбора, обработки и распространения пространственных данных и данных ДЗЗ из космоса, обеспечивающие потребности граждан, бизнеса и власти
  • Создать отечественную цифровую платформу сбора, обработки, хранения и распространения данных ДЗЗ из космоса, обеспечивающую потребности граждан, бизнеса и власти. Обеспечение реализации проекта "Цифровая Земля"

Ключевые показатели

Ключевые показатели рассчитаны на период с 2018 по 2024 год. Так, в 2024 году 97% домохозяйств должны иметь широкополосный доступ в интернет на скорости не менее 100 Мбит/с. Все государственные медучреждения должны быть обеспечены ШПД на скорости не менее 1 Мбит/с при спутниковом соединении и не менее 10 Мбит/с при волоконно-оптическом уже в 2018 году.

В 2024 году все образовательные учреждения, а также органы государственной власти и местного самоуправления должны быть обеспечены ШПД-интернетом на скорости не менее 100 Мбит/с. К этому же времени все объекты транспортной инфраструктуры должны быть обеспечены устойчивым покрытием сетями связи с возможностью беспроводной передачи данных. При этом, в 2018 году их доля уже должна быть на уровне 96,5%. Также план достижений содержит показатели по развитию сетей пятого поколения (5G).

С 2018 по 2024 год в количество опорных ЦОДов в федеральных округах должно быть увеличено с 2 до 8. Мощность российских ЦОД в 2024 году должна составить 80 тыс. стойко-мест. В этом же году доля России в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных должна вырасти до 10%.

К середине 2019 года должны быть нормативно определены требования по использованию государственной единой облачной платформы органами государственной власти и местного самоуправления, а также утвержден план перевода их информационных систем и ресурсов в государственную единую облачную платформу ("гособлако"). При этом, ввод "гособлака" в промышленную эксплуатацию намечен на конец 2019 года. С этого момента и до конца 2020 года на эту платформу должны мигрировать 60% федеральных и 40% региональных информационных систем. В целом же к 2024 году доля государственных систем, перенесенных в "гособлако", должна увеличиться до 90%.

Доля сертифицированных ЦОД, предоставляющих услуги органам государственной власти и местного самоуправления, в 2020 году должна составить 30%, в 2024 – 100%.

Помимо этого, в 2024 году будет реализовано не менее 10 отраслевых индустриальных цифровых платформ для основных предметных областей экономики. Доля отраслей экономики, цифровые платформы которых интегрированы с отечественными платформами, обеспечивающими единую доверенную среду для работы с данными составит 100%. Доля экономически освоенных территорий Российской Федерации, на которых создана единая государственная среда передачи навигационной и логистической информации достигнет 90%. Такого же показателя должна достичь доля российских данных дистанционного зондирования земли в общем объеме данных, используемых в российских геоинформационных системах. Кроме того, в 2024 году должно быть завершено создание Единой электронной картографической основы.

Общественное обсуждение плана развития инфраструктуры цифровой экономики

27 ноября 2017 года Центр компетенций по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (ПАО «Ростелеком») и Рабочая группа «Информационная инфраструктура» при АНО «Цифровая экономика» (организует работу группы ПАО «МегаФон») представили проект плана мероприятий по развитию информационной инфраструктуры для цифровой экономики для общественного обсуждения. Документ размещен на сайте regulation.gov.ru.

«Беспилотный транспорт, платформы виртуальной реальности и биометрии, телемедицина, дистанционное образование, «умный» город – развитие этих цифровых экосистем может принести по разным оценкам, дополнительный прирост экономики от 0,4 до 0,9% ВВП в год. Таких амбициозных результатов можно достичь, только создав ИКТ-инфраструктуру, способную обеспечить текущие и перспективные потребности граждан, бизнеса и государства в передаче, хранении и обработке данных, - отметил Вице-Президент по стратегическим инициативам ПАО «Ростелеком», руководитель Центра компетенций Глазков Борис. – Представленный сегодня план - результат совместной работы ведущих участников рынка, которые, невзирая на конкурентные противоречия, смогли выработать консолидированное видение по основным направлениям развития инфраструктуры для цифровой экономики. В настоящее время мы завершаем процесс согласования документа с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, после чего документ будет передан на рассмотрение и одобрение в Подкомиссию по цифровой экономике при Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности».

