вернуться на главную
Интервью

Дмитрий Лазаренко:

«Когда требуется 100%-й уровень доступности сервиса, надо идти в мультиоблако»

Что такое мультиоблако? Какие выгоды оно дает и с какими ограничениями сопряжено его использование? В чем преимущества мультиоблака на основе Kubernetes? На эти и другие вопросы TAdviser ответил Дмитрий Лазаренко, директор по продукту Mail.ru Cloud Solutions (MCS).

Когда бизнесу пора задуматься о мультиоблачной стратегии?

TAdviser: Что такое мультиоблако и в чем его отличия от гибридного?

Дмитрий Лазаренко: Мы говорим о мультиоблаке, когда компания может использовать ресурсы разных облачных провайдеров (как внутренних, так и внешних), отличающихся технологически. Второй вариант — когда в частном облаке находятся различные в технологическом отношении облака. Это тоже мультиоблако — для внутренних потребителей. Гибридное же облако — это облачные ресурсы, работающие на общей технологической платформе.


TAdviser: В каких случаях компаниям стоит обратить внимание на мультиоблачный подход?

Дмитрий Лазаренко: Среди основных факторов — географическая распределенность бизнеса, диверсификация деятельности и методов ИТ-поддержки, стремление снизить риски, использование сотрудниками теневых сервисов, не контролируемых ИТ-департаментом (shadow IT). Движущей силой может быть и необходимость быстрой цифровизации компании в условиях, когда возможностей одного действующего облака недостаточно. Кроме того, мультиоблачная стратегия является эффективным решением проблем при слияниях и поглощениях. Например, когда один банк приобретает другой, объединить разнородную ИТ-инфраструктуру и централизованно управлять ею можно только на базе мультиоблака.


TAdviser: Среди компаний какого типа распространена мультиоблачная модель на базе публичных облачных платформ?

Дмитрий Лазаренко: Среди цифровых. В корпоративном сегменте — в нефтегазовых, добывающих, металлообрабатывающих компаниях — преобладает частное облако. Крупные компании начинают с конфигурации частного облака либо частного мультиоблака, а потом добавляют внешний элемент в виде российского публичного облака.

Таким заказчикам часто требуется построение мультиоблачного маркетплейса, в том числе внутреннего. На момент внедрения мультиоблака они, как правило, уже инвестируют большие деньги в частные облака, поэтому не стремятся отказываться от них и хотят внедрить единообразное управление в сферах биллинга и мониторинга. У нас есть заказчик, в частном облаке которого работает мультиоблако на базе семи или восьми технологий. Соответственно, есть задача мультиоблачной оркестрации. Необходимо обеспечить единый инструмент для заказа услуг в мультиоблаке и для обеспечения дальнейшей жизнеспособности разнообразных систем: мониторинг, биллинг, изменение конфигурации, автоматическая деактивация, когда у потребителя заканчиваются деньги, и т. д.

Объединить разнородную ИТ-инфраструктуру и централизованно управлять ею можно только на базе мультиоблака


TAdviser: Есть ли разница в использовании мультиоблака цифровыми компаниями и представителями крупного бизнеса?

Дмитрий Лазаренко: В крупных компаниях чаще всего мультиоблако связано с использованием нескольких внутренних облаков. В то же время, цифровые компании предпочитают использовать мультиоблако на базе разных публичных облачных провайдеров.

Одновременно с этим, типовым потребителем мультиоблака в enterprise-компании является внутренний сервис-провайдер, а не конкретный отдел или департамент как в случае цифровых компаний.


TAdviser: Расскажите о типовых сценариях развертывания прикладных систем поддержки бизнеса в мультиоблачной среде.

Дмитрий Лазаренко: Таких сценариев два. Возьмем, например, добывающую компанию, у которой много офисов по всей России, и в каждом — свой ИТ-департамент, свои системы виртуализации. В этой компании создается сервис-провайдер, который берет на себя ответственность за хостинг корпоративных систем. Он выделяет типовые приложения, которыми пользуются внутренние потребители (например, «1С» или SAP), и начинает автоматизировать их развертывание в мультиоблачной среде. Для этого создается внутренний маркетплейс с ограниченным набором приложений и действий с ними. Это типовой сценарий развертывания устаревших ИТ-приложений (legacy).