В работе над планом мероприятий приняли участие 114 представителей ведущих компаний в сфере ИТ и телекоммуникаций. Разработанный экспертным сообществом план содержит более 300 мероприятий с конкретными предложениями по развитию сетей связи пятого поколения (5G), инфраструктуры хранения и обработки данных, созданию «цифровых» инфраструктур для транспортных коридоров, обеспечению равного доступа граждан к цифровым сервисам в сфере здравоохранения и образования, формированию инфраструктурного уровня нового типа - цифровых инфраструктурных платформ.

Важной особенностью разработанного плана является то, что он включает в себя не только мероприятия по реализации крупных государственных инфраструктурных проектов, но и инициатив бизнеса. Так, например, масштабное развитие сети ЦОДов в регионах с присутствием в каждом федеральном округе, в том числе в Хабаровске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, а также других городах, предполагается в рамках совместного проекта ПАО «Ростелеком» и ГК «Росатом».

Отдельный раздел плана мероприятий посвящён мерам поддержки создания инфраструктурных компонентов нового типа – цифровым инфраструктурным платформам. Ключевой особенностью такого вида платформ является возможность их переиспользования и применения в самых различных отраслях экономики. Так, например, сквозная платформа индустриального интернета, с одной стороны, позволит ускорить и упростить переход отечественной промышленности на «рельсы» «Индустрии 4.0», а с другой – стимулировать развитие «умного» транспорта, обеспечив связность транспортных средств и дорожной инфраструктуры. В целом, в плане мероприятий предусмотрено определение и создание не менее 5 цифровых инфраструктурных платформ, а также разработка мер их поддержки, в том числе со стороны институтов развития.

Включение федеральной беспроводной сети LPWAN для интернета вещей

5 сентября 2017 года стало известно, что в программе «Цифровая экономика», разработанной Минкомсвязи по поручению президента Владимира Путина, после утверждения Правительством появился ряд новых пунктов. В том числе в разделе «Информационная инфраструктура» теперь присутствует пункт о строительстве сети стандарта LPWAN[1].

Согласно программе, до конца 2017 года будет разработана концепция развития сетей узкополосной сети связи сбора телеметрической информации в городах с территорий более 100 кв. км. Также будут определены потребности в услугах, подходы к созданию и использованию сети LPWAN.

План регулирования рынка ЦОДов

В апреле 2017 года стало известно, что Минкомсвязи намерено объединить ЦОДы в консорциум и создать российскую систему их сертификации. Об этом говорилось в проекте программы "Цифровая экономика", который министр связи Николай Никифоров направил в ведомства на согласование в конце апреля 2017 года.

Эксперты кабмина предложили сделать безлимитный интернет повсеместным

В январе 2017 года Экспертный совет при правительстве направил предложения[2] по разработке программы "Цифровая экономика" министру по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову и Минкомсвязи. Программа цифровизации, по мнению экспертов, должна быть ориентирована, в том числе, на снижение издержек предпринимателей и граждан, обеспечение свободы движения товаров, услуг и капитала, всестороннюю кооперацию хозяйствующих субъектов в цифровом пространстве[3].

Что касается развития цифровой инфраструктуры, то прежде всего необходимо обеспечить всеобщий и безлимитный доступ в интернет. В качестве приоритетных направлений экспертный совет также предлагает выделить работу с большими данными, обеспечение защиты информации, создание сервисов на основе искусственного интеллекта, а также идентификацию пользователей и технических устройств.

В рамках нормативно-правового регулирования цифровой экономики эксперты предлагают обеспечить регулирование в таких сегментах, как электронная торговля, защита данных и интеллектуальной собственности, передача технологий. Также, по их мнению, нужно проработать вопросы регулирования деятельности в РФ глобальных цифровых компаний и создать нормативно-правовую базу для функционирования рынка труда в условиях цифровой экономики.

Примечания