По другому пути идут компании, которые активно цифровизируются. Они хотят, чтобы в облаке поддерживались Kubernetes и другие PaaS-сервисы. В этом случае типовой сценарий — использование мультиоблака для разработчиков. У разработчиков регулярно возникает необходимость временного получения большого количества ресурсов для проверки гипотез, развертывания тестовой среды, в которой не нужно хранить персональные данные и которую поэтому можно разместить в публичном облаке. В таком случае актуальна концепция инфраструктура как код (Infrastructure as Code, IaC) с популярным на рынке решением Terraform. Парадигма IaC позволяет управлять мультиоблачной инфраструктурой на легко читаемом декларативном языке, обеспечивая безопасность и предсказуемость изменений.


Опыт Mail.ru Cloud Solutions

TAdviser: Какова позиция Mail.ru Cloud Solutions в отношении мультиоблака?

Дмитрий Лазаренко: В каком-то смысле MCS является проводником крупного российского бизнеса на пути к внедрению мультиоблака. Мы помогаем компаниям реализовывать мультиоблачную стратегию на базе современных микросервисных технологий, предоставляем инструменты, открытую платформу на базе технологий открытого кода (OpenStack) с большим количеством платформенных сервисов (PaaS), включая Kubernetes как сервис. Кроме того, мы даем клиентам инструменты для создания гибридного облака на основе федеративного управления кластерами Kubernetes — что дает возможность создания и управления приложениями, которые находятся одновременно и в публичном или частном облаке MCS, и в облаке Amazon.


TAdviser: Можете привести кейс реализации мультиоблака из портфеля MCS?

Дмитрий Лазаренко: Показателен кейс компании «Битрикс24». Исторически она использовала облако Amazon при работе и с европейскими, и с российскими клиентами, а потом частично перешла в облако MCS. На то было три причины. Во-первых, необходимость выполнения требований закона «О персональных данных». Во-вторых, желание уменьшить сетевые задержки. И в-третьих, стремление получить надежный доступ к сервису, обезопасить себя от выхода из строя какого-либо провайдера или его ЦОДа. Ведь бывают случаи, например, когда случайно происходит обрыв оптоволоконного канала, или сгорает центральный маршрутизатор, таким образом отключая целый дата-центр.

Таким сервисам, как «Битрикс24», необходимо гарантировать доступность не на уровне стандартных 99,95%, а 99,99%. И это тот случай, когда надо идти в мультиоблако. В итоге «Битрикс24» сегодня использует три платформы, включая MCS и Amazon.


TAdviser: Сколько всего мультиоблачных проектов в портфеле MCS?

Дмитрий Лазаренко: Порядка десяти, в том числе очень крупные.


TAdviser: Какие инструменты для реализации мультиоблака вы предлагаете?

Дмитрий Лазаренко: В первую очередь это инструменты для интеграции нашего частного и публичного облаков в части единого инструмента управления приложениями, которые должны присутствовать в обоих облаках. Также мы предоставляем клиентам инструменты для управления развертыванием, мониторингом, масштабированием приложений, которые работают в федеративных кластерах Kubernetes, оказываем услуги консалтинга в области построения мультиоблачной стратегии, которая отвечает потребностям бизнеса.


TAdviser: В чем конкурентные преимущества MCS? Почему компаниям нужно выбрать вас в качестве партнера по внедрению мультиоблака?

Дмитрий Лазаренко: Mail.ru Group — одна из немногих российских компаний, способных создавать и поддерживать высоконагруженные сервисы. Многие наши конкуренты больше рассуждают на эту тему, а мы — делаем в рамках таких проектов как «ВКонтакте», «Одноклассники», «Ситимобил», Delivery Club и Mail.ru Cloud Solutions. Обширная экспертиза в построении хранилищ, обработке потоковых данных позволяет нам реализовывать сложные проекты в минимальные сроки. Это наше главное конкурентное преимущество.


TAdviser: Есть ли разница в использовании мультиоблака цифровыми компаниями и представителями крупного бизнеса?

Дмитрий Лазаренко: В крупных компаниях чаще всего мультиоблако связано с использованием нескольких внутренних облаков. В то же время, цифровые компании предпочитают использовать мультиоблако на базе разных публичных облачных провайдеров.

Одновременно с этим, типовым потребителем мультиоблака в enterprise-компании является внутренний сервис-провайдер, а не конкретный отдел или департамент как в случае цифровых компаний.


TAdviser: Расскажите о типовых сценариях развертывания прикладных систем поддержки бизнеса в мультиоблачной среде.

Дмитрий Лазаренко: Таких сценариев два. Возьмем, например, добывающую компанию, у которой много офисов по всей России, и в каждом — свой ИТ-департамент, свои системы виртуализации. В этой компании создается сервис-провайдер, который берет на себя ответственность за хостинг корпоративных систем. Он выделяет типовые приложения, которыми пользуются внутренние потребители (например, «1С» или SAP), и начинает автоматизировать их развертывание в мультиоблачной среде. Для этого создается внутренний маркетплейс с ограниченным набором приложений и действий с ними. Это типовой сценарий развертывания устаревших ИТ-приложений (legacy).

По другому пути идут компании, которые активно цифровизируются. Они хотят, чтобы в облаке поддерживались Kubernetes и другие PaaS-сервисы. В этом случае типовой сценарий — использование мультиоблака для разработчиков. У разработчиков регулярно возникает необходимость временного получения большого количества ресурсов для проверки гипотез, развертывания тестовой среды, в которой не нужно хранить персональные данные и которую поэтому можно разместить в публичном облаке. В таком случае актуальна концепция инфраструктура как код (Infrastructure as Code, IaC) с популярным на рынке решением Terraform. Парадигма IaC позволяет управлять мультиоблачной инфраструктурой на легко читаемом декларативном языке, обеспечивая безопасность и предсказуемость изменений.


Будущее мультиоблака

TAdviser: Какие ограничения есть у мультиоблачной стратегии?

Дмитрий Лазаренко: Amazon, VMware, MCS — все это совершенно разные в технологическом отношении платформы, схожих функций у них совсем немного. Автоматизированное мультиоблако, поддерживающее разные облачные решения, по определению сильно ограничено в функциональности из-за отсутствия стандартизации, и с этим приходится жить.

Mail.ru Group — одна из немногих российских компаний, способных создавать и поддерживать высоконагруженные сервисы.

Но уже появляются мультиоблачные стратегии следующего уровня на базе контейнерных технологий (Kubernetes и Docker), которые позволяют использовать одни и те же технологии поверх разных облачных провайдеров, что приводит к стандартизации и снижает барьеры.


TAdviser: Как именно Docker и Kubernetes помогают преодолеть ограничения, связанные с различиями в технологиях облачных провайдеров?

Дмитрий Лазаренко: У провайдеров, как известно, разные гипервизоры, системы виртуализации, форматы хранения файлов операционных систем и образов приложений. Docker предполагает один формат, благодаря чему одно приложение можно запустить на любой платформе: Amazon, Google Cloud, Microsoft Azure, MCS. Во всех случаях это будет один и тот же файл, который запускается везде без каких-либо изменений.

Второй важный момент заключается в том, что Kubernetes несет в себе часть функциональности для управления гибридом, например, возможность установить и масштабировать приложение в единой панели управления и в Amazon, и в MCS.


TAdviser: То есть, чтобы получить мультиоблако без дополнительных ограничений, рекомендуется использовать Kubernetes уже на этапе миграции?

Дмитрий Лазаренко: Да, но использование Kubernetes на этапе миграции в публичное облако потребует от компании дополнительных вложений, поскольку нужно будет преобразовывать приложения. Но в долгосрочной перспективе это значительно снизит риски и усилит поддерживаемость облачного решения. Мультиоблако на базе Kubernetes — новый этап развития технологии. Многие западные компании сегодня инвестируют в это направление.


TAdviser: А как вы оцениваете перспективы мультиоблачной конфигурации в России? В каких отраслях она может получить наибольшее распространение?

Дмитрий Лазаренко: Еще в прошлом году внедрение мультиоблака в России стало трендом. Об этом говорит увеличение количества запросов от российского бизнеса на внедрение мультиоблачных платформ. Мы наблюдаем рост спроса со стороны банков и крупных компаний из самых разных отраслей. С большой долей уверенности можно утверждать, что российские поставщики SaaS-сервисов тоже придут к мультиоблачной стратегии в течение ближайших нескольких лет, ведь им необходимо гарантировать доступность сервисов на уровне 99,99%, а это крайне сложно сделать на базе одного облака.

 

Автор текста: TAdviser
Персональный
воркшоп по облакам
Вы задаете вопросы – эксперты Mail.ru Cloud Solutions готовятся и отвечают
Зарегистрироваться